Библиотечные сети и системы в Российской Федерации
Библиотечный урок
«Библиотечные сети и системы в Российской Федерации»
Место занятия: Черняховская городская библиотека, зал коммуникаций
Время проведения: 45 мин.
Тип занятия: урок - лекция
Цель проведения:
· дать представление
и понятие о библиотечных сетях и системах Российской Федерации;
Задачи проведения:
· воспитывать интерес
и уважение к библиотекам России;
· развивать
правильное отношение к библиотекам на современном этапе развития общества;
· учить применять
знания на практике.
Используемые методы: опрос, рассказ, беседа, демонстрация, конкурсная игра.
План урока:
· организация начала
урока (2 мин.);
· опрос по предыдущей
теме (5-7 мин.);
· представление новой
темы (20 мин.);
· закрепление
пройденного материала (15 мин.)
· подведение итогов
урока (2 мин.).
Наглядные пособия: выставка источников изложенной информации, слайд-фильм
«Библиотечные сети и системы в России», кроссворд, схемы, вопросы для игры.
Список источников:
· Библиотеки России
на пороге XXI века: цифры и факты: Сб. стат. и аналит. м-лов о состоянии и
библиотечной сферы. - М.: Либерея, 2002. - 222 с.
· Гендина, Н.И.
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных
учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. - М.: Школьная
б-ка, 2003. - 296 с.
· Кузьмин, Е.И.
Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и
управление библиотечным делом: Смена парадигмы / Е.И. Кузьмин. - М.: Либерея,
1999. - 223 с.
· О библиотечном
деле: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. №79-ФЗ / /
Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации,
юридические советы на каждый день. - М., 1996. - Вып. 1. - С. 4-5.
· Справочник
библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - Изд. 3-е, испр. и доп. -
СПб.: Профессия, 2006. - 495 с. (Библиотека). - ISBN 5-9391 -082-8.
Ход урока:
- Добрый день, уважаемые студенты.
Сегодня наш очередной урок пройдёт в зале коммуникаций.
- Для начала вспомним основные
моменты прошлого нашего занятия. Для этого разгадаем кроссворд. В результате
разгадывания мы узнаем, какое учреждение в Древности называлось «Аптека для
души».
1. Как называется основное
справочное издание, которое так необходимо вам для учёбы?
. Какой словарь объясняет
значение устойчивых выражений?
. В каком словаре можно
узнать о биографиях известных личностей?
. Специалист, помогающий
правильно ориентироваться в потоке справочной литературы?
. Какой словарь объясняет
правильное произношение слов?
. В каком словаре
рассматриваются произношение и ударение слов?
. Какой из многочисленных
словарей объясняет происхождение и значение различных слов?
. Кто редактор справочного
издания «Толковый словарь русского языка»?
. Какой из многочисленных
словарей объясняет значение слов и иллюстрирует их употребление?
. Назовите автора «Толкового
словаря живого русского языка»?
(отгадывая слово, студент даёт
определение данному понятию и приводит примеры)
Итак, теперь скажите, как же
называли библиотеку в древности?
(Ответ студента)
Библиотека и сегодня заслуживает огромного
внимания. Человек не может знать всё и обо всём. Когда надо найти ответы на
интересующие вопросы, он обращается в библиотеку за художественной, справочной
и научной литературой. И не только.
Зачем ещё обращаются в библиотеку?
(Ответы студентов)
И вот сегодня мы познакомимся с
библиотечными сетями и системами, которые существуют в России.
Прошу ваше внимание на экран. Будьте
внимательны, потому что после просмотра вы ответите на вопрос: «Что
представляет собой библиотечная система России»
Слайд 1
- В соответствии с законом «О
библиотечном деле» в Российской Федерации действуют несколько видов библиотек.
Прежде всего, это библиотеки, учреждённые органами государственной власти и
органами местного самоуправления. Библиотечная сеть входит в число главных
информационных систем России. В ней занято более 200 тыс. человек. В неё входит
130 тыс. учреждений.
Слайд 2
Система библиотек России включает в
себя множество типов и видов библиотек. Одни из них сложились в советский
период и отражают подходы к управлению народным хозяйством в СССР. Другие
библиотеки, например, библиотеки политических объединений, возникли в
постсоветский период. Впервые после нескольких десятилетий регламентации и
строгого контроля за деятельностью библиотек, появились библиотеки, не
вписывающиеся в типологические рамки.
