Эффективный валютный контроль как преграда 'бегству' капитала из страны

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективный валютный контроль как преграда 'бегству' капитала из страны














Эффективный валютный контроль как преграда «бегству» капитала из страны

Т.А. Чепикова

Экономический кризис затронул и российскую экономику. Первые признаки серьезного финансового кризиса в российской банковской системе проявились в августе 2007 г. Сокращение экспортной выручки в результате падения мировых цен на нефть привело к относительному сжатию денежной массы. Отечественный корпоративный сектор не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. В отличие от его конкурентов он не имеет государственной поддержки на внешних рынках.

Внешнеэкономический комплекс России во многом становится заложником зигзагов мировой конъюнктуры при гипертрофии его влияния на внутреннее экономическое и социальное развитие страны.

По мнению главы Минфина РФ А. Л. Кудрина, «внешняя конъюнктура для России не будет такой успешной (в 2009 г.), как это было после кризиса 1998 г., и неблагоприятный период может затянуться на 10-20-50 лет. Поэтому пришла пора задуматься о возрождении практики активного заимствования за рубежом. По оценке Центробанка, к 1 апреля 2009 г. мы остались должны иностранцам 453,5 млрд долларов, из которых всего 30,5 млрд долларов приходится на государство».

Исследования сотрудников института «Центр развития» ГУ ВШЭ Н. Акундинова, В. Миронова и других, показали, что в 2009 г. сохранится дефицит денежной массы в стране, так как банки активно, в том числе досрочно, погашают внешние долги. В отличие от банков предприятия почти не платят по внешним долгам: нефинансовый сектор реструктурирует практически все предстоящие платежи. Доступ к рынку капитала ограничен. Приток прямых иностранных инвестиций в страну в 2009 г. по сравнению с прошлым годом сократился более чем вдвое. Но несмотря на уменьшение ресурсной базы, предприятия реального сектора экономики продолжают наращивать валютные активы, используя для этого традиционные каналы вывода капитала. Если у предприятия имеются ликвидные активы, то для получения отсрочки по платежам оно зачастую вывозит их за границу. Именно этим можно объяснить рекордный всплеск оттока капитала из страны, который, по расчетам сотрудников института, в 2009 г. составит 90-100 млрд долларов.

Вышеназванные расчеты совпадают с прогнозами Всемирного банка, в которых также указывается предполагаемая сумма оттока капитала из страны в 2009 г. в размере около 100 млрд долларов.

Как сообщалось в пресс-релизе Банка России, чистый отток капитала из России в 2008 г. составил 129,9 долларов.

Прежний рекорд оттока капитала был установлен в 2000 г. и составил 24, 8 млрд долларов.

Таким образом, за последние два года отток капитала из страны возрос почти в пять раз по сравнению с 2000 г.

Причину массового бегства капитала из страны многие экономисты видят в нестабильности макроэкономической политики государства, противоречивом характере денежно-кредитной политики, несовершенной системе налогообложения. Данная политика государства не позволяет хозяйственным субъектам принимать экономически обоснованные решения, что повышает риск инвестирования и не ставит своей целью стимулирование экономического роста и роста благосостояния населения.

Правительством РФ был разработан пакет антикризисных мер, направленных, прежде всего, на поддержку ликвидности банковского сектора, сохранение доверия физических лиц к национальным банкам, взят курс на постепенное ослабление рубля. Анализируя разработанные правительством антикризисные меры, многие экономисты считают, что они не обеспечат экономический рост, если не будет разработан механизм контроля за денежно-кредитной политикой банков. Кроме того, курс на постепенное ослабление рубля теоретически делает продукцию российских предприятий более конкурентной на мировом рынке, но в то же время может привести к долларизации экономики, исчерпанию валютных резервов, к отказу от инвестиций и «бегству капитала» из страны.

Таким образом, анализируя причины принятия решения о «бегстве капитала» из страны, можно сказать, что они вызваны сочетанием следующих факторов: низким уровнем доходности инвестиций для инвесторов, экономическими рисками, вызванными нестабильностью макроэкономической политики и действующей системы налогообложения, а также конфиденциальностью.

Также «бегство капитала» порождается инфляцией, а само бегство ведет к нехватке денежных средств и тем самым увеличивает дефицит государственного бюджета и стимулирует инфляцию.

