Совершенствование механизма управления лизинговыми операциями российских предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,07 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование механизма управления лизинговыми операциями российских предприятий

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях одной из приоритетных задач на российских предприятиях в связи со значительным моральным и физическим износом основных фондов (значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д.) является привлечение инвестиций для их обновления. Финансовых средств, привлекаемых по традиционным источникам инвестиций, недостаточно. В результате этого появляется потребность во внедрении новых форм финансирования, позволяющих привлекать долгосрочные инвестиции. Одним из инструментов, способствующих интенсификации инвестиционного процесса может быть лизинг, получивший широкое применение в мировой практике и объединяющий все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Степень разработанности темы. Теоретические и методологические основы лизинга рассмотрены в трудах таких западных экономистов как Р. Грант, Т. Кларк, Г. Роузен и др. Изучением особенностей развития лизинга в России занимаются отечественные учёные Агафонова М.Н., Газман В.Д., Горемыкин В.А., Добрынина С.А., Ковынев С.Л., Кокурин А.В., Лещенко М.И., Никандрова Л.Ю., Пантелеева Е.Л., Щербакова Е.Б. и др.

Вместе с тем, методические и организационные аспекты совершенствования механизма управления лизинговыми операциями российских предприятий исследованы в трудах отечественных ученых пока недостаточно. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Целью настоящей работы является исследование совершенствования механизма управления лизинговыми операциями российских предприятий.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

рассмотреть понятие, объекты и субъекты, виды лизинга;

исследовать деятельность по предоставлению оборудования в лизинг предприятием ООО «СпецТрансЛизинг»;

выявить недостатки механизма управления лизинговыми операциями на предприятии ООО «СпецТрансЛизинг» и выработать предложения по совершенствованию данного механизма;

провести экономическое обоснование предложений.

Объект исследования - российские предприятия.

Предмет исследования - совокупность методических и практических проблем, связанных с развитием лизинга на российских предприятиях.

Теоретической и методической основой работы являются научные труды отечественных учёных, совокупность законодательных актов органов государственного управления и нормативно-правовых и методических документов по вопросам лизинга.

Информационную основу работы составили материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы лизинговых компаний, в частности, ООО «СпецТрансЛизинг».

Методологической основой исследования является диалектический подход, системный и функционально-структурный метод исследования, сравнительный анализ, табличные и графические приемы, статистические методики анализа данных, метод логического, экономического анализа, метод группировок.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретические аспекты лизинговых операций российских предприятий

.1 Понятие, объекты и субъекты лизинга

лизинг управление правовой

Понятие лизинга (англ. leasing от англ. to lease - сдать в аренду) как финансового инструмента инвестирования в производство появилось в 60-х гг. XX в., хотя сам лизинг как услуга формировался веками и начинался с обыкновенной аренды еще в древних государствах Ближнего Востока.

Лизинг играет существенную роль в росте объемов производства товаров и услуг, увеличении инвестиций и соответственно - обеспечении устойчивого развития экономики страны. В условиях высокого уровня изношенности основных фондов с помощью лизинга возможно запустить в России процесс масштабной модернизации экономики. В мировой практике именно лизинг является одним из важнейших источников финансирования обновления и расширения основных фондов.

Сложившаяся в России практика лизинга ничем не отличается от стандартов, принятых во всем мире. Наше законодательство о финансовой аренде соответствует Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, к которой Россия присоединилась в 1998 г..

В российских нормативных и научных источниках лизинг характеризуют, как правило, в двух аспектах - правовом и экономическом. С правовой точки зрения Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) относит лизинг к институту аренды, трактуя его как финансовую аренду, и предусматривает обязательную трехстороннюю конструкцию лизинговой сделки: лизингодатель - продавец - лизингополучатель: «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей» (ст. 665 ГК РФ). Лизинг - особая, самостоятельная разновидность обязательств по передаче имущества в пользование. В соответствии с ним, как правило, оформляются отношения по долгосрочной аренде различного дорогостоящего оборудования. Однако в отличие от обычной аренды он предполагает участие в данных отношениях не только арендодателя и арендатора, но и третьей стороны - изготовителя (поставщика) оборудования, с которым они могут вступать в непосредственные хозяйственные правоотношения.

Отношения, возникающие по поводу финансовой аренды, регулируются нормами § 6 гл. 34 ГК РФ, а также нормами специального Федерального закона от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон о лизинге) и многочисленными подзаконными нормативными актами. Лизинг в соответствии со ст. 2 Закона о лизинге - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Лизинговая деятельность по Закону о лизинге является инвестиционной. Она предусматривает приобретение имущества (любые непотребляемые вещи за отдельным исключением, которые могут использоваться для предпринимательской деятельности) и передачу его в лизинг (финансовую аренду).

Не существует единого понимания сущности, содержания и функций экономического лизинга в системе экономических отношений хозяйствующих субъектов. Это связано со сложностью и динамичностью лизинговых отношений и многообразием подходов к их исследованию и пониманию. Лизинг рассматривается как форма экономических отношений, которая представляет собой целую совокупность хозяйственных операций: купля-продажа, аренда, заем, поручение, гарантия и т.д.; как специфическая форма финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании; как долгосрочная аренда машин, оборудования; как способ реализации отношений собственности, характеризующий определенное состояние производительных сил и производственных отношений; и др.

Закон о лизинге в ст. 3 конкретизирует, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности, т.е. виды имущества, которые образуют основные средства производства, а также имущественные комплексы, но без оборотных средств (сырья, материалов, продукции).

Следует иметь в виду, что объектом лизинга является как новое, так и бывшее в употреблении имущество, т.е. обращающееся на вторичном рынке средств производства. Если объектом лизинга является недвижимое имущество, в договоре лизинга предусматривается передача лизингополучателю права той части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Субъектами лизинга являются:

собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;

пользователь имущества (лизингополучатель) - лицо, получающее имущество во временное пользование;

продавец (поставщик, изготовитель) имущества.

При сопоставлении лизинга с другими правовыми конструкциями и экономическими понятиями различные авторы находят в них много общего. Это служит основанием рассматривать лизинг как разновидность какой-либо из конструкций. Тем не менее, лизинг как экономическая категория имеет собственное содержание и формы его реализации.

Большинство ученых признают родственность лизинга и аренды. Однако лизинг как финансовая аренда по сравнению с простой арендой осложнен в рамках одной сделки дополнительным элементом - фигурой продавца арендуемого имущества. Поэтому, наряду с тем, что между лизингом и арендой есть общее: на основании договора одному лицу передается собственность другого лица в производительное использование, в то же время можно указать и на существенные различия этих понятий. В итоге следует вывод: основываясь на арендных отношениях, лизинг имеет свою специфику.

Иногда сущность лизинга относят к купле-продаже товаров в рассрочку. Действительно, лизинг и продажа в кредит (коммерческий кредит) имеют общие черты. Тем не менее, у финансового лизинга есть и другие, не сходные с коммерческим кредитом черты, указанные в табл. 1 (приложение 1).

Решение об использовании лизинга при осуществлении конкретного проекта должно приниматься на основе сравнительного анализа с другими достаточными формами инвестиций (табл. 2, приложение 1). Результатом таких исследований обычно является вывод об однозначной эффективности лизинга и, соответственно, о приоритетности этой формы привлечения ресурсов при принятии управленческих решений.

