-
талоны на продажу со скидкой; - продажа по сниженным ценам; - образцы
товаров; - дополнительное количество товара; - упаковка, пригодная для
дальнейшего использования; - испытание товара, дегустации; - премии,
конкурсы, лотереи.
1.3 Основные
направления стимулирования сбыта
Стимулирование продаж имеет многоцелевую
направленность. Выбор цели зависит от объекта предстоящего воздействия.
Существует три типа целевых аудиторий.
Потребитель. Широкий спектр приемов
стимулирования продаж был создан с единственной целью - самым эффективным
образом привлечь потребителя и удовлетворить его запросы. Потребителю отдан
приоритет, так как все прочие объекты являются лишь посредниками и воздействие
на них оказывается для усиления воздействия на потребителя. Цели
стимулирования, обращенного к потребителю, сводятся к следующему:
a). увеличить число
покупателей;
b). увеличить
количество товара, купленного одним и тем же покупателем,
c). удержать и
вознаградить лояльных потребителей.
Торговый персонал. Продавец не должен быть
обойден вниманием производителя, так как от его способностей и умения продать
товар зависит успех предприятия. В интересах фирмы стимулировать, поощрять и
наращивать эти качества. Цель стимулирования, обращенного к продавцу -
превратить инертного и безразличного к товару продавца в энтузиаста.
Торговый посредник. Стимулирование сбыта по
отношению к посредникам преследует своей целью повысить их активность и
увеличение ими объёма закупок и продаж [8, с. 56]. При этом цели стимулирования
могут быть следующими: придать товару определенный имидж, чтобы сделать его
легко узнаваемым; увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;
повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и
т.д.
Если обобщить вышесказанное, то придем к схеме,
представляющей стратегические, специфические и разовые цели стимулирования
сбыта (таблица 1.3).
логистический сервис сбыт коммуникация
Таблица 1.3
- Цели
стимулирования сбыта
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
|
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
|
РАЗОВЫЕ
|
-
увеличить число потребителей; - увеличить количество товара, покупаемое
каждым потребителем; - оживить интерес к товару со стороны потребителей; -
увеличить оборот до показателей, намеченных в плане маркетинга; - выполнить
показатели плана продаж.
|
-
ускорить продажу наиболее выгодного товара; - повысить оборачиваемость
какого-либо товара; - избавиться от излишних запасов; - придать регулярность
сбыту сезонного товара; - оказать противодействие возникшим конкурентам; -
оживить продажу товара, сбыт которого переживает застой
|
-
извлечь выгоду из ежегодных событий (Новый год, Международный женский день и
т.д.); - воспользоваться отдельной благоприятной возможностью (годовщина
создания фирмы, открытие нового филиала и т.п.); - поддержать рекламную
компанию.
|
Для достижения каждой из целей необходимо
выполнить ряд задач, использовав при этом все возможные средства и методы
стимулирования сбыта.
Обычно выделяют пять основных этапов в процессе
подготовки и проведения мероприятий по стимулированию сбыта:
постановка целей стимулирования сбыта;
определение методов и средств стимулирования;
разработка общего плана стимулирования;
- предварительное опробование и претворение в
жизнь программы стимулирования сбыта;
- контроль и оценка результатов программы
стимулирования сбыта.
После того, как были определены цели и выявлены
наиболее приемлемые для фирмы методы стимулирующегося воздействия, маркетологам
необходимо разработать общий план программы стимулирования и принять еще
несколько важных решений.
Во-первых, необходимо определить желаемый
уровень интенсивности стимулирования и установить определенный его минимум.
Более сильный стимул обеспечивает и высокий уровень продаж - но только на
время.
Во-вторых, специалист по маркетингу должен
сформулировать условия участия в программе стимулирования, то есть требования,
которым нужно соответствовать, чтобы принять в ней участие. Для потребителей
условиями участия могут быть: минимальный объем покупок, минимальный возраст.
Также премии можно предлагать только тем покупателям, кто возвращает чек или
этикетку со штрих-кодом как доказательство покупки. Условием для участников
каналов сбыта может являться требование хранить товар и устанавливать рекламу и
т. д. То есть стимулы предлагаются либо всем, либо только каким-то особым
группам лиц. В большинстве случаев четко определяется момент, когда завершается
участие в программе стимулирования. Без строгих условий продвижение может
отрицательно сказаться на фирме [10, стр. 320].