Расходясь во мнениях о наборе макроэкономических мер борьбы с бегством капитала, большинство экономистов сходятся в том, что такой метод, как валютный контроль, может ограничить размер оттока капитала из страны. Об этом свидетельствует опыт Бразилии и Чили, где введение жесткого валютного контроля позволило значительно уменьшить масштабы оттока капитала из этих стран.

Россия вынуждена решать проблемы выхода из кризиса при давлении внешнего долга и интенсивном вывозе капитала. В этих условиях ограничить бегство капитала из страны способна только эффективная система валютного контроля.

Российские предприятия получили право на самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности после принятия Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990.

Коренные преобразования в валютной политике страны, связанные с переходом страны на рыночные отношения, начались с принятия Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон № 3615-1).

Данный закон, по существу, стал правовой основой регулирования порядка проведения валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности российскими предприятиями, поскольку он определил принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и ответственность за нарушения валютного законодательства.

В Законе № 3615-1 было определено, что цели и основные направления валютного контроля следующие:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для их проведения лицензий и разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств перед государством, связанных с обязательной продажей части валютной выручки на внутреннем рынке страны;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и полноты и объективности учета по валютным операциям.

В Законе № 3615-1 все валютные операции были разделены на две группы: текущие и связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям были отнесены переводы в Российскую Фе - дерацию и из неё иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней (до 1999 г. срок осуществления текущих валютных операций составлял 180 дней).

К валютным операциям движения капитала относились операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также предоставлению и получению финансовых кредитов, прямых инвестиций (вложений в уставный капитал предприятий), портфельных инвестиций (приобретение ценных бумаг).

В соответствии с ограничениями, установленными в законе № 3615-1, текущие валютные операции осуществлялись резидентами без ограничений, в то время, как на проведение валютных операций движения капитала требовалось наличие разрешения или лицензии, выдаваемого органом валютного регулирования - Центральным банком РФ.

Осуществление валютной операции движения капитала при отсутствии соответствующего разрешения или лицензии считалось незаконной валютной операцией, и лица, виновные в осуществлении незаконной валютной операции, привлекались к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Также в соответствии с Законом № 3615-1 валютный контроль и привлечение к ответственности осуществлялось:

за нарушение установленного порядка зачисления экспортной выручки (выручка подлежала обязательному зачислению на счета резидента, открытые в уполномоченном банке);

за неисполнение резидентом обязанности, связанной с обязательной продажей части экспортной выручки на внутреннем рынке (процент продажи части экспортной выручки менялся от 75 % до 30 %);

за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств либо за невозврат перечисленных средств;

за неуведомление налоговых органов об открытии счетов за рубежом;

за несоблюдения порядка ведения учета и предоставления отчетности по валютным операциям.

Закон № 3615-1(с внесенными в него Федеральными законами изменениями и дополнениями) регулировал проведение валютных операций в стране до 18 июня 2004 г.

С 18 июня 2004 г. вступил в силу Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ).

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность резидентов и нерезидентов на территории РФ регулируется валютным законодательством, состоящим из вышеназванного Закона № 173- ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов валютного законодательства РФ) и нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, принятых органами валютного регулирования (актов органов валютного регулирования).

Вступивший в силу Закон № 173-ФЗ был направлен на либерализацию валютного законодательства РФ. Основной смысл Закона № 173-ФЗ сводился к принципу: разрешено все, что не запрещено законом. В Законе № 173-ФЗ вместо деления валютных операций на текущие валютных операций и операций движения капитала все ва - лютные операции рассматриваются как операции между участника - ми: резидентами и нерезидентами, нерезидентами и валютными операциями резидентов.

Контроль за соблюдением валютных операций, открытием счетов за рубежом в соответствии с действующим валютным законодательством РФ в пределах своих полномочий осуществляют органы и агенты валютного контроля.

Орган валютного контроля - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее по тексту Росфиннадзор) - наделен Постановлением Правительство Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 полномочиями применять установленные законодательством РФ меры ответственности к нарушителям валютного законодательства и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, запрашивать у резидентов и нерезидентов документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, и сообщать органу валютного контроля об установленных нарушениях.

Резиденты и нерезиденты при осуществлении валютных операций, открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации с нарушением установленных действующим валютным законодательством РФ правил и ограничений могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), а за нарушения на сумму более 5 млн руб. руководители организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 УК РФ.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия и бездействия) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами валютного регулирования.

