Развитие косвенного налогообложения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие косвенного налогообложения

1.Концептуально-теоретические аспекты косвенного налогообложения

1.1Теоретические и концептуальные основы развития косвенного налогообложения

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в странах с развитой рыночной экономикой стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют с собой часть национального дохода, мобилизируемая во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечение деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и другие. Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Косвенное налогообложение - это механизм налогообложения, при котором база обложения исчисляется исходя из оборота по реализации товара. При этом величина налога по заранее установленной ставке включается плательщиком в цену товара. Конечным плательщиком, таким образом, является потребитель, который платит налог незаметно для себя. Экспортируемые товары в мировой практике, как правило, освобождаются от косвенных налогов. Такое освобождение действует и в РФ. Если товар экспортируется не предприятием-производителем, а другим предприятием, то уплаченные косвенные налоги возвращаются производителю. Освобождение, однако, не распространяется на топливно-энергетические товары. Эти товары облагаются акцизами независимо от того, реализуются они внутри страны или за рубежом. Импортируемые товары, как правило, облагаются помимо таможенных пошлин также косвенными налогами, применяемыми в стране.

При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становиться продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком. Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение из ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления. А также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Вопросы косвенного налогообложения обсуждались ещё несколько веков тому назад. Английские экономисты в 18 веке писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.

Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения.

После Первой мировой войны определенный этап в налаживании финансовой системы нашей страны наступил в период новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. В это время началось быстрое оживление финансово-налоговой деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видам прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.

Первым акцизом, введенным после 1917 г., было обложение в 1921 г., виноградных вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных спичек.

В дальнейшем система акцизного обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов в советский период.

Таким образом, в 20-е годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с провозглашением НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней торговли таможенным налогам придавалось высокое значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной промышленности.

Ставки таможенных тарифов были приняты 9 марта 1922 г. и затем скорректированы постановлением Совета Народных Комисаров от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении таможен товарам. Затем эти ставки были заменены высокопротекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав СССР, включавший раздел «Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов». Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии ввозимых в СССР товаров как на сырье, таки и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% в стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей.

Стоит отметить, что система таможенных тарифов давала в 20-е годы 7-8% налоговых поступлений в бюджет.

В 1930 г. была осуществлена налоговая реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов на территории СССР. В этом году был введен налог с оборота, который заменил промысловый налог в обобщенном секторе. Налог с оборота представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий целый ряд косвенных и прямых налогов.

В его состав также включались взимавшиеся с предприятий обобщенного сектора платежи за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых, то есть налоги на недра, а также платежи за древесину и местный налог на нее.

В налог с оборота вошли налоги и сборы, взимавшиеся только с предприятий обобществленного сектора:

)Сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра;

)Особый сбор с организаций изготовляющих хлопок;

)Отчисления на развитие овцеводства от прибылей шерстоперерабатывающей промышленности;

)Отчисления от товарной продукции авто- и авиатрестов;

)Взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ;

)Начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов;

)Начисления на продажную стоимость древесины;

)Взносы на содержание надзора на рыбных промыслах;

)Долевое участие в расходах на местное строительство;

)Сборы, взимаемые управлениями строительного контроля.

Гербовый сбор у предприятий обобществленного сектора также вошел в состав налога с оборота, а для частного сектора был заменен единой государственной пошлиной. Таким образом, все косвенные налоги (кроме таможенных пошлин), пошлины и сборы и некоторые прямые налоги заменялись налогом с оборота, принявшем форму надбавки к оптовой цене и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли.

В советской налоговой практике введение налога с оборота означало введение нового синтетического (или номинального) налога взамен значительного числа статей расходной части бюджета, или введение нового механизма формирования доходной части бюджета. Этот синтетический налог был очень удобен для сформировавшейся в те годы централизованной системы государственного регулирования экономики и существовать мог только в рамках этой системы. Методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет стали мощным и весьма эффективным инструментом пополнения бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления, но эти же методы достаточно быстро спровоцировали отрыв движения финансовых ресурсов от кругооборота материальных ценностей.

Уже в 90-х гг., обсуждая в периодических изданиях проблемы развития налога с оборота, экономисты проводили сравнительную характеристику его с налогом на добавленную стоимость; были выявлены различия и преимущества последнего с точки зрения государственных интересов.

