Прибыль и рентабельность промышленной организации: анализ и пути их увеличения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    200,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прибыль и рентабельность промышленной организации: анализ и пути их увеличения

Введение

Главной задачей промышленной организации условиях рыночной экономики является функционирование с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в социально-экономическое развитие страны. Для выполнения своей главной задачи организация должна обеспечивать увеличение прибыли.

Прибыль - это первоочередной стимул к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность ее получения побуждает искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, применять организационные и технические нововведения, для повышения эффективности производства. Прибыльность позволяет организации вносить свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния страны.

Прибыль - категория многозначная, от глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, она занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования организаций, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

В условиях рыночного хозяйства организации, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Но сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования организациям своих ресурсов. Одним из показателей характеризующих эффективность работы организации является рентабельность, которая, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли и рентабельности на предприятии является сегодня более чем актуальным. Он позволяет определить основные пути стабильного роста эффективности организации, рациональное использование ресурсов, потенциальные возможности организации, а также выявить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Формирования и содержанием прибыли и рентабельности организации занимались многие ученые, такие как Шеремет А.Д., Гиляровская Л.Т., Ковалев В.В., Донцова Л.В., Крицмен М.П., С.Дж. Браун, П. Ревентлоу и другие.

Целью работы является анализ прибыли и рентабельности КДУП "Рогачевский завод напитков" и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;

провести анализ прибыли и рентабельности КДУП "Рогачевский завод напитков";

разработать направления повышения прибыли и рентабельности КДУП "Рогачевский завод напитков".

Объектом исследования является КДУП "Рогачевский завод напитков".

Предмет исследования - финансовые результаты деятельности КДУП "Рогачевский завод напитков".

Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. При выполнении работы были применены общенаучные и специальные методы исследований. Из общенаучных использовались методы научной абстракции, анализа и синтеза, логического познания. Отдельные проблемы изучались с помощью специальных методов экономических исследований: монографического, экономико-статистического и других.

В качестве источников информации использованы нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучаемой проблеме, периодическая печать, годовые отчеты, учетно-отчетная документация КДУП "Рогачевский завод напитков".

Работа представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком и дополнена приложениями.

В первой главе «Теоретические основы и методология анализа прибыли и рентабельности организации» рассмотрены теоретические аспекты прибыли и рентабельности: освещены понятие и значение прибыли и рентабельности организации, их виды и функции, необходимость и порядок формирования, а также методика анализа и планирования этих показателей в организации.

Во второй главе «Анализ прибыли и рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков» дана общая характеристика организации: цели создания, направления развития организации, проведено исследование его деятельности и финансовых результатов.

В третьей главе «Основные направления повышения прибыли и рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков» описываются имеющиеся резервы и возможные направления совершенствования прибыли и показателей рентабельности организации, предлагаются возможные мероприятия актуальные для КДУП «Рогачевский завод напитков», проводится теоретическое обоснование предлагаемых мероприятий и рассматриваются возможности их применения на практике.

Заключение содержит основные выводы и предложения курсовой работы. Список литературы состоит из 20 источников.

1. Теоретические основы и методология анализа прибыли и рентабельности организации

.1 Понятие и роль прибыли и рентабельности организации

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования организации. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития организации.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых организациями любой формы собственности [15, с.37].

Как одна из категорий рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

Во-первых, она характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности организации. Является основным показателем, отражающим эффективность производства для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Отражает степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы организации. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие в коммерческих расчетах, интенсификации производства.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов с различными знаками [18, с.239].

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна обеспечивать финансирование расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников [14, с.113].

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности организации и ее возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств организации перед бюджетом, банками, другими организациями и предприятиями[28, с.44].

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли. Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности вместе с тем не означает его бесспорной универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения "незаработанной" прибыли, т.е. образующейся не в результате рационализации хозяйственной деятельности, а путём изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо увеличения объемов производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, организации увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. Изыскиваются способы повышения цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда, не подкрепленного увеличением производительности, приводит к росту объёма денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен и инфляции, а, следовательно, эмиссии денег. Таким образом, абсолютное увеличение прибыли организации не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Важную роль играют и убытки. Они отражают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить виды прибыли организации.

Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) организации от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг и не связанных с производством и реализацией. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает: прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества организации; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают по большей части перераспределение ранее созданных доходов.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым организациям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного организациям метода учета выручки - по поступлению денег организации или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается организациям на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции[31, С.51].

В состав валовой прибыли так же включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли, которая включает прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе организации.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества организации - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности организации. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе организации.

У организации могут образовываться излишние материальные ценности вследствие объективных причин. Длительное хранение в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации излишков окажется ниже цен приобретения. Организация вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности. Финансовый результат имеет место только при продаже. При реализации же основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации. Под иным имуществом организации понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой иных видов имущества организации и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности организации и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества организации, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям, долгосрочным и краткосрочным финансовым вложениям, сдаче имущества в аренду. [24, С.15-16].В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери).[10]

Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Целью организации меняются в зависимости от периода: в долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации, самофинансирования и самоокупаемости при котором происходит накопление прибыли (рисунок 1.1). У каждого предприятия самофинансирование происходит в разные сроки, стремительно, плавно или замедленно. По мере того как происходит расчет с инвесторами, кредиторами и потребителями [3, 71].

