Социальное отчуждение в информационном мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное отчуждение в информационном мире

Содержание

Введение

Глава Ι. Феномен социального отчуждения в информационно-технологическом обществе

1. Философское понимание и интерпретация понятия "социальное отчуждение"

2. Отчуждение и социальное взаимодействие

3. Современные парадигмы интерпретации отчуждения человека в информационно-сетевой культуре. Отчуждение и информационное взаимодействие

Глава ΙΙ. отчуждение и свобода человека в современном информационном обществе

1. Специфика освоения социума в условиях отчужденного мира

2. Пути формирования неотчужденного сознания человека в современном информационном мире. Отчуждение и свобода

Заключение

Список литературы

Введение

"…На протяжении всей истории человек был и остается общественным существом, и именно поэтому ему характерно вечное стремление к пониманию и логическому объяснению существенных проблем, возникающих в сфере отношений с обществом. [1, Петошина С.И. Диссертация "Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа. "С.3, 2010г. - Мурманск]. Одной из таких проблем, привносимых социальными процессами в жизнь каждого человека, является социальное отчуждение в условиях современного информационного мира.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество характеризуется рядом изменений, связанных с научно-техническим прогрессом. Люди концентрируются в городах, и, как можно было бы подумать, здесь должны усиливаться взаимопонимание, межличностное общение, согласованность действий. Но дифференциация общественной жизни все более отдаляет людей друг от друга. В итоге нарастает межличностное отчуждение.

Харламов А.В., считает, что в настоящее время существует противоречие между развитием информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, и усиление социального отчуждения в современном информационном обществе - с другой. Этот философ определяет само понятие "отчуждение" как "…информационный феномен, возникающий в ходе социального взаимодействия и характеризующийся тем, что субъектом утрачивается связь с каким-либо из производимых им явлений или механизмов…" [2, Харламов А.В. Диссертация "Социальное отчуждение в информационном взаимодействии: социально-философский анализ. "С.159, 2007г. - Кемерово].

Однако нужно учитывать и то, что отчуждение является неотъемлемым позитивным моментом и процессом в формировании личности до тех пор, пока его воздействие на человеческое "Я", на сознание и самосознание индивида не становится однозначно разрушающим.

Проблема исследования феномена отчуждения в философии имеет достаточно продолжительную историю.

Начало изучению проблемы отчуждения было положено еще в античной философии Аристотелем и Платоном. Но попытки построения стройной теории берут свое начало в классической философии (И. - Г Фихте, Г. - В. - Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс).

Проблему отчуждения изучали представители немецкой социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон), франкфуртской школы (Э. Фромм), экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. - П. Сартр, К. Ясперс).

Изучение феномена информационного общества началось во второй половине XX века. Это связано с выходом работ Д. Белла, М. Кастельса, И. Масуды, А. Турена, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера. Среди отечественных ученых, проблематику информатизации общества и роль и место человека в этом процессе, исследовали Р.Ф. Абдеев, А.Д. Еляков, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, Г.П. Отюцкий, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, И.В. Соколова, А.Д. Урсул, В.Н. Филиппов и др.

Процессы трансформации в социальной сфере информационного общества рассматривают О.Н. Вершинская, Н.Л. Полякова, Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин.

На рубеже XX-XXI вв. в отечественной литературе социокультурные аспекты и общие принципы развития информационного общества были проанализированы в трудах Р.Н. Абрамова, Г.Т. Артамонова, О.Н. Вертинской, А.В. Волокитила, С.А. Дятлова, Г.В. Емельянова, Я.Н. Засурского, В.Л. Иноземцева, Ю.Н. Коломина, И.Н. Курносова, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, М.А. Мунтяна, В.В. Нечаева, С. Пюкке, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, Л.Г. Беловой, А.В. Чугунова и др.

В XXI в. изучением проблемы отчуждения в условиях информационного общества занимаются такие русские философы как Барышев Р. Н, Комбаров В.Ю., Ляшенко Ю.А., Петошина С.И., Сигарева М.А., Тимченко Л.Л., Харламов А.В. и др.

