Особенности семейной идентичности у одиноких мужчин находящихся в разводе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    179,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности семейной идентичности у одиноких мужчин находящихся в разводе

Содержание

Введение

1. Теоретический анализ проблемы семейной идентичноси одиноких мужчин находящихся в разводе

.1. Анализ понятия идентичносоть

.2. Анализ понятия семейная идентичность

1.3. Социально-психологические особенности развода

2. Экспериментальное исследование семейной идентичности одиноких мужчин находящихся в разводе

2.1. Описание методов исследования

2.2. Характеристика выборки и описание хода исследования

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение

Литература

Введение

По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы рушатся. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который не приносит удовлетворение партнерам. Часто выход в такой ситуации один - развод.

Проблему одиноких мужчин находящихся в разводе мы наталкиваемся на более глобальную проблему неполных и неблагополучныхых семей. Хочется понять почему эти мужчины не могут построить полноценную семью и сохранить ее. Для этого надо заглянуть в ситуацию взросления самих мужчин: в каких семьях они выросли, с кем росли мальчики, были ли у их родителей проблемы в семейных отношениях, а может и развод?

Здесь уместно рассмотреть, по меньшей мере, две ситуации: ребёнок и мать, ребёнок и отец. Существует ещё целый ряд случаев, например, когда дети после развода родителей живут с бабушкой, с сестрой матери или другими родственниками кого-то из родителей. Но оптимальным вариантом (конечно, после полноценной семьи) считается проживание с одним из родителей.

Чаще всего после развода детей воспитывает мать, хотя женщине, как менее материально обеспеченной по сравнению с мужчиной, труднее этим заниматься. Материнский инстинкт в такой семье сильно разбавлен ощущением того, что деньги вот-вот закончатся. Приходится много работать, чтобы содержать себя и ребёнка. Но если ребёнок сыт и получил желаемые игрушки - это ещё не вершина счастливого детства. Уделяя мало времени после развода своим детям и постоянно находясь на работе, женщина чувствует себя виноватой. За то недолгое время, которое работающая мать находится рядом со своим чадом, она стремиться сказать ему самое главное: «Не будь таким, как отец» или «Никогда не доверяй мужчинам». Так впоследствии вырастают дети, которых развод сделал в чём-то неполноценными. Развод для детей не проходит бесследно.

Есть одна очень простая истина - несчастная мать не вырастит счастливого ребёнка. Если женщина откажет себе во всех радостях жизни, откажется от личных отношений, то невольно после развода она воспитает детей, которые будут чувствовать себя виноватыми перед ней. Конечно, женщине во всех отношениях труднее одной растить детей после развода, но все старания будут напрасны, если мать утратит своё жизнелюбие.

В нашей стране процент отцов, самостоятельно воспитывающих детей после развода, не превышает 7-10%. Мужчины, которым развод оставляет в наследство детей, как правило, материально обеспечены, поэтому их проблемы связаны, прежде всего, с психологией.

Но, по сути, у всех отцов-одиночек, заботящихся о детях после развода, только одна проблема - это то, что они отцы. «Папа может всё, что угодно, только мамой он не может быть». Даже законы больше симпатизируют одиноким матерям, поэтому мужчины сегодня могут пользоваться не всеми льготами, предоставленными женщине, воспитывающей детей после развода.

Психологи утверждают, что после развода детям лучше остаться с отцом, потому что с трех лет как мальчики, так и девочки нуждаются в воспитании отца намного больше, нежели матери. Французские ученые назвали процент жизненного опыта и развития, которые может дать ребёнку именно отец. Цифра 98 возмутила многих женщин. Однако дети, в результате развода выросшие только с папой, все же отличаются от своих сверстников. Дети, пережившие развод, даже в зрелом возрасте смотрят на мир иначе.

Исходя из данного положения вещей можно сказать, что мальчик выросший в неполной и неблагоприятной семье не может построить полноценную семью так как не знает: а как должно быть, как в семье должен вести себя мужчина, какие проблемы брать на себя, как реагировать на различные ситуации, как строить отношения с женой и детьми. Вот и получается, что сделав попытку создать семью мужчина оступается и это в конечном счете ведет к разводу.

