Роль стариков в традиционной культуре белорусов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль стариков в традиционной культуре белорусов















Роль стариков в традиционной культуре белорусов

этнографический старик белорусский культура

Введение

В современно мире многое в жизни оценивается по кретериям прошлого: отношения людей друг к другу, отношения членов семьи друг к другу, общение, быт и многое другое. К сожалению, многие традиции культурной и семейной жизни белорусов претерпевают некоторые изменения, которые не всегда положительно влияют на развитие событий в будующем. Следует признать актуальной тему о значимости пожилых людей в традиционной культуре белорусов. Ведь благодаря им мы знаем своеё прошлое, живём настоящим и учимся многому для создания успешного и благополоучного будующего.

В традиционной культуре белорусов страрцы занимали особое почётное место. Их уважали как в общине, так и в семье. К ним ходили за советом и звали на каждый праздник или такое важное событие, как свадьба, крестины, похороны.

Целью данной курсовой работы явлется этнографическая характеристика жизни и быта стариков в рамках белорусской народной культуры.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

·изучение фольклорной и этнографической литературы, посвященной описаниям быта пожилых людей в рамках традиционных общества;

·показ роли и места пожилых людей в жизни семьи и белоруской крестьянской общине;

·выявление роли пожилых людей в белоруских календарных и семейных обрядах.

В первую очередь необходимо рассмотреть трактовку самого понятия старец, старик. Ведь в современном лексиконе так же присутствуют эти слова, но они с течением времени могут приобрести иной смысл.

В 19 веке понятию «старец» соответствовало определенное значение, отличное от современного. «Старцами» называли людей, которые не имели крова, средств для существования и могли быть разного возраста. Для разъяснения данного понятия полезно обратиться к труду н.Я. Никифоровского «Очерки Витебской Беларуси. Старцы»: «Это не будет старик, старший в доме, роду, общине как то естественно понимать из самого слова: марщинистая старуха, сухорукий, хромоногий муж, слепой юноша, всякий блажной…» [1, c. 1]. Из этой цитаты следует, что с течением времени понятие «старец» претерпело изменения.

На сегодняшний день, под словом «старец» подразумевается пожилой человек (человек приклонного возраста). В следствие произошедших изменений изменилась и возрастная структура человеческой жизни относительно того представления о возрастах, которое доминировало в народной культуре белорусов.

Век человеческой жизни протяжённостью в 80 лет довольно ритмично структурируется в традициях народной культуры. В основе этого ритма лежит отрезок времени, кратный 20 годам.

Пожилые люди занимали главенствующие места в общине или семье. Им оказывали различные почести. Именно старики играли главную роль в каждом семейном обряде. На родинах важные функции выполняла пожилая женщина, т.е. повитуха, также её называли «пуповязница». Именно женщина приклонных лет принимала роды и после рождения ребёнка совершала над новорожднным все необходимые обрядовые действия. На похоронах женщины голосили о покойнике, считая, что так помогают его душе. Таким образом, очевидно, что ни один обряд белорусов не обходился без людей преклонного возраста.

Для сравнения роли и места пожилых людей в отличные друг от друга исторические эпохи, стоит обратить внимание на жизнь пожилых людей в наше время. Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Изменение положения пожилых людей в семьях ныне во многом предопределяется изменениями в мире. В современных условиях накопленный опыт старшего поколения уже не имеет абсолютной прежней практической значимости, но эдементы традиционных отношений еще прочно удерживаются в семьях белорусов-современников и в устоях общественного развития даже в 21 веке.

В этой связи обращение к истокам, к пониманию роли пожилых людей в семье и обрядности белорусов позволит более глубоко осмыслить перемены, состоявшиеся в современном обществе и воспользоваться уникальным опытом, рожденным в недрах традицинно-бытовой культуры белорусского этноса.

1. Историография и источники

Данная тема, посвященная изучению роли пожилых людей в семейной обрядности, неравномерно обеспечена источниками и литературой. На сегодняшний день не было издано отдельной монографии по этой проблеме, но существует большое количество источников и литературы, в которых есть нужные сведения для написания курсовой работы.

В конце 20 - начале 21 века Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси была подготовлена и издана серия фундаментальных работ «Белорусы», всесторонне представляющая белорусскую народную, а по некоторым аспектам, и современную культуру. Данное издание было высоко оценено и получило признание в виде приза «За духовное возрождение» в рамках ежегодного республиканского конкурса.

Еще одним обрядом, в котором рассматривалась роль пожилых людей, является родильный, который основательно исследовала и описала в своей монографии Т.И. Кухаронак [3]. Благодаря её работе возможно широко изучить роль пожилых людей в родильном обряде. Книга содержит описание самого обряда: участники, место прохождение обряда, связанные с ним приметы и поверья.

В книге И.В. Казаковой «Этнічныя традыцыі ў духоўнай культуры беларусаў» [4] исследуется отражение основных этнических традиций белорусов в духовной культуре. Впервые делается попытка рассмотреть этническую сущность и некоторые черты этнопсихологии через призму семейно-обрядового комплекса. Изучение ведтся по материалам одной из самых богатых в отношении сохранности форм народной культуры Могилёвской области. В данной книге я обратилась к разделу « Семейные обряды», где рассматривается родильный, свадебный и похоронный обряды белорусов. Изучив даннные обряды я смогла выяснить, какова же была роль пожалых людей в семейных обрядах.