Объект исследования данной работы - феномен отчуждения человека в современной техническо-информационной цивилизации.

Предмет исследования - формы отчуждения и свободы человека в современном информационном мире.

Цель исследования: раскрыть значение понятия "социальное отчуждение", определить роль научно-технической революции в трансформации феномена отчуждения и свободы человека в современной постиндустриальной цивилизации.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

)Дать определение понятию "социальное отчуждение" с точки зрения философии;

2)Выявить и описать взаимосвязи отчуждения с процессами информационного и социального взаимодействия;

)Выявить возможные пути формирования неотчужденного сознания в современном мире.

Научная новизна этой работы заключается в следующем:

. Раскрывается содержание негативного воздействия форм отчуждения на современную информационно-социальную систему отношений человека.

. Рассматривается виртуальная реальность как средство для кратковременного преодоления социального отчуждения.

Положения, выносимые на защиту:

. В процессе формирования информационно общества отчуждение дает о себе знать как проявлением новых форм, так и дальнейшей эволюцией и возрастанием уже известных.

. Развивая концепт отчуждения, философы и ученые XX в. подвергли всесторонней интерпретации не только кризисные феномены в социально-экономической, политической и культурной жизни постиндустриального общества, но феномен отчуждения в контексте их понимания проявляет универсально-онтологические и экзистенциальные измерения. Концепт отчуждения приобретает не только социально-ценностный и деятельно-антропологический, но и индивидуально-интимный, экзистенциальный смысл.

. В формировании неотчужденной личности ключевую роль играют гуманизация образования и воспитания, оптимальное сочетание традиций и новаций в общественной жизни.

Теоретико-методологические основы исследования определяются единством онтологических, эпистемологических, философско-антропологических и философско-культурологических принципов изучения проблемы отчуждения и свободы человека в информационно мире.

В данной работе используются методы историко-философского исследования (анализ первоисточников и их теоретическое осмысление и обобщение), диалектические принципы единства исторического и логического.

Теоретическую базу работы составили философские, социально-философские, социологические, культурологические и психологические труды русских и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, материалы, взятые из сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения и свободы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она уточняет положения социально-философской концепции отчуждения, социально-педагогической социализации человека, философии образования.

Практическая заключается в том, что теоретические данные работы могут быть применены в педагогической практике, в преподавании учебных курсов по социальной философии, социологии, культурологи.

социальное отчуждение информационный свобода

Глава Ι. Феномен социального отчуждения в информационно-технологическом обществе

Конец XX - начало XXI веков характеризуется стремительным развитием и широким распространением процесса информатизации, т.е. интенсивного использования новых технологий для производства, хранения, трансформации и распространения информации.

Процесс информатизации открывает широкий спектр возможностей. С одной стороны, создаются предпосылки свободной творческой самореализации личности в процессе труда, укрепления социальных связей, широкого доступа к любой информации. С другой, одновременно возрастают негативные тенденции: увеличивается влияние информационных технологий, обнаруживших способность формировать стереотипы сознания, ценностные ориентиры, вкусы, стиль жизни человека, происходит атомизация общества, усиливается отчуждение человека.

Можно ли остановить рост этих негативных тенденций?

По мнению Батурина В.К., их рост можно остановить, но для этого нужно построить "… принципиально новую цивилизацию, основанную на истинных, а не на ложных ценностях" [3, В.К. Батурин. Журнал "Вопросы философии". С.177. Выпуск 7, 2012г. - Москва].

1. Философское понимание и интерпретация понятия "социальное отчуждение"

Отчуждение представляет собой сложное социальное явление, которое отражает объективные, субъективные и системные аспекты современной общественной жизни. Объективная сторона связана с внутренним разладом межличностных и социальных отношений в результате несовпадения потребностей, интересов и условий существования различных людей, социальных групп и слоев в обществе. Субъективную сторону отчуждения образуют закономерные изменения индивидуального и общественного сознания, проявляющиеся в деформации духовно-нравственных чувств и мыслей людей. С системных позиций отчуждение предстает как переходный этап между саморазвитием и самораспадом социальной системы.

