Разработка мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на примере Калининского района Санкт-Петербурга

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    437,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на примере Калининского района Санкт-Петербурга

Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет открытого и дистанционного обучения

Кафедра управления в социально-экономических системах






ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

«Разработка мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на примере Калининского района Санкт-Петербурга»

«Государственное и муниципальное управление»

Проект выполнил

Студент гр. 6242/1 В. В. Одинцов

Руководитель

к.п.н., профессор В. А. Скиданов

Консультанты:

Безопасность жизнедеятельности

к.т.н., доцент Г. В. Струйков

Санкт-Петербург

Реферат

Основной целью дипломного проекта является разработка предложений по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Были изучены и проанализированы нормативно-правовые документы, научно-методическая и учебная литература по теме дипломного проекта. Дан анализ текущей практики о разработки и реализации программы «Доступная среда». На основании выявленных проблем разработаны предложения, направленные на совершенствование нормативно-правого обеспечения реализации программы, инженерных и административно-организационных мероприятий.

 

Введение


Дипломная работа посвящена проблеме организации доступности социальной инфраструктуры для различных категорий граждан с ограниченной мобильностью. Актуальность выбранной проблемы определяется существующими противоречиями между потребностями значительной части граждан, которых можно отнести к категории людей с ограниченной подвижностью, в беспрепятственном доступе к различным объектам инфраструктуры города и реальным доступом названых категорий к этим объектам. Включение людей с ограниченной мобильностью, к которым относятся инвалиды, беременные женщины, женщины с малолетними детьми, пожилые люди, в активную социальную жизнь общества является одной из актуальнейших задач, проводимой в настоящее время, социальной политики. Это обеспечение с одной стороны создают благоприятные условия для наиболее полной реализации таких категорий граждан и их интеграции в социально-активную жизнь страны. С другой стороны обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры выступает в качестве одного из методов обеспечения малоподвижных граждан организации их социальной защищенности. Вместе с тем, следует отметить, что решение данной проблемы характеризует собой использование государством потенциала, которым обладает данная категория людей в качестве трудового ресурса.

В этой связи, мы определили темой дипломного проекта «Разработка мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (на примере Калининского района Санкт-Петербурга)».

Цель дипломного проекта: «Разработка предложений по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».

Объект дипломного исследования: инфраструктура Калининского района.

Предмет исследования: доступность объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Задачи:

1.   Изучить основные понятия и теоретические подходы, связанные с исследованием проблем доступной среды для инвалидов.

2.       Проанализировать нормативно-правовые основы государственного регулирования социальной сферы на предмет осуществления социальной политики государства посредством целевой адресной программы «Доступная среда».

.        Охарактеризовать сущность целевых адресных программ, направленных на обеспечение социальной защищенности инвалидов.

.        Проанализировать текущую практику реализации целевой адресной программы «Доступная среда» в Калининском районе Санкт-Петербурга.

.        Выявить проблемы, связанные с разработкой и реализацией мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Калининском районе Санкт-Петербурга.

.        Определить предпосылки для разработки мероприятий по совершенствованию подходов к реализации адресной программы «Доступная среда».

.        Разработка проекта мероприятий по совершенствованию организации доступной среды для инвалидов в Калининском районе Санкт-Петербурга.

Базой разработки дипломного проекта является деятельность Администрации Калининского района Санкт-Петербурга по проблемам социальной защищенности граждан.

Глава 1. Социальная программа как предмет государственного и муниципального управления регулирования муниципального образования


1.1 Социальная политика государства как ведущий фактор разработки и реализации социальных программ


Социальная политика - это целенаправленная система мероприятий, осуществляемая государственными, коммерческими и общественными организациями, направленная на удовлетворение потребностей общества по обеспечению жизнедеятельности его членов. Для решения проблем различных слоев населения, и особенно групп с ограниченной мобильностью, к которым относятся инвалиды, люди пожилого возраста, беременные женщины и женщины с маленькими детьми, государство и его представительные органы на местах разрабатывают соответствующие формы и методы социальной защиты. Такие формы и методы, как правило, находят свое выражение в виде специально разрабатываемых органами государственного и муниципального управления программ социальной помощи, социальной поддержки или социального содействия данным категориям населения. Социальные программы, направленные на поддержку и защиту данных категорий населения являются составной частью осуществляемой государством социальной политики.

В экономическом словаре [#"660271.files/image001.gif">

Обследования, которые были проведены ООО «Центр экспертизы информации и консультирования «Доступная среда», показали, что подавляющее большинство объектов недоступно для инвалидов и других маломобильных групп населения. Зачастую, под социально значимые объекты (продовольственные магазины, аптеки) в аренду (субаренду) предоставляются помещения, которые недоступны для этих групп населения и обеспечить доступность этих объектов не предоставляется возможным без реконструкции помещений. И это является проблемой, требующей решения. Вообще работа по созданию доступной среды для инвалидов связана с большим количеством проблем, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.

2.4 Основные проблемы, связанные с разработкой и реализацией программ


В предыдущем параграфе мы раскрыли понятие «доступная среда» и проанализировали практику разработки и реализации мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и созданию доступной среды в Администрации Калининского района Санкт-Петербурга. Здесь же мы выделим проблемы, связанные с разработкой и реализацией программы.

Проведенное исследование реальной практики осуществления данной программы в Калининском районе Санкт-Петербурга позволило выявить комплекс проблем, к которым относятся проблема несовершенства нормативно-правовой базы, административно-организационные проблемы и проблемы связанные с неприспособленностью для инвалидов вновь выстроенных объектов жилого фонда и неприспособленности пешеходных путей.

Проблемы первой группы связаны с несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию программы «Доступная среда». Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на несовершенство федерального законодательства. Здесь мы сталкиваемся с отсутствием в Законе «О социальной защите инвалидов» понятия «доступность пешеходных путей». Такое понятие необходимо ввести.

Далее коснемся объектов социальной инфраструктуры, которые требуют капитального ремонта. На сегодняшний день порядок согласования его производства не содержит нормы, по которой бы арендатор производил проверку объекта на предмет доступности для инвалидов. Основным и самым главным изменением в этом порядке, которое необходимо ввести - это введение акта обследования на предмет доступности для инвалидов, а так же закрепление положения о том, что требования доступности для инвалидов являются неотделимыми улучшениями при производстве капитального ремонта.

Если мы обратимся к Закону Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург», то увидим, что в п. 3 Приложения 2 Закона сказано, что затраты на работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, предписанные актом обследования объекта, выданным уполномоченной организацией подлежат возмещению путем снижения арендной платы. Однако данная норма не выполняется. По этому необходимо обратиться в Комитет по управлению государственным имуществом с просьбой внести изменения в текст типового договора аренды, в который внести пункт об обязанности арендатора обеспечить доступность объекта. В этом пункте необходимо указать об обязанности арендатора выполнить обследование объекта и при необходимости произвести работы, связанные с обеспечением беспрепятственного доступа для инвалидов. Здесь же должен быть определен порядок возмещения затрат, связанных с производством указанных работ.