В-третьих, нужно определить длительность мероприятий
по стимулированию. Если мероприятие по стимулированию слишком растянуто во
времени, предложение потеряет часть своего заряда, толкающего на немедленные
действия, к тому же со временем привлекательность предложения постепенно сходит
на нет. Если же длительность мероприятия слишком коротка, многие потребители не
смогут воспользоваться предлагаемыми выгодами, поскольку как раз в это время у
них, возможно, отсутствует надобность в предлагаемом товаре. Более эффективным
является относительно непродолжительное стимулирование продаж. По мнению
нескольких исследователей, оптимальная частота проведения мероприятий - раз в
квартал, оптимальная продолжительность - 3 недели. Конечно, продолжительность
оптимального цикла стимулирования зависит от категории или отдельной марки
товара. Применительно к товарам широкого спроса стимулирование может
продолжаться в среднем от 1 до 2 месяцев. Товары, приобретаемые один раз в год,
нуждаются в краткосрочном (4-6 недель) стимулировании в момент, когда покупка
наиболее вероятна.
В-четвертых, маркетолог должен выбрать способ
распространения сведений о программе. Купоны с предложением скидки в 15%
вкладываются непосредственно в упаковку, распространяются через магазины, по
почте или с помощью средств рекламы. Все эти способы различаются по степени
охвата аудитории и уровню издержек.
В-пятых, специалист по маркетингу должен
определить сроки проведения мероприятий по стимулированию. Например,
руководство компании определяет план всех рекламных и других мероприятий по
продвижению товара на год, которым и руководствуются отделы производства, сбыта
и доставки.
Наконец, необходимо разработать общий бюджет
программы стимулирования. Программа разбивается на конкретные мероприятия и
подсчитывается стоимость каждого из них. Стоимость мероприятия по
стимулированию складывается из административных затрат (полиграфия, почтовые
расходы) и денежных средств, непосредственно выдаваемых на поощрение (сумма
премий или скидок, включая компенсации), умноженных на планируемое к продаже в
ходе реализации программы число единиц товара. В случае использования купонов
следует учитывать, что за скидками обратится только часть потребителей, а в
случае поощрения премией, вложенной в упаковку, учитывать как стоимость премии,
так и упаковки, компенсируемых увеличением средней цены за единицу товара.
Но чаще всего используется метод исчисления
ассигнований в форме процента от общего рекламного бюджета. Например, на
продвижение зубной пасты отводится 30% общего рекламного бюджета, а на шампунь
- 50%. Пропорция распределения определяется в зависимости от марки товара,
особенностей рынка и находится под влиянием фазы жизненного цикла товара.
Всякий раз, когда это возможно, необходимо
проводить предварительное опробование программы стимулирования сбыта. Несмотря
на то, что большинство программ стимулирования сбыта, разрабатываются на основе
уже имеющегося опыта, необходимо предварительно убедиться, что все средства
соответствуют целям, что избранные стимулы оптимальны, а способ представления
товара эффективен.
В дальнейшем, после претворения в жизнь
программы по стимулированию очень важен тщательный контроль за ее
осуществлением, который должен проводиться непрерывно на протяжении всей
кампании по стимулированию.
После же завершения программы стимулирования
сбыта проводится обязательная оценка ее результатов. Оценка результатов
программы имеет решающее значение, так как именно на этом этапе фактически
определяется, насколько эффективным оказался весь замысел. Производители могут
использовать один из трех методов оценки: метод сравнения показателей сбыта,
метод опроса потребителей и метод экспериментов.
Самый распространенный метод - это сравнить
уровень продаж перед началом программы, во время ее действия и после ее
окончания. Предположим, что до проведения кампании доля рынка, принадлежащая
фирме, составляла 6%, в ходе осуществления программы ее доля возросла до 10%,
сразу после окончания снизилась до 5%, а через некоторое время составила 7%.
Это означает, что программа стимулирования, по всей вероятности, привлекла покупателей,
которые впервые приобрели продукцию компании, и увеличила уровень покупок
постоянными клиентами. По окончании программы сбыт упал, поскольку потребители
некоторое время использовали накопленные запасы. А рост доли рынка до 7%
показывает, что компания приобрела новых потребителей. Если бы доля рынка
вернулась к прежнему значению, это означало бы, что программа по стимулированию
сбыта изменила лишь распределение спроса во времени, а не совокупный спрос.
