Упаковка и ее виды

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,84 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Упаковка и ее виды

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Институт художественного образования









Контрольная работа

на тему: «Упаковка»



Выполнил:

студентка гр. 321 Графический дизайн ОЗО

Окулова Ю.О.

Проверил: преподаватель ХТО

Наумова Н. В.


г. Нижний Тагил 2012

Содержание

Введение

Глава I. История упаковки

Глава II. Виды упаковок и функции упаковок

Глава III. Подарочная упаковка: смысл, виды, особенности

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

тара товар полиэтилен упаковка подарок

Введение

На сегодняшний день потребительская упаковка представляет собой одну из самых заметных областей графического дизайна. Современный человек ежедневно и ежечасно сталкивается с различными видами упаковки, которые фактически являются неотъемлемым атрибутом современной культуры, а также культуры потребления и продажи товаров.

Именно поэтому так важно рассмотреть проблему упаковки при изучении графического дизайна.

Являясь неотъемлемой частью современной культуры, окружающего нас предметного мира, упаковка имеет глубокие исторические корни, развиваясь вместе с пластическим и графическим искусством. Это неоценимые знания при изучении данной темы, так как в различные культурные эпохи менялись характер, функции и роль упаковки. Таким образом, первая глава посвящена изучению истории развития упаковки.

Для понимания современного мира упаковки в обязательном порядке нужно рассмотреть, какие виды упаковок существуют и какое назначение имеют, какими функциями обладают, и как они связаны между собой. Этой классификации посвящена вторая глава работы.

Особое внимание с позиции дизайна в работе необходимо уделить художественно-образному компоненту упаковки. Здесь рассмотрим такой тип упаковки, как подарочная. Этому посвящена третья глава, здесь описывается назначение подарочной упаковки, ее виды и особенности.

Изучение вышеперечисленных пунктов поможет подробно разобраться, как вести себя графическому дизайнеру в современном мире при работе над разработкой упаковки, ее дизайна и какие задачи необходимо решать для достижения необходимого результата.

Глава I. История упаковки

Вопрос сохранения продуктов своего труда всегда волновал «человека разумного». Ответ был найден приблизительно 6 тысячелетий назад. Им оказалась упаковка. Как же зарождались и изменялись основные виды упаковки, как совершенствовались материалы и усложнялись технологии упаковочного производства?

Первый этап в истории упаковки - это глина. В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Сначала ею обмазывали плетеные корзины, чтобы в них можно было хранить жидкости. Непосредственно глиняная тара появилась на Древнем Востоке в IV-III тысячелетии до н.э., когда были изобретены гончарный круг, а также горн для обжига керамических изделий.

Самой древней глиняной «упаковкой», из дошедших до нас, считается керамический сосуд (Приложение 1-а), найденный в 1922 году при раскопках поселения шумеров в горах Западного Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тысяч лет. Анализ осадка на дне сосуда показал, что в нем когда-то хранилось пиво. Археологи предполагают, что эта «упаковка» использовалась шумерами не только для хранения пива, но и для его потребления. Распитие янтарного напитка 5 тысяч лет назад, как и сегодня производилось в кругу друзей - люди рассаживались вокруг большого кувшина и, не торопясь, потягивали пиво через соломинки.

Подобные кувшины шумеры использовали и для хранения вина. Только винные кувшины в отличие от пивных, устанавливавшихся вертикально, лежали «на боку». Чтобы вино не скисло, кувшины закупоривались куском необожженной глины, которая разбухала как пробка и не пропускала воздух внутрь сосуда. На внешней поверхности кувшинов могли располагаться символические изображения содержимого: на сосуде с вином - виноградная гроздь, на пивном кувшине - хмель, на кувшине со специями для засолки морепродуктов - рыба.

Спустя почти полторы тысячи лет в Древней Греции появился еще один вариант «глиняной» упаковки - амфора (Приложение 1-б). Кувшин этот объемом около 30 литров, с небольшими ручками наверху; днище закруглено, что способствует более равномерному распределению давления внутри него. Амфоры можно было укладывать в несколько слоев в трюмах кораблей и связывать вместе для погрузки. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в том числе и воду. В каком-то смысле они были универсальной тарой, вроде наших картонных коробок или 200-литровых бочек.

Стеклянная тара - один из древнейших видов упаковки, но все-таки не старше глины. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола (щелочь) при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. По другой версии стекло стало побочным продуктом выплавки меди.

Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине IV тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Существовали бутылочки разной формы - круглые, овальные, плоские, высокие и тонкие. Древние египтяне изготавливали оригинальные флакончики в форме фигурки человека или животного, в виде овоща или фрукта.

Изящные древнеегипетские флаконы выполнялись из разноцветного стекла и декорировались с помощью гибких полосок разогретого стекла. Производилась стеклянная тара методом формования кварцевой пасты вокруг металлического стержня. Размягченное стекло наматывалось на стержень или же стержень погружался в стекло. Когда стекло остывало, стержень вынимали. Полученную в результате заготовку шлифовали и декорировали.

Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами в Вавилоне в I веке до н.э., существенно упростила, а также удешевила процесс производства стеклянных сосудов. Стеклодувная технология получила широкое распространение в Древнем Риме. Темные времена, последовавшие за падением Римской Империи, стали не лучших периодом для бутылочек и флаконов. В XIII веке центром стекольного производства стала Венецианская республика. Флаконы и посуда из цветного и «молочного» стекла изготавливались на острове Мурано. Секреты выделки венецианского стекла тщательно охранялись - за попытку бегства с острова мастера или рабочего могли убить. Бутылки, изготавливаемые венецианскими мастерами, были настоящими произведениями искусства - причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные. Они украшались выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и сценок из античной мифологии. Закупоривали бутылки пробками, а поверх чаще всего заливали воском, на котором изготовитель продукции ставил свою печать.

