Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    99,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства

Введение

экономический зона всемирный хозяйство

Экономические особые зоны - актуальное явление в сегодняшней России.

Особые экономические зоны не появились, как абсолютно новый, первый опыт для нашей страны. Напротив, еще в девяностых годах прошлого века осуществлялись подобные, не имевшие большого успеха попытки создания экономических зон (свободных). К причинам неудачи в создании особых экономических зон можно отнести, прежде всего, слабость их нормативно-правового обеспечения. Особые экономические зоны (ОЭЗ) характеризовались в основном государственными льготами, при разработке принципов создания ОЭЗ основным стал другой путь - совместные инвестиции государственного и частного капитала.

Рождение особых экономических зон в России произошло в 2005 году, когда был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Такие зоны были признаны приоритетным направлением в развитии российского предпринимательства. Чтобы обеспечить выполнение Закона, в том же году был создан РосОЭЗ. В его функции входили государственные услуги и правовое регулирование экономических зон, контроль исполнения нормативных документов в этой области в части производственной, промышленной, рекреационной, туристической сфер деятельности в таких зонах.

Цель работы - рассмотреть основные характеристики особых экономических зон как элементов всемирного хозяйства.

Исходя из цели, формируются задачи работы:

1. раскрыть объективную необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах;

2. рассмотреть особые экономические зоны в России;

. охарактеризовать особые экономические зоны и ВТО.

Методологической основой для написания работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.

1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах

.1 Сущность, цели создания особых экономических зон и место в мирохозяйственных связях

Особые (свободные, специальные) экономические зоны (ОЭЗ) второй половины XX века становятся неотъемлемой частью международных экономических отношений. Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов [7, C.6].

С момента подписания в 1973 году Киотской конвенции, которая определила свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить большую прибыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах одним из важных направлений своей деятельности.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей [14, C.128].

Целью создания особых зон экономики являлось желание привлечь вложение капитала, дать толчок к развитию экспортного направления в производстве, развить экономику и науку страны. К середине 2008 года в России уже были созданы семь ОЭЗ: три туристических, четыре инновационные, две промышленные. В процессе создания находились портовые зоны. Участие в проектах к этому времени приняли семьдесят четыре компании (в том числе и иностранный капитал): пятьдесят восемь резидентов инновационных зон, шестнадцать промышленно-производственных. Сорок резидентов ожидали своей очереди.

Создаваемой ОЭЗ государство обеспечивало льготный процесс взимания налогов, таможенные льготы. Но основным фактором стало то, что инфраструктура финансировалась за счет государственных средств, уменьшалось количество посредников при оказании государственных услуг (так называемый механизм одного окна). Параллельно шла доработка правовых аспектов образования и деятельности ОЭЗ. База нормативно-правовых документов в основном была сформирована за первые два с половиной года. Кроме заглавного ФЗ в нее вошли около пятидесяти документов, регламентирующих разные аспекты выполнения Закона.

Особые экономические зоны можно рассматривать как механизм развития высокотехнологических секторов промышленности, диверсифицированности экономики в целом. ОЭЗ должны развиваться параллельно с другими инструментами экономики (госкорпорация, венчурная компания и прочие), не утрачивая своей самостоятельности. Таким образом, ОЭЗ в отличие от СЭЗ - экономический инструмент, опирающийся на солидную юридическую базу, функционирующий не только за счет комплекса льгот, но, в первую очередь, за счет партнерских отношений и совместного инвестирования частиков и государства.

Механизм создания ОЭЗ и управления ими был отточен с учетом всех нюансов. Управляющая система ОЭЗ представляла собой рациональную схему с четко очерченными сферами ответственности каждого звена и отсутствием дублирующих звеньев. Все это позволило руководителю РосОЭЗ утверждать, что проект по созданию ОЭЗ удался и доказал свою жизнеспособность. Это заявление подтверждалось и словами Президента, и широким участием в проекте частного капитала [4, C.126].

Эффективность ОЭЗ - гарантия их долговременности. Они должны остаться одним из действенных механизмов и через десять-пятнадцать лет. Причем, развитие пойдет уже не только на федеральном, но, что существенно, и на региональном уровне с учетом наработанного в процессе создания первых ОЭЗ опыта. В настоящее время ОЭЗ продолжают развиваться и активно создаются регионами. Вместе с тем, некоторые ОЭЗ были закрыты, так как интереса для инвесторов не вызвали.

В связи с этим последний правительственный проект постановления, касающийся ОЭЗ, будет обязывать регионы предоставлять подтвержденные планы целесообразности создания зоны, списки инвесторов, резидентов и прогноз развития перед созданием ОЭЗ. Это с одной стороны несколько усложняет процесс создания ОЭЗ, с другой - дает большую гарантию ее благополучного развития.

