Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка"


Студентка 4 курса

Холина Екатерина

Научный руководитель:

Леонова О.В.





Астрахань 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению толерантного поведения

.1 Социологические подходы к изучению толерантности

1.2 Семья как институт социализации и среда воспитания толерантности

Глава 2. Роль семейного воспитания в формировании межэтнической толерантности подростков

2.1 Методы эмпирического исследования толерантности

2.2 Роль семейного воспитания в формировании межэтнической толерантности подростков (на примере лицея №3)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Радикальные социальные изменения, произошедшие в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В этих условиях "модифицируется процесс социального познания, т.е. процесс конструирования образа социального мира" (Г.М. Андреева, 1997). В связи с этим происходят значительные модификации и в построении образа другого человека, в том числе образа представителя других этнических групп.

В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.

Вместе с тем, отсутствие достаточной практики межкультурных и межэтнических контактов у населения, а также определенная идеологическая деятельность СМИ способствуют формированию негативных этнических стереотипов, предубежденности, что, зачастую, приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам.

Правительством России в 2001 году была принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)". Одним из направлений реализации Программы являлось "создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу".

В связи с этим актуализируется роль семьи и школы в целенаправленном управлении процессами конструирования адекватных "Я - образа" и образа других, формирования у учащихся разного возраста адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности.

Этим и обуславливается актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования - толерантное поведение

Предмет исследования - семейное воспитание как фактор формирования толерантного поведения подростков

Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания, влияющие на формирование толерантного поведения подростков

Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

1.Проанализировать социологические подходы к формированию толерантности.

2.Изучить особенности семьи как института социализации и среды воспитания толерантности.

.Проанализировать эмпирические методы изучения толерантности.

.Выявить особенности семейного воспитания, способствующие формированию толерантности - интолерантности подростков.

.Выявить уровень толерантности подростков-учащихся старших классов и проанализировать взаимосвязь уровня толерантности подростков с особенностями семейного воспитания.

Гипотеза. В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что в семьях, где складываются позитивные детско-родительские отношения, уровень толерантности подростков будет выше, нежели в тех семьях, где отношения между родителями и детьми сложные, конфликтные.

Методологическая и теоретическая основа исследования составили основополагающие положения этносоциологии и этнопсихологии. Проблеме

межэтнических отношений и толерантности посвящали работы ученые самых различных направлений: социологи, этнопсихологи, философы, историки, этнографы, политологи и многие другие. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности в России, - А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия "толерантность", В.Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантности как этического феномена, В.В. Шалин, рассматривавший место толерантности в системе либеральных ценностей. За рубежом проблемами толерантности занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантность как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантности личности, Дж. Ролс, исследовавший толерантность как моральную добродетель в рамках своей теории справедливости, и др.

При написании курсовой работы автор опирался на системный и междисциплинарный подходы к изучению различных феноменов общественного сознания.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям по социальной психологии, этносоциологии. Полученные в ходе эмпирического исследования данные вполне применимы для разработки рекомендаций теоретического и прикладного характера для администрации школ, осуществляющих управленческую и воспитательную деятельность в сфере формирования толерантной личности.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 1 приложения.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению толерантного поведения

.1 Социологические подходы к изучению толерантности

Во многих культурах понятие "толерантность" является своеобразным синонимом "терпимости": лат. - tolerantia - терпение; англ.- tolerance, toleration, нем. - toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория "терпимости" ("толерантности") претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: "…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой). Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение "толерантности", предлагаемое американским словарем "American Heritage Dictionary": "Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей".

Несколько иную смысловую нагрузку несет определение толерантности в психологической литературе. Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в "Большом психологическом словаре" толерантность определяется неоднозначно: во-первых, как "установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого"; во-вторых, как "способность выносить стресс без серьезного вреда"; в-третьих, как "переносимость лекарств".

Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида.

Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко многим ранее описанным определениям. В "Философском энциклопедическом словаре" оно определяется как "терпимость к иного рода взглядам". Таковая является "признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции".

Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как: познание и признание своего "Я" (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень); определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень); взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое "Я") (деятельностный уровень); анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).

Обращаясь к семантике слова tolerantia (лат.), А. Г. Асмолов отмечает, что данный термин выражает три пересекающихся значения: устойчивость (выносливость), терпимость и допуск (допустимое отклонение), при этом наиболее емкое понимание толерантности по его мнению заключается в устойчивости к конфликтам.

Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т. д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Однако в течение долгих лет толерантность понималась как проблема ситуативного плана. Между тем важно понимать, а главное, учитывать в практической деятельности, что "толерантность" является не только условием сохранения определенного положения в обществе или в состоянии людей, имеет не только длительную историю практического осуществления, но и то, что она объективно функционально необходима как обязательное регулятивное средство. Поэтому мы рассматриваем ее как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных человеческих отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая "организующая сила" в развитии общества. Именно поэтому феномен толерантности требует расширения и углубления понимания, соответствующего терминологического оформления, что и задает направления исследования.

Таким образом, первоначальное сопоставление определений категории "толерантность" дает основания выделить в ней следующие характеристики:

относясь к способностям человека, влияет на его поведение;

являясь признаком уверенности (надежности) своих позиций, определяет свободный выбор субъекта, обеспечивает его самоутверждение;

носит динамический характер, обеспечивая устойчивость индивида (имеет тесную связь с саморегуляцией) во взаимодействии с окружающими, служит мерой проявления человеческой добродетели;

является общественно значимой ценностью, как на уровне индивида, так и на уровне общества, в признании основных прав и свобод.

Е. Г. Луковицкая анализируя понимание толерантности к неопределенности, рассматривает ее как социальную установку с трехкомпонентной структурой, содержащей когнитивное оценивание неопределенности, эмоциональное реагирование (угрожающее, привлекательное и т.д.) и определенное поведенческое реагирование на неопределенность. Толерантность к неопределенности характеризуется индивидуальным своеобразием и разной степенью благоприятности для личности.

Данные трактовки толерантности позволяют нам сделать вывод о зависимости толерантности, особенно на первых стадиях становления, от типа высшей нервной деятельности; от ближайшего окружения; от эмоциональной окраски ситуаций, в которых может оказаться человек.

