Современная теория и практика применения нулевой ставки НДС

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная теория и практика применения нулевой ставки НДС

Содержание

Введение

. Значение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость

. Порядок и условия применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость

. Проблемы применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение

Налог на добавленную стоимость является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации - от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. Схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.

Налог на добавленную стоимость относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.

В этих условиях возникла необходимость теоретически обосновать основные направления совершенствования российской модели налогообложения экспортных операций, дать оценку эффективности применения на практике нулевой ставки налога на добавленную стоимость и определить механизмы эффективного регулирования налога на добавленную стоимость, что является исключительно актуальным и приоритетным по всей совокупности проблем современной финансовой науки.

Современная теория и практика применения нулевой ставки НДС анализируются в работах И.М. Александрова, Н.Г. Дмитриева и Д.Б. Дмитриева, В.М. Зарипова, Т.Л. Крутяковой, М.С. Кузнецовой, Ю.М. Лермонтова, Н.В. Милякова, В.Г. Панскова, А.В. Толкушкина, О.В. Скворцова, И.В. Стародубцевой, В.Ф. Тарасовой, И.А. Толмачева, Е.В. Чипуренко и др.

Однако происходящее в стране реформирование налогообложения требует изучения проблем применения нулевой налоговой ставки по НДС. Требуется исследовать значение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость, порядок и условия ее применения, а также проблемы и пути их решения при применении нулевой налоговой ставки.

Актуальность и высокая экономическая значимость названных проблем совершенствования применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость определили выбор темы курсовой работы, ее цель и задачи.

Целью курсовой работы является теоретико-методологическое обоснование применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость и выработка практических рекомендаций по решению проблем связанных с применением нулевой ставки НДС. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

исследовать в теоретическом аспекте значение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость;

провести анализ порядка и условий применения нулевой ставки;

обосновать пути совершенствования действующей системы организации взимания налога на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Предметом исследования явились налоговые отношения по поводу государственного регулирование экспорта и импорта продукции, целенаправленные на формирование государственного бюджета.

Объектом исследования выступила национальная система налогообложения экспорта в РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных учёных по изучаемой проблеме, а также Налоговый кодекс РФ и Таможенный кодекс РФ.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Первая глава характеризует экономическое значение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость. Вторая глава отражает порядок и условия применения нулевой ставки. В третьей главе рассматриваются проблемы применения нулевой ставки НДС и предлагаются пути их решения. В конце каждой главы имеются краткие выводы.

нулевой ставка стоимость налогообложение

1. Значение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость

По мнению Е.Б. Шуваловой и А.Е. Шувалова налог на добавленную стоимость представляет собой налог на стоимость производимых и реализованных товаров, работ, услуг. [21, c. 53] В.Г. Пансков уточняет, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. [13, c. 174] Более полное определение налога на добавленную стоимость дают А.В. Скворцов и Н.О. Скворцова, утверждая, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации - от сырья до предметов потребления. [15, c. 76]

Обобщая мнения ученых - экономистов, будем понимать под налогом на добавленную стоимость форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров, работ, услуг. Под добавленной стоимостью будем понимать прирост стоимости, или разницу между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость и издержки обращения.

При введении в России НДС была установлена единая ставка налога, равная 28%. Величина этой ставки была рассчитана исходя из необходимости поддержания бюджетных доходов на уровне, обеспечиваемом в предыдущем 1991 г. Налогом с оборота и налогом с продаж, взамен которых и был введен НДС. Единая ставка НДС, установленная в России в момент введения этого налога, существовала недолго: уже в 1992 г. Было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. В дальнейшем также происходили изменения уровня ставок с одновременным пересмотром перечня товаров, облагаемых по минимальной ставке. [11, c. 320]

Таблица 1.1 Сравнительная характеристика ставок на момент введения НДС в России

СтранаРоссияАвстрияБельгияДанияФранцияФРГНорвегияШвецияСтавка28%20%19%22%18,6%14%20%23,5%

Из таблицы видим, что в России ставка налога на добавленную стоимость в два раза выше ставки НДС в ФРГ, которая на момент введения НДС в России была минимальной.

В рамках гармонизации налоговой системы ЕЭС предполагается, что в ближайшие годы в странах Союза будут установлены две ставки НДС: пониженная - 4-9% и нормальная - 9-19%.

В НК РФ установлены различные налоговые ставки (см. рис. 1.1)

Рис. 1.1. Система налоговых ставок по уплате НДС

Из рисунка видим, что предусмотрено четыре вида ставок по налогу на добавленную стоимость: 0% (п 1. ст. 164 НК РФ), 10% (п 2. ст. 164 НК РФ), 18% (п 3. ст. 164 НК РФ) и расчетная ставка (п 4. ст. 164 НК РФ).

Ряд экономистов, такие как В.Г. Пансков, О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова, Н.Г. Дмитриева и Д.Б. Дмитриев, сходятся во мнении, что нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость имеет важное экономическое значение, так как стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт. [13, c. 174].

