Anonyme) объединяет в себе двух крупных производителей - Пежо и Ситроен. Объём выпуска первого в среднем составляет 500 тыс. авто, а второго - вдвое больше. Эти два завода работают главным образом на потребности европейского рынка, выпуская относительно дешёвые и небольшие автомобили. Объединение этих фирм было необходимо, т.к. является лидером во французском автомобилестроении, производя более 1,5 млн. авто в год.
В 2002 г. Renault объединился с мощным японским концерном Nissan и теперь владеет 44,4% акций этой компании. Теперь японские автомобили, имеющие неплохой спрос в странах Евросоюза, получат дополнительные преимущества и увеличат свои продажи. А европейские Renault смогут освоиться на новом для себя рынке в Японии. Кроме того, французы смогут воспользоваться построенной дилерской сетью Nissan в США, заметно на этом сэкономив. Сотрудничество будет происходить также и в технической области.
Рынок сбыта легковых автомобилей Соединенных Штатов, в силу своей исключительной емкости, на данный момент является весьма привлекательным для большинства автомобильных компаний, в том числе и для французов. Недавно группа компаний PSA Peugeot Citroen заявила о своем намерении вернуться на автомобильный рынок Северной Америки и собирается сделать это раньше своего ближайшего конкурента, компании Renault.
Автомобили Peugeot продавались в США в начале девяностых, здесь была представлена модель Peugeot 405. Сейчас группа компаний PSA удерживает порядка 5,9-процента мирового рынка автомобилей. К 2011 году Peugeot и Citroen намереваются довести суммарные объемы продаж автомобилей до 4 миллионов штук в год.
Таким образом, французские продажи автомобилей выросли в 2010 года на 6,5 процентов и составили 164.192 автомобиля по сравнению с 154.193 единицами годом ранее.
Компании довольны такими результатами, поскольку в 2004 году на январь рост продаж составлял всего 0,2%, и только ноябрьские и декабрьские продажи немного улучшили годовые показатели.
Продажи PSA Peugeot Citroen в январе 2010 упали на 0,5%, а продажи его конкурента Renault подскочили на 17,5 процентов - как считает компания, благодаря удачной маркетинговой стратегии.
.3 Рынок автомобилей ФРГ
Европейские производители представлены главным образом немецким концерном Volkswagen, в который, кроме марки Volkswagen, входят также Audi Group, Skoda, Seat, Lamborghini, Bentley и Bugatti.
Концерн VW на данный момент занимает лидирующее положение среди всех европейских автокомпаний. На мировой арене легковых автомобилей Volkswagen занимает четвертую позицию по продажам, пропустив вперед двух гигантов из трех «Большой тройки» и японскую Toyota. Он проводит политику унификации своих автомобилей и сокращение платформ, что позволяет проводить более гибкую ценовую политику. Таким образом, концерн нивелирует разницу между отдельно взятыми марками, входящими в состав компании.
Марка VW считается производителем относительно дешёвых «народных» автомобилей, занимая во многих классах «ценовые» ниши. Модельный ряд Фольксвагена начинается с модели Lupo, класса А по европейской классификации легковых автомобилей и заканчивается моделью Passat (класс D). Цены на автомобили начинаются с отметки менее $10 тыс. и заканчиваются цифрой $38 тыс. Таким образом, автомобили удовлетворяют потребности большей части населения Европы. Однако в начале 2003 года в серийном производстве появилась новая модель марки VW - Phaeton. Эта машина будет находится в ценовой нише от $50 тыс. до $65 тыс. и позиционируется в классе F. Её конкурентами является элита европейского автомобилестроения: Audi A8, Mercedes S-klasse, BMW 7-series, которые значительно дороже.
Также необходимо отметить, что, например, группа «Audi» инвестировала 135 млн. евро в расширение мощностей завода по выпуску автомобильных двигателей в венгерском городе Дьер. К середине 2003 года его часовая производительность возросла со 100 до 250 двигателей, в настоящий момент более 300 двигателей, а ассортимент включает 4 типа 8-цилиндровых агрегатов. В 2010 году на заводе было собрано 1,2 млн. двигателей и 50 тыс. машин.
