Современная демографическая политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная демографическая политика

Введение

Глобальные исторические и социально-экономические изменения в мире в XX веке оказали огромное влияние на протекание демографических процессов. Войны, социальные катаклизмы оказывали воздействие на численность населения.

Россия уже более 10 лет находится в полосе демографического кризиса. Сложившаяся демографическая ситуация вызывает серьезное беспокойство.

Актуальность темы данной курсовой работы очевидна тем что, дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что процесс депопуляции усилился из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование.

В конце 1980-ых годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых Россия занимает ныне неконкурентное первое место в мире.

В конце 1990-х годов была подготовлена программа действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 года.

В 2007 году на заседании Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Здоровье» и демографической политике при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике рассмотрен проект Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Демографическая ситуация играет все большую роль в развитии экономики страны, внутренней и внешней политике, социальной сфере. Только при определенных уровнях численности и качественного состава граждан страны возможно решение определенных стратегических задач в различных областях человеческой деятельности. Насущность и нерешенность демографических проблем обостряет все экономические и политические вопросы. Важной задачей является осознание закономерностей и осмысленное понимание всех негативных последствий развития населения страны. Россия располагает богатым опытом демографической политики. Еще М.В. Ломоносов уделял внимание теории населения.

В данной работе мною изложены некоторые исторические моменты развития демографии в России, а также рассмотрены современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса. Так же приведены некоторые статистические данные о численности, рождении и смертности населения.

Обращение к теме курсовой работы в настоящее время является актуальным. Для того, что бы понять особенности и тенденции в современной демографической ситуации в России необходимо рассмотреть: как исторически складывались закономерные принципы развития народонаселения и действия руководящих органов в вопросах демографии.

Цель исследования заключается в анализе основных мероприятий по реализации демографической политики в России, а также изучении проблем Пензенской области.

Объектом работы является в целом демографическая ситуация России, в частности Пензенская область.

Предмет работы - государственная демографическая политика.

Задачи работы:

. раскрыть определение сущности демографической политики;

. проанализировать демографическую ситуацию в России;

. рассмотреть базовые условия эффективности демографической политики;

. выявить общие тенденции демографических процессов в Пензенской области;

. подвергнуть рассмотрению реализацию государственной демографической политики в Пензенской области.

Работа имеет следующую структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение, список использованных источников информации и приложение. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе говорится о сущности и истории демографической политики. Во второй главе дается анализ демографической политики в современной России и рассказывается о базовых условиях эффективности демографической политики. Третья глава посвящена демографической ситуации в Пензенской области. В заключении сформулированы основные выводы. В конце работы приведен список использованных источников информации, имеется приложение. Источники для написания курсовой работы подобраны с учетом отражения различных точек зрения на исследуемую проблему, ими послужили: базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

1. Государственная демографическая политика в РФ

.1 Сущность демографической политики

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития [8].

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики:

. направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран);

. на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся).

Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт [1].

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения, или «нулевой рост» цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (так как есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития экономики.

Комплекс мер демографической политики формируется по трем направлениям: повышению рождаемости и укреплению института семьи; улучшению здоровья и росту его продолжительности жизни; обеспечению необходимого миграционного прироста и совершенствованию привлечения и использования трудовых мигрантов. Отечественный и зарубежный опыт осуществления политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи показывает, что наиболее распространенными являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно.

Ежемесячные или семейные пособия наиболее распространены в развитых странах. Схемы начисления пособий весьма разняться по странам. Так, в Австрии и Дании пособия предоставляются всем семьям, имеющим детей, вне зависимости от доходов; во Франции и ФРГ размер пособий увязан с доходами и с числом детей в семье. В Великобритании право на получение пособий имеют лишь семьи с минимальными доходами (не зависимо от числа детей), в Италии и некоторых других странах установлен «потолок» доходов семьи, после которого никакие пособия не выплачиваются.

Суммарная величина ежемесячного пособия, как правило, нарастает по мере увеличения числа детей в семье, поскольку в большинстве стран данное направление политики рассматривается, как обязанность государства в максимально возможной степени компенсировать расходы семьи, возникающие в связи с рождением, воспитанием и образованием ребенка. В частности, в Люксембурге существует специальное пособие на детей моложе 2 лет. Его цель - обеспечить семье минимальный доход при условии, что женщина в этот период не будет работать. Самые высокие семейные пособия выплачиваются в Бельгии (до 70% от среднемесячной зарплаты), но при этом учитываются не только и не столько число детей в семье, сколько уровень материального благосостояния [7, 131].

В России также установлено ежемесячное пособие на ребенка одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Это распространяется на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума.

В целом принципы предоставления единовременных пособий гораздо более дифференцированы в сравнении с другими мерами, они в большей степени носят социально адресный характер, теснее привязаны к доходам и социальному статусу семей. Так, руководящий принцип демографической политики Бельгии - социальная защита и минимальный доход каждому, женская эмансипация и свобода выбора между карьерой и семьей. Близкую позицию занимают все скандинавские страны, Нидерланды, Дания, Германия. Особый акцент делается на социальной справедливости, сокращении социальной дискриминации, выравнивании уровней жизни семей с различным числом детей.

В России единовременное пособие при рождении ребенка в условиях резкого удорожания жизни, роста цен и общих первичных затрат на обеспечение ребенка сразу после его рождения играет существенную роль в компенсации не сопоставимых со средними доходами граждан единовременных трат, связанных с рождением ребенка. Размер этого пособия уже в новом столетии повышался дважды и ныне составляет 6 тыс. руб.

Отпуска по беременности и родам. Основания для их предоставления дифференцированы по странам. Главные различия существуют между женщинами, занятыми в государственном и в частном секторах. Отличаются продолжительность отпусков, размеры оплаты и источники финансирования. Как правило, работающие на государственных предприятиях имеют более продолжительные отпуска и большие размеры компенсации. Оплата отпусков в этих случаях осуществляется либо полностью за счет средств государственного бюджета, либо в комбинированной форме (бюджет и фонды социального и медицинского страхования). Занятые в частном секторе в основном получают средства из различного рода страховых фондов.

Меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят скорее социально-профилактический характер и связаны в большей мере с охраной здоровья, чем со стимулированием рождаемости. Сюда относится своевременная постановка женщин на учет по поводу беременности и необходимости пройти установленное законом число обследований в период беременности. Цель - обеспечить раннее выявление патологий беременности и плода, мониторинг протекания беременности, профилактику социальных патологий (наркомании, алкоголизма, венерических и иных заболеваний) беременных женщин [7,133].

Меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят скорее социально-профилактический характер и связаны в большей мере с охраной здоровья, чем со стимулированием рождаемости.

Все нормативные акты, призванные регулировать демографические процессы, должны соответствовать цели демографического развития страны. Подобное, к сожалению, отсутствует, особенно в миграционной сфере. Более того, нормативные акты в области регулирования миграции зачастую противоречат цели демографического развития России. Чтобы исключить такую ситуацию, необходимо чтобы Концепция демографического развития РФ стала основополагающим документом, которым руководствуются в своей деятельности законодательные, исполнительные и иные органы власти. Идеология Концепции демографического развития РФ должна пронизывать всю нормативно-правовую базу в сфере воспроизводства и миграции населения.

Необходимость проведения активной демографической политики в том или ином субъекте Российской Федерации обусловлена, прежде всего, той ситуацией, которая сформировалась на стыке ХХ-ХХI веков в сфере рождаемости, смертности и миграции как в целом по стране, так и в её регионах. Вместе с тем, региональная специфика демографической политики детерминируется особенностями геополитического, экономического, этнического и природно-географического статуса той или иной территории [16,14].

Помимо необходимости проведения активной демографической политики требуются еще и возможности осуществления того, что разработано и должно реализоваться в жизни, а не в прожекте. Эти возможности двояки. Первое, нужны финансовые ресурсы и, как правило, немалые для осуществления затратных мер демографической политики. Второе, и это порой бывает более важным, чем первое, необходима политическая воля руководителей субъектов Федерации, понимание ими того, что преодоление всероссийской депопуляции не возможно без участия в решении этой жизненно важной задачи всех регионов.

1.2 История демографической политики в РФ

Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. Как было сказано во введении, на это указывал и М.В. Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он видел величину, могущество государства не в обширности территории, а в численности населения. Им были разработаны меры содействия росту населения, а именно:

. запреты принудительных браков;

. создание богодельных домов для приема незаконнорожденных;

. борьба с шарлатанством в лечении, увеличение числа докторов, лекарей, аптек;

. борьба с чрезмерной смертностью взрослого населения;

. борьба с антисанитарией.

Реализация этих и других мер, по мнению М.В. Ломоносова, могла привести к значительному приросту населения.

В разные периоды развития России принимались меры для сохранения и увеличения численности населения, приветствовались и поощрялись действия по сохранению позитивных качеств (физических и духовных) генофонда, одобрялась и в меру возможностей поощрялась активность в деторождении, осуждалась нестойкость брака. Со временем пришло осознание необходимости разработки и введения централизованной демографической политики в стране.

Традиционно демография развивалась в России как статистическая дисциплина, опиравшаяся на соответствующие методы исследования (статистические, математические). До начала 60-х годов XX века демография не испытывала потребности в иных выборочных источниках информации. Начиная с 60-х годов, стало уделяться внимание информации, позволяющей изучение эволюции норм детности и репродуктивного поведения.

Демографические исследования в России можно выделить в четыре этапа:

. с начала XVIII века до 1917 года, когда делались первые попытки описания закономерности развития населения;

. 20-30 гг. XX века, когда демография основывалась на традиционно статистическо-математических методах;

. 50-70 гг. XX века - этап возрождения демографических исследований и развития отечественной демографической социологии;

. с начала 80-х годов - угасание интереса к теоретическим проблемам демографии и к проведению социолого-демографических исследований в различных областях;

. конец 90-х годов и по сегодняшний день - современный этап развития демографии - тенденция к повышению внимания к изучению демографии с точки зрения экономических и социальных факторов развития.

Внедрение статистического учета населения в России началось с указа Петра I (1718 год) о проведении регулярных Ревизий. С 1722 года началось регулярное ведение метрических записей о рождении, браках, смертях по епархиям Русской православной церкви. Велись различные списки населения отдельных сословий. Неоднократно проводились переписи населения (преимущественно городского). В этот период учету подвергалось не все население, а лишь лица, платившие налоги казне и призывавшиеся на воинскую службу. Женское население в основной массе вообще было исключено из Ревизий. Не учитывалось дворянство, духовенство и регулярные армия и флот. В силу этого данные о численности населения, его структуре, по сути, не соответствовали действительности. Из учета родившихся, умерших и брака выпадали родившиеся и умершие без крещения, самоубийцы, рожденные вне брака, а до середины XIX века все не православные. Наиболее четко учет населения велся в Европейской части России [11,64].

Отмена крепостного права сделала старые формы учета населения непригодными. Александр II ужесточил общественный и ведомственный учет населения, создал Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Но развитие новой системы шло медленно.

В послереволюционный период до начала ВОВ советская демография развивалась при доминировании социал-гигиенических приоритетов изучения закономерностей эволюции смертности и заболеваемости населения. Это было следствием высокой смертности, эпидемии, инфекционных заболеваний, что требовало изучения и разработки мер со стороны государства.

В Ленинграде и Киеве создаются демографические институты, активно занимающиеся исследованиями демографических процессов, методами демографического анализа, совершенствованием статистики населения, а также факультет статистики населения при Московском экономико-статистическом институте. Закрытие в 1934 году Демографического института привело к спаду изучения вопросов демографии в России. [11,65]

Официальных заявлений по поводу целей демографической политики в этот период в нашей стране в принципе не делалось. Малое число официальных документов прямо или косвенно упоминали о направлениях демографической политики. В целях преодоления больших потерь и гражданского населения и в Вооруженных силах в указе Верховного Совета СССР, принятом в 1944 году упоминалось необходимость «поощрения многодетности». Вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных в виде пособия на детей в многодетных семьях и моральных - государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей. Был определен и «налоговый кнут» для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет(мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить налог на бездетность в размере 6 процентов. Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двоих детей - 0,5%. Такая мера была направлена на утверждение устойчивого массового сознания того, что оптимально семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

Созданная Указом 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

Возрождение демографической науки и статистики населения в нашей стране началось во второй половине 50-х годов. В 1959 году прошла очередная перепись населения и пересмотрены многие формы текущей статистической отчетности о рождении, смертях, браках и развода. Были рассчитаны таблицы смертности. В 1968 году был создан Центр по изучению проблем народонаселения на базе экономического факультета МГУ.

