Проблема толерантности к мигрантам

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    874,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема толерантности к мигрантам















Проблема толерантности к мигрантам

1. Проблема толерантности к мигрантам: теоретико-методологический анализ

 

.1 Описание проблемной ситуации


Миграция как процесс взаимодействия людей и как серия событий, образующих в своей совокупности органичное целое, отличается относительной автономностью. В то же время она связана с близкими к ней процессами, в число которых входят: социальная адаптация мигрантов и приспособление их к условиям неравномерного распределения социальных привилегий, а социальных структур принимающего общества - формировать устойчивые взаимодействия с субъектами нового сообщества.

В случае добровольного вхождения мигрантов осуществляются ранее сформированные представления связей и выстраивания взаимодействий; в случае вынужденного - это вхождение связано с неожиданностями и риском. В том и другом случаях адаптация и интеграция мигрантов воспроизводятся в контексте их коллективного сознания, когда «задействован» не столько общественный, сколько личностный уровень. Содержание, формы и границы адаптации и интеграции мигрантов проявляются по-разному. Их особенности при переселении наглядно обозначаются у вынужденных переселенцев, принужденных к стихийному переходу в новое сообщество под воздействием внешних травмирующих обстоятельств.

Согласно классификации, предложенной Ю.М. Рязанцевым, для вынужденной миграции характерна совокупность причин: этнические (межнациональные отношения), военно-политические (военные действия, изменения государственных границ), этнопсихологические (стремление на этническую родину, желание исповедовать этническую религию, желание говорить на родном языке), политико-психологические (чувство самосохранения), социально-психологические (чувство безопасности). В данном контексте обращают внимание причины, создающие социальную опасность для людей и вызывающие их принужденность к миграции: опасность для жизни; неблагоприятные условия для проживания; неустойчивость, связанная с самоопределением союзных республик; национальные (гуманитарные) проблемы. Другие исследователи называют причины вынужденной миграции, вызванные обострением межнациональных отношений, социально-политической нестабильностью, ухудшением экономического и материального положения, ведением боевых действий.

Среди факторов выбора приемлемого сообщества и региона для переселения больших масс наиболее существенными представляются, во-первых, географические, связанные с территориальной близостью края к местам выезда.

Согласно результатам других исследований, особо важные причины выбора территории исходят из ожиданий восприятия мигрантов населением, где, кроме рациональности (борьба интересов), действует иррациональность отношения местных жителей к «пришлым».

В России на протяжении 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. наблюдается приток внешних мигрантов. При всем многообразии видов и форм миграционных потоков очевидно присущее им общее - влияние на них этнических факторов. Этническая миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья, пополняя уже существующие диаспоры и создавая новые, заметно воздействует на обстановку в принимающих регионах. Переселенцы и принимающее их общество находятся в сложном взаимодействии, отражающем противоречивость интересов сторон. Складывающиеся под влиянием миграционных процессов социальные взаимодействия в местах вселения мигрантов нередко носят проблемный характер, сопровождаются ростом социальной напряженности и конфликтов.

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Поскольку миграция всегда связана с проникновением в общество новых культурных элементов, чрезвычайно важной становится проблема преодоления культурных различий, воспитание толерантности.

Особый случай миграции - миграция из кавказских регионов России - Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и некоторых других административно-территориальных образований. С точки зрения перераспределения рабочей силы и решения социальных проблем в этих регионах ее следует оценить позитивно. Однако в силу расхождения этнокультурных особенностей данных этнических групп, с одной стороны, и населения принимающих регионов, с другой, этот процесс чреват конфликтными ситуациями. Речь идет не только об отдельных эксцессах, в которых проявляются враждебные взаимоотношения между местным населением и представителями этносов кавказских регионов России.

Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структуре российского общества. Обмен населением России с зарубежными странами характеризуется миграционным приростом для нашей страны. В глобальном, в том числе демографическом плане этот факт можно оценивать положительно. В частности, миграционный прирост населения компенсирует его естественную убыль, обусловленную тем, что показатели смертности многие годы преобладали над показателями рождаемости. Однако если сопоставлять качественный состав мигрантов, прибывающих в Россию и выбывающих из нее по уровню образования, профессиональной подготовке, этнической принадлежности и другим показателям, то миграционный обмен выглядит проблематичным.

Миграционные процессы оказывают существенное влияние на общественное разделение и уровень оплаты труда, на рынок труда в целом, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком людей. К сожалению, количественные характеристики миграционного оборота крайне редко рассматриваются в органической связи с его конкретными социальными последствиями. А они могут быть как позитивными, так и негативными.

В нынешнем состоянии миграция в нашей стране практически целиком является процессом стихийной социально-экономической самоорганизации населения. Власти обычно слабо влияют на этот процесс. Между тем, их конструктивная помощь могла бы выразиться в эффективном информировании мигрантов о потребностях в рабочей силе, в создании элементарных условий проживания мигрантов в местах их концентрации, оказании им юридической помощи при трудоустройстве, в более эффективной защите от преступности и т.д.