Например, компания BMW выпустила в 2010 году почти 900 тыс. автомобилей. А, начиная с 2000 г., когда компания выпустила внедорожник - первый в своей истории, продажи ежегодно увеличивались на 10%. Идеология фирмы осталась прежней: она выпускает машины для любителей активной езды - мощные, быстрые, со стремительным обликом и в то же время по-немецки качественные. Именно этим менеджеры компании удерживают своих клиентов.
Сейчас BMW имеет права на выпуск модели Mini завода с таким же названием. Такое решение было принято при продаже этого завода руководством BMW. Разработка этой машины велась в то время, когда компания Mini принадлежала баварской компании. Успех модели был очевиден, и поэтому было не разумно продавать её вместе с заводом, после того как были сделаны большие вложения. Менеджеры BMW оказались правы - продажи Mini One и Mini Cooper идут великолепно как в Старом свете, так и в Америке: в 2011 году они достигли отметки 100 тыс. автомобилей.
Расширение экспорта новых моделей автомобилей, как наиболее дешевых («Mini»), так и самых дорогих («Серия 7» и «Х-5»), позволило группе «BMW» получить хорошие финансовые результаты во втором квартале 2011 года. Консолидированные продажи группы в 2010 г. возросли по сравнению с тем же периодом 2004 года на 18,2% и достигли 543,7 тыс. шт. Чистая прибыль увеличилась на 11,9% - 629 млн. евро, а оборот - на 8,9% - до 11,6 млрд. евро. При этом прибыль только от сбыта автомобилей возросла на 8,8% и составила 958 млн. евро. В географическом распределении продажи автомобилей «BMW» возросли: в ФРГ - на 6,5%, в США - на 16% и в Великобритании - на 52%.
Рынок Германии по-прежнему остаётся очень ёмким, а значительная часть населения (775 тыс. человек) занята в автомобильной или смежных отраслях.
Это подтверждается и тем, что продажи на крупнейшем европейском авторынке в Германии за прошедший год выросли на 2,4% до 1,7 млн. автомобилей. Об этом сообщил союз автопромышленников VDA.
Значительный подъем сбыта был достигнут в июне, когда на рынке разошлось 335 тысяч автомобилей. Это на 8% больше, чем в том же месяце год назад.
В текущем году ожидается общее увеличение продаж с 3,27 млн. до 3,3 млн. автомобилей. Раньше предполагалось, что продажи сократятся до 3,25 млн. машин.
Тем не менее признаки стагнации немецкого автопрома все еще ощущаются на экспортных поставках, которые за 6 месяцев остались на прежнем уровне 1,92 млн. автомобилей. Тенденцию к спаду экспорта удалось предупредить только в июне, когда поставки автомобилей за рубеж выросли на 8% до 362,8 тыс. автомобилей.
1.4 Остальной рынок европейских автомобилей
В данном разделе курсовой работы будут исследованы главным образом итальянский, английский и шведский рынок автомобилей.
Так итальянский Fiat Auto является практически единственным производителем этой страны. В него также входят Alfa Romeo и Maserati, выпуск автомобилей последней фирмой незначителен. При этом Fiat остается в Италии практически монополистом в производстве легковых автомобилей. Ему принадлежат когда-то независимые компании «Alfa-Romeo», «Lancia», «Ferrari», «Maserati». Единственная марка итальянских машин, которой владеет не Fiat, а немцы - Lamborghini (спортивные машины класса «люкс»).
