Энергетическая политика в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,65 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Энергетическая политика в России

Введение

Одна из центральных тем современной экономики - становление и развитие нефтяной промышленности.

В настоящее время существует два основных сегментах нефтяной промышленности - добыча углеводородов и их переработка. Добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов в современном мире является крупнейшим и самым распространенным видом предпринимательства.

Гиганты нефтяного бизнеса насчитывают пятидесяти-, а то и столетнюю историю. Безусловно, за такой длительный срок из небольших региональных компаний они превратились в крупнейшие транснациональные субъекты нефтяного бизнеса.

Нефть как продукт, безусловно, связана с национальной стратегией развития экономики и мировой политикой и властью. По данным журнала World Oil, Россия находится на шестом месте в мире по запасам сырой нефти, уступая только ближневосточным странам - Саудовской Аравии, Ираку, Кувейту, Ирану и Объединенным Арабским Эмиратам. В ее недрах находится около 7,2 млрд. тонн «черного золота», что соответствует 5,4% от его общемировых резервов. В то же время по уровню добычи нефти Россия находится на втором месте в мире - больше нее добывает только Саудовская Аравия. В 2001 г. производство нефти в России составило около 340 млн. тонн, экспорт - порядка 200 млн. тонн. Основными экспортными направлениями для российского сырья являются Северо-Западная Европа и Средиземноморье. Однако уже сегодня отечественные нефтяники ищут выход на более удаленные, но при этом гораздо более перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского и Североамериканского регионов.

1. Энергетическая политика в России

Формирование долгосрочной энергетической политики началось с первых шагов новой России как самостоятельного государства. Решением Правительства РФ (№26 от 10.09.1992 г.) была одобрена Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. В мае 1995 г. Указом Президента РФ (№472 от 07.05.1995 г.) были утверждены «Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 г.» и в том же году Постановлением Правительства РФ (№1006 от 13.10.1995 г.) были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года».

Понимая необходимость регулярного мониторинга хода реализации стратегии и ее периодической корректировки, Минтопэнерго РФ в 1998 г. приняло решение о создании новой структуры - Государственного учреждения «Институт энергетической стратегии» (ГУ ИЭС) как координирующей структуры для комплексного анализа и перспективного прогноза развития ТЭК России в увязке с общими тенденциями социально-экономического развития всей страны.

В 2000 г. Правительство РФ (решением №39 от 23.11.2000 г.) одобрило новый вариант «Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года», подготовленный межведомственной рабочей группой при ГУ ИЭС и Экспертным Советом при Минтопэнерго РФ, а в 2003 г. - саму Энергетическую стратегию на период до 2020 г. (ЭС-2020).

Исторический генезис формирования Энергетической стратегии России и ее главных приоритетных направлений: от энергетической безопасности к энергетической дипломатии отражен в официальных документах, рабочих материалах и комментариях к ним, опубликованных ГУ ИЭС в 2-томном издании «Энергетическая политика России на рубеже веков» (2000 г.).

Ключевой проблемой для российской экономики в течение всего периода экономических реформ оставалась ее высокая энергоинтенсивность. Сегодня экономика России потребляет более 500 г. нефтяного эквивалента на каждый доллар ВВП, оцененного по паритету покупательной способности (или свыше 1.5 кг нефтяного эквивалента на каждый доллар ВВП). Для сравнения - в большинстве развитых стран и даже развивающихся экономик этот показатель находится в пределах 0,1-0,2 кгнэ / долл. Столь высокая энергоинтенсивность экономики ставит Россию по показателю удельного потребления энергии на душу населения в один ряд с государствами, где ВВП на душу населения превышает аналогичный показатель России в разы. В то же время, большинство развивающихся экономик (Китай, Индия), сопоставимых с Россией по показателю ВВП на душу населения, потребляют кратно меньше энергии на душу населения, чем Россия. Экономика России по показателю интенсивности использования энергии в международном масштабе, таким образом, очевидно неконкурентоспособна.