Нулевая ставка процента применяется: - по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, а также помещенным под режим свободной таможенной зоны, а также по работам (услугам), непосредственно связанным с производством и реализацией указанных товаров (по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за рубеж или ввозимых в РФ товаров, выполняемым (оказываемым) российскими организациями или предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иным подобным работам (услугам);

по работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита;

по услугам по перевозке пассажиров и багажа за пределы РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в космическом пространстве, а также по комплексу подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленному и неразрывно связанному с выполнением работ (оказанием услуг) в космосе;

по драгоценным металлам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов. Госфонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам;

по товарам (работам, услугам) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

по припасам, вывезенным из РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Припасами признаются топливо и горючесмазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания;

по выполняемым российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работам (услугам) по перевозке или транспортировке экспортируемых за рубеж товаров, а также связанным с такой перевозкой работам (услугам), в том числе работам (услугам) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

По операциям реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, в налоговые органы плательщиком представляется отдельная декларация. [11, c. 320-321]

Ряд авторов, таких как З.А. Муравьева полагают, что применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке. [12, c. 49] Экономисты Н.Г. Дмитриева и Д.Б. Дмитриев разделяют точку зрения З.А. Муравьевой и дают такое объяснение нулевой ставке НДС: «Нулевая ставка НДС означает освобождение от уплаты НДС с правом вычета (возмещения) налога, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работ, услугам), использованным при производстве и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 %». [5, c. 71]

Цель введения нулевой ставки НДС для налогообложения услуг по транспортировке, по мнению А.А. Артемьева и Т.В. Каковкина, - создание равных условий налогообложения для российских и иностранных перевозчиков. Так, согласно пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по транспортировке товаров, которые оказываются иностранными организациями, территория России не признается. Соответственно, такие услуги не являются объектом обложения НДС на территории нашей страны.[4]

В НК РФ не содержится определения понятия «экспорт». Поэтому в силу ст. 11 НК РФ это понятие должно применяться в том значении, в каком оно используется в гражданском, семейном и других отраслях законодательства. Согласно определению понятия «экспорт», данному в ТК РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ и Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно разъяснениям, изложенным в письме ФНС России от 19.10.2005 № ММ-6-03/886@, а также в письме УМНС России по г. Москве от 16.06.2004 № 11-10/40146, вне зависимости от условий поставки товара за пределы территории Российской Федерации, предусмотренных в контракте, заключенном между российским предприятием и иностранным покупателем, и времени перехода права собственности на поставляемый товар он признается экспортируемым, если факт его экспорта подтвержден в установленном порядке. [10, c. 77] Особенность налогообложения операций по экспорту товаров, работ и услуг заключается в том, что к указанным операциям применяется нулевая ставка НДС (ст.164 НК). По своей правовой природе применение нулевой ставки налога является разновидностью такой налоговой льготы, как освобождение. В отличие от изъятий (которые направлены на выведение отдельных объектов из-под налогообложения), освобождения направлены на изменение такого элемента налога, как налоговая ставка. С точки зрения законодательной техники применение освобождения (в форме обнуления налоговой ставки) оправдано тем, что в этом случае продавец сохраняет право на получение возмещения в счёт уплаченных им сумм НДС. Таким образом, применение нулевой ставки налога означает, что:

во-первых, экспортная операция фактически не облагается НДС (т.е. облагается по ставке 0%);

во-вторых, лицо, реализовавшее товары на экспорт, имеет право на получение возмещения в счёт суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной налогоплательщиком при покупке товаров, работ или услуг, использованных при производстве облагаемой по нулевой ставке продукции (в обычных условиях затраты на НДС компенсируются за счёт суммы НДС, полученной от покупателя).

Нулевое налогообложение позволяет разрешить правовую коллизию двух налоговых юрисдикций: государства-экспортёра и государства-импортёра. Принцип взимания НДС по месту конечного потребления товара (принцип назначения), прочно вошедший в практику международной торговли, позволяет избежать двойного налогообложения, а также обеспечивает справедливую конкуренцию на международных рынках.

В этом смысле принцип назначения значительно более отвечает требованиям справедливой конкуренции, нежели принцип происхождения. В соответствии с последним, товары облагаются косвенным налогом в той стране, где производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импорт освобожден. Недостаток принципа происхождения заключается в том, что налоговое бремя на импортируемые товары и товары, произведенные на месте, необязательно одинаково. Тем самым, применение принципа происхождения может привести к нарушению принципа равенства - основополагающего принципа международной торговли. Таким образом, преимущество принципа назначения заключается в том, что на всех товарах лежит одинаковое налоговое бремя при окончательной продаже потребителю. Этим обстоятельством и обусловлено то, что большинство современных государств придерживаются принципа назначения. Правовой основой его применения служит как национальное законодательство соответствующих государств, так и заключаемые ими двусторонние и многосторонние международные договоры (например, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 года).

Таким образом, нулевая ставка НДС означает освобождение от уплаты НДС с правом вычета (возмещения) налога, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работ, услугам), использованным при производстве и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 %. Нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, путем предоставления равных условий налогообложения для российских и иностранных перевозчиков.

. Порядок и условия применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с НК РФ налоговая база по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, определяется отдельно по каждой такой операции [1, ст. 166 п.6]. Налоговый кодекс возлагает на налогоплательщиков обязанность обосновывать право на применение нулевой ставки путем представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Перечень документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, является обязательным для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. Отсутствие какого-либо документа из этого перечня либо несоответствие представленных документов законодательно установленным требованиям влечет необоснованность применения нулевой ставки и возмещения налога на добавленную стоимость.

Документы, подтверждающие обоснованность нулевой ставки, представляются в налоговые органы одновременно с Декларацией по НДС, в которой отражена информация о соответствующей операции. При этом НК РФ устанавливает различный порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в зависимости от вида совершаемых операций. Если налогоплательщик в установленный законом срок собрал все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки, то он отражает информацию об этих операциях в разд. 5 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена" Декларации по НДС за тот налоговый период, в котором были собраны документы. Если в установленный законом срок налогоплательщик не собрал полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, ему необходимо начислить НДС на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) по ставке 10 или 18% [1, ст.165, п. 9], отразив соответствующую информацию в разд. 7 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена" Декларации по НДС.

Моментом определения налоговой базы в этом случае признается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) [1, ст.167, п.9]. Это означает, что НДС начисляется за тот период, в котором имела место отгрузка товаров, выполнение работ или оказание услуг, т.е. разд. 7 включается в Декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором была осуществлена отгрузка товаров (работ, услуг).