В марте 2000 года Fiat заключил «стратегический альянс» с американским автогигантом General Motors Corp. Cоглашение между двумя концернами предусматривало, что GM, изначально становившийся собственником 20% пакета акций Fiat Auto, итальянский же концерн стал владельцем 5% акций GMC. В рамках партнерства создавались два совместных предприятия по производству новых двигателей, коробок передач, разработке единых платформ для различных моделей авто, а также для торговли на рынках Европы и Латинской Америки. Предполагалось, что на этом партнеры смогут экономить ежегодно до $2 миллиардов. 13 февраля 2010 г. Fiat и GM объявили о расторжении альянса. Хотя сумма в $1,55 млрд., которую в течение трех месяцев американцы выплатят в качестве отступного, не выглядит столь уж внушительной по сравнению с долгами Fiat Auto, достигшими 8 миллиардов евро, но автомобильное подразделение по соглашению о расторжении получает и весьма ценное имущество. Это закрывает потребности Fiat Auto на годы вперед. Из экономических показателей необходимо отметить, что в первом квартале 2010 года прибыль от реализации Fiat почти удвоилась по сравнению с первым кварталом 2004 года, составив 47 миллионов евро ($60,4 миллиона). Ключевое автомобильное подразделение группы сократило операционный убыток в годовом исчислении до 129 миллионов евро с 146 миллионов евро, превзойдя прогнозы. Выручка Fiat Auto снизилась в первом квартале 2010 года до 4,62 миллиарда евро с 5,10 миллиарда евро в первом квартале 2004 года. Это при том, что аналитики ожидали прибыль от реализации Fiat на уровне 30 миллионов евро при выручке 10,92 миллиарда евро.
Английский автопром на современном этапе переживает свои не лучшие дни: марка Aston Martin давно выкуплена Fordом, а национальный британский автопроизводитель MG Rover с некоторых пор терпит значительные трудности и уже переступил грань банкротства.
При этом, характеризуя рынок европейских автомобилей, не стоит забывать, что Европейские страны, несмотря на их полную автономность и суверенность, все же находятся в тесном экономическом сотрудничестве. Для повышения экономической отдачи предприятий, борьбы с экономическими кризисами, а также в целях противостояния компаниям других наиболее развитых в автомобильном смысле регионов европейские автопроизводители заключают обоюдовыгодные контракты и создают совместные проекты. Например, Fiat и PSA Peugeot Citroen организовывают совместный проект в Турции. Турецкий производитель Tofas уже подписал соглашение с PSA и Fiat об организации совместного предприятия в Турции для разработки и производства легкого коммерческого транспорта. Новая модель под названием Minicargo должна появиться в продаже в 2008 году. По планам новый завод будет расположен в Бурсе, на северо-западе страны, а годовой объем производства составит 135.000 единиц в год, из которых 95% всей продукции будет предназначено для экспорта. Общие инвестиции в новое СП для проекта Minicargo оцениваются в 350 миллионов евро. Сама же компания Tofas также является совместным предприятием двух компаний - Fiat и турецкого холдинга Koc Holding.
У Fiat и PSA уже есть два совместных предприятия по производству легковых автомобилей и коммерческого транспорта во Франции и Италии.
1.5 Азиатский автомобильный рынок
Азиатский автомобильный рынок главным образом сформирован за счет японских и корейских автомобилей, но в последнее время все более активно в эти процессы вовлечены Китай и Индия.
Японский автопром, главный на азиатском рынке, имеет строгое разделение модельного ряда на автомобили для внутреннего и внешнего рынков. Те машины, которые продаются в Японии, возможно, никогда не сможет увидеть и купить американец или немец. Эти машины намного совершеннее тех, которые идут на экспорт. Во многом это обусловлено менталитетом японцев и жёсткими требованиями внутреннего рынка в области экологии, экономии и стиля. Новые модели появляются чаще. Если на западе модельный ряд фирмы-автопроизводителя обновляется каждые 5-7 лет, то японцы и корейцы обновляют модели для внутреннего рынка через 3-4 года.
Крупнейшим японским производителем является концерн Toyota, который производит свыше 6 млн. автомобилей в год на заводах, расположенных в разных частях света. Доля продаж компании Toyota за период с апреля 2004 г. по март 2010 г. составила 30% от общемировых продаж новых автомобилей.
Модельный ряд компании очень разнообразен и широк. Машины этой фирмы всегда отличались широким набором стандартного и дополнительного оборудования, конкурентной ценой, высоким техническим уровнем и не снижающимся качеством.
Автомобилями самого высокого класса занимается американское отделение Lexus, основным рынком сбыта которого является США.
Компания Daihatsu, принадлежащая концерну Toyota, специализируется на выпуске малолитражных и дешёвых автомобилей, которые очень популярны в Японии и Южной Корее.