1.2 Свободные экономические зоны как институт инновационной экономики

Критерии классификации зон в контексте инновационного развития, позволяют нам выделить следующие их виды (рис.1).

Рис.1. Классификация зон в контексте инновационного развития

В начале XXI века развитые страны вступили на путь создания совершенно новой, постиндустриальной экономики, экономики знаний. Создание продвинутых технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе, обеспечивает ее национальную безопасность.

В экономиках ведущих стран первостепенную роль стали играть информационные технологии, компьютеризированные процессы, инновационные технологии в производстве и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Очевидно, что результатом происходящей в данной момент социально-технической революции должен стать переход к новой форме организации экономики - инновационной экономики.

В развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, т.е. в этих странах развивается инновационная экономика.

В данный момент многие влиятельные политики и крупнейшие средства массовой информации все чаще и чаще используют в своем повествовании слова «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная экономика» [6, C.287].

Всемирно известная электронная энциклопедия дает следующее определение инновационной экономики - это тип экономики, при которой генерируется постоянный поток инноваций.

Инновации, в свою очередь, представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Следовательно, инновации являются результатом инновационной деятельности, которая обуславливается комплексным научно-технологическим, организационным, финансовым, инвестиционным, производственным и маркетинговым процессом, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы, имеющие коммерческую ценность, а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков.

Действительно, именно инновации, полученные в процессе инновационной деятельности, должны стать основным движущим элементом современного хозяйственного уклада, основным источником генерирования доходов в инновационной экономике.

Для того чтобы экономика могла называться инновационной, она должна обладать следующими признаками:

наличие современных и продвинутых информационных технологий и компьютеризированных систем и процессов;

наличие развитой, высокотехнологичной инфраструктуры;

ускоренная компьютеризация и автоматизация всех сфер и отраслей производства и управления;

создание и внедрение в практику инноваций различного функционального назначения;

наличие системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов;

наличие развитой финансовой системы, способной поддержать постоянный поток инвестиций в инновации.

Помимо вышеперечисленных признаков инновационная экономика должна опираться на особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса:

Инновационные центры, направляющие исследования, анализирующие инновационный спрос и предложение, координирующие усилия коллективов-разработчиков;

Законодательство, регулирующее отношения в сфере инноваций (защита интеллектуальной собственности, патенты, прочее);

Центры коммерциализации технологий и разработок, которые смогли бы провести инновацию через весь долгий путь от идеи до конечного продукта;

Финансовые институты (государственные и частные), оказывающие поддержку инновационной деятельности при помощи грантов и кредитов;

Образовательные центры, институты и школы, на базе которых будут готовить не только инженеров и ученых, но и прочих специалистов, ориентированных на инновационные процессы (экономисты, управленцы, предприниматели).

Вместе вышеперечисленные институты формируют национальную инновационную систему (НИС), которая является опорой инновационной экономики. НИС - это совокупность государственных и частных организаций и предприятий, которые проводят научные исследования и разработки, производят и реализуют высокотехнологичную продукцию, а также органов управления и источников финансирования. Таким образом, оплотом инновационной экономики становятся инновации, полученные путем инвестиционной деятельности, которая опирается на развитую инновационную инфраструктуру - национальную инновационную систему. Но переход к новому типу хозяйствования невозможен без высококвалифицированных и высокопроизводительных кадров [6, C289].

Рассмотрим СЭЗ как институт инновационной экономики на примере Белоруссии и России.

Свободные (специальные) экономические зоны на рубеже ХХ и ХХI вв. получили глобальное распространение, охватив практически все страны мира, включая высокоразвитые, развивающиеся и бедные. Причем в последнее время при создании СЭЗ все в большей степени основной акцент делается не только на внешнеэкономическую деятельность, но и на внедрение новейших технологий. Именно за счет инноваций современные товаропроизводители в рамках СЭЗ постоянно повышают конкурентоспособность своей продукции, завоевывают новые рынки сбыта.

Республика Беларусь вступила на этот путь сравнительно недавно. Одним из конкретных шагов стало создание в стране свободных экономических зон. В Беларуси первая СЭЗ появилась в пригороде Бреста в 1996 году. Сегодня их в республике шесть - по одной в каждой из областей, причем лишь две действуют менее пяти лет, что позволяет говорить о прохождении остальными стадии становления и выходе на полноценную деятельность. СЭЗ полностью являются комплексными и включают в себя производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Ставится цель образования белорусских СЭЗ, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в создании и развитии производств, основанных на новых и высоких технологиях. Для поощрения таких производств, выпускающих высокотехнологичную экспортную и импортозамещающую продукцию, в СЭЗ введен специальный правовой режим, предусматривающий для товаропроизводителей существенные налоговые и таможенные преференции.