Рисунок 1.1 - Модели обеспечения самоокупаемости и самофинансирования в процессе реализации этапов хозяйствования

Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, так как наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности производства необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные, но не тождественные понятия по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как качественный показатель для реальной оценки уровня прибыльности организации.

Показатели рентабельности отражают доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода организации. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.

В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:

) прибыльность,

) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение,

) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами,

) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

Значимость коэффициента рентабельности определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Для коллектива организации высокий уровень рентабельности означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. Для собственников (акционеров и учредителей) - означает прибыльность их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений, рост интереса к организации других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Для кредиторов и заемщиков денежных средств-означает реальность получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособность клиента и возможности для дальнейшего его развития. Динамика рентабельности изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.

Основные показатели рентабельности можно объединить в группы:

. Показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

.        Показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

.        Показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней доходности, отражаемых в отчетности организации:

Прибыль от реализации / Объем продаж × 100% (1)

Валовая прибыль / Объем продаж × 100% (2)

Налогооблагаемая прибыль / Объем продаж × 100% (3)

Данные показатели характеризуют прибыльность реализованной продукции [19, С.148-149]. Рассчитывается как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат организации и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Прибыль от реализации / Себестоимость продукции× 100% (4)

В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, как рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [22, c.10].

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств - все производственные активы организации; собственные средства и долгосрочные обязательства (инвестиционный капитал); собственный (акционерный) капитал.

Чистая прибыль / Все производственные активы ×100% (5)

Чистая прибыль / Инвестиционный капитал×100% (6)

Чистая прибыль / Акционерный капитал×100% (7)

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям отражают степень использования организациям финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и заемных средств. Эти показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников. [22, c.12]

Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, но вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. [23, c.25]

Чистый приток денежных средств / Объем продаж ×100% (8)

Чистый приток денежных средств / Совокупный капитал ×100% (9)

Чистый приток денежных средств / Собственный капитал ×100% (10)

Данные показатели дают представление о степени обеспечения кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Ее приоритет обусловлен тем, что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья" организации. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. []23, c.20]

Целесообразность производственного процесса отражает рентабельность производства, которая исчисляется по формуле:

(11)

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применяют этот показатель при внутрихозяйственных аналитических расчётах, формировании ассортимента выпускаемой продукции в части номенклатуры и объемов выпускаемых изделий. Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, для расчета используются следующие формулы:

(12)

(13)

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль организации, руб.;

СП - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

ЦП - объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов), руб.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов, управленческих решений. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством для преодоления последствий кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования, оптимизация соотношения доли заемных и собственных.[22,c.15]

Важнейшими факторами роста являются рост объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

1.2 Методика анализа, планирования и факторы, влияющие на прибыль и рентабельность организации

Обобщающая оценка финансового состояния организации достигается на основе таких показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности характеризуют все стороны хозяйствования, зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности организации.

Анализ формирования и использования прибыли осуществляют в несколько этапов:

Анализ состава и динамики балансовой прибыли;

Анализ финансовых результатов от основных видов деятельности;

Анализ уровня среднереализационных цен;

Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;

Анализ рентабельности деятельности организации;

Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: данные бухгалтерской и статистической отчетности форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №3 «Отчет об изменении капитала», форма№4 «Отчет о движении денежных средств», форма №4-ф «Отчет о составе средств и источниках их образования», форма №1-ф «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов», форма №4-у «Основные сведения об объеме производства продукции работ услуг по видам экономической деятельности», форма №12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)», форма №1-т «Отчет об использовании календарного фонда времени», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовую прибыль формируют (рисунок 1.2): прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывают как представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию организации в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Рисунок 1.2 - Схема формирования балансовой прибыли

Основную часть прибыли производственной организации получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [25, с.7]: объема продаж продукции; ее структуры; себестоимости; уровня среднереализационных цен.

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Для осуществления анализа находят сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. В первую очередь рассчитывается процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли корректируют на этот процент. Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка [3, с.131-134].

Определение возможной прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах осуществляют вычитанием от условной выручки условной суммы затрат.

Для расчета возможной прибыли при фактическом объеме продаж от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

Если организация производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.