В этот период большое внимание уделялось определяющей роли занятости женщин в общественном производстве в детерминации снижения рождаемости. Раскрепощение женщин, освобождение их от домашнего хозяйства - было одним из послереволюционных лозунгов, и в довоенный период и после ВОВ женская занятость в СССР была одной из самых высоких в мире. Было установлено, что факт вовлечения женщин в общественное производство порождает серьезные сдвиги в их самосознании, изменение общественного статуса, активизацию социального самоутверждения. Фиксируется более низкое среднее число детей в семьях, где женщина занята в общественном производстве. Не высокие бытовые условия жизни для совмещения женщиной работы в общественном производстве с выполнением семейной роли, занятость женщин, приносящая существенную часть совокупного семейного дохода, снижали желание семьи иметь второго, третьего и более детей [9,135].

В начале 70-х годов демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составляющую часть социально-экономической политики. В официальных документах не раз подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики. До 1981 года меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержки многодетности, экономической поддержке малообеспеченных семей. Но формы и размеры государственной помощи не давали ни социального, ни демографического эффекта.

Меры демографической политики, введенные с 1981 года, содержали новые принципы поддержки семьи, а именно:

. поддержка семьи единовременным пособием с рождением первого ребенка, а не третьего, как было ранее;

. увеличение пособия, начиная уже со второго ребенка;

. введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года;

. установлены новые льготы работающим женщинам-матерям (дополнительный отпуск).

Вплоть до 1987 года отмечался рост родившихся. Но структурные факторы достаточно быстро исчерпали себя. С 1988 года начался новый этап рождаемости. В 1989 году увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет без содержания.

В начале 90-х годов Россия вступила в полосу демографического кризиса. С 1992 года наблюдается депопуляция, которая носит в значительной мере искусственный характер, что, несомненно, вызвано рядом факторов: влияние реформ 90-х годов, дилетантские попытки регулирования демографических процессов в 80-х годах. Нельзя не учитывать завершение формирования депопуляционного тренда рождаемости к началу 70-х годов. Пенсионная реформа с конца 80-х годов ограничила возможности дальнейшего расширения помощи семьям с детьми. С 1990 года было намечено ввести систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, дохода и индекса стоимости жизни, пособия выплачивались семьям, где доход на члена семьи был менее 2-х МРОТ [9,137].

Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики требуют существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты матерей и детства. Со временем пришло осознание необходимости разработки и введения централизованной демографической политики в стране.

С конца 90-х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности, с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации.

Одним из первых шагов на пути к проведению активной демографической политики в России был сделан в сентябре 2001 года одобрением Правительства РФ «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Данная Концепция призвана служить ориентиром для органов государственной власти, органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, поддержки семьям, сохранения здоровья, росту продолжительности жизни и иных аспектов демографического развития. Целью Концепции является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Данная демографическая программа России направлена на преодоление длительного популяционного кризиса, прежде всего, стимулированием рождаемости, осуществлению мер по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни населения. Реализация задач и целей концепции должна привести к стабилизации численности населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения.

2. Демографическая политика на современном этапе

2.1 Демографическая политика в современной России

демографический пензенский политика

С конца 90-х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности, с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации.

Одним из первых шагов на пути к проведению активной демографической политики в России был сделан в сентябре 2001 года одобрением Правительства РФ «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Данная Концепция призвана служить ориентиром для органов государственной власти, органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, поддержки семьям, сохранения здоровья, росту продолжительности жизни и иных аспектов демографического развития. Целью Концепции является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Данная демографическая программа России направлена на преодоление длительного популяционного кризиса, прежде всего, стимулированием рождаемости, осуществлению мер по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни населения. Реализация задач и целей концепции должна привести к стабилизации численности населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения [18,43].

Приоритетными направлениями демографической политики должно стать следующее:

. укрепление состояния здоровья населения в первую очередь за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм, отравлений, курения, алкоголизма и наркомании; развития физической культуры и спорта; раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

. создание предпосылок для повышения рождаемости, укрепление института семьи, обеспечение адресной социальной защиты семьи, создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, возможность обеспечения семьи соответствующими жилищными условиями;

. регулирование миграционных потоков, повышение эффективного их использования, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество, совершенствование законодательства, касающегося защиты прав мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Но, данной Концепцией не были определены программы мер реализации поставленных задач на федеральном уровне. Концепция была лишь ориентиром, а положениями следовало руководствоваться. Реализация Концепции не сопровождалась принятием федеральной целевой программы, на реализацию мероприятий не были выделены дополнительные финансовые средства. Приоритеты в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи обозначены общими фразами: повышение материального благосостояния семьи, создание условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, совершенствование системы выплаты пособий, улучшения жилищных условий в случае рождения ребенка, но не ясен механизм реализации и не определено финансирование. Внимание уделено снижению употребления алкогольных напитков: жесткий контроль качества алкогольной продукции и политики цен для стимулирования перехода к потреблению менее вредных алкогольных напитков, запрете участия молодежи в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.

Реализация Концепции предполагала объединение усилий государства и общества, координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач.

Основной заслугой концепции явилось то, что во многих субъектах Российской Федерации были разработаны программы и планы действия по улучшению демографической ситуации. В результате ее принятие не оказало заметного влияния на изменение демографической ситуации в стране [18,45].

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года было четко сказано, что настала необходимость разработки программы на срок не менее 10 лет, необходима активная политика по всем трем приоритетным направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости, необходимы эффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи.

Распоряжением №79-р г от 26.01.2007 года Правительства РФ утверждена Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, включающая подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Приоритетными направлениями определено следующее:

. охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

. профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

. повышения эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

. создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

Целями выделенной подпрограммы «Здоровое поколение» является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни.

Цель подпрограммы «Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Целями подпрограммы «Дети и семья» являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексного решения проблем с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом, развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Реализация мероприятий программы приведет к существенному изменению демографической ситуации в стране, позволит улучшить качество жизни и здоровья детей, повысит качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, усовершенствует систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних.