Примечательно, что Беларусь единственная из стран СНГ, где правовые аспекты деятельности СЭЗ гарантируются Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах». В Законе записано, что специальный правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству, гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

В этой связи указанный Закон Республики Беларусь можно считать одним из первых в стране правовых актов, реально стимулирующих научно-техническую, технологическую и инновационную деятельность в границах СЭЗ. К сожалению, влияние специального правового режима свободных экономических зон Беларуси на активизацию инновационной деятельности остается пока недостаточно изученным.

Сегодня в Беларуси определились два направления в создании специальных инновационных зон. Сторонники первого из них предлагают создать в масштабах республики Парк высоких технологий, своего рода белорусскую «Силиконовую долину». В апреле текущего года проект декрета «О Парке высоких технологий» обсуждался на совещании у Президента Республики Беларусь. Выявилось немало различных мнений. И поскольку в ходе обсуждения четкого ответа на все вопросы не было получено, проект декрета отправлен на доработку [5, C.28].

Бесспорно, идея создания национального Парка высоких технологий имеет право на реализацию. Но в научных кругах республики утвердилось и другое направление, сторонники которого предлагают решать проблемы инноваций путем своеобразного синтеза технопарков и СЭЗ. Они убеждены, что создание технопарков (технополисов) в рамках свободных экономических зон может стать действенным фактором повышения инновационной восприимчивости регионов и республики в целом и при нехватке средств на эти цели обойдется государству дешевле.

Действительно, создание технопарков (технополисов) даже для развитых стран дело дорогостоящее. На их финансирование в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Франции, ФРГ выделяется от 62 до 100% государственных средств. Фирмам, вкладывающим капиталы в научные парки, создают льготный режим амортизации оборудования, зданий, предоставляют льготные кредиты на длительный срок и т.д. В Китае, где сегодня действует более 50 технопарков, государство также взяло их «под свое крыло» в рамках госпрограммы «Факел». Считается, что одним из решающих факторов грандиозного успеха действующего в рамках СЭЗ «Шэньчжэнь» научно-промышленного парка стала благоприятная среда для бизнеса, созданная в этой СЭЗ.

Аналогичную схему избрала для себя и Россия, где в соответствии с новым Законом «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ) по стране создается целая сеть высокотехнологичных парков. Предусматриваются два типа ОЭЗ - промышленно-производственные и технико-внедренческие, причем образуются они, как и Шэньчжэньский технопарк, с «чистого поля» (green field), т.е. под новые инвестиции и бизнес. Создание инфраструктуры ОЭЗ будет финансироваться из федерального и регионального бюджетов в пропорции 50:50. Стоимость одной ОЭЗ оценивается в 50 млн долларов США. Главная приманка для инвесторов - налоговые льготы, в частности, та же ускоренная амортизация, снижение ставки ЕСН до 14%, освобождение от уплаты налогов на землю и недвижимость сроком на 5 лет и др.

Если учесть, что у нашего государства нет пока средств и возможностей для создания столь масштабной инфраструктуры инновационного предпринимательства, то пример россиян можно считать фактом беспрецедентной поддержки белорусских сторонников идеи синтеза «Технопарк - СЭЗ». Ведь нам в данном случае не требуется вновь «изобретать велосипед», добиваться дополнительных стимулов и льгот для участников инновационного процесса. Резиденты СЭЗ «Гомель-Ратон» и других белорусских СЭЗ уже имеют существенные таможенные преференции и налоговые льготы: в течение пяти лет с них не взимается налог на прибыль с момента ее объявления, а затем он уплачивается лишь в половинном размере. И что здесь особенно важно: высвобождаемая прибыль не связана с каким-либо нормативным распределением, да и НДС уплачивается в половинном размере, а значит, у предприятий-резидентов СЭЗ есть возможность пополнять оборотные средства, направлять полученную прибыль на модернизацию производства, освоение новых технологий. Нет также налога на недвижимость, а следовательно, в условиях СЭЗ отсутствует и проблемная ситуация, когда чем дороже оборудование и чем быстрее идет обновление основных фондов, тем больше налог на недвижимость. Действует и ряд других льгот, о чем многие обычные предприятия и фирмы, стремящиеся заниматься научно-инновационной деятельностью, могут пока лишь мечтать.