В 1991 году в России, когда обсуждался вопрос о замене налога с оборота и налога с продаж на НДС, определили, что ставка НДС, компенсирующая потери от замены двух косвенных налогов одним должна быть такой, чтобы налоговая масса НДС покрывала налоговую массу двух налогов. Расчетным путем было определено, что ставка НДС должна была составить не менее 27%.

В 1992 г. налог на добавленную стоимость был введен в России законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» в размере 28% и очень быстро занял ведущие позиции в формировании доходов бюджета.

В настоящее время в России основная ставка НДС составляет 18%. Снижение в 2004 г. ставки НДС с 20% до 18% обосновывалось государственной политикой снижения налогового бремени.

1.2Роль налога с продаж в развитии косвенного налогообложения в РФ

Прообразом НДС считается налог с оборота, за счет которого в значительной степени формировалась доходная база бюджета в бывшем СССР. Налог с оборота возник при проведении налоговой реформы 30-х годов и просуществовал около 60 лет. Эти годы были периодом господства плановой экономики и жесткого централизованного регулирования цен, производства, распределения и доходов граждан. Налог с оборота был своего рода регулятором цен. По отдельным товарам (автомобили, водка, табак) он существенно завышал цену по сравнению с себестоимостью и имел черты косвенного налога. Однако налог с оборота не носил всеобщий характер, не имел единой ставки. Этим поддерживался искусственно низкий уровень цен на некоторые виды продукции, в том числе на продукты питания, военную технику, медикаменты, детский ассортимент товаров, книги и т.д.
Налог с оборота целиком аккумулировался в бюджет. Главным методом его взимания был метод разницы цен, при котором сумма налога рассчитывалась вычитанием из оптовых цен промышленности (без оптово-сбытовых скидок) оптовых цен предприятия. Такая система обеспечивала потребности планового хозяйства и являлась органичным элементом плановой экономики.
Переход к рынку означал формирование свободных рыночных цен и соответственно ликвидацию директивно установленных оптовых и розничных цен. В новых условиях исчезла возможность централизованного установления налога с оборота в прежнем его виде, встал вопрос о замене налога с оборота другим налогом, способным обеспечить в прежнем объеме формирование доходной части бюджета. Изучение мирового опыта показало, что существуют два вида налогов, способных заменить налог с оборота. Это налог на добавленную стоимость и налог с розничных продаж. Они являются налогами на потребление и взимаются, когда люди тратят деньги, а не зарабатывают.
Налог с продаж являлся социально значимым налогом: 60% его поступало в региональные бюджеты, 40% - в бюджеты муниципалитетов для адресной поддержки социально незащищенных групп населения, для выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, в том числе врачам и учителям. С рассмотрением вопроса о законности этого налога в высших судебных инстанциях и слухах об отмене налога с продаж его поступления заметно снижались, что в 2001 году затрудняло финансирование этих категорий населения.
Налог с продаж был введен в систему налогового законодательства в 1999 г. Однако введение этого налога вызвало огромное количество вопросов. Первая попытка введения налога с продаж была предпринята еще в СССР - в 1991 г., и уже тогда породила резко негативную реакцию со стороны как населения, так и исполнительных и законодательных органов власти.

В планируемом объеме этот налог менее чем за год своего существования так и не был собран, а когда в 1992 г. был введен НДС, налог с продаж решено было отменить. Вторично он был введен в 1998 г. с принятием Закона РФ от 31 июля 1998 г. №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»».

По своему характеру налог с продаж является косвенным, а косвенное налог обложение - это один из самых стабильных источников поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Изначально предполагалось, что после введения налога с продаж уменьшится ставка налога на добавленную стоимость - до 15%. Но никаких шагов законодательными органами в этой области не было предпринято, и основная ставка НДС по-прежнему оставалась на уровне 20%, а налог с продаж был введен как дополнительный косвенный налог, основная тяжесть которого ложится на конечного потребителя товаров, работ и услуг, т.е. на население.

Следует отметить, что в мировой практике не наблюдалось случаев, когда в экономике одной страны одновременно действуют два этих взаимоисключающих налога на потребление. Например, в большинстве стран ЕС действует НДС, но отменен налог с продаж. В США, напротив, имеет место налог с продаж, но нет НДС.

Рассмотрим основные характеристики налога с продаж.

Налог с продаж являлся региональным налогом и поступал в бюджет субъекта РФ, который его ввел.

Законодательно налог с продаж регламентировался Главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 27.11.2001 №148-ФЗ;

Законом города Москвы от 09.11.2001 г. №57 «О налоге с продаж».