За нарушения резидентами, юридическими и физическими лицами, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования к ним могут быть применены меры административной ответственности, установленные ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 193 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) (таблица).

Резиденты - физические лица - могут быть привлечены к административной ответственности за проведение незаконной (запрещенной) валютной операции. Незаконной валютной операцией для резидентов - физических лиц является проведение расчетов с нерезидентами на территории РФ наличной валютой РФ или иностранной валютой при купле-продаже товаров. Незаконными (запрещенными) валютными операциями являются также получение резидентом, физическим лицом, наличной валюты РФ и иностранной валюты в дар от нерезидента или дарение, завещание нерезиденту наличной валюты РФ, получение наличной валюты РФ от нерезидента по праву наследования.

К числе незаконных валютных операций относится вывоз физическими лицами, резидентами, с таможенной территории РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ сверхустановленных валютным законодательством норм (норма вывоза валюты не должна превышать в эквиваленте 10 000 долларов США).

капитал валюта отток антикризисный

Таблица 1

Меры ответственности, применяемые к резидентам, юридическим и физическим лицам, за нарушения валютного законодательства РФ

Иностранный партнер в установленный срок не вернул аванс (предоплату) за не ввезенный на территорию РФ товар (не выполненные работы, не оказанные услуги) (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ)Если сумма аванса(предоплаты) не превышает 5 млн руб. - штраф на юридическое и должностное лицо в размере от 75 до 100 % от суммы не возвращенных денежных средств Если не возвращен аванс на сумму более 5 млн руб. уголовная ответственность (ст. 193 УК РФ)Не применяетсяРезидентом нарушил единые правила оформления паспорта сделки, в установленные сроки не представил формы отчетности по валютным операциям, нарушил сроки хранения учетных и отчетных документов, паспортов сделок (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ)Штраф для юридических лиц в размере от 40000 до 50000 руб., для должностных лиц от 4000 до 5000 руб.Не применяетсяВид нарушения и номер нарушенной статьи КоАП РФМера ответственностиюридических лицфизических лицПроведение незаконной (запрещенной) валютной операции (часть 1 ст. 15.25)Штраф на юридическое и должностное лицо в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операцииШтраф на граждан в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операцииНеуведомление в установленный срок налогового органа по месту учета об открытии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ)Штраф на юридическое лицо в размере от 50000 до 100000 руб., на должностное лицо в размере от 5000 до 10000 руб.Штраф на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ)На банковский счет резидента в контрактные сроки не поступила от иностранного партнера (заказчика) иностранная валюта (валюта РФ) за переданные заказчику товары (выполненные работы, оказанные услуги) (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ)Если не получена сумма менее 5 млн руб. - штраф на юридическое и должностное лицо в размере от 75 до 100 % от суммы не зачисленных на счет резидента денежных средств. Если сумма незачисленных средств более 5 млн руб. должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФНе применяется

К нарушению валютного законодательства относится также не- уведомление в установленный срок налогового органа по месту учета об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты, физические лица, обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов таких счетов.

Резиденты - юридические лица - подлежат более значительному валютному контролю со стороны органов и агентов валютного контроля.

Основные направления валютного контроля резидентов - юридических лиц - не претерпели значительных изменений в связи с вступлением в силу Закона № 173-ФЗ. Однако с даты вступления закона в силу до настоящего времени в него были внесены изменения и дополнения, направленные на либерализацию валютного контроля.

В значительной степени это коснулось контроля за проведением резидентами (юридическими лицами) незаконных (запрещенных) валютных операций, которыми в настоящее время признаются:

расчеты юридических лиц (резидентов) с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не связанных с оказанием физическим лицам (нерезидентам) на территории РФ транспортных, гостиничных и других подобных услуг, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ;

проведение юридическими лицами (резидентами) расчетов при осуществлении валютных операций с использованием счетов, открытых в банках за пределами территории РФ, с нарушением требований ч. 2 и ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ (перечень валютных операций, осуществляемых без использования банковских счетов, ограничен расчетами розничной торговли, оплатой транспортных услуг и т. п.);

операции, связанные с переводом на свои счета (вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, не предусмотренные ч. 4 и ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ (ЦБ РФ установлен порядок про - ведения операций на счетах).