Используя столь благоприятные условия, многие вошедшие в состав резидентов СЭЗ предприятия в короткие сроки освоили современные технологии, вышли на мировые стандарты качества, сделали конкурентоспособной свою продукцию на мировых рынках. К таковым относятся ОАО «Гомелькабель», ОАО «Электроаппаратура», СП «Беккер-Систем», иностранные фирмы «Белкэпс», «Мультипак», «Каштан», «Интертейпс», «Поликап» и ряд других. Вынужденные в условиях жесткой рыночной конкуренции постоянно обновлять свою продукцию, совершенствовать технологии, эти предприятия и создали предпосылки для образования технопарка в рамках СЭЗ [5, C.30].

Сейчас по поручению Гомельского облисполкома группа научных сотрудников разрабатывает бизнес-план организации технопарка на базе СЭЗ «Гомель-Ратон». Это, кстати, изначально предусматривалось генеральным планом развития СЭЗ, и администрация зоны за прошедшие годы сделала определенные наработки в данном направлении. Под технопарк, формирование которого планируется начать в конце этого года, выделена площадка. Она именуется в проекте как территориально-планировочное образование (ТПО «Технопарк»). Находится площадка не в «чистом поле». На ней размещены: переведенный из Минска Институт радиобиологии НАН Беларуси, РУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь, СКТБ «Металлополимер» базирующегося в Гомеле Института металлополимерных систем НАН Беларуси и Гомельское головное СКТБ гидроаппаратуры. Кстати, оба СКТБ имеют опытные производства, являются резидентами СЭЗ, по сути своей деятельности это инновационно-внедренческие организации. Тут же размещаются такие резиденты СЭЗ, как Республиканское научно-производственное унитарное предприятие «Ратон», ИП «Ай-Би-Эй-Гомель», работающее на мировом рынке информационных технологий, 13-этажное здание бизнес-центра СЭЗ, которое, наряду с администрацией зоны, способно вместить и многие структуры технопарка.

Но дело не только в материальной базе. Как известно, американская концепция технопарка полагает его не структурой, построенной из стекла и бетона, а средой, которая создается путем эволюционного развития экономики, науки, культуры. Такая среда формирует сегодня в гомельской СЭЗ промышленный сектор, который по своей инновационной восприимчивости на порядок выше, чем большинство предприятий региона. Речь идет о рыночной среде, в условиях которой работают все предприятия-резиденты СЭЗ. И это еще один веский аргумент в пользу создания комплекса «Технопарк - СЭЗ».

Разумеется, сделать предстоит еще многое. Во всем мире в технопарках отлично зарекомендовали себя бизнес-инкубаторы малого предприни-мательства. Есть такой и в составе резидентов гомельской СЭЗ. Но потребуется создание и целого ряда других рыночных структур: страховых, лизинговых компаний, консалтинговых, инжиниринговых, внедренческих фирм, иных мобильных творческих коллективов. Для этих фирм потребуются сотни менеджеров, маркетологов, программистов. Все это предстоит заранее предусмотреть в бизнес-плане, включая создание бизнес-школ и бизнес-классов, рекламной фирмы и ярмарочно-выставочного комплекса. Без перечисленных чисто рыночных структур не существует ни одного технопарка в мире. При этом важно учитывать, что их наличие на рынке инноваций диктуется только спросом со стороны хозяйственников.

И самое главное - технопарку потребуется живая, постоянная, творческая связь с наукой, основанная на коммерциализации взаимоотношений. Наука, ее потенциал призваны стать генератором инноваций. И в этом плане в гомельской СЭЗ также есть некоторые наработки. В частности, это касается заключения долгосрочных договоров на сотрудничество с научными институтами и университетами региона в сфере инновационной деятельности и подготовки кадров. Предполагается, что, наряду с Гомельским облисполкомом и администрацией СЭЗ, учредителем технопарка станет и один из профильных научных институтов или университетов Гомельщины.

2. Особые экономические зоны в России

.1 Создание особых экономических зон в России

целью оптимизации отношений государства и предпринимателей в регионах России созданы следующие ОЭЗ:

Промышленные ОЭЗ, располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга»), Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк) в Самарской области (Тольятти), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти, и "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

·              Строительных материалов

·              Химической и нефтехимической продукции

·              Бытовой техники и торгового оборудования

- Инновационные ОЭЗ, Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA>, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

·              Нано - и биотехнологии

·              Медицинские технологии

·              Электроника и средства связи

·              Информационные технологии

·              Точное и аналитическое приборостроение

Ядерная физика

Туристические ОЭЗ, Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ, находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае - формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

Предназначение ОЭЗ: привлечение инвестиций, повышение научного и экономического потенциала макроэкономики, развитие производств, конкурентоспособных на глобальном рынке, внедрение высоких технологий.

Для оказания государственных услуг ОЭЗ и контроля их деятельности создано федеральное агентство «РосОЭЗ», которое функционировало до октября 2009 г., а затем его функции были переданы Минэкономразвития.. Государство предоставляет ОЭЗ налоговые и таможенные льготы, финансирует создание инфраструктуры, вводит принцип «одного окна» с целью ликвидации бюрократического давления [3, C.4].

