Понятие рынка. Типы рынков и их особенности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие рынка. Типы рынков и их особенности













Понятие рынка. Типы рынков и их особенности

Рынок представляет собой место, где происходит соединение спроса и предложения. Более точным с экономической точки зрения определением является следующее: рынок - это форма общественных отношений, сущностью которой является взаимная купля-продажа товаров. С одной стороны, рынок - это сфера отношений между различными субъектами экономики (т.е. производителями и потребителями), а с другой - элемент рыночной экономики, включающий сферы производства, распределения и потребления товаров. Сюда же входят элементы планирования и регулирования экономики.

Конъюнктурой рынка называют конкретную экономическую ситуацию, которая сложилась на рынке в данный момент или на протяжении ограниченного отрезка времени, отражающую текущее соотношение рыночных спроса и предложения.

Рынок предполагает обязательное присутствие таких его элементов:

люди (организации), имеющие свои потребности;

покупательная сила (преимущественно денег);

соответствующие возможности (покупки и продажи);

наличие покупателей, которые имеют желание купить товар;

продавцы, имеющие желание и возможность продать товар.

Таким образом, для эффективного функционирования рынка необходимо учитывать следующие его особенности:

обязательный учет потребностей покупателей, что непосредственно обусловливает создание товара и совершение акта его покупки;

возможность, как расширения, так и сокращения рынка в зависимости от его покупательской способности;

существующие рынки могут быть расширены либо созданы новые рынки путем роста покупательной способности, объема производства товаров и активного их продвижения, эффективного стимулирования спроса посредством кредитования, рекламы и др.

Общие признаки рынка и их основные характеристики

Первый отличительный признак рынка - эффективное взаимодействие продавцов и покупателей. Важнейшей задачей маркетинга фирм, работающих на рынке, является достижение равновесного состояния спроса и предложения товаров и услуг. На практике такое равновесие на протяжении достаточно продолжительного периода времени существует очень редко. Чаще имеет место рыночная ситуация, при которой спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо, напротив, предложение товаров и услуг превышает их спрос.

В первом случае рынок характеризуется наличием относительно небольшого количества продавцов (или монополиста), проводящих согласованную политику, и достаточно большого числа покупателей, которые имеют острую потребность в товаре. В случае, когда такая ситуация сохраняется в течение длительного периода, (в частности, в результате действия законодательных и иных ограничений, которые препятствуют проникновению на рынок новых продавцов), речь идет о т.н. рынке продавца, на котором продавцу нет смысла расходовать средства на маркетинговые мероприятия. Весь его товар будет куплен и без дополнительных затрат на рекламу..

Во втором случае рынок характеризуется большим числом различных товаров и высокой рыночной властью покупателя. Такой рынок называют рынком покупателя. На таком рынке каждый продавец может увеличить доходы, создавая и реализуя лишь ту продукцию, которая способна удовлетворить все запросы покупателей. Это вынуждает продавца затрачивать дополнительные усилия по реализации товара, что стимулирует активное использование маркетинговых инструментов.

Второй отличительный признак рынка - его конкурентный характер. В качестве конкурентов на рынке выступают производители и потребители продукции, различные государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежно возникает конкуренция между продавцами за привлечение покупателей. Напротив, на рынке продавца соперничество происходит между покупателями за внимание продавца.

Третьим признаком современного рынка является стабилизация отношений между субъектами рынка на базе их интеграции. Не прекращая постоянного взаимного соперничества, они, вместе с тем, заинтересованы в противодействии монополизации рынка. Такая интеграция не навязывается сверху, она обусловлена характером развития рыночных отношений и обеспечивает консенсус всех субъектов рынка. Примеры такой интеграции: социальное партнерство в системе регулирования занятости, организация переквалификации трудовых ресурсов и др.

Классификация рынков

рынок продавца (где спрос превышает предложение): ограниченный ассортимент предлагаемых товаров, постоянный острый дефицит товаров; производство продукции достаточно узкого профиля; практически полное отсутствие рыночной конкуренции;

рынок покупателя (превышение предложения над спросом): большой ассортимент предлагаемых товаров; устойчивые масштабы производства товаров; довольно высокий уровень конкуренции;

рынок не продавца и не покупателя - на этом рынке продавец может сбывать продукцию в достаточном объеме при условии соответствующего стимулирования спроса. Обязательным условием эффективных продаж является учет особенностей рынков реализации конкретной продукции;

регулируемый рынок, функционирующий под действием товарных соглашений, государственных нормативных актов, направленных на стабилизацию рынка;

региональный рынок, в основе выделения которого заключена региональная или отраслевая принадлежность товаров и услуг.

По потребностям, определяющим спрос на товар, выделяют следующие виды рынков: потребительский рынок; рынок предприятий; международный рынок.

Потребительский рынок составляют отдельные физические лица и домохозяйства, которые приобретают товары и услуги для личного потребления. Такой рынок включает множества субрынков (рынок молодых, пожилых людей, мужчин и женщин и т.п.).

Рынок предприятий представляет совокупность организаций, которые закупают товары для дальнейшего их использования в производстве, перепродажи, перераспределения. Он включает три таких разновидности.

