Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,61 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы















Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

Введение

Актуальность исследования. В условиях радикальной трансформации общества, а именно перехода на рыночные условия жизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. Последствия рыночных отношений: нестабильность вызывает требование стабильности; дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов; инфляция - регулирование цен; безработица - социальные гарантии и т.д. Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Реальное установление накопительной части трудовой пенсии началось с 2013 г., и уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из таких вопросов является вопрос о проблемах пенсионного обеспечения в России. Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность темы исследования

Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.

Задачи исследования:

Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;

Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития пенсионного обеспечения в регионах;

Определить направления совершенствования пенсионного обеспечения в регионах.

Объект исследования - система пенсионного обеспечения в РФ.

Предмет исследования - состояние и перспективы системы пенсионного обеспечения в РФ.

Степень изученности проблемы. Анализ литературы, нормативной правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что пенсионное обеспечение находится под пристальным вниманием, как законодателей, так и социологов, экономистов, финансистов и политиков: Аракчеева В.С., Азаровой Е.Г., Антоновой Н.А., Белоштан Т.Б., Выговской И.Г., Галаганова В.П., Далимова Р., Ерошенкова С.Г., Захарова М.Л., Пудова А.Н. и других.

Теоретическую и методологическую базу исследования представляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения, социальной политики, а так же материалы периодической печати.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и иные правовые акты РФ, материалы, опубликованные на официальных сайтах государственных органов, входящих в систему пенсионного обеспечения, данные статистики.

1. Теоретические основы пенсионного обеспечения

.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения

пенсионный правовой обеспечение реформирование

Идея всеобщего государственного обеспечения по старости возникла, по историческим меркам, вчера. Впервые ее реализовал в 1889 году германский канцлер Отто фон Бисмарк.

Как и многое другое, пенсии в России ввел Петр I. Прежние цари жаловали за заслуги не деньгами, а поместьями и шубами. В указе Петра «О пенсионе бывшим военным» говорилось: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Правда, пенсионеров было немного, поскольку солдат эта мера не затрагивала, а большинство офицеров являлись помещиками и имели средства. И только в начале XVIII в. Петр I в Морском уставе ввел регулярные денежные выплаты («пенсион») вдовам и детям морских офицеров.

Впервые детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято в России при Николае I, любившем во всем порядок и строгую регламентацию. В преамбуле указа от 6 декабря 1827 года так и говорилось: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности».

По николаевскому закону, все обладатели классных чинов, военные и гражданские, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, 35 лет - в размере 100%. Если офицер или чиновник уходил в отставку по болезни, ему полагалась треть оклада при 10-летней выслуге, две трети - при 20-летней и полный оклад - при 30-летней.

Обязательным условием для назначения пенсии являлась «беспорочная служба». Человек, «удаленный от должности» за проступок, должен был начинать служить сначала с потерей предыдущего стажа, если еще возьмут. Лицо, подвергавшееся уголовному преследованию, вообще теряло право на пенсию, и восстановить его мог только император.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками»: низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года и рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии являлась исключительно работа на государство.

Придя к власти, большевики сразу упразднили царские пенсии, а свои вводить не торопились. Подавляющее большинство советских трудящихся не получали пенсий по старости 20 лет, колхозники - почти 40 лет. В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м - для старых большевиков, в 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих.

До начала 90-х гг. прошлого века в СССР действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» 1956 г., который функционировал более 35 лет. В этот Закон вносились дополнения и изменения, но ни одно из них не преследовало цели снизить достигнутый, достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения. В основном изменения касались повышения минимального размера пенсии.

В 1990 г. принимается новый союзный пенсионный Закон. Однако ему не суждено было превратиться в «работающий» Закон в связи с распадом СССР. Его заменил Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990 г. (далее - Закон 1990 г.). Закон 1990 г. в первоначальной его редакции - типичный страховой Закон. В нем воплощались все принципы, на основании которых функционируют страховые пенсионные системы в других странах, заложен более высокий уровень пенсионного обеспечения по сравнению с ранее предусмотренным и фактически сложившимся, установлены соответствующие минимальные и максимальные размеры пенсий, обеспечивающие достойную жизнь пенсионеров, введена постоянная система индексации пенсионных выплат и т.д.

Общественное ожидание хорошего пенсионного закона, отмены привилегий для избранных было в то время огромно, и Закон 1990 г. оправдал такое ожидание. Им, в частности, отменялись персональные пенсии, поскольку имелось в виду, что пенсионная система для всех и каждого не может нормально функционировать и развиваться, если создана особая, привилегированная система для тех, кто во власти или вблизи ее.