Для правового обеспечения функционирования ОЭЗ в 2005 г. принят и в 2006 г. отредактирован федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Несколько десятков правовых актов регламентируют реализацию норм этого закона.

Формированием правовой базы, разработкой стратегии развития ОЭЗ и организацией практического выполнения стратегии развитии ОЭЗ с 2009 г. занимается Минэкономразвития. Функции подрядчика по строительству инфраструктуры выполняет ОАО «ОЭЗ», все акции которого принадлежат государству. Контроль и решение организационных вопросов строительства инфраструктуры осуществляет штаб, который возглавляют зам. губернатора и глава муниципального органа самоуправления.

В отличие от неудачной попытки создания СЭЗ в 90-х годах до разработки правовой базы их деятельности, когда СЭЗ использовали предоставленные им льготы, но не приносили ощутимой пользы макроэкономике, современные СЭЗ основаны на принципе государственно-частного партнерства. Развитие территорий, на которых расположеныСЭЗ, осуществляется за счет бюджетных и частных инвестиций.

В ОЭЗ функционирует в качестве органа управления наблюдательный совет, включающий представителей федерального, регионального и муниципального органов власти, компаний и резидентов ОЭЗ.

Практика подтвердила жизнеспособность ОЭЗ, их привлекательность для вложения частных инвестиций, в т.ч. зарубежных. Создание новых ОЭЗ осуществляется на конкурсной основе. Организацией конкурсов и сбором заявок занимается Минэкономразвития. Победителя конкурса определяют конкурсная комиссия и экспертный совет. Создание ОЭЗ осуществляется Постановлением Правительства РФ. Вопросы финансирования, распределения собственности и др. оговариваются в соглашении между органами федеральной, региональной власти и муниципального самоуправления.

Система «одного окна» предусматривает расположение в одном административно-деловом центре представителей территориальных органов налоговой, таможенной и миграционной службы, Пенсионного фонда, Госрегистрации и Роснедвижимости. Пилотный проект системы «одного окна» впервые был успешно осуществлен при создании промышленно-производственной ОЭЗ в Республике Татарстан.

Предприятие, получившее статус резидента ОЭЗ, включается в реестр резидентов и заключает соглашение с Минэкономразвития, на основании которого принимается решение о выделении ему земельного участок на правах аренды для строительства объекта. При этом земля остается собственностью государства, осуществляющего за счет бюджетного финансирования строительство инфраструктуры этого объекта. Расходы бюджета компенсируются в будущем периоде за счет уплаты налогов. Резидент, построивший объект недвижимости на арендуемом участке, имеет право выкупа земельного участка в соответствии с нормами, регламентируемыми «Земельным кодексом» [3, C.6].

Необходимость создания туристско-рекреационных ОЭЗ продиктована отсталостью инфраструктуры российских объектов, привлекательных для туристов, от мировых стандартов. Поэтому в 2007 г. было принято решение о создании 7 туристских ОЭЗ, концепция которых заключалась в создании максимально благоприятных и привлекательных условий для туристов. В отличие от производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, туристские ОЭЗ могут охватывать территории нескольких муниципальных образований.

На территории ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности. Она создается сроком на 20 лет. Резидентами ОЭЗ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Резидент промышленно-производственной ОЭЗ обязан осуществить денежные инвестиции в минимальном размере 10 млн. евро, из них 1 млн. евро в течение 1 года со дня подачи заявления о регистрации. Регистрация резидента технико-внедренческой ОЭЗ осуществляется при условии положительного результата экспертизы представленного им инновационного проекта, а резидента туристско-рекреационной ОЭЗ - проекта бизнес-плана.

Резиденты ОЭЗ получают следующие налоговые льготы:

понижение ставки налога на прибыль для резидентов всех ОЭЗ;

освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5-10 лет в зависимости от типа зоны;

льготы по транспортному налогу, устанавливаемые субъектами РФ; - право применения ускоренной амортизации основных средств для резидентов-инвесторов промышленно-производственных и туристских ОЭЗ; - для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ пониженный тариф обязательных страховых взносов пенсионного страхования на 2011-2017 г.г. в размере 8%, социального страхования 2%, медицинского страхования 2% в 2011 г., 4% в 2012-2017 г.г., медицинского образования 2% в 2011 г., освобождение от взносов в последующие годы;

освобождение от уплаты НДС резидентов портовых ОЭЗ на работы (услуги), производимые в ОЭЗ.