Указом Президента Российской Федерации №1351 от 09 октября 2007 года утверждена новая Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. К числу основных задач отнесены следующие задачи:

. сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

. сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

. сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

. повышение уровня рождаемости;

. укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

. регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции [15,13].

В разработанной Концепции дается краткая характеристика демографического положения России за последние 15 лет, которое на сегодняшний день оставляет желать лучшего, к примеру, по продолжительности жизни Россия все больше отстает от экономически развитых стран: для мужчин - 60,6, для женщин - 73,1 года. По-прежнему наблюдается высокий уровень смертности, причем значительную долю составляют граждане трудоспособного возраста. А уровень рождаемости, который хотя и увеличивается, но не может достигнуть уровня, необходимого для воспроизводства населения. В ряде регионов России численность населения падает с большей скоростью, а именно: в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской и Мурманской областях и др.

В Концепции выявляются причины и факторы, которые влияют на сокращение численности населения: низкий доход, отсутствие нормальных жилищных условий, высокий уровень заболеваемости населения, распространенность алкоголизма, наркомании, высокий уровень преступности и т.д.

Изменить ситуацию в лучшую сторону и предотвратить сокращение численности предполагается различными методами, начиная с повышения рождаемости и снижения уровня смертности и заканчивая привлечением мигрантов. Среди конкретных предлагаемых решений проблем в демографической области можно выделить следующее:

. совершенствование семейного, налогового, жилищного, трудового законодательства;

. развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей, включая индексацию их размеров с учетом инфляции;

. улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;

. сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет ранней диагностики, профилактики факторов риска;

. сокращение уровня смертности и травматизма в результате ДТП за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах;

. регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции;

. создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращения к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

. расширение использования гибких форм занятости, позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей (надомный труд, частичная занятость) и др.

В основу Концепции заложено следующее:

комплексность решения задач;

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке т реализации региональных демографических программ;

взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

координация действий законодательной и исполнительной государственной власти на федеральном, региональном и местном управлении.

Концепцией определены, помимо целей и задач демографической политики, три этапа реализации демографической политики.

В период с 2007 по 2010 года предполагается реализация мер, направленных на снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по оказанию адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей. На данном этапе предполагается снизить темпы естественной убыли населения.

В этот период будет продолжена работа по обеспечению материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий. Заботой государства является и возвращение женщин, имеющих детей, к активной трудовой деятельности, соответственно на местном уровне должна быть проведена работа по увеличению дошкольных детских учреждений, обеспечение местами в них в первую очередь детей, чьи матери возвращаются к труду. Должны быть внесены корректировки в программу «Обеспечение жильем молодых семей» и региональные программы обеспечения жильем молодых семей. Предусматривается также решение задач повышения эффективности миграционной политики.

На следующем этапе (2011-2015 годы) основной акцент предполагается сделать на внедрение программы здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируется реализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, повышения ответственности населения за свое здоровье [19,43].

Реализация второго этапа предполагает стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн. человек, увеличение продолжительности жизни, увеличение коэффициента рождаемости, обеспечить ежегодный миграционный приток квалифицированных специалистов и молодежи не менее 200 тыс. человек.

На третьем этапе (2016-2025 годы) в связи со значительным уменьшением численности женщин репродуктивного возраста предполагается создание мер, программ, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка. Предполагается проведение мероприятий по упреждению возможных рисков в демографическом развитии страны, принятию мер своевременной корректировки программ и планов по сохранению численности населений.

Помимо вышеназванных документов, о необходимости разработки и принятия мер по улучшению демографической ситуации в стране говорится в утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».

В области усиления роли человеческого фактора в развитии экономики и общества указаны следующие высокоприоритетные задачи: укрепление здоровья населения, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни.

Первоочередной задачей поставлена разработка и реализация комплексных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, улучшения материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта, развития системы государственного санитарно-гигиенического нормирования, реализации комплексов профилактических мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя, наркотиков и табака. Затронут вопрос экологической обстановки. Поставлена задача улучшения экологической ситуации, то есть разработка мероприятий по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека. Вопросы по стимулированию рождаемости и снижению смертности практически повторяют положения Концепции демографической политики РФ [1].

Следующим направлением указано развитие качественного и доступного здравоохранения, обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, реформирование и совершенствование системы здравоохранения, развитие добровольного медицинского страхования.

Предстоящей задачей ставится широкий охват населения диспансеризацией и мероприятиями по профилактике социально значимых заболеваний (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция).

Решение обозначенных задач при скоординированных усилиях государственной власти всех уровней должно привести к значительному улучшению демографической ситуации в 2012 году. Ожидается увеличение продолжительности жизни до 69 лет, рост коэффициента рождаемости до 1,6, значительно уменьшится смертность населения в трудоспособном возрасте от заболеваний системы кровообращения, новообразований и транспортного травматизма, ожидается увеличение доли граждан РФ систематически занимающихся физической культурой и спортом и др.

По мере реализации всех поставленных целей и задач ожидается стабилизация численности населения, улучшение качества жизни народа, уменьшение смертности от регулируемых причин, увеличение рождаемости.


Для реализации эффективной демографической политики необходимо множество условий. Мы лишь выделим принципиально важные из них, без которых, с нашей точки зрения, говорить о демографической политике нецелесообразно.

К таким условиям мы относим следующие:

. политическая воля;

. научное обоснование;

. адекватное финансирование;

. информационная сопровождение;

. субъектность: наличие системы органов власти (управленческой структуры), отвечающей за реализацию данной политики на федеральном и региональном уровнях [13,48].

Политическая воля.

Политическая воля по отношению к необходимости преодоления демографического кризиса была неоднократно продемонстрирована.

Она была ясно выражена:

в «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», которая была принята в 2001 году (в документе констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики);

в известном послании бывшего президента В.В. Путина от 10 мая 2006 года, в котором он сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка (соответствующий закон о «материнском капитале», позволяющий получать 250 тыс. руб. через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям действует с 2007 года);

в принятой впоследствии Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года;

в создании специального Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики (впоследствии преобразован в комиссию);

и в принятии целого ряда нормативных актов, направленных на повышение уровня жизни российских семей;

и в последнем «революционном» послании президента Д.А. Медведева (от 30 ноября 2010 года).