Сущность экономического лизинга лучше всего может быть раскрыта через выяснение имманентно присущих ему функций, служащих основанием для выполнения им роли в решении возникающих на практике задач. Однако вопрос о функциях лизинга не нашел однозначного толкования в литературе. Так, Е.Л. Пантелеева выделяет следующие целевые функции экономического лизинга: 1. Финансовая - источник финансирования долгосрочных капитальных вложений, получение налоговых и амортизационных льгот. 2. Производственная - экономное, рациональное и гибкое решение лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования предмета лизинга. 3. Сбытовая - форма сбыта готовой продукции, расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта.

В.А. Горемыкин выделяет целый набор функций лизинга: финансовая, производственная, расширения зоны предпринимательства, сбытовая, преодоления двойственной общей собственности, развития внешнеэкономической деятельности, разграничения собственника и пользователя имущества, разгосударствления и приватизации имущества, дифференциации присвоения средств, получения налоговых льгот, возмещения стоимости, развития конкурентных отношений.

Итак, лизинг является особым финансовым инструментом, содержит в себе активное начало - способность к управленческому воздействию через заложенные в нем стимулы. Можно сделать вывод, что лизинг как экономическая категория, - это сложная система экономических отношений хозяйствующих субъектов по поводу финансовой (инвестиционной) услуги лизингодателя лизингополучателю по финансированию сделки купли-продажи основных средств в соответствии с заказом лизингодателя и передаче их ему в производительное пользование. Это финансовый инструмент, оказывающий воздействие на достижение экономических интересов хозяйствующих субъектов, участвующих в лизинговых отношениях. Он отличается, как правило, средне- и долгосрочным характером, риском, эффективностью и возвратностью.

1.2 Виды лизинга

лизинг управление правовой

Как отмечает А.А. Ефремов, имеется около 70 признаков для классификации лизинга на виды, характеризующих контуры вариантов лизинговых отношений. Рассмотрим некоторые из вариантов классификации.

Различают формы лизинга: внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются резидентами РФ; международный, когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. В соответствии с Законом о лизинге, если лизингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, то договор международного лизинга регулируется Законом о лизинге и российским законодательством. Если же лизингодателем является нерезидент РФ (предмет лизинга находится в собственности нерезидента РФ), то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

К основным типам лизинга относятся долгосрочный лизинг, осуществляемый в течение трех лет и более, среднесрочный, осуществляемый в течение более полутора лет, и краткосрочный, осуществляемый в течение полутора лет.

По иной классификации выделяются финансовый, возвратный и оперативный виды лизинга. Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия финансового лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).

По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого (дорожный, воздушный и морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады) имущества.

По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга (net leasing), когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга (wet leasing), если техническое обслуживание, ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе. В этом случае говорят о лизинге, включающем дополнительные обязательства. Предметом данного вида лизинга бывают, как правило, вложенное специализированное оборудование, некоторые виды строительной техники и т.д. Финансовые учреждения и банки редко используют такой вид лизинга, так как они не обладают необходимой технической базой.

Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим в наем, выделяются прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступают в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный лизинг, при котором сдача в аренду осуществляется через третье лицо.

По методу финансирования различают срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный) лизинг, при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. На практике применяются и другие виды лизинга.

Возвратный лизинг (sale and lease back) является разновидностью финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. При этом возвратный лизинг в Законе о лизинге выделяется как основной самостоятельный вид. Он заключается в продаже собственником оборудования лизинговой компании с одновременным заключением договора лизинга на это оборудование в качестве пользователя. В такой операции только два участника: арендатор имущества (бывший владелец) и лизинговая компания (новый владелец). В результате первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, сохраняет за собой право владения и периодически платит за пользование оборудованием. Подобная сделка позволяет предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатации, и использовать их для новых капитальных вложений. Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новых инвестиций больше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга вызывают уменьшение баланса предприятия, так как ведут к изменению собственника имущества. К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Предприятие совершает сделку, а лизинговая компания получает его налоговые льготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на короткий или средний срок, который, как правило, короче экономического срока службы имущества (амортизационного периода). При этом арендатор при соблюдении определенного срока контракта имеет право расторгнуть договор. По истечении срока оборудование может стать объектом нового лизингового контракта или возвращается арендодателю. Обычно в оперативный лизинг сдается строительная техника, транспорт, компьютерная техника и т.д. Довольно часто лизинговая компания берет на себя техническое обслуживание объекта лизинга, т.е. регламентный ремонт, страхование. Таким образом она осуществляет полносервисный или частичносервисный лизинг (в договоре предусматривается разделение обязательств).

Кроме того, различают договор лизинга с полной выплатой (full-payout lease) и частичной выплатой (non full-payout lease). При лизинге с полной выплатой лизинговая компания в течение договора возвращает себе стоимость оборудования, т.е. размер периодических платежей начисляется таким образом, чтобы компенсировать стоимость оборудования и принести прибыль. Финансовый лизинг обычно осуществляется с полной выплатой. Лизинг с частичной выплатой подразумевает возвращение лизинговой компанией за время договора лишь части стоимости оборудования. Оперативный лизинг - пример лизинга с частичной выплатой. Одно и то же оборудование сдается лизинговой компанией во временное пользование несколько раз, и в итоге компенсируются все расходы компании.

Так как часто лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, то она может привлекать их со стороны. Подобная операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств - левередж (кредитный, паевой, раздельный). Раздельный лизинг (лизинг с участием множества сторон) распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда, железнодорожный и подвижной состав, буровые платформы и т.п.

Подсчитано, что на Западе свыше 85% всех лизинговых сделок являются лизингом с привлечением средств, т.е. на основе левередж-лизинга. Арендодатель берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудование служат обеспечением ссуды. Основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно указывается, что в случае банкротства третьего звена (посредника) арендная плата будет поступать непосредственно основному арендодателю. Подобные сделки получили название сублизинга.

Сублизинг - особый вид отношений, которые возникают в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. При сублизинге лицо, осуществляющее данную операцию, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. При этом обязательно согласие лизингодателя в письменной форме. Переуступка лизингополучателем своих обязательств по выплате платежей третьему лицу не допускается. При международном сублизинге перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации возможно только на срок действия договора сублизинга.

Разновидностью лизинга являются сделки «дабл дин», применяемые в международной сфере. Их смысл - в комбинации налоговых выгод в двух и более странах. Например, в начале 1980-х гг. приобретение ряда самолетов было кредитовано «дабл дин» между США и Великобританией. Выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если арендодатель имеет право собственности, а в США - если арендодатель имеет только право владения. Лизинговая компания в Великобритании покупает самолет, отдает его в аренду американской лизинговой компании, а та, в свою очередь, - местным авиакомпаниям.

В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Эти сделки получили название «помощь в продаже» (sales aid).

При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению «лизинговой линии» (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения каждый раз нового контракта.

По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг:

) с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п. Данный тип лизинга широко применялся английскими и американскими фирмами в 1980-е гг. во внешнеэкономической сфере. Сделки базировались на получении лизингодателем налоговых льгот по инвестициям в машины и оборудование, которые сдавались в аренду за рубежом. Эти сделки организовывались таким образом, что лизингополучатели в своей стране делали амортизационные отчисления, пользуясь льготами при налогообложении, а рассчитывались с зарубежными лизингодателями по искусственно заниженным арендным ставкам, что становилось возможным ввиду использования налоговых скидок на инвестиции в оборудование, сдаваемое в аренду;

) без использования льгот.