Прочные толстостенные бутылки и бутылки из темного стекла появились благодаря внедрению запатентованной в 1611 году в Англии печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Прежде стекло обжигалось на «древесном огне» - получавшиеся изделия были красивыми, но не прочными. Новая технология обжига стекла сделала его производство более дешевым и оперативным. В результате бутылки и флаконы из предмета роскоши превратились в удобные сосуды, пригодные для торговли разнообразными продуктами. Так в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лекарственные средства - эликсиры, бальзамы и пилюли. Именно упаковку «патентованных» лекарств принято считать началом современной упаковки.

К стеклянной бутылочке с пилюлями и мазями приклеивались многословные ярлыки, больше похожие на рекламные афиши, чем на этикетки. Кроме названия препарата на ярлыке помещались многочисленные свидетельства исцелившихся с его помощью людей, ручательства монархов, докторов и других важных персон, а также список недугов, от которых помогало данное снадобье.

Промышленное производство стеклянной тары началось с изобретением прессованного стекла. Произошло это в 1824 году. А в конце XIX века, благодаря американскому инженеру Майклу Оуэнсу и его машине для изготовления бутылок, производство стеклотары стало автоматизированным.

Стеклянная банка впервые появилась в начале XIX века, когда шотландцу Дженту Кейлеру пришло в голову фасовать свой апельсиновый джем в широкогорлые стеклянные кувшинчики. Винтовая крышка, изобретенная в 1872 году, сделала употребление банок и бутылок гораздо удобнее. В России в XIX веке производство стеклотары также развивалось очень интенсивно. В середине XIX века российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая позволяла придавать им точную геометрическую форму. Внедрение этой технологии способствовало увеличению разнообразия бутылочных форм. Так каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной конфигурации и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой.

Все известные российские водочные компании имели свои «фирменные» бутылки. Конкурентная борьба между производителями заставляла их выпускать и совершенно оригинальную тару. К примеру, бутылки в виде сидящего турка, Эйфелевой башни, денежного мешка и даже портретного бюста Пушкина или генерала Скобелева.

В ХХ веке оригинальная тара из стекла стала неотъемлемым атрибутом многих брендов. Женственную бутылку Coca-Cola (Приложение 1-в), высокую шестигранную бутылочку кетчупа Heinz (Приложение 1-г), абсолютно прозрачную бутылку водки Absolut (Приложение 1-д), «геометричный» флакон Chanel №5 (Приложение 1-е), и вычурный флакон духов Dali - можно узнать без этикетки и даже в темноте на ощупь.

Универсальный пакет

Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета (Приложение 1-ж) в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России, как и в Европе, бумажные пакеты использовались для упаковывания табака, пудры, муки, зерна и разнообразной бакалеи.

Первый станок для производства бумажных пакетов появился в Пенсильвании в 1852 году. Такая упаковка очень понравилась горожанам, поскольку существенно облегчала переноску покупок. Но при всех плюсах, назвать кульки практичной тарой можно было сложно. Проблему решил изобретатель ЛютерКроуэлл. Он придумал бумажный пакет с плоским дном, и в 1870-м году запатентовал технологию его изготовления. Новинка зарекомендовала себя великолепно. Сначала пакеты были однотонными, но потом на них начали наносить рисунок, используя плоскую печать. Так пакет подобно древнегреческой амфоре стал универсальной тарой.

Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала - полиэтилена. С тех пор бумажные пакеты стали планомерно вытесняться полиэтиленовыми. В 70-х полиэтиленовые пакеты обзавелись «ручками». А 1982 год дал миру полиэтиленовый пакет типа «майка».

Сегодня такое ценное качество полиэтилена как сопротивляемость распаду стало причиной экологических проблем. В результате многие страны ввели ограничения на производство и потребление полиэтиленовой тары, а ученые всерьез занялись поисками рентабельных альтернатив полиэтилену. Так в январе 2004 года появилась первая зона, свободная от использования полиэтиленовых пакетов - остров Kangaro в Австралии, а осенью того же года в Великобритании были запущены в производство первые в мире пакеты из биоразлагаемого материала.

Складная картонная коробка

Производство коробок из дерева и картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII - начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки ювелиры, аптекари и производители конфет. Однако, коробки поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах место, предназначенное для готовой продукции. Проблему со складированием готовой упаковки отчасти удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка. Проект был не слишком удачен, так как продавцу приходилось самому делать коробку из заготовки, непосредственно в присутствии покупателя, сгибая картон вокруг деревянной формы.

Первая по-настоящему удобная складная коробка (Приложение 1-з) была изобретена в 1879 году Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специализировавшейся на печати на пакетах. Однажды в его типографии случилась неполадка - металлическая линейка печатного станка стала делать ровные прорези в пакетах. Это навело Гейра на мысль, что отточенные штампы можно использовать для вырубки картонных коробок, а тупые для бигования картона для обеспечения ровного сгиба. В результате Гейр совместил печатный процесс и процесс производства коробок, что позволило ему производить до 7 500 коробок в час. Первым продуктом, упакованным в складную картонную коробку, стала «Квакерская овсянка», появившаяся спустя 7 лет после изобретения Гейра.

Существенно улучшить качество «картинки» на картонной упаковке позволило изобретение и внедрение в производство белого древесного картона. Произошло это в 1865 году во Франции. Высококачественная полиграфия сделала картонную коробку настоящей фавориткой упаковочной индустрии.

Упаковочная бумага и гофрокартон

До конца XVII века бумага для упаковки применялась крайне редко, поскольку изготавливалась вручную и была предметом роскоши. До наших дней дошли, к примеру, вещественные доказательства того, что в конце XVI века в Нидерландах для упаковки и защиты иголок от ржавчины из черно-серой бумаги изготавливались специальные пакетики. Приблизительно в тоже время немецкие лавочники стали упаковывать свой товар в бумажные кулечки, сложенные из книжных страничек. Дело в том, что немецкие издатели были весьма рациональными и обычно не переплетали книги, пока на них не находился покупатель, страницы же непроданных книг по сходной цене сбывались лавочникам.