Каждый день мы становимся свидетелями того, как некоторые водители при отсутствии парковочных мест паркуют свои автомобили на пешеходных зонах. Это создает препятствия для передвижения пешеходов. На сегодняшний день в России не существует нормы, по которой водителю запрещается парковать автотранспортное средство на пешеходных путях и газонах. Такая норма необходима, для того, чтобы сделать среду жизнедеятельности полностью доступной для маломобильных групп населения.

Относительно второй группы проблем, связанных с административно-организационной деятельностью, можно сказать следующее. Сегодня существует проблема обустройства уже существующих зданий-объектов социальной инфраструктуры. Проблема заключается в отсутствии механизма воздействия на арендаторов, которые уклоняются от требований проведения мероприятий по созданию доступной среды. Нам необходимо наладить механизм, который бы заставил арендаторов выполнять предписания Администрации района. Для более глубокого понимания сущности проблемы обратимся к Кодексу об административных правонарушениях, а также к Закону «О социальной защите инвалидов». В соответствии со статьей 16 Закона «О социальной защите инвалидов» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения требований по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В статье 9.13 Кодекса об административных правонарушениях сказано, что уклонение от исполнения требований доступа инвалидов к социальной инфраструктуре влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ. В соответствии со статьей 23.1. Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13, рассматриваются судьями, а также, исходя из положения п.17 ч.2 статьи 28.3. Кодекса, протоколы могут составлять должностные лица органов социальной защиты. На основании изложенного, должностные лица отдела социальной защиты Администрации Калининского района составили протоколы об административных правонарушениях. Данные материалы были направлены в прокуратуру. На сегодняшний день мы имеем ответ, в котором говориться, что направленные материалы не могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, т.к. составлять указанные протоколы правомочны лишь федеральные органы социальной защиты населения. Сегодня в Санкт-Петербурге действует такой федеральный орган. Это Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, однако, ее несогласованность с отделом социальной защиты Администрации района делает практически невозможным их совместную работу, следовательно, у нас нет и механизма привлечения к ответственности организацию-нарушителя. Известно, что важнейшим принципом обеспечения законопослушности является принцип неизбежности наказания за совершенное правонарушение и именно по этому так важен механизм привлечения организаций, которые отказываются проводить мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов. По этому, прежде всего, необходима интеграция федерального и муниципального уровня и создание комиссии, состоящей из представителей отдела социальной защиты муниципального образования и представителей Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Создание такой комиссии обеспечит механизм реализации статьи 15 Закона «О социальной защите инвалидов» и заставит арендаторов выполнять требования Администрации района, связанные с созданием доступной среды для инвалидов.

Позади 2005 год и сейчас мы можем проанализировать результаты адресной программы мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на 2004-2005 гг. Большим недостатком программы является то, что в нее не были включены бюджетные организации. Говоря о бюджетных организациях, мы имеем в виду государственные учреждения, также являющихся объектами социальной инфраструктуры и предоставляющие те или иные услуги населению (например, государственные учреждения здравоохранения, почтовые отделения, отделения связи и другие объекты, имеющие государственную аккредитацию). В очередную программу их уже включили, однако реализовать мероприятия не представляется возможным в виду того, что организации не имеют финансового обеспечения указанных мероприятий. По этому для таких учреждений необходимо выделение средств, из которых будет производиться оплата услуг по обследованию. Это возможно лишь в том случае, если данные мероприятия будут включены в бюджет соответствующего ведомства и будут выделены средства. Кроме того, в программу 2004-2005 не были включены мероприятия по обследованию путей передвижения инвалидов по улицам района.

Большой проблемой является неприспособленность объектов транспортной инфраструктуры для использования их маломобильными группами населения. На сегодняшний день пассажиры с детьми, инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках и инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают большие трудности при проезде в городском транспорте из-за неприспособленности подвижных составов. В Санкт-Петербурге существует предприятие, которое занимается производством трамвайных вагонов. Это ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод», которое является одним из основных производителей подвижных составов, эксплуатируемых в 22 городах России и СНГ. Как нам сообщил Генеральный директор Н. А. Белик, коллектив завода постоянно работает над совершенствованием конструкции и технических характеристик вагонов и сегодня предприятие выпускает трамваи и троллейбусы на современном техническом уровне: экономичные, простые в обслуживании с широким применением современных отделочных материалов. В то же время становиться понятно, что на данный момент, как в России, так и во всем мире к подвижному составу предъявляются все новые и новые требования в области внешнего вида, экологии и конечно требования удобства проезда пассажиров, в том числе особое внимание уделяется пассажирам с детьми и инвалидам.

Учитывая все это, завод в 2004 году изготовил новые модели трамвайных вагонов повышенной комфортности с пониженным уровнем пола.

Здесь речь идет о четырехосном вагоне, в котором задняя площадка имеет высоту 360 мм от уровня головки рельса и по желанию заказчика может быть оборудована аппарелью, по которой инвалиды колясочники смогут заезжать в салон. Аналогичные трамваи уже поставлены в Кемерово.

Следующий этап - это изготовление шестиосного вагона с низким уровнем пола в задней секции, составляющих 30 процентов от общей площади салона. Это так называемый сочлененный вагон, который в России выпускается только ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод». В 2006 году завод планирует проектирование новой модели троллейбуса с учетом требований доступности. Так же Н. А. Белик отметил, что завод готов выпускать и поставлять новые трамваи, а так же активно заниматься разработками по совершенствованию, в соответствии с новыми требованиями, так что теперь дело за Администрацией Санкт-Петербурга.

Третья группа проблем касается нового строительства, а также неприспособленность для инвалидов и других маломобильных групп населения пешеходных путей. На сегодняшний день в городе строятся специальные квартиры для инвалидов. Но мы должны понимать, что строительство для инвалидов таких квартир не способствует интеграции их в общество, а наоборот, еще больше отделяет их от обычного мира здоровых людей. Нужно, чтобы все новые жилые дома были доступными и приспособляемыми для инвалидов. Именно по этому необходим пересмотр большого числа СНиПов и ГОСТов, на основе новой концепции. Кроме того, как мы уже отметили, не проводиться работ по приспособлению пешеходных путей к потребностям инвалидов.

Таким образом, мы видим большое количество проблем, требующих решения.