По характеру лизинговых платежей осуществляется разделение лизинга по видам в зависимости от: вида лизинга (финансовый, оперативный); формы расчетов между лизингодателем и лизингополучателем; денежные, когда все платежи производятся в денежной форме; компенсационные, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании (по существу, это бартер), или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем; смешанные, когда применяются обе указанные формы платежа; состава учитываемых элементов платежа (амортизация, дополнительные услуги, лизинговая маржа, страхование и т.д.); применяемого метода начисления; с фиксированной общей суммой; с авансом (депозитом); с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости; с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные); с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа); с учетом способа уплаты: равномерными равными долями; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).

Итак, классификация лизинга на виды возможна по различным основаниям. Множество видов лизинга указывает на возможность проектирования разнообразных лизинговых взаимодействий с элементами организационных и экономических отношений, возникающих по поводу товарного обмена на основе лизинга.

.3 Этапы лизингового процесса

Каждая лизинговая операция представляет собой»… ограниченное во времени целенаправленное действие с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией». Характерными признаками любого управляемого процесса являются: направленность на достижение конечных целей, определенных результатов; разделение процесса на отдельные этапы и координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ с детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам; выполнение этапов и отдельных работ в соответствии с логикой процесса и требованиями к качеству результата.

Систематизация управляемых процессов дает основание утверждать, что их успешная реализация обеспечивается адекватным управлением. Оно предполагает формирование пространственно-временной структуры процесса и определение: состава участников процесса; информационных, управляющих, технологических и иных связей между участниками; множества допустимых действий участников, отражающих институциональные, технологические и иные ограничения их индивидуальной и совместной деятельности; целевых функций участников, характеризующих их предпочтения и интересы и зависящих от действий всех участников процесса; порядка функционирования - последовательности получения информации и выбора действий участниками процесса, направленных на достижение поставленных целей; регламентов взаимодействия с внешней средой процесса; средств регулирование хода этапов и отдельных работ (оперативное управление, внесение корректив и т.п.).

Лизинговый процесс - от концептуальной идеи до практической реализации проекта, эксплуатации оборудования и окончания сделки - можно представить состоящим из трех основных этапов (подпроцессов): подготовительного (I), организационного (II) и эксплуатационного (III), каждый из которых подразделяется на отдельные элементы и конкретные виды работ. Характеристики этапов и документальное сопровождение процедур приведены в табл. 3 и на рис. 2 (приложение 2).

Разделение целостного лизингового процесса на отдельные подпроцессы и, как следствие, декомпозиция задачи управления, вызывает проблему координации. Она состоит в создании механизма, обеспечивающего согласованность работы автономно функционирующих подсистем, и в разработке процедур принятия управленческих решений на отдельных этапах, обеспечивающих оптимальное развитие процесса в целом. Если все действия, связанные с реализацией лизинговой операции, рассматривать как звенья единого процесса и управлять ими с этой позиции, то возможно достичь существенного снижения издержек и увеличения результативности. Действенным средством решения задачи управления целостным лизинговым процессом является применение логистического инструментария. Именно логистика дает основные направления планирования и влияет на формирование схем, создавая единый план движения товаров, информации, денежных средств.

Ключевой идеей современного этапа развития логистики становится стратегия формирования цепей поставок ресурсов и оптимальное управление такими цепями, которые интегрируют взаимодействующих субъектов хозяйствования. Эта стратегия получила название «управление цепями поставок» (Supply Chain Management - SCM). Понятие цепи поставок традиционно связывают с именем Дж. Форрестера. Также принято считать, что термин «управление цепями поставок» был использован консалтинговой компанией «Артур Андерсен» (США) в начале 1980-х гг., и под ним понимался метод снижения запасов товарно-материальных ценностей в связях «поставщик - потребитель». Потребность в небольших материальных запасах на двух и более взаимодействующих предприятиях послужила началом разработки новых методов и моделей управления запасами, которые теперь относят к логистике и управлению цепями поставок.

В настоящее время этот подход может рассматриваться как интегрированная логистика, функции которого выходят за рамки центральной компании цепи поставок, распространяясь на потребителей, поставщиков и всех контрагентов. Цепь поставок охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, а также информационных потоков; в этом смысле она вполне адекватна схеме осуществления лизингового процесса.

Логистическая цепь представляет собой всю последовательность действий, реализация которых обеспечивает возможность сквозного управления потоками. Чтобы такая цепь работала эффективно, логистика решает сложную задачу синхронизации движения товаров и информации, опосредованного движением финансовых потоков в цепи управления поставками по лизингу. Это достигается путем рассмотрения цепи как целостной системы.



2. Управление лизинговыми операциями на предприятии ООО «СпецТрансЛизинг»

.1 Общая характеристика предприятия ООО «СпецТрансЛизинг»

Компания ООО «СпецТрансЛизинг» - динамично развивающаяся универсальная лизинговая компания, работающая во многих регионах России, финансирующая весь спектр производственного оборудования, транспортных средств. Юридический адрес: 107061, г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 5, корп. 8.

Создана в 2000 г., активную деятельность по предоставлению оборудования в лизинг начала со второй половины 2004 г. Компания имеет несколько филиалов, в том числе в г. Волгограде.

За время своей деятельности компания зарекомендовала себя на рынке как надежный партнер и поставщик разнообразных и качественных услуг для проведения лизинговых сделок. Отличительной особенностью компании является системный подход к построению финансовой модели лизинговых сделок, постоянный мониторинг правоприменительной практики, анализ изменений в законодательстве и непрерывное совершенствование предлагаемых лизинговых услуг.

Уставный капитал составляет 29 329 000 руб.

С момента начала своей работы компания ООО «СпецТрансЛизинг» предоставляет свои услуги широкому кругу предприятий, заинтересованных в лизинговом финансировании. Среди клиентов: производители продуктов питания, строительные, и торговые предприятия. Со времени начала активной деятельности ООО «СпецТрансЛизинг» заключено уже более 140 договоров лизинга на общую сумму лизинговых платежей более 440 млн. руб.

Компания информационно открыта. Отчетность компании отвечает всем требованиям российского законодательства. Ежегодно компания проходит аудит рыночной аудиторской компанией.

В апреле 2011 г. Fitch Ratings подтвердило рейтинг компании ООО «СпецТрансЛизинг» на уровне «BBB» (stable outlook). В отчете говорится, что с начала 2009 г. компания ООО «СпецТрансЛизинг» стремительно нарастила портфель в соответствии с новой стратегией развития, направленной на создание универсальной лизинговой компании федерального масштаба с целевой долей рынка 10% к концу 2014 г. За два года доля рынка компании ООО «СпецТрансЛизинг» увеличилась с 1,8% до 4% (2,5 млрд. руб.) при темпах новых продаж, опережающих среднерыночные темпы. В 2009-2010 гг. лизинговый портфель компании утроился, составив 4,2 млрд. руб. на начало 2011 г., а за первые три квартала 2011 г. он вырос еще на 20%. При этом эксперты Fitch Ratings отметили, что лизинговый портфель компании ООО «СпецТрансЛизинг» по итогам 2010 г. стал более диверсифицирован по клиентам и видам имущества, а его качество признано высоким.