Удешевлению бумаги поспособствовали бумажный станок, придуманный в эпоху Великой французской революции Луи Робером, а также станок для изготовления рулонной бумаги, запатентованный в Англии в 1807 году. Внедрение этих изобретений и появление новой печатной технологии - литографии, позволявшей печатать сравнительно недорогие цветные оттиски, привело к значительному росту производства этикеток.

В XIX веке появились специальные виды упаковочной бумаги. Так, в 1827 году во Франции была изобретена «вощанка» - дешевая, покрытая с одной стороны олифой упаковочная бумага, а в 1853 году в Великобритании был выдан патент на так называемую пергаментную бумагу.

Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания не просто упаковочного материала, а материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий. Сначала в 1871 году американец Альберт Джонсон предложил использовать для упаковки стеклянных колб и бутылок гофрированную бумагу. Спустя три года был запатентован двухслойный гофрокартон (Приложение 1-и). Владельцем патента стал американец Оливер Лонг, предложивший приклеивать к гофрированному картону плоский слой бумаги. А в 1881 году в США была выпущена первая машина с механическим приводом для изготовления двухслойного гофрокартона и сматывания его в рулоны. Еще год спустя американский подданный Роберт Томпсон запатентовал трехслойный гофрокартон. В 1916 году появился пятислойная, а в 1953 году - семислойная версии материала. С течением времени изменялись виды и размеры гофров. И поныне, рынок постоянно диктует все новые и новые требования к гофроупаковке.

Металлическая упаковка

Табакерки (первые «жестянки»), сделанные из листовой латуни и меди, подарил миру XVI век. Эти изделия стали прототипом жестяных банок и коробок, ставших популярными в XVIII-XIX веках. Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в старой доброй Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции - упаковки и предмета кухонного интерьера. Постепенно украшение внутреннего пространства кухни нарядными «жестянками» стало традицией для многих стран, которая отчасти сохранилась и поныне.

В России производство металлических упаковочных коробок началось в 80-е годы XIX века. Первоначально коробки украшались бумажными этикетками, позднее рисунок и рекламную информацию стали печатать методом хромолитографии непосредственно на жести.

В 1810 году англичанин Питер Дюранд предложил использовать жестяную банку для упаковки консервированных продуктов. Так появилась консервная банка. Ноу-хау Дюранда заключалось в том, что жестяная крышка припаивалась к корпусу банки, обеспечивая абсолютную герметичность содержимого. Спустя пару лет «открытие» Дюранда было успешно внедрено в производство - в 1812 году в английском городе Бермодси было основано первое консервное производство с жестяными банками. А еще через год пробные партии консервов отправились для испытания в армию и на флот.

Поначалу консервные банки изготавливались из такой толстой жести, что ее не всегда могли открыть даже сильные молодые люди. Печально прославилась четырехфунтовая жестянка с жареной телятиной, которая выдержала (в 1824 и 1826 году) два арктических путешествия капитана У. Пэрри и вернулась в порт невредимой, так как никто из членов экипажа корабля «Гекла» так и не сумел открыть ее. В качестве музейного экспоната банка простояла не открытой до 1938 года, когда ученые извлекли ее содержимое для исследования. Анализ содержимого показал, что мясо, законсервированное более сотни лет назад, не потеряло своей питательной ценности, и было пригодно в пищу. Изобретение консервного ножа в 1865 году существенно упростило извлечение содержимого консервных банок, что значительно увеличило объем потребления консервированных продуктов.

В бытовое употребление консервы входили постепенно. В 30-годы XIX века в лавках Европы и Америки продавались консервированные устрицы, мясо, а также фрукты и овощи, а в 40-х в России было изобретено и законсервировано порошковое молоко.

Самой известной консервной банкой в истории стала красно-белая упаковка супов-концентратов торговой марки «Campbells» (Приложение 1-к). Дизайн этикетки для супов «Campbells» разработал известный американский художник, основатель поп-арта Энди Уорхолл. Свое творение мистер Уорхолл увековечил, написав картину под названием «12 банок супа «Campbells».

Тюбик как вид упаковки

В 1841 году американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал изобретенные им оловянные тюбики для хранения скоропортящихся красок. С появлением тюбиков, существенно обогатилась цветовая палитра, были созданы многочисленные новые краски (например, синий кобальт, заменивший ультрамарин), что принесло в общей сложности более 90 новых тонов.

Следующим этапом в истории тюбиков стало изобретение в 1850 году доктором-дантистом Вашингтоном В. Шеффилдом из Нью-Лондона зубной пасты, которая боролась с «кариозными монстрами» гораздо лучше, чем зубной порошок. В качестве упаковки для своего гениального изобретения Шеффилд решил использовать металлические тюбики. Однако Шеффилд не был бизнесменом и не догадался запатентовать свое изобретение. Более предприимчивым оказался нью-йоркский аптекарь Колгейт, который спустя несколько лет перенял опыт Шеффилда и запатентовал тюбик для зубной пасты как собственное изобретение. Так появилась всемирно известная зубная паста «Colgate». А в 1890 году компания Colgate-Palmolive впервые в мире выпустила зубную пасту в тюбиках современного типа. Постепенно олово и свинец, из которых делались первые тубы, заменили на алюминий (Приложение 1-л), а позже - на пластик. Однако по форме тюбик остался верен своим американским предкам.