Выводы к главе 2


На сегодняшний день в Санкт-Петербурге ведется активная работа по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Органы исполнительной власти имеют все необходимые ресурсы для решения данной проблемы. Это и выделяемые средства из бюджета, и кадры, которые занимаются данным вопросом и разрабатывают мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа. Кроме того, структура органов социальной защиты населения позволяет отслеживать постоянно меняющиеся потребности населения и проводить работу по формированию так называемого социального заказа. Теперь коснемся деятельности Администрации Калининского района по созданию доступной среды для инвалидов. Здесь ведется активная работа обеспечению выполнения требований Администрации района, регулярно проводятся заседания комиссии по контролю за соблюдением действующего законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, на которых разбираются проблемы, по данному вопросу. Проблемы эти различны, но их можно условно разбить на 3 группы. Первая группа проблем - это проблемы связанные с несовершенством нормативно-правовой базы. Вторая группа - это проблемы, касающиеся административно-организационной деятельности. И, наконец, третья - связанные с неприспособленностью квартир новых домов и пешеходных путей к потребностям инвалидов.

В заключении можно отметить, что несовершенство нормативно-правовой базы должно устранятся на всех уровнях законодательной власти, и, таким образом, создавать интегрированную систему, являющуюся эффективным механизмом по созданию доступности и удобности среды жизнедеятельности для инвалидов.

Глава 3. Основные направления совершенствования разработки и реализации целевой программы «Доступная среда»


3.1 Предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения реализации программы «Доступная среда» в Калининском районе Санкт-Петербурга


В предыдущей главе мы выделили комплекс проблем, которые возникают на пути реализации программ по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Весь комплекс существующих проблем можно разделить на 3 группы. Перечислим их. Первая группа проблем - это трудности, связанные с несовершенством нормативно-правового обеспечения реализации программы «Доступная среда». Вторая группа - проблемы, касающиеся административно-организационной деятельности. Третья - неприспособленность квартир новых домов к потребностям инвалидов. В этом параграфе мы раскроем каждую и разработаем комплекс предложений для их решения.

Рассматривая проблему несовершенства нормативно-правовой базы, прежде всего, необходимо обратить внимание на несовершенство федерального законодательства. Здесь мы сталкиваемся с отсутствием в Законе «О социальной защите инвалидов» понятия «доступность пешеходных путей». По этому Законодательному Собранию РФ необходимо внести поправки в статью 15 Закона. В новой редакции необходимо указать о необходимости обеспечения доступности для инвалидов путей передвижения (пешеходных зон, тротуаров, пешеходных переходов, дворовых дорог).

Говоря об объектах, требующих капитального ремонта, необходимо сказать, что на сегодняшний нет нормы, по которой производилась бы его проверка на предмет доступности для инвалидов. Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга такую норму необходимо ввести. В Распоряжении должно говориться о том, что требования доступности для инвалидов являются неотделимыми улучшениями при производстве капитального ремонта, а также необходимым условием согласования является предоставление акта обследования на предмет доступности для инвалидов.

Кроме того необходима норма, согласно которой арендатор, заключая договор об аренде здания, балансодержателем которого является Санкт-Петербург, был бы обязан провести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа для инвалидов, в случае если объект является объектом социальной инфраструктуры. Для этого нам необходимо принять Закон Санкт-Петербурга «О внесении поправок в типовой договор аренды здания, балансодержателем которого является Санкт-Петербург». В договоре необходимо ввести пункт об обязанности арендатора обеспечить доступность объекта для маломобильных групп населения.

Следующая проблема несовершенства нормативно-правового обеспечения по созданию доступной среды касается путей передвижения инвалидов по улицам. Суть вопроса состоит в следующем. В нашем городе с каждым годом растет число автомобилей, однако город не успевает оборудовать парковочные места для них. Это приводит к тому, что владельцы паркуют свои автомобили в не предназначенных для этого местах. На автомобильных дорогах эта проблема решается путем установки соответствующего дорожного знака и привлечения нарушителя к административной ответственности. На сегодняшний день в России не существует нормы, по которой водителю запрещается парковать автотранспортное средство на пешеходных путях и газонах. По этому Государственной Думой должно быть принято дополнение к главе 12 Кодекса об административных правонарушениях, которое предусматривает ответственность за данное нарушение в форме наложения штрафа в размере двух МРОТ, а в случае отсутствия водителя - эвакуацию автотранспортного средства на специальную стоянку.

Следующая группа проблем относится к административно-организационной деятельности. Здесь мы можем говорить о трудностях, возникающих при работе с организациями, которых по роду своей деятельности можно отнести к объектам социальной инфраструктуры (магазины, аптеки, кафе и др.).

Одной из главных проблем на сегодняшний день является невозможность привлечения организации не выполняющей требования доступности для инвалидов. Возникает проблема из-за несогласованности действий федеральных и местных органов социальной защиты населения. Путь решения - интеграция двух уровней исполнительной власти путем создания комиссии по контролю за соблюдением законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Это позволит создать эффективный механизм реализации мероприятий по созданию доступной среды и возможность привлечения к административной ответственности организации, которая отказывается проводить указанные мероприятия. Интеграцию необходимо проводить на федеральном уровне. Правительство РФ должно выпустить Постановление «О создании комиссии по контролю за соблюдением законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры». Состав комиссии - представители отдела социальной защиты населения Администрации района, представители Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и представители Комитета по труду и социальной защиты населения Санкт-Петербурга. Данная структура должна отслеживать потребности населения и воплощать их в нормативные требования, тем самым направляя усилия строителей и прочих организаций на решение насущных задач по социальному обеспечению. Именно от этой комиссии и должен поступать так называемый социальный заказ. И эта же комиссия должна контролировать полноту выполнения данного заказа на местах. По этому функциями комиссии можно определить как:

.        Контроль за исполнением действующего законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

.        Мониторинг проблем, возникающих при реализации программ «Доступная среда».

.        Формирование «социального заказа», учитывающего реальные потребности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Заканчивая вторую группу проблем, можно сказать, что неприспособленность транспортной инфраструктуры к потребностям маломобильных групп населения необходимо решать путем координирования решений двух структур. С одной стороны это районные органы социальной защиты населения, формирующие социальный заказ, а с другой - комитет по транспорту Администрации Санкт-Петербурга, принимающий решения о закупке для города подвижных составов и другого социального транспорта. Все ресурсы для решения данного вопроса имеет созданная нами комиссия, состоящая из представителей исполнительных органов всех трех уровней. Именно эта комиссия и должна координировать действия исполнительной власти на региональном уровне. Таким образом, получаем еще одну функцию созданной комиссии:

.        Координирование действий различных уровней исполнительной власти.