Р. Г. Апресян, уточняя понятие "толерантность", рассматривает целесообразность различения терпимости и толерантности в силу специфики того социального опыта, который сегодня просматривается за словом "толерантность", - а именно, опыт демократических, либеральных обществ по преодолению разногласий, решению конфликтов, согласованию социально-политических интересов.

Вопросы, связанные с толерантностью индивидов, до сих пор являются достаточно проблематичным в исследовательской практике. Это обусловлено, во-первых, многообразием научных подходов к нему, а во- вторых тем, что применительно к тезаурусу русского языка оно является заимствованным иностранным словом. Поэтому крайне важным является рассмотрение этой научной категории с позиций смысловой эволюции, практиках употребления в разных культурах, а также становления социологической теории толерантности.

Либеральная общественно-политическая мысль рассматривает толерантность как веротерпимость (Локк) и признание прав человека (Кант), как необходимое условие воплощения и жизнеспособности идеи общественного консенсуса на практике (Локк) и как условия реализации принципа индивидуализма, который ведет к прогрессу в общественном развитии (Милль).

Либеральная трактовка толерантности составляет теоретическую основу современных представлений о толерантности, определяя её как уважение и признание права на существование культурных и других отличий индивида как представителя специфической группы, но с оговоркой, что эти отличия не несут угрозы благополучию и целостности общества и отдельным индивидам.

Социология выступает как одна из поведенческих дисциплин, которая занимается вопросами индивидуального и коллективного поведения, а также теми социальными причинами, которые лежат в его основе. Опираясь на философские теории, можно перейти к социологическому рассмотрению толерантности, как специфической социальной ценности, воплощающейся при определенных условиях в специфические модели социальных взаимодействий индивидов и групп индивидов.

Таким образом, при социологическом рассмотрении внутри понятия толерантность в обязательном порядке можно выделить: субъект толерантности (в качестве которого могут выступать как отдельный индивид, так и их группа); объект толерантного отношения (аналогично - это индивиды, их объединения); предмет толерантности, т. е. некий значимый признак, по которому существует вероятность дискриминации субъектом объекта. Чаще всего в качестве таковых выступают культурные отличия - верования, образ жизни, система ценностей и др.; реакция на отличие, которая означает, что эта вероятность дискриминации не реализуется и которую и обозначают как толерантность.

В целом социологический анализ толерантности опирается на положения теории культуры, которые сформировались первоначально вокруг идей социологов эволюционистского направления второй половины XIX в. О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, а впоследствии нашли своё воплощение в теориях видных классиков социологии М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Таким образом, толерантность в рамках социологической теории следует рассматривать на уровне сознания и поведения индивида. Она может быть представлена на трех уровнях:

аффективном или ценностном, представленном позитивными эмоциями относительно "Другого", а также ценностями и установками, означающими приятие существование "другого";

конативном или поведенческом, представленном конструктивными формами вербального и невербального взаимодействия с "другим".

.2 Семья как институт социализации и среда воспитания толерантности

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, в том числе национальных и межнациональных, усваивает принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Этот процесс адаптации человека к условиям объективной действительности, или его социализация, осуществляется постепенно, последовательно, в соответствии с его психофизиологическим развитием и происходит на протяжении всей его жизни. Но особую роль в этом процессе занимают его детские и юношеские годы, когда социализация личности протекает наиболее активно. Этим обусловлена особая роль семьи в развитии общества.

Социализация как процесс приобщения человека к обществу начинается в семье. Именно в семье происходит становление человеческого индивида, формирование его социальной сущности, поскольку здесь ребенок непосредственно включается в систему социальных отношений, которые обусловливают формирование его как личности.

Семья - это мини-модель общества, в которой личность "отрабатывает" общественно важные (нравственные, коммуникативные и иные) качества. Как показывает многовековая история развития человечества, сформировать ребенка полноценным членом общества возможно только в условиях семьи, т. к. опыт коммуникации и процесс включения культурных социальных норм и ценностей во внутренний мир человека изначально закладывается и отрабатывается личностью в семейной практике.

С раннего детства через игры, традиционный уклад, быт старшие учат младших социальным отношениям в рамках данной культуры, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. В этом отношении культура человечества (например, в виде народных традиций) выступает реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения ребенка. Всякое время, каждый этнос, культура этноса в определенный период времени по-своему влияют на формирование личности. Знание традиционной духовной культуры этносоциума и социума в целом способствует успешной адаптации человека в этнокультурной и поликультурной среде.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Вне семьи и вне общества человек не может существовать как полноценная личность. Поэтому укрепление семьи должно быть центральной задачей государства, нацеленной на процветание и духовное развитие, т. к. в целостности семьи заключен потенциал крепости и целостности общества, а достижение личностью самых возвышенных целей сопряжено с достижением личного счастья.

В современных гуманитарных, человековедческих науках нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями еще много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Не прекращаются поиски в этом отношении и сегодня. Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая "среда обитания", особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Новейший Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). Нам импонирует также определение, данное в свое время известным исследователем А. Г. Харчевым: "Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной, ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения".

Заметим, что семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении ей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант развития личности ребенка общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором становления Я - концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

Изучение развития личности ребенка в семейном контексте требует рассмотрения семьи как целостной системы межличностных взаимодействий, основанных на различного рода отношениях. Эта система, с одной стороны, является замкнутой, консервативной: она подчиняется внутрисемейным правилам поведения, функционирует сообразно собственной логике развития, имеет свои семейные тайны, передает образцы взаимоотношений и, как правило, модель семьи из поколения в поколение. С другой стороны, семья представляет собой открытую, динамичную систему: ее существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, частью которого она является. По каналам этих связей семья интериоризирует материальные и социокультурные схемы общества, но также и экстериоризирует свои собственные паттерны. В свою очередь для ребенка семья является одним из важнейших источников присваиваемого внешнего опята, а его индивидуальные способы усвоения семейных ценностей оказывают влияние на их формирование. Опосредующая роль семьи в отношениях ребенка ч с миром делает систему семейных отношений одним из основных источников формирования личности ребенка.