Таможенные льготы зависят от статуса товара, экспортируемого из ОЭЗ. Например, резиденты Калининградской, Липецкой и Магаданской ОЭЗ получили в 2012 г. право вывоза произведенных в ОЭЗ товаров, в т.ч. с использованием иностранных товаров при их производстве, в страны Таможенного союза без обложения пошлиной.

2.2 Трансформация зон в инновационные кластеры

С 2012 года изменился порядок создания ОЭЗ и предоставления резидентам этих зон налоговых льгот. Новые правила закреплены Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 365-ФЗ <http://www.glavbukh.ru/doc/5130>.

Так, закон вводит понятие кластера - совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов. Кластеры определяются правительством РФ.

ОЭЗ будут создавать на 9 лет, применять нулевую ставку по налогу на прибыль до 2018 года, если это технико-внедренческая ОЭЗ, или до 2023 года - если речь идет о туристско-рекреационной ОЭЗ.

Срок освобождения от налогов имущества предприятий, находящихся в ОЭЗ, увеличивается с пяти лет до десяти.

Авторы, исследующие региональные модели инновационной экономики, выделяют такие элементы-организации инновационного развития, как «инновационные инкубаторы», «инновационные полигоны», «инновационные потребители». «Инновационные инкубаторы» объединяют узы региона, академические, отраслевые НИИ и другие научные учреждения, функцией которых является генерирование новых научных знаний. «Инновационные полигоны» объединяют опытно-конструкторские проектные организации региона, технополисы и технопарки, функцией которых является доведение научно-технических идей до опытного образца и его испытание. «Инновационные потребители» объединяют предприятия и фирмы, внедряющие научно-технические и другие новшества в форме инноваций.

В инновационном развитии особую роль отводят государству. Никто из авторов прямым образом не позиционирует государство как институт развития. Однако косвенно такое позиционирование подразумевается, поскольку, по нашему мнению, говоря о необходимости «вмешательства государства в инновационные процессы», фактически имеется в виду его участие в этих процессах. Только с участием государства в самом частном секторе могут быть созданы те стимулы к инновациям, которые не генерирует в достаточной степени несовершенная институциональная среда. В первую очередь подразумевается широкий спектр самых разнообразных стимулов для внедрения новых технологий, для выхода на новые рынки и для запуска собственных технологических инноваций [5, C.30].

К институциональным «элементам - «неорганизациям»« инновационного развития мы отнесли знание и образование. Такой выбор связан с тем, что именно эти элементы играют особую инновационную роль, но их неформальная структура, принципиально отличающая знание и образование от «элементов-организаций», требует совершенно иных подходов для включения в инновационный процесс.

Как инновационный институциональный элемент знание может рассматриваться в двух аспектах: технологическом и информационном.

Технологический аспект - это знания технологии, или технические знания, или, если использовать популярное во всем мире выражение - «ноу-хау». Анализ разрыва в уровне знаний между странами - это анализ именно данного аспекта. Информационный аспект - это знания свойств или качеств того, что составляет экономическую картину мира: явлений, процессов, институтов.

Отнесение образования к институциональным элементам инновационной экономики основано на результатах исследований успешных в инновационном отношении стран, в первую очередь новых индустриальных стан. Показатели развития их системы образования более высоки, чем у ведущих в экономическом отношении странах, что и явилось важнейшим условием трансформации экономик этих стран.

Причем данный вывод относится и к системе школьного образования, и к сфере технического образования.

Означает ли качественное образование высокий уровень и действенность знания как института инновационного развития? Ответ также не может быть однозначным как минимум по двум причинам. Первая - использование потенциала работников, получивших качественное образование, что представляется проблематичным в условиях, например, доминирования административных методов регулирования рынка труда в части его мобильности и оплаты.

Наконец, вторая причина невозможности» автоматического «перелива» образования в знания. Образование трансформируется в знания как фактор инновационного развития только в условиях открытой экономики и демократического устройства общества. Комментируя эту причину, исследователи приводят в качестве примера бывший Советский Союз. Его население было высокообразованным, уровень грамотности приближался к 100 процентной отметке. Однако из-за политической и экономической закрытости страны, ограничений на прямые зарубежные инвестиции, международную миграцию труда и международное сотрудничество рабочая сила не могла принимать, адаптировать и развивать новейшие знания в их техническом и информационном аспектах как элемента институциональной среды инновационного развития.

Обобщая вышеприведенный материал можно сформулировать следующие выводы.

Вывод первый. Институты развития это система институциональных элементов, сотворенных человеком не физических факторов, экзогенных по отношению к хозяйствующим субъектам и представленных «элементами-организациями» и элементами «не организациями». Сказанное в полной мере относится и к свободным экономическим зонам.