С введением в действие налога с продаж на территории соответствующих субъектов РФ не взимаются налоги, предусмотренные подпунктом «г» пункта 1 статьи 20, а также подпунктами «г», «е», «и-ц», пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.11.2001 №148-ФЗ).

Налогоплательщиками налога с продаж признавались:

организации;

индивидуальные предприниматели.

Предприятия являлись налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения признавались операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

Максимальная ставка налога с продаж утверждена Налоговым кодексом РФ в размере 5%. Конкретную ставку в пределах этой величины устанавливает субъект Российской Федерации. Законом города Москвы установлена налоговая ставка в размере 5 процентов.

Согласно НК РФ не допускалось установление дифференцированных налоговых ставок по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки и в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включала в себя НДС, а для подакцизных товаров - и акцизы.

Сумма налога с продаж рассчитывалась умножением суммы выручки, полученной от реализации товара, на соответствующую расчетную ставку.

Реализуя товар (работы, услуги) налогоплательщик включал сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Датой признания объектом налогообложения по налогу с продаж, считался день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков или день поступления выручки в кассу. В случае передачи товаров (работ, услуг) покупателю в обмен на другие товары (работы, услуги) - в день передачи товаров (работ, услуг).

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, определялась по итогам каждого налогового периода. Налоговый период был установлен как календарный месяц. Сумма налога определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и законов, принятых субъектами РФ.

Срок подачи налоговой декларации был установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики были обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по утвержденной форме.

Срок уплаты налога за истекший период был установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

По состоянию на 2000 г., налог с продаж был введен в 75 субъектах РФ из 89, причем его ставку законодатели на местах в большинстве случаев установили по максимуму: 5%.

За последние 30 лет индустриальные страны постепенно переходили к налогам на потребление. Особенно популярным стал НДС, имеющий некоторые общие черты с налогом с оборота. И тот и другой многоступенчатые и взимаются на всех стадиях движения товаров до конечного потребителя. Однако в отличие от налога с оборота из начисленной суммы НДС вычитается НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товаров. Являясь по сути налогом на потребление, при определенных условиях НДС может выступать фактором, сдерживающим производство.

1.3Налог на добавленную стоимость как основной косвенный налог в современной налоговой системе России

В сфере косвенных налогов главными направлениями реформы в развитых странах в послевоенный период были следующие: резкое повышение роли НДС, изменение в акцизном обложении, снижение роли таможенных пошлин и жесткое разделение развитых стран на две группы по относительной значимости косвенных налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - относительно новый налог, впервые введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счет вытеснения других налогов на потребление. Преимуществом НДС по сравнению с налогом с оборота считается то, что он взимается с добавленной стоимости - разности между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации. Налог с оборота таким достоинством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция заметно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечную стадию.

В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвенных налогов в большинстве стран. Он выплачивается производителем в виде разности между НДС, начисленным на производственные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС - от 15% до 50% всех налоговых поступлений. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вызвано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за инфляционного их влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.

В Российской Федерации НДС установлен как федеральный налог и является основным источником формирования бюджета и занимает первое место по своему удельному весу в налоговых доходах бюджета РФ.

В период 1992-2000 гг. поступления по НДС распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а с 2001 г. НДС стал полностью перечисляться в федеральный бюджет.

Специфика НДС отражается в последствиях применения льгот в виде нулевой ставки и полного освобождения. При использовании льготы в виде нулевой ставки налогоплательщики имеют право на возмещение НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и право на выставление в счетах-фактурах НДС по реализованным товарам (работам, услугам), что благоприятствует их спросу. При использовании льготы в виде полного освобождения от НДС налогоплательщики не имеют права на возмещение НДС по приобретению и выставлению соответственно в счетах-фактурах НДС по реализации, что препятствует спросу продукции оптовыми покупателями.

Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет и исчислить величину налоговых вычетов.

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете (в случае наличия операций, облагаемых по различным ставкам) - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом общая сумма НДС получается сложением всех исчисленных сумм НДС за конкретный налоговый период.

При этом общая сумма НДС:

1)при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму произведений различных налоговых баз на соответствующие ставки налога;

2)не исчисляется иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма НДС при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;

)исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде;

)при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров. При этом общая сумма налога рассчитывается как сумма налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз;

)по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой операции;

)в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных иных аналогичных налогоплательщиков.