Работа белорусского фольклориста В.М. Сысова «Беларуская пахавальная абраднасць» [5] является первым научным монографическим исследованием по похоронной обрядности белорусов. Анализируются её основные тематические циклы, которые создаются вербально-ритуальными компанентами совместно с другими структурными единицами. Исследуется динамики психологизма похоронной обрядности. Даётся характеристика функциональных особенностей жанровых разновидностей голошений и отражается уровень существования их в наше время. Иными словами, книга посвящена похоронному обряду, который является семейным обрядом, что позволило мне выявить роль пожилых людей в данном, похоронном, обряде.

Активную публикаторскую деятельность в последнее время развернули фольклористы О. Котович и И. Крук. В издании «Золотые правила народной культуры» [6] представлен фундаментальный свод регламентаций, предписаний, запретов, ограничений, который сформировался в традиционной культуре восточнославянских народов на основании многовекового практического опыта. Эти правила нацелены на то, чтобы гармонизировать отношения между людьми, между человеком и космосом, а так же между миром живых и миром наших предков. Книга посвящена рассмотрению правил-регламентаций каждого дня года и более значимых календарных праздников, а так же запретов, предписаний и правил поведения человека, семьи, рода и всего социума, связанных с подготовкой и проведением обрядов семейно-родовой направленности - рождения, крестин, свадьбы, похорон. Это издание было также полезно для понимания места пожилых людей в семенной обрядности белорусского этноса.

В издании «Белорусы: Сучаныя этнакультурныя працэсы» [7] впервые в белорусской этнологии на основе материалов многолетних полевых экспедиционных исследований, статичтических и архивных источников анализируются современные этнокультурные процессы, развитие науной идеи о происхождении белорусов, основные факты этнокультурной динамики. Так же раскрывается роль государства в формировании современных этнокультурных процессов, описываются современные праздники, традиции семейного воспитания и этнокультурные изменения в семье, профессиональная культура и декоративно-прикладное искусство. Весь собранный здесь материал позвонляет мне более детально изучить жизнь и быт пожилых людей не только в прошлом, но в настоящем.

Быт белорусов имел ярко выраженные региональные черты. В этой связи необходимо использовать научную литературу, посвященную отдельным историко-этнографическим регионам. В коллективной монографии «Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем» [8] освещаются важнейшие аспекты культуры: материальной (традиции питания, особенности застройки и построек, костюма), социальной (конфессиональные процессы, праздники, обряды, обычаи, современный театр), этнической истории, демографических и миграционных процессов Восточного Полесья. Впервые вводятся в научный оборот материалы полевых этнографических исследований, архивные источники. Некоторые из них позволяют по-новому взглянуть на место стариков в жизни белорусской общины и семьи в далеком прошлом.

Сегодня множество научных конференций проводится с целью анализа типичных и своеобразных черт компонентов белорусской национальной культуры. В одном из сборников, являющимся результатом подобной работы, имеются данные, ценные для понимания места людей разного возраста в традиционной и современной белорусской культуре. В сборнике «Роля традыцый народная культуры ў адраджэнні беларускага сяла» [9]. рамещены доклады участников Республиканской научно-практической конференции «Роля традыцый народная культуры ў адраджэнні беларускага сяла». Материалы посвящены современной культуре деревни, проблемам сохранения и популяризации народной культуры, её роли в возрождении белорусского села. На данных материалах рассмотрены произошедшие измемения в повседневной жизни людей, что дало мне возможность развить тему своей курсвой работы.

Далее охарактеризуем важнейшие источники для решения поставленных задач.

Курсовая работа в большой степени основывается на работе Н.Я. Никифоровского, а именно на труде под названием «Очерки Витебской Беларуси» [1]. Данная работа является ценным источником для изучения материальной и духовной культуры белорусов, их устно-поэтического творчества. Особое внимание в данном труде Никифоровский уделял характеристике положения разных групп населения Витебщины (старцев, музыкантов и т.д.) во время крепостного права и в более поздний период. Благодаря данной работе Н.Я. Никифоровского возможно выяснить происхождение такого понятия, как «старец».

Книга В. Сыракомли «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах» [10] знакомит с путешествиями выдающегося польского и белорусского поэта 19 века Людвига Кондратовича по различным местам Беларуси. Поэт делится впечатлениями про дорогие его сердцу места - Мир, Несвиж, Столбцы и др. Благодаря этой книге можно узнать, какой была повседневная и праздничная жизнь людей, так же быт пожилых людей.

В издании «Живописная Россия» в томе «Белорусское и Литовское Полесье» [11] опубликованы этнографические материалы о белорусах, написаные Адамом Киркором. Том, посвященный белорусскому Полесью, не только раскрывает наиболее значимые периоды литовских и белорусских земель, но и дает представление о материальной и духовой культуре населяющих ее людей. В труде, богатом на этнографические описания, есть упоминания о семейных, традиционных обрядах белорусов разного возраста. Так же быт, жизнь и роль пожилых людей можно отследить в разделе «Народный труд» и «Народная жизнь».

Нельзя обойти вниманием сочинение известного исследователя белорусской народной культуры А.К. Сержпутовского «Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў» [12]. В нем даже выделены отдельные разделы, отражающие обычаи и традиции белорусов в различные возрастные периоды (молодости и др.).

При написании своей курсовой работы автор воспользовался серией книг «Беларуская народная творчасць (БНТ)», отдельные тома которого издавались более одного раза. В том под названием «Вяселле» включено наиболее полное и типичное описание традиционных свадебных обрядов белорусов, собранное этнографами и фольклористами, в основном, в 19 - первые десятилетия 20 века.

Похожие работы на - Роль стариков в традиционной культуре белорусов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!