Если учесть, что в последние годы значительный вклад в рост ВВП продолжал вносить фактор увеличения мировых цен на нефть (по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2003 г. вклад составил 1,5 процентных пункта роста ВВП), то эластичность прироста спроса на энергию к приросту ВВП, обусловленному внутренними факторами и ростом физических объемов экспорта (5,8%), составит 0,64. Без учета этого фактора в 2003 г. эластичность прироста спроса на энергию к приросту ВВП составила 0,52. Т.е. на каждый процентный пункт прироста ВВП приходилось более 0,5% увеличения спроса на энергию. Расчеты показывают, что при довольно низкой эластичности прироста спроса на энергию к приросту ВВП 0,25 (примерно такой, какая наблюдалась в 1999-2001 гг., период восстановительного роста экономики) России потребуется к 2015 г. обеспечить дополнительное производство примерно 130 млн. т нефти (145 млрд. куб. м газа) в год для удовлетворения потребностей экономики в энергии, либо сокращать экспорт. С учетом перспектив производственного кризиса в электроэнергетике фактор вероятных ресурсных ограничений экономического роста в России становится все более актуальной перспективой для страны.

В настоящее время назрела острая необходимость тотальной модернизации электроэнергетического сектора, массового притока инвестиций в модернизацию генерации в объеме не менее 6-8 млрд. долл. в год в течение 8-10 лет. В этих условиях сектор оказывается по-прежнему неспособным мобилизовать частные инвестиции для финансирования капитальных вложений. Вложения средств в акции энергетических компаний на российском фондовом рынке в 2000-2003 годах были в основном связаны с перекупкой миноритарных пакетов акций, находящихся в частной собственности, и являются инвестициями только с точки зрения покупателей акций, но не предназначены для капитальных вложений производственного назначения.

Таким образом, работоспособная инвестиционная модель в российской электроэнергетике в условиях медленного продвижения реформирования попросту отсутствует.

2. Перспективы кризиса в добыче нефти в России

Нефтедобывающая отрасль российской экономики сегодня оказалась на пороге кризисной ситуации, проявляющейся в неспособности поддерживать рост производства в среднесрочной перспективе. Данная проблема представляет собой один из наиболее серьезных вызовов энергетической политике на ближайший период. Причины вероятного кризиса для нефтедобычи различны, однако Россия, тем не менее, имеет шанс столкнуться с перспективой окончания роста добычи нефти в самое ближайшее время, либо даже с падением объемов добычи.

Нефтяные ресурсы России не безграничны. По прогнозам специалистов, статус «нефтяной державы» Россия должна потерять через 23 года, то есть к 2030 году.

В нефтяном секторе, который демонстрировал хорошие производственные результаты в 1999-2004 гг., причины замедления темпов роста непосредственно связаны с усилиями российских властей, направленными на перераспределение собственности в нефтяном секторе экономики и, по сути, представляющими из себя новую волну масштабной и беспрецедентной реструктуризации нефтяного сектора, которая имеет волюнтаристский характер, не имеет явной стратегии реализации и целевой модели и осуществляется без детального просчета экономических последствий предпринимаемых шагов.

В период 1995-2004 годов нефтяной сектор экономики перешел к устойчивому функционированию в рыночной модели, полностью основанной на частной собственности и частной инициативе. Пока сектор остается функционировать именно в такой модели, в связи с чем определяющими для его развития являются инвестиционные решения частных собственников нефтяных компаний.

Нефтяной рынок России является одним из фундаментов российской экономики и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России, который обеспечивает более 20% ВВП, более 40% доходов федерального бюджета и 50% поступлений от российского экспорта. При этом, оценивая энергетический потенциал России, необходимо отметить, что на территории страны сосредоточено около 10% мировых разведанных запасов нефти и 30% - природного газа, что обеспечивает ей место среди ведущих нефте- и газодобывающих стран. Основными районами нефтедобычи являются Западно-Сибирский, Волго-Уральский и Тимано-Печорский. Общая динамика добычи нефти в России за последние годы имеет тенденцию к росту (рис. 1).