На территории России начали свою
работу библиотеки, финансируемые зарубежными государствами. Смогли сделать
общедоступной свою работу библиотеки различных религиозных конфессий,
национально-культурных объединений. Но наиболее значимые изменения коснулись
сферы деятельности библиотек публичных.
Сеть публичных библиотек является
самой крупной в стране. Она включает в себя общероссийские национальные и
другие федеральные библиотеки.
Что же такое «библиотечная сеть»?
Слайд 3
В сеть публичных библиотек входят
также центральные библиотеки всех субъектов Российской Федерации - центральные
региональные научные / публичные библиотеки универсального профиля, а также,
детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей составляющей
сети публичных библиотек является сеть муниципальных публичных библиотек,
которые находятся в ведении системы местного самоуправления.
Управленческие функции по отношению
к сети публичных библиотек выполняет Министерство культуры и массовых
коммуникаций. Это функции: центра координации, инициирующего разработку и
реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление
которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек
различных систем и ведомств.
Библиотеки могут быть учреждены
органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами. В соответствии с порядком учреждения и
формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек: (а знаете
ли вы какие это виды?)
Слайды 4, 5
В сеть публичных библиотек России
входят 9 библиотек федерального ведения:
Схема 1 (Приложение)
· Российская
государственная библиотека (РГБ, фонд-42 млн ед. хр.) в Москве;
· Российская
национальная библиотека (РНБ, фонд-33 млн ед. хр.) в Санкт - Петербурге;
Слайд 6
Эти библиотеки стремятся к
взаимодействию, о чём свидетельствуют договора о сотрудничестве, выполнение
ряда взаимосогласованных программ в области научных исследований.
Среди библиотек федерального уровня
выделяется Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино
(ВГБИЛ, фонд-4 млн. ед. хр.)
Библиотека выполняет функции
международного библиотечного сотрудничества и является инициатором подключения
библиотек к масштабным международным проектам, проведения международных
семинаров, конференций, школ.
Государственная российская юношеская
библиотека (ГРЮБ, фонд-1 млн. ед. хр.) и государственная российская детская библиотека
(ГРДБ, фонд - более 0,5 млн. ед. хр.)
библиотека
общество российский
Слайд 8
- К библиотекам
федерального уровня также относятся:
Российская
государственная библиотека для слепых,
Слайд 9
- А
из вас, уважаемые студенты, был кто-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге?
Посещали там библиотеки?
Что запомнилось?
Что понравилось?
Что интересного узнали?
Какие вопросы задавали
библиотекарям?
А хотелось бы вам там
побывать?
(Ответы студентов)
Конечно, не все бывали в
самых крупных библиотеках страны. Однако же есть такие виды библиотек, в
которых вы бываете намного чаще.
Особую роль в системе
библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии
со ст. 20 Федерального закона РФ о библиотечном деле «органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей
универсальной библиотеке статус центральной библиотеки». «Центральная
библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотек
наиболее полное универсальное собрание документов…организовывать
взаимоиспользование ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам».
Основные функции центральной библиотеки определены её главными обязанностями по
отношению к самому региону: всестороннее и максимально полное раскрытие
уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной
деятельности. Она же выполняет функции сбора, хранения и распространения
документов, вышедших в регионе. Центральные библиотеки являются центрами оказания
научно-методической помощи библиотекам, создания основ для обеспечения
координации и кооперации региональных библиотек.
А библиотеки учрежденные
и финансируемые органами местного самоуправления называются муниципальными.
В современных условиях
муниципальные публичные библиотеки ориентируются на интересы местного
сообщества, выступая информационными, культурно - досуговыми, образовательными
центрами для обслуживаемого района. Важной особенностью их деятельности
является проведение культурной политики муниципальной администрации, ресурсом
которой они выступают. ОМС несут полную ответственность за сохранение
библиотек, их финансирование и регламентацию деятельности.
Ярким примером такой
библиотеки является Централизованная библиотечная система г. Черняховска. Это
центральная районная библиотека и 18 филиалов.