Рассмотренные проблемы касаются только обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. Но нельзя забывать и об удобстве для инвалидов жилья и улиц. Эти проблемы и составляют третью группу предлагаемых решений. Инвалид, как и любой другой человек, нуждается в удобном жилье. В соответствии с новой концепцией относительно строительства нового жилья, которая заключается в том, что любая новая квартира должна быть спроектирована таким образом, что бы в любой момент была возможность адаптации ее к потребностям инвалида. Сегодня требование доступности официально провозглашено, но фактически не подкреплено выпуском новых нормативных документов в области проектирования и строительства. Необходим пересмотр большого количества СНиПов и ГОСТов на основе новой концепции.

Рассмотрим проблему нового строительства и неприспособленности новых квартир к потребностям инвалидов. Во всем мире уже давно поняли, что строительство для инвалидов специальных жилых домов не способствует интеграции их в общество, а наоборот, еще больше отделяет их от обычного мира здоровых людей. Так в Рекомендациях № R (92) 6 “О последовательной политике реабилитации инвалидов”, принятых 9 апреля 1992 года в Страсбурге Комитетом Министров Совета Европы, в который входят тридцать два государства, содержится следующее положение: “Инвалиды должны быть в состоянии жить самостоятельно в обычных домах и быть интегрированными в общество. С этой целью:

• все новые жилые дома должны быть доступными и приспособляемыми для инвалидов;

• необходимы дотации и/или освобождение от уплаты налога для переделки старых домов;

• архитекторы и строители должны проходить обучение приспособлению жилых домов и общественных зданий для инвалидов;

Исходя из всего вышеизложенного, необходимо разработать такие нормативные требования к новому строительству, как жилых домов, так и прилегающих к ним территорий, которые исключают необходимость дополнительного обустройства с учетом потребностей инвалидов. Вместе с тем должна быть создана основа для возможности адаптации любой квартиры к потребностям инвалида, а также необходимо обеспечить доступ в здание всех категорий маломобильных граждан, включая родителей с детскими колясками и инвалидов на колясках. Таким образом, все требования можно разбить на 2 группы. Первая касается требований проектировки новых домов. Вторая - прилегающих к домам территорий и пешеходных путей. Далее мы сформулируем те минимальные требования, которые должны быть соблюдены при строительстве жилых домов, с целью сделать подъезды этих домов и квартир в них доступными для инвалидов. Перечислим их.

)        При проектировании входов в дома ступеньки должны быть продублированы пандусами.

)        Размеры тамбура и площадки перед входом: глубина пространства перед дверью при открывании “от себя” - не менее 1,2 м, при открывании “к себе” - не менее 1,5 м.

)        Ширина дверных полотен наружных дверей в подъезд должна быть не менее 900 мм.

)        Ширина дверного проема в ванную, в один из туалетов квартиры и на балкон должна быть не менее 900 мм.

)        В проектируемой квартире не должно быть перепадов и порогов высотой более 2,5 см.

)        При проектировании балконов необходима замена отдельных распашных дверей на раздвижные.

)        Глубина балкона не менее 1,4 м.

)        Нужно также предусмотреть свободный доступ инвалидов на колясках и родителей с детскими колясками до лифта. По этому ширина лестничной площадки должна быть не менее 1,4 м.

)        Минимальная ширина дверного проема лифта должна быть не менее 850 мм.

)        Размеры лифта должны быть

а) Ширина - не менее 1,4 м.

б) Глубина - не менее 1,5 м.

)        При наличии ступенек внутри здания ведущих от входа к лифту, они должны быть продублированы пандусом. Уклон пандуса должен быть не более 12%.

)        При наличии на первом этаже здания объектов нежилого фонда, являющиеся объектами социальной инфраструктуры, необходимо обеспечить доступность этих объектов для инвалидов, в соответствии с СНиП 35-01-2001.

)        Объект жилого или нежилого фонда с выходом на тротуарную дорогу должен быть оснащен дверьми, открывающимися внутрь. Ширина дверного проема не более 1 м.

Введение указанных требований сделает возможным использование каждой новой квартиры, как инвалидами, так и здоровыми людьми.

Теперь вспомним о прилегающих к домам территориях и пешеходных путях. Здесь мы можем выделить ряд категорий. Так, например, отдельно можно говорить об удобстве дворовых территорий, междворовых дорожек, пешеходных путей, мест парковки автотранспорта, уличных тротуаров, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, объектов ежедневного посещения, объектов периодического посещения. Сформулируем требования к проектировке каждой из них.

Дворовые территории и междворовые дорожки:

)        В зависимости от ландшафта местности, пешеходные пути дворовых территорий необходимо планировать таким образом, что бы перепады междворовых дорожек не превышали 5%. Допускается перепад не более 12% с дополнительно оборудованными перилами.

)        Междворовые дорожки должны иметь твердое покрытие или выполнены из плотного грунта. Не допускаются покрытия из сыпучего материала (например, песка) или блочных твердых материалов, зазоры, между блоками которых составляют более 1,5 см.

)        Пересечения пешеходных дорожек внутри двора должны быть на одном уровне (выходы на спортивную площадку, на мусорную контейнерную и т.д.)

)        Уровень бордюрного камня при пересечении дорожки с внутридворовой автомобильной дорогой должен быть понижен до 2,5 + 0,5см, либо оснащен пандусом. Ширина понижения (пандуса) - не менее 900 мм.

Пешеходные пути и пешеходные переходы:

)        Понижение бортового камня до 2,5 + 0,5 см в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог. Ширина понижения - не менее 900 мм.

)        Регулируемые пешеходные переходы должны быть оборудованы дополнительной звуковой сигнализацией.

)        При пересечении пешеходных путей с проезжей частью с пролегающими трамвайными путями, ширина зазора между трамвайным рельсом и асфальтным покрытием должно быть не более 1,5 см.

)        Лестницы подземных переходов должны быть оборудованы пандусами с дополнительными перилами с двух сторон.

)        Ширина пешеходных путей виадуков должна быть не менее 1,5 м.

)        На всем протяжении пешеходного пути имеющиеся перепады, выполненные в виде лестниц, необходимо продублировать пандусами. Все лестницы на пешеходном пути должны быть с перилами с двух сторон. При уклоне более 5% пандусы оборудуются перилами с двух сторон.

Места парковки легкового автотранспорта:

)        На местах парковки легкового автомобильного транспорта должны быть выделены 5% от общего количества мест для автомобилей инвалидов. Места должны быть расположены в непосредственной близости к выходу со стоянки, к пандусу схода с тротуара на парковку или к пониженному бордюру возле выхода.

Уличные тротуары:

)        Ширина уличного тротуара должна быть не менее 2,2 м.

)        Тротуар должен иметь асфальтное покрытие или покрытие из тротуарной плитки. Зазор между секциями тротуарных плиток - не более 1,5 см.