Рис. 1. Динамика добычи нефти в России за 1994-2005 гг. (млн. т.)

Однако, несмотря на увеличение добычи нефти, нефтяной рынок России подвержен влиянию ряда негативных факторов, к которым можно отнести:

ухудшение состояния сырьевой базы, как в количественном, так и качественном отношении. После распада СССР в 1990-х гг. произошло заметное снижение нефтедобычи (падение на 45%), которое было связано с объективными причинами, в частности с качественным ухудшением сырьевой базы отрасли и общеэкономическим кризисом в России. Степень выработки запасов достигала 54%.;

сокращение объема геологоразведочных работ. Так, в 2004 г. объем эксплуатационного бурения составил 8413 тыс. т м., а разведочного 585 тыс. м., тогда как в 2001 г. данные показатели ровнялись соответственно 10003 тыс. т м. и 1261 тыс. м.;

снижение нефтеотдачи на уже разрабатываемых месторождениях;

высокий износ основных фондов не только в нефтяной отрасли, но и в общем в ТЭК и других отраслях. В 2002 г. степень износа основных средств в ТЭК более 50%, а в нефтепереработке - 80%.

Еще в 2003-начале 2004 г. оптимистические оценки прогнозов добычи нефти в России, озвучивавшиеся нефтяными компаниями, предполагали дальнейшее наращивание объемов добычи нефти до уровня 440 млн. т в 2004 г., 480-500 млн. т в год уже в 2006-2007 гг. (т.е. в 2005-2007 гг. среднегодовые темпы прироста добычи нефти составили бы в таком сценарии 4-5%), а к 2012 г. годовой объем добычи нефти достиг бы 575 млн. т.

Интегральные планы крупнейших нефтедобывающих компаний, вывод о которых можно было сделать на основании интегрального анализа данных компаний и материалов СМИ, давали еще более высокую оценку темпов добычи нефти в ближайшей перспективе - 459 млн. т в 2004 г. (этот прогноз оправдался), или 9%, при этом в период 2005-2007 гг. темпы роста добычи также должны были бы находиться в пределах 4-5% в год, хотя в абсолютном выражении объемы добычи нефти оказались бы выше ввиду лучших результатов в 2004 г. (см. приложение). Однако действия российских властей в 2003-2004 г. серьезно подорвали основу для принятия стратегических долгосрочных инвестиционных решений по дальнейшему развитию нефтедобычи и реализации озвученных выше планов.

Во-первых, свою роль сыграли принятые весной 2004 г. решения властей по повышению уровня налогообложения нефтяных компаний и неспособность властей решиться на одобрение частного нефтепроводного проекта Западная Сибирь-Мурманск, который мог бы способствовать разрешению проблемы ограниченных экспортных трубопроводных мощностей. В результате этого экспорт нефти стал нечувствительным к сверхвысокой мировой конъюнктуре цен на нефть (свыше 90% дополнительных доходов от экспорта нефти, образующихся при превышении экспортной ценой уровня 25 долл./баррель, подлежат теперь перечислению в бюджет, что явно снижает экономическую мотивацию компаний для наращивания экспорта нефти в период высоких цен), а решения проблемы дополнительных издержек минимум в 5-7 долл./баррель при экспорте западносибирской нефти железнодорожным и внутренним водным транспортом так и не найдено. Решение о строительстве нефтепровода Тайшет-Перевозная из-за дороговизны транспортировки мало, чем помогает расширению экспорта нефти из Западной Сибири, где по-прежнему сосредоточен основной потенциал нефтедобычи в России. Не сумев создать нефтяным компаниям выгодных стимулов для дальнейшего расширения производства, государство приступило к интервенциям в формирование структуры нефтяного сектора.