Последнее президентское послание особенно важно, так как именно с него берет начало собственно демографическая политика в России. Все предыдущие инициативы, включая пресловутый «материнский капитал», повышение детских пособий, проведение «Года семьи», компенсацию родительских расходов за пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и т.д., справедливо отнести к проявлениям социальной и семейной политики.

Перечисленные выше управленческие решения в лучшем случае стимулировали увеличение доли двухдетных семей, что, при условии успешности данных мер, лишь замедляло темпы депопуляции, но отнюдь не способствовало даже простому воспроизводству населения, т.е. элементарному замещению поколений.

И только с момента оглашения последнего президентского послания можно говорить о первых инициативах в рамках непосредственно демографической политики [14,22].

Научный потенциал.

От научного потенциала зависит экспертное обоснование и разработка направлений и конкретных практических мер антидепопуляционной демографической политики.

Многие, наверное, удивятся, но в России до сих пор нет ни одного государственного демографического института. На всю нашу большую страну нет даже ни одного демографического факультета.

У нас есть много нефтяных, экономических, правовых и прочих институтов и университетов, но у нас нет не одного демографического вуза или научно-исследовательского института.

На сегодня весь багаж демографических знаний сконцентрирован всего лишь на нескольких кафедрах и небольших подразделениях, расположенных преимущественно в Москве. Это фатальная управленческая ошибка, доставшаяся в наследство современникам еще со времен советского периода. Всего в отечественной (советской) истории было два демографических института - в Киеве и Ленинграде. Оба были закрыты: ленинградский - в 1934 года, просуществовав всего четыре года, киевский - в 1938 года, просуществовав 19 лет.

В то же время на нашу демографическую ситуацию и демографическую политику стараются активно влиять зарубежные организации. Например, скандально известный Центр экологии и демографии человека финансируется одновременно несколькими западными фондами, включая Фонд Сороса. Неудивительно, что из этого центра звучат, по сути антироссийские рекомендации, предлагающие сосредоточиться на привлечении миллионов мигрантов и не пытаться повышать рождаемость.

Для соответствия управленческого ответа на демографический вызов масштабу и остроте данной проблемы, в России должно быть по несколько демографических институтов в каждом крупном городе.

Финансирование демографической (семейной) политики

Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП.

В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4%, вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2%.

В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8-10 раз меньше, чем в европейских странах.

При этом расходы на семейную и демографическую политику не должны ограничиваться указанными объемами финансирования материального стимулирования рождаемости и должны включать обеспечение целого ряда мер в области информационного сопровождения, образования, жилищной и градостроительной политики, организационного и научно-исследовательского обеспечения, а также иных сегментов указанной политики [11,64].

Информационное сопровождение

К сожалению, о достойном информационной работе по повышению семейных ценностей говорить тоже не приходится.

Весь спектр брачно-семейных и репродуктивных установок, формируемых коммерческой рекламой, находится в узком диапазоне демографической деградации. Модель демографического поведения, предлагаемая потребителю с помощью профессиональных методов воздействия на массовое сознание, сводится либо к неполной семье (как правило, во главе с матерью-одиночкой), либо к образованию малодетной (в большинстве случаев однодетной) семьи, выступающей главным фактором депопуляции российского населения.

Именно поэтому одно из наших предложений состоит в законодательном закреплении позитивных демографических стандартов. Необходимо законодательно запретить использовать негативный образ семьи в коммерческих, развлекательных и прочих целях.

Особо отметим, что в России почти отсутствует семейно ориентированная социальная реклама.

Вся социальная реклама в общей рекламной массе телеэфира составляет около 0,4%. Уточним, речь идет не о просемейной социальной рекламе (в нашем специальном исследовании таковой не было обнаружено вообще), а в целом обо всей социальной рекламе, встретившейся за указанный период. Доля уличной просемейной рекламы также ничтожно низкая [14,26].

Приятным исключением здесь является деятельность Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства по размещению уличной социальной рекламы. Социальная реклама фонда регулярно размещается в российских регионах. Одним из ярких примеров является одобренная Президентом информационная кампания на территории Алтайского края.

Похожая инициатива была проявлена руководством программы «Святость материнства», в рамках которой уже дважды за последние полгода на железнодорожных вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга размещаются сотни баннеров с демографической социальной рекламой. Однако все это лишь региональные и общественные мероприятия, на общегосударственном уровне ничего подобного нет.

При этом, согласно ФЗ «О рекламе», годовой объем социальной рекламы должен составлять не менее 5% от всей размещаемой рекламы. Опираясь на представленные результаты шестидневной записи телеэфира и мониторинга наружной социальной рекламы, считаем вполне обоснованным подвергнуть сомнению соблюдение рекламораспространителями соответствующей нормы законодательства.

Впрочем, даже безупречное соблюдение этой квоты не решает проблемы.

Для изменения укоренившихся малодетных стандартов необходимо увеличение доли просемейной социальной рекламы хотя бы до 30% от общего объема рекламы по всем каналам массовой коммуникации. Именно такой подход подразумевает эффективное сопровождение демографической политики.

Организационно-структурный аспект формирования федеральной и региональной демографической политики (на примере городов-миллионников и субмиллионников).

На фоне наблюдающегося структурно-управленческого хаоса и отсутствия институционализированных форм демографической политики, особо выделяются попытки региональных администраций интегрировать вопросы, связанные с семьей, в деятельность разных по своему назначению исполнительных ведомств.

Немыслимая и абсурдная ситуация, когда в разных регионах одними и теми же вопросами занимаются абсолютно разные ведомства и учреждения, в России является распространенной региональной практикой.

Так, за вопросы, связанные с семьей, семейной политикой и демографической политикой в одних местах отвечают самостоятельные профильные учреждения, в других - органы социальной сферы, в-третьих - структуры здравоохранения, а где-то и вовсе - ведомства по вопросам труда и трудовых ресурсов.

Ниже представлено распределение региональных организаций, отвечающих за указанные вопросы, по принадлежности (подчиненности) к соответствующим структурам исполнительной власти:

органы социальной сферы (социальной политики, социального развития, социальной защиты и т.п.): Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новосибирск, Новосибирская область, Свердловская область, Волгоградская область, Красноярск, Красноярский край, Нижегородская область, Башкирия, Ростов-на-Дону;

органы здравоохранения: Нижний Новгород, Уфа, Красноярский край, Саратовская область;

органы по вопросам труда и трудовых ресурсов: Омская область, Воронежская область, Ростовская область.