Закон 1990 г. «прожил» около 10 лет. В первый период он действовал в полную силу и в него не вносились изменения, снижающие достигнутый уровень пенсионного обеспечения. В этот период, который продолжался всего около двух лет, все пенсии индексировались по истечении каждого квартала, причем они повышались в такой же степени, в которой увеличивались цены на потребительские товары и услуги (темпы инфляции за квартал составляли в то время около 200%).

Впоследствии в Закон 1990 г. вносились многочисленные поправки и дополнения. В своей совокупности они изменили сущность Закона, превратили его в антипод того Закона, который принимался в 1990 г. В итоге к 2002 г. в России сложился недопустимо низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, в два и более раза ниже, чем в доперестроечный период. Резко сократилась также и дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада (она составила около 23%). Наряду с разрушением пенсионной системы для «всех» с 1996 г. вводятся сначала весомая надбавка к пенсии, а затем и вторая пенсия для чиновников разного уровня - федерального, регионального и муниципального, а также устанавливаются еще более высокие пенсии для лиц, занимавших государственные должности.

1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения

Основными источниками пенсионного права в Российской Федерации являются:

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - на условиях и по нормам, установленным ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.

ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» - регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля над их деятельностью.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

С вступлением в силу с 1 января 2002 года законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» началась пенсионная реформа в России. Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному принципу. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме «ДСВ-1» работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР). Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме «один к одному». При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный «соплатеж» государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.

октября 2008 года будучи премьер-министром РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа - «единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране».

января 2012 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.

Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произошло еще одно увеличение на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года была проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составлял 5641 рубля.

С 1 апреля 2013 года страховая часть пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будет дополнительно увеличена на 3,3 процента.

Указанные виды пенсий ежегодно индексируются с учетом инфляции. Кроме того, в случае если годовой индекс роста среднемесячной зарплаты в России превысит суммарный коэффициент индексации пенсий за этот же год, то с 1 апреля следующего года размеры пенсий дополнительно увеличиваются на разницу между этими показателями.

Коэффициент дополнительной индексации в 2013 году определен в размере 1,033 (или 3,3 процента).

С 1 апреля 2013 года социальные пенсии будут проиндексированы на 1,81 процента

Социальные пенсии ежегодно индексируются с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.

С 1 апреля 2013 года коэффициент индексации установлен в размере 1,0181 (или 1,81 процента). В прошлом году коэффициент индексации был установлен в размере 1,141 (14,1 процента).

С 2010 года, из-за слияния базовой и страховой частей пенсии по старости, социальная пенсия, которая раньше фактически равнялась базовой части, будет индексироваться отдельно от трудовой пенсии. В целом за 2010 год пенсии в России вырастут на 46,1%, в том числе благодаря валоризации - перерасчета, так называемых «советских» пенсий. По данным Росстата, размер средней назначенной пенсии россиян в январе 2010 года составил 7,1 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 1,6 раза.

Согласно действующему законодательству, женщины в России выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60. Женщины и мужчины, проживающие на Крайнем Севере и в регионах, приравненных к нему, становятся пенсионерами в 50 и 55 лет соответственно. За последние года соотношение числа пенсионеров и работающего населения значительно изменилось.

Можно отметить, что если в 1926 г. на одного пенсионера приходилось 6 работающих граждан, в 1959 г. - 4,97, в 1979 г. - 3,69, работающих граждан, то в 2009 г. эта цифра составила 2,88. а к 2020 опустится до значения 2,19 работающих граждан на одного пенсионера. Данная ситуация является одной из веских причин, все чаще звучащих предложений о законодательном повышении пенсионного возраста россиян.

1.3 Реформирование пенсионного обеспечения

пенсионный правовой обеспечение реформирование

До проведения пенсионной реформы и принятия новой нормативной законодательной базы, касающейся пенсионного обеспечения, пенсии в СССР, а затем в РФ выплачивалась в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Законом СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов»

Регулирование пенсионных выплат по пенсионному закону от 1964 года осуществлялось Министерством финансов. Такая система управления пенсионными средствами одним государственным органом, то есть Министерством финансов, не отвечала как имеющейся и изменяющейся экономической ситуации в стране, так и утвержденным международным нормам социального обеспечения и пенсионного страхования. Единственно правильным решением данного вопроса явилось создание в 1990 году Союзного Пенсионного Фонда, что и явилось первым шагом пенсионной реформы. Пенсионный Фонд наделялся полномочиями по управлению пенсионными средствами, и именно из него должно было осуществляться общее финансирование органов социального обеспечения и выделение средств на выплату пенсии. Полномочия Пенсионного Фонда были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 года №1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.

Следующим шагом республиканского правительства в указанном направлении было принятие Верховным Советом РСФСР постановления от 30 января 1991 года №556-1, которым утверждалось Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.