Во-первых, оно приостановило начавшийся в 2002-2003 гг. рыночный процесс слияний и поглощений в нефтяном секторе, фактически запретив сделку по слиянию компаний «ЮКОС» и «Сибнефть». Таким образом, естественный процесс эволюции российского нефтяного сектора был остановлен; более того, из процесса принятия стратегических решений в области долгосрочных инвестиций в нефтедобычу была практически выключена компания «Сибнефть» (7,4% российской нефтедобычи в 2004 г.), так как ее собственники до сих пор не приняли решения о продаже компании, и в то же время явно не собираются развивать ее. Дальнейшие действия по демонтажу «ЮКОСа» как единого экономического организма выключили и эту компанию из числа стратегических игроков в области принятия инвестиционных решений на долгосрочную перспективу.

«Юганскнефтегаз», вычлененный из компании, вот уже в течение длительного времени не являлся самостоятельным рыночным игроком и центром принятия стратегических инвестиционных решений, будучи лишь техническим элементом вертикально интегрированной системы «ЮКОСа», и новые владельцы пока не предложили внятной стратегии развития «Юганскнефтегаза», подкрепленной адекватными маркетинговыми планами. Вертикально интегрированная производственно-рыночная цепочка в компании «ЮКОС» оказалась разорванной, при этом сохраняющиеся в собственности «ЮКОСа» активы все еще представляют из себя крупную вертикально интегрированную нефтяную компанию. Ни «Юганскнефтегаз», ни сохраняющийся «ЮКОС», таким образом, пока не в состоянии принимать адекватные долгосрочные инвестиционные решения.

Еще одним элементом «силовой реструктуризации» нефтяного сектора стала идея о передаче нефтяной компании «Роснефть» под контроль «Газпрома» - процесс передачи прав на разработку месторождений уже начался, в то время как «Газпром» еще явно не готов к принятию стратегических инвестиционных решений по развитию нефтедобычи. Таким образом, компании, владеющие правами на разработку лучших нефтяных месторождений России («Юганскнефтегаз», «остатки» «ЮКОСа», «Сибнефть», «Роснефть») и добывшие в 2004 г. примерно 31% от всей добытой в России нефти, оказались полностью неспособными принимать перспективные инвестиционные решения в области развития нефтедобычи.

Что касается остальных, то инерция принятых в 2001-2003 гг. решений о введении «плоской» ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и фактическое «закрытие» режима СРП (установление режима налогообложения соглашений о разделе продукции, аналогичного обычному налоговому режиму) вряд ли позволит существенно наращивать в ближайшие годы добычу нефти мелким и средним компаниям и таким компаниям, как «Татнефть» и «Башнефть», месторождения которых серьезно истощены. В 2001-2004 гг. добыча нефти «Татнефтью» и «Башнефтью» стагнировала, а добыча нефти компаниями, не входящими в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), упала почти на 30% (с 35,5 млн. т до 25,8 млн. т).

В совокупности доля в российской нефтедобыче компаний, имеющих сомнительные стратегические перспективы для развития производства, таким образом, составляет почти 45%. Если к этому прибавить ТНК-ВР, компанию с 50%-ным иностранным участием, вокруг которой перманентно циркулируют предположения о возможном выставлении государством налоговых претензий за 2001-2002 гг., либо о введении разного рода ограничений для деятельности компании в связи с 50%-ным иностранным участием в ее капитале (компания, таким образом, также ограничена в возможности принимать стратегические инвестиционные решения по развитию нефтедобычи ввиду высоких рисков), а также «Славнефть», купленную «Сибнефтью» и ТНК-ВР в конце 2002 г. на приватизационном аукционе (окончательная стратегия новых собственников в отношении перспектив развития бизнеса на базе активов «Славнефти» так и не была определена), получается, что компании, добывающие 63% российской нефти в результате затеянной российскими властями «реструктуризации» нефтяного сектора и отдельных элементов экономической политики, имевших сомнительные долгосрочные последствия (введение плоского НДПИ и ущемление интересов инвесторов в новом формате режима СРП), теперь не имеют ясных перспектив для принятия инвестиционных решений в области развития нефтедобычи.

Единственные компании, которые не входят в перечисленный список, - «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», при этом «Лукойл» испытал явные трудности в развитии нефтедобычи в Тимано-Печорской провинции в связи с задержкой принятия решения по поводу строительства нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск, и сегодня вынужден инвестировать в альтернативный проект строительства собственного нефтеналивного терминала в Варандее (ненецкий автономный округ).