Миграция порождает противоречия между интересами многих людей, имеющих к ней как прямое, так и косвенное отношение. В настоящее время эти противоречия локализуются в основном на поселенческом уровне и проявляются в разнородных мелких конфликтах, в том числе, межэтнического свойства. Но при увеличении миграционных потоков и усилении их стихийности вызываемые ими противоречия могут резко обостриться и обернуться разрушительными следствиями в масштабе регионов и страны в целом. Для предупреждения таких событий, несомненно, требуется усиление взаимодействия органов государственной власти с землячествами, воспитательной работы, направленной на формирование толерантных межэтнических отношений, а также, может быть, некоторое ограничение притока мигрантов в местности с высокой плотностью населения.

1.2 Определение объекта и предмета СИ

Объект социологического исследования: студенты 3 курса АГНИ.

Предмет социологического исследования: отношение разных этносов (татар, русских, других национальностей) к мигрантам.

 

.3 Определение цели и задачи СИ


Цель социологического исследования: выявить отношения коренных жителей к различным группам мигрантов и к проблемам, с которыми сталкиваются приезжие на новом месте.

Задачи исследования:

1)      рассмотреть сферы и частоту отношений местных жителей и мигрантов.

)        определить степень толерантности местного населения к мигрантам.

)        выявить отношение этнических групп (татары, русские, чуваши, башкиры и т.д.) к мигрантам.

)        определить цели приезда мигрантов в г. Альметьевск глазами респондентов.

)        определить между кем чаще всего возникают конфликтные ситуации глазами респондентов:

а)      между внутренними мигрантами и местными жителями,

б)      между внешними мигрантами и местными жителями.

)        выявить меры для повышения толерантности к мигрантам и мигрантов к коренным жителям на основании мнений респондентов.

 


1.4 Формулировка гипотез


1)      Миграция порождает противоречия между интересами многих людей и это проявляется в различных мелких конфликтах. Чаще всего инициатором конфликта между мигрантом и местным населением становится мигрант.

)        Основные претензии к мигрантам, предъявляемые местным населением - рост преступности, мигранты занимают рабочие места.

)        Мигранты - ненужные люди, создающие дополнительные проблемы, усугубляющие социальные болезни общества, поэтому мигрантов нигде не следует принимать.

)        В представлениях большинства людей, мигранты, прибывшие в какую-либо страну должны сдавать экзамены на знание государственного языка, истории государства и основы прав данной страны.

 

.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий

Теоретическая интерпретация основных понятий.

Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российская ученая О.Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри страны - между регионами, городами, сельской местностью и т.д.). Лица, переселившиеся за пределы страны - эмигранты, переселившиеся в данную страну - иммигранты.

Мигрант - [лат. migratio - переселение] - лицо, совершающее переселение, меняющее местожительство внутри страны или переезжающее из одной страны в другую, чаще всего из-за экономической, политической, национально-правовой нестабильности.

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Доверие в социологии - открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.

Мигрантофобия - это явление, сознательно создаваемое в современном российском обществе, как фактор искусственной консолидации страны, в условиях нерешенных и нерешаемых социальных проблем.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Социальная дистанция - формирующиеся в различных системах социальной стратификации чувства и отношения отчужденности и недоступности между представителями различных социальных страт.

В некоторых системах социальной стратификации эти отношения могут быть формально институциализированы (каста или апартеид - система расового разделения, проявляющаяся в ограничениях на пользование общественными местами - школами, больницами, пляжами и т.п., на сферы занятости, на смешанные браки и т.д.). Неофициально они существуют во всех системах. Широко известна шкала социальной дистанции Богардуса, предназначенная для измерения степени толерантности (терпимости) или предубеждения, существующих в отношениях между различными социальными группами.

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Эмпирическая интерпретация основных понятий.

В качестве факторов, обуславливающих возникновение конфликта между местными жителями и мигрантами, нами были введены следующие:

¾      дискриминация и недоверие между мигрантами и местным населением.

¾      заполнение рынка некачественными товарами и продуктами

¾      рост преступности

¾      нарушение санитарных норм

¾      распространение болезней

¾      ведение асоциального образа жизни

¾      мигранты занимают рабочие места

Для этого были сформулированы вопросы №3, 6.

Отношения мигрантов и местных жителей рассматриваются в разных сферах отношений:

¾      гражданина Вашей республики, области

¾      ближайшего партнера в совместном деле

¾      непосредственного начальника

¾      соседа по дому

¾      друга для совместного отдыха и развлечений

¾      своего(ей) супруга(супруги)

Для этого были сформулирован вопрос №16.

 

.6 Обоснование выборки


Генеральная совокупность в нашем исследовании - студенты АГНИ (3 курс). Так как данное исследование является пилотажным, то величина выборочной совокупности допускается 100 человек. Выборка - стратифицированная. Выборочную совокупность стратифицировали по этническому критерию:

национальность

татары

русские

другие

количество

50

35

15

 

1.7 Обоснование методов сбора социологической информации


В качестве основного выбран метод анкетирования, так как он наиболее удобен, прост и дешев. Дополнительными методами в данном социологическом исследовании являются наблюдение (включенное и невключенное), классический анализ документов.

 

.8 Календарный план


Февраль - выбор темы;

Март - составление методологический части исследования (разработка задач, гипотез, анкеты);

Апрель - проведение анкетирования, обработка и анализ результатов;

Май - написание отчета.

 


2. Отчет по проведенному социологическому исследованию

 

2.1 Таблица результатов социологического исследования

 

Варианты ответов

татары

русские

другие национальности

Всего


Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%


1. Есть ли среди Ваших близких друзей, родственников мигранты?