В 1964 году на одном из химкомбинатов в Эстонии было налажено производство алюминиевых туб большого размера для упаковки продуктов питания советских космонавтов. Но тубы эстонского производства имели маленькое выходное отверстие (6 мм) и были удобны только для продуктов пастообразной консистенции, а для упаковки первых и вторых блюд не подходили. Чтобы питание на орбите стало полноценным, в 70-е годы Тираспольский завод металлолитографии освоил производство туб с 8 миллиметровым отверстием. Это предприятие выпускало тубы для космоса вплоть до 1985 года. В период перестройки правительство РФ производство «космических» тюбиков перепоручило парфюмерно-косметической фабрике «Свобода».

Целлофан

Прозрачный, влагонепроницаемый и блестящий целлофан в первой половине XX века буквально творил чудеса. Покупатели, несмотря на бушевавшую в 30-е годы в Америке экономическую депрессию, активно раскупали товары в целлофановой обертке. «Целлофанированные» товары казались покупателям более современными и свежими.

Пластмасса

В 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллега Лео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу - эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. Долгое время пластмассу использовали в качестве заменителя натуральных материалов при производстве разнообразных бытовых приборов и утвари. Пластмассы хорошо подходили для создания обтекаемых, изящных форм, которых требовал стиль модерн. Однако в упаковочном производстве возможности пластмассы до второй мировой войны не нашли должного применения, если не считать декоративных крышек, бесплатных приложений и окошек в складных картонных коробках.

На войне пластмассовые упаковки получили большее распространение. Одним из самых ярких примеров стала производившаяся для американских солдат этилцеллюлозная фляга с завинчивающейся крышкой. В пластмассовые емкости упаковывалось оружие, медикаменты и продукты. Целлофановые обертки на американских сигаретных пачках и термоформованные блистер-упаковки для лекарств появились также во время второй мировой войны. После победы союзников пластмассовая упаковка постепенно стала входить в жизнь мирных граждан по обе стороны океана. Полиэтилентерефталат (ПЭТ), впервые полученный в 1941 году английскими химиками Уинфилдом и Диксоном, в упаковочных целях начал использоваться лишь в начале 60-х годов. Из ПЭТ в эти годы стали производить ткани для мешков и мягких контейнеров, растягивающиеся и липкие ленты, неориентированные и ориентированные пленки, а затем и гибкие материалы для термоформования. В конце 70-х гг. специалисты фирмы «Du Pont Company»(США) научились делать из ПЭТ «преформы» и выдувать из них бутылки для газированных напитков (Приложение 1-н). В России производство ПЭТ-бутылок было освоено лишь в середине 90-х годов.

Упаковка Tetra Pak

«Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения», - так отозвался о знаменитом тетраэдре Tetra Pak великий датский физик Нильс Бор. Действительно, история упаковки Tetra Pak началась с того, что шведу Рубену Раусингу пришла идея о создании принципиально новой экономичной и гигиеничной упаковки для молока и молочных продуктов. Но путь от идеи до воплощения оказался длиной в 24 года.

В 1929 году Рубен вместе со своим другом и единомышленником Эриком Окерлундом основал небольшое предприятие «Окерлунд и Раусинг». Предприятием не без успеха было создано несколько вариантов упаковки для муки, сахарного песка, других сыпучих продуктов. Однако с упаковкой для молока пришлось изрядно повозиться.

Знаменитая упаковка в форме тетраэдра была изобретена в только 1944 году. Как-то зимним вечером, когда Эрик Валленбергсотрудник фирмы Раусинга сидел дома с высокой температурой и мастерил из бумаги макеты упаковки, его осенило: идеальная форма - это тетраэдр, четырехгранная пирамида. Ее легко склеить и, что немаловажно, легко заполнить нужным содержимым. Она удобна, занимает мало места и супертранспортабельна. Но прошло еще несколько лет, прежде чем новую конструкцию удалось запустить в производство.

Первая упаковочная линия для производства упаковочных тетраэдров была сконструирована в 1952 году молочной ассоциацией «Лундаортенс». Она предназначалась для розлива сливок в упаковки объемом 100 мл. А в 1953 году на бумажные пирамидки Tetra Pak перешли крупнейшие молокозаводы Стокгольма. Затем их примеру последовали и другие шведские производители молока. За пределами Швеции первой оборудование Tetra установила компания Alster Milchwerk из немецкого Гамбурга. Так началось триумфальное шествие «пирамидки» Tetra по планете.

В 1961 году был разработан асептический вариант упаковки, резко увеличивший сроки хранения молочных продуктов, а в 1974 году канадская фирма Leiterie Cit впервые в мире упаковала в «кирпичик» от Tetra Pak сок. Сегодня компания Tetra Laval выпускает 90 млрд. упаковок в год, обеспечивая ими почти весь мир (Приложение 1-о).

В 50-годы прошлого века безалкогольные напитки и пиво разливались в основном в стеклянные бутылки. Стеклянная тара, возвращавшаяся производителю для нового использования, занимала на складах супермаркетов много места. Поэтому супермаркеты в крупных городах Америки легкие напитки и пиво принимали на продажу только в жаркие месяцы. Частично проблему решила появившаяся в 1953 году консервная банка, выдерживавшая высокое внутренне давление пива, однако она была не пригодна для розлива газированных напитков. Окончательный успех банке принесли два технических новшества: изобретение алюминиевой банки в 1958 году и крышки с колечком, для которой не нужен консервный нож, в 1963 году. С проектированием колечка было немало трудностей, так как при вскрытии упаковки оно нередко отламывалось, и до содержимого уже было не добраться. Еще несколько лет ушло на проектирование колечка, которое вообще не отрывалось бы от банки. В 70-е годы The Coca-Cola Company практически полностью перешла на розлив своих напитков в алюминиевые банки и в появившиеся к тому времени ПЭТ-бутылки.