На внутренний рынок Японии Toyota поставляет 3,1 млн. легковых автомобилей и является лидером в этой области.
Проведённое в начале 2010 года компанией ACNielsen маркетинговое исследование показало, что Toyota является самым популярным автомобильным брендом в мире (за ним следуют Ford и Volkswagen). В исследовании ACNielsen приняли участие 14 100 автовладельцев из 28 стран мира. Тем не менее, не исключено, что в следующие 12 месяцев Ford и Volkswagen будут вытеснены японской Honda и южно-корейской Hyundai, что логично вытекает из растущей популярности на мировом рынке азиатских брендов.
Nissan тоже очень известен своими доброкачественными автомобилями в Европе, а в Америке больше известно отделение Infiniti, занимающиеся реализацией машин высшего класса. За прошедшие 12 месяцев 2011 года Nissan продал в Америке более миллиона автомобилей.
Honda - третий по объёму выпуска автомобильный завод в Японии. Ежегодно выпускается 1,2 млн. автомобилей Honda. Эта фирма известна большими достижениями в производстве бензиновых двигателей, а также разработками автомобилей, использующими в качестве топлива природный газ и солнечную энергию.
Honda тоже имеет подразделение, занимающееся выпуском высококлассных автомобилей, преимущественно для американского рынка.
Компания Mitsubishi Motors является крупнейшим ТНК, которая объединяет в себе не только производство автомобилей. Однако 32% акций автомобильной компании Mitsubishi Motors принадлежит концерну DaimlerChrysler AG. Председателем совета директоров компании Mitsubishi был выбран представитель от концерна DC. И, скорее всего, дальнейшая интеграция этих компаний будет продолжаться.
Корейское автомобилестроение представлено тремя компаниями: Hyindai, Daewoo и Kia. Эти компании широко известны за пределами своей страны: они хорошо продаются в западной Европе (в том числе и России), где имеют свои заводы, а также увеличивают продажи в Америке. Из более чем 3 млн. собранных в 1999 году автомобилей на экспорт ушли больше половины.
Самый крупный из них - Hyundai, выпуск которого превышает 1 млн. автомобилей. Это в основном маломощные и дешёвые автомобили для широких слоёв населения.
Китай на данный является не сформировавшимся в привычном смысле автомобильным рынком. Однако развитие этой отрасли все же идет там в настоящее время достаточно интенсивно. Хотя по количеству автомобилей на душу населения страна занимает лишь 109-ое место (10 автомобилей на 1000 человек), в Токио на 15 миллионов населения - 3 млн. автомобилей. Автомобилизация проходит стремительно: 20 лет назад здесь выпустили 85 тысяч автомобилей, в 2010-м - 5,9 миллиона.
Годовой прирост в китайском автопроме последние 10 лет превышал 15%, и поэтому в 2011 г. Китай вышел на чистое 3-е место в мире - после США и Японии.
Таким образом, постепенно азиатские автомобили завоевывают мировой рынок сбыта автомобилей. Даже США, долгое время остававшиеся в автомобильном отношении недоступными, кажется сдают позиции. Продажи General Motors Corp. в США упали в феврале 2010 г. на 12,7% по сравнению с февралем 2004 года, а Ford - на 3% на фоне роста доли иностранных компаний на американском рынке автомобилей. В то же время продажи Toyota в США выросли за тот же период на 11%, а Nissan - на 10%.
2. Экономические законы и правила торговли автомобилями
.1 Мировое производство автомобилей по основным фирмам-производителям за 2010-2012 гг.
Анализируя вопросы спроса и предложения на автомобили во всем мире следует остановиться на таком регионе как Западная Европа. Западная Европа - это не только производитель автомобилей, но крупномасштабный потребитель. О емкости рынка сбыта в этом регионе говорит следующий факт. По данным Reuters, примерно каждый четвертый житель Западной Европы планирует купить новый автомобиль в ближайшее время, причем большинство предпочитают Volkswagen и Peugeot. Таковы результаты исследования ACNielsen, опубликованные 4 апреля 2010 г. В опросе, проведенном по Интернету в октябре 2004 года, приняли участие более 14000 человек из 28 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и США. 24% опрошенных в Западной Европе заявили о планах купить новую машину в последующие 12 месяцев.
