Система бюджетирования предприятия ЗАО 'Фадеевское'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,24 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система бюджетирования предприятия ЗАО 'Фадеевское'

Оглавление

Введение

1.Теоретические аспекты

1.1 Сущность и назначение бюджетного планирования

1.2 Состав операционных и финансовых бюджетов

1.3 Процесс формирования бюджетов и процессы согласования, утверждения, контроля исполнения бюджетов

2. Финансово-экономическая характеристика предприятия

2.1 Анализ основных экономических и финансовых показателей предприятия

2.2 Анализ объема и структуры денежной выручки от реализации продукции

2.3 Анализ издержек производства с распределением их по основным видам деятельности ЗАО Фадеевское

2.4 Анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО Фадеевское

2.5.Анализ налоговых выплат ЗАО Фадеевское

3. Разработка генерального бюджета предприятия

3.1 Бюджет продаж (прогнозный)

3.2 Бюджет фонда оплаты труда

3.3 Бюджет материальных затрат

3.4 Прогнозный отчет о прибылях и убытках ЗАО Фадеевское

3.5 Разработка бюджета движения денежных средств ЗАО Фадеевское

3.6 Прогнозный балансовый отчет для ЗАО Фадеевско

Заключение

Список литературы

Введение

В современной экономике России одной из важнейших является народнохозяйственная проблема выявления резервов экономического развития предприятия и формирования его внутренних инвестиционных ресурсов.

Одним из важных инструментов управления предприятием в условиях рыночной экономики является бюджетное планирование (бюджетирование). Технология бюджетирования предусматривает сопоставление плановых значений показателей деятельности на текущий момент с фактическими для принятия управленческих решений. Этот элемент является новым для российских предприятий, и в данном случае будем говорить о бюджетном управлении.

Бюджетирование рассматривается как универсальный инструмент управления, направленный на организацию и оптимизацию системы бизнеса с целью повышения его конкурентоспособности.

Современные тенденции в области управления определяют, что построение системы бюджетирования должно основываться на глубоком изучении рынка, понимании клиентуры и контрагентов предприятия, вовлечении в процесс бюджетирования и управления предприятием большого количества руководителей и специалистов разного уровня ответственности, что подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.

Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:

· раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;

· выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;

· определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.

Объектом исследования курсовой работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия ЗАО «Фадеевское».

Проблемам повышения эффективности производства, внедрение системы бюджетирования посвящены труды Е.И. Бородиной, А.М. Година, В.Ф. Протасова и других.

бюджетный планирование финансовый

1.     
Теоретические аспекты

 

.1 Сущность и назначение бюджетного планирования


Бюджетирование представляет, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Его можно рассматривать как один из инструментов управления предприятием.[14, с. 57] <#"661149.files/image001.gif">

Рис. 3.1. Блок-схема формирования основного бюджета

Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования - это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж. На основе исследований, проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж - руководство предприятия принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом. [13]

Бюджет продаж важен для предприятия, так как бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т.д. Примерный бюджет продаж в ООО «Комте» приведен в таблице 3.1

Таблица 3.1. Бюджет продаж в ЗАО Фадеевское на 2013 г.(плановый расчет)

Наименование

Ед.изм.

Натуральн. показат.

Тариф

Тыс.руб.

Реализация картофеля

т

2 630

16 000

42 080

Реализация сои

т

1 120

15 400

17 248

Реализация овса ВСЕГО ПО ПРЕДПРИЯТИЮ

т

970 4 720

11 300-

10 961 70 289

 

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

·        бюджет должен отражать объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

·        бюджет составляется с учетом спроса, географии продаж, сезонных факторов;

·        бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;

 

.2      Бюджет фонда оплаты труда


На предприятии необходимо уделять большое внимание анализу фонда заработной платы, так как со стороны организации - это расходы, и от его размера зависит себестоимость продукции и, следовательно, прибыль. Бюджет по труду включает расходы на формирование основной и дополнительной заработной платы и составляется на основании КЗоТ и коллективного договора. Расчет фонда заработной платы представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Фонд заработной платы в ЗАО Фадеевское