Чистая прибыль компании по итогам 2010 г. увеличилась в 10 раз по сравнению с 2009-м и составила 21 млн. рублей. Рост прибыли обеспечен за счет повышения операционной эффективности и замещения низко-маржинального портфеля, сформированного в прежние годы, более доходными сделками 2009-2010 гг. В рамках стратегии максимального покрытия территории федеральных округов РФ компания ООО «СпецТрансЛизинг» планирует до 2014 г. увеличить количество своих филиалов до 20.

Новым направлением бизнеса компании стал запуск розничных продуктов, которые ориентированы на малые и средние предприятия. На сегодняшний день линейка представлена легковым и грузовым автотранспортом, дорожной, строительной и специальной техникой и оборудованием. Объем нового бизнеса в розничном сегменте за I квартал 2011 г. составил более 125 млн. рублей. К концу 2012 г. компания нацелена войти в тройку лидеров розничного лизинга.

У ООО «СпецТрансЛизинг» налажены эффективные схемы работы с поставщиками оборудования, среди них такие как:

·ООО «ПАККЕР-МАШ»,

·ЗАО «СИМ-авто»,

·ООО «КАМИ-Станкоагрегат»,

·ООО «ГРУЗАВТОИМПОРТ»,

·ЗАО ТД «СПЕЦКОММАШ»,

·ООО «Сокол-Авто»,

·ООО «АкцентАвто 1».

Осуществляется страхование предметов лизинга следующими компаниями:

·ОАО «РОСНО»,

·ОАО «Военно-страховая компания»,

·ЗАО «ГУТА-Страхование».

У ООО «СпецТрансЛизинг» за годы работы сформировалась постоянная клиентская база. На сегодняшний день компания тесно сотрудничает со средними и крупными компаниями, некоторые из них являются лидерами своих отраслей. Среди них:

·ОАО Сбербанк России

·ОАО «Российский банк развития»

·ООО КБ «Транспортный»

·ООО «Компания СКИТ»

·ЗАО «Завод по ремонту электроподвижного состава»

·ООО «МосГорФото»

·ООО «Рузская эксплуатационная компания»

·МУП «Коломенский водоканал»

·ООО «Сантехмонтаж Руза»

·ОАО ЦК ФПГ «Новые Транспортные технологии»

ООО «СпецТрансЛизинг» стремится выстраивать с партнерами доверительные, долгосрочные отношения. Учитывая различия в деятельности клиентов, работа с каждым из них ведется индивидуально.

Итак, компания ООО «СпецТрансЛизинг» предоставляет спектр лизинговых услуг в сфере: автотранспорта, оборудования, спецтехники.

.2 Деятельность по предоставлению оборудования в лизинг предприятием ООО «СпецТрансЛизинг»

Лизинговая компания «СпецТрансЛизинг» осуществляет приобретение основных средств и последующую передачу в финансовый лизинг корпоративным клиентам.

Базовые условия предоставления лизинга:

·Сумма финансирования от 2 тыс. долл.

·Срок финансирования до 58 месяцев.

·Сумма Авансового платежа от 30%.

·Удорожание предмета лизинга от 8% в рублях.

·Дополнительное обеспечение в большинстве случаев не требуется.

На сегодняшний день сильными сторонами ООО «СпецТрансЛизинг» являются:

·Минимальный срок рассмотрения заявки и предоставление ответа клиенту о возможности финансирования в течение двух рабочих дней;

·Низкая лизинговая ставка от 8% в рублях на срок до 61 месяца;

·Компания принимает решение об осуществлении лизинговой сделки на основе способности лизингополучателя выплачивать лизинговые платежи и в меньшей степени от величины имеющихся в наличии собственных средств;

·Компания составляет график лизинговых платежей с учетом сезонности производства и темпов выхода оборудования на полную мощность, основные выплаты производятся после запуска оборудования в эксплуатацию;

·Клиенты ООО «СпецТрансЛизинг» помимо лизинга получают доступ к широкому спектру финансовых, банковских услуг, в том числе обслуживание в банках-партнерах на льготных условиях, а также систему скидок и бонусов у поставщиков-партнеров «СпецТрансЛизинг»;

·Работа с ООО «СпецТрансЛизинг» способствует формированию положительной кредитной истории клиентов.

ООО «СпецТрансЛизинг» предлагает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей различные схемы лизинговой сделки, учитывающие разнообразные потребности каждого клиента:

·«Экспресс-лизинг» - быстрое проведение лизинговой сделки;

·«Лизинг 0%» и «Zero-лизинг» - беспроцентный лизинг, при котором стоимость всех лизинговых платежей равна стоимости автомобиля в салоне;

·«Эконом-лизинг» - покупка автомобиля с минимальным удорожанием;

·«Оптимум-лизинг» - минимальный ежемесячный платеж;

·«Б.О.Ф.С.-лизинг» - лизинг без оценки финансового состояния клиента;

·«Стандарт-лизинг» - возможность приобрести автомобиль, спецтехнику стоимостью от 5 000 USD;

·«Партнер-лизинг» - выгодные условия для повторных клиентов.

·«Премиум-лизинг» - особые условия для клиентов с хорошими финансовыми показателями.

Как в любой сложной финансовой сделке, а лизинговые операции являются такими, можно выделить три больших этапа:

) подготовка и обоснование;

) юридическое оформление;

) исполнение.

Процентное соотношение различных форм лизинговых расчетов в лизинговом портфеле приведены на рис. 3 (приложение 3). Суммарный резерв по всем видам лизинговых расчетов, распределение долей которых представлено на рис. 3, показан на рис. 4 (приложение 3).

Рассмотрим порядок лизинговых операций в ООО «СпецТрансЛизинг» на примере проведения лизинговой сделки с ООО «Волгоградтекстильмаркет» (приобретение легкового автомобиля Тойота Камри).

На первом этапе в ООО «СпецТрансЛизинг» оформляются следующие документы:

предварительное лизинговое предложение;

заявка на оформление договора лизинга;

заявка, направляемая лизингодателем поставщику оборудования.

На втором этапе оформляются следующие документы:

договор купли-продажи объекта лизинга;

акт приема-передачи объекта лизинга;

договор лизинга.

На третьем этапе осуществляются эксплуатация поставленного автотранспорта. При этом ведется бухгалтерский учет и отчетность по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата лизингодателю лизинговых платежей.

Любая лизинговая сделка начинается с получения лизингодателем заявки от будущего лизингополучателя на покупку имущества и сдачи его во временное пользование. Предварительное лизинговое предложение в ООО «СпецТрансЛизинг» на предоставлении в лизинг автомобилей составляется по форме, разработанной самой компанией. По нему определяются ключевые условия лизинговой сделки: предмет лизинга и его стоимость, поставщик, вид лизинга, размер первого платежа (аванса), срок лизинга и т.п. Если условия, оговоренные в предварительном лизинговом предложении, являются приемлемыми лизинговой компании и ее клиента, составляется заявка на оформление договора лизинга. В ней присутствуют следующие разделы: основная информация (реквизиты фирмы-лизингополучателя), информация о предмете лизинга и поставщике, страхование, дополнительная информация (ключевые финансовые показатели деятельности фирмы-лизингополучателя), информация о договоре лизинга и оценка финансовой устойчивости клиента, определение профиля клиента.