Слайд 10
За долгие годы своего
существования наша библиотека доказала, что может быть не только средоточием
читательских интересов, но и серьезным деловым центром в сфере интеллектуальной
гуманитарной деятельности.
Прошло более полувека со
дня открытия библиотеки, а мы продолжаем «сеять разумное, доброе, вечное».
Библиотека призвана реализовывать интеллектуальные и духовные запросы
населения.
Книжные фонды библиотеки
по всем актуальным вопросам современности, информационные базы данных, ресурсы
Интернет, иностранные языки - все это информационное, книжное богатство
доступно и открыто для наших читателей.
А какие муниципальные
библиотеки вы можете назвать?
(Ответы студентов)
- Среди
других библиотечных систем страны нужно знать, как одну из самых основных, сеть
библиотек Российской академии наук. Рассмотрим эту схему.
Схема 2 (Приложение)
Система включает в себя 375
библиотек. Из них крупнейшими являются:
Библиотека РАН (фонд-более 20 млн
ед. хр.);
Библиотека Института научной
информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд-12 млн ед. хр.);
Государственная публичная
научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
(ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн ед. хр.);
Библиотека по естественным наукам
(БЕН РАН) в Москве (12,5 млн ед. хр.).
Особую систему образуют библиотеки
высших и средних специальных заведений.
Схема 3 (Приложение)
В неё входит около 3 тыс. библиотек
университетов, академий, институтов, колледжей. Крупнейшими и старейшими из них
являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн
ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн ед. хр.)
Схема 4 (Приложение)
Систему библиотек сферы общего
образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека им.
К.Д. Ушинского (1,6 млн ед. хр.), а всего в эту систему входит более 63 тыс.
школьных библиотек.
Схема 5 (Приложение)
В настоящее время в сфере
промышленности, транспорта и связи насчитывается более 350 научно-технических
библиотек. Крупнейшей библиотекой этого профиля является Государственная
публичная научно-техническая библиотека России. К крупнейшим отраслевым
библиотекам относятся Центральная научная сельскохозяйственная библиотека и
государственная центральная научно-медицинская библиотека. Среди других крупных
центральных отраслевых библиотек следует выделить Центральную
научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре. Разветвлённой
сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.
Среди библиотек, специализирующихся
на сборе, хранении и распространении определённого вида документов, особо
следует выделить Всероссийскую патентно-техническую библиотеку (15 млн ед.
хр.).
Обслуживанием высших органов
государственной власти в России занимаются библиотека Администрации Президента
РФ (2 млн ед. хр.) и Парламентская библиотека РФ (0,5 млн ед. хр.).
- Определённую положительную роль в
модернизации современных российских библиотек играют и зарубежные библиотеки,
которые открыты в 1990 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России.
Это библиотеки зарубежных культурных центров (Немецкий культурный центр,
Французский институт, Британский совет, Институт Финляндии, Датский культурный
центр и др.). Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей
научной и другой литературой.
Какие библиотеки есть в вашем
городе?
Какую библиотеку вы посещаете чаще
всего?
Сеть каких библиотек вам наиболее
интересна? Почему?
(Ответы студентов)
Да ребята, библиотек в нашей стране
очень много, а значит, и информации тоже очень много. Но что же необходимо
делать для того, чтобы вся эта информация рационально использовалась?
(Предположения студентов)
Для более полного удовлетворения
потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования
их фондов государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью
органы государственной власти финансируют деятельность государственных
библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для
взаимоиспользования их ресурсов.
Центральная библиотека в пределах
обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять
пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов,
организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе
осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение
сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.
Функции центральных библиотек могут
распределяться в установленном порядке между несколькими библиотеками, которые
в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом
их деятельности.
В целях обеспечения рационального
использования государственных информационных ресурсов библиотеки
взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими
предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют информационные банки
данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим
законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами,
заключенными между этими учреждениями и организациями.
- А теперь, уважаемые студенты, мы с
вами проведём «Брейн-ринг». Для этого мы разделимся на 2 команды. Главное в
игре - отвечать на вопросы быстро и правильно. Общее время на ответы-5 мин.
(Каждая команда получает листок с
вопросами по количеству участников)
(В конце урока подводится итог
соревнования и встрече)
Уважаемые студенты, большое спасибо
вам за внимание. До новых встреч.