Кроме того, 20 ноября 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, все указанные документы явились основой для возникновения системы обязательного пенсионного страхования и ключевым моментом развития пенсионной системы.

Законом РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» сумма назначаемой пенсии была поставлена в прямую зависимость от трудового стажа и заработной платы граждан, что с развитием рыночной экономики и изменением экономической системы в России не отвечало интересам пенсионеров и не являлось гарантией достаточного жизненного уровня граждан страны, достигших пенсионного возраста. При этом работники, не достигшие пенсионного возраста, выражали недовольство значительными отчислениями в Пенсионный Фонд с заработной платы, так как понимали, что размер пенсии, который будет им начислен позднее, не зависит от размера отчислений.

Назначение пенсий производилось с учетом целого ряда дискриминирующих работника ограничений. Закон ввел понятие минимального размера пенсии и максимального размера пенсии. На основании Федерального законодательства определялся минимальный размер пенсии МРП, а Постановлениями Правительства устанавливался процент индексации МРП.

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии.

Другими словами, какой бы ни была продолжительность трудового стажа, величина среднего заработка и размеры отчислений в Пенсионный фонд - утроенная величина МРП была предельной для размера назначенной пенсии.

В 1996 году был принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ

Следующим шагом реформы Пенсионного обеспечения стал принятый 21 июля 1997 года Федеральный закон №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который вступил в действие с 01 февраля 1998 года. Данным законом было установлено, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона РФ №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера(ИКП). Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

По сравнению с расчетом пенсии по Закону РСФСР №340-1, данный порядок являлся прогрессивным, но, несмотря на явный прогресс, желаемого результата достигнуто не было.

Необходимость полного реформирования пенсионной системы в России была острой и очевидной. Ее проведение повлекло за собой принятие ряда новых Федеральных законов, которые и образовали новую пенсионную систему. Был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который стоит в ряду вновь принятых законов, но при этом имеет особое значение и играет важную роль. Только с принятием данного Закона система обязательного пенсионного страхования приобрела строго обозначенную структуру, стала действовать на основе принципа прямой зависимости размера пенсии от суммы внесенных за каждого работника страховых взносов, что, несомненно, является положительным эффектом пенсионной системы в стране. Так же были приняты Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 31 декабря 2001 г. №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах».

Одной из целей пенсионной реформы является изменение взаимоотношений между работником с одной стороны и работодателем с другой. При этом работник понимает, что сам может повлиять на свое материальное благополучие при достижении пенсионного возраста, обеспечив себе достойную старость. Работодатель при этом обязан отчислять страховые взносы за каждого работника.

После проведения пенсионной реформы для всех категорий работающих пенсионеров предусмотрена выплата пенсий в полном объеме. Для работников предпенсионного возраста предусмотрено комбинирование выгодных условий назначения пенсии, взятых и из старой и из новой системы.

Размер Трудовой пенсии по старости определялся по формуле:

П=БЧ+СЧ+НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;

БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости

Размер базовой и страховой части пенсии индексировались ежегодно с учетом темпов инфляции, роста потребительских цен и заработной платы.

Одним из основных принципов действующей пенсионной системы является ее доступность и прозрачность. Это означает, что каждому гражданину ежегодно представляется отчет о состоянии его пенсионного счета - размер перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Официальные уведомления о состоянии индивидуального пенсионного счета граждане получают с 2002 года.

Новеллой пенсионной системы является положение о том, что для приобретения права на трудовую пенсию по старости работник может иметь всего пять лет страхового стажа (не зависимо от того, подряд или в различные периоды жизни), в течение которых с его заработка в Пенсионный фонд перечислялись страховые взносы.

Пять лет - это тот минимальный стаж, который по действующему законодательству дает право на трудовую пенсию. Причем не обязательно все эти пять лет трудиться - женщины могут включить в этот минимальный пенсионный стаж два отпуска по рождению ребенка и уходу за ним по полтора года каждый (всего три года из пяти), мужчины - период службы в Вооруженных силах по призыву.

Если раньше каждый отработанный год означал только тот или иной процент стажевого коэффициента для исчисления пенсии, то с января 2002 года он означает тот или иной объем поступлений (страховых взносов и перечислений на накопительную часть пенсии). Чем больше число страховых лет, чем больше размер страховых взносов и других поступлений, тем больше в итоге величина пенсионного капитала, а значит и величина заработанной пенсии.

В действующей пенсионной модели отработанные годы учитываются по иному принципу, чем в старой. На личном счете гражданина отражается только полностью оплаченный, покрытый страховыми платежами год. Неоплаченные годы не учитываются. Поэтому в действующем законодательстве говорится не о годах стажа, а о страховых годах.