Итак, в настоящее время наметились перспективы кризиса в добыче нефти в России. Так в 2005 г. сократился прирост добычи нефти в России: если с 1999 по 2004 г. добыча нефти возросла с 305 млн. тонн до 460 млн. тонн, или на 8,6% в среднем за год, то в 2005 году прирост добычи достиг всего лишь 2,2% (или 10 млн. тонн). В 1970 г. фонтанным способом добывалось 51,9% нефти, в 2004 г. всего лишь 6,4%; за тот же период среднесуточный дебит одной скважины сократился почти 3 раза.

Одновременно в последние 15 лет из года в год происходит постоянное падение нефтеотдачи пластов: снижается коэффициент нефтеотдачи, растут безвозвратные потери разведанных месторождений.

Справедливости ради нужно сказать, что этот процесс начался еще в СССР, примерно с 1960 г. Однако в этот период в стране происходила масштабная разведка и открытие все новых и новых месторождений. Начиная с 90-х годов, приоритет в стратегиях нефтяных компаний долгое время принадлежал добыче нефти из активных запасов, при этом трудноизвлекаемые запасы игнорировались. Теперь следует признать, что, своего рода, снятие сливок в следствии хронического форсирования нефтедобычи из высокодебитных скважин близко к завершению.

3. Государственные планы по освоению нефтяных ресурсов России до 2025 г.

нефть энергетический стратегия кризис

Разведанные запасы нефти постепенно снижаются - их прирост уже практически не компенсирует добычу. Если не разрабатывать новые месторождения, то к 2010 году нас ожидает дефицит нефти. А согласно основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года, разработанной Минэнерго, разведанные запасы открытых месторождений нефтяного сырья при нынешних объемах добычи будут полностью исчерпаны к 2040 году.

В настоящее время потенциально новые запасы постепенно уменьшаются, в связи с сокращением объемов геологоразведочных работ: существенное снижение данных работ в течение последние 10 лет привело к уменьшению подтвержденных запасов нефти примерно на 13%.

Прогноз правительства РФ изменения добычи нефти в 2007 г. представлен в таблице 1.

Таблица 1. Прогноз изменения добычи нефти в 2007 г.

Компания

Добыча за 11 мес. 2006 г. (тыс. т)

±11 мес. 2005 г. (%)

Прогнозируемый годовой рост (снижение) на 2007 г. (%)

ЛУКОЙЛ

80270

4,8

4

ТНК-ВР

68780

7,6

2-3

Роснефть

67704

245,6

8

Сургутнефтегаз

58340

7,6

6

Сибнефть

30262

-2,3

0-2

Татнефть

1,2

0,5-1,5

Юкос

22640

-71,1

10

Славнефть

22072

10,6

7

Башнефть

10931

-0,9

0,5-1

Русснефть

10991

88,7

Свыше 100

Всего

429380

2,7

2-3


В итоге, значительная часть экспертов всерьез говорит о том, что уже в 2006-2007 гг. российский нефтяной сектор может столкнуться с остановкой роста и даже некоторым падением нефтедобычи. Имеющаяся на данный момент статистика добычи нефти позволяет констатировать начало довольно серьезного спада добычи начиная с октября 2005 года.

Среднесуточная добыча нефти с газовым конденсатом в РФ с августа 2006 г. по август 2007 г. представлена на рис. 2.

Рис. 2. Среднесуточная добыча нефти с газовым конденсатом в РФ с августа 2006 г. по август 2007 г.

В Западной Сибири еще есть возможность открытия крупных месторождений с запасами от 30 до 100 млн. тонн нефти. На сегодняшний день выявленные запасы обеспечивают стабильную добычу нефти на ближайшие 15-20 лет. Невыявленные ресурсы - на 50-60 лет.