Затраты

Квартал


I

II

III

IV


1

2

3

4

5

6

Оклад

853,35

1182,77

1388,74

1452,12

4876,98

Текущая премия

853,35

1182,77

1388,74

1452,12

4876,98

Рентабельность 10%

85,34

118,28

138,87

145,21

487,70

Районный коэффициент

10,80

14,96

17,57

18,37

61,70

ИТОГО: ЗП списочного состава

949,50

1316,01

1527,61

1615,70

5426,38

Зарплата несписочного состава

187,59

326,44

232,32

161,97

890,76

Резерв на отпуск 8,38%

144,08

208,12

223,00

225,25

800,46

ИТОГО ФОТ

1281,17

1850,58

1982,93

2002,92

7117,6

Отчисления в социальные фонды

438,16

632,89

678,19

684,99

2434,23

 

Планирование фонда оплаты труда определяется в зависимости от фактической численности работников, планируемой потребности в персонале, средней заработной плате с учетом ее индексации. Индексация заработной платы - автоматическое ее повышение с учетом изменения индекса цен за определенный период; рассчитывается на основе набора розничных цен на товары и услуги, потребляемые рабочими и служащими.

3.3    Бюджет материальных затрат


Расчет бюджета затрат осуществляется после определения объема производства. Данный бюджет характеризует затраты на производство и реализацию продукции (бюджет закупки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и др.) Для составления этих бюджетов необходимо: определить объем затрат; сгруппировать затраты с учетом специфики производства; вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.

Затраты ЗАО Фадеевское рассчитываются в соответствии с запланированными объемами на год.

Для удобства расчета, затраты можно сгруппировать следующим образом, как указано в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Бюджет материальных затрат ЗАО Фадеевское на 2013 год

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Всего (тыс.руб.)

Семена

6,45

5,20

5,24

6,40

23,29

Электроэнергия

874,64

477,46

525,11

800,26

2677,47

Аренда основных средств, амортизация

72,52

72,52

72,51

72,52

290,07

Ремонт и тех. обслуживание

782,37

534,30

347,65

594,07

2258,39

Проведение АВР (транспортные расходы)

210,22

146,30

164,67

192,98

714,17

Прочие прямые расходы (налоги и анализы)

184,01

184,01

184,01

184,02

736,05

Услуги сторонних организаций

79,90

68,40

58,50

73,85

280,65

Общеэксплутационные расходы

240,20

174,90

222,50

201,34

838,94

Покупная вода

44,37

44,37

44,37

44,38

177,49

Топливо на технологические нужды

2943,70

552,34

552,34

3311,00

7359,38

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

401,10

312,80

229,00

203,67

Общехозяйственные расходы

722,80

239,60

425,90

738,00

2126,30

Стоимость покупной тепловой энергии

902,59

902,59

902,60

902,60

3610,38

ИТОГО ЗАТРАТ

7464,87

3714,79

3734,4

7325,09

22239,15

В связи с неравномерностью выполнения работ, материальные затраты будут различными в зависимости от сезона. Наибольший объем работ предприятие выполняет в осенне-зимний период, следовательно, затраты в этот период будут наивысшими. Более подробное рассмотрение потребности в различных видах затрат нецелесообразно ввиду их многообразия и узкой сферы применения.

Бюджет управленческих расходов можно рассчитывать в процентном отношении от бюджета продаж, а можно прямым способом по следующим статьям затрат (табл. 3.4).

Таблица 3.4 - Общий бюджет управленческих расходов

№ п/п

Статья затрат

План предприятия на 2013 год

1.

Амортизация

93,88

2.

Услуги коммунального характера (Электроэнергия)

41,46

3.

Обучение работников, повышение квалификации

95,00

4.

Информационные и консультационные услуги

134,82

5.

Налоги и другие обязательные платежи

2,57

6.

Услуги связи

57,78

7.

Транспортные расходы (автоуслуги, содержание транспорта)

173,79

8.

Прочие расходы (с расшифровкой)

636,48


ремонт

500,00


канцтовары

23,93


прочие расходы (командировочные расходы)

112,55


Итого:

1235,79


Помимо затрат на основное производство, есть затраты администрации, составляется бюджет управленческих расходов - это расходы, связанные с содержанием органов управления предприятием: руководства предприятия, отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии, планово-экономической службы, снабжения и др. В смете рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства.

3.4 Прогнозный отчет о прибылях и убытках ЗАО Фадеевское


Прогнозный отчет о прибылях и убытках - это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль, необходим для оценки рентабельности предприятия, для контроля за его хозяйственной деятельностью. Именно наличие прибыли в долгосрочной перспективе является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Таблица 3.5 - Бюджет прибылей и убытков

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности


Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

31985

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

29701

Валовая прибыль

2284

Коммерческие расходы

0

1236

Прибыль (убыток) от продаж

2284

Прибыль (убыток) до налогообложения

1048

Текущий налог на прибыль

-

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

1048


Рассмотрим бюджет прибылей и убытков по каждому показателю. Анализ необходимо начать с анализа чистой прибыли. Чистая прибыль, это та прибыль, которая остается в распоряжении после уплаты всех налогов и всех отчислений в фонды. Как видно из таблицы 3.5, чистая прибыль равна 1048 тыс.руб. Себестоимость продукции равна 29701 тыс.руб.