Трудовая книжка и другие документы, которые ведутся и выдаются работодателем, утрачивают свое первостепенное значение, но главными данными для начисления пенсии становятся сведения о состоянии личного пенсионного счета в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда

В старой пенсионной модели наследование пенсионных прав не предусматривалось. Если человек умирал, не дожив до пенсии или едва начав получать ее, весьма условные обязательства государства перед ним прекращали действовать и не могли быть унаследованы его родными и близкими.

Действующая пенсионная модель предусматривает наследование в той или иной форме некоторых частей пенсии умершего застрахованного или пенсионера.

Обязательства по базовой части пенсии не наследуются.

Обязательство по страховой части пенсии, в случае, если застрахованный не доживает до ее получения, наследуется косвенным образом: они на основе внутреннего механизма страхования используются для финансирования пенсии по потере кормильца.

Обязательства по накопительной части пенсии наследуются родственниками в полной мере.

Новый этап реформы пенсионного обеспечения в РФ начат 01 января 2010 года

В связи с принятием Федерального закона №212-ФЗ, устанавливающего порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование), вносятся изменения в законодательные акты РФ.

Федеральный закон №213-ФЗ направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня пенсионного обеспечения граждан. В частности, предусмотрен новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Изменилась формула расчета трудовой пенсии по старости: П=СЧ+НЧ.

Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Поэтому изменилась формула расчета СЧ трудовой пенсии. Она рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где

ПК - величины расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Иными словами, Базовую часть ввели в состав Страховой части.

С наступлением следующего этапа реформы пенсионного обеспечения в РФ вводится новое понятие - ВАЛОРИЗАЦИЯ.

Суть валоризации в том, что произошла денежная переоценка пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года.

Валоризация проводится в беззаявительном порядке на основании документов имеющихся в распоряжении органов Пенсионного фонда РФ.

Все граждане, имеющие трудовой стаж до 2002 года, автоматически получают 10% прибавки к пенсионному капиталу независимо от даты выхода на пенсию.

Лица, имеющие трудовой стаж до 1991 года получают по 1% за каждый полученный год трудового стажа, выработанного до 1991 года.

Пенсионный капитал - это расчетная величина, по состоянию на 1 января 2002 года с учетом которой после пенсионной реформы 2002 года для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии.

Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды от 1 января 1991 года, учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. В соответствии с пунктом 4 статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 24.07.2009 г. №213-ФЗ) сумма валоризации пенсионного капитала застрахованных лиц, кому исчисление пенсионного капитала на момент назначения пенсии производилось с применением специального (льготного) стажа, должна быть определена также, исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Другими словами, если при назначении пенсии более выгодным вариантом расчета был расчет с учетом специального (льготного) стажа, то и валоризация производится только в пределах льготного стажа.

На увеличенную в процессе валоризации страховую часть пенсии будут распространяться все плановые индексации пенсии, которые обычно производятся в течение года.

Переоценка пенсионных прав в результате валоризации произойдет не только для нынешних пенсионеров, но и для всех граждан, имеющих стаж до 2002 года.

Так же планируется, что пенсия тех, кто вступил в систему пенсионного страхования после 2002 г. и проработает более 30 лет, составит 40% от заработка. При этом государство стимулирует желание работника самостоятельно влиять на свое материальное благополучие при достижении пенсионного возраста - получая большую зарплату и уплачивая соответствующие взносы в Пенсионный фонд.

2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ

.1 Состояние пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров).

Объективная необходимость содержания обществом престарелых и нетрудоспособных граждан в первобытном строе была минимальна и заключалась, пожалуй, лишь в передаче опыта и знаний. В условиях скудных материальных ресурсов у большинства народов, в том числе и языческих славян, современные принципы милосердия, гуманизма и чувства сострадания, жалости к ближнему не являлись доминирующими и явно уступали необходимости выжить. «Говоря о жестоких обычаях славян языческих, скажем еще, что всякая мать у них имела право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостью и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам».

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Виды трудовых пенсий:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной части.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, устанавливаемого в твердой сумме.

Трудовая пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, имеющим не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы и имеющим хотя бы один день страхового стажа. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, при наличии у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.

Нетрудоспособными членами семьи признаются:

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях:

компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

Виды государственных пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

пенсия по случаю потери кормильца;

социальная пенсия.

Государственная пенсия за выслугу лет может быть установлена федеральным государственным служащим, военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), космонавтам, работникам летно-испытательного состава.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей устанавливаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пенсия гражданам из числа космонавтов - испытателей, космонавтов - исследователей, инструкторов - космонавтов - испытателей, инструкторов - космонавтов - исследователей устанавливается при наличии выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, при условии оставления работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Государственная пенсия за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначается гражданам Российской Федерации, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).

Государственная пенсия по старости устанавливается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф:

Государственная пенсия по инвалидности может быть установлена военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

Государственная пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа.