Одновременно налогоплательщик имеет право заявить к вычету суммы "входного" НДС, относящиеся к данной операции [1, ст.172, п.3]. Они также отражаются в разд. 7 Декларации по НДС. Сумма НДС, начисленная на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в связи с отсутствием документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшает. Она уплачивается налогоплательщиками за счет собственных средств [2]

Если впоследствии налогоплательщик все-таки соберет все необходимые документы и представит их в налоговый орган, он сможет вернуть уплаченные суммы НДС [1, ст. 165 п.9, ст. 171, п. 10, ст. 172 п.3]. В этом случае налогоплательщик включает разд. 5 в Декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором собран пакет документов и отражает в ней сумму НДС, которая ранее была начислена на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в связи с отсутствием документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%.

Кроме того, при совершении операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, нужно учитывать, что авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС по ставке 0%, освобождены от НДС.

К перечню документов, предоставляемых в налоговые органы для подтверждения обоснования применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов относятся:

контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара;

выписка банка (копия выписки), подтверждающая поступление выручки;

таможенная декларация;

копии документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Подробные перечень документов и их содержание представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Перечень документов, подтверждающих обоснование применения налоговой ставки % и налоговых вычетов

Наименование документаСодержание документаконтракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара; (составляется на русском и иностранном языках)условия поставки, сроки, вид продукции, цена продукции и т.д. посреднический договор или его копия при экспорте товара с участием посредников [1, ст. 165 п.2 пп.1].выписка банка (копия выписки), подтверждающая поступление выручки; ( и договор поручения по оплате указанного товара, заключенный между иностранным лицом и лицом, осуществившим платеж, если выручка от реализации товара иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица.Выписка не заверяется печатью банка. Отсутствие на выписках банка штампов кредитного учреждения и подписей уполномоченных лиц банка не лишает представленные выписки доказательственной силы. 2 п. 1 ст. 165 НК РФтаможенная декларация (ее копия)должны быть две отметки: - российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, - "Выпуск разрешен; - пограничного таможенного органа - "Товар вывезен". Отметка проставляется таможенным органом в пункте пропуска и подтверждает, что товар фактически пересек границу РФ.копии документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.Для получения таможенной декларации (ее копии) с отметкой "Товар вывезен" можно обратиться в пограничный таможенный орган с соответствующим заявлением согласно Порядку действия должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Из таблицы видно, что в контракте должна содержаться информация, необходимая для определения объекта налогообложения и налоговой базы по нему, - условия поставки, сроки, вид продукции, ее цена и т.д. Если товар экспортируется с участием посредников (комиссионеров, агентов, поверенных), то кроме контракта на поставку между посредником и иностранным контрагентом обязательно представляется и посреднический договор (или его копия) [1, ст. 165 п.2 пп.1]. Как правило, контракт с иностранным покупателем составляется на русском и иностранном языках. Если же контракт оформлен только на иностранном языке, то возникает вопрос: обязан ли экспортер в составе комплекта документов предоставлять и его перевод, ведь без этого невозможно установить его содержание и существенные условия, необходимые для налогового контроля обоснованности применения ставки НДС 0%. ФАС МО в Постановлении от 16.03.2007 N КА-А40/1451-07 указал, что отсутствие переводов контрактов не является основанием для отказа в возмещении НДС в связи с отсутствием прямого указания в НК РФ на необходимость наличия перевода контрактов. Требования Закона N 1807-1 и Федерального закона N 53-ФЗ не могут быть применены к налоговым правоотношениям. Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.05.2007 N 09АП-4824/07-АК также посчитал, что отказ в применении ставки 0% и возмещении НДС по данным основаниям является неправомерным и не соответствует законодательству о налогах и сборах. Однако, следует иметь в виду, что суд принял сторону налогоплательщика в данной ситуации потому, что налоговый орган не пояснил, какие сведения в контрактах не представлялось возможным установить в связи с отсутствием перевода. Кроме того, он не потребовал перевод у налогоплательщика, хотя имел на это право в соответствии со ст. 88 НК РФ. Поэтому, экспортерам лучше представить перевод договора на русский язык. В противном случае налоговый орган в рамках проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС может затребовать данный документ на основании права, предоставленного ему ст. ст. 31, 88 и 93 НК РФ. Нередко налоговые органы отказывают налогоплательщикам в подтверждении нулевой ставки при заключении контракта посредством факсимильной связи. Суды в этом вопросе встают на сторону налогоплательщиков. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 19.02.2007 N А56-29182/2005 пришел к выводу о том, что представление факсимильного экземпляра контракта не противоречит положениям ст. 165 НК РФ. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлениях ФАС ПО от 13.11.2007 N А65-8772/2006, от 06.12.2007 N А65-1803/07, ФАС МО от 27.08.2007 N КА-А40/8537-07.

В случае если выручка от реализации товара иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, то в налоговые органы наряду с выпиской банка представляется договор поручения по оплате указанного товара, заключенный между иностранным лицом и лицом, осуществившим платеж. Выписка не заверяется печатью банка. Отсутствие на выписках банка штампов кредитного учреждения и подписей уполномоченных лиц банка не лишает представленные выписки доказательственной силы, поскольку претензии налоговых органов относительно ненадлежащего оформления спорных документов не основаны на положениях банковского законодательства. Не содержит данного требования и пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ. В случае поступления на счет налогоплательщика выручки от реализации товаров на экспорт не в полном объеме применение налоговой ставки в размере 0% возможно в пределах суммы фактически полученной выручки согласно выписке банка, а также при наличии других необходимых документов, перечисленных в п. 2 ст. 165 НК РФ.

российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, - "Выпуск разрешен;

пограничного таможенного органа - "Товар вывезен". Отметка проставляется таможенным органом в пункте пропуска и подтверждает, что товар фактически пересек границу РФ.

Как правило, организация-экспортер самостоятельно грузы не транспортирует, поэтому для получения таможенной декларации (ее копии) с отметкой "Товар вывезен" можно обратиться в пограничный таможенный орган с соответствующим заявлением согласно Порядку действия должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Поэтому при заключении соответствующих контрактов с перевозчиком необходимо предусмотреть в договоре, что он обязуется представить таможенную декларацию (ее копию), и его ответственность в случае ее непредставления.

Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ. Например, при вывозе товаров на экспорт судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров именно за пределы РФ должны быть представлены копии коносамента или иного документа, удостоверяющего факт приема к перевозке экспортируемого товара. В этих документах в графе "Порт разгрузки" должно быть указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.

При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы РФ в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.

Документы должны быть представлены вместе с налоговой декларацией по НДС. Для экспортных операций в декларации предусмотрены специальные разд. 5 - 8, которые заполняются и представляются только при наличии в них соответствующих сведений. Если такие сведения отсутствуют, то представлять указанные разделы с прочерками не надо.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации экспортных товаров документы представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта [1, ст. 165, п. 9].

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора [1, ст. 75, п. 3].

Если по истечении 180 дней экспорт не подтвержден (не собран полный пакет документов), то на 181-й день у налогоплательщика возникает обязанность уплатить НДС, при этом моментом определения налоговой базы является день отгрузки. В связи с этим возникает достаточно спорный вопрос: с какого дня должны начисляться пени - с 21-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел экспорт, либо со 181-го дня? На этот счет существуют два мнения.

По мнению Минфина, если пакет документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС, не собран в течение 180 дней, то пени взыскиваются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, то есть с 21-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт, и до дня уплаты налога. В случае неуплаты НДС по таким операциям пени начисляются до дня подачи налоговой декларации с пакетом документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0%.

Высший Арбитражный Суд придерживается противоположной точки зрения. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 15326/05 указано: если налоговая декларация по НДС, уплачиваемому по ставке 0%, и документы, поименованные в п. 1 ст. 165 НК РФ, были поданы с пропуском установленного законом 180-дневного срока, то у налогоплательщика возникает обязанность уплаты НДС по ставке 10% (18%). Ее невыполнение приводит к образованию недоимки по НДС в операциях поставки продукции в режиме экспорта, на сумму которой взыскиваются пени на основании ст. 75 НК РФ. Пени начисляются начиная со 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0% вместе с указанными в НК РФ документами. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Если налогоплательщик уплатит недоимку до подачи декларации, то последним днем начисления пеней будет считаться день уплаты налога [1, cт. 44, п.3 пп.1, ст. 75, п.3, ст. 81, п.4].

Необходимость ведения раздельного учета для экспортных операций напрямую в НК РФ не прописана, поэтому в арбитражной практике иногда встречаются решения о том, что такой учет можно не вести. Например, в Постановлении ФАС ПО от 19.10.2007 N А55-18213/2006 говорится, что довод налогового органа о необходимости ведения раздельного учета "входного" НДС для экспортных операций не основан на нормах налогового законодательства, поскольку требования о необходимости ведения раздельного учета содержатся только в п. 4 ст. 149 НК РФ для операций, освобождаемых от налогообложения. Следовательно, указанное требование не может распространяться на операции по реализации товаров на экспорт и на внутренний рынок.

Однако анализ отдельных норм НК РФ позволяет делать вывод, что раздельный учет все же нужно вести. Во-первых, согласно п. 6 ст. 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции. Во-вторых, п. 3 ст. 172 НК РФ предусматривает особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, поэтому учет следует вести таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. И наконец, в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для реализации товаров (работ, услуг) по ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. [6] Таким образом, налоговая база по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, определяется отдельно по каждой такой операции. Право на применение нулевой ставки по НДС считается подтвержденным, если одновременно в налоговые органы представляется отдельная налоговая декларация и документы, подтверждающие факт реального экспорта товаров, в том числе:

контракт с иностранным партнером на поставку товаров за пределы РФ;

выписка банка о поступлении средств за экспортируемые товары. С 1 января 2006 года согласно пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ дополнительно представляется договор поручения по оплате за товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж, если выручка поступила не от самого покупателя (лица, указанного в контракте), а от третьих лиц по его указанию;

грузовая таможенная декларация с двумя отметками таможенных органов, проставленными в пункте выпуска товаров в режиме экспорта и в пункте пересечения этими товарами границы РФ;

товаросопроводительный документ с отметкой таможенного органа, подтверждающего вывоз товара за пределы территории РФ. Перечисленные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения нулевой ставки процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации экспортных товаров документы представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если по истечении 180 дней экспорт не подтвержден (не собран полный пакет документов), то на 181-й день у налогоплательщика возникает обязанность уплатить НДС.

3. Проблемы применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость и пути их решения

На практике возникают проблемы с применением налоговой ставки 0 % в случае, если по условиям экспортного контракта право собственности на товары переходит к иностранному покупателю до перемещения товаров через таможенную границу территории Российской Федерации.

По мнению арбитражных судов, условиями внешнеторгового контракта определяется момент исполнения обязательства по контракту, что относится к гражданско-правовым отношениям сторон. Налоговым законодательством право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 % при экспорте товаров не ставится в зависимость от выбранных сторонами конкретных условий поставки применительно к международным правилам Инкотермс-2000. Предусмотренные внешнеторговым контрактом условия поставки не меняют экспортного характера сделки и не имеют правового значения для целей обложения НДС, если налогоплательщик подтвердил реальный экспорт товаров документами, предусмотренными ст. 165 НК РФ. Взаимоотношения продавца и покупателя регулируются в сфере гражданско-правовых, а не налоговых правоотношений.

Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2007 № А56-49739/2005 суд отклонил как несостоятельный довод налогового органа о том, что условиями экспортного контракта (FCA) не предусматривалась поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Поставка товара на условиях FCA («Free Carrier»/«Франко перевозчик») по международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» означает, что продавец осуществляет передачу товаров, прошедших таможенную очистку для вывоза, указанному покупателем перевозчику в обусловленном месте. Для наглядности, см рис. 3.1.





Рис. 3.1. Поставка товара на условиях FCA

Как показывает рис. 3.1. условиями выполненной поставки считаются следующие: - если определенный пункт находится в помещениях продавца, когда товары загружены в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем или другим лицом, действующим от его имени;

если определенный пункт находится в ином, нежели в указанном выше месте, когда не отгруженные с транспортного средства продавца товары предоставлены в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом.

При отсутствии соглашения сторон о конкретном пункте и при наличии ряда подходящих пунктов продавец вправе избрать тот пункт, который наилучшим образом отвечает его цели.

Суд указал, что условиями контракта определяется момент исполнения обязательства по контракту, что относится к гражданско-правовым отношениям сторон. Налоговым законодательством право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 % при экспорте товаров не ставится в зависимость от выбранных сторонами конкретных условий поставки применительно к международным правилам «Инкотермс 2000».

Другая проблема, встречающаяся в правоприменительной практике - это споры по вопросу о правомерности применения налоговой ставки 0 % по экспорту программ для ЭВМ. Пункты 2 и 3 ст. 38 НК РФ исключают для целей налогообложения имущественные права из состава имущества и товаров.

В то же время подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ деятельность по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и иных аналогичных прав отнесена к деятельности по оказанию услуг.

Для признания операций реализации услуг в качестве объекта обложения НДС необходимо, чтобы местом их осуществления являлась территория Российской Федерации. Пункт 4 ст. 148 НК РФ позволяет сделать вывод, что если получателем прав на объекты интеллектуальной собственности является иностранная организация, то у российской организации по данной операции объекта налогообложения не возникает. В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 № 2617/05 сделан вывод, что реализация экземпляров программ на магнитных носителях иностранному покупателю по внешнеэкономическим договорам не образует объекта налогообложения и правила о возмещении НДС к ней не применяются. При этом ВАС РФ исходил из того, что в силу части 1 ст. 14 Закона РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (утратил силу с 1 января 2008 года), третьи лица (пользователи) имели право использовать программы для ЭВМ на основании договора с правообладателем. По условиям экспортных контрактов иностранный покупатель приобрел программы для использования в хозяйственной деятельности, то есть к нему перешло право на использование программ. Поэтому нельзя было согласиться с выводом о том, что товаром, вывезенным в таможенном режиме экспорта, в данном случае являлись компакт-диски. Таким образом, в отношении передачи авторских прав и иных аналогичных прав, по мнению ВАС РФ, действует режим налогообложения услуг, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ: объект налогообложения (реализация работ и услуг на территории Российской Федерации) возникает в случае, если покупатель вышеупомянутых объектов гражданских прав осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Если на территории Российской Федерации экономическая деятельность покупателем не осуществляется, то по данным операциям сумма НДС не подлежала исчислению и разница, подлежащая зачету или возмещению из бюджета, возникнуть не могла.

Аналогичная позиция приведена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 № 6579/04, ФАС Поволжского округа от 17.02.2006 № А57-4075/05-26, ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2005 № А56-20559/03. В то же время в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2007 № А56-10555/2006 суд пришел к противоположному выводу, согласно которому при реализации на экспорт экземпляров программ для ЭВМ передачи имущественных прав на них не происходит, поскольку законодательство различает понятия «программа для ЭВМ» как объект имущественных прав и «экземпляр программы для ЭВМ» как товар. Поэтому экземпляры программ для ЭВМ являются товаром и их реализация на экспорт подлежит обложению НДС по налоговой ставке 0 %. Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Московского округа от 16.08.2004 № КА-А40/6981-04-П, ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2003 № А56-7970/02. В постановлении ФАС Московского округа от 08.05.2007, 15.05.2007 № КА-А40/3732-07 суд отклонил доводы налогового органа о том, что лицензионные аудиокассеты с записью музыкальных произведений, лицензионные лазерные компакт-диски с записью музыкальных произведений, лицензионные видеокассеты с записью художественных фильмов и образовательных программ, лицензионные лазерные PC CD ROM с записью программ музыкальных произведений в формате МР3, универсальные лазерные цифровые диски с записью художественных фильмов и других аудио- или аудиовизуальных программ не являлись товаром в целях применения п. 1 ст. 164 НК РФ.

Суд указал, что в силу п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом, как указано в п. 2 ст. 38 НК РФ, понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Статьей 128 ГК РФ предусмотрено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, суд пришел к выводу, что имущество, приобретенное налогоплательщиком и реализованное в дальнейшем на экспорт для целей налогообложения и таможенного контроля, являлось товаром, то есть объект налогообложения имелся, в связи с чем налогоплательщик правомерно применил п. 1 ст. 164 НК РФ, представив в налоговый орган пакет документов, установленный ст. 165 Кодекса, подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0 %. Следует обратить внимание: подпунктом 4 п. 2 ст. 164 НК РФ определено, что коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 настоящего Кодекса (то есть продукции, облагаемой по налоговой ставке 10 %), в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 определяются Правительством РФ.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ нулевая ставка применяется в отношении не только услуг по вывозу товаров, но и работ (услуг), связанных с доставкой товаров, ввозимых на территорию РФ (по организации и сопровождению перевозок, погрузке и перегрузке товаров, их транспортировке и др.). Применение норм, регламентирующих использование нулевой ставки НДС при перевозке импортируемых товаров, вызывает сложности и у перевозчиков, и у декларантов-импортеров.