Одним из драматических моментов современного бытия, считают учёные, является ярко выраженная тенденция: семья, являясь ведущим фактором развития и социализации личности, в настоящее время находится в глубоком кризисе. Кризис общества не может не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм свидетельствуют о том, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи.

О том, что семья в нашей стране является лишь декларируемой ценностью и не находит должной государственной поддержки, говорят многие реалии нашей жизни: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, проявление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсическим веществам; распространение подростковой и юношеской проституции; увеличение количества случаев подросткового и юношеского суицида; падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье и т. д.

Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания в новых условиях. Вместо абстрактного противопоставления "благополучных" и "неблагополучных" семей в современной науке - социологии, криминологии и педагогике - выделяют семьи с различным воспитательным потенциалом.

Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: факторы микросреды и те изменения, которые в ней происходят; структура семьи (нуклеарная или многоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная); материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.); личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ценностные ориентации и установки на воспитание и образование детей); психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализация подрастающего поколения.

Специфика Южного федерального округа требует рассмотрения вопросов формирования этнического самосознания у подрастающих поколений в процессе социализации. Проблема влияния этноса, этнической культуры на социализацию личности исследуется давно. Коренные изменения, произошедшие в последние годы: разгосударствление общества, выход новых социально-политических сил, переосмысление своей роли социальными и национальными структурами, получившими возможность для самосознания и самовыражения своих интересов - создают новую общественную и государственную ситуацию. В современных условиях гуманизации и демократизации общества сохранение национального облика каждым этносом весьма важно, чтобы подрастающее поколение освоило, усвоило и даже присвоило национальную культуру и на этой основе овладело мировой культурой. Следовательно, раскрытие сущности процесса адаптации, вхождение ребенка в этнос как специфическую общность людей и как следствие самоопределения личности относительно этнической культуры приобретает в наше время особую актуальность.

Астраханский регион полиэтничен по своему составу. На протяжении всей истории края возникали различные конфликтные ситуации, но в основном люди (и этносы) всегда находили способы мирного сосуществования, в чем заключается естественное стремление человека к самосохранению, к гармонии.

Каждое новое поколение ищет в прошлом ответы на свои вопросы. Возрождение и развитие самобытной культуры, национального воспитания является ценным начинанием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта. Немалую роль в создании ощущения причастности к истории играют семейные традиции. Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства, ребенок признает это право и за другими. Проявляется готовность пропагандировать достижения национальной культуры в сочетании с уважением к культуре других народов, а это важная сторона самосознания личности.

Не следует, однако, абсолютизировать роль семейных традиций в социализации ребенка. Когда представителям коренных национальностей внушается мысль о том, что традиции, обычаи, культура, язык этих народов самые лучшие, есть опасность формирования у них мыслей и чувств об исключительности их нации, превосходстве над другими нациями и культурами. Крайне важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали эгоцентризм, выступая условием приобщения к общечеловеческим ценностям и формирования культуры межнационального общения.

Мир, сотрудничество и дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий, разной культуры начинаются в семье, снова приходят в семью, а оттуда - в общество. Исторический опыт свидетельствует о том, что семья есть источник и ведущий фактор развития таких отношений, которые характеризуют достижения цивилизации: совместное проживание представителей разных рас и народов, уважение к инаковерующим, взаимопомощь, объединение усилий для преодоления трудностей, недопустимость насилия, конфликтов, выработка толерантного сознания и поведения. Чтобы эти отношения становились устойчивыми, необходимо формирование их начинать в семье. Именно семья как первоначальная, исходная ячейка духовности призвана приобщать подрастающее поколение к умению жить в мире людей - носителей различных религий и культур, мировоззрения и идеологии, т. е. в полиэтническом межкультурном обществе.

Семейный уклад, образ жизни семьи, характер жизнедеятельности всех ее членов определяет содержание взаимоотношений между взрослыми, между родителями и детьми. Через родителей, семью дети открывают для себя не только окружающий мир вещей, но и мир людей, отношения между ними. То, чем живет семья, становится жизненным ориентиром растущего ребенка. Вот почему содержание воспитания должно включать выработку у детей целостного толерантного отношения к жизни вообще и толерантной этнической устойчивости в частности, умения жить, самостоятельно действовать в современном полиэтническом мире.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что именно в семье происходит становление человеческого индивида, формирование его социальной сущности, поскольку здесь ребенок непосредственно включается в систему социальных отношений, которые обусловливают формирование его как личности.

Глава 2. Роль семейного воспитания в формировании толерантного поведения подростка

.1 Методы эмпирического исследования толерантности

семья толерантность воспитание подросток

Единой общепризнанной методики диагностики толерантности не существует. Это связано с несколькими причинами, главной из которых выступает недостаточная разработанность самой концепции толерантности и даже отсутствие договоренности о том, какая реальность стоит за этим не вполне определенным понятием. Известная попытка (В.С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура), направленная на диагностику эффективности тренинга толерантности, опирается на обобщенно указанные "...общетеоретические представления о толерантности, а также на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной личностной характеристики".

Прежде чем приступить к подбору методик исследования по нашей проблеме мы посчитали необходимым сделать небольшой анализ методик, уже имеющихся в практике и позволяющих диагностировать отдельные личностные характеристики, связанные с толерантностью. Такая диагностика скорее позволит выявить не толерантность как таковую, но обозначить некоторые "параметры риска", интолерантные тенденции.

Представляется, что в плане личностного образования толерантность может рассматриваться как некое подвижное личностное пространство, границы которого определяются, с одной стороны, готовностью к новому опыту и соответствующим личностным изменениям, с другой - устойчивостью базовых оснований личности, обеспечивающих отсутствие качественных ее изменений при взаимодействии. Вместе с тем, очевидно, что границы толерантности - интолерантности достаточно условны, в связи с чем, как нам представляется, целесообразно говорить о тенденциях. В этом отношении возможно, с точки зрения И.Б.Грипшуна, рассматривать как минимум два типа тенденции интолерантности - нарциссическую интолерантность и интолерантность по типу зависимости.