Выяснить, многим ли покупателям запомнилась кампания
по стимулированию и какое мнение о ней сложилось в момент проведения, позволяет
опрос потребителей. Опросы могут предоставить информацию о том, сколько
потребителей воспользовалось программой и предложенными льготами и как
проведенные мероприятия повлияли на их уровень покупок.
Мероприятия по стимулированию сбыта оценивают и
посредством проведения экспериментов, изменяя такие параметры, как размер
стимула, продолжительность и метод распределения. В ходе экспериментов
устанавливается ценностная значимость стимулирования для различных групп
потребителей, торговых посредников и собственного торгового персонала
предприятия.
В общем случае, стимулирование сбыта - это
построение взаимоотношений с потребителем. Кроме непродолжительного повышения
уровня продаж или временного перехода с одной товарной марки на другую,
действия по стимулированию сбыта должны укреплять позицию товара на рынке и
создавать долговременные отношения с потребителем. Все чаще маркетологи
избегают "быстрых" кампаний по стимулированию сбыта, с применением
лишь ценовых средств, и переходят к кампаниям, нацеленным на создание у
потребителей беспристрастного отношения к товарной марке.
2. Характеристика
деятельности предприятия ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком»
.1 Общие сведения о
предприятии
Полное фирменное наименование предприятия:
Закрытое акционерное общество «Когалым ТО-КО Телеком».
Место нахождения Общества: 626485, Российская
Федерация, ХМАО-Югра, г. Когалым, ул. Молодежная 6.
Основным направлением деятельности Общества
являются расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли. Предметом
деятельности Общества является оказание населению и организациям любой формы
собственности и организационно-правых форм услуг связи.
Средняя численность работающих - 150 чел.
Среднемесячный доход на одного работника - 15
тыс. руб.
Структура управления предприятия (рис.3.1)
позволяет руководству сосредоточиться на стратегических вопросах, для
достижения высокой эффективности за счет специализации.
Генеральный директор руководит в соответствии с
действующим законодательством производственно-хозяйственной и
финансово-экономической деятельностью предприятия. Организует работу и
эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и направляет
их деятельность на развитие и совершенствование деятельности с учетом
социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия,
рост объемов оказываемых услуг и увеличение прибыли, качества и
конкурентоспособности производимой продукции.
Исполнительный директор на время отсутствия генерального
директора исполняет его обязанности и несет ответственность за надлежащее их
исполнение. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и
производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах
предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных
направлений деятельности другим должностным лицам.
Рисунок 2.1 - Организационная структура
управления ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком»
Начальник финансового отдела организует
управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых
отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка.
Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую
устойчивость. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых
планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Проводит анализ и
оценку эффективности финансовых вложений. Обеспечивает своевременное
поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и
банковских операций.
Таким образом, ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком»
относится к малым предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере услуг
связи.
2.2 Оценка финансового
состояния ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком»
Для анализа деятельности ЗАО «Когалым ТО-КО
Телеком» необходимо изучить динамику основных технико-экономических
показателей.
Анализ динамики имущества ЗАО «Когалым ТО-КО
Телеком» и источников его формирования за 2010-2011 гг. представлен в таблице
2.1.
Таблица 2.1 - Анализ динамики имущества ЗАО
«Когалым ТО-КО Телеком» и источников его формирования за 2010-2011 гг.
Показатели
|
2010
|
2011
|
2011
|
|
|
∑,
тыс. руб.
|
Абс.
откл
|
Темп
роста%
|
∑,
тыс. руб.
|
Абс.
откл
|
Темп
роста%
|
I.
Внеоборотные активы
|
|
|
|
|
|
|
|
Нематериальные
активы
|
|
|
|
|
29
|
|
Основные
средства
|
4005
|
5625
|
1620
|
140,45
|
8144
|
2519
|
144,78
|
Долгосрочные
финансовые вложения
|
500
|
500
|
0
|
100,00
|
500
|
0
|
100,00
|
ИТОГО
по разделу I
|
4505
|
6125
|
1620
|
135,96
|
8673
|
2548
|
141,60
|
II.
Оборотные активы
|
|
|
|
|
|
|
|
Запасы
|
11219
|
17330
|
6111
|
154,47
|
33348
|
16018
|
192,43
|
Дебиторская
задолженность краткосрочная
|
1041
|
2128
|
1087
|
204,42
|
4882
|
2754
|
229,42
|
Краткосрочные
финансовые вложения
|
1000
|
1484
|
484
|
148,40
|
270
|
-1214
|
18,
19
|
Денежные
средства
|
298
|
1425
|
1127
|
478,
19
|
5329
|
3904
|
373,96
|
Прочие
оборотные активы
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
по разделу II
|
13559
|
24572
|
11013
|
181,22
|
50343
|
25771
|
204,88
|
ИТОГО:
СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА
|
18064
|
30697
|
12633
|
59016
|
28319
|
192,25
|
III.