Хорошо известно, что в отношении услуг по вывозу товаров за пределы РФ Минфин России и налоговая служба настаивают на том, что нулевая ставка с последующим подтверждением прав на нее - обязательная процедура и перевозчик не может по своему желанию применять ставку НДС 18%. Однако при транспортировке ввозимых товаров точка зрения уполномоченных органов иная. Так, по мнению налогового ведомства, ставка НДС 0% применяется только в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых товаров, выполняемых российскими перевозчиками и включенных в таможенную стоимость этих товаров.

Налоговое законодательство не обуславливает применение нулевой ставки обязательным включением стоимости расходов по транспортировке ввозимых товаров в их таможенную стоимость. Можно предположить, что точка зрения налоговой службы основана на следующем: таможенная стоимость импортируемых товаров признается налоговой базой для таможенных пошлин и является одной из составляющих налоговой базы по НДС [1, ст. 160]. Поскольку расходы по транспортировке ввозимых товаров до места их прибытия на таможенную территорию РФ включаются в таможенную стоимость таких товаров, а реализация услуг по их перевозке является самостоятельным объектом обложения НДС, не исключено двойное налогообложение указанных услуг. Во избежание такой ситуации пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрена ставка НДС 0% для услуг по транспортировке ввозимых на территорию России товаров. Следовательно, эта ставка применяется, только если стоимость услуг по перевозке ввозимых в РФ товаров до ввоза на ее территорию включена в их таможенную стоимость, а аналогичные расходы, приходящиеся на перевозку по территории России и, соответственно, не вошедшие в таможенную стоимость товаров, облагаются НДС по ставке 18%.

Хотя подобные рассуждения на первый взгляд могут показаться вполне убедительными, по мнению А.А. Артемьева и Т.В. Каковкина, они все же ошибочны, и вот почему. Согласно ст. 322 Таможенного кодекса РФ налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. В силу п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) таможенной стоимостью ввозимых в Россию товаров признается стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная (подлежащая уплате) за товары при их экспорте в Россию и дополненная в соответствии со ст. 19.1 указанного Закона. Подпунктом 5 п. 1 упомянутой статьи предусматривается, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров к цене, фактически уплаченной (подлежащей уплате) за эти товары, дополнительно начисляются расходы по их перевозке до аэропорта, морского порта или иного места прибытия на таможенную территорию РФ. [4]

Таким образом, таможенная стоимость товаров применяется исключительно для целей обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенными пошлинами и налогами. Следовательно, от того, включены или не включены суммы тех либо иных затрат, в том числе расходов по перевозке, в таможенную стоимость ввозимых товаров, зависит лишь правильность ее определения и, соответственно, величина таможенных платежей.

Список документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по транспортировке ввозимых в Россию товаров, установленный п. 4 ст. 165 НК РФ, является исчерпывающим. Указанный пункт не обязывает перевозчиков представлять документы, подтверждающие, что часть стоимости услуг по перевозке включена в таможенную стоимость ввозимых товаров. Глава 21 НК РФ не содержит положений, предписывающих перевозчикам вести для целей обложения НДС раздельный учет, который позволял бы по одной услуге определять, какая часть выручки от реализации получена от транспортировки партии товара на территории РФ, а какая - за ее пределами. Таким образом, точка зрения, что ставка НДС 0% применяется только в отношении услуг по перевозке, стоимость которых включена в таможенную стоимость ввозимых товаров, представляется необоснованной.

Правоприменительная практика складывается в условиях, когда основная масса перевозчиков, зная позицию налоговых органов о распространении нулевой ставки лишь на транспортные услуги, учтенные в таможенной стоимости товаров, предпочитает не создавать конфликтных ситуаций и исчисляет НДС по ставке 18%. Тем же налогоплательщикам, кто не разделяет мнение ФНС России, приходится отстаивать свои права в судах. Что они и делают, причем весьма успешно. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12 января 2005 г. по делу N А56-20538/04 признал несостоятельным довод инспекции, что предусмотренная пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка 0% применяется только при включении стоимости указанных работ (услуг) в таможенную стоимость импортируемых товаров. Суд указал, что в п. 4 ст. 165 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика представлять документы, подтверждающие это обстоятельство. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2003 г. по делу N А56-38166/02, от 22 ноября 2002 г. по делу N А56-18838/02. Не обошел данную ситуацию своим вниманием и Минфин России. В Письме от 24 мая 2006 г. N 03-04-08/108 специалисты Министерства высказали такое мнение: ставка НДС 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами территории РФ, до пункта назначения, находящегося в России. Эта позиция Минфина России, по нашему мнению, совершенно правомерна, однако упомянутое Письмо является ответом на индивидуальный запрос налогоплательщика и официально до сведения налоговых органов не доводилось. Таким образом, мнение финансового ведомства, изложенное в этом документе, налоговые органы могут к сведению и не принять.

Среди специалистов по налогообложению давно идет полемика по поводу корректности установленных в ст. 148 НК РФ критериев, определяющих место реализации работ и услуг и, соответственно, обуславливающих решение о том, возникает ли на территории РФ объект налогообложения по НДС. В основе этих критериев должно лежать теоретическое представление об НДС как о косвенном налоге на внутреннее потребление в стране. Нормы законодательства призваны в максимальной степени обеспечивать выявление таких работ и услуг, результаты которых реализуются и потребляются на территории нашей страны и, как следствие, облагаются налогом в России. В этой связи сложившийся подход к определению места реализации услуг по перевозке ввозимых в Россию товаров в зависимости от юрисдикции перевозчика (российский или иностранный) представляется не вполне обоснованным. В последние годы на российском рынке транспортных услуг постоянно увеличивается доля иностранных перевозчиков. По мнению представителей российских транспортных компаний, одним из факторов, влияющих на расширение занимаемой иностранными фирмами доли рынка, является отсутствие у зарубежных компаний объекта налогообложения по НДС. [4]

Вопросы по применению ставки НДС 0% при налогообложении услуг, связанных с доставкой ввозимых товаров, возникают не только у перевозчиков, но и у декларантов-импортеров. Дело в том, что, если декларанту предъявлен НДС, исчисленный по ставке 18%, таможенные органы настаивают на включении суммы налога, уплаченной за доставку товаров до места ввоза на территорию России, в их таможенную стоимость. Это приводит к увеличению налоговой базы для исчисления таможенных платежей.