Одновременно с заявкой потенциальный клиент представляет документы, которые требует ООО «СпецТрансЛизинг». Причем, в зависимости от выбранной схемы лизинговой сделки набор документов бывает разным. Предоставляются копии документов, заверенные печатью организации, нотариальное заверение не требуется. После получения лизингодателем всех необходимых документов начинается как их формальная проверка, так и всесторонняя экспертиза лизингового проекта. Предварительно анализируется первоначальная стоимость имущества, продолжительность договора, возможные схемы выплаты лизинговых платежей, их периодичность, размер аванса, остаточная стоимость имущества и т.д.

Основной задачей лизингодателя является оценка способности лизингополучателя выплатить лизинговые платежи, а так же оценить спрос на имущество, чтобы выявить возможность повторной сдачи имущества или его продажи в случае расторжения контракта. Трудность правильной оценки платежеспособности клиента связана с необходимостью оценки не столько текущего, сколько будущего финансового положения лизингодателя, так как лизинговый договор заключается на длительный период.

В ООО «СпецТрансЛизинг» оценка финансовых рисков заключается в следующем. Определяется выручка и прибыль после налогообложения за предпоследний и последний отчетный период в рублях и долларах США. Источником информации является бухгалтерская отчетность клиента.

Выясняются следующие обстоятельства:

имеет ли клиент задолженность по уплате налогов и задолженность по платежам во внебюджетные фонды;

если да, то применяются ли административные меры по взысканию платежей в бюджет;

имеет ли клиент обязательства по погашению ранее полученных кредитов (с указанием банка, размера текущей задолженности, формы обеспечения и сроков погашения);

является ли клиент поручителем по кредитам третьих лиц;

имеет ли клиент финансовые обязательства перед другими лицами (лизинг, заем и т.д.);

имеет ли клиент обязательства по решению суда или против него возбуждено исполнительное производство.

Как правило, положительное заключение по указанным обстоятельствам является причиной отказа клиенту в заключение лизинговой сделки. Далее оценивается финансовая устойчивость клиента. Оценка производится следующим образом:

. Определяется выручка клиента за последние 12 месяцев. В рассматриваемом нами случае она составляет 1099621,99 руб.

. Определяется коэффициент участия ООО «СпецТрансЛизинг», который складывается из суммы кредита по договору за вычетом первоначального взноса:

Су СпецТрансЛизинг = К + КО (без НДС).

Су СпецТрансЛизинг = (29576,28 - 29576,28´50%) = 14788,14 руб.,

где КО = 0 - обязательства по кредиту (прочие); К - кредит по договору.

К = СПн - СПн ´%,

где % - процент первоначального взноса (50% в нашем примере).

. Определяется общий коэффициент участия (Суобщее):

Суобщее = Су СпецТрансЛизинг + кредиты и займы + лизинг в других фирмах + налоговые обязательства.

Информация о размерах кредитов и займов, лизинга в других фирмах, налоговых обязательств берется из бухгалтерской отчетности клиента или представляется клиентом отдельно.

Суобщее = 14788,14 + 29380,23 = 44168,37 руб.,

где 29380,23 - налоговые обязательства ООО «Волгоградтекстильмаркет».

. У ООО «СпецТрансЛизинг» существуют минимальные критерии, по которым оценивается финансовая устойчивость клиента.

Рассчитываются коэффициенты концентрации:

Минимальное значение k СпецТрансЛизинг равно 6.

Минимальное значение k общее равно 4.

Таким образом, полученные коэффициенты по ООО «Волгоградтекстильмаркет» соответствуют критериям оценки. Кроме приведенной выше оценки финансовой устойчивости проводится проверка клиента с выездом на место, в ходе которой выявляются следующие параметры:

кто является руководителем организации-лизингополучателя, на каком основании действует; кем является доверенное лицо, которое от имени организации заключает лизинговую сделку, на каком основании действует;

описывается основная деятельность (чем конкретно занимается организация) и побочная деятельность;

описывается место, где проводилась проверка (наименование и форма собственности (или аренда) имущества организации, характер, тип, техническое состояние недвижимости, обозначение организации (вывеска, реклама));

выясняется, для каких целей приобретается предмет лизинга, собирается информация о поставщике.

В случае положительного заключения ООО «СпецТрансЛизинг» принимает решение о вступлении в лизинговую сделку и заключает договор купли-продажи с поставщиком лизингового имущества.

Для проведения расчетов с поставщиками в ООО «СпецТрансЛизинг» составляется служебная записка на проведение расчетов, в которой указывается получатель, сумма и назначение платежа, основания (договор купли-продажи и договор лизинга. Предусмотрена оценка финансовых рисков и согласование следующими специалистами лизинговой компании: группы анализа и рисков кредитов, финансового департамента, департамента экономической безопасности, департамента продаж, юридической службой.

Заключается договор купли-продажи с поставщиком, который в обязательном порядке согласовывается с лизингополучателем. Поставщик выставляет ООО «СпецТрансЛизинг» счет на оплату предмета лизинга. ООО «СпецТрансЛизинг» этот счет оплачивает. После оплаты предмета лизинга составляется акт сдачи-приемки товара, которые подписывают представители поставщика и лизинговой компании.

Приемка имущества оформляется актом приемки, который подписывается всеми сторонами, участвующими в приемке. С даты подписания протокола приемки имущества начинается не только формальный отсчет срока договора лизинга, в этот момент к лизингополучателю переходят все права покупателя (кроме права собственности) и все риски. Одновременно с договором купли-продажи заключается договор лизинга. Обязательными положениями договора лизинга ООО «СпецТрансЛизинг» считает следующие:

. предмет лизинга (указывается наименование, количество единиц, право собственности по окончании договора);

. планируемые расходы на приобретение предмета лизинга, которые складываются из стоимости предмета лизинга, стоимости дополнительного оборудования, планируемых дополнительных расходов, страхования, оформления и регистрации, прочих затрат;

. размер и порядок лизинговых платежей (устанавливается графиком, который является приложением к договору лизинга);

. определяется, на чьем балансе будет учитываться предмет лизинга;

. устанавливаются сроки лизинга, место передачи предмета лизинга;

. определяется, на чье имя будет зарегистрирован предмет лизинга (автомобиль);

. определяется, кто осуществляет страхование предмета лизинга;

. оговариваются условия обеспечения исполнения обязательств;

. прочие условия.

Расчет лизинговых платежей в ООО «СпецТрансЛизинг» производится по следующей схеме (на примере ООО «Волгоградтекстильмаркет»):

. Стоимость предмета лизинга составляет 940795,8 руб. с НДС или 797284,58 руб. без НДС.

. Срок лизинга 24 месяца.

. Удорожание за год (вознаграждение лизинговой компании) составляет 9,66%, удорожание за 24 месяца составит 9,66%´2=19,32%.

. Первый платеж составляет 50% от стоимости предмета лизинга:

Пл1 = 940795,8 ´ 50% = 470397,9 руб. с НДС или 398642,28 руб. без НДС,

в том числе вознаграждение лизинговой компании

[398642,28 / (1 + 0,1932)] ´ 0,1932 = 64554,7 руб.,

в том числе стоимость предмета лизинга

,29 - 64554,7 = 334087,62 руб.

. Выкуп предмета лизинга составляет 1% от его стоимости. Последний, 24-й платеж, является выкупным.

Пл24 = 940795,8 ´ 1% = 9407,96 руб. с НДС или 7972,85 руб. без НДС,

в том числе вознаграждение лизинговой компании

[7972,85 / (1 + 0,1932)] ´ 0,1932 = 1291,07 руб.,

в том числе стоимость предмета лизинга

,85 - 1291,07 = 6681,78 руб.