Таким образом, в настоящее время не осуществляется контроль за валютными операциями движения капитала.

До 1 июля 2006 г., в ст. 7 Закона № 173-ФЗ был приведен перечень валютных операций движения капитала, регулируемых Правительством РФ, к числу которых относились следующие валютные операции:

расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа при экспорте определенных товаров, проведении строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации, осуществлении внешнеторговой деятельности;

расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами, связанные с предоставлением коммерческих кредитов резидентами нерезидентам в виде предварительной оплаты при импорте товаров и т. д.

В вышеназванной статье Закона № 173-ФЗ содержалось требование о размерах и сроках резервирования суммы указанных выше валютных операций на срок до исполнения нерезидентом взятых на себя обязательств.

В Законе № 173-Ф3 указывалось, что порядок резервирования устанавливается Правительством РФ. Однако Правительством РФ был разработан порядок резервирования только при проведении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, в связи с чем в отношении других валютных операций движения капитала, регулируемых Правительством РФ, с даты вступления вышеназванного закона в силу валютный контроль не осуществлялся.

В ст. 8 Закона № 173-Ф3 был приведен перечень валютных операций движения капитала, которые до 1 января 2007 г. регулировались Центральным банком РФ. К числу регулируемых Центральным банком РФ валютных операций движения капитала относились:

расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов (получении кредитов и займов) резидентами нерезидентам (нерезидентами резидентам) в иностранной валюте и в валюте РФ;

операции между резидентами и нерезидентами (нерезидентами и резидентами) с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценами бумагами);

операции, между резидентами и нерезидентами (нерезидентами у резидентов), связанные с приобретением прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами).

В отношении проведения вышеназванных валютных операций движения капитала Центральным банком РФ было установлено требование об использовании специального счета и требование о резервировании.

Отмена контроля за проведением валютных операций движения капитала при нестабильной макроэкономической политике государства привела к значительному росту оттока капитала из страны за последние два года по сравнению с 2000 г. Заметным элементом «убегающего» капитала является капитал, заработанный незаконными способами в результате осуществления резидентами юридически не оформленных видов деятельности.

На налоговые органы действующим валютным законодательством возложен контроль за соблюдением резидентами (юридическими лицами) установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения составляет неуведомление в установленный законом срок (в течение одного месяца с даты открытия счета) налогового органа по месту учета юридического лица об открытии счета (вклада) или изменении реквизитов счетов в банке, находящемся за пределами территории РФ.

Порядок представления резидентами (юридическими лицами) отчета установлен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» (далее Постановление № 819).

В соответствии с установленным порядкам резиденты (юридические лица) ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в двух экземплярах по форме, указанной в приложении к Постановлению № 819, и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее подтверждающие банковские документы) по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Основными нарушениями, допускаемыми резидентами (юридическими лицами) при предоставлении отчетов о движении средств на счетах в банках, открытых за пределами территории РФ, являются:

нарушение установленных сроков представления отчета;

представление отчета без подтверждающих банковских документов либо ненадлежащим образом их оформленных;

представление отчетов не по всем открытым в банках за пределами территории РФ счетам.

Ответственность за вышеназванное правонарушение установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Предмет нарушения связан с непред - ставлением (несвоевременным представлением) резидентом в налоговый орган отчета о движении денежных средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, либо представление отчета без подтверждающих банковских документов или ненадлежащим образом их оформленных.

Важнейшим направлением валютного контроля, осуществляемым органами и агентами валютного контроля в отношении резидентов (юридических лиц), является контроль за выполнением ими обязанности, установленной в ч. 1 ст. 19 Закона № 173-Ф3, связанной с получением ими на свои банковские счета в уполномоченных банках в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), иностранной валюты и валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные им информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту РФ, установлен в п. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

Пунктом 1 и 2 ч. 19 Закона № 173-ФЗ установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не установлено Законом № 173-ФЗ, обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

При определении срока поступления выручки органы и агенты валютного контроля учитывают условия заключенного договора. Также учитывается, что не является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, получение денежных средств с нарушением контрактных сроков за товары, еще не переданные покупателю (авансов, предоплат).