а) да

18

36

18

51,4

8

53,3

44

б) нет

27

54

17

48,6

7

46,7

51

в) я не задумываюсь об этом

5

10

-

0

-

-

5

2. Как Вы относитесь к мигрантам?

а) уважительно

12

24

5

14,3

6

40

23

б) стараюсь им чем-либо помочь

2

4

2

5,6

1

6,7

5

в) недоверчиво, с опаской

9

18

5

14,3

1

6,7

15

г) негативно

3

6

3

8,6

1

6,7

7

д) безразлично

17

34

12

34,4

3

20

32

е) я сам мигрант

1

2

1

2,9

-

-

2

ж) зависит от национальности

7

14

7

20

3

20

17

3. Что положительного, прежде всего, Вы видите в присутствии мигрантов в Вашем городе?

а) они работают там, где не хочет работать местное население

20

40

18

51,4

8

53,3

46

б) привозят в город дешевые товары

7

14

4

11,4

4

26,7

15

в) дешево и качественно ремонтируют квартиры

9

18

3

8,6

2

13,3

14

г) пополняют население города молодыми энергичными людьми

7

14

2

5,7

-

-


д) улучшают демографическую ситуацию

1

2

-

-

3

20

9

e) свой вариант

1

2

-

-

-

-

1

ж) ничего положительного не вижу

19

38

13

37,1

4

26,7

36

4. Считаете ли Вы, что в Вашем городе нужно разрешать регистрацию всем желающим?

а) нужно расселять мигрантов в другие города

4

8

3

8,6

2

13,3

9

б) мигранты сами в праве выбирать где им жить

32

64

24

68,6

13

86,7

69

в) мигрантов нигде не следует принимать, нужно возвращать их обратно

11

22

7

20

-

-

18

г) свой вариант

3

6

1

2,8

-

-

4

5. Где, по Вашему мнению, должны проживать мигранты, приехавшие в Ваш город?

а) им нужно дать право свободного выбора

31

62

20

57,1

10

66,7

61

б) в специальных поселениях, отдаленных от города

12

24

6

17,1

4

26,7

22

в) в Сибири

2

4

6

17,1

1

6,7

9

г) свой вариант

3

6

1

2,8

1

6,7

5

д) нигде

4

8

3

8,6

-

-

7

6. Что отрицательного, прежде всего, Вы видите в приезде мигрантов?

а) они занимают рабочие места

16

32

11

31,4

4

26,7

31

б) они понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую

18

36

13

37,1

6

40

37

в) они торгуют некачественными товарами и продуктами

21

42

11

31,4

3

20

35

г) из-за них антисанитария и болезни

10

20

4

11,4

2

13,3

51

д) из-за них повышаются цены на жилье

1

2

1

2,9

1

6,7

3

е) растет преступность

16

32

18

51,4

6

40

40

8

16

4

11,4

3

20

15

з) свой вариант

-

-

-

-

-

-

-

и) ничего

5

10

4

11,4

1

6,7

10

7. Как Вы относитесь к тому, что глава правительства со следующего года (2012 г.) предлагает ввести обязательный экзамен для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права?

а) абсолютно согласен(на)

26

52

23

65,7

8

53,3

57

б) считаю, что нужно только знание русского языка

8

16

3

8,6

1

6,7

12

в) считаю, что нужно только знание русского языка и основы российского права

8

16

6

17,1

5

33,3

19

г) считаю, что нужно только знание русского языка и истории

2

4

1

2,9

-

-

3

д) считаю, что дополнительно к этим экзаменам необходимо ввести экзамен на знание российских традиций

5

10

-

-

1

6,7

6

е) свой вариант

-

-

-

-

-

-

-

ж) абсолютно не согласен(на)

1

6,7

2

5,7

-

-

3

8. Откуда, на Ваш взгляд, чаще всего приезжают мигранты в Ваш город?

а) республики Поволжья

-

-

-

-

-

-

-

б) Кавказских республик

16

32

14

40

7

46,7

37

в) азиатских стран (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан)

48

96

33

94,3

13

86,6

94

г) Китая, Вьетнама и т.д.

10

20

10

28,6

2

13,3

22

д) славянских стран

-

-

-

-

1

6,7

1

е) другое

-

-

-

-

-

-

-

9.1. Как Вы относитесь к представителям народов России (татары, чуваши, русские и т.д.)?

а) скорее положительно

49

98

35

100

14

93,3

98

б) скорее отрицательно

1

2

-

-

-

-

1

в) затрудняюсь ответить

-

-

-

-

1

6,7

1

9.2. Как Вы относитесь к представителям кавказских национальностей?

а) скорее положительно

7

14

2

5,7

2

13,3

11

б) скорее отрицательно

27

54

28

80

8

53,3

63

в) затрудняюсь ответить

16

32

5

14,3

5

33,3

26

9.3. Как Вы относитесь к цыганам?

а) скорее положительно

1

28

0

0

1

6,7

2

б) скорее отрицательно

39

38

31

88,6

11

73,3

81

в) затрудняюсь ответить

10

34

4

11,4

3

20

17

9.4. Как Вы относитесь к представителям Средней Азии?

а) скорее положительно

14

28

6

17,1

3

20

23

б) скорее отрицательно

19

38

20

57,1

6

40

45

в) затрудняюсь ответить

17

34

9

25,7

6

40

32

9.5. Как Вы относитесь к китайцам, вьетнамцам?