Мужчины после развода испытывают: боль, разочарование, ощущение утраты, боязнь того, что была совершена ошибка, горечь за бездарно потерянные годы. Развод - это такое глобальное изменение в жизни, которое не проходит бесследно для человеческой психики и человеческой души. Причем доказано, что мужчины переживают развод гораздо острее и тяжелее, чем женщины. Не имея возможности выплакаться и высказаться, они заталкивают чувства вглубь подсознания. А так как чувства эти сплошь негативные и неприятные, они могут вылиться в физические заболевания, а порой даже приводят к мыслям о самоубийстве.

А какое отношение после развода у мужчины к своей бывшей семье, жене, детям, к себе. Стремление разобраться в семейной идентичности одиноких мужчин находящихся в разводе и определило тему исследования.

Объект исследования: одинокие мужчины находящиеся в разводе.

Предмет исследования: особенности семейной идентичности у одиноких мужчин находящихся в разводе.

Цель исследования: выявление особенностей семейной идентичности у одиноких мужчин находящихся в разводе.

Задачи исследования:

. Проведение теоретического анализа термина «идентичность»и «семейная идентичность».

. Изучение социально-психологических особенностей развода.

. Планирование и проведение эксперимента.

. Анализ и обработка результатов, формирование вывода.

Гипотеза: Семейная идентичность одиноких мужчин находящихся в разводе различна.

Теоретико-методологической основой исследования являются авторы: Леш К., Сапожникова Р.Б., Софронова Л.А., Филлипова Ю.В., Целуйко В., Эдемиллер Э.Г.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

-Эмпирические методы:

1.      Анкета

.        Шкала семейной адаптации и сплочённости

.        Семейная социограмма (Э.Я. Эйдемиллер)

.        Цветовой тест отношений

.        Репертуарная решётка Келли

.        Статистическая обработка данных включала в себя один из методов многомерного статистического анализа - кластерный анализ. Кластерный анализ проведен методом будущего соседа, в эвклидовом пространстве. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v.2.1.

В результате исследований:

Выявлены особенности семейной идентичности одиноких мужчин находящихся в разводе.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Общий объем работы 56 страницы компьютерного текста.

1. Теоретический анализ проблемы семейной идентичности одиноких мужчин находящихся в разводе

.1 Анализ понятия идентичность

Проблема идентичности и определение психологических оснований ее изучения актуальны не только по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека, но и в связи с насущными психотерапевтическими задачами. По мнению М.В. Заковоротной, понятие идентичности стало одной из главных тем общественной мысли XX столетия. Л.В. Середа справедливо отмечает, что в «современную эпоху термин “идентичность” может претендовать на исключительную релевантность». Во-первых, следует иметь в виду стремительные социальные изменения, которые приводят к тому, что тождественность, устойчивость и непрерывность личностного опыта, составляющие суть идеи идентичности, начинают осмысливаться как проблема. Во-вторых, имеются методологические основания, акцентирующие понятие «идентичность» в современную эпоху. Как метапонятие идентичность охватывает одновременно онтологию и рефлексию, но одновременно с этим для научных исследований необходима конкретизация этого понятия, поскольку при анализе его содержания возникает ряд серьезных проблем.

Поэтому нам представляется достаточно важным не только анализ содержания понятия «идентичность» в рамках существующих исследовательских парадигм, но также и поиск его первоначального значения до того, как данная тема стала объектом исследования в прикладных проектах. Это не только дань традиции. Необходимо учитывать как диалектическую природу самого объекта исследования, так и многозначность самого слова.

О.Н. Павлова справедливо замечает, что проблемы возникают уже «при попытке сопоставить происхождение термина со смыслом, вложенным в это понятие». Итак, обратимся к анализу термина «идентичность».