Выполнение плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции, зависят от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации изделия на объем продаж. На изменение ее уровня влияют следующие факторы [22, с.13-14]: качество реализуемой продукции; рынки сбыта; конъюнктура рынка; инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от его зависит уровень средней цены реализации, влияние на ценовой фактор прямое. Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц. Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции. Если на протяжении года отпускные цены на продукцию изменились по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то по каждому виду продукции изменение цены умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.[4, c.178]

Выполнение плана по прибыли так же зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции (финансовые результаты от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств). Анализ служит для принятия управленческих решений и сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими организациями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их, своевременного предъявления соответствующих санкций. Убытки от списания дебиторской задолженности возникают обычно в организациях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.[25, c.15]

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам в виде дивидендов (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Анализ изучает динамику дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, закономерности их роста или снижения. По итогам анализа разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

От грамотного распределения и использования прибыли организации зависит выполнение функций прибыли, что отражается на финансовом состоянии организации не в меньшей степени нежели формирование. Нормативно-правовая база, регулирующая формирование, распределение и использование прибыли состоит из следующих нормативных документов: Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» № 3321 от 18 октября 1994года [9], Закон «О предприятиях в Республике Беларусь» № 462-XII от 14 декабря 1990 года[8], Закон «О бюджете на 2013 год» № 430-3 от 26 октября 2012 года[10], Закон «О налогах на доходы и прибыль» № 1330-XII от 22 декабря 1991 года[11], План счетов бухгалтерского учета.

Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» распространяется на все субъекты хозяйствования в Республике Беларусь, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Им регулируется ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности. На основании Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, обработки и обобщения информации о состоянии и движении объектов учета путем сплошного и документального отражения методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в количественно-стоимостном выражении.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2007 г. № 487 «О вопросах распределения и использования чистой прибыли и расходов на потребление организациями в 2007 году» (далее - постановление № 487) [1]определены:

* периодичность реформации финансового результата деятельности;

* порядок (последовательность) распределения прибыли;

* размеры (нормативы) использования прибыли на потребление.

Для правильности отражения в бухгалтерском учете установленного правительством порядка распределения и использования прибыли Министерством финансов Республики Беларусь утверждено постановление от 14 мая 2007 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности распределения и использования чистой прибыли и связанных с ее расчетом доходов и расходов организаций в 2007 году» (далее - Инструкция). [13]

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом:

фонд накопления (расширение производства),

фонд социальной сферы (капитальные вложения в социальную сферу)

фонд потребления (материальное поощрение работников организации). В некоторых организациях создается также резервный фонд (расходы будущих периодов).

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальное соотношение между интересами государства (бюджет), организации (расширить воспроизводство) и работников (повышение оплаты труда). С этой целью необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование организации и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для успешного развития организации [19, С.139]. Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, выяснить причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли. Основными факторами, влияющими на размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Затем исследуют влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды организации. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножают на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

Важной задачей анализа является изучение использования средств фондов накопления и потребления. Причем их средства имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Фонд накопления используется в основном на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы направлен на решение коллективных нужд (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий). Фонд потребления - направлен на индивидуальное стимулирование (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов плановым, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов.

Эффективность использования средств фонда зависит от полноты финансирования всех запланированных мероприятий, своевременности их выполнения и полученного результата.

Показатели рентабельности характеризуют окончательные результаты деятельности организации, их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели применяют для оценки деятельности организации и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности отражает количество прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции и исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его подразделениям и видам продукции.[16, c.187]

Рентабельность продаж отражает эффективность предпринимательской деятельности, определяется отношением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Рассматривается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике [23, c.14].

Доходность капитала исчисляется отношением чистой (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню.

На уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, влияют три основных фактора первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия [15, c.21].

Алгоритм анализа сохраняется для факторного анализа рентабельности инвестированного капитала. На этот показатель влияют: изменение балансовой прибыли и основного капитала Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг. В свою очередь на среднегодовую сумму основного и оборотного капитала влияют: объем продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

Замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

На рентабельность производства значительное влияние оказывают факторы регулирующие уровень себестоимости производственного процесса. Факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 - рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:

= (N0 - S0) / N0 (14), K1 = (N1 - S1) / N1 (15), DK = K1 - K0 (16)

где P1, P0 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;, N0 - объем реализации продукции (работ, услуг) соответственно;, S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;- изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

= (N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0 (17)

Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:

= (N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1 (18)

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

= DKN - DKS (19)

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменной, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости. Рентабельность производственных активов моделируется по факторным зависимостям:

П.К. = P / (F + E) = (P / TR) * (TR / (F + E)) (20)

где K П.К. - рентабельность производственных активов;- чистая прибыль;- стоимость основных производственных фондов;- средняя сумма оборотных средств;- выручка от реализации.

Данная формула раскрывает связь между рентабельностью фондов K П.К., производственных активов (P / (F + E)), рентабельностью реализации (P / TR), и фондоотдачей (TR / (F + E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов [23, с.52-55].

Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:

P/PK = (P / TR) * (TR / TK) * (TK / PK) (21)

где PK - собственный капитал;- совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала P/PK зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P / TR), скорости оборота совокупного капитала (TR / TK), и соотношения собственного и заемного капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Необходимо обратить внимание, что изучение подобной зависимости имеет большое значение для оценки финансового состояния и результативности действий организации [24, С.21-22].

Но стоит заметить, что при анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул, иногда искажается экономический смысл явлений, если не рассматривать их в комплексе с другими показателями. К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности. В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным условием повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности [8, С.270].