. Рынок товаров промышленного назначения, на котором происходит купля-продажа товаров и услуг для их использования в производстве некоторых других товаров и услуг (сырье, материалы), либо в качестве составляющих других товаров и услуг (комплектующие изделия). Основные особенности этого рынка: небольшое число покупателей при больших масштабах покупок; географическая концентрация покупателей; резкий изменения спроса на товары и услуги.

. Рынок промежуточных продавцов (посредников, дилеров, дистрибьюторов), которые приобретают товары с целью перепродажи или же сдачи в аренду другим потребителям. Промежуточные продавцы покупают товары как для перепродажи, так и для бесперебойного эффективного функционирования собственных предприятий. Такие закупки для себя осуществляют промежуточные продавцы-производители.

. Рынок государственных учреждений представляют центральное правительство и региональные органы государственной власти, которые покупают или арендуют товары для выполнения своих основных функций. Важной характерной чертой государственных закупок является приобретение товаров по наиболее низким ценам для сокращения затрат налогоплательщиков. Особенностью государственных закупок является оформление большого числа различных документов, в результате которого процесс выдачи заказа затягивается во времени.

Международный рынок включает всех покупателей товаров и услуг, которые пребывают вне пределов данного государства (включая физических лиц, производителей, промежуточных продавцов, государственные учреждения).

По характеру взаимоотношений между продавцами и покупателями выделяют:

закрытый рынок, где взаимодействуют производители и потребители, которые связаны разными формами некоммерческих отношений, такими как юридическая зависимость, система долевого участия и финансового контроля, специальные договора, не носящие сугубо коммерческого характера;

открытый рынок, где осуществляется обычная коммерческая деятельность неограниченного числа независимых продавцов и покупателей.

По географическому положению рынков выделяют:

мировой рынок, включающий различные страны всего мира;

региональный рынок, охватывающий территорию всего данного государства;

местный рынок, включающий один или несколько регионов страны.

По особенностям и содержанию маркетинговой деятельности выделяют рынки:

бесплодный, который не имеет перспектив реализации конкретных товаров;

основной, на котором реализуется основная часть товаров продавца;

дополнительный, на котором продается определенное количество товара;

растущий, который имеет реальные возможности роста объема продаж товаров;

«прослоенный», на котором коммерческие операции нестабильны, но есть реальные перспективы превращения его в активный рынок при выполнении определенных условий. Однако, такой рынок может оказаться и бесплодным.

Тест

конъюнктура рынок продавец покупатель

При высокой эластичности спроса объём продажи зависит от уровня цен следующим образом:

1) цены понижаются незначительно - объём продажи существенно увеличивается;

2) цены понижаются - объём продажи не меняется;

) цены растут - объём продажи пропорционально увеличивается;

) цены растут - объём продажи не меняется;

) цены понижаются значительно - объём продажи существенно не растёт.

Ответ: 1).

Ситуационное задание

Известно, что некоторые автомобильные компании (Toyota, BMW) проводили акции по бесплатным проверке, ремонту и замене автомашин даже в ситуациях их незначительных дефектов. Чем, по вашему мнению, обусловлен такой дорогостоящий подход автомобильных компаний к своему рынку? Может быть, целесообразнее было предоставить самим автовладельцам решать возникающие проблемы эксплуатации личных автомобилей?

Ответ

По моему мнению, подобный подход вызван тем, что автомобильные компании развитых стран работают в условиях очень жесткой международной конкуренции. Требования покупателей к автомобилям на Западе сегодня очень высоки. При этом технический уровень изделий достаточно высокий практически у всех ведущих производителей автомобилей.

В таких условиях покупатель при выборе автомобиля будет ориентироваться не в последнюю очередь на уровень сервисных услуг, предоставляемых производителем. Если он будет уверен, что любая, даже самый незначительный дефект в его покупке будет немедленно устранен, причем совершенно бесплатно, это станет очень весомым фактором при выборе фирмы-производителя автомобиля.

Сегодня в развитых странах потребителя уже интересует не столько цена (естественно в разумных пределах), сколько качество изделия, одним из показателей которого является уровень сервисного послепродажного обслуживания. Поэтому наиболее дальновидные производители автомобилей и стали осуществлять акции по бесплатным проверке, ремонту и даже замене автомашин, причем даже в ситуациях выявления незначительных дефектов.


Список литературы

1.Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Розова Н.К., Тэор Т.Р. Маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012.

.Басовский Л.Е. Маркетинг: Учеб. пособие.- М.: Инфо-М., 2009.

.Виноградова С.В., Маркина Н.В., Юдникова Е.С., Яненко М.Б. Маркетинг торгового предприятия. - СПб.: Питер, 2005.

.Гавриленко Н.И. Основы маркетинга: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2007.

.Горин А. Маркетинг: Учебник для эконом. вузов. - М.: Данилов и К0, 2009.

.Кузнецова Л., Черкасова Ю. Основы маркетинга: Учеб. пособие для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2008.

.Калон Н. Управление маркетингом. - М.: Питер, 2010.

.Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010.

.Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: Учеб. пособие. - М.: Форум, 2008.

.Маркетинг: Общий курс: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.А. Колюжной, А.Я. Якобсона. - М.: ОМЕГА , 2010.

.Соловьёв Е. А. Маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА - М., 2009.

.Управление маркетингом: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2009.

Похожие работы на - Понятие рынка. Типы рынков и их особенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!