От чего отчуждается человек?. Если не торопиться с ответом и позаботиться о самом его характере, получается так, что надо представить бытие человека по возможности конкретно, выяснить, как возникает отчуждение из деятельности самого человека, как человек утрачивает власть над тем, что он создает, как он попадает в зависимость от обстоятельств, создателем и хозяином которых он является?

Отчуждение раскрывается не только как утрата человеком себя в деятельности, оно воспроизводится как постоянное растворение личности в абстрактных социальных качествах. Тогда и работник, и капиталист, и интеллигент, и люмпен в массе практических актов выступают лишь персонификациями абстрактных социальных качеств. Тогда и сама личность кажется такой персонификацией, и в науке надолго устанавливается взгляд на личность как на персонального представителя класса, группы, совокупности отношений, культуры, социализации и т.п.

Так что же может лежать в основе отчуждения?

Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе отчуждения лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. [4, #"center">2. Отчуждение и социальное взаимодействие

Социализация человека представляет собой совокупность всех исторических этапов опосредования феномена социальности.

Перерожденные социальные отношения по мере возрастания роли частнособственнического духа всеобщего социального объекта переходят в отчужденные социальные отношения. Если перерожденные социальные отношения породили перерожденного "человека", и соответственно произошло самоперерождение "человека", то аналогично этому отчужденные социальные отношения рождают отчужденного "человека", и соответственно начинается объективный процесс самооотчуждения конкретного, единичного социального объекта. Значит, перерожденные социальные отношения переходят в отчужденные социальные отношения.

"…В любом обществе, где денежные отношения являются системообразующими, наличие тех или иных форм отчуждения объективно неизбежно" [7, Абсава Н.Д. Сборник статей "К вопросу об отчуждении и некоторых его формах. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира". Вып. 1, 2001г.С. 209-С. Петербург.].

Отчуждение человека и далее его самоотчуждение в стадии завершения особенного товарного производства является таким особенным социальным явлением, что его ход не зависит от нашего желания, потому что вся совокупность общественных отношений опосредована товарно-денежными отношениями, насыщена частнособственническими стремлениями. При таком положении дел на данном историческом этапе процесса социализации остается только мечтать о человечности человеческого общества.

3. Современные парадигмы интерпретации отчуждения человека в информационно-сетевой культуре. Отчуждение и информационное взаимодействие

Л.В. Скворцов дал следующее определение понятию "мир культуры":

"…это специфический мир субъект-объектной феноменальной реальности, которая обладает смысловой структурой". [8, Скворцов Л.В. "Информационная культура и цельное знание". С.440, 2011 г. - Москва].

В ней, с одной стороны, мир вещей и явлений обретает смысл лишь в своей соотнесенности с субъектом. С другой стороны, в феноменальной реальности жизнь субъекта обусловлена определенными качествами объективности. В мире культуры человек схватывает свое бытие как смысловое целое, с этим связана символизирующая способность человека, благодаря которой он строит свой цивилизационный мир.

В условиях тотальной информатизации общества человеческая деятельность претерпевает изменения, связанные с интервенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако "высвобождения" труда не происходит, так как не исчезают причины и условия, порождающие отчуждение. Среди них особая роль отводится контролю над информацией и над механизмом распространения и усвоения знаний. Наемный труд как отчужденный труд не замещает свободную творческую деятельность. Работник в условиях капиталистических отношений даже при тотальной информатизации труда сосредоточивает свое внимание на увеличении вещного богатства, а не на цели самореализации и самосовершенствования в процессе свободной деятельности.

Стихийный и безудержный рост информационных потоков, развитие информационных технологий, которые зачастую преподносятся как достижение и расширение границ человеческих возможностей, приводят к отчуждению подлинной, общественной, духовной сути человека.