Как было рассмотрено в данной главе, в условиях рыночной экономики прибыль имеет большое значение. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции и снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они проявляют ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Анализ указанных показателей способствует выявлению резервов роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, относятся:

внешние факторы;

внутренние производственные экстенсивные факторы (изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов);

интенсивные;

внепроизводственные факторы (снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др.).

2. Анализ прибыли и рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков»

.1 Технико-экономическая характеристика организации

Коммунальное дочернее унитарное предприятие «Гомельский винодельческий завод» филиал «Рогачевский завод напитков», сокращенное название КДУП «Рогачевский завод напитков» - является одним из филиалов ОАО «Гомельский винодельческий завод». Организация зарегистрирована как юридическое лицо в 2011 году. Действует на основании Устава, зарегистрированного решением Рогачевского районного исполнительного комитета №122-РЭ от 31.12.2011г, с изменениями 15.04.2009г.

Основным видом производственно-экономической деятельности является производство плодовых вин, На производство алкогольной продукции государство доводит квоту, которая осваивается практически в полном объеме. Производство минеральной воды и безалкогольных напитков приостановлено с 2009 года в связи с отсутствием оборотных средств на приобретение оборудования линии розлива. (Приложение А)

Производственные мощности обеспечивают полный цикл производства, включая переработку плодов и ягод; приготовление виноматериалов. Основными потребителями продукции завода являются предприятия розничной торговли Гомельской области, имеющие лицензию на право торговли. Основными поставщиками сырья являются колхоз (СПК) «Урицкое»,КСУП «Пиревичи».

Управление организацией осуществляется на основании существующей организационной структуры КДУП «Рогачевский завод напитков» (см. Приложение Б).

Основные показатели деятельности КДУП «Рогачевский завод напитков» отражены в таблице 2.1, составленной на основании бухгалтерской отчетности (Приложения В-Н).

В целом ситуация на предприятии стабильна, объемы выручки имеют положительную динамику, темп ее роста составил в 2010 к 2009 году 104,7%, в 2011 к 2010 году 169,2%. Несмотря на то, что себестоимость реализованной продукции тоже выросла 106,2% и 154,1 % по соответствующим периодам, все же у выручки наблюдается некоторое опережение (1,6% и 15,1% соответственно).

Таблица 2.1 - «Динамика основных экономических показателей деятельности организации» по предприятию «КДУП Рогачевский завод напитков» в 2009-2011 гг.

Показатели

Значение показателей

Темп роста (снижения), % или изменения (+/-)


2009г.

2010г.

2011г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

А

1

2

3

4

5

1.Выручка от реализации продукции, работ услуг (за минусом налогов и иных обязательных платежей, включаемых в выручку)

9974

10439

17662

104,7

169,2

2.Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг

9599

10397

14123

106,3

154,1

3.Объем производства продукции

10459

11318

14949

114,6

125,1

4.Объем отгруженной продукции за пределы РБ.

-

-

-

-

-

5.Среднесписочная численность производственного персонала, чел

117

112

114

95,7

101,8

6.Выработка на одного работающего: -по выручке от реализации; -по товарной продукции

85,2 89,1

93,2 106,7

154,9 131,1

109,3 119,7

166,2 122,9

7.Фонд заработной платы производственного персонала

1130

1380

1197

122,1

86,74

8.Среднемесячная заработная плата одного работающего, тыс.руб.

919

1103

1050

120

95,2

9.Среднегодовая стоимость основных средств

8076

8820

9891

122,5

103,4

10.Фондоотдача основных средств

1,29

1,21

1,51

104,96

111,5

11.Затраты на один рубль произведенной продукции, руб.

0,93

0,92

0,77

98,18

83,51

12.Материальные затраты

7030

7727

6983

109,91

90,37

13.Материалоемкость товарной продукции

72,2

70,5

61

-1,69

-9,5

14.Среднегодовая величина оборотных средств

10191

10590

11631

103,92

109,83

15.Количество оборотов оборотных средств, раз

3,72

3,32

3,8

-0,4

0,48

16.Длительность одного оборота, дн.

40,9

44,3

38,7

3,4

-5,6

17.Прибыль (убыток) от реализованной продукции, работ, услуг

375

42

1082

11,2

2576

18.Прибыль (убыток) до налогообложения

245

50

1354

20,4

2708

19.Чистая прибыль(убыток)

96

7

848

7,29

12114

20.Рентабельность продаж, %

3,76

0,4

6,13

-3,36

5,72

21.Рентабельность продукции, %

2,35

0,42

9,06

-1,93

8,64

22.Коэффициент текущей ликвидности (норматив 1,0)

1,23

1,18

1,17

-0,05

-1,18

23.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив 0,1)

0,19

0,15

0,15

-0,04

-0,15

24.Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (норматив >0,85)

0,59

0,62

0,61

0,03

-0,62

Примечание. Источник - собственная разработка на основании бухгалтерской отчетности организации за 2009-2011 г. (приложения В - М)

В производственной сфере происходит постепенное снижение объемов в натуральном выражении так если в 2009 году объем составил 398 тыс дал, в 2010 году 419тыс. дал, то в 2011 - 324 тыс. дал. Но в стоимостном выражении отмечен устойчивый рост объемов производства так в 2009 году он составил 10427 млн. руб, в 2010 - 11952млн. руб.(рост 14,6%), в 2011 - 14949 млн. руб. (рост 25,1%).

