Понятие и виды монополий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,56 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды монополий

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Экономическое понятие монополии

. Монопольная цена и ценовая дискриминация

. Виды и типы монополии

. Формы монополистических объединений

. Развитие монополий в России

. Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала <#"justify"> Параметры состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия Число продавцовМногоМалоБарьеры входа и выхода из рынка Нет Обычно естьДифференциация продуктаЕсть Возможна Участие фирм в контроле над ценами Цена индивидуализированного продукта контролируетсяНелегальный контроль

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. Поясняя коренную особенность монополистической конкуренции, Э. Чемберлин писал: Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством лидерства в ценах, тайного джентльменского соглашения) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

В российской экономике конца XIX - начала XX вв. действовали те же закономерности, которые были характерны для других капиталистических стран в это время, тем более, что Россия была не последней страной в мировом экономическом отношении. В 1913-14гг. Россия занимала 5-е место в мире по объему промышленного производства и 4-е в Европе. Конечно, разрыв между 4-ым и 5-ым местами в мире был значительным, еще больше Россия отставала по объему промышленной продукции на душу населения, в России сохранялись серьезные феодальные пережитки, но тем не менее имел место экономический рост при довольно высоких темпах, особенно в 90-е годы XIX века.

В 1909-13гг. быстро развивалось капиталистическое производство. В первую очередь развитие капитализма обнаружилось в промышленности, в банковско-кредитной системе.

В России в 80-х годах XIX века наблюдались процессы концентрации производства, монополизации, они стали особенно быстрыми в начале XX века, в частности в связи мирового экономического кризиса 1900-1903гг., который сильно затронул Россию.

Принято выделять следующие этапы процесса монополизации в экономике России:

. 1900-1908гг. Возникают крупные синдикаты, устанавливается господство монополистических структур в важнейших сферах экономики. Именно в это время синдикаты серьезно поднимают цены на производимую продукцию. Возникают банковские монополии.

. Промышленный подъем 1909-13гг. Создание групп синдикатов, которые боролись за сферы влияния, появление концернов и трестов, хотя они часто оставались под вывеской синдикатов, формирование финансового капитала, который является промышленным капиталом, слившимся с банковским капиталом.

. I мировая война (1914-17гг). Сращивание финансового капитала с государственным аппаратом. В марксистской литературе это называют появлением государственно-монополистического капитализма. Наиболее крупные первые монополистические объединения: Синдикат гвоздильных и проволочных заводов (1886г.), синдикат сахарозаводчиков (1887г.). На втором этапе можно выделить: Картель паровозостроительных заводов (1901г.), Общество трубопродажи (1902г.) синдикат Медь, Продаруд (продажа руды), в 1908г. - Лодзенский хлопчатобумажный синдикат. К третьему этапу относятся: 1909г. - Российское Общество Пароходства и Торговля, которое занималось торговыми перевозками по Азовскому и Черному морям. В 1909г. - синдикаты Платина и Проволока. В 1912г. - синдикаты Электропровод и Русская генеральная нефтяная корпорация со штаб-квартирой в Лондоне. В 1913г. - Табачный трест.

Считается, что Россия по уровню монополизации экономики занимала одно из первых мест в мире. Известно, что в 1914г. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек было занято 56,5% всей промышленной силы России. К числу высококонцентрированных относились отрасли тяжелой промышленности, а также легкой. В текстильной промышленности на предприятиях с числом рабочих свыше 1000 человек было занято свыше 80% всей рабочей силы этой отрасли.

Это имело и серьезные социальные последствия. Поскольку сосредоточение на небольшом количестве крупных предприятий огромного количества рабочих, получавших низкую заработную плату и живших в плохих условиях, создавало блестящие условия для революционной пропаганды, для подготовки к революции, чем активно пользовались левые силы. Некоторые монополистические объединения были весьма могущественными. Например, синдикат Продамет одно время концентрировал в своих руках до 90% продажи металлоизделий в России.

Концентрации производства и формированию монополистических структур способствовали различные органы и Советы съездов. Например, Совет съездов фабрикантов сельхозмашин и орудий, совет съездов бакинских нефтепромышленников и др.

Политика монополий в России была довольно типичной, но у нас она имела преимущественно отрицательные стороны и последствия. Т.е. монополии в принципе противились возникновению новых предприятий. Например, синдикат Продамет за все время своего существования не построил ни одного нового машиностроительного завода, зато были закрыты некоторые действовавшие заводы в целях недопущения падения цен.

В период деятельности монополий в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности цена пуда сырой нефти возросла с 6 до 38 копеек, а производство нефти упало. Многие монополии принимали меры по уменьшению производства рельсов и т.д. Этот топливный и металлический долг, возникший в стране в годы I мировой войны (1914-17гг.) был в большой степени связан с монополистической деятельностью.