Как личностная характеристика толерантность проявляет себя в пространствах самоотношения, межличностных отношений и межгрупповых отношений, сложно опосредующих друг друга. На уровне самоотношения толерантность выступает как готовность к самоизменениям, видению себя в качестве принципиально незавершенного и несовершенного, становящегося, признанию своего права на самоизменение и бытие иным. Наиболее близкое из описанного - стремление к самотрансценденции (В. Франкл), самоактуализации, самоосуществлению (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш.Бюллер), креативность как потребность в поиске и преобразовании и соответствующая способность, способность к рефлексии.

На уровне межличностных отношений толерантность проявляет себя, прежде всего, как эмпатия (Дж. Морено, К. Роджерс), предполагающая принятие другого как ценности, его права быть другим, готовность понять феноменальный мир другого и способность делать это с минимумом проекций при сохранении границ своего "Я".

На уровне отношений "Я - группа" толерантность предполагает, с одной стороны, социальный интерес, готовность "бытия-с-другими", принятие базовых норм группы, в отношении которой идентифицируется субъект, признание за группой права на изменение, с другой - способность к сопротивлению групповому давлению, "сопротивление окультуриванию" (А.Маслоу), признание возможной относительности этих норм.

На уровне межгрупповых отношений толерантность предполагает стремление к пониманию других групповых норм, принятие их правомочности в пределах, не разрушающих базовых этических оснований индивидуального бытия.

Таким образом, можно выделить несколько планов толерантности, в отношении которых может выстраиваться диагностика. Во-первых, речь идет об аспекте отношений - к себе, к другим, к собственной группе (группам) и к другим группам, а также к миру в целом. В свою очередь, отношенческий аспект толерантности включает потребностно - мотивационный и эмоционально - отношенческий компонены (в том понимании отношения, которое вкладывает в него В.Н.Мясищев).

Во-вторых речь идет о когнитивном аспекте толерантности - о представлениях о себе и других, что можно обозначить терминами Я -концепция, Мы - концепция, , Они - концепция. Наконец, речь идет о поведенческом аспекте толерантности. Отметим также, что толерантность может рассматриваться как относительно стабильная - в рамках определенного диапазона - характеристика и как ситуативная.

Особой задачей исследований толерантности должен стать ее анализ как целостного явления в соотнесении с уникальностью каждой личности. Имеется в виду, что определенные показатели, которые, казались бы, очевидно демонстрируют интолерантность (например, высокий уровень тревожности) могут быть вполне гармоничны и даже единственно возможны для данной личности в данный период жизни. Равным образом показатели, к примеру, высокой стрессоустойчивости могут для определенного человека означать "эмоциональную тупость". Считается также целесообразным говорить об общей толерантности, определяемой различного генеза установками на уровне субъекта, о частной толерантности, соотносимой с конкретными сферами жизнедеятельности, и о ситуативной толерантности.

Проанализировав имеющиеся в практике методики, направленные на диагностику отдельных свойств, соотносимых с толерантностью - интолерантностью, мы систематизировали их следующим образом:

1.Аутотолерантность. Прежде всего, речь идет о самоотношении. Очевидными показателями интолерантного самоотношения выступают с содержательной точки зрения неконгруэнтность (в роджерианском понимании), аутоагрессивность, заниженная или завышенная самооценка, с динамической - ригидность самооценки, ригидность идеального Я. Вне зависимости от уровня неадекватной самооценки ее ригидность означает неготовность к самоизменению - непризнание за собой права на таковое или необходимости такового.

В этом плане представляется целесообразным использование различных вариантов методики Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн, а также различных вариантов Q-сортировки при соотнесении с экспертными оценками, основанными на наблюдении за реальным поведением испытуемого, методики Т.Лири, опросника исследования самоотношения В. В. Столина. Уровень притязаний (как известно, далеко не всегда прямо коррелирующий с уровнем самооценки) и его адекватность, как и аффективные проявления, в процессе выполнения методики, также могут рассматриваться как показатели аутотолерантности либо интолерантности. В этом плане эффективны различные современные варианты методики Ф.Хоппе.

Целесообразно использовать проективные методики рисунчатого плана (в особенности рисунок человека с соответствующим интервью), методику незаконченных предложений, проективные методики игрового плана.

. В пространстве межличностных отношений важнейшими показателями толерантности выступает эмпатийность в её мотивационном аспекте и как способность. В этом отношении широко используется методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко и опросник И.М.Юсупова "Тест эмпатии". Очевидные показатели интолерантности - агрессивность и конфликтность. Наиболее популярные методы диагностики агрессивности - методика А.Басса и А.Дарки, в том числе модификации "Тест агрессивности" А.Г.Почебут, методика А.Ассингера. Предрасположенность к конфликтному поведению определяется на основе опросника К.Томаса. Высокий уровень фрустрированности определяется чаще всего на основе методики С.Розенцвейга во взрослом и подростковом вариантах (показатели интолерантности - преобладание экстрапунитивных и препятственно-доминантных реакций). Эффективны игровые и тренинговые методики диагностики, в частности психодраматическая диагностика. Когнитивный компонент межличностных отношений (адекватность представлений о субъективной реальности другого) эффективно определять на основе методики репертуарных решеток Дж.Келли ( в его терминологии- определение умений конструировать конструкты другого).

.В пространстве межгрупповых отношений когнитивный аспект также эффективно определять на основе методики репертуарных решеток Дж.Келли. В этнопсихологических исследованиях используется также шкала социальной дистанции Л.Г.Почебут, тест культурно-ценностных ориентаций, диагностический тест отношений Г.У.Солдатовой.