Упаковка, став делом рук человека, обрела сказочные темпы развития, чтобы удовлетворять требования коммерческого спроса. И хотя определенные виды упаковки всегда использовались для помещения в нее продукта или его защиты, в наше время дизайн и технология упаковки достигли небывалого уровня развития и не имеют аналогов в прошлом. В современном мире развитых транспортных и распределительных сетей и усложнившейся современной розничной торговли люди целиком зависят от качества упаковки, если хотят доставить товары целыми и сохраненными с места их производства, через точки розничной торговли, туда, где в них имеется потребность.

Упаковка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся, тем не менее, может иметь функции передвижного рекламного плаката, защитной оболочки, информационного средства и даже явиться частью продукта.

Безусловно, самые совершенные «упаковочные проекты» созданы природой. Сочную мякоть апельсина она защитила твердой кожурой, зародыш новой жизни надежно спрятала в скорлупе, душу и ту до поры заключила в телесную оболочку. «Человеку упакующему» предстоит еще многому научиться у матушки-природы.

Глава II. Виды упаковок и функции упаковок

Упаковка - комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению, для обеспечения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния.

Принципы пакетирования

Дизайнер упаковки располагает большим диапазоном выбора вариантов. Один продукт ценен сам по себе и может быть изображен на упаковке или же видим сквозь нее, в то время как другой упаковка должна скрывать. Зачастую очень важно не только защитить продукт, но и подчеркнуть его значимость и идентифицировать его.

Не всякая упаковка рассчитана на то, чтобы ее видели в месте продажи. Часто возникает необходимость в дополнительной защите продукта и упаковки при перевозке и распределении, для чего используются различные виды упаковки, соответствующие определенным этапам распределительного процесса, но всегда главным их назначением остается защита.

По существу, есть два основных типа упаковки: "первичная" и "вторичная". Первичная упаковка - та, что непосредственно закрывает продукт, а вторичная упаковка заключает в себе определенное количество единиц продукции в первичной упаковке и используется обычно при перевозках. В зависимости от типа продукта и особых требований, связанных с распределением, может возникнуть необходимость в дополнительных (кроме указанных) уровнях упаковки - слоях третьей и четвертой степеней. Однако, обычно принято считать, что первичная упаковка это та, которую видят на магазинных полках, а вторичная - та, что используется при транспортировании и распределении продукции.

Первичная упаковка выполняет важнейшую задачу идентификации продукта или торговой марки. Она должна содержать всю имеющую отношение к продукту или же необходимую информацию о нем. Необходимо, чтобы она была стандартной по всем измерениям с тем, чтобы соответствовать стандартизированным размерам (магазинных) полок и контейнеров. Также необходимо, чтобы на ней была нанесена четкая и точная графическая идентификация и изображение продукта. В некоторых случаях упаковка конструируется так, чтобы помочь потребителю в пользовании продуктом, так, например форма емкости для напитков может быть чрезвычайно полезной при пользовании содержимым. В некоторых случаях она может оказаться единственным и самым важным средством в опознавании продукта, приобретая, таким образом, весьма значимое для достижения успеха в рыночных условиях. И этим средством не обязательно должен быть графический дизайн - форма или конструкция упаковки зачастую создают яркий имидж продукта и легко ассоциируются именно с "тем самым" продуктом.

Вторичная упаковка служит для помещения в нее и защиты единиц первичной упаковки во время их транспортировки и распределения от места производства вплоть до места продажи. Хотя она также важна, как и первичная упаковка с точки зрения защиты, она редко играет роль в создании имиджа фирмы. В этом смысле от вторичной упаковки не требуется множества других функций первичной упаковки.

Классификация упаковки

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются

- назначение;

материал;

состав;

конструкция;

технология производства.

По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

Потребительская упаковка (Приложение 2-а) предназначается для продажи населению товара, является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская упаковка имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

Транспортная тара (Приложение 2-б) представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.

Производственная тара (Приложение 2-в) предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.

Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например: полиэтиленовая, полистирольная и т.д.

Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.

В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.

Мягкая упаковка (Приложение 2-г) позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий, полностью автоматизировать процесс упаковывания. К мягкой потребительской упаковке относится упаковка, изготавливаемая из одно- и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. Упаковка, выполненная на основе красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования. Наиболее распространенной мягкой упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов - оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Как правило, форма и конструкция при упаковывании жидкой и сыпучей продукции определяется конструкцией агрегатов, на которых производится упаковывание продукции. Закрываются пакеты различными затворами. Основной способ изготовления пакетов - сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упаковки относится упаковка в термоусаживающиеся и сокращающиеся пленки. Для изготовления мягкой потребительской тары используются однослойные пленки, различные многослойные и комбинированные пленки.

Жесткая полимерная упаковка. Основное ее назначение - обеспечить сохранность продукции в установленные НТД сроки, т.е. предохранять товары от деформации, разрушений, потерь. Поэтому упаковка должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.

К этому виду потребительской упаковки относится упаковка из листовых материалов (Приложение 2-д), формуемая различными видами термо- и механоформования; экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная.

Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковке, превосходя ее жесткостью и формоустойчивостью.

Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и т.д.

Выдувная упаковка (Приложение 2-е). По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.

Литьевая и прессованная (Приложение 2-ж) упаковка изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить упаковку с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная упаковка значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой упаковки для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, стаканчики).

Упаковка из газонаполненных материалов (Приложение 2-з). Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью, способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации. Упаковку из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Упаковка из газонаполненных материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур благодаря низкой теплопроводности пенопластов, что обусловило их применение для термической изоляции.

Упаковку из газонаполненных полимеров изготавливают методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо- и вакуумного формования.

Упаковку выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок. При изготовлении тары и упаковки из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 40%), соответственно уменьшается масса товара.

Комбинированная тара и упаковка (Приложение 2-и) включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспечивает высокие потребительские свойства упакованной продукции за счет сложения разнообразных качеств используемых материалов в одно целое.

к этому виду упаковок относится упаковка типа Флоу (flow) (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия).