Получается, что человек в информационном обществе является пассивным объектом манипулирования. Речь идет об отчуждении родовой сущности человека от существования индивида. Нарушается принцип, который олицетворяет целостность сущности и существования. Отчуждение в информационном обществе - это утеря социального резонанса человека с обществом и раздвоение его на две "сущности": подлинную и ролевую, которое как чуждая сила уничтожает смысл его индивидуального существования.

"…Интернет стал подменой реального мира. В виртуальной реальности всё гораздо проще, чем на самом деле, там легче заводить новые знакомства, дружить и расставаться. Именно поэтому социальная сеть так привлекает людей, которые недовольны своей жизнью и потому предпочитают реальности жизнь в Интернете…" - трудно не согласиться с данным утверждением, не так ли? [9, <#"center">Глава ΙΙ. отчуждение и свобода человека в современном информационном обществе

Природа отчуждения позволяет выделить положительные и отрицательные социально-аксиологические формы данного феномена (Ж. - Ж. Руссо, утописты-социалисты, Гегель, Маркс);

отчуждение может рассматриваться как творческо-отражательное явление (Ф. Шиллер)

отчуждение сопровождается ростом индивидуальной свободы, преодоление отчуждения не только возможно, но и необходимо, поскольку в его снятии человек возвращает себе свою собственную сущность" (Фейербах, младогегельянцы, Маркс, Энгельс, неомарксисты).

1. Специфика освоения социума в условиях отчужденного мира

В настоящее время меняются условия взаимодействия человека с миром. В процессе освоения действительности индивидом происходит перманентный рост его возможностей. Всестороннее развитие потенциального содержания человека, обретая статус действия природного закона, становится условием развития цивилизации. Одновременно возрастают и требования к людям, предъявляемые технизированным миром, что влияет как на физическое состояние практически каждого человека, так и на его психическое здоровье. Человеческая жизнь претерпевает существенные изменения в связи с усложнением содержания социальных, политических, экономических связей в обществе. При этом усиливается отчуждение во всех сферах общественной жизни, возникают новые факторы, детерминирующие отчужденное состояние человека.

Невозможно рассматривать сущность отчуждения, нивелируя освоение. Отчуждение и освоение являют собой диалектически связанные категории, с использованием которых может быть осуществлен всесторонний анализ различных уровней бытия человека и социума. "Отчуждение и освоение - это атрибутивные характеристики человеческого сознания и бытия. В силу этого они, а также их взаимоотношение относятся к сфере "вечных" философских проблем." [11, Шинкова С.С. Диссертация "Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения", С.4., 2007г. - Магнитогорск].

Отчуждение-одна из сторон процесса, другой стороной которого является освоение или присвоение людьми условий, форм деятельности, ее результатов, разнообразных качеств, явленных и скрытых в природных и общественных вещах.

Проблема отчуждения общества от природы в значительной мере является проблемой самоизменения общества. Ее решение зависит от готовности и способности людей преодолеть социальные - и связанные с ними другие - шаблоны деятельности, препятствующие учету организационной сложности природных систем, их особых законов и ритмов. Для того чтобы осваивать вещество этих систем в безопасном для природы и человечества режиме, необходимо держать под контролем собственные средства деятельности, ограничивать или менять объем и характер их применения сообразно логике природных систем. Только на этом пути общество может снизить риск непредсказуемых и неконтролируемых последствий своей собственной деятельности.

" Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей." [12, #"center">2. Пути формирования неотчужденного сознания человека в современном информационном мире. Отчуждение и свобода

Отчужденное сознание - это мир словесных и коммуникативных клише, групповое, "стадное" восприятие, переживание и суждение. Насильственно "сбитая в кучу" толпа одиноких, способная преодолеть собственную изолированность только за счет потери всякой индивидуальности и приспособиться к абстрактному стандартному рассуждению и действию.