Если рассматривать пять крупнейших европейских рынков, новый автомобиль в этом году собираются купить 22% немцев, 26% британцев, 34% итальянцев, 32% французов и 30% испанцев. В пояснительной записке отмечается, что ACNielsen впервые проводила подобный опрос, поэтому сравнительных данных нет. Самыми популярными автомобилями в Европе по типу кузова являются седаны и хэтчбэки, за ними следуют микроавтобусы, В отличие от других регионов, где предпочтение отдают спортивным внедорожникам городского типа и полноприводным машинам, европейцы в большей степени озабочены высокими ценами на топливо и проблемой загрязнения окружающей среды.
Таким образом, очевидно, что спрос на автомобили не только не сокращается, но и продолжает расти, при этом правда необходимо отметить, что в автомобильной промышленности, как в достаточно сильно монополизированном секторе мировой экономики, предложение продолжает превышать спрос.
Между тем, предложение дешевых экологически безопасных автомобилей недостаточно велико, а спрос на такие автомобили продолжает постоянно расти, что может обеспечить еще более интенсивный переход автомобилепроизводителей на высокотехнологичное экологически безопасное производство.
Далее в таблице приведены данные по мировому производству автомобилей по основным фирмам-производителям за 2010 год. Этот год выбран потому что данные за 2011 год еще не носят консолидированного характера.
Таблица 1. Мировое производство автомобилей по основным фирмам-производителям за 2010 год
Фирма - производительСтрана, где расположена штаб-квартираВсегоЛегковые автомобилиЛегкие грузовики и микроавтобусыГрузовикиАвтобусыДженерал МоторсСША7 5834 6632 919--ФордСША6 6763 6992 977--Тойота-Дайхацу-ХиноЯпония6 0555 021984454ФольксвагенФРГ5 1094 881204195Даймлер-КрайслерСША4 3642 3931 78517115Пежо-СитроенФранция3 1022 710392--ХондаЯпония2 6742 60965--НиссанЯпония2 5591 967568222Хёндэ-КиаЮжная Корея2 5182 0873981814Фиат-ИвекоИталия2 4091 92935910714Рено-Дача-СамсунгФранция2 3752 070305--МицубисиЯпония1 6481 242378252Сузуки-МарутиЯпония1 5411 161379--МаздаЯпония957780177--БМВФРГ947947---АвтоВАЗ-СеАЗРоссия786786---Фуджи (Субару)Япония56947990--ДэуЮжная Корея5044702636ИсузуЯпония454101293573ДонгфенгКитай366-315484CNAICКитай260121139--ЧанаКитай22532193--
.2 Перспективы развития мирового производства легковых автомобилей и легковых грузовиков
На международном рынке автомобилестроения возрастает активность. Есть вероятность, что уже к 2010 году здесь произойдут заметные изменения: лидерами рынка станут так называемые страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) ссылаясь на ежегодный финансовый доклад компании «PricewaterhouseCoopers». Согласно докладу ожидается, что на долю стран BRIC в будущем будет приходиться более 40% продукции мировой автопромышленности.
«В этом году Китай может обогнать Германию, которая считается гигантом автомобильной промышленности, и попасть в тройку лидеров, уступив только США и Японии. Уже в 2010 году вклад Китая в глобальный рост автомобильной промышленности составил 23%», - говорится в докладе.
Индия по объемам производства пока уступает Китаю - ежегодно здесь сходит с конвейера немногим более 1 млн. машин.
«Уникальная же черта бразильского автомобильного рынка - преобладание машин с двигателями, которые могут ездить как на бензине, так и на этаноле или на их смеси. Благодаря этому в Бразилии осуществляется огромный масштаб производства», - отмечают аналитики.
Что касается России, то автомобильный рынок является одним из самых динамических секторов российской экономики: за прошедшие 3 года он вырос на 27%, а общий объем продаж в 2010 году превысил 1,5 млн. автомобилей.