Если договором не определен срок оплаты товара, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом. В случае, если договором предусмотрена оплата товара после его передачи, но срок оплаты договором не определен в соответствии со ст. 314 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) обязательство по оплате должно быть исполнено в разумный срок.

При определении разумного срока оплаты товара, исходя из положений п. 1 ст. 810 ГК РФ, разумным сроком оплаты товара следует считать 30 дней, с момента возникновения обязательств по оплате товара. Аналогичный порядок применяется к договорам на импорт товаров.

Дополнительные соглашения к договорам, изменяющие сроки получения денежных средств за переданные товары, должны быть приняты до истечения договорных сроков, иначе они не учитываются в ходе проверок.

Не признаются административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения резидентом денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с их возвратом в контрактные сроки или в сроки, установленные в соглашении о возврате товаров.

Судебные органы, рассматривая обращения резидентов об оспаривании постановлений органов валютного контроля о назначении им административного наказания на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, исходят из того, что в ходе административного производства орган валютного контроля должен доказать наличие в действиях резидента события и состава административного правонарушения. Так, в Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А44-6396/2005-13А от 05.06.2006 было признано незаконным и отменено постановление органа валютного контроля (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Новгородской области) в связи с неполной оценкой обстоятельств, составляющих состав правонарушения, а именно: неучетом факта, что недопоступление выручки связано с отгрузкой забракованного товара по ранее оформленной грузовой таможенной декларации.

В отношении резидентов (юридических лиц), занимающихся импортом товаров (работ, услуг), в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ установлен контроль за выполнением ими обязанности в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них).

За невыполнение резидентом обязанности по возврату в РФ коммерческого кредита, предоставленного резидентом нерезиденту в виде предварительной оплаты по внешнеторговому договору, установленной в п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, к резидентам (должностным и юридическим лицам) применяется административная ответственность, предусмотренная ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Одним из направлений валютного контроля является контроль за соблюдением резидентами установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а также соблюдения единых правил оформления паспорта сделки и установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделки. Административная ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны в установленном порядке вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В ст. 20 Закона № 173-ФЗ установлено, что в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям ЦБ РФ устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки (далее ПС) при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки не оформляется в случаях, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу, установленному банком на дату заключения контракта. Таким образом, в отношении резидентов (юридических лиц), заключающих контракты с иностранными партнерами на суммы в эквиваленте менее 5000 долларов США, не осуществляется в полном объеме валютный контроль уполномоченных банков, как в отношении резидентов, заключающих контракты на большие суммы.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления резидентами согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ устанавливает Центральный банк России.

Формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, в настоящее время являются справка о валютных операциях, о поступлении валюты Российской Федерации, о подтверждающих документах.

До 27.01.2008 к формам учета и отчетности по валютным операциям были отнесены только паспорт сделки и формы отчетов о движении денежных средств в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Таким образом, в настоящее время дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении резидентов возбуждается в следующих случаях:

при нарушении единых правил оформления паспорта сделки;

непредставление или представление с нарушением установленных сроков и установленного порядка отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ;

нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов и паспортов сделок.

Резиденты также могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 19.7 КоАП РФ, за непредставление или несвоевременное представление должностному лицу органа или агента валютного контроля сведений (информации) о проведении валютных операций, открытии счетов или представление сведений или информации в неполном объеме или в искаженном виде. При выявлении органами и агентами валютного контроля вышеназванного нарушения решение о привлечении резидента к ответственности принимает мировой судья.

Проведенный анализ действующей системы валютного регулирования и валютного контроля показал, что она не эффективна.

Либерализация валютного контроля, связанная с отменой ограничений на осуществление валютных операций движения капитала, а также ограниченный валютный контроль в отношении резидентов, заключающих контракты с иностранными партнерами на небольшие суммы, не привела к росту денежной массы в стране, что затрудняет выход её из экономического кризиса.

Для создания эффективной системы валютного контроля, способной стать заслоном «бегству» капитала из страны, необходимо ужесточить систему валютного регулирования и валютного контроля страны, для чего внести соответствующие изменения в валютное законодательство, связанные с вводом ограничений на осуществление валютных операций движения капитала и усилить контроль за резидентами, осуществляющими валютные операции по контрактам на сумму до 5000 долларов США на дату заключения.

Похожие работы на - Эффективный валютный контроль как преграда 'бегству' капитала из страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!