Понятие «Идентичность» (англ. <#"659890.files/image001.gif">

В первую подгруппу входят: моя семья и идеальная семья. Во вторую подгруппу включены: семья друзей, семья родителей и группу сослуживцев они типичны и относятся к семье которая нравится. Первая подгруппа взаимосвязана со второй подгруппой тем что вторая респондентом ценится.

В другой группе находятся объекты которые не нравятся это семья родителей супруги, а так же респондент не нашел сходства своей семьи с группой друзей и единомышленников.

Рассмотрим рис.3 дендрограмма представлена следующей структурой. Выделяются две различные группы. Первая из них распадается на четыре, вторая на две подгруппы. Рассмотрим первую группу с ее 4 подгруппами.


В первую группу входят: сам респондент, идеальный сын, сын и типичный сын. Сам А1 ассоциирует себя с идеальным сыном, своего сына он представляет как типичного сына.

Во вторую группу он отнес свекра( своего отца) и сестру жены. Они взаимосвязаны с типичным сыном и с идеальным сыном, но не близкими отношениями.

В третью группу А1 отнес: идеального мужа и идеальную жену и свекровь, которая является идеальной женой по мнению испытуемого.

В четвертой группе: жена которая является типичной женой. Она достаточно далеко от сына и мужа, так как семейные отношения с ней прекращены и имеют опосредованный характер.

Свою семью А1 представляет как идеальную, она ему более - менее нравится и имеет черты группы сослуживцев. Поэтому поводу можно сказать что семья для Александра Анатольевича это формальная, социальная необходимость. В соей семье он не находит черт группы единомышленников и группы друзей и это ему не нравится. Муж ассоциирует себя со своими родственниками, отделяя от себя только своего брата, тестя и тещу. Близкие ему ценности: он сам, сын, его отец, его мать, сестра жены, жена. Всех остальных противопоставляет с собой: своего брата, тестя, тещу. Следовательно его жизненные позиции не совпадают с позициями брата, тестя и тещи.

Заключение по данным исследования семейной идентичности Полякова Александра Георгиевича.

Бывшая семья Полякова Александра Георгиевича относится к группе семей с подростками. По шкале семейной адаптации и сплоченности видно, что уровень семейной сплоченности -разобщенный, проблематичный ведущий к нарушениям функционирования семейной системы. Уровень семейной адаптации - ригидный. Этой семье сложно адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам, это препятствует переходу выполнения семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.

Расхождение между реальным восприятием и идеалом по уровню сплоченности составляет 15 можно сказать это высокий уровень неудовлетворенности существующей семейной системой. Расхождение по уровню адаптации 1 - не значительное, но учитывая низкий уровень адаптации в семье можно сказать, что в этой семье есть сложности во взаимоотношениях.

Александр Георгиевич в идеале хочет изменить существующую ситуацию в семье в лучшую сторону, об этом говорит расхождения уровня сплоченности. Низкие показатели адаптации в семье респондента могут свидетельствовать о том. Что он хотел бы что-то изменить, но устои и воспитание в семье его родителей не позволяют ему это сделать.

В семейной социограмме в площадь круга включено 9 кружков, столько же сколько и членов семьи. Все кружки примерно одинакового размера. В центре круга находится сам респондент, а вокруг него не сцеплено расположились все остальные кружки. Справа находится его дочь, а слева от него его мать. С этими людьми он находится в более близких и доверительных отношениях. Над собой он расположил: брата Лешу, племянницу, брата Игоря они имеют для респондента первоочередную значимость и как-то влияют на его жизнь. Кружок брата Леши крупнее всех остальных чем подчеркивает его значимость. Под собой респондент расположил жену сцепленную с дочкой, возможно из-за того что между ними более тесные отношения и они проживают вместе. Жену от себя отдалил возможно из-за существующих конфликтов между ними. Внизу также находятся кружки тети и тещи, которую он нарисовал подальше, как менее значимые, но необходимые для функционирования всей семьи.