Между тем суды с позицией таможенных органов не согласны. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11 сентября 2006 г. по делу N А56-43662/2005 указал на незаконность корректировки таможенной стоимости на сумму НДС, уплаченную российским перевозчикам за транспортировку товаров до места их ввоза в РФ, так как эти услуги облагаются по ставке 0% и, следовательно, отличная от нуля сумма НДС выделена в счетах-фактурах ошибочно.

Представляется, что точка зрения таможенной службы обусловлена неопределенностью отдельных понятий, используемых в налогообложении. Как уже упоминалось, таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки, т.е. цена, уплачиваемая за эти товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в том числе расходами по перевозке товаров до места их прибытия на таможенную территорию России (пп. 5 п. 1 ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе). Чтобы решить, следует ли включать предъявленный перевозчиками НДС в таможенную стоимость товаров, разберемся, что в данном случае следует понимать под расходами по перевозке. Термин "расходы" не содержится ни в Законе о таможенном тарифе, ни в Таможенном кодексе РФ. Согласно п. 3 ст. 5 упомянутого Закона понятия, определения которых в нем отсутствуют, используются в значениях, сформулированных в других отраслях законодательства. Критерии признания затрат в качестве расходов содержатся в ст. 252 Налогового кодекса РФ. Согласно п. 19 ст. 270 НК РФ не учитываются в составе расходов суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом. В силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС. Таким образом, суммы налога, исчисленные перевозчиком ввозимых в РФ товаров, не относятся к расходам, а подлежат налоговому вычету с учетом норм ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

К аналогичным выводам приводит и анализ нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету. Так, в разд. II ПБУ 10/99 установлено, что в расходы по обычным видам деятельности включаются затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ). Ввозимые в Россию товары отражаются в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств либо МПЗ. [4]

В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Пунктом 8 этого Положения установлено, что при определении первоначальной стоимости объекта ОС, приобретенного за плату, не учитываются НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Как следует из п. п. 5 и 6 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая определяется (для МПЗ, приобретенных за плату) без учета НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Таким образом, в соответствии с правилами бухгалтерского учета суммы НДС, предъявляемые перевозчиками покупателям ввозимых в РФ товаров, также не относятся к расходам (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Итак, кажется очевидным, что суммы НДС, предъявленные перевозчиками декларантам (покупателям ввозимых в РФ товаров), не соответствуют определению расходов и не являются таковыми по своей экономической сущности. Значит, эти суммы не должны учитываться при определении таможенной стоимости товаров. Однако подобные ситуации необходимо оценивать с точки зрения всех положений законодательства, в том числе и тех, которые могут представляться достаточно формальными. Из названия ст. 270 НК РФ ("Расходы, не учитываемые в целях налогообложения") и буквального толкования ее норм вытекает, что перечисленные в статье операции в любом случае являются расходами. Просто они не учитываются при исчислении налога на прибыль, т.е. не рассматриваются как расходы в конкретной ситуации.

Следовательно, в данном случае мы имеем дело с очередной проблемой, причина которой, по мнению специалистов, в том, что в Налоговом кодексе РФ понятия "расходы", "затраты", а также связанные с этими понятиями условия определены крайне неопределенно, а потому нуждаются в уточнении. [7] Кроме того, совершенно неочевидно, чем является предъявленный поставщиком НДС - платежом, уплачиваемым покупателем сверх цены, или суммой в ее составе. Для решения рассмотренных проблем нужно, чтобы Минфин России официально довел до налоговых органов свою позицию о том, что нулевая ставка НДС применяется в отношении всей стоимости перевозки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения на территории России, изложенную в Письме N 03-04-08/108. Кроме того, необходимо официальное разъяснение, что в случае предъявления НДС перевозчиком декларанту-импортеру вся сумма налога не включается в таможенную стоимость товара. В качестве аргумента можно сослаться на пп. 3 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе, согласно которому в таможенную стоимость не включаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые в России. Безусловно, такой подход является во многом необъективным, так как в указанной норме речь, вероятно, все же идет о налогах, сборах и пошлинах, уплачиваемых лицом, заявляющим таможенную стоимость, т.е. декларантом, а не его контрагентами. Однако в условиях существующей неопределенности понятий "расходы", "цена" и др. этот путь представляется наиболее рациональным решением существующей проблемы. Представители таможенных органов высказывают мнение, что в такой ситуации следует запрашивать документы, подтверждающие уплату российским перевозчиком сумм НДС в бюджет. Очевидно, что подобные предложения поддержаны быть не могут, поскольку законодательство не предусматривает возникновения каких-либо прав или обязанностей у покупателя в зависимости от факта уплаты либо неуплаты НДС его контрагентами, предъявившими к оплате соответствующую сумму налога. Норм, предусматривающих обязанность поставщика услуг (перевозчика) передавать покупателю услуг (декларанту) документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм предъявленного НДС и процедуру такой передачи, в законодательстве также нет.[4]

Подводя итоги, отметим, что проблемы с применением нулевой ставки НДС возникают не только при вывозе товаров за пределы Российской Федерации, но и при ввозе товаров. Одним из возможных путей решения проблем, связанных с применением нулевой налоговой ставки, является ее отмена с дальнейшим возмещением средств из бюджета. Тогда, налогоплательщикам можно будет не волноваться по поводу уплаты пеней, если они не смогут собрать необходимые документы за 180 дней.