Наибольшее влияние на получение положительной чистой прибыли оказывает величина валового дохода, которая определяется как выручка за вычетом себестоимости произведенной продукции. Размер валового дохода составил 2284тыс. руб.

3.5 Разработка бюджета движения денежных средств ЗАО Фадеевское


Движение денежных средств - один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. В рамках подготовки общего бюджета смету (бюджет) денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.

Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. Он нужен для предприятия, так как в нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение предприятия.

Таблица 3.6 - Бюджет движения денежных средств

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1. Остаток денежных средств на начало периода

2906,0

2. Поступило денежных средств - всего

36314,0

в том числе:


- выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

31985,0

- прочие поступления

4329,0

3. Направлено денежных средств - всего

35552,0

в том числе


- на оплату приобретенных товаров, оплату работ, услуг

23572,0

- на оплату труда (с ЕСН)

9642,0

- на выдачу подотчетных сумм

113,0

- на расчеты с бюджетом

7,0

- прочие выплаты, перечисления

2218,0

4. Остаток денежных средств на конец периода

3668,0

 

Основную часть поступлений составили средства от реализации производства. Большая часть поступлений направлена на приобретение материалов и составила 23572 тыс. руб. и в т.ч. 2218 тыс. руб. понадобилось для погашения задолженности перед поставщиками за поставки прошлого года. Остаток денежных средств на конец периода составил 3668 тыс. руб.

3.6 Прогнозный балансовый отчет для ЗАО Фадеевское


Завершающим этапом разработки бюджета является составление прогнозного баланса. Для этого используются данные вышеперечисленных бюджетов, а также сведения о начальных остатках отдельных видов имущества и обязательств, которые берутся из отчетного баланса за предшествующий период.

Прогнозный баланс - это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода. Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период - действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала. Структура баланса строится аналогично структуре формы №1 сводной финансовой отчетности, составляемой для подачи в налоговую инспекцию. Это удобно на практике, так как, во-первых, при такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей налогообложения и управленческого учета, во-вторых, не нужно двойной работы по составлению отдельного фискального и управленческого баланса.

Таблица 3.7 - Баланс ЗАО Фадеевское на 2012 год, (тыс.руб.)

Актив

Код строки

2011г.

2012г.

 I. Внеоборотные активы. Нематериальные активы

110

0,0

0,0

Основные средства

120

4354,0

4109,0

Незавершенное строительство

130

0,0

0,0

Итого по разделу I

190

4354,0

4109,0

II. Оборотные активы. Запасы в том числе:

210

170,0

142,0

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

155,0

124,0

 готовая продукция и товары для перепродажи

214

14,0

17,0

 Расходы будущих периодов

216

1,0

1,0

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

4909,0

3153,0

 в том числе покупатели и заказчики

241

2198,0

859,0

Денежные средства

260

2906,0

3668,0

Итого по разделу II

290

7985,0

6963,0

БАЛАНС

300

12338,0

11072,0

Пассив




III. Капитал и резервы. Уставный капитал

410

60,0

60,0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

8913,0

9961,0

Итого по разделу III

490

8973,0

10021,0

V .Краткосрочные обязательства. Займы и кредиты

610

0,0

0,0

Кредиторская задолженность

620

3365,0

1051,0

 в том числе: поставщики и подрядчики

621

718,0

500,0

 задолженность перед персоналом организации

622

90,0

0,0

 задолженность по налогам и сборам

624

37,0

30,0

 прочие кредиторы

625

2521,0

521,0

Итого по разделу V

690

3365,0

БАЛАНС

700

12338,0

11072,0


Баланс на 31.12.2012 год составил 11072 тыс.руб. В активе основные средства уменьшились на сумму амортизации и составили 4109тыс.руб. В пассиве наибольший удельный вес составляет нераспределенная прибыль.