Государственная пенсия по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», устанавливается при наличии статуса участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» либо статуса лица, награжденного знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; наступлении инвалидности I, II или III группы независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны и гражданином, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

Государственная пенсия по случаю потери кормильца может быть установлена нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) граждан.

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) может быть установлена нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

2.2 Перспективы пенсионного обеспечения

Преобразования отечественной пенсионной системы на протяжении двух последних десятилетий были обусловлены изменением общественного строя страны и переходом к рыночной экономике, что потребовало формирования принципиально иной институциональной базы пенсионного обеспечения. Наряду с государственно-обеспечительным бюджетным финансированием начали применяться механизмы пенсионного страхования, роль которых становится все более значимой.

В условиях восстановления потенциала экономики в 90-е годы, а так же в силу отсутствия страховых механизмов в советский период при проведении пенсионной реформы 2002 г. приходилось решать задачи связанные со становлением системы пенсионного страхования:

финансового обеспечения гарантированного минимального уровня покупательной способности пенсий;

введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов;

создания страховой инфраструктуры учета и контроля за выплатами пенсий;

постепенного повышения размеров пенсий и одновременного осуществления перехода к страховым механизмам, нацеленным на формирование у застрахованных работников мотивации к зарабатыванию пенсионных прав.

Вместе с тем процесс модернизации пенсионной системы далек от завершения. Это касается как увеличения размеров пенсий, так и создания устойчивых финансовых механизмов и специализированных страховых институтов для различных категорий населения. В итоге реальные размеры пенсии продолжают оставаться низкими как по абсолютным, так и по относительным размерам.

Сейчас средний размер пенсии составляет 180% от прожиточного минимума пенсионера и равняется 38% от средней заработной платы. По расчетам специалистов-актуариев всего через пять лет средний размер пенсии понизится до 32% от средней заработной платы. Если же заработная плата работника в 2-3 раза превышает среднюю, то размер пенсии составит только пятую, а то и десятую ее часть.

По мнению специалистов Министерства труда и социальной защиты РФ, имеющиеся сегодня трудности в данной сфере объясняются тем, что не все из запланированных мероприятий пенсионной реформы 2002 г. были реализованы. Так, остается нерешенной острейшая проблема реформирования досрочных пенсий. В зачаточном положении находится система пенсионного страхования самозанятого населения. Незаконченным остается и институт накопительной составляющей трудовой пенсии, что делает его функционирование малоэффективным, поскольку пенсионные права застрахованных лиц, включенных в эту систему, девальвируются. Причинами сложившейся ситуации являются как внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, так и внутренние негативные факторы (нерешенность проблемы досрочных пенсий и отсутствие страховых механизмов для самозанятых граждан).

Следует признать: пока что не удалось достичь должного соответствия пенсионных институтов новому общественному укладу, изменившимся социально-трудовым отношениям, демографической ситуации в стране. Пенсионная реформа 2002 г. позволила решить лишь общие задачи перехода от социалистической модели государственного социального обеспечения к транзитной модели пенсионного обеспечения с элементами пенсионного страхования.

Это - типичные проблемы переходного этапа к рыночной экономике, которые страны бывшего СССР решают с различной скоростью, соответственно своим экономическим возможностям и выбранным приоритетам при реформирования пенсионных систем.

Важным шагом в создании современного института пенсионного страхования в России является формирование института условно-накопительных счетов. Его отличие от традиционного социального страхования, в котором фиксация пенсионных прав проводилась в условных единицах, состоит в учете индивидуальных реальных денежных единиц, отражающихся на персонифицированных счетах застрахованных лиц в абсолютных размерах, равных страховым взносам, фактически уплаченным работодателями в пользу работников. Такой механизм позволяет устанавливать тесную и наглядную связь между страховыми взносами и размерами пенсий.

Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина (исключение составляют Армения и Россия) вменили в обязанность как работодателям, так и работникам уплату страховых взносов, что отвечает опыту экономически развитых стран и формирует культуру и менталитет обязательного социального пенсионного страхования.

Кроме того, лишь Беларуси и Украине удалось решить задачу формирования страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда.

Нерешенные при проведении пенсионных реформ 2002 г. и 2010 г. проблемы следует отнести к внутрисистемным, связанным с формированием развитых страховых институтов, решение которых Правительство РФ планирует концептуально и законодательно оформить во второй половине 2012 г. - первой половине 2013 г.

Содержание «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»

Основными направлениями, которые определены в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», являются:

привлечение дополнительных страховых источников для повышения сбалансированности пенсионного страхования и обеспечения приемлемыми размерами пенсий самозанятое население;

формирование страховых институтов профессиональных пенсий;

корректировка финансовых механизмов накопительных пенсий.