а) скорее положительно

7

14

7

20

2

13,3

16

б) скорее отрицательно

27

54

18

51,4

6

53,3

51

в) затрудняюсь ответить

16

32

10

28,6

7

46,7

33

9.6. Как Вы относитесь к другим славянским народам (белорусы, украинцы)?

а) скорее положительно

26

52

26

74,3

9

60

61

б) скорее отрицательно

11

22

2

5,7

3

20

16

в) затрудняюсь ответить

13

26

7

20

3

20

23

10. Какие мигранты, по Вашему мнению, заслуживают помощи, сочувствия?

а) только русские беженцы

2

4

5

14,3

2

13,3

9

б) все беженцы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных действий, терактов

38

76

22

62,8

10

66,7

70

в) мигранты из СНГ, русскоязычные

4

8

4

11,4

1

6,7

9

г) только выходцы из России

1

2

4

11,4

-

0

5

д) старики, женщины, дети

23

46

15

42,9

9

60

47

е) свой вариант

2

4


-

-

-

2

ж) никакие

2

4

2

5,7

-

-

4

11. Какие меры, по Вашему мнению, прежде всего, необходимо предпринять российским властям по отношению к мигрантам?

а) проводить мероприятия по повышению толерантности (кураторские часы, лекции в ВУЗах, классные часы в школах и т.д.)

21

42

9

25,7

7

46,7

37

б) создавать социальные условия для мигрантов (предоставлять мед. услуги, обеспечить жильем, дать возможность поступать в образовательные учреждения и т.п.)

16

32

11

31,4

4

31

в) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию русского языка

30

60

22

62,8

7

46,7

59

г) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию литературы

5

10

4

11,4

1

6,7

10

д) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию истории

6

12

3

8,6

1

6,7

10

е) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию основ российского права

20

40

12

34,2

8

53,3

40

ж) ужесточить регистрацию мигрантов

20

40

16

45,7

7

46,7

43

з) запретить въезд мигрантов

6

12

6

17,1

-

0

12

и) свой вариант

-

-

-

0

1

6,7

1

к) ничего предпринимать не нужно

-

-

1

2,8

-

-

1

12. Как Вы оцениваете материальное положение мигрантов в Вашем городе?

а) очень скромно и едва сводят концы с концами

7

14

6

17,1

4

26,7

17

б) не имеют собственного жилья (снимают квартиры, живут у родственников)

15

30

5

14,3

2

13,3

22

в) мигранты живут значительно лучше, чем местное население

8

16

4

11,4

4

26,7

16

г) затрудняюсь ответить

20

40

20

57,1

5

33,3

45

13. Каковы, по Вашему мнению, причины приезда мигрантов в Ваш город?

а) притеснение на территории их бывшего проживания

4

8

2

5,7

1

6,7

7

б) материальные трудности

24

48

18

51,4

9

60

51

в) безработица на территории бывшего проживания

41

82

24

68,6

11

73,3

76

г) военные действия в том регионе, откуда они приехали

12

24

11

31,4

4

26,7

27

д) обучение(студенты)

11

22

10

28,6

1

6,7

22

е) состояние здоровья

3

6

1

2,8

2

13,3

6

ж) вернулись на историческую родину

4

8

3

8,6

-

-

7

з) свой вариант

-

-

-

-

-

-

-

14. Были ли у Вас конфликты с мигрантами?

а) да

6

12

5

14,3

-

-

11

б) нет

44

88

30

85,7

15

100

89

15. Если были, то каковы их причины?


а) из-за недостатка рабочих мест

-

-

-

-

-

-

-

б) из-за культурных различий

2

33,3

1

20

-

-

27,3

в) из-за неуважительного отношения мигрантов к местным жителям

4

66,7

4

80

-

-

72,7

г) свой вариант

-

-

-

-

-

-

-

16.1 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве гражданина Вашей республики, области?

а) да

25

50

15

42,8

9

60

49

б) нет

10

20

6

17,1

3

20

19

в) зависит от национальности

11

22

10

28,5

2

13,3

23

г) затрудняюсь ответить

4

8

4

11,4

1

6,7

9

16.2 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве ближайшего партнера в совместном деле?

а) да

14

28

7

20

4

26,7

25

б) нет

21

42

15

42,8

8

53,3

44

в) зависит от национальности

3

6

9

25,7

1

6,7

13

г) затрудняюсь ответить

12

24

4

11,4

2

13,3

18

16.3 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве непосредственного начальника?

а) да

8

16

4

11,4

2

13,3

14

б) нет

29

58

21

60

8

53,3

58

в) зависит от национальности

3

6

5

14,3

1

6,7

9

г) затрудняюсь ответить

10

20

5

14,3

4

26,7

19

16.4 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве соседа по дому?

а) да

13

26

7

20

7

46,7

27

б) нет

15

30

8

22,8

3

20

26

в) зависит от национальности

14

28

3

8,6

4

26,7

21

г) затрудняюсь ответить

8

16

17

48,6

1

6,7

26

16.5 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве друга для совместного отдыха и развлечений?

а) да

15

30

7

4

26,7

26

б) нет

15

30

12

34,3

2

13,3

29

в) зависит от национальности

10

20

11

31,4

6

40

27

г) затрудняюсь ответить

10

20

5

14,3

3

20

18

16.6 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве своего(ей) супруга(супруги)?

