Потребление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Потребление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНАСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра макроэкономики и экономической теории







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Потребление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике»

Автор курсовой работы

Мустафина Д.Р.






Казань 2010г.

Содержание

Введение

. Сущность потребления, сбережения и инвестиций в рыночной экономике

.1 Характеристика потребления, сбережения и инвестиций

.2 Инвестиции и их функциональная роль. Модель Дж. Кейнса IS (инвестиции - сбережения). Кейнсианский крест. Эффект мультипликатора и акселератора

.3. Потребление и его взаимосвязь со сбережением. Склонность к сбережению и склонность к потреблению

. Потребление, сбережение и инвестиции в условиях экономического кризиса

.1 Отношение потребление - сбережение в современной экономике России и Республике Татарстан

.2 Российская экономика: инвестиционный аспект

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Представленная работа посвящена теме «Потребление, сбережение и инвестиции в рыночной экономике». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Самое общее определение указанных понятий можно выполнить следующим образом: Потребление - использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей [12, с.282].

Сбережения - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для удовлетворения будущих потребностей, для предстоящих крупных покупок или других расходов [12, с.334]. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские и инновационные проекты, социально - экономические программы [12, с.123].

Целью данной работы является изучения темы «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели, так же поставлены решения следующих задач:

. Изучить теоретические аспекты «Потреблений, сбережений и инвестиций в рыночной экономике»;

. Сказать об актуальности проблемы «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике» в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики «Потребление, сбережение и инвестиций в рыночной экономике».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованных источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи работы, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы и сущность потребления, сбережения и инвестиций.

Во второй главе изложены пути решения проблем в условиях кризиса и приведены статистические данные.

Теоретической и методологической основой данной работы явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы, базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература и прочие актуальные источники информации.

1. Сущность потребления, сбережения и инвестиций в рыночной экономике

.1 Характеристика потребления, сбережения и инвестиций

Потребление представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

В каждом универмаге покупателю предлагается огромное количество товаров. Однако, ввиду ограниченности финансовых ресурсов он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Поэтому он, прежде всего, интересуется ценами и на основании полученной информации приобретает набор товаров, наилучшим образом соответствующий его желаниям и возможностям. [7, с.449]

Существует несколько альтернативных концепций поведения потребителя, различающихся исходными предпосылками. Выделяют 2 основные концепции: анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция) и анализ поведения потребителя на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция).

Кардиналистская концепция включает в себя 3 гипотезы:

Гипотеза I. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы, получить максимальное удовлетворение от совокупности приобретенных благ.

Гипотеза II. Каждый потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки полезности этого блага. Шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютила (utility - полезность, англ.).

Гипотеза III («первый закон Госсена»). Предельная полезность блага убывает, т. е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

Принятие трех названных гипотез означает, что в основе плана потребления индивида лежит составленная им таблица полезностей, в которой каждая единица всех потребляемых благ имеет количественную оценку полезности в ютилах. В качестве примера такой таблицы, названной по имени первого ее составителя таблицей Менгера, служит табл. 1.1.

Таблица 1.1.1

№ единицы


Вид благ


хлеб

молоко

яблоки


I

23

21

20


II

20

19

18


III

18

18

15


IV

15

16

13


V

15

10



Ориентируясь на такую таблицу, потребитель при заданных ценах на блага формирует структуру и объемы покупок, которые позволяют при заданном бюджете приобрести максимальную сумму ютилов.

В общем виде задача состоит в том, чтобы максимизировать функцию полезности: U = U(Q1,Q2,…..Qn) à max; при бюджетном ограничении: М = Р1Q1 + Р2 Q2 + ... + Рn Qn, где М - величина бюджета. Решение этой задачи сводится к максимизации функции Лагранжа:

L= U(Q1,Q2,…..Qn) + λ( Р1Q1 + Р2 Q2 + ... + Рn Qn- М)  (1.1.1)

которой в данном случае можно дать следующую интерпретацию: потребитель стремится получить максимум полезности от приобретенных благ (первое слагаемое функции Лагранжа) и небольшой суммы денег (второе слагаемое), оставшейся у него вследствие ограниченной делимости благ. Тогда сомножитель Лагранжа λ характеризует предельную полезность денег (бюджета). [3, с. 61]

Ординалистская концепция включает в себя следующие гипотезы:

Гипотеза ненасыщения. При прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

Гипотеза полной упорядоченности. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными .

Гипотеза транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности всевозможные сочетания благ независимо от очередности их по парного сравнения.

Гипотеза рефлексивности. При наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого. [3, с.72]

Гипотеза выпуклости. Если некоторый набор благ F потребитель признает равнозначным другому набору из этих же благ - H, то все наборы, соответствующие линейной комбинации аF + (1 - а)Н при 0 < а < 1, являются для него более предпочтительными.