Тем самым основной вектор преобразований направлен на отказ от модели обеспечительных отношений советского периода, базировавшихся на доктрине «бесплатности» для населения пенсионного обеспечения и его бюджетного обеспечения, когда 60% средств дотировалось из федерального бюджета. Советская модель обеспечительных отношений зижделась на высокой доле наемного труда в общей численности экономически активного населения (до 90%), на низкой и однородной по размеру заработной плате, значительных общественных фондах потребления, сопоставимых по объему с заработной платой, высоких пропорциях перераспределения материальных ресурсов между отраслями экономики, возрастными группами и слоями населения, государственном регулировании цен на предметы потребления населения, тарифов на ЖКХ и другие услуги.

За 20-летний постсоветский период механизмы формирования доходов населения и распределения произведенного продукта претерпели существенные изменения: снизилась доля наемного труда, повысилась дифференциация заработной платы, многократно уменьшились налоговые, а значит, и бюджетные возможности государства.

Эти перемены потребовали качественных изменений в сфере пенсионного обеспечения, прежде всего посредством формирования институтов социального, корпоративного и личного пенсионного страхования. Объективная логика их становления требует завершения перехода к учету в пенсионном страховании интересов и возможностей отдельных категорий населения, на что направлена Стратегия. В случае реализации намеченных ею мер, пенсионная система России увеличит свой институциональный потенциал и получит новый импульс для развития. Это сильная сторона Стратегии.

Вместе с тем, на наш взгляд, она излишне лаконична и не раскрывает ряда принципиальных моментов для понимания лицами, не подготовленными в этой области. Например, в ряду причин, препятствующих эффективному функционированию пенсионной системы, названы рост демографической нагрузки, структура занятости, размер заработной платы, макроэкономические параметры. Представляется желательным разъяснить с помощью цифр и примеров эти и другие факторы, а также изложить их роль и значимость. Причины очередных пенсионных преобразований, затрагивающих миллионы людей, должны быть объяснены на доступном для понимания языке, что позволит найти отклик и поддержку намеченного среди широких слоев населения.

Тем более что большинство причин носит объективный характер, не связано с «плохим» или «хорошим управлением» пенсионной системой, а в большинстве случаев лежат не внутри пенсионной системы, а вне ее. Важнейшими проблемами для пенсионной системы являются:

феномен старения населения, включивший в орбиту своего влияния большинство экономически развитых стран;

новый тип социально-трудовых отношений, разрушающий базу социального пенсионного страхования, который является вторым по значимости вызовом для пенсионных систем большинства стран мирового сообщества;

разбалансированная структура доходов населения (типичная проблема для всех стран с транзитной экономикой), в России отягощенная значительным удельным весом теневого рынка труда.

Раскрытие содержательного значения этих вызовов позволит увидеть реальные угрозы не только пенсионной системе, но и жизнедеятельности населения.

Проблемой номер один в системе пенсионного страхования России является устойчивая тенденция к быстрому старению населения. Если в 60-е годы на этапе завершения становления советской пенсионной системы доля пенсионеров составляла не более 9-10% от общей численности населения, в 1990 г. - 18%, то в 2011 г. она приблизилась к 22%, в 2025 г. прогнозируется ее рост до 26%, а к 2030 г. - уже до 28-29%.

То есть, за 70 лет доля пенсионеров увеличится с 10% до 28%. На компенсацию этого фактора потребуется ежегодно увеличивать расходы ПФР. Если в 2010 г. их общий объем составлял около 8% ВВП, то к 2030 г. потребуется их увеличить на 3,2% ВВП.

Кроме того, столь высокий удельный вес пожилых граждан вызовет необходимость повышения расходов на их лекарственное обеспечение, медицинские услуги и социальный уход, которые в совокупности можно оценить в 0,22% ВВП на каждый процент пенсионеров, что потребует дополнительного увеличения расходов к 2030 г. на 1,2-1,5% ВВП.

В итоге рост затрат на пенсии, лекарства, медицинские услуги и уход, связанный только со старением населения, составит к 2030 г. не менее 4,5-5% ВВП, или 0,3% ВВП ежегодно.

Второй крупной проблемой пенсионного страхования является изменение социально-трудовых отношений, приводящее к резкому снижению доли наемных работников в общей численности экономически активного населения, которая сократилась за последние 20 лет с 90% до 65%. Данная тенденция сохранится в средне- и долгосрочной перспективе. Ежегодно численность наемных работников уменьшается на 500-600 тыс. человек. Это существенно снижает объемы страховых ресурсов для пенсионного страхования, выпадающие доходы которых увеличиваются на 30 млрд. руб. в год. Прогнозируется, что доля наемных работников к 2030 г. не превысит 55%.