а) да

9

18

7

20

3

20

19

б) нет

25

50

18

51,4

7

46,7

50

в) зависит от национальности

4

8

7

20

2

13,3

13

г) затрудняюсь ответить

12

24

3

8,6

3

20

18

17. Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с мигрантом?

а) считаю такой брак нежелательным

18

36

12

34,3

2

13,3

32

б) национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа

4

8

5

14,3

5

33,3

14

в) предпочел(а) бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стал(а)

10

20

8

22,8

2

13,3

20

г) выбор супруга - личное дело каждого

14

28

9

25,7

6

40

29

д) затрудняюсь ответить.

4

8

1

2,8

-

-

5

18. Как бы Вы оценили отношение между мигрантами и местным населением в Вашем регионе?

а) благоприятные

1

2

1

2,8

1

6,7

3

б) спокойные

23

46

15

42,8

8

53,3

46

в) напряженные

12

24

10

28,6

-

-

22

г) критические

-

-

-

-

-

-

-

д) затрудняюсь ответить

14

28

9

25,7

6

40

29

19. Если бы у Вас была власть, какие меры Вы бы предприняли в отношении к мигрантам?

а) проводил(а) бы кураторские часы, лекции о терпимости и ее значимости для общества в ВУЗах и т.д.

7

14

8

22,8

5

33,3

20

б) создал(а) бы социальные условия для мигрантов

5

10

5

14,3

3

20

13

в) популяризировал(а) мероприятия по повышению толерантности через СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, интернет)

10

20

2

5,7

-

-

12

г) ввел(а) бы обязательную сдачу экзаменов мигрантами по знанию русского языка, литературы, истории, традиций, российских законов

20

40

15

42,8

4

26,7

39

д) запретил(а) въезд мигрантов

7

14

3

8,6

1

6,7

11

е) ужесточил(а) регистрацию мигрантов

18

36

17

48,6

3

20

38

ж) свой вариант

-

-

-

-

1

6,7

1

з) ничего не предпринял(а) бы

-

-

1

2,8

2

13,3

3

20. Ваш пол:

а) мужской

27

54

8

53,3

24

68,6

59

б) женский

23

46

7

46,7

11

31,4

41

21. Ваш возраст:

а) 18 лет

4

8

2

5,7

-

-

6

б) 19 лет

7

14

5

17,1

2

13,3

14

в) 20 лет

23

46

18

51,5

5

33,3

46

г) 21 лет

15

30

6

17,1

6

40

27

д) 22 лет

1

2

3

8,6

2

13,3

6

22. Ваша национальность?

а) русский(ая)

-

-

35

100

-

-

35

б) татарин(ка)

50

100

-

-

-

-

50

в) другая

-

-

-

-

15

100

15

23. Ваш уровень образования?

а) среднее

-

-

5

14,3

-

-

5

б) среднее специальное

1

2

2

5,7

3

20

6

в) среднее техническое (техникум, колледж)

2

4

-

-

1

6,7

3

г) высшее, незаконченное высшее

50

100

28

80

11

73,3

89

24. Ваш род деятельности?

а) рабочий

-

-

1

2,8

-

-

1

б) студент

50

100

33

94,3

15

100

98

в) специалист

-

-

1

2,8

-

-

1

г) руководитель

-

-

-

-

-

-


Мы провели социологическое исследование в виде анкетирования на тему «Проблема толерантности к мигрантам», в котором приняло участие 100 человек, из них 50% - татары, 35% - русские, 15% - другой национальности.

Вывод: по данным респондентов 32% опрошенных относится «безразлично» к мигрантам, «уважительно» к мигрантам относится всего 23%. Почти поровну респонденты ответили, что к мигрантам относятся «недоверчиво, с опаской» и «зависит от национальности» (15% и 17%).

Рис. 1 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к мигрантам?»

Остальные 13% распределились между ответами «стараюсь им чем-либо помочь» и «негативно», а также среди опрошенных респондентов 2% оказались сами мигрантами. Как видно из рис. 1 почти половина другой нацинаональности относятся «уважительно» к мигрантам (40%), но при этом татары и русские относятся чуть менее уважительно (татары - 24%. русские - 14,3%). Почти поровну распределились мнения татар и русских в безразличии к мигрантам (34%, 34,3%). Также мнения русских и других национальностей оказались одинаовыми в варианте ответа - «зависит от национальности» (20%). И лишь немногие относятся «негативно» к мигрантам, а остальные «стараются им чем-либо помочь». Отсюда можно сделать вывод, что толерантность к мигрантам среди нами опрошенных все-таки существует.

2.2 Описание и интерпретация результатов исследования по задачам


Задача 1. Рассмотреть сферы и частоту отношений местных жителей и мигрантов.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

. Есть ли среди Ваших близких друзей, родственников мигранты?

а) да

б) нет

в) я не задумываюсь об этом

. Откуда, на Ваш взгляд, чаще всего приезжают мигранты в Ваш город?

а) республики Поволжья

б) Кавказских республик

в) азиатских стран (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан)

г) Китая, Вьетнама и т.д.

д) славянских стран

12. Как Вы оцениваете материальное положение мигрантов в Вашем городе?