Капитал и резервы
|
|
|
|
|
|
|
|
Уставный
капитал
|
650
|
650
|
0
|
100,00
|
650
|
0
|
100,00
|
Нераспределенная
прибыль отчетного года
|
4529
|
7155
|
2626
|
157,98
|
13605
|
6450
|
190,15
|
ИТОГО
по разделу III
|
5179
|
7805
|
2626
|
150,70
|
14255
|
6450
|
182,64
|
IV.
Долгосрочные обязательства
|
|
|
|
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
1890
|
2305
|
415
|
121,96
|
3407
|
1102
|
147,81
|
ИТОГО
по разделу IV
|
1890
|
2305
|
415
|
121,96
|
3407
|
1102
|
147,81
|
V.
Краткосрочные обязательства
|
|
|
|
|
|
|
|
Займы
и кредиты
|
6312
|
12053
|
5741
|
190,95
|
17784
|
5731
|
147,55
|
Кредиторская
задолженность
|
4683
|
8534
|
3851
|
182,23
|
23570
|
15036
|
276,
19
|
ИТОГО
по разделу V
|
10995
|
20587
|
9592
|
187,24
|
41354
|
20767
|
200,87
|
18064
|
30697
|
12633
|
169,93
|
59016
|
28319
|
192,25
|
По итогам анализа динамики имущества ЗАО
«Когалым ТО-КО Телеком» и источников его формирования за 2010-2011 гг., исходя
из данных таблицы 2.2, можно сказать, что наблюдаются положительные тенденции
по наращиванию имущества предприятия. Стоимость имущества в исследуемой фирме
выросла в 2011 году на 69,93%, а в 2011 году - на 92,25%.
Наряду с общей положительной динамикой
увеличения стоимости имущества в ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» наблюдаются и
негативные моменты:
ежегодное увеличение краткосрочной дебиторской
задолженности, которая растет вдвое, что отрицательно отражается на
предпринимательской деятельности, так изымает из оборота денежные средства,
которые могли быть направлены на развитие бизнеса и принести большую прибыль;
рост долгосрочных обязательств, краткосрочных
займов и кредитов, кредиторской задолженности, что в итоге отрицательно
отражается на деятельности предприятия, так как делает бизнес зависимым от
заемного капитала, необходимо обратить внимание на снижение этих показателей.
За три анализируемых года в структуре имущества
ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» произошли следующие значительные изменения:
резкий рост доли денежных средств в общем объеме
стоимости имущества (увеличение оборотных средств благоприятно отражается на
развитии предпринимательской деятельности);
постепенное увеличение удельного веса краткосрочной
дебиторской задолженности (указывает на определенный резерв оборотных средств).
Значительную долю в общем объеме стоимости
имущества занимают запасы (на протяжении трех лет).
В структуре источников имущества ЗАО «Когалым
ТО-КО Телеком» произошли следующие сдвиги:
увеличение удельного веса кредиторской
задолженности;
значительный удельный вес занимают краткосрочные
займы и кредиты.
Данные структурные изменения показывают, что
бизнес становится зависимым от заемного капитала, опасность представляет тенденция
роста доли заемного капитала и, как следствие, малый объем собственных средств
в структуре имущества.
Причинами преобладания заемных средств над
собственным капиталом в ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» являются покупка товаров в
кредит, урегулирование таможенных вопросов под залог товаров, а также
приобретение кредитов на покупку оборудования и т.д. Это указывает на то, что
руководству предприятия в отношении пересмотра подходов к управлению
собственным капиталом.
В таблице 2.2 представлены показатели для
определения типа финансовой устойчивости ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» за
2010-2011 гг.
Таблица 2.2 - Оценка типа финансовой
устойчивости ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» За 2010-2011 гг.
Показатель
|
2010
|
2011
|
2011
|
|
|
значение
|
абс.
откл-е
|
значение
|
абс.
откл-е
|
1.
Источники собственных средств
|
5179
|
7805
|
2626
|
14255
|
6450
|
2.
Внеоборотные активы
|
4505
|
6125
|
1620
|
8673
|
2548
|
3.