Невыявленные ресурсы Западно-Сибирской нефтяной провинции, по мнению доктора геолого-минералогических наук Александра Шпильмана, составляют 70% невыявленных ресурсов России; 48% перспективных и прогнозируемых ресурсов нефти России расположено в Ханты-Мансийском автономном округе, 12,8% - на Ямале, и 4% - на Сахалине. Из 418 открытых в Ханты-Мансийском автономном округе месторождений сегодня разрабатывается только 214. Поэтому развитие Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, считает он, будет обеспечивать экономическое развитие России на ближайшие годы, и никакой серьезной альтернативы сегодня нет.

Западно-Сибирские месторождения останутся и основной базой для заполнения строящегося Восточного нефтепровода. «Даже если предположить резкий рост объемов нефтедобычи в Восточной Сибири, он не сможет превысить 30 млн. тонн в год», - заявил Александр Шпильман.

Таблица 2. Прогнозируемая добыча нефти на восточносибирских месторождениях в 2010-2015 гг.

Месторождение

Запасы нефти

Ожидаемая добыча

Оператор



2010 г.

2015 г.


Юрубчено-Тахомское (Эвенкийский АО)

Около 100 млн. т по официальным данным, свыше 700 млн. т по оценке аудита Miller&Lents

12-15

20-22

ЮКОС

Верхнечонское (Иркутская область)

160 млн. т, возможна переоценка в результате доразведки до 450 млн. т

2

4-5

64% акций компании - оператора проекта контролирует ТНК-ВР

Талаканское (Якутия)

125 млн. т

2,5

4-5

Сургутнефтегаз

Ванкорское (Красноярский край)

120 млн. т

5

6-7

Роснефть. Первоначально планировала строить собственные нефтепровод в Диксон на побережье Северного Ледовитого океана

Всего

-

21,5-24,5

34-39




Как видно из приведенной таблицы, потенциал добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири невысок. Тем не менее, проект нефтепровода Тайшет-Перевозная не позволит экспортировать более чем 25-30 млн. тонн западносибирской нефти в тихоокеанском направлении, что все равно не решает проблемы альтернативной логистики экспорта нефти в Западной Сибири, которая в долгосрочной перспективе продолжит оставаться главным нефтедобывающим регионом России, т.е. возвращаться к рассмотрению проекта строительства «северного» нефтепровода в стратегическом плане все равно придется.

Учитывая ту важнейшую роль, которую играет нефть в жизни всей страны, государству необходимо сохранить решающую позицию в регулировании энергетической сферы, хотя, при этом, данная позиция должна основываться на рыночных принципах.

Решение основных экономических задач страны практически неосуществимо без основательного повышения эффективности добычи и использования нефтяного ресурса, при любом уровне мировых цен на него. Основная роль в модернизации отрасли, а также в удовлетворении растущих потребностей в топливно-энергетических ресурсах должна отводиться мероприятиям по энергоресурсосбережению, и гораздо меньшая - увеличению производства этих ресурсов. Государству при формировании своей политики в отношении нефтяной промышленности сейчас становится просто необходимо перемещать приоритеты в сторону долгосрочного развития, тогда как на данный момент краткосрочные интересы явно превалируют.

Заключение

Высокие темпы экономического роста в России в последние годы во многом объясняются благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, прежде всего, растущим внешним спросом на топливные ресурсы и высокими ценами на нефть.

Высокие цены на нефть положительно отражаются на бюджете: примерно 30% доходов консолидированного и около 50% федерального бюджетов можно отнести на счет нефтяной промышленности. Но для развития российской экономики в целом дорогая нефть представляет некоторую угрозу: создается иллюзия экономического роста и отпадает необходимость проведения глобальных реформ, а то, что рост этот экстенсивный, и благополучное исполнение бюджета, во многом, зависит от мировых цен на нефть, временно забывается. Производственные мощности, технологии, законодательство остаются прежними, в то время как дальнейшее развитие экономики все более замедляется. И одной из первых страдает сама нефтяная отрасль. Эта отрасль, как базовая составляющая топливно-энергетического комплекса, обеспечивает жизнедеятельность общества, функционирование промышленности и, в целом, народного хозяйства. Но в настоящий момент все острее ощущается необходимость проведения в ней структурных изменений.

