Гай Джонсон - яркий представитель гиперреализма
Гай Джонсон
- яркий представитель гиперреализма
Гиперреализм
Гиперреализм - художественное течение в живописи
основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности.
Гиперреализм (hyperrealism - англ.), или
фотореализм (photorealism - англ.), направление в изобразительном искусстве
20-го века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их
драматического отчуждения.
Гиперреализм возник в США в конце 60-х годов и
стал заметным событием в мировом изобразительном искусстве. Его творчество в
области живописи посвящено достаточно определенной тематике: усеченные
рекламные щиты (Р. Коттингэм), брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с
отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн).
Целью гиперреалистов было изобразить мир не
просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали
механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров
большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило,
распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения,
исключить проявление индивидуального почерка художника.
Почти тридцать лет спустя, после появления этого
направления в живописи, термин "гиперреализм" стали использовать для
определения творчества новой группы художников
Современный гиперреализм основывается на
эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится
буквально копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в
гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать яркую иллюзию
реальности.
1. Краткая биография
Гай Джонсон - американский художник. Является
одним из основателей и столпов фотореализма, ярким представителем гиперреализма
и поп-арта. Родился в Форт-Уэйне, США, штат Индиана, в 1927 году. В 18 лет был
завербован в армию и служил 15 месяцев в американском флоте. По окончании
службы решил работать преподавателем живописи. По завершению пятилетней учебы в
школе искусств во Флориде, в 1950 году он получил бакалаврскую степень изобразительных
искусств. Степень магистра и дальнейшее образование получил в университете
Флориды в 1952 году. До 1967 года преподавал, пока не принял решение посвятить
жизнь только живописному творчеству. С конца 60-х интересовался новым стилем
живописи - фотореализмом.
В 1971 году он представил в Нью-Йорке в
Сотнеакровой галерее свою первую художественную персональную выставку. С той
поры картины Джонсона регулярно принимают участие в различных выставках
гиперреалистов во всем мире. В те же годы он повстречал шведского продавца
произведений искусства БоЭлверида, который предложил ему покупку всех его
полотен на протяжении пяти лет. В 1976 году, по истечении контракта, Гай
Джонсон начал сотрудничать с Луи Мейзелем, художественная галерея которого
осуществляет выставки работ Гая Джонсона по настоящее время.
Список персональных выставок Гая Джонсона: Центр
совр. искусства, 1955, Нью-Йорк; Галерея штата, 1962-1966, Хьюстон, Техас;
Дэвид Гэлери, 1968, Хьюстон, Техас; Дэвид Гэлери, 1970, Хьюстон, Техас; Галерея
100 акров, 1971-1972, Нью-Йорк; АрнесенГэлери, 1973, Копенгаген, Дания; Галерея
Карлссона, 1974, Гетеборг, Швеция; Галерея Стефанотти, 1974, Нью-Йорк;
Художественная международная выставка, 1978, Базель, Швейцария; Галерея де
Эндта, 1978, Амстердам, Нидерланды;Галерея Луи Мейзеля, 1979-1988, Нью-Йорк;
АрентонГэлери, 1989, Париж, Франция; Галерея Луи Мейзеля, 1990, Нью-Йорк;
Галерея Луи Мейзеля, 1992-1999, Нью-Йорк; Галерея Бернардуччи, 2003, Нью-Йорк.
. Работы
На картине «Человеческий пейзаж» Гай Джонсон
изобразил самый живой пейзаж из всех, что мы когда-либо видели. Все многоцветье
человеческого общества, представители всех профессий, возрастов и рас
разместились на картине, заполняя ее пространство и уходя к самому горизонту.
Это выглядит как гимн единству и дружбе всех людей на земле, а также как призыв
или напоминание о том, что все мы являемся жителями одного большого дома под
названием Земля. Как хороши все эти люди: на переднем плане разместились
спортивные веселые девушки, их лица выражают задор и энтузиазм в духе того
времени; далее можно рассмотреть представителей прошедших десятилетий,
атрибутику эпохи; в центре художник изобразил самого себя добродушно
улыбающегося в окружении красивых смеющихся женщин. Хороший получился пейзаж.
В работе заметно влияние художников-сюрреалистов
- сюжет картины «Офис» этому подтверждение. В небольшой конторе за письменным
столом трудится клерк. Перед ним корзина с целой кипой бумаг; в офисе есть еще
сотрудницы, занятые такой же скучной работой. О чем же размышляет пожилой клерк
во время работы? О том, что, ежедневно выполняя рутинную работу, он незаметно
превращается в продолжение письменного стола, упустив в жизни более интересные
вещи. И возникает в голове канцелярского трудяги игривые картины возможных
развлечений, вроде полураздетой дамы в черных чулках с розовыми подвязками.
Один из основателей фотореализма, яркий представитель поп-арта и гиперреализма,
Гай Джонсон успешно работает и в стиле сюрреализма - ему интересны
разнообразные жанры живописи.
После пяти лет обучения в Школе искусств в
Сарагосе во Флориде, Гай Джонсон получил степень бакалавра изобразительных
искусств. Дальнейшее образование и степень магистра получил в университете
штата Флорида в 1952 году. На картине американского художника «Класс 24»
запечатлен весь выпускной класс вместе с преподавателем в год окончания
университета. Всю верхнюю часть картины занимает чертеж дирижабля; на переднем
плане - выпускная группа студентов: серьезные лица, одинаковая форма; перед
ними художник изобразил несколько красных вазонов с зелеными побегами,
олицетворяющими, по всей видимости, ростки зародившихся идей и свершений
будущих знаменитостей. В центре картины изображен руководитель выпускного
класса; у него седые усы и оптимистичный взгляд на будущее своих питомцев.