. Оставшаяся часть оплачивается равными платежами (со 2 по 23 платеж). Оставшаяся часть стоимости предмета лизинга равна:

,58 - 334087,62 - 6681,78 = 456515,18 руб. без НДС.

Оставшаяся часть стоимости предмета лизинга, погашаемая за один платеж:

Вознаграждение лизинговой компании:

,69 ´ 19,32% = 4009,03 руб.

Сумма 2-23 лизингового платежа равна:

Пл2-23 = (20750,69 + 4009,03) ´ 1,18 = 29217,13 руб. с НДС.

Динамика погашения стоимости имущества представлена на рис. 5 (приложение 5).

Итак, выше рассмотрена одна из возможных схем проведения лизинговой сделки c ООО «СпецТрансЛизинг»: 1. Клиент заключает с ООО «СпецТрансЛизинг» договор лизинга, предварительно заполнив Заявку и предоставив требуемые документы. 2. ООО «СпецТрансЛизинг» заключает с Дилером договор купли-продажи. 3. Дилер передает автомобиль Клиенту.

3. Совершенствование механизма управления лизинговыми операциями на предприятии ООО «СпецТрансЛизинг»

.1 Предложения по совершенствованию управления лизинговыми операциями

ООО «СпецТрансЛизинг» специализируется на заключении лизинговых договоров с определенным видом имущества, это - автотранспорт, оборудование, спецтехника. Специализация на типе оборудования дает следующие преимущества: во-первых, путем разработки типовых контрактов снижаются затраты на подготовку сделок; во-вторых, развиваются и устанавливаются стабильные контакты с поставщиками и, как следствие, лизинговая компания может получать бонусы, скидки, или различные формы отсрочки оплаты приобретаемого оборудования; в-третьих, персонал лизинговой компании, работающий с одним типом оборудования, постепенно становится «экспертом» именно в этой области, и лизинговая компания может расширить спектр услуг, ею предлагаемый, например, помощь в прохождении ежегодного техосмотра автотранспорта, организации сервисного обслуживания и т.п.

Однако специализация приводит к тому, что лизинговая компания попадает в сильную зависимость от колебаний спроса, от режима налогообложения, от требований экологических органов (органов по охране окружающей среды) и от других рисков, связанных именно с этим видом оборудования.

Кроме того, в ООО «СпецТрансЛизинг» недостаточно проработан вопрос минимизации рисков при осуществлении лизинговых операций.

Для увеличения эффективности лизинговых операций в ООО «СпецТрансЛизинг» рекомендуется следующее:

поскольку передаваемое в лизинг имущество остается в собственности лизингодателя - ООО «СпецТрансЛизинг», компания может использовать это имущество в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств, что позволит увеличить размер и сроки привлечения кредитов, и, тем самым, приведет к увеличению оборота лизинга;

использовать в своей деятельности возвратный лизинг, так как ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга достаточно высока, чтобы после реализации предмета лизинга принести достаточно большую прибыль;

заключение с лизингополучателем так называемых «генеральных соглашений», согласно которые позволяют лизингополучателю дополнить список лизингового имущества без заключения новых контрактов;

использование специальных условий страхования платежей по лизинговым операциям, разработанных такими российскими страховыми компаниями, как ОАО «РОСНО», ОАО «Военно-страховая компания», ЗАО «ГУТА-Страхование». Это позволит компенсировать до 90% непогашенных лизинговых платежей.

Размер страхового возмещения определяется как разница между страховой суммой и всеми выплатами (исключая проценты по просроченной задолженности), произведенными лизингополучателем страхователю (лизингодателю) в период действия договора лизинга (с учетом имеющихся залоговых обязательств между лизингополучателем и страхователем). Предусматривается, что страховая сумма устанавливается пропорционально определенному в договоре страхования проценту ответственности страховщика, исходя из общей суммы, подлежащей возврату по условиям договора лизинга (исключая проценты по просроченной задолженности).

Для совершенствования управлением лизинговыми операциями в ООО «СпецТрансЛизинг» рекомендуются мероприятия организационного характера:

использовать в своей деятельности возвратный лизинг, так как ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга достаточно высока, чтобы после реализации предмета лизинга принести достаточно большую прибыль;

заключение с продавцами транспортных средств соглашения, согласно которым продавец от лица ООО «СпецТрансЛизинг» предлагает клиентам финансирование поставок своей техники с помощью лизинга;

заключение договоров с поставщиками, являющимися официальными дилерами компаний-производителей, что позволит не только получать имущество «из первых рук», но и пользоваться скидками и льготами постоянных клиентов. Кроме того, создание единой базы дилеров позволит найти именно тот предмет лизинга, который требуется клиенту, даже если его нет в городе, где находится филиал ООО «СпецТрансЛизинг», в который обращается клиент;

расширение специализации ООО «СпецТрансЛизинг», включение в ассортимент лизинговых продуктов производственного оборудования, лизинг которого гарантирует генерирование дохода, покрывающего обязательства по лизингу;

заключение с лизингополучателем так называемых «генеральных соглашений», согласно которые позволяют лизингополучателю дополнить список лизингового имущества без заключения новых контрактов;

сопровождение лизинговой сделки на весь срок договора; консультирование клиентов по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, юридических аспектов лизинговых договоров; тесное сотрудничество со страховыми компаниями, разработка совместных предложений по страхованию предмета лизинга.

Экономический эффект может быть достигнут при реализации следующих предложений: если передаваемое в лизинг имущество остается в собственности лизингодателя - ООО «СпецТрансЛизинг», компания может использовать это имущество в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств, что позволит увеличить размер и сроки привлечения кредитов, и, тем самым, приведет к увеличению оборота лизинга; предоставление гарантий поставщика; использование специальных условий страхования платежей по лизинговым операциям.

Также рекомендуется с целью устранения выявленных недостатков внедрить следующие мероприятия: 1. Использовать лизинговое имущество, остающееся на балансе лизингодателя, в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств. 2. Использовать возвратный лизинг. 3. Использовать специальные условия страхования платежей по лизинговым операциям. 4. Использовать гарантии поставщика лизингового оборудования.

Внедрение вышеуказанных мероприятий позволит ООО «СпецТрансЛизинг»: увеличить размер и сроки привлечения кредитов, и, тем самым, приведет к увеличению оборота лизинга; реализации предмета лизинга при возвратном лизинге может принести достаточно большую прибыль, так как ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга достаточно высока; специальное страхование позволяет компенсировать до 90% непогашенных лизинговых платежей; гарантии поставщика позволят ООО «СпецТрансЛизинг» не только компенсировать свои затраты в случае невозможности выплаты лизинговых платежей лизингополучателем, но и получить до 100% запланированной прибыли.

Можно также сформулировать основные направления развития лизинговой деятельности в целом на российских предприятиях: 1) совершенствование методологии выполнения лизинговых операций; 2) внедрение видов лизинговых услуг на основе исследований региональных рынков лизинговых услуг; 3) совершенствование клиентской базы, повышение качества обслуживания клиентов; 4) улучшение структуры доходов и расходов лизингодателя на основе стратегии ориентации на клиента и рационализации затрат на лизинговые операции; 5) совершенствование управления рисками на основе анализа финансового состояния клиентов; 6) разработка и реализация стратегии управления знаниями в области лизинговых операций; 7) использование новых финансовых (секьюритизированных) инструментов; 8) применение приемов аутсорсинга для развития лизинговых структур; 9) внедрение информационных технологий в управлении лизинговой деятельностью.