а) очень скромно и едва сводят концы с концами

б) не имеют собственного жилья (снимают квартиры, живут у родственников)

в) мигранты живут значительно лучше, чем местное население

г) затрудняюсь ответить

. Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве:

да

нет

Зависит от национальности

Затрудняюсь ответить

а) гражданина Вашей республики, области





б) ближайшего партнера в совместном деле





в) непосредственного начальника





г) соседа по дому





д) друга для совместного отдыха и развлечений





е) своего(ей) супруга(супруги)






. Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с мигрантом?

а) считаю такой брак нежелательным

б) национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа

в) предпочел(а) бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стал(а)

г) выбор супруга - личное дело каждого

д) затрудняюсь ответить.

. Как бы Вы оценили отношение между мигрантами и местным населением в Вашем регионе?

а) благоприятные

б) спокойные

в) напряженные

г) критические

д) затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Есть ли среди Ваших близких друзей, родственников мигранты?» (в%)

Согласно рис. 2 у 51% всех опрошенных нами респондентов нет мигрантов, 44% ответили, что их окружают мигранты, а всего 5% не задумываются об этом. Около половины опрошенных ответило, что у них среди близких друзей и родственников нет мигрантов (54% - татары, 48,6% - русские, 46,7% - другие национальности). Почти такое же количество русских и других ответило, что в их окружении есть мигранты (51,4% и 53,3%). И лишь 10% татар не задумываются об этом.

Рис. 3 Распределение ответов респондентов на вопрос «Откуда, на ваш взгляд, чаще всего приезжают мигранты в Ваш город?» (в%)

Как видно из рис. 3, почти все респонденты считают, что мигранты приезжают из азиатских стран (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан) - 94%. 37% опрошенных думают, что мигранты приехали из Кавказских республик, а 22%- из Китая, Вьетнама. И всего 1% указал, что, по его мнению мигранты из славянских стран. Большинство респондентов (96% татар, 94,3% русских и 86,6% другой национальности) считают, что мигранты приезжают из азиатских стран. Меньше половины опрошенных (32% татар, 40% русских и 46,7% другой национальности) считают, что из кавказских республик, и лишь малая часть (20% татар, 28,6% русских и 13,3% другой национальности) отметили, что мигранты приезжают из Китая, Вьетнама.

Рис. 4 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете материальное положение мигрантов в Вашем городе?» (в%)

Согласно рис. 4 около половины респондентов (45%) не могут ответить на этот вопрос. 22% опрошенных считают, что мигранты «не имеют собственного жилья». 17% ответили, что мигранты живут «очень скромно и едва сводят концы с концами» (17%), а остальные же думают совсем наоборот («мигранты живут значительно лучше, чем местное население» - 16%). Смотря по этническому критерию, респонденты затрудняются ответить на этот вопрос (татары - 40%, русские - 57,1%, другие национальности - 33,3%). Меньше половины татар (30%), 14,3% русских и 13,3% других думают, что мигранты «не имеют собственного жилья». Мнения других национальностей поровну распределились между вариантами ответов (а, в) - это «очень скромно и едва сводят концы с концами» и «мигранты живут значительно лучше, чем местное население» (26,7%).

Как показал рис. 5 половина респондентов (49%) готовы принять мигранта в качестве их гражданина Республики. 23% ответили, что «это зависит от национальности». И только 19% не хотят принимать мигранта. Около половины из опрошенных готовы принять мигранта из-за рубежа в качестве гражданина своей республики (татары - 50%, русские - 42,8%, другие - 60%). А около 20% отказываются принимать мигрантов. А 22% татар, 28,5% русских и 13,3% других национальностей готовы принять мигранта в качестве гражданина своей республики, но это зависит от национальности.

Рис. 5 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве гражданина Вашей республики, области?» (в%)

Рис. 6 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве ближайшего партнера в совместном деле?» (в%)

Согласно рис. 6 меньше половины всех опрошенных респондентов не хотят иметь мигранта в качестве партнера в совместном деле (44%). Одна четвертая часть респондентов готовы принять мигранта в совместном деле, а 13% сказали, что «это зависит от национальности». Около половины из опрошенных респондентов не готовы принимать мигранта в качестве ближайшего партнера в совместном деле (42% - татары, 42,8% - русские, 53,3% - другие). Примерно 20% из опрошенных готовы принять. Мнение русских (28,5%) указало на то, что они готовы принять мигранта в качестве партнера в совместном деле, учитывая его национальность, а 24% татар и вовсе затрудняются ответить.

Рис. 7 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве непосредственного начальника?» (в%)

Из рис. 7 видно, что больше половины респондентов не хотят видеть мигранта, как своего начальника. Всего 14% написали, что они готовы принять мигранта в качестве непосредственного руководителя. 19% опрошенных нами студентов затрудняются ответить на данный вопрос. Согласно рис. 4 видно, что больше половины татар, русских и других не хотят принимать мигранта в качестве своего начальника (58% - татары, 60% - русские, 53,3% - другие). Но 16% татар, 11,4% русских и 13,3% других готовы принять мигранта в качестве непосредственного начальника. И лишь немного из опрошенных респондентов ответило, что это «зависит от национальности».

