Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    192,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

Кафедра "Финансы и бухгалтерский учет"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Налоги и налогообложение"

на тему "Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями"

Выполнила: студентка 4-го курса

очной формы обучения экономического факультета,

группа Ф 41

Андронаки Евгения Сергеевна

Научный руководитель: Аленичева Л.Н.



Великие Луки 2012

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы исчисления и уплаты ндфл индивидуальными предпринимателями

1.1 История развития подоходного налогообложения в России

1.2 Индивидуальные предприниматели как участники налоговых отношений и плательщики НДФЛ

2. Механизм исчисления и уплаты ндфл индивидуальными предпринимателями

2.1 Особенности определения доходов и расходов при исчислении и уплате НДФЛ индивидуальными предпринимателями

2.3 Организация налогового учета в целях декларирования НДФЛ индивидуальными предпринимателями, сроки уплаты

Заключение

Список использованных источников

Введение

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Данная курсовая работа посвящена теме: "Особенности исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями".

Развитию предпринимательства в современной России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Практика зарубежных стран свидетельствует, что индивидуальное предпринимательство составляет значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.

Используя регулирующую функцию налогов, в первую очередь налога на доходы физических лиц, государство может стимулировать развитие малого и индивидуального предпринимательства.

В условиях необходимости развития и укрепления сферы малого и индивидуального предпринимательства, тема исследования вопросов налогообложения доходов особенно актуальна.

Целью работы является изучение особенностей исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями.

Задачи включают последовательное решение следующих вопросов:

.        Рассмотреть теоретические основы исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями.

2.      Проанализировать механизм исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями.

Объектом исследования является система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.

индивидуальный предприниматель подоходное налогообложение

1. Теоретические основы исчисления и уплаты ндфл индивидуальными предпринимателями


1.1 История развития подоходного налогообложения в России


Подоходный налог или налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по сравнению с другими видами налогов довольно "молод". Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX - начала XX в. (Пруссия - с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916 года, и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих".

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равной напряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 году новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 гг. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т. ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) состоит из 2-х частей - общей и специальной.

Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными законами от 31.07.98 №146-ФЗ и №147-ФЗ (впервые опубликована в "Российской газете", №148-149, 06.08.1998) в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: "налоги", "сборы", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые органы", "налоговый контроль", "налоговые декларации", "налоговые правонарушения" и др., а также устанавливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и ее меры, обжалования действий налоговых органов.

Часть вторая (специальная) НК РФ принята Федеральным законом от 05.08.2000 №117-ФЗ ("Российская газета" от 10.08.2000 года) в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ и состоит из 18 глав (21 - 31), которыми определен порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ и др.).

Глава 23 НК РФ называется "Налог на доходы физических лиц" (ст. 207-233) была введена в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утратило силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами новой системы налогообложения являются:

·        отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

·        значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;

·        внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.

 

.2 Индивидуальные предприниматели как участники налоговых отношений и плательщики НДФЛ


Налогоплательщики - это субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Рисунок 1 - Плательщики НДФЛ

Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п.3 ст. 207 НК РФ).

Нерезидентами согласно пп.7 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 18.07.2011), являются физические лица, граждане РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели (ИП) - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке <#"659608.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Сроки уплаты авансовых платежей

В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию (Форма 4-НДФЛ) с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности ИП на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Пп.1 п.1 ст.227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют и производят уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. При этом декларация по НДФЛ представляется указанными налогоплательщиками независимо от результатов предпринимательской деятельности, а именно: получены доходы или имеет место превышение расходов над доходами, то есть налоговая база принимается равной нулю.

ИП, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов по операциям с ЦБ и операциям с ФИСС, базисным активом по которым являются ЦБ (ст.214.1 НК РФ), доходов ИП, а также отдельных видов доходов по ст.228 НК РФ, с зачетом ранее удержанных сумм налога, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную по соответствующей ставке (ст.224 НК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Налоговый агент обязан индивидуально по каждому физическому лицу вести учет доходов, которые он выплачивает и суммы налогов, которые он удерживает и перечисляет в бюджет.

Ежегодно не позднее 1 апреля агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах и налогах за предыдущий налоговый период. Порядок предоставления сведений определяет ФНС РФ.

Сведения подаются по форме 2-НДФЛ, утвержденной от 17 ноября 2010 г.

В течение четырех лет налоговый агент обязан обеспечить сохранность документов, кроме того налоговые агенты должны выдавать по просьбе физических лиц справку 2-НДФЛ.

Справка по форме 2-НДФЛ заполняется на основе форм регистров, порядок заполнения которых должен разрабатываться самостоятельно с 1.01.11 г., ранее они были обязаны использовать налоговую карточку в форме 1-НДФЛ.

Заключение


В заключении необходимо отметить, что вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране подоходный налог (как он назывался раньше) занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности этого налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях НДФЛ не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль.

Список использованных источников

Похожие работы на - Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!