Выпуклость кривой безразличия к началу координат означает, что в пределах заданного уровня благосостояния каждая следующая единица уменьшающегося блага равнозначна все большему количеству увеличивающегося блага. Это иллюстрирует рис. 1.1.1.: чтобы сохранить данный уровень удовлетворенности (остаться на данной кривой безразличия), каждая следующая порция блага А должна компенсироваться все возрастающей порцией блага В.

Рис. 1.1.1. Предельная норма замещения

Наличие множества равнозначных для потребителя сочетаний различных количеств двух благ свидетельствует о том, что для него эти блага в определенной мере взаимозаменяемы. Количественной характеристикой такой взаимозаменяемости является предельная норма замещения (замены).

Предельная норма замещения блага А благом В (МRSва) показывает, насколько можно сократить потребление блага А при увеличении потребления блага В на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворенности потребителя:

МRSва= ΔQа / ΔQв u= const                                               (1.1.2)

Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна по определению. Из-за выпуклости кривой безразличия к началу координат абсолютное значение МRSва уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо. [3, с.74]

Часть дохода, которая в данный момент не потребляется является сбережением. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами, домашними хозяйствами и населением.

Потребление и сбережения находятся между собой в тесной связи и зависимости и формируются под влиянием одних и тех же факторов. Потребление используется для удовлетворения текущих нужд, сбережения - для будущих. Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления образует функцию потребления. Зависимость сбережений от получаемого дохода называется функцией сбережений. Обе эти функции характеризуют динамику соотношения расходов и отложенного спроса. Для определения динамики в прогнозных расчетах исчисляют склонность к потреблению и сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) отражает желание семей приобретать товары. Она выражается отношением потребляемой части дохода (расходов на потребление) ко всей величине дохода

     (1.1.3)

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое обусловило изменение потребления

                                          (1.1.4)

Величина потребительских расходов определяется уровнем дохода, МРС всегда будет меньше единицы, так как Y>C. Если МРС=0, то все приращение дохода пойдет в сбережения; если МРС=1, то все приращение дохода расходуется на потребление. [15, с.185]

Определенная сумма должна быть потрачена на нужды необходимого потребления: плата за еду, жилище, отопление, освещение и т. д. Возможно, что эти расходы у кого-то потребуют всего дохода, а у кого-то останется излишек, который либо может быть истрачен на предметы не первой необходимости, либо может пойти на сбережения.

Сбереженные деньги не обязательно должны быть инвестированы, помешены в банк или сберегательную ассоциацию, чтобы приносить доход. Их можно просто припрятать. Некоторые, например, хранят свои сбережения в наличных, спрятанных в матрасе или под половицей. Если подобное хранение денег становится типичным, это может иметь вредные последствия для экономики.

Почему люди сберегают средства? Есть много причин, по которым люди предпочитают не тратить свои деньги, а сберегать их. Перечислим некоторые из них:

- Перестраховочные мотивы: деньги откладываются «на черный день».

Бережливость: некоторые люди или народы в силу привычки или обычая более экономны в своем потреблении, чем другие. По традиции, жители Северной Англии и Шотландии более бережливы, чем те, которые живут на юго-востоке Англии.

Отсроченная покупка: сбережения предназначаются для финансирования потребления в будущем (например, покупка машины или поездка в отпуск).

Контрактные обязательства: деньги откладываются для погашения закладной или выплаты ссуды, уплаты страховых взносов и т. п.

Основной фактор, определяющий размеры сбережений, - это уровень дохода. По мере роста национального дохода возрастает и уровень сбережений. На размеры сбережений также влияют налоги (которые затрагивают уровень доходов после уплаты налогов), политика правительства по вопросу сбережений, доступность кредита и ожидания ценовых изменений. Раньше полагали, что сбережения зависели от действующих процентных ставок. Если процентные ставки повышались, люди сберегали больше, чтобы получить выгоду от более высоких процентов, если ставки падали, стимул к сбережениям также ослабевал.

Для чего нужны сбережения? Как уже говорилось, деньги, не потраченные на потребление, это, по определению, сбереженные деньги. Они могут использоваться для финансирования потребления в будущем, но если их не припрятывать, то какое применение они могут иметь, пока не нужны? Ответ: сбереженные деньги можно заставить работать, чтобы принести их владельцу еще больше денег. Так, например, внесение денег на банковский депозит принесет вкладчику проценты; покупка правительственных ценных бумаг также позволит получать проценты, а, кроме того, во многих случаях обеспечит прирост капитала.

Хотя процентные ставки не имеют особо важного значения при определении общих уровней сбережений, они могут повлиять на форму, в которой хранятся сбережения. Если банки платят более высокие проценты, например по сравнению со сберегательными ассоциациями, то следует ожидать, что большая доля имеющихся сбережений будет привлечена банками.

Похожие работы на - Потребление, инвестиции, сбережения в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!