На уровне общих личностных черт представляется адекватным использовать показатели по некоторым шкалам методики Р.Кеттелла (16 РF -опросник). К таковым наиболее явно относятся фактор А (замкнутость - общительность), фактор С (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость), фактор Е (подчиненность -доминантность), фактор G (подверженность чувствам- высокая нормативность поведения), фактор H (робость-смелость), фактор L (доверчивость - подозрительность, фактор О (уверенность в себе - тревожность), фактор Q 2 (конформизм - неконформизм). Важным показателем, кстати, традиционно выделявшимся как противоположный толерантности, выступает повышенный уровень тревожности. Отметим, однако, что пониженный уровень тревожности с нашей точки зрения, не означает толерантности в связи с тем, что может быть показателем "психологического инкапсулирования". В этом плане свою диагностическую ценность показали методики Спилбергера-Ханина, шкала Тейлор, методика Флиппса и соответсвующие показатели проективных методик (Д-Д-Ч, "Рисунок человека" и др.), а также близкие по значению показатели невротизации по Г.Айзенку ( в различных вариантах методики). Показателем интолерантности может выступать депрессивность, где адеватными диагностическими средствами выступают шкала Зунге (модификация Т.И.Балашовой) и методика В.А.Жмурова.

Важный показатель толерантности - локус контроля, диагностируемый по методике Е.Ф.Бажиной, Е.А.Голынкиной , А.М.Эткинда.

В связи с тем, толерантность предполагает личностную и интеллектуальную флексибельность, готовность к изменению позиции относительно объекта, на фоне общей активной личностной позиции одним из компонентов толерантности выступает креативность, понимаемая как потребность в поиске и преобразовании и соответсввующая способность. Методики диагностики - тест Торренса, показатели ативности теста Г.Роршаха, дополнительная шкала ММРI (Р.Тафель)

Разумеется выбор диагностических средств в каждом конкретном случае должен определяться исходя из конкретных целей диагностики, диагностической ситуации и особенностей испытуемых.

Кроме того, нам необходимо было изучить особенности семьи и семейного воспитания подростков. Изучение данной проблемы предполагает много методов исследования: теоретический анализ, наблюдение, посещение семей, систему характеристик опросных методов (адресованных родителям и детям), беседы, анкетирование, опытно-экспериментальную работу, монографическое изучение семей, ретроспективный анализ биографий, творческие работы детей. При этом важно соблюдать непременное условие: каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функцию. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приёмов и методов изучение семей школьников. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.

Нужную информацию о семье можно получить с помощью метода письменного опроса ( анкетирования). Анкеты дают необходимый материал о воспитательной функции семьи, ее микроклимате, взаимопонимании между родителями и детьми, об организации досуга в семье, о совместных усилиях семьи и школы в воспитании детей. К преимуществу использования анкет следует отнести то обстоятельство, что при надлежащем количественном охвате участников полученные материалы поддаются обработке методами математической статистики, что весьма ценно, так как конечные результаты в этом случае являются достоверными научными данными.

Учитывая, что ответы в анкетах имеют субъективный характер, в целях обеспечения надежности полученных данных в той же выборке семей мы дополнили их при помощи других методов научного исследования. Например, вместе с классным руководителем мы составили стандартизированные характеристики на детей и их семьи, которые заполнил классный руководитель и социальный педагог. Вопросы стандартизированных характеристик: данные об условиях жизни детей, состоянии их здоровья, о национально-этнических особенностях семьи, влиянии семейного уклада на развитие детей (социальное и психофизическое); направленность личности воспитанника, его эмоциональное состояние, волевые качества, уровень тревожности; отношение отцов и матерей к воспитанию, методы и приёмы педагогического влияния на ребенка в семье, культуру общения взрослых с ребенком, трудности в семейном воспитании.

.2 Роль семейного воспитания в формировании толерантности подростков (конкретное социологическое исследование)

Своё экспериментальное исследование мы проводили на базе одной из школ города Астрахани - лицея №3. Выбор школы был сделан не случайно. Она расположена в районе рынка "Большие Исады", где проживает большая часть мигрантов, прибывших в наш город с Северного Кавказа.

В качестве пилотного исследования был выбран 9-в класс, в котором обучаются подростки разных национальностей: русские, татары, аварцы, лачины. Всего в исследовании участвовало 24 подростка.

Исследование проводилось методом опроса (анкетирование), тестирования (психодиагностические тесты и методики) и методом наблюдения. Кроме того, в ходе эксперимента проводились устные беседы с учащимися, педагогами, родителями.

Предметом нашего эмпирического исследования стали подростки 14-15 лет.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что в семьях, где складываются позитивные детско-родительские отношения, уровень толерантности подростков будет выше, нежели в тех семьях, где отношения между родителями и детьми сложные, конфликтные.

С этой целью был подобран пакет методик, куда вошли следующие тесты и опросники:

.Анкета, используемая в социологическом исследовании по теме "Толерантность как основа социальной безопасности", проведенным в 2002 году под руководством С.К.Бондыревой.

В данной анкете были заложены вопросы открытого и закрытого типа, позволяющие определить степень развития толерантного сознания у подростков. (приложение 1)

. Анкета для родителей (разработанная автором совместно с классным руководителем)

.Стандартизированная характеристика учащихся и их семей.

Мы предположили, что данная программа диагностического исследования поможет нам не только определить отношение подростков к толерантности и ее наличие, но и сопоставить полученные данные с особенностями семейного воспитания.

В исследовании приняли участие 24 подростка - учащиеся 9 класса. Из них: девочек- 13 , мальчиков- 11; в возрасте 14 лет- 12, 15лет- 11 чел. , 16 лет- 1 чел.; русских- 17 чел., татар- 4 чел., лачка- 1 девочка, аварцы-2 чел.; православные- 16 чел., мусульмане- 5 чел., атеист- 1 чел., не указали- 2 чел.

Анализ анкетирования подростков позволил нам выявить следующее. Для более 66,6 % подростков значима их национальная принадлежность. Решение проблемы формирования толерантности в современных условиях предполагает не только поиск адекватных средств, но и четкое представление о реальном состоянии отношений к этой проблеме, о характере самих межэтнических отношений. Исследование показало, что в этом плане "благодатным пластом населения", который реально подвергается активному воспитательному, и, прежде всего педагогическому воздействию и обладает достаточно уже развитым сознанием, являются подростки - школьники старших классов.

Ответы подростков относительно "брака с человеком другой национальности" разделились приблизительно поровну. 41 % опрошенных позитивно относятся к заключению национально-смешанных браков и считают, что нет принципиальной разницы между этнически однородным и этнически гетерогенным браками. 45% -предпочли бы партнера по браку своей национальности. Заметим, что данное деление отражает общую тенденцию в обществе относительно смешанных браков.