При этом необходимо отметить, что популярность России в качестве площадки для строительства иностранных автосборочных производств растет с каждым годом. Минэкономразвития РФ ведет переговоры об открытии в нашей стране автомобильных заводов таких компаний, как «Mitsubishi», «Suzuki», «Peugeot-Citroen» и «Great Wall».
Основными производственными площадками станут предместья Санкт-Петербурга и Нижегородская область. Эксперты обещают, что в ближайшее время станет известно и о выборе других автопроизводителей в пользу России. Северную столицу для сборки своих автомобилей выбрала компания «Suzuki». Концерн «Peugeot-Citroen» для себя определил Нижегородскую область. Руководство «Great Wall» смотрит в сторону Татарстана, но окончательного решения еще не приняло.
На прошлой неделе стало известно, что «Hyundai» планирует построить в России завод. Руководство корейского автопроизводителя «Hyundai» провело переговоры с Министерством экономического развития и торговли РФ. В ходе переговоров в том числе стороны обсуждали возможность получения льгот в случае строительства завода в России. На данный момент о строительстве завода точной информации пока нет, так как неизвестен результат переговоров. Есть предположение, что Таганрогский автозавод продолжит выпускать автомобили Hyundai по лицензии, а для производства новых моделей будет построен новый завод.Citroen летом 2012 г. может подписать с МЭРТ РФ соглашение о строительстве завода на территории России, который будет работать в режиме промышленной сборки.
Ранее МЭРТ подписало соглашения о промышленной сборке с 12 иностранными компаниями и с двумя компаниями - соглашения о сборке автокомпонентов. Также МЭРТ РФ ведет переговоры с еще шестью иностранными автомобильными концернами по поводу строительства заводов на территории РФ, работающих в режиме промышленной сборки.
Такие меры, по всей видимости должны предрешить проблему превышения спроса над предложением в нашей стране, так следует заметить, что в 2011 году на рынок недопоставили около 100 тысяч интересующих клиента автомобилей.
Заключение
В заключение необходимо остановиться на основных моментах данной курсовой работы.
К началу 2010 года уже практически завершился процесс разделения мира на самые могущественные автомобильные регионы. В то же время явственно намечаются и новые тенденции автомобильной промышленности - образовываются новые рынки сбыта и производства, некоторые автогиганты уже начинают терять свои позиции.
Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм. Несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan.
Также важный вывод работы заключается в том, что в настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.
В заключении необходимо отметить, что в начале ХХI в. мировая автомобильная промышленность характеризуется двумя тенденциями: усилением конкуренции и распространением влияния глобализации.
При этом спрос на автомобили не падает, а в отношении экологически безопасных автомобилей продолжает расти.
Список использованной литературы
1.Асатрян Р.С., Гарнов А.Г. Национальная экономика: организационно-экономические основы управления промышленностью в условиях переходного периода (на примере автомобильной промышленности). - М., 2011. - С. 82-83.
2.Будущее каким его видит фирма «ПрайсуотерхаусКуперс» // Автомобильная промышленность. - 2010. - №4. - С. 39.
.Дмитриев Е. Концепция развития российского автопрома принята: суждения и перспективы. // Автомобильный транспорт. - 2002. - №9. - С. 45-46.
.Журнал «Автомобили» №3, №4 - 2010
.Журнал «За рулем» №3-2010
.Журнал «За рулем» №4, №5 - 2010
.Мировая экономика и международный бизнес: учебник/ под ред. В.В. Полякова и Р.К. Щетинина - М.: КНОРУС, 2010., - 656 с.
.Митин С.Г., Ипатов А.А. Мировое автомобилестроение и вопросы стратегии развития автомобильной промышленности России. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. - 11 с.
.Могилевкин И. Транспорт в прошлом и нынешнем веке. // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №9. - С. 34-43.
.Перспективы развития мирового производства легковых автомобилей и легковых грузовиков. // БИКИ. - 2004. - №63 (8709), С. 10.
.Тихонов А. Мировой автомобильный рынок замедляется. М: 2010. - с. 10-14.
.Федорченко А.В. Современные тенденции территориальной организации промышленного производства. - М: Пресс-Соло, 2003. - С. 36-56.