Для исчисления НДС важным является момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), который зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики. Это наиболее ранняя из следующих дат:

-день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг), имущественных прав;

-день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Сумма НДС, исчисленная как процентная доля налоговой базы за конкретный налоговый период, и сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не всегда тождественны. Это обусловлено тем, что налогоплательщики имеют право вычесть из исчисленной суммы НДС суммы налоговых вычетом, рассчитанных на основании положений ст. 171 НК РФ. Учитывая вышесказанное и в соответствии с требованиями ст. 173 НК РФ определить НДС, подлежащий уплате в бюджет можно по формуле:

НДС б = НБ×% - НВ,

где НДС б - налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет;% - соответствующая ставка по налогу; НВ - налоговые вычеты по налогу;

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. К вычетам принимаются:

)предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на российскую таможенную территорию в режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне территории Российской Федерации;

) уплаченные покупателями - налоговыми агентами, состоящими на учете в налоговых органах и являющимися плательщиками НДС, за исключением реализации конфиската, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству;

) предъявленные продавцами иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении этим лицом товаров (работ, услуг), имущественных прав, или уплаченные этим лицом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для производственной (иной) деятельности, после уплаты налоговым агентом суммы НДС в бюджет и при условии постановки иностранного лица на учет в налоговых органах;

2.Сравнительный анализ налога с продаж и налога на добавленную стоимость в налоговой системе РФ

.1Анализ структуры и динамики поступления налога с продаж в 2000-2002 гг. в территориальные бюджеты Российской Федерации

апреля 2002 года на брифинге заместитель руководителя Департамента косвенных налогов В.С. Леви сообщил о поступлениях налога с продаж.

По словам Леви, «доля налога с продаж в региональных бюджетах постоянно увеличивается. Так, например, в 2000 году она составила - 4.5%, в 2001 году - 5%. В текущем году ожидается повышение доли налога в территориальных бюджетах до 5.4%».

Поступление налога с продаж в территориальные бюджеты в 2002 г. составляло 55 млрд. руб. против 45,1 млрд. руб. в 2001 г.

Предельная ставка налога с продаж установлена Федеральным законодательством в размере 5%. Законодательные органы субъектов Федерации в этом пределе устанавливают ставку на своей территории. С 2001 г. по Москве действовала пятипроцентная ставка.

Расчет стоимости товара с учетом налога с продаж очень прост. Например, стоимость товара с учетом НДС составляет 302 рубля 50 копеек без учета налога с продаж. К сумме прибавляются 5%: 302,5 руб. + 5% 302,5 руб. = 317,6 руб.

Итого к оплате: 317 руб. 60 коп.

Итак, сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара (она включается налогоплательщиком в предъявляемую покупателю или заказчику цену товара). Подлежащая к уплате сумма налога с продаж должна определяться налогоплательщиком самостоятельно расчетным путем по итогам каждого отчетного периода. Для правильного определении суммы налога налогоплательщик ведет раздельный учет реализации товаров, работ и услуг, облагаемых налогом и освобождаемых от налога. В том случае, если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, он уплачивает налог с продаж от общей суммы реализации.

Поступления от налога с продаж, несомненно, дают ощутимое прибавление денежных средств в бюджет субъектов РФ. Например, поступления в бюджет Москвы за 1999 г. составили 2,31 млрд руб., а в 2000 г. с введением ставки 4% - уже 8,7 млрд.

Более 100 тыс. руб. было направлено на обеспечение бесплатными медикаментами льготных категорий граждан, на бесплатное зубо-протезирование, на приобретение бесплатных детских молочных смесей.

Несмотря на такие положительные на первый взгляд результаты, введение на территории РФ налога с продаж представляется достаточно спорным нововведением:

во-первых, в стране и так невысока в целом покупательская способность населения;

во-вторых, этот налог не несет перераспределительной нагрузки, ложась равным бременем на все население с разным уровнем доходов;

в-третьих, взыскание этого налога в России не позволяет полностью обеспечить взыскание в бюджет всех собранных с населения сумм налога.

До сих пор большой удельный вес в розничной торговле и бытовом обслуживании населения занимает сектор, в котором отсутствует достоверный учет полученной наличной выручки, а следовательно, и собранных с населения сумм налога. Еще в 1993 г. был принят Федеральный закон о контрольно-кассовых машинах. Но в данный момент менее половины всего российского товарооборота проходит через торговые организации и предприятия бытового обслуживания населения, обладающие контрольно-кассовыми машинами, полностью пригодными для контроля за полнотой учета выручки и уплаты налогов, т.е. машинами, имеющими фискальную память и исключающими несанкционированный доступ.