Ответы на вопрос анкеты, "По каким из перечисленных ниже проблемам у Вас возникает недопонимание с родителями?" показали, что в семьях подростков почти не возникает конфликтов по поводу соблюдения традиций своего народа (66,6 % опрошенных). Однако у 25% (6 человек) опрошенных такие проблемы возникают иногда. В их числе 4 представительницы русской национальности, 1 лачка и 1 татарин. Так как большинство опрошенных подростков являются лицами русской национальности, можно предположить, что знание русских традиций и их соблюдение слабо развито в семьях опрошенных (как ни грустно это признавать), отсюда отсутствие конфликтов на этой почве.

Участники нашего опроса отметили, что конфликтной зоной взаимопонимания с родителями является - соблюдение тенденций современной моды (62%), обязательное знание национального языка и культуры (41%).

Большинство участников опроса (75%) обеспокоены проблемой межнациональных отношений в городе. Можно предположить, что место проживания большинства опрошенных тот микрорайон, где расположена школа. Данный микрорайон - это место проживания мигрантов из республик Северного Кавказа. Возможно, у подростков возникают конфликты с представителями этих национальностей, подтверждение тому, что в большинстве анкет подростки указали не только представителей "кавказских" национальностей, которые вызывают у них негативное отношение, но добавив слово "агрессивные".

Ответ на вопрос о "национальностях, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?" показал, что большинство подростков - интолерантны. Только 4 подростка не назвали в своих анкетах национальности, к которым они испытывают негативное отношение. Из этих четверых (16%) : 1 -аварка, 2- мальчика татары, 1-мальчик русский. В числе национальностей были названы: чеченцы (41%); азербайджанцы (29%); "кавказцы" (29%); дагестанцы, евреи, цыгане (16%); в числе упомянутых также были китайцы, татары, аварцы, армяне, въетнамцы, таджики, узбеки, американцы.

Толерантность относительно моральных ценностей других людей показали 62,5 % опрошенных.

С утверждением, что "люди одних национальностей от природы лучше других людей других национальностей" не согласны 70,8% опрошенных, что свидетельствует о их толерантном отношении в данном вопросе.

Утверждение о том, что общество становиться богаче и культурнее, если рядом живут люди разных национальностей, вызвало разногласия: 50 % - толерантны в этом вопросе, 33%- интолерантны.

Полную толерантность подростки (91%) показали относительно утверждения о терпимости к людям другого вероисповедания. Мы можем условно отнести этот вопрос к "семейному", т.к. в большинстве случаев вопросы вероисповедания и религии находятся в компетенции семьи.83% опрошенных - толерантны в вопросе об отношении к людям других национальностей. Однако следующий вопрос анкеты- "В какой мере вы доверяете перечисленным ниже народам?" ставит под сомнение искренность подростков.

Доверием у подростков пользуются следующие народы: русские (91%), татары и украинцы (62%), армяне (54%). Недоверие вызывают: цыгане (79%), чеченцы (70%), азербайджанцы (66%), дагестанцы таджики (58%), казахи и осетины (54%). Напомним, что в анкетировании участвовало большинство русских подростков, поэтому высокий процент толерантных вопросов легко объясним.

Сравнивая ответы астраханских подростков по этому вопросу с показателями российского исследования следует отметить, что менее 15% учащихся во всех регионах, где проводилось исследование (Брянск, Рязань, Москва, Казань) толерантны по отношению к людям чеченской национальности. Такой низкий процент толерантности можно объяснить ведением Россией боевых действий в этом регионе и негативным отражением данных событий в СМИ.

Однако астраханские подростки наибольшее недоверие оказывают людям цыганской национальности. Считаем, что данная позиция сформирована под влиянием семейного воспитания. Так как в истории любой семьи есть негативный опыт общения с представителями этой национальности, да и сами подростки ежедневно являются свидетелями попрошайничества и мошенничества в районе центрального рынка.

В своих ответах подростки отмечают, что наиболее опасным для современной России является ухудшение отношений между людьми разных национальностей (62%)

Анализируя ответы учащихся, можно отметить, что толерантных ответов гораздо больше чем интолерантных. Проведенное анкетирование позволило выяснить, что мнение подростков по многим вопросам (11вопросов из 14) складывается под воздействием семьи, что подтверждает нашу гипотезу о влиянии семьи на формирование толерантности.

Данные наших анкетных опросов родителей показали, что родители имеют представление о психолого-педагогической культуре семьи. Примечательно содержание, которое вкладывают взрослые в данное понятие. Это - взаимовыдержка, культура взаимоотношений, общность интересов, традиции в семье, умение родителей понимать детей, быть им другом, здоровье, личный пример, взаимоподдержка. То есть речь идет об отношениях в семье, бесконфликтности общения, об умении родителей понимать своих детей.

Нас интересовал вопрос об изменениях в последние годы представлений родителей о значимости психолого-педагогических знаний и умений в семейном воспитании. На предложенный в анкете вопрос родители старшеклассников дали положительный ответ. Затруднились или ответили "нет" только два человека. Классный руководитель класса, в котором проводились эмпирические исследования, проводила целенаправленную работу с родителями. Родители сумели увидеть свои ошибки в семейном воспитании из-за недостаточной заинтересованности делами своих детей, слабой связи со школой, нередко потребительской.

В ответе на вопрос: "Что вы считаете наиболее важным по отношению к своему ребенку?" - четко прослеживаются четыре направления в новых условиях жизнедеятельности: - "хочу, чтобы ребенок выбрал самую перспективную сегодня профессию"; "был хорошо трудоустроен"; "чтобы обязательно учился после школы"; "любил свое Отечество".