Заключение

Подводя итоги, проведенного теоретического исследования сформулируем выводы по работе.

Налоговая система Российской Федерации установила налог на добавленную стоимость, стоимостные характеристики объекта налогообложения которого, т.е. налоговая база, не соответствуют заявленным параметрам - добавленной стоимости, которая выявляется исключительно в процессе согласования сторонами реализационной сделки меновой стоимости отчуждаемого товара.

Существенным недостатком правовой конструкции указанного вида налога является отсутствие не только алгоритма исчисления добавленной стоимости, но и конкретной ее дефиниции с правовым и экономическим содержанием, а также четко заданными параметрами, а не с искусственно присвоенными налоговой базе не свойственными и чуждыми ей стоимостными характеристиками.

На сегодняшний день, налог на добавленную стоимость является самым сложным и спорным налогом. Это обуславливается тем, что законодатель не дает разъяснений, применяемой терминологии, что ведет к непониманию как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых служб. В данной работе под налогом на добавленную стоимость понимается форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров, работ, услуг. Под добавленной стоимостью будем понимать прирост стоимости, или разницу между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость и издержки обращения. В настоящее время в России ставки НДС составляют 0, 10 и 18%.

Нулевая ставка НДС означает освобождение от уплаты НДС с правом вычета (возмещения) налога, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работ, услугам), использованным при производстве и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 %. Нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, путем предоставления равных условий налогообложения для российских и иностранных перевозчиков.

Налоговая база по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, определяется отдельно по каждой такой операции. Налогоплательщик обязан обосновывать право на применение нулевой ставки путем представления в налоговые органы документов: контракта, выписки банка, таможенной декларации, копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов и др. Перечисленные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения нулевой ставки процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации экспортных товаров документы представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если по истечении 180 дней экспорт не подтвержден (не собран полный пакет документов), то на 181-й день у налогоплательщика возникает обязанность уплатить НДС.

Для решения проблем применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы Министерство финансов России официально довело до налоговых органов свою позицию о том, что нулевая ставка НДС применяется в отношении всей стоимости перевозки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения на территории России, изложенную в Письме N 03-04-08/108. Кроме того, необходимо официальное разъяснение, что в случае предъявления НДС перевозчиком декларанту-импортеру вся сумма налога не включается в таможенную стоимость товара. В качестве аргумента можно сослаться на пп. 3 п. 7 ст. 19 Закона о таможенном тарифе, согласно которому в таможенную стоимость не включаются пошлины, налоги и сборы, взимаемые в России. Безусловно, такой подход является во многом необъективным, так как в указанной норме речь, вероятно, все же идет о налогах, сборах и пошлинах, уплачиваемых лицом, заявляющим таможенную стоимость, т.е. декларантом, а не его контрагентами. Однако в условиях существующей неопределенности понятий "расходы", "цена" и др. этот путь представляется наиболее рациональным решением существующей проблемы. Представители таможенных органов высказывают мнение, что в такой ситуации следует запрашивать документы, подтверждающие уплату российским перевозчиком сумм НДС в бюджет. Очевидно, что подобные предложения поддержаны быть не могут, поскольку законодательство не предусматривает возникновения каких-либо прав или обязанностей у покупателя в зависимости от факта уплаты либо неуплаты НДС его контрагентами, предъявившими к оплате соответствующую сумму налога. Норм, предусматривающих обязанность поставщика услуг (перевозчика) передавать покупателю услуг (декларанту) документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм предъявленного НДС и процедуру такой передачи, в законодательстве также нет.

Список использованных источников

1.Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000г., № 118-ФЗ (ред. от 30.04.2008 г.). - Информ. - прав. Система «КонсультантПлюс». - Версия от 28.11.2008

.О направлении письма Минфина России от 29.11.2007 N 03-03-05/258: письмо ФНС РФ от 14.12.07 № ШТ-6-03/967@ - Информ. - прав. Система «КонсультантПлюс». - Версия от 28.11.2008

3.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / Александров И.М. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

.Артемьев А.А., Каковкина Т.В. Применение нулевой ставки НДС при транспортировке товаров, ввозимых на территорию России // Ваш налоговый адвокат. 2008 № 3.

5.Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.

.Ермошина Е.Л. Экспортные операции и НДС // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2008 № 7.

.Зарипов В.М. Расходы и затраты: понятия нуждаются в уточнении // Налоговая политика и практика. 2007. N 7

.Крутякова Т.Л. НДС 2008: практика исчисления. М.: 2008 - 245 с.

.Кузнецова М.С. НДС в примерах. М.: 2007 - 66 с.

.Лермонтов Ю.М. Актуальные вопросы исчисления и уплаты НДС: налоговый вестник; М.; 2008. - 181 с.

.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2006 - 509 с.

.Муравьева З.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей. 2-е изд., перераб. - Мн.: Изд-во МИУ, 2006. - 372 с.

.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. - 576 с.

.Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. Проф. Учеб. заведений/ О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. - М.: издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

.Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД «Питер», 2007 г.

.Стародубцева И.В. НДС: сложные моменты. М.: 2006 - 141 с.

.Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2007. - 320 с.

.Толмачев И.А., Филина Ф.Н. Налог на добавленную стоимость: ответы на все спорные вопросы. М.: 2007 - 231 с.

.Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. Приложение к журналу Налоговый Вестник. М - 2008. -316 с.

.Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. /М. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 149 стр.

Похожие работы на - Современная теория и практика применения нулевой ставки НДС

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!