упаковка типа Скин (second skin) с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки, например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изделия и т.д.

упаковка типа Стрейч представляет двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.

упаковка типа Вителло представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клеёный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового ПВХ толщиной. Крышка упаковки изготавливается из ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять многоцветной печатью.

упаковка типа Блистер состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария или повторять по контуру упаковываемое изделие. Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов. Упаковку типа «блистер» применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.

Транспортная тара

Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

кратности использования: разовая и многооборотная;

- стабильности размеров: жесткая, мягкая;

упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;

способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;

материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;

- компактности: неразборная, разборная.

Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую. Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов.

В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли Агропромышленного Комплекса, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы этот вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из используемых для ее изготовления термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.

Основные способы изготовления жесткой транспортной тары - литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.

К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.

Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и др.

Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов.

Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут транспортироваться, заполненные грузом, на железнодорожных платформах или водным путем. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.

В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Основной способ получения пленки - экструзия либо соэкструзия.

Производственную и транспортную тару иногда называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.

В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения - отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов; эта работа перекладывается в данном случае на самих покупателей. Устраняется также и целый ряд других операций: выкладка товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен, что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и, в конечном счете, к увеличению прибыли в торговле.

Применение поддонов очень удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях, а также в текстильной, химической, парфюмерной промышленности. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.

Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.

Унификация тары

Унификация тары производится по форме, по типоразмерам и конструкции или по отдельным конструктивным элементам. Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов. Она способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки; содействует организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированием отдельных элементов. Эти приемы позволяют создавать однотипную тару, отвечающую высоким эстетическим требованиям.

Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран-членов ИСО 1200x800, 1000x800 и 1200x1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Они, в свою очередь, разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской тары.

Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок.

Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки. Т.е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных свойств, возможность укладки в штабели, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати.

Функции упаковки

Материально-конструктивный аспект упаковки, заимствованный ею от тары и расширенный, включает утилитарную функцию. Утилитарное назначение упаковки - это именно то, что являлось изначальной функцией упаковки и сохранилось практически в чистом виде в таре. Это наиболее элементарная и наиважнейшая функция упаковки. Если упаковка не будет выполнять своего первоначального назначения - сохранять продукт, в ней содержащийся, то она потеряет всякий смысл. Утилитарная функция включает в себя требование сохранности продукта, предполагает точную в весовом отношении расфасовку товара, соблюдение условий хранения и обеспечения этих требований, маркировку, связанную с удобством складирования, пересылки и так далее. Кроме назначения сохранять продукт не менее важным является удобство транспортировки - доставка от изготовителя к потребителю через распространителя; экономичность: если упаковка не экономична для транспортировки, то она сильно удорожает затраты, тем самым значительно повышает конечную цену. Вопросом экономичности пренебрегают в том случае, когда упаковка прежде всего должна выполнять знаковую функцию, то есть продается не столько товар, сколько упаковка. Например, когда в большую коробку конфет, которая могла бы вместить около килограмма этого продукта, укладывают 150 грамм. Наполнение в данном случае не играет большой роли. Нарядная и привлекательная коробка предназначена быть знаком внимания и благодарности.

Выбор технологических средств напрямую связан с социально-экономическим фактором. Исторически сложилось и психологически оправдано, что продукт дорогой и предназначенный для потребления обеспеченными слоями населения и упаковывается в дорогие материалы и, соответственно, оформляется изысканно и дорого. Упаковка, приобретая знаковый смысл принадлежности, начинает играть роль социального фактора, фактора престижа.

Функция экологическая, очень актуальная в современном мире, так как проблема дальнейшей судьбы упаковки - ее вторичное использование, уничтожение, переработка без вредных последствий для окружающей среды - очень важна.

Художественно-эстетическая функция упаковки делает ее предметом декоративно-прикладного искусства; определяет ее роль в формировании визуальной среды; формирует эстетическое чувство; играет большую роль в психологическом воздействии упаковки на подсознание потребителя. Таким образом, художественное решение придает упаковке некое символическое значение и является способом передачи невербальной информации.

Рекламная функция с помощью вербальной и визуальной информации призвана донести до потенциального потребителя преимущества данного товара перед аналогичным, но другого производителя, т. е. решаются задачи маркетинга. В современном мире упаковка рекламирует не столько свойства и преимущества самого товара, т. е. конкретного продукта, заключенного в ней, сколько те дополнительные преимущества и блага, которые он может дать.

Социально-экономическая и коммуникативная функции подразумевают прежде всего создание образа для передачи информации невербальными средствами, хотя необходимым условием существования упаковки является наличие значительного блока информации, выраженной вербально, как-то: ингредиенты, вес, изготовитель, способы применения и т. д. Здесь в особенности надо учитывать пристрастия целевой аудитории.

Художественно-эстетический аспект включает психологическую функцию. Задача дизайнера - всеми доступными его профессии средствами сформировать на подсознательном уровне установку на приобретение данного товара.

При создании такой установки учитываются такие факторы, как удобство, новизна, престижность. Будут использоваться и чисто художественные средства, такие, как конструкция, пластическое решение и изобразительный ряд, а также композиционные средства (ритм, масштаб, контрасты и т. п.).

Необходимо подчеркнуть, что все аспекты и функции упаковки очень тесно связаны Они взаимно влияют друг на друга. И все функции могут определять знаковую информацию. Упаковка - это единая система.