Рост объемов производства в денежном выражении произошел в основном за счет внедрения в производство новой технологичной схемы, о чем говорит снижение себестоимости, и увеличение среднегодовой стоимости основных средств; увеличения ценового фактора за счет обновления ассортимента продукции. Так в 2011 году полностью заменен ассортимент, новую продукцию составляют в основном вина улучшенного качества.

Что касается интенсивных показателей отражающих использование ресурсов здесь в организации так же отмечена устойчивая динамика роста:

выработка на одного работающего по товарной продукции в 2009 году 89,1, в 2010 -106,7 в 2011 - 131,1 (прирост составил в 2010 году 19,7 % и в 2011 году 22,9%).

Что касается коэффициентов отвечающих за финансовую устойчивость, здесь наметились негативные тенденции. Снизились коэффициенты ликвидности с 1,23 в 2009 году до 1,17 в 2011 году и обеспеченности собственными оборотными средствами с 0,19 в 2009 году до уровня 0,15 в 2011 году, то есть организация начала активно привлекать кредитные ресурсы. Тем не менее в части обеспеченности финансовых обязательств активами ситуация улучшилась с уровня 0,59 до уровня 0,61 (2009 и 2011 года соответственно).

Положительные тенденции замечены в периоде в части роста прибыли (от реализации, чистой и балансовой). В 2009 году балансовая прибыль составила 245 млн.руб., 2010 году - 50 млн. руб. и 2011 году - 1354 млн. руб. Изменение рентабельности более полно отражает качественные изменения в части прибыльности организации. Так рентабельность производства продукции составила в 2009 году - 2,35%, 2010 год - 0,42% и 2011 год - 9,06% ,а по рентабельности продаж картина несколько иная, но динамика в целом удовлетворительная с 2009 - 3,76%, 2010 год -0,4 и 2011 год - 6,13%. Более подробный анализ прибыли будет приведен ниже. Все это отражает сравнительно стабильное состояние технико-экономических показателей организации. Можно сделать выводы, что организация своевременно предприняла меры для выхода из кризиса и ее политика направлена в сторону укрепления своих позиций на рынке, улучшения качества обновления материальной базы и поиска ресурсов для повышения конкурентоспособности.

2.2 Анализ прибыли КДУП «Рогачевский завод напитков»

Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

Основными источниками информации при анализе прибыли служат данные бухгалтерской и статистической отчетности Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" [Приложение В].

Для удобства анализа финансовых результатов вынесем показатели прибыли в отдельную таблицу (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Анализ динамики изменения прибыли КДУП «Рогачевский завод напитков» за 2009 - 2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменения с 2009 г. по 2010 г.

Изменения с 2010 г. по 2011 г.

Доля в объеме валовой прибыли в 2009 г., %

Доля в объеме валовой прибыли в 2010 г., %

Доля в объеме валовой прибыли в 2011 г., %

Валовая прибыль

1348

1273

3539

-75

2266

100

100

100

Прибыль от продаж

375

42

1082

-333

1040

27,82

3,3

30,57

Прибыль до налогообложения

245

50

1354

-195

1304

18,18

3,93

38,26

Чистая прибыль

96

7

848

-89

841

7,12

0,55

23,96

Примечание. Источник - собственная разработка на основании бухгалтерской отчетности организации за 2009-2011 г. (приложение В)

Как видно из таблицы 2.2, в 2010 году наблюдался резкое падение по исследуемому показателю, обусловленное случившимся экономическим кризисом. Но в 2011 году эти тенденции были устранены и наметился рост всех показателей прибыли, хотя структура все же оказалась измененной. Произошло резкое увеличение прибыли до налогообложения (с 18,18 % 2009 года до 38,26% 2011 года, а так же доли прибыли от продаж с 27,82% 2009 года до 30,57% 2011года).

Наиболее существенное влияние на балансовую прибыль оказала прибыль от продаж в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 333 тыс. руб. (88,8%) в 2011 г она значительно выросла на 1040 тыс. руб. и превзошла даже показатели 2009 года.Ввиду того что не только темпы роста прибыли от продаж превышают рост по другим эмпирическим показателям есть необходимости рассмотреть более детально за анализируемый период (2009-2011 гг.) необходимо произвести факторный анализ прибыли.

Ввиду того, что изменения по всем показателям прибыли оказались очень существенными есть смысл рассмотреть влияние финансовых результатов на исследуемый показатель.