В идеальной картине семьи респондент хотел бы поменять положение своих родных. Дочь приблизить к себе более тесным общением, жену поставить на место матери, а мать отодвинуть. Теща поднимается с нижних позиций и ставится рядом с его дочерью. Брата Лешу респондент передвигает с главных позиций в низ минимизируя его влияние. Брата Игоря оставляет, еще приближает к себе сцепляя с собой, это желание более тесного общения с ним. Племянницу от себя немного отдаляет но оставляет на верху так как она важна для него как член семьи. В общем Александр Георгиевич оставил себя в центре круга, желая быть всегда в центре событий, свою дочь и жену приблизил к себе, а мать уходит на второй план. Возможно у респондента есть желание сохранить семью и он считает если мать убрать на второй план ,то отношения с женой наладятся.

В идеальной и реальной картине респондент рисует многоуровневую и многокомпонентную семью, члены которой находятся на расстоянии, это означает хаотичность в отношениях с ними и не желание более тесного контакта, во главу всего ставятся интересы самого респондента.

При цветовом ассоциировании респондент показал следующие предпочтения:

Желаемое: черный и серый цвет- чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Черный цвет является средством достижения целей. На первом месте чёрный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно.

Актуальное заняли цвета коричневый и красный- активное стремление к эмоциональной разрядке.

Коричневый этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Это же может означать чувство утраты корней, потери домашнего очага.

Красный символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной, гормональной активности, стремление к успеху, жадное желание всех жизненных благ. Воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли».

На месте незначительного - синий, фиолетовый - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

Синий означает спокойствие, вызывает умиротворённость чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически - удовлетворённости. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сенситивность, доверие, самопожертвование, преданность. Помещение на последние позиции выявляет неудовлетворённость эмоциональными отношениями.

Фиолетовый - содержит в себе свойства и синего, и красного, объединяя «победность» красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза, высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сенситивному постижению, нереальность желаний и безответственность. У испытуемого идет спад в отношениях , в стремлениях, а так же возможно разочарование в любви.

На четвертом месте отвергаемое проявляется в зеленом и желтом цвете- состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

Отвержение желтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований.

Отвержение зелёного означает то ,что отвергается «эластичная (упругая) напряжённость», упорство, целеустремлённость, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Скрупулёзная точность, критический анализ, логическая последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Честолюбие.

В иерархии объектов исследования у А2 на 1и 2 месте - ничего, на 3 месте: он сам и его прошлое, на 4 - ничего, на 5 месте: мой отец, отец супруги, настоящее, на 6 месте: супруга, его семья, мать, мать супруги, общение, успех, любовь, карьера, творчество, на 7 месте: будущее, свобода, здоровье, на 8 месте: дочь и счастье.

Для респондента все его члены семьи не так важны как он сам и его прошлое. Очень большое значение придает своему отцу, отцу супруги и связывает их с настоящим, так как их обоих нет в живых, то вероятно он до сих пор по ним скорбит. На последнее место он ставит всех остальных членов семьи и свои жизненные позиции. Объединение их в одну группу может свидетельствовать о том, что эти люди способствуют его продвижению по жизни самовыражению. Из всего вышесказанного следует, что респондент видит жизнь такой, какой он сам себе ее рисует. Если она видится ему в темных тонах то он страдает, если в светлых то он радуется, хотя в реальности это может быть не так.

Для респондента А2 рис.2 дендрограмма иерархии семейных ценностей представлена следующей структурой. Выделяются две различные группы. Первая из них распадается на две, вторая более-менее однородная. Рассмотрим первую группу с ее двумя подгруппами.


Первая подгруппа включает: моя семья, группа друзей, группа сослуживцев, группа единомышленников, они характеризуют отношения в семье респондента.

Вторая подгруппа включает семью родителей и семью родителей супруги - эти семьи чем - то нравятся, а чем - то не нравятся испытуемому.

Первая и вторая подгруппа взаимосвязаны отношениями.

Противопоставляет респондент своей семье семью друзей, которая одновременно является и типичной и идеальной. Значит семья друзей не похожа на семью респондента.