В нескольких регионах имеется опыт работы в межведомственном формате:

Волгоградская область: Межведомственная комиссия по социально-демографической политике;

Пермский край: Рабочая группа по улучшению демографической ситуации в Пермском крае;

Саратовская область: Комиссия по реализации демографической политики [10].

Содержательная часть семейной политики в регионах тоже оставляет желать лучшего.

По сути, в российских регионах наблюдается лишь трансляция предложенных федеральным центром мер социальной поддержки российских семей. Никакой региональной специфики, никаких индивидуальных подходов.

Как правило, попытки проведения демографической или семейной политики в регионах сводятся к тому, что местные администрации выступают всего лишь в качестве оператора федерального бюджета по распределению «материнского капитала», распределителя пособий по уходу за ребенком, родовых сертификатов, компенсатора затрат родителей на детское дошкольное воспитание т. п.

В числе прочих региональных мер по укреплению семьи и стимулированию рождаемости почему-то заявляется стандартный набор мероприятий по улучшению жилищных условий населения, в результате чего происходит подмена демографической политики жилищной.

Фактически, в России нет элементарной структурной основы для проведения последовательных мероприятий по достижению демографических целей, обозначенных на высшем властном уровне.

Так, 8 мая 2007 года Министерство образования и науки утвердило Концепцию государственной политики в отношении молодой семьи. В том же году, спустя ровно 5 месяцев (9 октября 2007 года), президентом утверждается Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, предполагающей решение аналогичных задач, ответственным за реализацию данной концепции фактически назначено Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Последнее также осуществляет мониторинг региональных программ демографического развития, разработку и реализацию планов мероприятий по реализации демографической политики.

Иными словами два совершенно разных ведомства почти в одно и то же время занимаются смежными вопросами, дублируя работу друг друга, и таким образом неэффективно используя государственные ресурсы.

В обеих концепциях прописаны схожие цели. Например, в числе целей и задач Концепции государственной политики в отношении молодой семьи указаны следующие:

«обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т. ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания»;

«укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни»;

«формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи»;

«обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок».

То же самое, только другими словами, сказано о задачах и мерах Концепции демографической политики на период до 2025 года:

«повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей»;

«укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений»;

«пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей»;

Это лишь один из множества примеров, характеризующих отсутствие системности и управленческой логики в вопросах разработки и реализации семейной и демографической политики в России.

В 2011-2015 года основной акцент со стороны государства предполагается сделать на внедрение программы здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируется реализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, повышения ответственности населения за свое здоровье. Государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы.

3. Демографическая ситуация Пензенской области

.1 Общие тенденции и проблемы демографических процессов в Пензенской области

На 01.12.2012 года на территории Пензенской области постоянно проживает около 1371,0 тыс. человек.

Основные тенденции воспроизводства населения в 2012 году заключаются в росте рождаемости (в том числе и трудоспособного населения, особенно мужчин) и снижении смертности.

Тенденции в демографической ситуации на территории Пензенской области за 11 месяцев 2012 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого годом (далее - АППГ) приведены «Пензенским областным медицинским информационно-аналитическим центром».

1. Увеличение числа родившихся на 7,1% (родилось 13672 ребенка, что на 901 ребенка больше АППГ), при этом коэффициент рождаемости увеличился с 10,1 на 1000 населения до 10,9 ‰. [Приложение 2]

Наибольший показатель рождаемости отмечен в Бессоновском (13,8 ‰), Городищенском (12,5 ‰), Колышлейском (12,3 ‰), Сосновоборском (12,3 ‰), Кузнецком (12,2 ‰) районах и г. Кузнецк (12,2 ‰). Показатель рождаемости значительно ниже среднеобластного наблюдается в Вадинском (6,2 ‰), Пачелмском (7,3 ‰), Малосердобинском (8,0), Неверкинском (8,8 ‰), Наровчатском (8,9 ‰) районах.

. Уменьшение числа умерших на 3,2% (умерло 18671 человек, что на 617 человек меньше АППГ), при этом коэффициент смертности снизился с 15,3 на 1000 населения до 14,9 ‰. [Приложение 1]

Ниже среднеобластного показателя отмечена смертность только в г. Пензе (12,4 ‰) и г. Кузнецке (13,7 ‰). Высокая смертность сохраняется в Земетчинском (21,0 ‰), Камешкирском (19,6 ‰), Сосновоборском (19,4 ‰), Бековском (19,3 ‰), Иссинском (19,0 ‰), Лунинском (18,8 ‰), Шемышейском (18,6 ‰), Тамалинском (18,5 ‰), Наровчатском (18,4 ‰) районах.

В структуре причин смертности населения отмечается:

снижение смертности от болезней системы кровообращения на 1,5%, с 978,1 на 100000 населения (12356 случаев) до 963,5 (12113 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 12,0%, с 206,8 на 100000 населения трудоспособного возраста (1496 случаев) до 182,0 (1317 случаев);

снижение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм на 9,2%, со 152,1 на 100000 населения (1921 случай) до 138,1 (1736 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 9,6%, со 181,5 на 100000 населения трудоспособного возраста (1313 случаев) до 164,1 (1187 случаев);

снижение смертности от новообразований на 2,0%, с 216,9 на 100000 населения (2740 случаев) до 212,6 (2673 случая), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 2,6%, с 94,9 на 100000 населения трудоспособного возраста (687 случаев) до 97,4 (705 случаев);

снижение смертности от болезней органов дыхания на 19,6%, с 46,9 на 100000 населения (593 случая) до 37,7 (474 случая), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 26,4%, с 25,4 на 100000 населения трудоспособного возраста (184 случая) до 18,7 (135 случаев);

рост смертности от болезней органов пищеварения на 6,1%, с 61,1 на 100000 населения (772 случая) до 64,8 (815 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 17,2%, с 40,1 на 100000 населения трудоспособного возраста (290 случаев) до 47,0 (340 случаев);

снижение смертности от инфекционных и паразитарных болезней на 9,4%, с 10,7 на 100000 населения (135 случаев) до 9,7 (122 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 16,8%, с 14,9 на 100000 населения трудоспособного возраста (108 случаев) до 12,4 (90 случаев).