Таблица 2.3 - Анализ финансовых результатов деятельности за 2009 - 2011 годы

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %





2010 к 2009 гг

2011к 2010гг

2010 к 2009 гг

2011к 2010гг

Объем производства промышленной продукции в текущих ценах

10427

11952

14949

1525

2997

114,6

125,1

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

9974

10439

17662

465

7223

104,7

169,2

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

9599

10397

14123

798

3726

108,3

135,8

Валовая прибыль

1348

1273

3539

-75

2266

94,4

278

Расходы на реализацию

973

1231

2457

258

1226

126,5

199,59

Прибыль (убыток от реализации)

375

42

1082

-333

1040

11,2

2576,19

Операционные доходы

-

89

400

89

311

-

449,44

Операционные расходы

-1

-96

-399

-95

-303

9600

415,63

Внереализационные доходы

52

221

1131

169

910

425

511,76

Внереализационные расходы

181

206

860

25

654

113,8

417,48

Прибыль (убыток) от операционных расходов

-14

-7

1

7

8

50

-14,29

Прибыль (убыток) до налогооблажения

245

50

1354

-195

1304

20,4

2708

Чистая прибыль

96

7

848

-89

841

7,3

12114

Примечание. Источник - собственная разработка на основании бухгалтерской отчетности организации за 2009-2011 г. (Приложение В)

Факторный анализ прибыли показал, что основным показателем увеличения прибыли от продаж в 2010 г. стало увеличение объема реализации. Увеличению которой способствовала усиленная работа маркетинговых служб и служб сбыта, на что указывает увеличение расходов на реализацию 126,5% за 2010 год и 199,6% за 2011 год, даже увеличение доли которых в структуре выручки от реализации существенного влияния не оказало. (Таблица 2.4) Показатель себестоимости реализованной продукции так же имеет растущую динамику темп роста в 2010 году к 2009 году составил 108,3% и в 2011 году к 2010 году - 135,8%. Однако если в 2010 году она опережала рост выручки от реализации на 3,6%, то в 2011 ситуация изменилась и отставание составило 33,36%, что обеспечило рост прибыли от реализации в 2011 году в 1040 мл. руб. и 2576,19% по отношению к 2010 году. Ввиду того что себестоимость в объеме выручки от реализации имеет очень большой вес ее изменение оказывает очень сильное влияние. Можно отметить что значительное увеличение прибыли от реализации в 2010 году произошло именно из-за снижения на 19,6% доли себестоимости в структуре выручки.

Таблица 2.4 - Анализ изменения структуры показателей по реализации за 2009 - 2011 годы

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %





2010 к 2009 гг

2011к 2010гг

2010 к 2009 гг

2011к 2010гг

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

9974

10439

17662

465

7223

104,7

169,2

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

9599

10397

14123

798

3726

108,3

135,8

Доля показателя в объеме реализации, %

96,24

99,6

79,96

3,36

-19,64

103,49

80,29

Расходы на реализацию

973

1231

2457

258

1226

126,5

199,59

Доля показателя в объеме реализации, %

9,76

11,79

13,91

2,04

2,12

120,88

117,97

Прибыль (убыток от реализации)

375

42

1082

-333

1040

11,2

2576,19

Примечание. Источник - собственная разработка на основании бухгалтерской отчетности организации за 2009-2011 г. (Приложение В)

На прибыль до налогообложения 2010 года существенное влияние оказали результаты от внереализационных доходов и расходов, так как темпы роста этих показателей составили 512% и 417% соответственно, несмотря на то, что доля прибыли от внереализационных расходов в объеме прибыли до налогообложения снизилась с 30% 2010 год до 20% 2011год.

Прибыль от операционных расходов существенного влияния не оказала, несмотря на то, что в динамие она приобрела положительное значение 2009 год -14млн. руб, 2010 год -7 млн. руб, 2011год 1 млн. руб. Вследствие чего показатели чистой прибыли так же приобрели положительную динамику, 2009 год 96млн. руб., 2010 год -7 млн. руб, 2011год 848 млн. руб.

Ввиду того что формирование прибыли от реализации начинается на стадии производства есть необходимость рассмотреть влияние факторов на формирование прибыли от производства, таблица 2.5

Таблица 2.5 -Анализ себестоимости выпускаемой продукции за 2009 - 2011 годы

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Структура по элементам

Темп роста, %





2009г

2010г

2011г

2010 к 2009 гг

2011к 2010гг

Объем производства продукции

10427

11952

14949

-

-

-

114,6

125,1

Затраты на производство

9741

10963

11451

93,42

91,73

76,6

112,5

104,5

Материальные затраты

7030

7727

6983

72,17

70,48

60,98

110

90,4

Затраты на оплату труда

1130

1380

1197

11,6

12,6

10,4

122

86,7

Отчисления на социальные нужды

424

499

422

4,4

4,6

3,7

118

84,6

Амортизации основных средств

88

420

517

0,9

3,8

4,5

477

123,1

Прочие затраты

1069

937

2332

11

8,6

20,4

87,6

248,9

Рентабельность произведенной продукции

2,35

0,42

9,06

-

-

-

17,8

2165,1

Примечание. Источник - собственная разработка на основании бухгалтерской отчетности организации за 2009-2011 г. (Приложение Е)

Анализ показывает темп роста объема производства опережает рост затрат на производство. Более того в структуре затрат произошли значительные изменения. Отмечено динамичное снижение уровня материальных затрат 2009 год - 93 %, 2010 год - 92% и 2011 год - 77 % в структуре себестоимости. Так же снизился уровень заработной платы что говорит о применении технологий, позволяющих снизить трудоемкость производства.