Проведенный нами анализ карт семьи и стандартизированных характеристик показал, что там, где семейный уклад позитивный, культура общения в семье носит демократический, доверительный характер, редко проявляется тревожность у детей, дети чаще проявляют толерантность. При противоречивом семейном укладе чаще наблюдается тревожность у детей, авторитарный и либеральный стили общения, случаются проявления интолерантности. Неблагополучный семейный уклад характеризуется в большей мере конфликтно - агрессивными отношениями между членами семьи, применяются наказания в отношении детей. Отмечаются затруднения учащихся в учебно-познавательной сфере, имеет место школьная тревожность. Именно здесь трудности в семейном воспитании испытывает каждая вторая семья.

Заключение

Огромное внимание, которое в настоящее время вызывает проблема толерантности, и реальные поиски практических решений в установлении толерантных отношений, естественно стимулируют потребности обсуждения существующих позиций, подходов к ее пониманию, дифференциации последних, их анализа и обоснования.

Анализ работ по данной теме, проведенных нами, показал, что до конца эта проблема не изучена: для большинства авторов характерен общий подход к проблеме толерантности - публицистический по форме и социально - политический по содержанию. Несмотря на множество работ философов, психологов, социологов, педагогов по данной теме, нет единого определения толерантности. В науке рассматривают этническую толерантность, толерантность межличностную, культурную толерантность личности и т.д.

В настоящее время как никогда актуальным становится формирование толерантности как нормы жизни: в семье, школе, в микросоциуме, регионе, стране. Толерантность важна в современном мире. Формирование толерантности у подростков, кто в недалеком будущем станет составной частью гражданского общества, представляется нам особенно актуальным. Именно от них, сегодняшних подростков будет зависеть мир в нашей стране, ее процветание и цивилизованные толерантные отношения между людьми. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Для рассмотрения выдвинутой нами рабочей гипотезы, была проделана следующая работа.

.Мы проанализировали научную литературу и выяснили, что понятие толерантность имеет множество определений, многие из которых взаимодополняют друг друга. Нам импонирует определение, предлагаемое американским словарем "Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей".

Изучив научную литературу мы выделили различные подходы в исследовании толерантности. Как считают ученые, толерантность имеет тесную связь с волевыми качествами человека: выдержкой, самообладанием, саморегуляцией, формируемыми в процессе воспитания.

Формированию волевой сферы особое место отводится в подростковом возрасте в силу новообразований психофизиологического развития человека. Современный подросток должен понимать, что пробивать дорогу придется самостоятельно и в очень жестких условиях, многое будет зависеть от уровня знаний, квалификации, умений и способностей. Каждый должен быть уверен, прежде всего, в самом себе. Саморегуляция в должной мере обеспечивает уверенность, определяет поступки и даже в целом жизненную линию поведения человека. Поэтому предметом нашего эмпирического изучения и стали подростки.

Изучение научной литературы позволило нам определить психолого-педагогические особенности толерантности подростков. Определяя толерантность как педагогическую цель в воспитании подростка, мы понимаем ее как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразия культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции, в рамках универсальных прав и свобод личности. Толерантность обеспечивает устойчивость индивидуальности человека (т.е. позволяет не поступаться собственными принципами) и гармоничное развитие личности в социуме.

. Считая семью мини-моделью общества, в которой формируется личность и ее нравственные, коммуникативные и другие качества, мы проанализировали современное состояние семьи и имеющиеся особенности семейного воспитания.

В исследовании выделены факторы объективного и субъективного характера, влияющие на воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации. Всё это, по нашему мнению, будет влиять на формирование толерантности подростка в семье.

3. Мы провели эмпирические исследования толерантности подростков и особенностей семейного воспитания. Своё экспериментальное исследование мы проводили на базе одной из школ города Астрахани - лицея №3. Исследование проводилось методом опроса (анкетирование), тестирования (психодиагностический опросник) и методом наблюдения. Кроме того, в ходе эксперимента проводились устные беседы с учащимися, педагогами, родителями.

.Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что испытуемые подростки проявляют толерантность по многим вопросам и их мнение складывается под воздействием семьи, что подтверждает нашу гипотезу о влиянии семьи на формирование толерантности.

Однако исследование показало, что не все родители владеют конструктивными стилями поведения, последовательны в воспитательных действиях. Таким семьям необходима коррекция стилей семейного воспитания. Такая работа возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, социальным педагогом, школой в целом.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют углубить теоретические представления о толерантности подростка и о роли семейного воспитания по ее формированию и могут быть использованы в педагогической практике; при проведении исследований по толерантности; в организации работы с родителями по формированию толерантности.

Список используемых источников и литературы

1.Адорно Т. Исследования авторитарной личности / Т.Адорно- М., 2001. - 416 с.

. Актуальные проблемы семьи в современной России: Всерос. науч.-практ. конф., 12-13 мая 2002 г.: Сб. материалов / Под ред. А. С. Мещерякова, А. П. Парсиева - Пенза: ПДЗ, 2002. - 106 с.

3.Апресян Р. Г. Материалы рабочего совещания "Социальное партнерство как важнейшее условие воспитания толерантности"/ Р.Г.Апресян - Волгоград 14 - 16 июня. 2001.- 128 с.

4.Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / Отв.ред. А.Г.Асмолов. - М., 2000.- 255 с.

5.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа/ А.Г.Асмолов // Толерантность в общественном сознании России.- М., 1998.-218с.

6.Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность / А.Г.Асмолов // Семья и школа. -2001.- № 11 - 12. - С.27-32.

.Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение/ Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова. - М.,2003.-168 с.

.Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности/ Е.Белинская // Век толерантности. Науч.-публ.вестник -2003- №5.- С.67-73.

.Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника./Г.Бондарева// История.- 2002-№ 20.- С.38-41.

10.Васильев В.А. Толерантность в современной России./ В.А.Васильев //Социально - гуманитарные знания.- 2000-№3. - С.56-61.

11.Василенко Л.А. Современная семья в контексте трансформации семейных норм и ценностей/ Л.А.Василенко // Вестн. Мордов. гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 154-160.

12.Воронова Л. Толерантность в современном мире. / Л.Воронова //Библиотека в школе.- 2002 - № 3. - С.23-25.

.Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Концепция развития образовательного комплекса этнокультуры на 2002-2010 гг. / Под ред. В.С.Кукушкина - Ростов н/Д, 2002.- 218 с.