В ближайшие годы вероятно замедление экономического роста в связи с ухудшением конъюнктуры мировых рынков топлива. Кроме того, даже при сохранении высоких цен на энергоносители могут сказаться инфраструктурные ограничения по экспорту нефти, что приведет к замедлению роста экспорта в натуральном выражении. Как следствие, снизятся темпы роста в топливных отраслях и в других секторах экономики.

Проблема неуклонного снижения топливных запасов - не в медленных темпах роста нефтеперерабатывающей промышленности, а в интенсивной выработке общемировых объемов нефтяных запасов. Этот неутешительный вывод подтверждается тем фактом, что за последний год объемы открытых нефтяных месторождений не превысили объемов мировой добычи нефти. А в России, например, выработка существенно опережает новые поступления данных геологической разведки.

Таким образом, Россия в среднесрочной перспективе имеет реальные шансы столкнуться с перспективой кризиса ресурсного обеспечения экономического роста - в электроэнергетике. В этом случае придется выбирать между двумя способами решения проблемы ресурсного обеспечения национальной экономики: директивным сдерживанием роста поставок энергии либо сокращением экспорта энергоресурсов. И тот, и другой путь отрицательно скажутся на темпах роста российской экономики. Отсутствие у государства стратегии развития инфраструктуры по экспорту нефти, адекватной требованиям рынка, может привести к прекращению роста физических объемов экспорта уже в ближайшие годы.

Для поддержания высоких темпов экономического роста необходимо выявить новые, перспективные факторы роста и тем самым уменьшить зависимость российской экономики от экспорта топлива и сырья. В то же время, сложившиеся структурные пропорции российской экономики определяют ее инерционное развитие при замедлении роста экспорта.



Список литературы

1.   Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года (одобрены Правительством Российской Федерации - протокол №39 от 23.11.2000 г.). - М.: ГУ ИЭС, 2001.

2.      Аёшин А.А. Россия в стратегиях нефтяных ТНК // Вестник РУДН №1 (12), М.: Изд-во РУДН, 2007. - C. 58-71.

.        Виноградова О. Нефтяной шок не исключается // Нефтегазовая Вертикаль, 2004. - №14. - С. 31-32.

.        Демилова Т. Мировой рынок // Рынок нефти России, 2006. - Выпуск VIII. - №18.

.        Еренин К. Стратегия развития нефтяной промышленности Каспийского региона // Каспиан, 2005. - №1. - С. 29-33.

.        Кирсанов О. Обзор рынка // Рынок нефти России, 2006. - Выпуск VIII. - №18. - С. 26-28.

.        Конопляник А.А. Россия на формирующемся евроазиатском энергетическом пространстве: проблемы конкурентоспособности. - М.: Нестор Академик Паблишерз, 2006. - 592 с.

.        Мирян В.В Якутии началось широкомасштабное развитие нефтяной промышленности // Информцентр, 2006. - №2.

.        Моржаретто И. Нефтяные реки, золотые берега… Непримиримые соперники объединяются в альянсы // За рулем, 2005. - №7. - С. 24-25.

.        Наливкин В.Д. Прогноз развития нефтяной промышленности России. - М.: Инфра-М, 2005. - 97 с.

.        Пархоменко С. Мировой рынок // Экспорт Нефти, 2006. - Выпуск VIII. - №1. - С. 32-34.

.        Работать становится все дороже // Нефтепанорама: образ мирового нефтебизнеса, 2006. - Выпуск VIII. - №13.

.        Санин П. Нефтяная промышленность Югры - локомотив социально-экономического развития России // ИНВУР, 2005. - №12.

.        Цветков В.А. Нефте-газовый сектор: основные направления приложения инновационных решений Нефтепанорама: оброз мирового нефтебизнеса, 2007. - Выпуск II. - №5. - С. 37-39.

Похожие работы на - Энергетическая политика в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!