В дендрограмме субъектов семьи в пространстве категорий респондента А2 на рис.4 структура представлена в виде двух групп, в первой группе три подгруппы, во второй группе две подгруппы. Рассмотрим первую группу.


В первой подгруппе находятся: сам респондент, типичный муж, типичная жена.

Во второй подгруппе: идеальный муж и идеальная жена.

В третьей подгруппе: дочь, идеальная дочь, типичная дочь.

Эти три подгруппы взаимосвязаны отношениями с дочерью. Респондент считает себя и жену идеальными по отношению к дочери. Когда же они не с дочерью, то они достаточно типичны.

Во второй группе респондент противопоставляет себе в 1 подгруппе жену и тещу, так как жена находится в тесных отношениях с ней и проживает совместно. Отношения с этими людьми опосредованы. Во второй подгруппе свекровь(свою мать) и брата жены. У респондента возникают с ними отношения в случае необходимости.

По результатам кластерного анализа респондента А2 можно заключить, что свою семью он ассоциирует с группой друзей, группой сослуживцев, группой единомышленников, т.е. он не считает свою семью ни типичной, не идеальной. Большую значимость для него имеют его друзья, сослуживцы и единомышленники, которые находятся вне семьи. Важное значение для него имеет семья его родителей и семья родителей супруги, они ему и нравятся и не нравятся одновременно. Следовательно он бы хотел иметь такую семью как у родителей, но ,возможно, ему не нравится то ,что в ней нет достаточно свободы, которую он хочет ощущать. Противопоставляет он своей семье семью друзей, которая одновременно является и типичной и идеальной, следовательно не похожа на его семью. А2 ассоциирует себя с женой, с дочерью, считает себя и жену идеальными по отношению к дочери. Противопоставляет себе: жену и тещу, а так же мать и брата жены, т.е. вступает в отношения с этими людьми, когда у него есть в этом интерес. С женой общается по поводу дочери.

Заключение

Счастливый брачный союз, основанный на любви и взаимопонимании, разумеется, добро. А развод? Одни считают его злом, а другие - избавлением от зла. А он как дождь: когда необходимо - добро, во всех остальных случаях - зло, и немалое. Пожалуй, в этой метафоре наиболее четко подмечена психологическая сущность развода. Для кого-то - это единственный выход из сложившейся конфликтной ситуации в семье, когда присутствие рядом другого человека вызывает острое раздражение, даже ненависть, а для кого-то - сильное эмоциональное и психическое потрясение, оставляющее горький след в душе.

Разводящиеся супруги, по утверждению психологов, в подавляющем большинстве случаев испытывают чувство отчаяния, тоски, одиночества, горечь несбывшихся надежд. Иногда последствия неудачной семейной жизни человек ощущает на себе много лет после развода, опасается повторного вступления в брак из-за боязни совершить подобную ошибку и испытать в очередной раз глубокие муки и боль, превращающие его жизнь в бесконечное страдание.

Проводимое нами исследование семейной идентичности одиноких мужчин находящихся в разводе приоткроет для нас часть их внутреннего мира и их семейные ценности и взаимоотношения. Это знание необходимо прежде всего самим испытуемым для того, чтобы разобраться в себе и идти дальше по жизни.

Проведя теоретический анализ понятий идентичность и семейная идентичность мы выяснили:

Теоретическое и методологическое значение понятия «идентичность» связано с его многомерностью как социально-психологического феномена, обеспечивающего человеку форму присвоения и непрерывности переживания опыта, а также психологическую определенность.

Семейная идентичность предполагает идентификацию себя с группой (семьей), при этом он остается индивидуален, т.е. происходит соединение личностной и социальной идентичности. Семейная идентичность это важнейшая часть психологического основания позиционирования человека в социуме и его жизнедеятельности.