Третья серьезная проблема - недостаточно отрегулированная система заработной платы. Расчеты свидетельствуют, что 30% работающих в России при существующей величине заработной платы за всю свою трудовую деятельность не смогут заработать себе пенсию на уровне ПМ, а еще 30% заработают себе пенсию, размер которой не превысит 1,2-1,4 ПМ пенсионера.

Важно донести не только до сообщества предпринимателей, профсоюзов, но и до граждан простую истину: чтобы получать достойную пенсию, покупательная способность которой обеспечивает 2-2,2 ПМ пенсионера (примерно на уровне 12 тыс. руб. в месяц), необходимо на протяжении 38 лет (444 месяцев) вносить в ПФР за каждого застрахованного работника не менее 6,5 тыс. руб. в месяц, что в настоящее время достижимо только для четвертой части застрахованных лиц, заработная плата которых превышает 29,5 тыс. руб. в месяц.

По нашему мнению, в России наблюдается кризис политики доходов населения, прежде всего заработной платы и регулирования политики занятости. В случае повышения учитываемой заработной платы для пенсионного страхования до 35-40% от ВВП вместо 25% от ВВП сегодня, пенсионная система могла бы функционировать без особых осложнений. Более того, в этом случае могла бы идти речь об уменьшении страховых взносов в ПФР, которые вносят работодатели (а это назревший вопрос) до 15-18% от ФОТ и соответственном введении выплаты страховых взносов самими работниками, в объеме 5-8% от размера заработной платы.

Следует отметить и недостаточность в целом финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели. Совокупная составляющая ресурсов на систему пенсионного страхования в России составляет всего 6% ВВП, что в 1,5-2 раза меньше объемов, требуемых для обеспечения даже простого воспроизводства населения.

Для сравнения: в странах Евросоюза средняя величина выделяемых финансовых ресурсов на эти цели составляет порядка 12-14% ВВП, не говоря про такие страны, как ФРГ, Франция и Италия, в которых на пенсионное страхование направляется 16-18% ВВП.

Четвертой проблемой для системы пенсионного страхования является низкий уровень понимания законов и условий эффективного функционирования институтов пенсионного страхования всеми слоями населения, что характерно для стран с транзитной экономикой. В России данная проблема стоит особенно остро в связи с деформированными стереотипами, сложившимися в советский период. Дело в том, что основным принципом социалистической системы пенсионного обеспечения был принцип «бесплатности» пенсий для трудящихся, который трактовался еще и как принцип «алиментарности», что сформировало у россиян чувство социального иждивенчества. Социологические опросы свидетельствуют, что подавляющее большинство граждан рассматривают вопрос пенсионного обеспечения с позиции ответственности и обязанности исключительно государства.

Это во многом объясняет устойчивую тенденцию, наблюдающуюся в стране в последние 20 лет, когда работники в массовом порядке соглашаются с предложениями работодателей на «серые схемы» получения заработной платы, которая, по оценкам экспертов, составляет не менее трети от официально регистрируемой величины. Потворствуя работодателям в уходе от уплаты до трети страховых платежей, что составляет весьма значимую величину для федерального бюджета (примерно 1,5 трлн. руб.), работники зачастую лишают себя возможности заработать достойную пенсию.

Можно спрогнозировать, что каждый шестой, а то и пятый пенсионер к 2030 г. не будет обеспечен страховой пенсией приемлемого размера. Это потребует резкого увеличения расходов на дотации к пенсиям ниже ПМ и на социальные пенсии. Экспертные оценки увеличения расходов федерального и региональных бюджетов на пособия в связи с нуждаемостью в старших возрастных группах и на социальные пенсии колеблются в диапазоне 1,5-2% ВВП.

Пятой сложной проблемой в области формирования эффективных институтов пенсионного страхования является незавершенность теоретического осмысления и законодательного оформления государственной программы создания эффективной пенсионной системы страны. Во многом это объясняется тем, что при рассмотрении состояния пенсионной системы представители российского экспертного сообщества, как правило, анализируют внутрисистемные проблемы в данной сфере, играющие, хотя и важную, но не определяющую роль.

При анализе и публичном обсуждении не оценивается влияние на пенсионную систему факторов, отражающих распределительные отношения в обществе, социально-трудовые отношения, положение с заработной платой и занятостью населения, налоговую политику. Не используются давно применяемые в экономически развитых странах инструменты измерения обоснованности финансовых затрат на пенсионные цели (например, совокупные затраты на рабочую силу и место в них страховых пенсионных ресурсов).

Шестая проблема - недостаточный уровень государственного управления государственными обязательствами в пенсионной сфере. В отличие от экономически развитых стран в нашей стране объемы имеющихся государственных пенсионных обязательств перед гражданами статистически не зафиксированы, законодательно не закреплены и публично населению не представляются. Они не отражаются ни в прогнозах Министерства экономического развития РФ, ни в программах экономического и социального развития страны, ни в разработках проектов федерального и региональных бюджетов на среднесрочный период.