Вывод второй. Институциональные «элементы-организации», представленные «фондом фондов», организационными структурами поддержки экспорта и сертификации для малого и среднего бизнеса, региональными инновационными кластерами, консультативными органами при властных структурах, «инновационными инкубаторами», «инновационными полигонами», «инновационными потребителями», большей частью предполагают особую пространственную, как правило, экстерриториальную структуру организации, которая характерна и для свободных экономических зон.

Вывод третий. Институциональные «элементы-неорганизации», представленные знаниями и образованием, могут сформировать вектор инновационного развития только в условиях экономической открытости, интеграции науки, образования и бизнеса, отсутствия ограничений на прямые зарубежные инвестиции, международную миграцию труда. Такие условия также характерны для свободных экономических зон.

Все три вывода относят нас к характеристикам свободных экономических зон. В связи с этим их необходимо рассмотреть более полно с учетом новых сложившихся реалий.

3. Особые экономические зоны и ВТО

Для развития экономики России большое значение имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Это инструмент диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей хозяйства и т.д. На территории особых экономических зон действует и особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий преимущества для инвесторов. Минэкономразвития определяет ключевые аспекты развития особых экономических зон, включая их нормативно-правовое регулирование. 24 из действующих в стране ОЭЗ находятся в ведении управляющей компании ОАО «ОЭЗ».

августа 2012 Российская Федерация официально вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В соглашениях ВТО нет прямых указаний на системы льгот и стимулов в особых экономических зонах. Однако международные эксперты сформулировали однозначный вывод: многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот и стимулов, действующих в ОЭЗ, и делают их нелегитимными. То есть незаконными и запрещенными для использования в странах-членах ВТО. Данный вывод сделан по результатам масштабного сравнительного исследования опыта функционирования ОЭЗ в различных странах мира.

Целый ряд льгот, преференций и стимулов, которые предоставляются резидентам ОЭЗ, полностью или частично попадают в список запрещенных или спорных мер поддержки [10, C.22].

Само определение запрещенных мер трактуется довольно широко и расплывчато. «Запрещенные субсидии - это меры, применяемые в несельскохозяйственных отраслях экономики, которые используются для поддержки экспорта, по поддержке замещения импортных товаров товарами внутреннего производства».

В этом списке: выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки; льготные транспортные тарифы для экспортных поставок - более низкие, чем тарифы на внутренние перевозки; предоставление товаров и услуг производителям экспортной промышленной продукции на более выгодных условиях, нежели для производства товаров внутреннего потребления; освобождение от налогов или льготы по налогам и прочим сборам, особые льготы по страхованию в связи с экспортной деятельностью; экспортные кредиты на льготных условиях и т.п.

Определение так называемых «спорных» мер поддержки также довольно расплывчато. Практика показывает, что это дает возможность опытным консультантам трактовать их гибко, с учетом интересов заказчиков экспертных услуг.

Спорные меры поддержки не относятся к запрещенным, однако они могут быть запрещены по решению структуры ВТО, которая называется Комиссией по урегулированию споров (сокращенно - Суд ВТО). Основание для такого решения - официальная жалоба потерпевшей стороны. Пока жалобы принимаются только от центрального/федерального правительства государства. Однако по настоянию США и Великобритании ведутся переговоры о том, чтобы транснациональные корпорации также получили право напрямую обращаться в Суд ВТО с жалобами на правительство той или иной страны по поводу «отрицательного воздействия на международную торговлю» или «нанесения ущерба отрасли в другой стране-члене ВТО».

С этой точки зрения, отмену импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ также можно рассматривать как запрещенные экспортные субсидии, которые получают фирмы-поставщики материалов и оборудования для ОЭЗ.

В число запрещенных субсидий, указывают эксперты, могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги и льготы по арендным платежам. Не согласуются с правилами ВТО любые виды регулирования, которые обеспечивают действующим в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства.

В идеале, по правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и равные условия участия в конкурсах на госзаказы и госзакупки. По этому вопросу между ведущими рыночными странами нередко возникают серьезные противоречия и конфликты. Наиболее яркий пример тому - закон «Buy American Act» («Покупайте американское»), принятый администрацией США. В других странах и, прежде всего, в Канаде закон был обоснованно расценен как проявление протекционизма, нарушающее принципы и правила ВТО (за исключением случаев, когда это не связано непосредственно со сферой обеспечения обороны и безопасности страны). В данном случае нарушается одно из главных правил: ни в особых экономических зонах, ни за их пределами государство «не должно создавать особые преимущества какой-либо конкретной фирме, отрасли или группе интересов» [10, C.23].