Для выявления особенностей структурного аспекта идентичности применялись: семейная социограмма и опросник адаптации и сплоченности; для выявления эмоционально-оценочного - цветовой тест отношений, для выявления когнитивного аспекта идентичности - репертуарные решетки Келли. Данные полученные по результатам исследования двух одиноких мужчин находящихся в разводе показали, что в структуре семейной идентичности , этих семей присутствуют явные отличия и сходства, таким образом выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

По опроснику адаптации и сплоченности, выявляющих структурный аспект взаимоотношений в семье, наиболее явным различием стало для респондента А1, уровень семейной сплоченности разделенный т.е. умеренный. Уровень семейной адаптации гибкий т.е. сбалансированный. Эта семья более легко приспосабливается к изменениям условий жизни и стрессам. У респондента А2 по шкале семейной адаптации и сплоченности видно, что уровень семейной сплоченности -разобщенный, проблематичный ведущий к нарушениям функционирования семейной системы. Уровень семейной адаптации - ригидный. Этой семье сложно адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам. У Александра Анатольевича расхождения по шкалам семейной адаптации и сплоченности не выявлено, вероятнее всего из-за короткого времени после развода он еще не осознал реальность происходящих событий поэтому, не видит необходимо что-то менять. У Александра Георгиевича расхождение между реальным восприятием и идеалом по уровню сплоченности составляет 15 можно сказать это высокий уровень неудовлетворенности существующей семейной системой. Расхождение по уровню адаптации 1 - не значительное. Эти расхождения говорят о необходимости перемен.

Сходством по опроснику адаптации и сплоченности стало то, что бывшие семьи относятся к группе семей с подростками и у них не высокий уровень семейной сплоченности. Незначительное у А2 и отсутствие у А1 расхождение в идеальном и реальном уровне адаптации может свидетельствовать о незнании как разрешить сложившуюся ситуацию. Какие именно компоненты подправить, чтобы приблизится к идеалу и вообще идеал - это как?

По семейной социограмме выявлены следующие существенные различия в реальной картине: у А1 рисует только жену, сына и себя все они между собой тесно соединены, респондент А2 рисует 9 кружков все на расстоянии от него тесной связи ни с кем нет: в центре он сам, справа и слева дочь Ксения и мать испытуемого, сверху племянница, снизу тетя Лида, сверху так же брат Леша и брат Игорь, жена Катя и теща внизу. Это показывает иерархию отношений в семьях респондентов.

В идеальной картине у респондента А1 появляются дополнительные значимые члены семьи, но важность жены и сына остается на первом месте. У А2 в идеальной картине: он в центре с ним в тесной взаимосвязи дочь, брат Игорь и брат Леша, немного приближает жену, меняет ее местами с матерью, остальные так же остаются на расстоянии. Таким образом в первой семье развитие отношений приводится к вступлению в них других значимых родственников и в этом видится решение вопроса, а во второй семье изменение структуры и места расположения членов семьи должно привести к прогрессу.

По семейной социограмме оба респондента рисуют ярусную и многокомпонентную семью, следовательно нет четких границ своей семьи, есть трудности с принятием собственных решений потому что они находится под влиянием окружающих.

По результатам цветового теста отношений у обоих респондентов на месте желаемого вышли: черный и серый цвет - чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность, на последних позициях происходит отвержение зеленого и желтого цвета, что показывает состояние близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность. По итогам цветового ассоциирования можно заключить, что оба респондента находятся в состоянии глубокого стресса: от одиночества, утраты корней, потери домашнего очага, сложностей во взаимоотношениях, ограниченности в возможностях. Основным отличием является, то как респонденты решают свои внутренние эмоциональные проблемы. А1 замыкается в себе, переживая чувство одиночества и стресса, это блокирует все его жизненные устремления. У А2 наоборот состояние стресса побуждает к решительным, активным действиям, которые приведут к эмоциональной разрядке вне семьи, это могут быть друзья, работа, другие отношения.

В иерархии объектов исследования у обоих респондентов в ходе стрессовой ситуации развода, все ценности смещены на последние места так как они потеряли прежнее значение т.е. разрушена прежняя картина мира.