Глава III. Подарочная упаковка: смысл, виды, особенности

Каждый подарок можно сравнить с дорогим алмазом, который, как правило, имеет необходимость достойной оправы. Оправой для подарков является подарочная упаковка, к предпочтению которой стоит подойти тщательно и с ответственностью. Подарочная упаковка может быть не просто аккуратной, но и добротной, увесистые предметы упаковывают в специальные прочные пакеты, эксклюзивные по дизайну, надежные по качеству, из оклеенного картона или пластика. Зачастую подарки покупают слишком дорогостоящие, но крошечные по размерам, незаметными. Чтобы их не упустили из виду и не утратили настоящего значения, обязательно надо подбирать форменную подарочную упаковку - модные теперь пластиковые пакеты, респектабельные футляры из жатых основ, подарочные коробки-трансформеры. Стало модно инкрустировать подарочную упаковку лоснящейся фурнитурой. Деликатно подобранная подарочная упаковка придаст изысканность подарку, вносит неявную интригу тому, которому его подарят. Торжественная упаковка часто подбирается к частному мероприятию и иметь специфические особенности (цифры или логотипы) уместно к празднику. В нашу эпоху автоматизированного процесса труда в календаре случилось многочисленное количество приуроченных специалистам различных сфер дней в календаре, в следствие чего рынок подарков достиг максимального успеха. Возникающая возможность праздновать события и преподносить подарки достигла громадных объемов. Ассортимент подарков значительно вырос, магазины почувствовали необходимость запасаться подарочной упаковкой на разные праздники и даты. Подарочная упаковка оптом стала стала реализовываться с успехом. Торговые павильоны испытали шок от волны покупателей, массово приобретающих корпоративные подарки в канун популярных праздников. Учитывая этот фактор, педприимчивые реализаторы оценили важность подарочной упаковки в укрупнении прибыли в такие периоды, и предпочли приобретать обширную коллекцию подарочной упаковки оптом. Любой клиент магазина, бывает слишком переборчив и очень требователен, желает чтобы идея облачения подарка осталась оригинальной. В силу чего производители подарочной упаковки исследуют рынок вкуса и спросов покупателей, начинают предлагать уникальный ассортимент подарочной упаковки оптом. На рынке услуг даже появилось оригинальное направление - художественное изготовление подарочной упаковки, а специальные центры стали готовить специалистов по художественному оформлению упаковки.

Красивая сувенирная упаковка - не только достойное украшение любого, даже самого скромного подарка. Это возможность придать ему определенную загадочность, продлить время предвкушения чуда - до того момента, когда сам подарок окажется в руках адресата. Красивая упаковка широко используется производителями парфюмерных и косметических средств для формирования подарочных наборов: шампунь и бальзам для волос, гель для душа и увлажняющее молочко для тела, крем для лица и крем для рук. Все эти пузырьки, баночки и тюбики могут находиться как в картонных коробках, так и в мешочках из полупрозрачной ткани, а также в специальных сумочках на молнии, которые потом используются в качестве косметички.

Однако «мягкая» упаковка подходит далеко не для всех товаров. Например, комплекты посуды нуждаются в защите, которую может обеспечить лишь жесткая коробка из гофрокартона. Иногда для придания подарочным наборам более привлекательного вида такие упаковки имеют матерчатую подложку. Это, безусловно, повышает общую стоимость товара, но, как показывает опыт, большая часть потребителей предпочитают покупать в подарок более дорогие вещи, уже оформленные производителями, а не подбирать коробки подходящего размера в отделах упаковки.

Кроме того, подарочная упаковка, выполненная с нанесением определенного изображения - уже привычный атрибут новогоднего подарка. В цветных коробках разных форм и размеров продаются наборы конфет, шоколада, вафель, столь любимые не только детьми, но и взрослыми. При этом незабываемое ощущение праздника, зимней сказки, волшебства обычным конфетам придаёт именно упаковка.

Виды подарочной упаковки

На современном российском рынке подарочная упаковка представлена несколькими видами товаров: коробками (Приложение 3-а), пакетами (При-ложение 3-б) и цветной бумагой или специальной фольгой (Приложение 3-в).

Коробки различных размеров и конфигураций помогают красиво оформить сувениры, посуду, одежду, косметику, канцелярские принадлежности, мягкие игрушки - практически любой предмет или набор предметов, которые вы выбрали в качестве подарка. Современное производство такого рода упаковки позволяет соответствовать всем требованиям и вкусам потребителей. Коробки лоткового типа и шкатулки, сложные фигурные конструкции и модели с демонстрационным окошком - пожалуй, самый эффектный вариант упаковки.

После того, как подаренная вещь будет извлечена из картонной коробки, выбрасывать последнюю совсем не обязательно. Более того, яркие шкатулки и модели со съемными крышками можно использовать для хранения нужных мелочей и приятных безделушек, напоминающих о поездках или о встречах с друзьями и близкими. В нарядных коробках рукодельницы смогут разместить бисер и декоративные элементы для создания украшений ручной работы, а рыболовы-любители и профессионалы с удовольствием переложат свои «богатства» в прочную картонную упаковку.

Цветные пакеты - простой и доступный каждому способ оформления подарка. Они удобны тем, что не имеют жесткой конструкции, а поэтому их можно назвать универсальной упаковкой. Снабженные ручками, пакеты являются не только средством украшения подарка, но и удобной тарой для его переноски и доставки непосредственно адресату. Кроме того, как и коробки, качественные бумажные или пластиковые пакеты могут успешно применяться и после праздника. Таким образом, упаковка становится дополнительным подарком - не только красивым, но и полезным.

Яркая бумага или фольга дают возможность легко и быстро украсить невзрачную промышленную упаковку, а декоративные ленты, банты и «звёздочки» придают подарку более нарядный вид.

Для некоторых товаров применяется дорогая деревянная или жестяная упаковка, но она оправданна лишь в том случае, если стоимость самого подарка довольно высока.

Особенности подарочной упаковки

Подарочные коробки различных размеров и конфигураций обычно изготавливают из микрогофрокартона или картона хром-эрзац. Последний используется для упаковки небольших сувениров, одежды, нетяжелых предметов. Картон хром-эрзац обладает значительной прочностью и небольшой толщиной, при которой возможно нанесение на лицевую сторону качественного изображения. Формы такой упаковки могут быть самыми разнообразными - от классических до необычных, со множеством сгибов.