гиперреализм джонсон живопись
фотографический
Перед нами работе «Розовая комната». Интерьер
девичьей комнаты перегружен всевозможными завитушками в стиле рококо,
виньетками с изображением упитанных ангелочков, драпировками и прочей женской
атрибутикой. Стены, потолок, шелковая обивка мебели - все здесь розовое,
нежное. Посреди комнаты в позе выступающей на подиуме бодибилдерши, стоит
женщина, загорелая, мощная, как машина, с тяжелым взглядом темных глаз.
Вероятно, стоит перед зеркалом. Гора гладких блестящих мышц, характерные
квадраты брюшного пресса, сильные накаченные бедра - все это мало соответствует
хрупкому розовому интерьеру. То ли это дань моде на культуризм в девяностые
годы, то ли возрастные пристрастия художника, в конце концов, это его личное
дело.
. Картины мастеров современного искусства
Картину «Мама и папа у могилы Буффало Билла»,
скорее всего, можно отнести к поп-арту. Веселый малый был Буффало Билл и
народный любимец, поэтому возле его могилы всегда царит веселье: один из его
друзейрешил водрузить над могилой флаг, двое других просто орут во всю глотку,
причем, один из них вырядился в одежду монашки. На горизонте красная полоска
зари и темные силуэты деревьев; два черно-коричневых тонконогих смерча лихо
взвились в небо. Гулять так гулять! Папа (очевидно, художник и вправду рисовал
своих родителей) улыбается, он в белой рубашке и черном галстуке, мама сидит
рядом на плетеном стуле; на ней черный купальник и темные очки. Они тоже были
веселыми малыми.
Картина «Дирижабль» сюрреалистична. В окно
комнаты с маленькой девочкой наполовину врезался макет дирижабля. Обстановку
самой обычной комнаты художник изобразил в мрачноватых коричневых красках:
из-за тяжелойстаринной мебели комната визуально кажется меньше, интерьер
комнаты ассиметричен, помещениестранноватое, будто нежилое. То ли это вечерняя
пора, то ли скучноватая жизнь обитателей этого дома, кто как воспримет. В
кресле вполоборота сидит, скорее, даже не девочка, а большая кукла с отрешенным
лицом взрослой женщины; Такие картины напоминают иллюстрации к книгам писателей-фантастов
о нашествиях пришельцев и гибели всего живого на земле, после чего остаютсяе
пустые заброшенныедома, в которых больше некому жить...
На картине «Урок» изображена группа молодых
людей. "Урок" проводит девица свободного поведения, как сейчас
говорят, "без комплексов". Сидя на столике в окружении молодых людей,
она беззастенчиво выставила на обозрение мужчин оголенные ноги в белых чулках
на подтяжках. Молодые люди, воспитанные в определенных рамках условностей и
получившие самые скудные представления об отношениях с представительницами
противоположного пола, деловито рассматривают открывшееся их глазам
"великолепие". Рядом на стуле сидит весьма почтенный господин;
вероятно, это он привел сюда девицу и предлагает ее услуги юнцам. Несмотря на
само собой разумеющуюся доступность "учительницы", никто не позволяет
никаких вольностей. Жизнь - это тоже наука и ее необходимо изучать не менее
прилежно.
На сюрреалистической картине «Пейзаж с
биллбордом» мы видим плакат, рекламирующий шелковые чулки. В противовес
откровенной эротичности плаката на переднем плане картины изображен подросток в
круглых очках, одетый в синий школьный костюм и белую рубашку с галстуком.
Очень скромный аккуратно причесанный юноша с явно не решенными сексуальными
проблемами. И, если говорить языком символов, то на заднем плане картины
художник изобразил будущее молодого человека, связанное с развитием техники
(слева мы видим старый сломанный трактор, а справа - дирижабль) и, конечно же,
с красивыми соблазнительными женщинами, которые, получается, в его тайных
мечтах пока располагаются на переднем плане. Возле рекламного щита замерла,
будто в ожидании чего-то небольшая собака. Розовый закат и воздушный змей в
небе являются символом великих свершений в будущем.
Между героями картины «Вопрос» назревает
конфликт. На переднем плане двое мужчин и одна женщина стоят перед невидимым
зрителю арбитром. Взгляд женщины тяжел, она в чем-то обвиняет растерянного
оправдывающегося мужчину; за их спиной невысокий паренек гневно смотрит на нее
и пытается защитить обвиняемого. На женщине модная по тем временам черная
шляпка; левой рукой в белой перчатке она указывает на мужчину; ее лицо и жест
приговаривают беднягу к расстрелу, не меньше. У окна молодой человек целует
нежное плечико девушки в розовом платье. За окном видны десятки убитых людей.
Суть картины по-житейски проста: жизнь все равно идет своим чередом, несмотря
на происходящее за окном. Можно пить вино и целовать женщин, пока это не
коснулось тебя самого. Это удобная жизненная позиция обывателя и труса, каких
немало рядом с нами. Наверное, в этом обвиняет дама в черной шляпке стоящего
рядом с ней мужчину. Или считает его виноватым в происходящих событиях?
На картине «Дьявольское телевидение» целая семья
- взрослые и дети смотрят телевизор, на экране которого абсолютная пустота. Но
они все равно сидят и смотрят. Настоящая жизнь проходит мимо, незаметно
отсчитывая часы, дни, годы, унося молодость и здоровье. А они уставились в
дьявольский ящик, который изо дня в день зомбирует слабые безвольные мозги
миллионам любителей тележвачки. Потом они пойдут и купят то дерьмо, что
рекламирует дьявольское телевидение и выберут президентом самого крутого парня,
которого им посоветовали представительные господа с экрана такого любимого
телевизора.