)        Тротуар с перепадом 5-12 % должен иметь перила. В случае перепада более 12 % и невозможности организации обходного пути, тротуар должен иметь горизонтальные площадки каждые 5-7 метров, для возможности отдыха инвалидов-колясочников и женщин с колясками. Размеры площадки: ширина - не менее 2,8 м, длина - не менее 1,5 м.

Объекты ежедневного посещения и объекты периодического посещения (объекты социальной инфраструктуры).

К объектам ежедневного посещения (например, продовольственные магазины, кафе, рынки и др.):

)        Ступеньки перед входом в здание должны быть оборудованы пандусом.

)        Недопустимы перепады уровня пола в здании более 2,5 см с уклоном более 12%.

)        Входная лестница должна быть оборудована перилами с двух сторон на высоте 0,9 м.

)        Тамбур перед входом в помещение: ширина - не менее 2,2 м, длина - не менее 1,8 м.

)        Многоэтажных помещений должны быть оборудованы подъемными устройствами.

)        Общественные санузлы должны быть оборудованы поручнями на высоте 60 см.

)        Входная дверь должна иметь смотровую панель из ударопрочного материала.

Объекты периодического посещения (почта, сбербанк и др.):

Требования, аналогичные требованиям к объектам ежедневного посещения.

Таким образом, нами были раскрыты проблемы всех трех групп, а также предложен комплекс мер по решению данных проблем. Кроме того, нами были разработаны критерии оценки пешеходных путей на предмет доступности для инвалидов. Применяя данные требования к объектам открытой среды (тротуары, прилегающие к домам территории, пешеходные переходы и др.) мы можем судить об их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. По этому нами была произведена работа по обследованию части территории Калининского района, с целью определения степени ее доступности для указанных категорий населения.

3.2 Разработка комплексной программы «Доступная среда»


Как мы уже сказали, частично в Калининском районе проведены некоторые мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Подводя итоги реализации «Программы адресных мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к введенным в эксплуатацию объектам социальной инфраструктуры Калининского района Санкт-Петербурга на 2004-2005 года» можно сказать, что в Калининском районе программа реализована в большей степени, чем в каком-либо другом.

На сегодняшний день в Калининском районе Санкт-Петербурга Распоряжением № 208-р от 14 февраля 2006 года принята очередная программа на 2006-2007 года. В нее включены 724 предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сферы услуг и организации досуга, которым необходимо провести мероприятия по обследованию помещений на предмет доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме того, в программе участвуют 49 фармацевтических организаций, 27 государственных учреждений здравоохранения, 18 отделений федеральной почтовой связи, 28 филиалов Калининского отделения № 2004 Северо-Западного банка Сберегательного банка Российской Федерации, а также 54 жилых дома инвалидов-колясочников. Эти объекты должны быть обследованы в соответствии с Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 года N 1282-р «О неотложных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи». Но все же этого не достаточно.

Мы предлагаем принципиально новую программу, которая направлена на реализацию потребностей не только в доступе инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, но и удобстве передвижения этих групп по улицам и пешеходным путям. Эта программа включает мероприятия, охватывающие всю среду обитания, которая нуждается и в обследовании и возможной модернизации, но главное это то, что реализация данной программы сделает эту среду удобной для всех.

Требования, указанные в параграфе 3.1. - основа для обследования среды жизнедеятельности инвалидов. Именно эти критерии являются критериями оценки домов, объектов социальной инфраструктуры, пешеходных путей на предмет доступности и удобства для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Мы в своей работе произвели обследование квартала, границами которого являются следующие улицы и проспекты. Проспект Культуры, улица Демьяна Бедного, проспект Просвещения, Суздальский проспект (рисунок 2). Данный квартал был обследован на предмет доступности для инвалидов. Были обследованы входы в подъезды жилых домов, дорожное покрытие пешеходных путей, бордюрные камни (далее бордюры), входы в объекты социальной инфраструктуры (магазины, кафе и рестораны, почта, сбербанк и др.), а также пешеходные переходы.


По результатам обследования нами составлена таблица, в которой указаны адреса объектов, не удовлетворяющих требованиям беспрепятственности передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения и наименование мероприятий по обеспечению указанной доступности. Результаты программы обследования квартала приведены в таблице 4.

Таблица 4. Адресные мероприятия по обеспечению беспрепятственного передвижения инвалидов.

№ п\п

Адрес объекта

Наименование мероприятий по результатам обследования

1.

Ул. Д.Бедного, 22/1

Заасфальтировать тротуар (4м*150м).

2.

Пр. Просвещения, 72/1

2 подъезда оборудовать съемными пандусами (высокий порог входной двери в подъезд), 2 подъезда оборудовать перилами к пандусу

3.

Пересечение ул. Д.Бедного и пр. Просвещения

Светофоры оборудовать дополнительной звуковой сигнализацией (для слепых)

4.

Пр. Просвещения, 72/1 (магазин «Телемакс»)

5.

Пр. Просвещения, 72/1

Предусмотреть понижение бордюрного камня с двух сторон на тротуаре при выезде из арки № 1

6.

Пр. Просвещения, 72/1

Предусмотреть понижение бордюрного камня с двух сторон на тротуаре при выезде из арки № 2

7.

Пр. Просвещения, 72/1 (магазин «Мойдодыр»)

Вход в магазин оборудовать пандусом и перилами

8.

Круглосуточный павильон (между домами 68/1 и 70/1 по пр. Просвещения)

Вход в павильон оборудовать пандусом и перилами

9.

Остановка общественного транспорта

Заасфальтировать (5м*5м)

10.

Пр. Просвещения, 68/1

Предусмотреть понижение бордюрного камня с двух сторон на тротуаре при выезде из арки № 1

11.

Пр. Просвещения, 68/1

Предусмотреть понижение бордюрного камня с двух сторон на тротуаре при выезде из арки № 2

12.

Пр. Просвещения, 68/1

Заасфальтировать тротуар (4м*150м).

13.

Пр. Просвещения, 68/1

На внешней стороне здания расположены 7 входов в магазины (аптека «Первая помощь», магазин «Эллис» и др.). Оборудовать 5 входов пандусами, 7 входов перилами.

14.

Пр. Просвещения, 68/1

Лестницы между двумя уровнями тротуара (всего 4 лестницы) оборудовать 4 пандусами и 4 перилами.

15.

Пр. Культуры, 21/1

Заасфальтировать тротуар вдоль дома (4м*200м)

16.

Пр. Культуры, 21/1 (Книжный магазин)

Вход в магазин оборудовать пандусом и перилами

17.

Пр. Культуры, 21/1 (библиотека для детей)

Вход оборудовать пандусом

18.