.2 Экономическое обоснование предложений

Рассмотрим минимизацию рисков через предоставление гарантий поставщика на примере сделки с ООО «Волгоградтекстильмаркет» с позиции лизингодателя. Изменим условия сделки: лизинговые платежи выплачиваются в течение 24 месяцев равными суммами (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Описание сделки

Имущество, передаваемое в лизинг Легковой автомобиль Тойота КамриСтоимость 940 795.80 руб.Срок договора 24 месяца24 платежа по 46 774.28 руб.Годовое удорожание 9.66%Общий доход ООО «СпецТрансЛизинг» 1 122 582.72 руб.Накладные расходы ООО «СпецТрансЛизинг»14 111.94 руб.Прибыль ООО «СпецТрансЛизинг» 139 944.77 руб.

Предположим, что после 3-х платежей лизингополучатель отказался от своих обязательств по лизинговому договору. Предмет лизинга был возвращен. Допустим, что заключен договор о повторной реализации. Тогда лизингодатель возвращает поставщику предмет лизинга, а поставщик реализовывает его в течение 6 недель со скидкой 20% (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Гарантия повторной реализации

Суммарный доход от повторной реализации 752 636.64 руб.Комиссия с ремаркетинга 20% 150 527.33 руб.Чистый доход от повторной реализации 602 109.31 руб.Получены лизинговые платежи 140 322.84 руб.Общий доход 742 432.15 руб.Стоимость предмета лизинга 940 795.80 руб.Комиссия с продаж 2 822.39 руб.Накладные расходы ООО «СпецТрансЛизинг»14 111.94 руб.Общий объем затрат 957 730.12 руб.Потери -215 297.97 руб.

Допустим, что заключен договор о последующем выкупе. По договору о последующем выкупе лизингодатель вычисляет уровень своей прибыли и потерь. На основании этих расчетов согласовывают таблицу потерь (табл. 3.3).

Таблица 3.3 - Таблица потерь

ПериодБаланс по договору (настоящая стоимость)Согласованные потери3 месяца846 716.22 руб.850 000.00 руб.6 месяцев745 110.27 руб.750 000.00 руб.9 месяцев596 088.22 руб.600 000.00 руб.12 месяцев494 753.22 руб.500 000.00 руб.18 месяцев395 802.58 руб.400 000.00 руб.24 месяцев316 642.06 руб. 320 000.00 руб.

Если по истечении трех месяцев происходит невыполнение обязательств, лизингодатель получает следующую компенсацию (см. табл. 3.4).

Таблица 3.4 - Гарантия по договору о последующем выкупе

Обязательства поставщика по гарантированному выкупу850 000.00 руб.Получены лизинговые платежи 140 322.84 руб.Общий доход 990 322.84 руб.Общий объем затрат 957 730.12 руб.Прибыль 32 592.72 руб.

Безоговорочное (100%) поручительство поставщика гарантирует лизингодателю получение почти полной суммы запланированной прибыли. Настоящая стоимость оставшихся лизинговых платежей равна 46774.28 руб. ´ 18 месяцев дисконтированные на 9% годовых в течение оставшегося периода, и составляет 784423,72 руб. (см. табл. 3.5).

Таблица 3.5 - Поручительство поставщика

Чистый доход784 423.72 руб.Полученные платежи140 322.84 руб.Общий доход 924 746.56 руб.Общий объем затрат 957 730.12 руб.Прибыль (потери)-32 983.56 руб.

В случае гарантированного выкупа или поручительства поставщика, лизингодатель передает оборудование поставщику, как только он расплатиться по своим обязательствам. Теперь рассмотрим вышеперечисленные гарантии с позиции поставщика. Условия договора купли-продажи автомобиля Тойота Камри для его последующей передачи в лизинг.

Таблица 3.6 - Условия договора купли-продажи

Предмет договора легковой автомобиль Тойота КамриСтоимость предмета лизинга 940 795.80 руб.Суммарная прибыль (25%) 235 198.95 руб.

ООО «Волгоградтекстильмаркет» через 3 месяца отказывается от выполнения платежных обязательств. От предоставленных гарантий поставщик получит следующие финансовые результаты (см. табл. 3.7).

Таблица 3.7 - Финансовые результаты поставщика от предоставления гарантий

Гарантия повторной реализацииГарантия последующего выкупаПоручительство поставщикаПервоначальная прибыль235 198.95 руб.235 198.95 руб.235 198.95 руб.Комиссия с ремаркетинга150 527.33 руб.Выкуп у лизингодателя 850 000.00 руб.784 423.72 руб.Комиссия с продаж2 822.39 руб. 2 822.39 руб.2 822.39 руб.Суммарная прибыль (убыток)388 548.67 руб.-611 978.66 руб.-546 402.39 руб. лизинг управление правовой

Таким образом, с точки зрения лизингодателя наиболее выгодна гарантия по договору о последующем выкупе, поскольку лизингодатель при этом получает прибыль. Для поставщика наиболее приемлемой формой является гарантия повторной реализации, так как договор о повторной реализации приносит дополнительную прибыль. Следующая таблица (табл. 3.8) демонстрирует, как составляется пул суммарного поручительства. И лизингодатель, и поставщик стремятся включить в пул сбалансированный портфель лизинговых договоров, чтобы, с одной стороны, минимизировать риски лизингодателя, и, с другой стороны, установить предельный уровень обязательств поставщика в случае неплатежеспособности лизингополучателя.

Таблица 3.8 - Портфель контрактов поставщика лизинговой компании ООО «СпецТрансЛизинг»

ЛизингополучательОбъем сделки купли-продажиСумма поручительства (20% от суммы сделки)ООО «Волгоградтекстильмаркет»940 795.80 руб.188 159.16 руб.Лизингополучатель 1 (условно)500 000.00 руб.100 000.00 руб.Лизингополучатель 2 (условно)800 000.00 руб.160 000.00 руб.Лизингополучатель 3 (условно)900 000.00 руб.180 000.00 руб.Лизингополучатель 4 (условно)1 000 000.00 руб.200 000.00 руб.Лизингополучатель 5 (условно)600 000.00 руб.120 000.00 руб.Всего4 740 795.80 руб.948 159.16 руб.

Если ООО «Волгоградтекстильмаркет» не выполняет свои платежные обязательства, по условиям суммарного поручительства, лизингодатель получает настоящую стоимость невыплаченных лизинговых платежей 784423 руб. Размер пула 948159 руб. Возмещение лизингодателю 784423 руб. Баланс в пуле: 163735 руб. Таким образом, лизингодатель получил компенсацию своих потерь в связи с невыполненными платежными обязательствами лизингополучателя, которая достигает почти 100% запланированной прибыли. В то время как предельный размер обязательств поставщика не превысил 20%. Кроме того, в пуле осталось 163735 руб. для возмещения возможных дополнительных потерь лизингодателя. В данном случае договор о суммарном поручительстве выгоден как лизингодателю, так и поставщику, потому что лизингодатель получит возмещение своих убытков, а поставщик ограничил размер своей ответственности.

Заключение

В современных условиях одной из приоритетных задач на российских предприятиях в связи со значительным моральным и физическим износом основных фондов является привлечение инвестиций для их обновления. Изучение отечественного инвестиционного рынка и зарубежной практики позволило сделать вывод, что одним из инструментов, способствующих интенсификации инвестиционного процесса, является лизинг.