2.3 Анализ рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков»

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность в отличие от прибыли организации, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) организации. От уровня рентабельности зависит инвестиционная привлекательность организации, величина дивидендных выплат. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Анализ рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного организации. Цель анализа рентабельности - оценить способность организации приносить доход на вложенный в организация капитал [25 , С.7-9]. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность организации, комплексно отражают степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств и исчисляются отношением полученной прибыли к используемым источникам средств. Коэффициенты рентабельности могут выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждый полученный рубль. К таким коэффициентам относятся: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность чистых активов, рентабельность заемного капитала, рентабельность продаж, рентабельность отдельных видов продукции, экономическая рентабельность и др. Основные показатели рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков» приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Основные показатели рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков» за 2009-2011 гг., %

Показатели рентабельности

Формулы расчета

Назначение

2009 г.

2010г.

2011 г.

Рентабельность реализации (продаж)

(Прибыль от продажи продукции/ Выручка от реализации)×100%

Показывает какой процент прибыли получает организация с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции

3,76

0,4

6,13

Рентабельность активов (капитала)

(Чистая прибыль/Совокупные активы)×100%

Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб. соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в организация денежных средств.

21,97

12,4

5,2

Рентабельность основных средств

(Чистая прибыль/ Величина основных средств)×100%

Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб. стоимости основных средств. Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов организации

1,19

8,57

Рентабельность собственного капитала

(Чистая прибыль/ Собственный капитал) ×100%

Характеризует прибыль, которая приходится на 1 руб. собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств.

0,1

1,62

13,26

Экономическая рентабельность

Валовая прибыль/ (Оборотные активы + Внеоборотные активы) ×100%

Характеризует прибыльность отдельных видов продукции. Служит основанием для установления цены.

9,58

1,83

21,72

Источник - собственная разработка и данные из Приложений В, Е.

На основе таблицы 2.6 можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков» за анализируемый период наблюдается рост. Улучшены показатели использования основных средств мероприятия по введению основных средств в производство нашли свое отражение в показателях рентабельности. Выросла отдача на рубль вложенного капитала. В целом экономическая рентабельность предприятия несмотря на спад 2010 года приобрела положительные тенденции.

Факторный анализ прибыли показал, что основным показателем увеличения прибыли в 2011 г. стало увеличение объема реализации.

Этому способствовало улучшение использования основных средств, рентабельность основных средств составила в 2009 году - 1,19%, 2010 году - 0,08%, 2011 году - 8,57%. Несколько снизилась эффективность вложенных организацией средств с уровня 21,97% - 2009 года до 5,2%- в 2011 году, как следствие мероприятий по упрочению финансовой стабильности, снижению доли заемного капитала. Были выплачены обязательства по просроченным кредитам.

Определенные надежды внушает рост опережение роста объема производства над ростом затрат на их производство, что отображает рост рентабельности произведенной продукции с 2,35% 2009 года до 9,06% в 2011 году. Качество использования основных ресурсов так же улучшилось, о чем свидетельствует приведенный выше анализ.

3. Основные направления повышения прибыли и рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков»

.1 Резервы повышения прибыли и рентабельности

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить следующим образом:

Объем продукции в стоимостном выражение (N)

=

Объем продукции в физических единицах (q)

Цена единицы продукции (Ц)


Затраты на производство в денежном выражение(S)

=

Объем использованных ресурсов (в натуральном выражение)(z)

Цена единицы ресурса (С)


Доходность (N/S)

=

Производительность ресурсов (q/z)

Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С)


Прибыль (N-S)

=

Объем продукции в стоимостном выражении (qЦ)-Затраты на производство в денежном выражении (zC)




Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?

На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежне уровне?

Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию и т.д.

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий [15, 214].

Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских предприятий:

Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.

Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.

Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.

Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.

Анализ эффективности использования имущества.

Оценка рискованности деятельности предприятия.

Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.

3.2 Мероприятия по повышению показателей прибыли и рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков»

Для поддержки эффективной хозяйственной деятельности предприятия, а также для увеличения прибыли необходимо проведение следующих мероприятий:

выработать гибкость высокую адаптивность к изменяющимся условиям, постоянно и регулярно изучать состояние рынка сбыта продукции;

изучать потребительский спрос с целью определения возможного объема реализации продукции;

оптимально использовать все имеющиеся ресурсы.

Основными путями повышения рентабельности продукции является:

снижение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости продукции или повышения обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи);

рост объема производства;

рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее качества.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема продаж продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения (фонд пополнения собственных оборотных средств), третья - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Важной задачей анализа использования и распределения является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления.

На КДУП «Рогачевский завод напитков» большая часть прибыли была направлена в фонд пополнения собственных оборотных средств и использовалась для развития производства, что повлекло за собой ускорение оборачиваемости оборотных активов, увеличение возможности роста товарооборота и прибыли. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах. Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.

Таким образом, предприятию КДУП «Рогачевский завод напитков» можно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.