Пр. Культуры, 21/1 (библиотека для взрослых)

Вход оборудовать пандусом и перилами

19.

Пр. Культуры, 21/1 (магазин сантехники)

Вход оборудовать пандусом

20.

Пр. Культуры, 21/1

Предусмотреть 2 понижения бордюра при пересечении тротуара с въездом во двор, между домами 21/1 и 25/4 по пр. Культуры.

21.

Пр. Культуры, 21/1 (магазин «Экономъ»)

Вход в магазин оборудовать перилами с 2 сторон

22.

Пр. Культуры, 21/1 (Аптека)

Вход в аптеку оборудовать пандусом и перилами с 2 сторон

23.

Пр. Культуры, 23/1

Вход в дом оборудовать пандусом и перилами

24.

Пр. Культуры, 21/3

5 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

25.

Пр. Просвещения, 70/2

7 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

26.

Пр. Культуры, 21/4

4 подъезда - предусмотреть понижение бордюра

27.

Ул. Д.Бедного, 24/2

5 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

28.

5 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

29.

Ул. Д.Бедного, 22/4 (детский сад)

Вход на территорию детского сада (направление к ул. Д.Бедного) - предусмотреть понижение бордюра

30.

Ул. Д.Бедного, 22/1

3 подъезда - предусмотреть понижение бордюра

31.

Ул.Д.Бедного, 22/3

6 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

32.

Ул. Д.Бедного, 22/5

Заасфальтировать дорожку (3м*10м)

33.

Ул. Д.Бедного, 22/2

9 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

34.

Пр. Просвещения, 72/1

4 подъезда оборудовать съемными пандусами (на входную дверь в подъезд)

35.

Пр. Просвещения 68/1

Заасфальтировать пешеходную зону (10 м*15м).

36.

Пр. Просвещения 68/1

4 подъезда оборудовать съемными пандусами (на входную дверь в подъезд)

37.

Пр. Просвещения, 68/2

Заасфальтировать участок (3м*1м). 6 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

38.

Пр. Просвещения, 68/2

6 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

39.

Пр. Культуры, 21/2

Заасфальтировать пешеходную дорожку (с задней стороны дома) (3м*60м).

40.

Пр. Культуры, 21/2

9 подъездов - предусмотреть понижение бордюра

41.

Пр. Культуры, 21/1

9 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

42.

Пр. Культуры, 21/1 (клуб «Пионер»)

Лестницу при входе оборудовать съемным пандусом

43.

Пр. Просвещения, 68/2

6 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

44.

Пр. Культуры, 21/4

Заасфальтировать участок дороги, являющийся перемычкой между дорогами вдоль дома 21/3 и 21/4 по пр. Культуры (3м*10м)

45.

Пр. Культуры, 25/4

Подъезды дома оборудовать 5 пандусами, 2 перилами и предусмотреть 7 понижений бордюров

46.

Пр. Культуры, 25/1 (центр красоты «SunCity»)

Предусмотреть смотровое окно входной двери из ударопрочного материала. Лестницу перед входом оборудовать пандусом и перилами

47.

Пр. Культуры, 29/1 (ресторан «Виадук»)

Вход в ресторан оборудовать пандусом и перилами

48.

Пр. Культуры, 29/1 (зоомагазин)

Вход в магазин оборудовать пандусом и перилами

49.

Пр. Культуры, 29/1 (строительный магазин)

Вход в магазин оборудовать пандусом и перилами.

50.

Пр. Культуры, 29/1 (сбербанк)

Вход в учреждение оборудовать пандусом и перилами. Заасфальтировать участок напротив входа (3м*7м).

51.

Пр. Культуры, 31/1 (ремонт оргтехники)

Вход в мастерскую оборудовать пандусом

Пр. Культуры, 31/1 (общежитие)

Вход в общежитие оборудовать пандусом и перилами

53.

Пр. Культуры, 31/2 (общежитие)

Вход в общежитие оборудовать пандусом и перилами

54.

Суздальский пр., 57 (общежитие)

Вход в общежитие оборудовать пандусом и перилами

55.

Суздальский пр., 61 (общежитие)

Вход в общежитие оборудовать пандусом и перилами

56.

Пр. Культуры, 29/1

Заасфальтировать участок во дворе напротив арки, находящейся с северной стороны дома (3м*10м).

57.

Пр. Культуры, 29/6

6 подъездов оборудовать пандусами и предусмотреть понижение бордюра

58.

Пр. Культуры, 29/1

10 подъездов оборудовать 12 пандусами и 12 перилами

59.

Пр. Культуры, 29/2 (3 детские площадки)

Вход на детские площадки - предусмотреть 3 понижения бордюров

60.

Пр. Культуры, 29/3 (детская площадка)

Проложить 2 дорожки-входа на детскую площадку (насыпные) (3м*5м). Предусмотреть у дорожкек-входов понижение бордюров.

61.

Пр. Культуры, 29/3

2 подъезда оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

62.

Пр. Культуры, 29/7

9 подъездов - предусмотреть понижение бордюра. 2 асфальтные дорожки - предусмотреть понижение бордюра

63.

Суздальский пр., 63/3

7 подъездов оборудовать пандусом и предусмотреть понижение бордюра

64.

Суздальский пр., 65

Расширить дорожку к подъезду и заасфальтировать (3м*5м). Предусмотреть понижение бордюра перед дорожкой.

65.

Ул. Д.Бедного, 32/1

9 подъездов оборудовать пандусами

66.

Ул. Д.Бедного, 30/4

6 подъездов - предусмотреть понижения бордюров 2 прилегающие дорожки - предусмотреть понижение бордюров

67.

Ул. Д.Бедного, 30/4

Заасфальтировать участок дороги перед домом (3м*5м)

68.

Ул. Д.Бедного, 30/3 (детский сад)

Дорожка, ведущая к входу на территорию детского сада - предусмотреть понижение бордюра.

69.

Ул. Д.Бедного, 30/1

4 подъезда - предусмотреть понижение бордюра

70.

Ул. Д.Бедного, 30/1 (детская площадка)

Проложить 2 дорожки-входа на территорию площадки (насыпные) (3м*5м). Предусмотреть у дорожек-входов понижение бордюров.

71.

Ул. Д.Бедного, 26/1А (магазин «Магнит»)

Вход в магазин оборудовать пандусом

72.

Ул. Д.Бедного, 26/1 (почта России)

2 входа на почту оборудовать пандусами и перилами.


В результате проведения мероприятий, связанных с обследованием среды жизнедеятельности квартала, мы получили 72 наименования мероприятий, по обеспечению беспрепятственного и удобного передвижения инвалидов внутри квартала. По такой схеме должна быть обследована вся территория Калининского района и определены мероприятия по созданию доступной среды.