14.Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков./М.Г.Герасимова // Россия: трансформирующееся общество.- М., 2001.- 175 с.

15.Давыдов Ю.С., Гранкин А.Ю. Семья как институт социализации и уникальная среда воспитания этнической толерантности/ Ю.С.Давыдов, А.Ю.Гранкин // Известия Академии педагогических и социальных наук. -2003- № 7. - С.112-116.

16.Декларация принципов толерантности. // Век толерантности - 2001.- №1. - С.4-8.

17.Демидова И.И. Исследование этнической толерантности московских школьников / И.И.Демидова // Современные гуманитарные исследования. -2008.- № 5.- С. 211-217.

.Демократия и толерантность /Монография под ред. В.С.Рахманина.- Воронеж, 2002.- 349 с.

19.Дробижева Л. М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности / Л.М.Дробижева //Толерантность и согласие - М.,2007.- 254 с.

20.Крутова И. В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: дис... канд. пед. наук./ И.В.Крутова - Волгоград, 2002.- 170 с.

. Мириманова М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие./ М.С. Мириманова, А.С.Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.,2001- 123 с.

.Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности в условиях социальной нестабильности // Толерантность и проблемы межэтнической коммуникации в молодежной среде современной провинции: материалы научно-практической конференции.- Курск, 2004.- 117 с.

23.Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация / Н.А.Победа // Социс- 2007.- № 6.- С. 14.

24.Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. / А.А.Погодина // История -2002- №11. -34-38.

.Региональные аспекты формирования толерантного сознания молодежи: проблемы и перспективы./Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Астрахань, 2003.- 143 с.

.Семья в современном мире: проблемы и перспективы развития : материалы Межвуз. науч.-практ. конф., 10 окт. 2008 г. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 146 с.

.Степанов П.В. Как воспитать толерантность?/ П.В.Степанов// Народное образование.- 2011- №9 - С.32-36.

.Таланов В. Образование и культура толерантности/ В.Таланов // Высшее образование в России.- 2001- № 3. - С.54-59.

.Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы )".- М., 2000. -69 с.

30.Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий/ Ю.Хабермас // Социс.- 2006.- № 1.- С. 45.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Дорогой друг!

Просим тебя принять участие в исследовании проблем толерантности (терпимости) среди молодежи и подростков. Твои искренние ответы помогут нам прояснить отношение молодежи нашего города к толерантности и межнациональным отношениям. Из предложенных ответов выбери тот, который подходит тебе и отметь его.

.В какой степени для вас значима Ваша национальная принадлежность?

.Очень значима 2.Значима

.Мало значима 4.Совсем не значима

.Затрудняюсь ответить

.Как Вы относитесь к своему браку с человеком другой национальности?

.Считаю нежелательным

.Я предпочел бы мужа (жену) своей национальности

.Национальность не имеет значения

.Затрудняюсь ответить

.По каким из перечисленных ниже проблем у Вас возникает недопонимание с родителями?

Проблемы1.Полностью согласен2. Иногда3.Никогда4.Затрудняюсь ответитьСоблюдение традиций своего народа (национальности)Соблюдение религии своего народаСоблюдение обычаев своего городаСоблюдение традиций и праздников русского народаСоблюдения тенденций современной моды (в музыке, одежде, отношениях, культуре в целом и т.д.)Заключение браков только с представителями своей национальностиОбязательное знание национального языка и культуры

.Беспокоит ли Вас проблема межнациональных отношений в Вашем городе (микрорайоне)?

.Очень беспокоит 2.Скорее беспокоит

. Скорее не беспокоит 4.Совсем не беспокоит

.Затрудняюсь ответить

.Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?

. Да 2.Нет 3.Затрудняюсь ответить

.Если в предыдущем вопросе Вы ответили "Да", то перечислите эти национальности:

_____________________________________________________________

.Как Вы относитесь к национально смешанным бракам?

.Полностью одобряю. 2.Скорее одобряю

.Безразлично 4.Скорее не одобряю

.Категорически не одобряю 6.Затрудняюсь ответить

.Согласны ли Вы с этим утверждением, что "Мы должны быть терпимы к людям, чьи моральные ценности отличаются от наших собственных" ?

.Полностью согласны. 2.Скорее согласны.

.Скорее нет 4.Полностью не согласны

.Затрудняюсь ответить

. Согласны ли Вы с этим утверждением, что "Люди одних национальностей от природы лучше людей других национальностей"?

.Полностью согласны. 2.Скорее согласны.

.Скорее нет 4.Полностью не согласны

.Затрудняюсь ответить

. Согласны ли Вы с этим утверждением, что "Когда люди разных национальностей живут рядом, общество духовно богаче и культурнее"?

.Полностью согласны. 2.Скорее согласны.

.Скорее нет 4.Полностью не согласны

.Затрудняюсь ответить

. Согласны ли Вы с этим утверждением, что "Мы должны быть терпимы к людям другого вероисповедования"?

.Полностью согласны. 2.Скорее согласны.

.Скорее нет 4.Полностью не согласны

.Затрудняюсь ответить

. Согласны ли Вы с этим утверждением, что "Мы должны быть терпимы к людям других национальностей"?

.Полностью согласны. 2.Скорее согласны.

.Скорее нет 4.Полностью не согласны

.Затрудняюсь ответить

.В какой мере Вы доверяете перечисленным ниже народам?

Народы и национальности:Безусловно доверяюСкорее доверяюСкорее не доверяюБезусловно не доверяюЗатрудняюсь ответитьРусскиеТатарыЦыганеЕвреиАрмянеАзербайджанцыГрузиныУкраинцыБелорусыЛитовцыЭстонцыМолдаванеТаджикиКазахиУзбекиДагестанцыЧеченцыАварцыОсетиныТуркидругие

.Что из нижеперечисленного представляется Вам наиболее опасным для современной России?

.Ухудшение отношений между людьми разных национальностей.

.Утрата национальных традиций и культур

.Дискриминация по признаку этнической принадлежности

.Затрудняюсь ответить

.Немного о себе: возраст_______ лет, пол________________,

национальность_________________________;

какую религию исповедуете__________________________

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Похожие работы на - Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!