Процессы концентрации и монополизации шли и в банковской сфере. Банковская система в России возглавлялась Государственным банком, который был создан в 1860г. Он был крупнейшим коммерческим банком, который занимался активным кредитованием промышленности и торговли в России.

Важнейшим звеном банковской системы дореволюционной России являлись частные коммерческие банки. Считается, что в 1913г. в России было 50 частных акционерных коммерческих банков. По некоторым данным, в 1914г. было 47 частных коммерческих банков и 743 их отделения по стране.

В банковской сфере шли процессы концентрации крупных банков. Например, в 1899г. целый ряд петербургских частных банков объединились с Государственным банком, в 1901-04гг. сформировался Азовско-Донской банк, в 1908г. образовался Соединенный банк. Важным событием стало образование в 1910г. Русско-Азиатского банка, который возник в результате слияния Русско- Китайского и Северного банков.

Самые крупные коммерческие банки:

. Русско-Азиатский банк (первое место по величине активов). На его долю приходилось 13% всех банковских активов коммерческих банков в стране.

. Петербургский международный банк (10% активов).

. Русский внешнеторговый банк (9% активов).

. Азовско-Донской банк (8% активов).

Концентрация банковского капитала в России была выше чем в других капиталистических странах. В 1914г. на долю 12 крупнейших банков, сосредоточенных в Петербурге, приходилось 80% всех банковских активов.

Следующим звеном в дореволюционной банковской системе России были городские банки. В 1913г. их было больше 300.

Следующее звено - общества взаимного кредита. Их было больше 1000 в 1913г. По некоторым данным на долю Государственного банка в 1913г. приходилось 16% от общей суммы вложений в народное хозяйство. На долю акционерных банков приходилось 68%, а на долю обществ взаимного кредита 12% и на городские банки - 4% вложений.

После 1905г. в стране стала быстро развиваться кредитная кооперация. В 1912г. был создан центральный кооперативный банк, который назывался Московский народный банк.

В годы I мировой войны в России появились элементы государственного монополистического капитализма, т.е. государственное регулирование снабжения предприятий, государственное регулирование цен, распределение рабочей силы, создание государственных учетно-распределительных органов. Конечно, в целом ряде отношений Россия отставала от передовых стран мира. Некоторые факторы: - производство чугуна на душу населения (в 1913г. в США на душу населения выплавлялось 326кг. чугуна, а в России в 10 раз меньше); - оснащенность технически передовыми средствами производства (от США Россия отставала в 10 раз, от Германии в 5 раз, от Англии в 4 раза); - сохранение значительных феодальных пережитков (помещичье феодальное или полуфеодальное землевладение и община - сословная неполноправность крестьянства);

В годы войны Россия оказалась слабым звеном среди остальных государств, и все это создало благоприятные условия для социалистической революции.

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.

При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В XX веке в России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии.

Российские монополии не являются естественными. Централизация в настоящее время, выражается в создании концернов и ассоциаций, только для того, чтобы обеспечить "спокойное" существование. Стратегия отечественных монополий направлена на расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос на товар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможность манипулирования ценами существенно ограничена и наоборот. Монопольные структуры не готовы к открытой и честной конкуренции. Они продолжают по-прежнему надеются на поддержку государства, хотя и возобладала преимущественно иная тенденция, неслучайно Россия старается обеспечить максимально возможную открытость национального рынка.

. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ

Поскольку чистые монополии встречаются крайне редко, то в обыденном сознании и в печати закрепилось отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой. Имеются в виду крупные компании, имеющие высокую долю продаж на отраслевом рынке, значительные размеры финансовых активов и прибылей. Хотя абсолютные и относительные показатели совпадают далеко не всегда, совершенно очевидно, что они взаимосвязаны, и обыденное сознание фиксирует эту связь.

Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Все это при прочих равных снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала XX в., будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции - внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту "легче жить", чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по "легкому пути", поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. "Большой бизнес" неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.

Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС, то у монополии, как правило, Р > МС. Отсюда, по мнению большинства экономистов, неэффективность в распределении ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами.

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана - нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уиллера-Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера.

Для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем. Одна из таких проблем - формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

Чтобы наладить народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача - регулировать инфляционные процессы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2005. - 320 с.

. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб: Питер, 2004. - 256 с.

. Дайджест экономической теории / Под ред. проф. В.М. Соколинского. - М.: «Аналитика-Пресс», 2006. - 160 с.

. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: ВЛАДОС, 2005. - 386 с.

. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2007. - 656 с.

. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. - 572 с.

. Сафрончук М.В. Микроэкономика: учебник. - М.: ЭКСМО, 2005. - 256с.

. Экономическая теория. Учебник / Под ред.В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 557 с.

. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб: СПбГУЭФ, "Питер Паблишинг", 2009. - 480 с.

Похожие работы на - Понятие и виды монополий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!