Более того, ни полномочные государственные органы исполнительной власти, ни ПФР не располагают информацией о совокупных обязательствах государства перед застрахованными лицами. Существующее положение со страховой пенсионной статистикой во многом объясняет то, почему в стране все еще не создана эффективная система государственного управления государственными обязательствами в системе пенсионного страхования. Государственные органы управления, включая Минфин России и ПФР, не располагают статистическими данными по ежегодным объемам финансовых пенсионных обязательств на текущий и прогнозные периоды.

Такое положение дел резко ограничивает возможности российского правительства по долгосрочному системному принятию решений, зауживает его возможности в управлении данной сферой, ограничивает арсенал его управленческих воздействий такими трудно выполнимыми мерами, как повышение тарифов страховых взносов, бюджетными дотациями пенсионной системы и других видов социальной защиты населения, многочисленными и малоэффективными госбюджетными дотациями семейных бюджетов пенсионеров (дотации на оплату коммунальных услуг и жилья).

Концептуальные предложения по совершенствованию пенсионного страхования

Крайне высокая дифференциация доходов населения и различные условия занятости на протяжении трудовой жизни вызывают необходимость перехода от универсальных систем пенсионного страхования и обеспечения к системам, учитывающим уровень доходов населения и условия найма.

Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России возможно исключительно на основе пенсионного страхования, вовлечения в этот процесс самих работников и установления жестких законодательных правил по увязке объема взносов и размеров пенсий. Например, важно законодательно установить предел перераспределения страховых средств в объеме не более 25% от общего объема вносимых ресурсов. Это позволит решить задачу неоправданного перераспределения страховых средств, достигающих в настоящее время до 40-45% от общих расходов пенсионной системы, что не позволяет ей эффективно функционировать и развиваться. Действующая пенсионная формула «сплющивает» размер пенсии и снижает возможности страховых механизмов.

Важнейшей задачей при этом является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования - работодателей, государства и работников - по финансированию пенсий, для чего следует предусмотреть ряд законодательных мер.

Например, решить вопросы целевого финансирования профессиональных и северных пенсий, а также пенсионного страхования и обеспечения работающих на малых предприятиях и самозанятых работников.

В этой связи возникает безотлагательная потребность в переходе от существующей упрощенной универсальной пенсионной системы к системе специализированных пенсионных институтов, позволяющих страховать различные группы трудящихся и граждан от специфических видов профессиональных, северных и других социальных рисков.

Для этого по сравнению с действующей системой предлагается ввести следующие новые виды социального страхования:

страхование профессиональных и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда и «северных» досрочных пенсий);

страхование по уходу за одинокими пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому.

Заключение

Важнейшей проблемой, не позволяющей развиваться пенсионному страхованию в России, выступает низкий уровень заработной платы большей части наемных работников, что препятствует их включению в число плательщиков страховых взносов. Но уже в среднесрочной перспективе, при создании соответствующего мотивационного механизма круг работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании (3-5% от их заработной платы), будет расширяться.

Для нахождения оптимального баланса интересов участников уровень страховых взносов должен быть не обременительным для работающих, с одной стороны, с другой - достаточным для получения пенсий, обеспечивающих достойную жизнь.

В целом можно сделать вывод, что цели, сформулированные в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» - создать в стране единую пенсионную систему, обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение, не были выполнены. Фактически, вопреки Закону, реализовывались иные, противоположные цели минимизировать пенсионные расходы, создать и закрепить пенсионные привилегии для тех, кто во власти и обслуживает ее интересы, т.е. аппарата управления.

Основными источниками пенсионного права в Российской Федерации являются: ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и др.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон РФ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

. Федеральный закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

. Федеральный закон РФ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

. Федеральный закон РФ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»

. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.:2002

. Соловьёв А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2001.

. Пенсионная реформа. Ред. О.Е. Илюхина - М.: Просвещение, 2002.

. «Российская газета» Ст. «Какую пенсию выбирает молодое поколение» От 17 апреля 2001 года.

. «Достоинство» Cт «Взамен лоскутного одеяла.». От 2001 года №33.

. «Комсомольская правда» Cт. «Как будем копить на старость?» От 15 января 2002 года.

. Приложение политико-экономического еженедельника «Интерфакс время». Cт. «Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала». от 4 сентября 2002 года.

. «Российская газета». Ст. «Как самому рассчитать свою пенсию?» от 6 ноября 2002 года.

. «Российская газета». Ст. «Михаил Зурабов: Копи пенсию смолоду» от 1 апреля 2003 года.

Похожие работы на - Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!