По существу ВТО - это еще и система регламентации режима для инвестиций и государственной экономической политики

Очевидно, что действующие и новые системы стимулов для ОЭЗ должны строиться с учётом изменений в «правилах игры», которые связаны со вступлением страны в ВТО. Вместе с тем, по мнению международных экспертов, отлаженные в пределах ОЭЗ механизмы регламентации предпринимательской деятельности могут быть полезными для совершенствования госрегулирования и за их пределами. В связи с этим консультанты Всемирного Банка предлагают: «Используйте режимы, применяемые в ОЭЗ, как инструменты продвижения демонополизации и дерегулирования в сфере телекоммуникаций и в прочих инфраструктурных отраслях. Создавайте систему стимулов с учетом соглашений ВТО. Наилучший путь - устранить любые обязательные требования по экспорту и предоставить любым предприятиям свободный доступ на внутренний рынок с уплатой соответствующих таможенных пошлин».

В плане преобразования в налоговых режимах рекомендуется следующее. «Используйте процесс создания или изменения режима функционирования зоны как возможность в целом рационализировать системы налоговых стимулов. В идеале это должно привести к гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с налоговой политикой, действующей на общенациональном уровне. Или, по крайней мере, создавайте для предприятий зоны налоговый режим, сходный с тем, который действует для наиболее «продвинутых отраслей». Считается предпочтительным, чтобы действующая в стране система налоговых стимулов поддерживала определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовала посредством применения специальных законов.

Международные эксперты особо подчёркивают необходимость упрощения систем регулирования предпринимательской деятельности в ОЭЗ. «Ключевым аспектом успешного функционирования ОЭЗ является упрощение и упорядочение процедур утверждения инвестиционных проектов, предоставления иностранным гражданам разрешений на работу, отмена обязательных лицензий для импорта и экспорта» и т.п. Отмечается целесообразность введения так называемых «автоматических» разрешительных процедур, которые строятся по принципу соответствия нескольким основным и четко сформулированным критериям.

Рекомендуется упростить процедуры выдачи «второстепенных» (их также называют дополнительными) разрешений - по пользованию землей и зданиями, по труду, охране здоровья и т.д. Считается целесообразным передать такие решения с уровня министерств и ведомств на уровень управляющих структур на местах - а таковые рекомендуется создавать как негосударственные структуры или государственно-частные партнерства.

В целом, в результате выполнения данных рекомендаций должна значительно снизиться налоговая и регулятивная нагрузка на бизнес, как в ОЭЗ, так и за их пределами. Вместе с тем, по окончании переходного периода ОЭЗ фактически утратят большинство возможностей предоставлять особые преимущества своим резидентам.


Заключение

Свободная экономическая зона - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Мировая практика показывает, что создание ОЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Территории, наиболее благоприятные для размещения ОЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

Принципиальная необходимость создания ОЭЗ в России на основании исследований отечественных и мировых учёных остаётся тем не менее практически доказанной. Однако неоспорим и тот факт, что эффективная реализация данной экономической формы может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Свободные зоны как институт инновационного развития - это, главным образом, транзитивные и функциональные зоны.

Особые экономические зоны в России могут развиваться в направлении транзитивных функциональных зон и в этом случае реализоваться как институт инновационного развития.

Список использованной литературы

.Федеральный закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590)

.Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №213-3 « О свобоных экономических зонах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235)

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 №311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации»

.Аверьянова О.Д. Финансовые отношения в свободных экономических зонах: Автореф. дис. канд. экон. наук / СПб. ун-т эк-ки и фин. - СПб., 2011. - 17 с.

.Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости, 2012, № 1-2. - C.4-9

.Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики, 2011, № 12. - C.126-140.

.Клим И.В. Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики // Российский внешнеэкономический вестник. - № 4 (апрель), 2011. - С.26-31

.Кушлина В.И., Волгина Н.А. Государственное регулирование экономики, М.: Экономика, 2011. - 624 с.

.Лешина И. Е. Предпосылки и цели создания экономических зон // Проблемы местного самоуправления. - №5. - 2008. - С.6-15

.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 727 с.

.Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2011. - 734 с.

.Немова Л. Особые экономические зоны в условиях ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - № 10, 2012. - С.21-28

.Панкратов Ф.Г. Мировая экономика. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010. - 473 с.

.Петрова А.Н. Государственное регулирование экономики. - СПб.: Знание, 2011. - 327 с.

.Сакс Дж. Рыночная экономика России. - М.: Экономика, 2009. - 489 с.

.Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 256 с.

.http://www.economy.gov.ru/wps/portal - Министерство экономического развития и торговли (официальный сайт)

.www.expert.ru

.www.ChinaWindow.ru

.www.wto.org

.http://matfak.ru

22.http://ru.wikipedia.org/

Похожие работы на - Особые экономические зоны как элемент всемирного хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!