3.3 Расчет стоимости реализации комплексной программы «Доступная среда»


Подводя итоги обследования среды жизнедеятельности в квартале, необходимо мероприятия по обеспечению беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения обосновать экономически. В таблице 5 приведены данные и проведен расчет стоимости проведения предписанных мероприятий.

Таблица 5. Расчет стоимости реализации комплексной программы «Доступная среда»

Наименование мероприятия

Ед. измерения

Объем мероприятий

Стоимость работ, тыс. руб.

Общая стоимость, тыс. руб

шт

134

3

402

Установка перил

шт

48

2

96

Асфальтирование

кв.м

2499

0,6

1499,4

Установка съемного пандуса

шт

11

1

11

Оборудование светофора звуковой сигнализацией

шт

2

5

10

Понижение бордюра

пог.м

143

0,8

114

Установка двери (в т.ч. стоимость дверного полотна)

шт

1

3

3

Насыпь дорожки

кв.м

30

0,3

9

 

Итого:

2144,4


Получаем сумму порядка 2,2 млн. рублей, которая требуется для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к среде жизнедеятельности. Эта сумма необходима для модернизации одного квартала. Если сопоставить территорию рассчитанного нами квартала с территорией Калининского района Санкт-Петербурга в целом, то получаем соотношение ~ 1:45. Другими словами территория района в 45 раз больше территории нашего квартала. Следовательно, мы можем примерно оценить стоимость работ, по созданию в Калининском районе условий для удобного передвижения инвалидов. Получаем сумму порядка 100 млн. рублей.

Это небольшая сумма, с учетом того, что Российская Федерация является социально ориентированным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

Выводы к главе 3


При реализации программы «Доступная среда» в Калининском районе Санкт-Петербурга возникают много проблем. Мы видим, что проблемы реализации программы имеют в своей основе либо причину несовершенства нормативно-правовой базы, либо в основе лежат организационные проблемы. В этой главе мы смогли решить их путем принятия законов на федеральном и региональном уровне. Кроме того, была проведена работа по обследованию квартала, ограниченного проспектом Культуры, улицей Демьяна Бедного, проспектом Просвещения и Суздальским проспектом, на предмет доступности и удобства передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения по пешеходным путям и доступность подходов к объектам социальной инфраструктуры. По результатам обследования составлена программа адресных мероприятий по обеспечению беспрепятственного передвижения инвалидов с указанием мероприятий, которые необходимо провести для обеспечения беспрепятственности. Также в данной главе приведено экономическое обоснование программы и показано, что стоимость реализации программы составляет 2,2 млн. рублей для одного из кварталов Калининского района Санкт-Петербурга. Для района в целом эта цифра будет равна 100 млн. рублей.

Глава 4. Безопасность жизнедеятельности


Практически повсеместно в научно-исследовательских и конструкторских работах, на производстве, в сфере управления и образования нашли широкое применение персональные компьютеры (ПЭВМ). Можно говорить о том, что практически не осталось ни одного вида деятельности, где бы ни использовались компьютеры. Они завоевывают свое место на предприятии, в организации, офисе и даже в домашних условиях. С помощью компьютера решается широкий спектр задач.

Однако длительное использование компьютерной техники может быть источником вредного воздействия на организм человека и, следовательно, источником профессиональных заболеваний. Это предъявляет к каждому пользователю персонального компьютера требование - знать о вредном воздействии машин на организм человека и необходимых мерах защиты, чтобы сохранить свое здоровье и успешно работать за компьютером. Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики, особое место в которой занимает переход к социальным гарантиям со стороны государства, т.е. защита права на свободный и охраняемый труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам, внимание созданию и поддержанию благоприятных условий труда на персональных компьютерах.

4.1 Использование ПЭВМ и его влияние на здоровье человека


По оценке специалистов, за последние несколько лет деятельности новых коммерческих структур и совместных предприятий парк персональных компьютеров увеличился в России на два порядка и измеряется сегодня сотнями тысяч единиц разного происхождения и достоинства. Поэтому проблема сохранения здоровья работающих за ПЭВМ является особенно актуальной практически для любой организации, в которой работают на компьютерах, а не только для предприятий информационного обслуживания.

Самые распространенные ощущения, которые испытывают к концу рабочего дня операторы ПЭВМ, являются: головная боль, резь в глазах, тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины, зуд кожи лица и т.д. Испытываемые день за днем, эти недомогания приводят к мигреням, частичной потере зрения, сколиозу, кожным воспалениям и другим нежелательным явлениям. По данным Национальной академии наук США, а также по результатам исследований, проведенных учеными Австралии, Германии и ряда международных центров, выявлена определенная связь между работой на компьютере и такими недомоганиями, как астенопия (быстрая утомляемость глаз), боли в спине, шее, запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), тендениты (воспалительные процессы в тканях сухожилий), стенокардия и различные стрессовые состояния, сыпь на коже лица, хронические головные боли, головокружение, повышенная возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушение сна и другие, которые не только снижают трудоспособность, но и подрывают здоровье людей.

На состояние здоровья оператора за ПК могут влиять и такие вредные факторы, как длительное неизменное положение тела, вызывающее мышечно-скелетные нарушения; постоянное напряжение глаз; воздействие радиации (излучение от высоковольтных элементов схемы дисплея и электроннолучевой трубки); влияние электростатических и электромагнитных полей, что может приводить к кожным заболеваниям, появлению головных болей и дисфункции ряда органов.

Для обеспечения благоприятных условий труда оператора, снижения нагрузки на зрение необходимо чтобы условия труда оператора были благоприятными и монитор должен соответствовать таким требованиям:

.        Экран должен иметь антибликовое покрытие. Наилучшее сокращение отражений может быть достигнуто с помощью фильтров с просветленными поверхностями (напыление четвертьволнового слоя). Достаточные сокращения отражений достигаются также благодаря фильтрам из дымчатого стекла и матовым поверхностям экранов. Микроячеистые фильтры оправданы при ярком освещении в помещении тогда, когда при установке монитора невозможно учесть расположение осветительных приборов. Оптимальное подавление отражений может быть достигнуто в основном при строго вертикальном или слегка наклонном расположении дисплея. Самая верхняя используемая строка на экране не должна располагаться выше горизонтальной линии взгляда;

.        цвета знаков и фона должны быть согласованы между собой. При работе с текстовой информацией (в режиме ввода данных, редактирования текста и чтения с экрана монитора) наиболее благоприятным для зрительной работы оператора является представление черных знаков на светлом фоне, так как при одинаковом контрасте разборчивость знаков на светлом фоне лучше, чем на темном;

.        для многоцветного отображения рекомендуется использовать одновременно максимум 6 цветов - пурпурный, голубой, синий, зеленый, желтый, красный, а также черный и белый, так как вероятность ошибки тем меньше, чем меньше цветов используется и чем больше разница между ними, а для одноцветного отображения - черный, белый, серый, желтый, оранжевый и зеленый. Красные и голубые цвета на границе видимого спектра (и их сочетания) применять нельзя;

В настоящее время ряд стран и более 25 штатов США разработали документы, регламентирующие правила пользования дисплеями. Наиболее известны шведские документы MRPII 1990:8 (Шведский национальный комитет по защите от излучений) и более жесткие стандарты ТСО 95, ТСО 99, ТСО 03 (Шведская конфедерация профсоюзов). Эти нормы применяются во всех странах Скандинавии и рекомендованы к распространению в странах ЕС.