Как видно из рис. 8 мнения всех респондентов поровну распределились между всеми вариантами ответов («да» - 27%, «нет» - 26%, «зависит от национальности» - 21%, «затрудняюсь ответить» - 26%). Мнения же татар разделилось поровну между вариантами ответов (а, б, в) - это означает, что они не против принять мигранта из-за рубежа в качестве соседа по дому, другая часть татар ответили, что это зависит от национальности, а третья часть и вовсе не готова их принимать (а - 26%, б - 30%, в - 28%). Почти половина русских затрудняются ответить на этот вопрос (48,6%). А 46,7% лиц другой национальности готовы принять мигранта в качестве соседа, но в то же время 26,7% считают, что это зависит от национальности.

Рис. 8 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве соседа по дому?» (в%)

Рис. 9 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве друга для совместного отдыха и развлечений?» (в%)

Из рис. 9 видно, что ответы респондентов почти одинаково разделились между вариантами ответов «а», «б» и «в» - это «да», «нет» и «зависит от национальности» (26%, 29%, 27%). И лишь 18% затрудняются дать ответ на данный вопрос. Также из рис. 9 можно заметить, что меньше половины другой национальности готовы принять мигранта из-за рубежа в качестве друга, но это «зависит от национальности» (40%). 34,3% русских не хотят видеть мигранта в качестве друга для совместного отдыха и развлечений, но 31,4% готовы принять мигранта в зависимости от его национальности. Что касается татар их мнения поровну разделились между вариантами ответов «а» и «б». Также их они одинаково ответили на вопросы «в» и «г».

Рис. 10 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве своего(ей) супруга(супруги)?» (в%)

Как видно из рис. 10 половина всех респондентов не готовы принять мигранты в качестве своего супруга. 19% ответили, что они были бы не против вступить в брак с мигрантом. Также 13% написали, что они не против, но «это зависит от национальности». Согласно рис. 10 около половины опрошенных не готовы создать брак с мигрантом (татары - 50%, русские - 51,4%, другие национальности - 46,7%). Около 20% татар, русских и других национальностей ответили, что они приняли бы мигранта в качестве супруга и такое же количество русских ответило, что «это зависит от национальности». А 18% татар затрудняются ответить на этот вопрос.

Рис. 11 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с мигрантом?» (в%)

Из рис. 11 видно, что 32% опрошенных нами респондентов «считают такой брак нежелательным», 29% студентов ответили, что «выбор супруга - личное дело каждого». 20% - «предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стали». А остальные считают, что «национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа» и лишь немногие не могут ответить на этот вопрос. Согласно рис. 11 меньше половины татар и русских (36% и 34,3%) «считают такой брак нежелательным», но при этом 28% татар, 25,7% русских и 40% других национальностей ответили, что «выбор супруга - личное дело каждого». А 33,3% респондентов других национальностей считают, что «национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа». 20% татар, 22,8% русских и 13,3% других «предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стал».

Рис. 12 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как бы Вы оценили отношение между мигрантами и местным населением в Вашем регионе?» (в%)

Как показал рис. 12 около половины респондентов (46%) думают, что отношения между мигрантами и местным населением спокойные, 29% затрудняются ответить. А 22% ответили, что, по их мнению, мигранты и местное население находятся в напряженных отношениях. Согласно рис. 12 опрошенные считают, что у местного населения и мигрантов отношения не дошли до критического уровня. Почти половина респондентов думают, что отношения между мигрантами и местными жителями спокойные. Но при этом 24% татар и 28,6% русских ответили, что отношения - напряженные. А 40% других национальностей и вовсе затрудняются ответить на этот вопрос.

Задача 2. Оценить степень толерантности местного населения к мигрантам.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

. Считаете ли Вы, что в Вашем городе нужно разрешать регистрацию всем желающим?

а) нужно расселять мигрантов в другие города

б) мигранты сами в праве выбирать где им жить

в) мигрантов нигде не следует принимать, нужно возвращать их обратно

г) свой вариант

. Где, по Вашему мнению, должны проживать мигранты, приехавшие в Ваш город?

а) им нужно дать право свободного выбора

б) в специальных поселениях, отдаленных от города

в) в Сибири

г) свой вариант

д) нигде

. Что отрицательного, прежде всего, Вы видите в приезде мигрантов?

а) они занимают рабочие места

б) они понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую

в) они торгуют некачественными товарами и продуктами

г) из-за них антисанитария и болезни

д) из-за них повышаются цены на жилье

е) растет преступность

ж) они способствуют росту безнравственности, аморальности в обществе

з) свой вариант

и) ничего

. Как Вы относитесь к тому, что глава правительства со следующего года (2012 г.) предлагает ввести обязательный экзамен для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права?

а) абсолютно согласен(на)

б) считаю, что нужно только знание русского языка

в) считаю, что нужно только знание русского языка и основы российского права

г) считаю, что нужно только знание русского языка и истории

д) считаю, что дополнительно к этим экзаменам необходимо ввести экзамен на знание российских традиций

е) свой вариант

. Какие мигранты, по Вашему мнению, заслуживают помощи, сочувствия?

а) только русские беженцы

б) все беженцы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных действий, терактов

в) мигранты из СНГ, русскоязычные

г) только выходцы из России

д) старики, женщины, дети

е) свой вариант

ж) никакие

Рис. 13 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в Вашем гороже нужно разрешать регистрацию всем желающим?» (в%)

Из рис. 13 видно, что больше половины респондентов (69%) считают, что «мигранты сами вправе выбирать где им жить». А 18% наоборот считают, что «мигрантов нигде на следует принимать, нужно возвращать их обратно». И всего лишь 9% ответили, что их нужно расселять в другие города. Мнения татар, русских и других национльностей сошлись на том, что «мигранты сами вправе выбирать где им жить» (64%, 68,6% и 86,7%). Около 20% татар и русских считают, что «мгрантов нигде на следует принимать, нужно возвращать их обратно». А совсем немногое количесто репондентов ответило, что мигрантов «нужно расселять в другие города».