В целом по предприятию сумма краткосрочных обязательств уменьшилась на 2314тыс.руб. Дебиторская задолженность снизилась на 1756 тыс.руб. до 3153 тыс.руб. Снизилась задолженность перед бюджетом и персоналом организации. Значительно уменьшилась кредиторская задолженность, но увеличились запасы готовой продукции на складах, что может привести к увеличению затрат на хранение.

Прогнозный бухгалтерский баланс является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета.

Заключение


Одним из новых видов финансового планирования на отечественных предприятиях стало в настоящее время бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятий и организаций.

Общий бюджет предприятия состоит из операционного и финансового бюджетов. Финансовый бюджет - это план, в котором отражается объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.

Операционный (оперативный) бюджет - это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Одной из составных частей операционного бюджета является бюджет затрат, характеризующий затраты на производство и реализацию продукции (бюджет закупки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и др.) может включать с себя бюджеты продаж, производства, сырья и материалов и др.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью.

В качестве объекта исследования мною выбрано сельскохозяйственное предприятие - ЗАО Фадеевское. Основными видами деятельности которого являются производство и последующая реализация сельскохозяйственной продукции. При изучении финансового состояния ЗАО Фадеевское за 2009-2011 г. выявилось, что предприятие не полностью окупает затраты, но работает с прибылью. Среди показателей, характеризующих финансовое положение и результаты деятельности ЗАО Фадеевское, можно выделить такие:

за отчетный период получена прибыль от продаж (484 тыс. р.), но наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с прошлым периодом (- 1084 тыс. р.);

чистая прибыль составила 941 тыс. р. (+ 781тыс. р. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.);

отрицательная динамика себестоимости от продаж (-20967 в 2011 году и 25105 тыс. руб. в 2010 году);

оба показателя, характеризующие платежеспособность (коэффициенты текущей ликвидности и мгновенной ликвидности), имеют удовлетворительное значение;

отсутствие займов и кредитов;

Можно сделать вывод, что за рассматриваемый период, судя по состоянию и динамике показателей прибыли и рентабельности, организация получила хорошие финансовые результаты.

Что касается планируемого периода на 2011 год нужно отметить, что предприятию необходимо принимать меры по улучшению работы с покупателями по поводу реализуемо продукции. Увеличение нераспределенной прибыли может свидетельствовать о перспективе пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности в будущем, что в дальнейшем может способствовать увеличению финансовой устойчивости организации. В целом, финансовая устойчивость предприятия очень хорошая, т.к. нет займов и кредитов, что отражено в сводном бюджете предприятия.

Список литературы


1.   Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.94 г. (в ред. от 26.06.12).

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 24.07.12 г.)

.        О бухгалтерском учете: Федеральный закон №402-ФЗ от 6.12.2011г.

4.   Об закрытых акционерных обществах: Федеральный закон №208-ФЗ (в ред. от 29.12.2012 г.)

5.      Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08): Приказ Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г. (в ред. от 11.03.2009 N 22н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)

.        Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - К.: Ника-Центр, 2011. - 528с.

.        Бородина Е.И. Финансы предприятий. - М.: Юнити, 2012.- 258 с.

.        Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент./Пер. с англ./Под ред. Ковалева В.В. В 2-х томах. - М.: Экономическая школа, 2013. - Т.1 - 497 с., т. 2 - 669с.

.        Годин А.М. Бюджет и бюджетная система. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. - 276с.

.        Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник - 2-е изд.- М.: Информационно-издательский дом «Филин», Рилант, 2010.- 328 с.

.        Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования / Пер с англ. - СПб.: Пергамент, 2011. - 496с.

12.    Джай К. Шим, Джойл Г. Сигел. Финансовый менеджмент / Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2012.- 400с.

.        Закарян И. Составление бюджета и бюджетный контроль на предприятии. 2013, с. 18 - 29.

.        Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие - М.: Издательство «Дело и сервис», 2010.-304 с.

.        Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, финансы, инвестиции, маркетинг. Финансы и статистика, 2013. - 522 с.

16.    Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр: «Маркетинг», 2012. - 696 с.

.        Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебник. - М.: Новое знание, 2011. - 640 с.

18.    Титов В.И. Экономика предприятия: учебник /В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2012. - 416 с. - (Высшее экономическое образование).

.        Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов/ Э.А. Уткин. - М.: Издательство «Зерцало», 2011. - 272 с.

.        Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: Финансы, Издательское объединение «ЮНИТИ», 2013 - 517с.

21.    Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетьмана. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 816 с.

.        Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2012.-400с.

.        Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2011. - 395 с.

Похожие работы на - Система бюджетирования предприятия ЗАО 'Фадеевское'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!