Наличие собственных оборотных средств
|
674
|
1680
|
1006
|
5582
|
3902
|
4.
Долгосрочные кредитные и заемные средства
|
1890
|
2305
|
415
|
3407
|
1102
|
5.
Капитал функциони-рующий (п.3 + п.4)
|
2564
|
3985
|
1421
|
8989
|
5004
|
6.
Краткосрочные кредиты и заемные средства
|
10995
|
20587
|
9592
|
41354
|
20767
|
7.
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (п.5+п.6)
|
13559
|
24572
|
11013
|
25771
|
8.
Общая величина запасов
|
11219
|
17330
|
6111
|
33348
|
16018
|
9.
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3-п.8)
|
-10545
|
-15650
|
-5105
|
-27766
|
-12116
|
10.
Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников
формирования запасов и затрат (п.5 - п.8)
|
-8655
|
-13345
|
-4690
|
-24359
|
-11014
|
11.
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников
формирования запасов и затрат (п.7-п.8)
|
2340
|
7242
|
4902
|
16995
|
9753
|
|
|
|
|
|
|
|
При оценке финансовой устойчивости ЗАО «Когалым
ТО-КО Телеком» выявлены следующие тенденции:
повышение показателей собственных средств за
счет увеличения нераспределенной прибыли;
увеличение недостатка общих источников
формирования запасов и затрат. Это связано с тем, что общие источники
формирования затрат в отчетном году по отношению к прошлым периодам
увеличиваются, что говорит о негативной тенденции: на предприятии затраты
растут, а должны уменьшаться, и запасы должны участвовать в обороте, тогда
фирма получает возможность развивать свою деятельность и прибыль становится выше.
Одним из показателей, характеризующих финансовое
положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность
наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные
обязательства.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется
на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется
временем, необходимым для превращения их в денежные средства.
Для оценки ликвидности и платежеспособности в
краткосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели: коэффициент
текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности, коэффициент
абсолютной ликвидности.
Данные показатели представляют интерес не только
для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент
абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов,
коэффициент быстрой ликвидности - для банков, коэффициент текущей ликвидности -
для инвесторов.
В ходе анализа финансового состояния ЗАО
«Когалым ТО-КО Телеком» были рассчитаны абсолютные и относительные показатели
ликвидности баланса и платежеспособности ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» за три
последних года.
По итогам проведенного анализа можно сказать,
что на анализируемом предприятии соотношение актива и пассива не удовлетворяет
условию абсолютно ликвидного баланса ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» не является
платежеспособным ни в данный момент, ни в ближайшее время.
Для более наглядного представления оформим
данные в виде рисунка 2.2.
Рисунок 2.2 - Динамика показателей
платежеспособности ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» за 2010-2011 гг.
При анализе данных можно отметить, что все
показатели не соответствуют нормативным значениям и можно сделать вывод о том,
что предприятие не имеет достаточно денежных средств для оплаты имеющейся
кредиторской задолженности.
Таким образом, в ходе анализа
технико-экономических показателей деятельности ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» были
обнаружены такие проблемные моменты, как низкая доля собственного капитала,
увеличение суммы заемных средств, увеличение и значительный удельный вес
дебиторской задолженности, низкая платежеспособность.
2.3 Оценка
маркетинговой деятельности ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком»
Основными элементами маркетингового обеспечения
конкурентоспособности продукции ЗАО «Когалым ТО-КО Телеком» являются:
реклама;
выставки.
Расходы на коммуникационное обеспечение ЗАО
«Когалым ТО-КО Телеком» представлены в таблице 2.3.
Анализируя данные таблицы необходимо отметить,
что средства, затрачиваемые предприятием на коммуникационное обеспечение,
возрастают из года в год. Увеличение наблюдается как расходов на рекламу, так и
на участие в выставках (рис. 2.3).
Таблица 2.3- Распределение рекламных средств ЗАО
«Когалым ТО-КО Телеком»
Средства
коммуникации
|
Ед.изм.
|
Затраты
|
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
Реклама
готовой продукции в т.ч.
|
Тыс.руб.
|
1340,18
|
1528,85
|
1716,25
|
Рекламные
щиты
|
Тыс.руб
|
517,29
|
529,03
|
629,38
|
Газеты,
журналы, буклеты
|
Тыс.руб
|
425,85
|
510,18
|
588,43
|
Похожие работы на - Стимулирование сбыта и пути его повышения на предприятии
|