Увеличение случаев младенческой смертности на 34,7% (умерло 97 детей, что на 25 детей больше АППГ), в связи с этим коэффициент увеличился с 5,6 на 1000 родившихся живыми до 7,4. Показатель перинатальной смертности увеличился с 6,78 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (87 случаев) до 8,44 (116 случаев). В 11 районах области не зарегистрировано случаев младенческой смертности.

Зарегистрирован 1 случай материнской смертности (2011 год - 2 случая), коэффициент материнской смертности 7,3 на 100000 родившихся живыми.

Снижение естественной убыли населения на 23,3% (естественная убыль населения -4999 человек, что на 1518 человек меньше АППГ), коэффициент естественной убыли снизился с -5,2 на 1000 населения до -4,0 ‰.

Низкая естественная убыль населения отмечается в г. Кузнецке (-1,5 ‰), г. Пензе (-1,6 ‰), Бессоновском (-2,2 ‰), Городищенском (-2,9 ‰), Кузнецком (-3,0 ‰), Пензенском (-3,8 ‰) районах. Высокая естественная убыль населения, более чем в 2 раза превышающая среднеобластной показатель, наблюдается в Земетчинском (-11,7 ‰), Вадинском (-11,1 ‰), Наровчатском (-9,7 ‰), Пачелмском (-9,5 ‰), Шемышейском (-8,7 ‰) Камешкирском и Малосердобинском (по -8,5 ‰), Наровчатском (-9,5 ‰), Пачелмском (-9,1 ‰), Малосердобинском (-8,7 ‰), Шемышейском (-8,6 ‰), Иссинском (-8,5 ‰) районах [20].

Можно вывести следующую тенденцию из вышеприведенным данных. Показатели воспроизводства населения значительно дифференцированы в пространственном отношении. В поселках городского типа и в небольших городах рождаемость преимущественно выше по сравнению с более крупными городами. Смертность выше в сельской местности и ниже в городской - сказывается влияние возрастной структуры населения.

Актуальные вопросы в демографии Пензенской области - это в первую очередь, повышения роли института семьи, охраны материнства и детства, правовые аспекты современной демографической политики в Пензенской области, профилактики абортов, также эффективная миграционная политика, роли общественных объединений и СМИ в реализации демографической политики в регионе.

Финансирование здравоохранения и образования увеличивается, но к повышению рождаемости это не ведет. Демографическая проблема по-прежнему остается для Пензенского региона достаточно острой.

Первая задача, которую не раз обсуждают чиновники Пензенской области на совещаниях, встречах у губернатора - это попытаться найти резервы снижения смертности среди трудоспособного населения. Речь идет о молодом поколении.

Следующая задача - большое количество прерывания беременности. По статистике, с прошлого года количество абортов в области снизилось на 15%. Одна из причин, по которой женщины прерывают беременность, - отсутствие собственного жилья. «Решили помочь компенсировать расходы на съем жилья, на аренду жилья. Но к нам никто особо толпой не пошел за деньгами. Потому что здесь мы натолкнулись на другую проблему, которая абсолютно не имеет никакого отношения к здравоохранению, к соцзащите, к образованию, это нежелание легализовать сдаваемое жилье внаем», - отмечает заместитель председателя Правительства Пензенской области Елена Столярова [22].

Дефицит мест в детских садах остается для Пензы серьезной проблемой. На сегодняшний день, общая очередность в Пензе - 5500 детей. На координационном совете при правительстве области по вопросам формирования у населения семейных ценностей в марте 2012 года было сказано, что данная проблема решится к 2013 году, с помощью активного строительства новых детских садов, и ожидается, что со сдачей в эксплуатацию всех объектов, очередь в детские сады Пензы сократится на две трети.

Для повышения эффективности управления демографическими процессами необходима грамотная, научно обоснованная региональная демографическая политика, основными принципами которой должны являться принципы сбалансированности социально-экономических преобразований и мер демографической политики, комплексности (системности), территориальности, соответствия потребностям населения, долговременности и постоянного совершенствования. О демографической политике в Пензенской области подробно рассказывается в следующей главе данной курсовой работы.

3.2 Реализация государственной демографической политики в Пензенской области

На территории области реализовывался комплекс мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития.

Региональное Министерство здравоохранения и социального развития завершает разработку долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Пензенской области на 2011-2012 годы».

Проект программы в ноябре был представлен на рассмотрение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач.

. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.

. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.

. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Общий объём финансового обеспечения Программы в 2011, 2012 годах составит 4755391,0 тыс. рублей, в том числе:

средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 3555391,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 1756950,0 тыс. рублей, в 2012 году - 1798441,0 тыс. рублей;

средства бюджета Пензенской области - 1200000,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 600000,0 тыс. рублей, в 2012 году - 600000,0 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 24.11.2010 №758-П в целях оптимизации процесса реализации социальных долгосрочных целевых программ на региональное Министерство здравоохранения возложены полномочия по:

реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы;

реализации Закона Пензенской области от 01.11.2008 №1618-ЗПО «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» (с последующими изменениями);

реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере на 2010-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 №953-пП (с последующими изменениями);

обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заинтересованные лица), на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;

реализации Закона Пензенской области от 27.02.2010 №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» (с последующими изменениями);

регистрации и учету на территории Пензенской области граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта дополнительной диспансеризацией охвачены 40217 работающих граждан. Утверждённый для Пензенской области план перевыполнен. В сравнении с результатами прошлого года выросла доля граждан 1 и 2 групп здоровья, т.е. практически здоровых граждан и граждан с риском развития заболеваний. Уменьшилось количество работающих, нуждающихся в дообследовании в амбулаторных и стационарных условиях. Выявлен только 1 человек, нуждающийся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Всего у 40217 больных зарегистрировано 62021 заболевание, в том числе 14527 впервые (30,6%).

Пензенская область включена в перечень субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

Кроме того, область включена в перечень субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации №1235 подписано 31 декабря 2010 года. Данным постановлением утверждено распределение финансовых средств из бюджета Российской Федерации в размере 60 905,3 тыс. рублей. В бюджете области на реализацию данных мероприятий предусмотрено 40 603,5 тыс. рублей. Средства будут направлены на осуществление подготовки и переподготовки медицинских кадров, ремонт областного противотуберкулёзного диспансера и закупку нового высокотехнологичного медицинского оборудования.