А1 может ассоциировать себя, свою семью с сыном и совместное их настоящее и будущее, здоровье, успех, карьера, творчество. Он отодвинул на одну ступень отношения с супругой, матерью, которые олицетворяют для него прошлое, свободу, счастье, общение. Респондент в общем видит свою жизнь в темных красках.

Для респондента А2 все его члены семьи не так важны как он сам и его прошлое. Очень большое значение придает своему отцу, отцу супруги и связывает их с настоящим, так как их обоих нет в живых, то вероятно он до сих пор по ним скорбит. На последнее место он ставит всех остальных членов семьи и свои жизненные позиции. Из всего вышесказанного следует, что респондент видит жизнь такой, какой он сам себе ее рисует, нет понимания и принятия реальности событий, есть предположение застривания в прошлом.

Кластерный многомерный анализ позволил выделить некоторые структуры объектов, которые отличаются для одиноких мужей находящихся в разводе.

Свою семью А1 представляет как идеальную, она ему более - менее нравится. Себя считает идеальным сыном. Свою семью ассоциирует со своим сыном. В своей семье он не находит черт группы единомышленников и группы друзей и это ему не нравится. Муж ассоциирует себя со своими родственниками, отделяя от себя только своего брата, тестя. Семья друзей важна и она ему нравится. Близкие ему ценности: его отец, его мать, сестра жены. Противопоставляет с собой: своего брата, тестя.

А2 свою семью ассоциирует с группой друзей, группой единомышленников. Свою семью А2 не считает не типичной не идеальной. Важное значение для него имеет семья родителей супруги, они ему и нравятся и не нравятся одновременно. Противопоставляет он своей семье семью друзей, которая одновременно является и типичной и идеальной, следовательно не похожа на его семью. Противопоставляет себе: жену, мать и брата жены.

Одинаковые черты по результатам кластерного анализа у респондентов А1 и А2 выявленные в ходе кластерного анализа. Оба респондента соотносят свою семью с группой сослуживцев. Близкие ценности: они сами, ребенок, жена. Относят семью родителей к типу семей которая нравится. Противопоставляют себе тещу. Общаются с женой по поводу детей.

Если обобщить результаты исследования, то на основе проведенной работы можно заключить, что семейная идентичность одиноких мужчин находящихся в разводе имеет существенные сходства и различия. Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда наблюдается падение всех семейных ценностей. Эта проблема имеет глобальный характер, так как охватывает не только одиноких мужчин, но их семьи жен и детей, которые остаются без отца. А в неполной семье трудно развить и привить мальчику соответствующие качества, которые необходимы для создания и сохранения семьи.

Литература

1. Леш К. Семья - убежище в бессердечном мире // США: Проблемы семьи. М.: АН СССР. ИНИОН. Центр по изучению пробл. народонаселения экон. фак. МГУ, 1990. С. 93 - 102

. Неполная семья. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://razvodimsya.ru/all/nepolnaya-semya

. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы.- М.: Изд-во МГУ, 1988 .- 141 с.

. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. 2005. №1. URL. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-identichnost-teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovaniya

5.  Софронова.Л.А. О проблемах идентичности <http://ec-dejavu.ru/i/Identity.html> // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006, с. 8-24

6. Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России // Трансформация идентификационных структур в современной России (под ред. Т.Г.Стефаненко). М.МОНФ, 2001, с. 192-217.

. Целуйко Валентина. Супружеская перестрелка с улетальным исходом. Как спасти отношения и стоит ли это делать. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nnre.ru/psihologija/supruzheskaja_perestrelka_s_uletalnym_ishodom_kak_spasti_otnoshenija_i_stoit_li_yeto_delat/index.php У-Фактория, АСТ Москва,2008 г. Формат: 60x90/16 ISBN: 978-5-9757-0288-3, 978-5-9713-224 страниц

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. , Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

Похожие работы на - Особенности семейной идентичности у одиноких мужчин находящихся в разводе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!