Лизинг является сложной разновидностью аренды. Он представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи договором, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Лизинговая деятельность представляет собой синтез инвестиционных, арендных, кредитно-финансовых, торговых и логистических отношений. Наличие здесь логистической компоненты обусловлено операцией поставки инвестиционного товара.

Центральным стержнем всех лизинговых схем выступает договор лизинга. Именно он определяет исходную конфигурацию лизинговых отношений. Причем отправной точкой формирования лизинговых операций служат трехсторонние отношения.

Лизинговое финансирование экономически эффективно, если арендатор и / или лизингодатель получают большую экономическую прибыль, нежели при альтернативном варианте финансирования того же проекта.

В настоящей работе была рассмотрена деятельность компании ООО «СпецТрансЛизинг». Компания ООО «СпецТрансЛизинг» - динамично развивающаяся универсальная лизинговая компания, которая предоставляет услуги по сдаче в лизинг автотранспорта, оборудования, спецтехники.

За период своей деятельности ООО «СпецТрансЛизинг» разработан оптимальный для клиента уровень сервиса в части скорости рассмотрения заявки на лизинг, оформления договоров, достижения договоренностей с поставщиками требуемого имущества, согласования страхования и государственной регистрации (в случае необходимости) приобретаемого предмета лизинга, что значительно сокращает сроки получения запрашиваемого имущества клиентами.

Рассматривая лизинговую деятельность ООО «СпецТрансЛизинг», необходимо отметить, что организация и управление лизинговыми операциями находится на достаточно высоком уровне: кампания предлагает широкий спектр лизинговых продуктов зависимости от потребности каждого клиента, клиентами компании являются не только предприятии и организации - юридические лица, но и предприниматели без образования юридического лица.

Рекомендуется с целью устранения выявленных недостатков внедрить следующие мероприятия: использовать лизинговое имущество, остающееся на балансе лизингодателя, в качестве дополнительного обеспечения возвратности кредитных средств; использовать возвратный лизинг; использовать специальные условия страхования платежей по лизинговым операциям; использовать гарантии поставщика лизингового оборудования. Внедрение вышеуказанных мероприятий позволит ООО «СпецТрансЛизинг»: увеличить размер и сроки привлечения кредитов, и, тем самым, приведет к увеличению оборота лизинга; реализации предмета лизинга при возвратном лизинге может принести достаточно большую прибыль, так как ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга достаточно высока; специальное страхование позволяет компенсировать до 90% непогашенных лизинговых платежей; гарантии поставщика позволят ООО «СпецТрансЛизинг» не только компенсировать свои затраты в случае невозможности выплаты лизинговых платежей лизингополучателем, но и получить до 100% запланированной прибыли.

Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.

Список литературы

1.Авдеев, В.В. Аренда (лизинг): возвратный лизинг или риски налоговой оптимизации: [Текст] / В.В. Авдеев // Бухгалтер и закон. - 2011. - №7. - С. 7-9.

2.Агафонова, М.Н. Аренда, лизинг, безвозмездное пользование: [Текст] / М.Н. Агафонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2011. - 239 с.

.Байкова, Т., Сидорова, В. Лизинг как инструмент обновления основных фондов: [Текст] / Т. Байкова и др. // Юрист. - 2009. - №2. - С. 70-72.

.Газман, В.Д. Лизинг. Финансирование и секьюритизация: [Текст] / учеб. пособие для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 469 с.

.Горемыкин, В.А. Лизинг: [Текст] / учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Информцентр, 2005. - 944 с.

.Ефремов, А.А. Применение концепции управления цепями поставок в лизинговых операциях: [Текст] / А.А. Ефремов // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4 (36). - С. 44-51.

.Ефремов, А.А. Лизинговые отношения в формировании цепей поставок: [Текст] / А.А. Ефремов // Проблемы совр. экономики. - 2010. - №1 (37). - С. 45-52.

.Ибраева, А.А. Сущность и функции лизинга в системе экономических отношений хозяйствующих субъектов: [Текст] / А.А. Ибраева // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4 (36). - С. 45-52.

.Кокурин, А.В. Возвратный лизинг, аргументы «за»: [Текст] / А.В. Кокурин // Российское предпринимательство. - 2010. - №2-1. - С. 61-67.

.Кокурин, А.В. Лизинг: расширяем границы понятия. Проблемы регулирования операционного лизинга в России: [Текст] / А.В. Кокурин // Российское предпринимательство. - 2010. - №4-2. - С. 106-110.

.Коренев, И.А. Тенденции рынка лизинга в посткризисный период: [Текст] / И.А. Коренев // Финансы и кредит. - 2011. - №25. - С. 44-48.

.Лебедева, Н.В. Туристический автобус в лизинг: [Текст] / Н.В. Лебедева // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - №1. - С. 30-33.

.Лещенко, М.И. и др. Лизинг в машиностроении: [Текст] / М.И. Лещенко, М.М. Ищенко, и др. / учеб. пособие для вузов. - М.: МГИУ, 2009. - 266 с.

.Мамченко, А. Лизинг: основные вопросы: [Текст] / А. Мамченко // Новая бухгалтерия. - 2008. - №12. - С. 34-38.

.Машегов, П.Н., Бельский, А.А. Специализированный инновационный лизинг: институциональная и финансовая модели: [Текст] / П.Н. Машегов, А.А. Бельский // Финансы и кредит. - 2011. - №17. - С. 34-38.

.Никандрова, Л.Ю. Лизинг - антикризисный инвестиционный ресурс: теоретико-методологический аспект и концепция формирования и регионе: [Текст] / Л.Ю. Никандрова // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №2. - С. 60-68.

.Пантелеева, Е.Л. Проблемы передачи имущества в лизинг: [Текст] / Е.Л. Пантелеева // Аудитор. - 2009. - №10. - С. 49-53.

.Пискун, П.Н. Международный лизинг в России - проблемы и перспективы: [Текст] / П.Н. Пискун // Банковское дело. - 2008. - №6. - С. 51-54.

.Самвелян, Р.В. Перспективы развития рынка лизинга. Пути повышения эффективности лизинговой деятельности в России: [Текст] / Р.В. Самвелян // Финансы и кредит. - 2011. - №3. - С. 24-28.

.Семенихин, В. Смена сторон лизинга: [Текст] / В. Семенихин // Финансовая газета. - 2009. - №15. - С. 45-50.

22.Финансовый менеджмент: Учебник: [Текст] / Общ. ред. А.М. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 336 с.

23.Финансы: Учебник: [Текст] / Ред. В.Г. Князев, В.А. Слепов; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2011. - 654 с.

24.Форрестер, Дж. Мировая динамика: [Текст] / Дж. Форрестер. - М.: АСТ, 2011. - 379 с.

25.Шевченко, С.В., Шевченко, М.М. Повышение эффективности деятельности лизинговой компании на основе управления структурой лизингового портфеля: [Текст] / С.В. Шевченко, М.М. Шевченко // Проблемы современной экономики. - 2009. - №4 (32). - С. 44-51.

.Щербакова, Е.Б. Актуальные вопросы налогообложения лизинговой сделки: [Текст] / Е.Б. Щербакова // Административное и муниципальное право. - 2008. - №9. - С. 30-35.

Похожие работы на - Совершенствование механизма управления лизинговыми операциями российских предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!