Упаковка из микрогофрокартона более прочная и жесткая, благодаря чему возможно изготовление сборных бесклеевых коробок. Однако нанесение изображения на микрогофрокартон возможно только методом каширования: к многослойному картону приклеивается лицевой слой - лайнер с уже отпечатанным на нём рисунком. В качестве дополнительного украшения на лайнер может быть нанесено тиснение, а особую элегантность упаковке придадут лакирование или ламинирование картона. Кроме того, подарочные коробки могут иметь окошки, информирующие об их содержимом, и это тоже один из способов сделать упаковку более интересной и привлекательной.

Иногда вместо нанесения полиграфической печати подарочные коробки из гофрокартона обтягивают тканью или другими декоративными материалами. Обычно внутри такой упаковки делается ложемент с углублением в форме товара, для которого коробка предназначена.

Подарочные пакеты выполняются из плотной бумаги, часто лакированной или ламинированной. Изображение, нанесенное полиграфическим методом, может соответствовать определенному празднику или событию, отображать логотип компании (это актуально для корпоративных подарков) или нести рекламную информацию.

Подарочная упаковка отличается от обычной качеством материалов и привлекательным внешним видом. Коробки, шкатулки, тубы стали, пожалуй, самым распространенным видом праздничной упаковки. Благодаря яркому оформлению, разнообразию форм и невысокой цене, производители предпочитают пользоваться именно картонной продукцией для оформления своего товара. Кроме того, стильная безупречно выполненная упаковка часто говорит о качестве продукции, находящейся внутри.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день основной материал по данной проблеме упаковки разбросан по периодическим изданиям и носит фрагментарный характер, поэтому приходилось привлекать материалы и работы различных авторов, иногда не связанных напрямую с данной тематикой, но имеющих методологическое значение в решении поставленной задачи. Исходя из этих данных составлялась работа по изучению упаковки.

В ходе рассуждений по данной теме было раскрыто в целом понятие упаковки, для чего она нужна человеку и откуда появилась. Здесь поэтапно разобрана история создания упаковки, ее эволюция, эволюция понимания людьми ее необходимости. Соответственно, с развитием истории упаковки развивались и ее свойства, функции, расширяясь и совершенствуясь. В следствие этого также были рассмотрены современные виды упаковки, какие они бывают и для чего предназначаются, какие функции выполняют. В работе была представлена классификация упаковки по назначению, материалу, составу, конструкции и технологии производства.

В отдельной главе подробно был рассмотрен подарочный тип упаковки, как продукт творческой деятельности дизайнера по эстетическому формированию предметно-пространственной среды. Подарочная упаковка - это не только функциональность, она в основном несет в себе художественно-образный компонент. Смысл такого типа упаковки, ее предназначение, виды и особенности были изучены и описаны выше, в третьей главе. Надо сказать, что эта отдельная тема особенно интересна с позиции дизайна.

Назначение упаковки это, главным образом, содержать в себе и защищать продукт на всем пути его распределения и продажи. Однако сегодня это определение значительно расширилось и охватывает широкий диапазон функций и видов пользования. Частично это может объясняться требованиями современной системы розничной торговли и теми возможностями образа жизни, который люди сами избирают.

В целом, упаковка рассмотрена как сложный художественно-функциональный комплекс, включающий в себя три органично связанных, взаимозависимых и взаимоопределяющих компонента: материально-конструктивный; коммуникативно-информационный и художественно-образный (рекламный).

Сегодня, работая над упаковкой, дизайнеру необходимо постоянно отслеживать изменения в эстетических и технологических требованиях, выдвигаемым обществом, рынком и производством. Кроме того, он стремится придать индивидуальность создаваемой упаковке, выразить посредством ее особенности заключенного в ней товара, а также выразить собственную индивидуальность. Таким образом, проектируя упаковку, дизайнер оказывается вовлеченным в решение задач культурной идентичности создаваемого графического дизайна, его соответствия национальным и историческим корням. Обилие и разнообразие видов современной упаковки заставляет задуматься о степени влияния традиций на современный дизайн и соотношении проектных и культурно-исторических подходов в формировании различных культур потребления.

Приложение 1

 

а) керамический сосуд б) ханаанская амфора


в) стеклянная тара Coca Cola

  

г) стеклянная тара Heinz д) стеклянная тара Absolut е) стеклянная тара Chanel

  

ж) бумажный пакет з) складная коробка и) гофрокартон

 

к) жестяная банка л) алюминиевая туба

 

м) целлофан н) пластмасса

о) упаковки Tetra Pak

Приложение 2

  

а) потребительская упаковка б) транспортная тара в) производственная тара

  

г) мягкая упаковка д) жесткая полимерная упаковка е) выдувная упаковка

 

ж) прессованная упаковка з) упаковка из газонаполненных материалов

и) комбинированная упаковка

Приложение 3


 

б) подарочные пакеты в) упаковочная цветная бумага

Список литературы

1. Архангельская К. В. Всеобщая история упаковки. «Известия Уральского государственного университета», № 47, 2006.

. Асиновский А. Товарный знак от клейма до брэнда. «Тара и упаковка» - М., 2002.

. Бухольц Г.А. Использование в рекламе технических свойств упаковки. - М., 1964.

. Горощенко Г.Т. Оформление упаковок. - М., 1932.

5. Дубина Н. Технология торговли - М., 2002.

6. Кагаров Э. Короткая и продажная жизнь упаковки. «Как», №1, 2001.

. Князев И. Фирменный стиль. От логотипа до упаковки. «Пакет», №1, 2001.

. Куренков JI. Упаковка должна быть отличной. «Декоративное искусство», №2, 1964.

. Сокольников Ю. Упаковка. Всё об упаковке. - М., 2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!