Рис. 14 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Где, по Вашему мнению, должны проживать мигранты, приехавшие в Ваш город?» (в%)

Мнения 61% респондентов сошлись на том, что мигранты могут сами выбирать, где им жить. 22% считают, что мигранты должны проживать в «специальных поселениях, отдаленных от города». А остальные разделились между вариантами ответов «в», «г» и «д» (9%, 5% и 7%). Согласно рис. 14 видно, что больше половины опрошенных считают, что мигрантам «нужно дать право свободного выбора» (татары - 62%, русские - 57,1%, другие - 66,7%). Меньше половины респондентов ответило, что мигранты должны жить «в специальных поселениях, отдаленных от города» (татары - 24%, русские - 17,1%, другие - 26,7%). Меньшинство ответило, что их нужно расселять в Сибири или вообще нигде.

Рис. 15 Распределение ответов респондентов на вопрос «Что отрицательного, прежде всего, Вы видите в приезде мигрантов?» (в%)

мигрант приезжий толерантность экзамен

Из рис. 15 видно, что половина респондентов (51%) считают, что из-за мигрантов антисанитария и болезни. 40% ответили, что благодаря мигрантам растет преступность. Почти поровну разделились мнения респондентов между вариантами ответов «б» и «в» (37% и 35%) - это «они понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую» и «они торгуют некачественными товарами и продуктами». А 31% считают, что «мигранты занимают рабочие места». Почти равное количество опрошенных (32% татар, 31,4% русских и 26,7% лиц другой национальности) считают, что мигранты занимают рабочие места. Большинство опрошенных русских (51,4%), 32% татар и 40% лиц другой национальности считают отрицательным то, что из-за мигрантов растет преступность. И лишь малая часть респондентов (10% татар, 11,4% русских и 6,7% другой национальности) ничего отрицательного в приезде мигрантов не видят.

Рис. 16 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что глава правительства со следующего года (2012 г.) предлагает ввести обязательный экзамен для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права?» (в%)

Согласно рис. 16 больше половины опрошенных (57%) абсолютно согласны с решением главы правительства. 19% считают, что достаточно мигрантам знать руский язык и основы российского права. 12% ответили, что мигрантам «нужно только знание русского языка». Как видно из рис. 16, больше половины респондентов «абсолютно согласны», чтобы глава правительства ввел экзамены для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права (52% - татары, 65,7% - русские, 53,3% - другие национальности). 33,3% опрошенных лиц другой нацилональности, 16% татар и 17,1% русских считают, что «нужно только знание русского языка и основы российского права». 16% татар думают, что «нужно только знание русского языка». А остальные распределились между ответами г, д и ж - одни ответили, что «нужно только знание русского языка и истории», а другие считают, что «дополнительно к этим экзаменам необходимо ввести экзамен на знание российских традиций, а третьи и вовсе не согласны.

Список литературы


1.     Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. - М.: Инфа - М, 2004.

2.      Рахимова Р.М. Прикладная социология. Учебное пособие. - Альметьевск, 2004.

.        Иванова Э.А. Прикладная социология: Методические рекомендации по подготовке проведению конкретного социологического исследования. - Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2007. - 68 с.

.        Социс №05 // ГРИЦЕНКО Г.Д., МАСЛОВА Т.Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и / или интеграция, 2010. с. 82.

.        Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения. // Социология власти. - 2007. - №4. - с. 35

.        Статья «Толерантность» // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. - Словарь-справочник. - 2005.http://ru.wikipedia.org.

.        Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ - 2003. - №9 (202). С. 35. http://ru.wikipedia.org.

.        Словарь иностранных слов. - Комлев Н.Г., 2006. http://dic.academic.ru.

.        Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001.http://dic.academic.ru.

.        Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А.М. Корбута. - Социологическое обозрение, 2009. - Т. 8. - №1. - С. 3.http://ru.wikipedia.org.

.        Егор Грубин, Информационное агентство «Миграция». http://dic.academic.ru.

.        Агранат Д.Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодого сотрудника ОВД // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - №3 - Социология. http://ru.wikipedia.org

.        Ожегов С., Шведова Н. «Толковый словарь русского языка». http://ru.wikipedia.org.

.        Новейший философский словарь. 2009. http://dic.academic.ru

.        «Идеология неравенства» Елизавета Александрова Зорина, раздел «Публицистика». Материал из журнала №4 - Февраль 2010. http://ru.wikipedia.org

.        Социологические исследования, №2, Февраль 2009, Л.Л. РЫБАКОВСКИЙ Миграционный потенциал. Понятие и критерии оценки. - C. 29-36.

.        Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2009.

.        Социс №2, Габдрахманова Г.Ф. Мы-Они (отношение к мигрантам в Республике Татарстан), 2008. С. 22

.        Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография [Текст] /М.С. Блинова; под ред. В.И. Добренькова. - М.: КДУ, 2009. С. 58

.        Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие [Текст]/А.А. Акмалова, В.М. Капицын / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 46

Похожие работы на - Проблема толерантности к мигрантам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!