Для увеличения положительного результата на КДУП «Рогачевский завод напитков» предлагается разработать мероприятия, обеспечивающие:

строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ;

проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала;

повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться снижения уровня дебиторской задолженности;

дальнейшее увеличение доли продукции более высокого качества, что приведет к конкурентоспособности;

сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования;

внедрение более эффективной системы заготовительных работ;

ввод в эксплуатацию линии производства безалкогольных напитков и минеральной воды, что расширит рынки сбыта и изменит структуру потребителей продукции организации;

сократить уровень непроизводственных расходов.

Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии, которая должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке.

Заключение

рентабельность прибыль организация

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации. Важнейшими из них являются показатели прибыли и рентабельности, которые в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития организации.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых организациями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Для повышения эффективности работы организации первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли.

Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации. Прибыль отражает результаты всех сторон деятельности организации. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа.

Анализ прибыли и рентабельности за 2009-2011 гг. был проведен во 2 главе настоящей дипломной работы на примере КДУП «Рогачевский завод напитков». Данная организация является стабильной организацией, которая обеспечивает весь цикл воспроизводства. Несмотря на то что кризис 2010 года отразился на технико-экономических показателях организация вышла на уровень показателей 2009 года и более того обеспечила прирост.

Грамотная политика в области распределения прибыли позволяет постепенно улучшать состояние материальной базы, осваивать новые капиталовложения. Так инвестировано в 2009 году в основной капитал 118млн. руб, в 2010-495млн. руб. и в 2011 году - 479 млн.руб.

Однозначной стала политика организации в отношении использования кредитных ресурсов. Для минимизации внереализационных расходов часть прибыли была направлена на погашение кредитных обязательств. Можно отметить рост внереализационных доходов в 2009 году - 52 млн.руб., в 2010 году - 221млн. руб. и в 2001 году 1131 млн. руб., который образовался за счет доходов от ценных бумах и других капиталовложений в 2011 году этот показатель оказал значительное влияние на прибыль балансовую 1131млн. Свою лепту внесли подразделения, работающие с дебиторской задолженностью.

Росту прибыли способствует ежегодное обновление ассортимента продукции с уклоном на повышение качества продукции, это позволяет устанавливать соответствующие цены и минимизировать долю низкорентабельной продукции. Так в 2011 году разработаны и поставлены на производство вина плодовые улучшенного качества «Яблочно-медовое», «Золотой рог», «Рогачевская легенда», вина крепленые специальной технологии «Беларускі пачастунак».

Таким образом, в данной курсовой работе был проведен анализ прибыли и рентабельности КДУП «Рогачевский завод напитков» и выявлены возможные пути повышения данных показателей в условиях рыночной экономики. Которые подтверждают целесообразность применяемой в части политики в организации, которая направлена в сторону укрепления своих позиций на рынке, улучшения качества обновления материальной базы и поиска ресурсов для повышения конкурентоспособности.

Список использованных источников

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 284 с.

. Браун С.Дж., Крицмен М.П. Количественные методы финансового анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 315 с.

. Веснин В.Р. Основы финансового анализа. Учебник для вузов. - М.: Триада, Лтд, 2007. - 288 с.

. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: Изд. дом "Дашков и Ко", 2004. - 424 с.

. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие. - М.: ДИС, 2008. - 400 с.

. Грузинов В.П. Экономика организации. Учебник. - М.: Высшая школа, 2004. - 230 с.

. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности: Учебник. - М.: Перспектива, 2004. - 146 с.

. Закон «О предприятиях в Республике Беларусь» № 462-XII от 14 декабря 1990 года.

. Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» № 3321 от 18 октября 1994года.

. Закон «О бюджете на 2013 год» № 430-3 от 26 октября 2012 года.

. Закон «О налогах на доходы и прибыль» № 1330-XII от 22 декабря 1991 года.

12. Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина, Минэкономики и Минстата Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. №81-128.

13 Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности распределения и использования чистой прибыли и связанных с ее расчетом доходов и расходов организаций в 2007 году» утвержденная постановлением Минфина, Минэкономики и Минстата Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. №76.

. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 348 с.

. Лебедева, С.Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. - Гомель: ГКИ, 2000. - 196 с.

. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша [и др.]; под. ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В. Мозоля. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2007. - 574 с.

. Мелентьева В.И. Анализ рентабельности промышленных предприятий. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 336 с.

. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий: Учеб. пособие. - М.: Машиностроение, 2005. - 542 с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебник. - Мн.: ИП Экоперспектива, 2007. - 438 с.

. Сергеев И.В. Экономика организации. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 370 с.

. Справочник финансиста организации. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 559 с.

. Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет, №11 2010г. - С.11-15.

. Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер, №1 2010г. - С.17-21.

. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы, №5 2009г. - С.15-18

. Сотникова Л.В. О формировании финансовых результатов // Бухгалтерский учет, № 5 2010г. - С.21-25.

. Яковлев И.Г. Управление затратами и прибылью организации // Экономист, №8 2009г. - С.11-16.

. Якуш И.Ф. Оценка показателей прибыли // Финансист, №5 2010г. - С.16-19.

Похожие работы на - Прибыль и рентабельность промышленной организации: анализ и пути их увеличения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!