По-прежнему некоторая часть рынка работает через «черный нал», следовательно, о контроле за собираемостью налога здесь говорить не приходится. Кроме того, предприниматели изобретают разнообразные способы по уходу от налога с продаж. Например, в законодательстве оплата продукции векселями и другими ценными бумагами не приравнивается к наличным расчетам. Пользуясь этим, дилер может приехать в магазин, продать магазину свой вексель и тут же забрать его в оплату поставленной продукции. Приезжая к производителю, дилер опять-таки покупает у него вексель, которым сразу же оплачивает поставляемую продукцию. Таких способов уже изобретено несколько вплоть до создания «виртуальной товарно-финансовой биржи».

Российские предприниматели изначально отрицательно отнеслись к налогу с продаж. С его введением планировалось снизить ставку НДС. Но сейчас, когда растут закупочные цены на сырье, ставка НДС остается на прежнем уровне, а ставка налога с продаж составляет почти повсеместно 4-5%, многие предприниматели попадают в тупик. Повышать цену на товары - не лучший выход в условиях конкуренции. Поэтому многие мелкие фирмы просто разоряются. Более крупные, чтобы остаться на пороге рентабельности, будут все же повышать цены. С 1 января 2004 года налог с продаж был отменен, и это, естественно, принесло потери региональным бюджетам. Но эти потери компенсируются расщеплением НДС между бюджетами.

2.2Анализ структуры и динамики поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009-2011

Федеративный характер российского государства, существенное развитие в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в налогово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально - экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными (субъектов РФ) и местными бюджетами.

Федеральному бюджету отводится особая роль, так как он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение.

В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относится налог на добавленную стоимость.

Рассмотрим и сравним фактические поступления НДС в федеральный бюджет за 2009-2011 года.

В 2009 году поступления НДС составили 1177 млрд. рублей. Всего в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3012,4 млрд. рублей налоговых доходов. НДС обеспечивает 39% от основной массы налоговых доходов федерального бюджета.

В 2010 году в федеральный бюджет поступило 2885 млрд. рублей, из них от НДС - 1183 млрд. рублей налоговых доходов, что на 6 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. Часть доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС, и образует 40%.

В 2011 году в федеральный бюджет поступило 3722,6 млрд. рублей налоговых доходов, что на 837,6 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Часть доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС в сумме 1489 млрд. рублей, и образует 41%.

Среди косвенных налогов НДС занимает одно из первых мест при формировании федерального бюджета. Проанализировав приведенные данные можно сделать вывод о том, что в налоговых доходах федерального бюджета сохраняется весьма высокая доля поступлений от косвенных налогов. Доля основного косвенного налога в бюджете 2009 года равна 39%, за 2010 год доля НДС равна 40%, в 2011 году - 41%. То есть мы наблюдаем постепенную тенденцию к росту. Такая ситуация во многом связана с тем, что косвенные налоги традиционно стабильны и характеризуются достаточно высоким уровнем собираемости.

налогообложение косвенный распределение добавленный

Список литературы

1.Федеральный закон от 27.11.2001 №148-ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

.Закона РФ от 31.07.1998 г. №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»»

.Закон города Москвы от 09.11.2001 г. №57 «О налоге с продаж»

.«Налоговый кодекс Российской Федерации» (НК РФ) Часть 2

.Агафонова М.Н. Налогообложение торговых операций. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 315 с.

.Ажинова Е.Ф. Совершенствование налоговой системы с учетом показателя налогового бремени. - Аудит и финансовый анализ. - М.: ООО «ДСМ Пресс», 2011. - №1.

.Беликова Т.Н. Все об НДС. - СПб.: Питер, 2005. - 108 с.

.Викторова Н.А. НДС: тонкости начисления и уплаты. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008. - 229 с.

.Волкова Г.А. Налоги и налогообложение. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2008. - 415 с.

.Захарьин В.Р. НДС. Начисление и уплата. - М.: Омега-Л, 2006. - 198 с.

.Землянская И.С. Косвенное налогообложение товаров, работ, услуг: приоритеты и методы оптимизации. - Финансы и кредит. - 2008. - №27.

.Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 519 с.

.Миляков Н.В. Налог на добавленную стоимость. - М.: КноРус, 2006. - 204 с.

.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 520 с.

.Никулина И.В. Налог на добавленную стоимость: региональный аспект. - Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2009. - №8.

.Пансков В.Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС. - М.: Финансы и статистика, 2011. - №8.

.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 680 с.

.Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2009. - 1007 с.

.Сидорова Н.И. Специфика и функции НДС. - Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2008. - №2.

Похожие работы на - Развитие косвенного налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!