Среди наиболее безопасных выделяются мониторы с маркировкой Low Radiation, компьютеры с жидкокристаллическим экраном и мониторы с установленной защитой по методу замкнутого металлического экрана.

При выборе монитора с маркировкой Low Radiation необходимо выбирать модели, у которых на задней стенке монитора, как правило, в верхнем правом углу шильдика (табличка с перечнем заводских параметров изделия) написано, что данная модель прошла тестирование на предмет соответствия ТСО или MPR II. Продавец обязан иметь копию сертификата (протокола) тестирования, в котором указано, когда, в какой лаборатории и на какой стандарт прошла тестирование данная модель. Такие мониторы стоят на 40-60 долл. дороже, чем их собратья, не имеющие защиты. В то же время оказалось, что разброс излучательных параметров мониторов одной модели может достигать 60%.

В Российской Федерации безопасные условия труда на компьютерах регламентирует документ "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации труда" (Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.2.2. 542-96).

Таким образом, для уменьшения вредного воздействия передовых технологий на здоровье человека нужно тщательно подходить:

)        к выбору ПК, в частности, монитор должен соответствовать стандартам безопасности;

)        рациональной организации рабочего места. Сегодня пользователями ПЭВМ могут купить различные приспособления - от специальной опоры для запястья, удерживающий кисть в нужном положении во время набора на клавиатуре или работы с мышью, до специального программного обеспечения, предупреждающего оператора о необходимости сделать перерыв в работе. Однако важнее этих приспособлений - возможность полной регулировки всех узлов рабочего места оператора. Таковы лишь некоторые правила работы с ПЭВМ, соблюдение которых позволит сохранить здоровье пользователем персональных компьютеров.

4.2 Особенности рабочего места при работе на ПЭВМ


Производительность труда работника предприятия информационного обслуживания зависит от правильной организации труда на каждом рабочем месте. Под рабочим местом условно понимают зону, оснащенную необходимыми техническими средствами, где работник или группа работников постоянно или временно выполняют одну работу или операцию. Правильная организация рабочего места - это создание на рабочем месте необходимых условий для производительного труда и выполнения работы (операции) высокого качества при наиболее полном использовании оборудования, экономном расходовании физической и эмоциональной энергии работника, повышении содержательности и привлекательности труда, сохранении здоровья работающих.

При организации труда на рабочем месте учитывают следующие факторы:

• особенность технологического процесса;

• уровень механизации и автоматизации;

• уровень специализации;

• степень разделения труда;

• используемые приемы и методы работы.

Организация рабочего места на каждой машине имеет свои специфические особенности, зависящие от модели машины, метода работы на ней, характера выполняемой работы, квалификации оператора и т.п. Учитывая специфику машины, рабочее место организуют так, чтобы использовать рациональные приемы работы и эксплуатации машины при наименьшем числе движений оператора и удобном обращении с обрабатываемым материалом.

На организацию на предприятии труда информационного обслуживания существенно влияют конструкция и параметры основного и вспомогательного оборудования, которые должны отвечать требованиям эргономики: оптимальному распределению функций в системе человек-машина, соответствию конструкции оборудования антропометрическим и психофизиологическим данным организма работающего соблюдению допустимых показателей производственной среды и санитарно-гигиенических условий труда, а также безопасности эксплуатируемого оборудования.

Основой роста производительности труда является изучение, обобщение и распространение передового опыта работы. Внедрение передового опыта влияет на производительность труда операторов на вычислительных машинах; так, производительность растет за счет сокращения времени набора исходных данных на клавиатуре, совмещения выполнения во времени нескольких элементов операций, рациональной подготовки и укладки документов и т.п. Эффективным методом повышения производительности труда руководящих работников и специалистов является использование в их работе вычислительной техники. Чтобы эти методы работы были действенны, необходимо сочетать их с совершенной системой организации производства, например с системами комплексной подготовки производства, с использованием программно-целевых методов и автоматизированного проектирования, функционально-стоимостного анализа, стандартных и типовых проектных решений, единых комплексов технических и программных средств по переработке и преобразованию информации.

В целом же на повышение производительности труда на предприятиях информационного обслуживания оказывает существенную роль правильная планировка рабочих мест.

Планировкой рабочего места называют пространственное расположение основного и вспомогательного оборудования, оснастки и предметов труда, а также самого работающего, обеспечивающее рациональное выполнение трудовых движений и приемов, благоприятные и безопасные условия труда.

При организации рабочего места весьма важным фактором является рабочая поза работника, т.е. положение его корпуса, головы, рук и ног относительно орудий труда. Если работник работает сидя, ему необходимо обеспечить правильную и удобную посадку, что достигается устройством опоры для спины, рук, ног, правильной конструкцией сиденья, способствующей равномерному распределению массы тела.

Все материальные элементы рабочего места разделяют на предметы постоянного и временного пользования и с учетом этого располагают в определенном порядке на местах постоянного хранения; это экономит трудовые движения и силы работающего. Инструмент, оснастка и предметы труда должны находиться на расстоянии 560 - 750 мм на уровне рук работника, тогда их использование не приводит к излишним движениям и наклонам.

Важным элементом рациональной планировки рабочего места является учет индивидуальных антропометрических и психофизиологических данных работающего.

Рабочие места оборудуют соответствующей мебелью и инвентарем, отвечающим наиболее комфортабельным условиям работы и требованиям физиологии, психологии и эстетики.

Под планировкой помещений предприятия информационного обслуживания понимают расположение (размещение) производственных участков в пределах общей площади предприятия информационного обслуживания, расстановку оборудования внутри этих участков, обеспечивающую эффективное выполнение производственного процесса.

На планировку помещений и рабочих мест влияют такие факторы, как технологический процесс обработки информации; производственная структура предприятия информационного обслуживания; система управления; объем производства; характер решаемых задач.

Похожие работы на - Разработка мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на примере Калининского района Санкт-Петербурга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!