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрена индексация на 6,5% мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:

Размеры пособий составят:

единовременное пособие на рождение ребенка - 11703,13 руб.;

пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий - 438,87 руб.;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией предприятий - 438,87 руб.

ежемесячное пособие на ребенка - 270 рублей (2010 год - 250 рублей);

ежемесячное пособие на детей одиноких матерей - 540 рублей (2010 год - 500 рублей);

ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - 405 рублей (2010 год - 375 рублей);

ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, - 540 рублей (2010 год - 500 рублей);

ежемесячное пособие на третьего и последующих детей в возрасте от 1 года до 16 лет - 530 рублей (2010 год - 500 рублей);

единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей - 10700 рублей (2010 год - 10000 рублей);

единовременное пособие при рождении двоен и троен - 10700 рублей (2010 год - 10000 рублей);

единовременное пособие при рождении в семье ребенка в течение первых 18 месяцев после заключения брака - 21300 рублей (2010 год - 20000 рублей);

единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, в возрасте старше 7 лет или ребенка- инвалида - 213000 рублей (2010 год - 200000 рублей.

Данные виды пособий предусмотрены Законом Пензенской области от 22.12.2010 №2004-ЗПО, который вносит изменения в Закон Пензенской области от 21.04.2005 №795-ЗПО «О пособиях семья, имеющих детей».

Величина прожиточного минимума по Пензенской области за III квартал 2010 года составила 5006 рублей.

По предварительной оценке, денежные доходы населения в ноябре 2010 года составили 17821,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с ноябрем 2009 года на 12,5%, денежные расходы - 18074,9 млн. руб. (на 13,2%).

Денежные доходы на душу населения составили 12978,2 руб. и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 13,0%, потребительские расходы увеличились на 9,7% и составили 8965,9 руб. Доходы в реальном выражении увеличились по сравнению с ноябрем 2009 года на 3,1%[21].

Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, отсутствие развитого института семьи привели к малодетности на фоне снижения брачности и повышения разводимости. Но при выполнении соответствующих мероприятий, при проведении эффективной демографической политики возможно улучшение демографической ситуации в Пензенской области.

Заключение

Нельзя забывать о данных демографических исследований других стран, где применяли демографическую политику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта они не достигли. Сначала наблюдается некоторый рост рождаемости, но после - спад. Это объясняется тем, что семьи, которые хотят второго, третьего ребенка, подстраиваются под государственные программы, дающие возможность получить льготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программы материально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для полноценного воспитания детей и повышения репродуктивной активности потенциальных родителей [3,12].

Не смотря на кажущееся увеличение рождаемости в последние 2 года, сохранение нынешних тенденций воспроизводства населения приведет к тому, что численность населения страны к 2025 году не стабилизируется и тем, более не станет увеличиваться (как прогнозируется разработчиками Концепции демографической политики), а сократиться до 122-125 млн. человек. Быстрое сокращение численности населения становится фактором угрозы не только экономического развития, но и национальной безопасности. Старение населения неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Пенсионный Фонд и кризисному состоянию всей пенсионной системы. Отсутствие благоприятных условий для рождения и воспитания детей ускорит переход к однодетной модели семьи.

Пензенская область занимает тридцать четвертое место среди регионов Российской Федерации по числу жителей. В течение последнего 2012 года наметилась положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей, в частности, снизились темпы сокращения численности населения. Вместе с тем продолжающуюся убыль населения области нельзя считать нормальным явлением. Для решения этой проблемы разработана долгосрочная целевая программа, в рамках которой предусмотрены мероприятия по укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения, развитию физкультуры и спорта, по поддержке института семьи в целом и по социальной поддержке семей, имеющих детей.

Список использованных источников информации

демографический пензенский политика

1. Алисов Н.В. География мирового населения / Алисов Н.В., Хорев Б.С. // Экономическая и социальная география мира. - М., 2007. -362 с.

. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - №4. - С. 134-150.

. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2006. - №10. - С. 10-19.

. Бекетов Н.В. Основные приоритеты формирования государственной демографической политики России / Н.В. Бекетов, А.С. Денисова, И.А. Елшина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №5. - С. 10-21.

. Володин Н.Н. Анализ демографической ситуации в Российской Федерации и меры по ее улучшению // Нац. проекты. - 2006. - №6. - С. 78-80.

. Галецкий В.Ф. Демографические аспекты устойчивого развития России // Проблемы прогнозирования. - 2005. - №6. - С. 161-169.

. Галецкий В.Ф. Социально-экономические последствия демографической глобализации // Пробл. прогнозирования. - 2003. - №6. - С. 128-138.

. Глушкова В.Г. Демография: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 206 с.

. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - №3. - С. 128-140.

. Елисеева И.И. Демография и статистика населения: Учебник / И.И. Елисеева, Э.К. Васильева, М.А. Клупт и др: «Финансы и статистика», - М., 2006. - 497 с.

. Збарская И.А. Основные тенденции изменения демографической и социальной структуры российского общества: итоги населения 2002 года // Вопр. статистики. - 2004. - №11. - С. 63-68.

. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. пособие/ И.Н. Веселкова, В.В. Елизаров. - М.: Высш. шк., 2004. - 322 с.

. Илышев А. Демографическая программа: приоритеты и механизм реализации / Илышев А., Багирова А., Павлова Л. // Экономист. - 2008. - №6. - С. 46-51.

. Илышев А.М. Демографическая программа: симптомы неблагополучия и проблема социальной ответственности сферы образования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №11. - С. 19-27.

. Илышев А.М. Демографическая ситуация до 2025 года: вызовы времени и альтернативность развития / А.М. Илышев, А.П. Багирова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - №6. - С. 7-19.

. Капица С.П. Демографическая ситуация и будущее России / С.П. Капица, А.Д. Жуков; материал подготовила А. Мостинская // В мире науки. - 2010. - №2. - С. 13-17.

. Клочкова М.С. Демография: Учеб. пособие. - М.: РИОР, 2006. - 214 с.

. Кулешова Н.С. Демографические процессы в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 2010. - №3. - С. 40-47.

. Сакаев В. Демографическая политика в современной России: переходы к определению целей // Власть. - 2010. - №12. - С. 43-45.

. #"justify">. #"justify">. http://www.penza.ru/news/2012/03/23/

Похожие работы на - Современная демографическая политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!