Сознание отчужденного человека вытекает из социальной деятельности индивида, при котором собственный продукт его консолидируется". в какую-то вещную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет все расчеты, является одним из главных моментов в предшествующем историческом развитии". [13, Гавриленко И. Н "Человек в мире отчуждения" С. 44. 1986 г. - Одесса]

Личностный аспект отчуждения проявляется во враждебности существования человека, его сущности. Отчужденный индивид насильственно погружается в обыденность и повседневность изнурительного тяжелого труда, грубых, варварских или искусственно уточненных забав и наслаждений.

Сеть провоцирует не только новые формы отчуждения и самоотчуждения человека, новую аномию и анонимность, но и создает предпосылки для создания форм свободной самоорганизации человеческого сообщества, отдельных групп и субкультур, для творческого самовыражения человека, гарантирует группам и индивидам свободную публичность при соблюдении своих личностных свобод и прав другого, определенной анонимности и интимности, а значит, помещает человека в новое пространство, сопряженное как с рисками, так и с гарантиями его безопасности.

Интернет формирует новую парадигму мышления - сетевое мышление (или NET-мышление). Интернет становится пространством изменения и становления личности, ее самокоррекции и психологической адаптации, интеллектуального роста и культуры, создает новый стиль самопрезентации и идентификации индивида, что часто колеблется на грани между свободой и новыми формами самоотчуждения человека.

Тимченко Л.Л. уверена, что "…отчуждение непосредственно связано с социальным управлением и властными отношениями. Субъект-объектный подход к управлению способствует нарастанию процессов отчуждения, а субъект-субъектный - ведет к снятию отчуждения и оптимизации антропосоциальных отношений." [14, Тимченко Л.Л. "Отчуждение в современном обществе"С.8., 2010г. - Барнаул].

Таким образом, в формировании неотчужденной личности ключевую роль играют гуманизация образования и воспитания, оптимальное сочетание традиций и новаций в общественной жизни.

Заключение

В ходе данной работы мы выяснили, что феномен отчуждения имманентно включен в социальную жизнь разных эпох, но его характер изменяется в зависимости от общественно-исторических условий. Отчуждение является закономерностью общественного развития, имеет как положительное, так и отрицательное значение. В этом смысле необходимо видеть процесс отчуждения в динамике развития как опредмечивания, так и распредмечивания в процессе предметно-практической деятельности. В представленной работе осуществлена попытка социально-философского исследования проблемы отчуждения - сущностной характеристики человека и общества XXI в. Работа велась во взаимосвязи истории и современности, выявлении специфики отчуждения в современном обществе и поиске приемлемых концепций смягчения отчуждения в современном социальном мире.

Список литературы

1.Петошина С.И. Диссертация "Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа. "С. 3, 2010 г. - Мурманск.

2.Харламов А.В. Диссертация "Социальное отчуждение в информационном взаимодействии: социально-философский анализ. "С. 159, 2007 г. - Кемерово.

.В.К. Батурин. Журнал "Вопросы философии". С.177. Выпуск 7, 2012г. - Москва.

4.http://philosophy. wideworld.ru/dictionary/14/38/

5.Минюшев Ф.И. Курс лекций "Социальная антропология". С.77. 2004 г. - Москва.

.Тойнби А. Дж. "Постижение истории." С.586., 1999 г. - Москва.

.Абсава Н.Д. Сборник статей "К вопросу об отчуждении и некоторых его формах. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира". Вып. 1, 2001 г. С. 209. С. Петербург.

.Скворцов Л.В. "Информационная культура и цельное знание". С.440, 2011 г. - Москва.

., <http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/10285>

.Барышев Р.А. Диссертация "Киберпространство и проблема отчуждения", С.8., 2009 г. - Красноярск.

.Шинкова С.С. Диссертация "Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения", С.4., 2007 г. - Магнитогорск.

.http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/503-otchuzhdenie.html]. <http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/503-otchuzhdenie.html%5d%20.Это>

.Гавриленко И. Н "Человек в мире отчуждения" С.44. 1986 г. - Одесса.

.Тимченко Л.Л. "Отчуждение в современном обществе". С. 8., 2010 г. - Барнаул.

Похожие работы на - Социальное отчуждение в информационном мире

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!