Общая характеристика налога на доходы физических лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,2 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика налога на доходы физических лиц

Содержание

Введение

. Общая характеристика налога на доходы физических лиц

.1 История возникновения и развития подоходного налогообложения

.2 Основные элементы НДФЛ

. Современное значение НДФЛ

.1 Льготы и вычеты

.2 Роль НДФЛ в формировании бюджета

Заключение

Список литературы

Введение

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Объектом исследования в данной работе является изучение динамики налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц. Предметом исследования являются социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы физических лиц в России. Целью данной работы является изучение роли НДФЛ в формировании бюджета. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи

рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета

рассмотреть основные элементы НДФЛ

рассмотреть современные значения НДФЛ

рассмотреть приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц.

1. Общая характеристика налога на доходы физических лиц

Налог с физических лиц - самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами. Он введен в действие с января 1992 года на основании Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91. В настоящее время порядок применения налога регулируется гл. 23 НК РФ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ).

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от:

источников в РФ и (или) От источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговым периодом признается календарный год.

К доходам от источников в РФ относятся:

дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты от предпринимателей и от деятельности постоянного представительства в РФ иностранной организации;

страховые выплаты от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

доходы от использования в РФ авторских или иных смежных прав;

доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

доходы от реализации недвижимого имущества; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, совершение действия в РФ;

пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

доходы, полученные от использования транспортных средств в связи с перевозками в РФ, из РФ, в ее пределах, а также санкции за простой (задержку) таких средств в пунктах погрузки в РФ;

доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате

осуществления им деятельности в РФ. [208;1.- с.]

К доходам, не подлежащим налогообложению, относятся следующие виды доходов физических лиц:

государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком);

государственные пенсии, назначаемые в установленном порядке; все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат

вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;

алименты, получаемые налогоплательщиками;

суммы, получаемые в виде безвозмездной помощи, предоставленной для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по утвержденному перечню организаций;

суммы в виде премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;

суммы единовременной материальной помощи

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов:

стандартных;

социальных;

имущественных;

профессиональных.

Стандартный налоговый вынет в размере 3 тыс. рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на категории налогоплательщиков, определенные ст. 218 НК РФ. К ним относятся:

лица, заболевшие, получившие инвалидность, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом категории данных лиц, периоды их участия и условия Предоставления налоговых льгот определены пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Граждане, призванные на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; ставшие инвалидами, получившими заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии;

лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;

лица, участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

лица, участвовавшие в ликвидации аварий, происшедших на ядерных установках кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных Министерством обороны РФ;

лица, участвовавшие в работах по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года; а также в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

инвалиды Великой Отечественной войны;

инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.

Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков (которые определены пп. 2 п. 1. ст. 218 НК РФ):

Героев Советского Союза и Героев РФ, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;

лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады; бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных в период Второй мировой войны;

инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; лиц, заболевших в связи с радиационной нагрузкой, последствиями радиационных аварий на атомных объектах, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок;

медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений, получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;

лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей; рабочих и служащих (в т. ч. бывших) органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания в связи с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

лиц, принимавших в 1957 - 1958 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк", а также занятых при этом на работах вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг.;

родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов (при отсутствии повторного брака) государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР и бывших партизан;

Стандартный налоговый вычет в размере 400рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены выше. Данный вычет действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 тыс. рублей.

Стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка (в возрасте до 18 лет, учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта - до 24 лет) у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 тыс. рублей. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Социальные налоговые вычеты определены ст. 219 НК РФ. К ним относятся:

доходы, перечисляемые на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям, религиозным организациям (не более 25 % суммы дохода);

сумма, уплаченная за обучение в образовательных учреждениях (не более 38000 рублей);

сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, за медикаменты (не более 38000 рублей);

в сумме, израсходованной на новое строительство, приобретение на территории России дома или квартиры (до 1000000 рублей).

Профессиональные налоговые вычеты указаны в ст. 221 НК РФ:

для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность - это фактически произведенные ими и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением доходов (при невозможности подтверждения - 20% доходов);

для получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера - сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;

для получающих авторские вознаграждения - сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (при невозможности этого сумма вычета колеблется от 20 до 40%).

Право на получение социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов может быть реализовано путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей декларации по окончании налогового периода.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

В размере 35% налоговая ставка устанавливается в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы, в части превышения суммы 2 тыс. рублей;

страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора страхования;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НКРФ.

В размере 30% налоговая ставка устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

В размере 6% налоговая ставка устанавливается в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

1.1 История возникновения и развития подоходного налогообложения

Подоходный налог появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения - Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру. Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах он функционирует с конца 19 начала 20 века. [9.- с.460]

Русский экономист Озеров И.Х. в начале нынешнего столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог:

требования рабочего класса;

интерес развивающейся промышленности;

дефицит бюджета.

Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. [7.- с.159]

Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно.

Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения. В развитых странах для этих групп населения из получаемого ими валового дохода исключаются:

взносы в благотворительные фонды;

отчисления на ведение избирательной компании;

членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т.д.

В послевоенные годы в развитых странах наблюдался рост налоговых поступлений (в т.ч. и подоходного налога) в бюджет. Это объясняется следующими фактами: номинальное повышение доходов населения, инфляционные процессы и как следствие этого - индексация заработной платы, а также ужесточение контроля за платежами.

В настоящее время в развитых странах 30-40% всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества.

Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. Это очень важно. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей.

Подоходный налог в России был введен 1916 году и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум - 850 рублей в год. Платежи распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной - 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной до 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления подоходного налога резко снизились и его практически отменили. При НЭПе взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР.

Переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 году новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 гг. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

.2 Основные элементы НДФЛ

Элемент налогаХарактеристикаОснованиеНалогоплательщики1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. 2. Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.Ст. 207 НК РФОбъект налогообложенияДоход, полученный налогоплательщиками: 1. от источников в РФ или за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2. от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Ряд доходов не подлежит налогообложению НДФЛ.Ст. 208, 209, 217 НК РФНалоговая базаНалоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются. Налоговая база при получении доходов в натуральной форме. Налоговая база при получении доходов в виде материальной выгоды. Налоговая база по договорам страхования (в т.ч. по договорам обязательного пенсионного страхования). Налоговая база в отношении доходов от долевого участия в организации. Налоговая база по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.Ст. 210-214 НК РФНалоговый периодКалендарный годСт. 216 НК РФНалоговые вычетыСтандартные налоговые вычеты <#"justify">физические лица в отношении отдельных видов доходов.Ст. 228 НК РФ

НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»).

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:

являющиеся налоговыми резидентами РФ;

получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:

российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, - только доход от источников в Российской Федерации.

Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 НК.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:

стандартных налоговых вычетов;

социальных налоговых вычетов;

имущественных налоговых вычетов;

профессиональных налоговых вычетов.

Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:

оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;

пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

оплатой обучения в образовательных учреждениях;

оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в случае совершения в налоговом периоде:

расходами по строительству либо приобретению недвижимости для жилья на территории РФ.

Налогоплательщик может претендовать на получение вычета в случае продажи любого имущества, как движимого, так и недвижимого. Размер вычета в этом случае зависит от:

времени, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика;

вида продаваемого имущества.

При продаже любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, равной полученной налогоплательщиком при продаже.

В случае если налогоплательщик владел проданным имуществом менее трех лет, он не сможет претендовать на получение вычета в сумме, превышающей 1 млн. руб. при продаже недвижимости и 125 тыс. руб. - при продаже любого иного имущества.

Имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Правом на получение профессиональных налоговых вычетов обладают следующие категории налогоплательщиков:

физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов;

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

иные лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Как правило, вычет предоставляется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных указанной деятельностью.

Налоговая ставка. Размер налоговой ставки установлен в пределах от 9 до 35 %. Для большинства доходов физических лиц налоговая ставка НДФЛ составляет 13 %.

Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более - округляются до полного рубля.

Порядок и сроки уплаты налога. В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (организация, индивидуальный предприниматель и т. п.), обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента.

В случае получения доходов от иных источников (например, от физических лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа:

первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;

второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

2. Современное значение НДФЛ

В последние три года в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в переходный период развития рыночных отношений.

Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения.

Об этом писали в своих трудах известные экономисты и государственные деятели - А. Смит (Великобритания, 1776), Н.И. Тургенев (Россия, 1812), К. Меттерних (Австрия, 1820), А. Лэффер (США, 1881), Л. Эрхард (Германия, 1970) и многие другие. Например, А. Лэффер сделал вывод о том, что оптимальная прогрессивная шкала ставок налога к налоговой базе является движущей силой экономической инициативы индивидуума в получении прибыли (дохода). Построенная им кривая количественной зависимости между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета показывает, что если ставки налога устанавливаются выше оптимального уровня, то часть налогоплательщиков уходит в "серый" сектор экономики, то есть это приводит к нелегальному сокрытию доходов от налогообложения.

Таким образом, налоговая политика государства как часть политики в сфере экономических и финансовых отношений проводится через систему правовых норм и, прежде всего, через Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Анализ глав части второй НК РФ и подтверждает направленность налоговой политики Российской Федерации как к снижению налогового бремени, так и к приближению к мировой теории и практике налогообложения.

Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну.

Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.

Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.

Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны.

Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

2.1 Льготы и вычеты

Как известно, основная ставка подоходного налога в 2013 году, как и прежде, будет составлять 13%, и на основании нее будет происходить расчет и уплата НДФЛ. Но есть ряд случаев, когда плательщик налогов может вернуть часть или полностью уплаченный налог с заработной платы, если для этого у него имеются все основания для налогового вычета. Какими же могут быть основания?

Оснований для налогового вычета может быть много. Например, вы купили квартиру или потратили деньги на лечение и обучение. В таком случае, часть доходов будет освобождена от уплаты налогов с применением к ним льгот или налоговых вычетов. Случаи, когда физическому лицу предоставляют льготы по НДФЛ

Случаи, когда физическому лицу предоставляют льготы по НДФЛ:

при строительстве собственного жилья;

при покупке недвижимости или автомобиля;

при ипотечном кредите;

при собственном обучении или обучении детей;

при лечении и покупке лекарств;

при приобретении страхового полиса ДМС;

при добровольном пенсионном страховании;

при денежных взносах на благотворительные цели;

при пожертвовании религиозным организациям.

Возврат подоходного налога происходит по имущественным и социальным налоговым вычетам, который осуществляется налоговым агентом (бухгалтерией предприятия), обязанным в течении 10-дневного срока рассмотреть заявление налогоплательщика, приняв соответствующие меры. Кроме того, налоговый агент должен сообщать налогоплательщику про каждый случай переплаты, если таковой будет иметь место. Излишне удержанная сумма возвращается налогоплательщику за счет платежей по НДФЛ, которые подлежат перечислению в бюджет, как с доходов данного физического лица, так и с доходов других налогоплательщиков. Срок, который отводится на все эти действия - три месяца с момента подачи заявления плательщика.

Налоговая льгота по подоходному налогу с физических лиц.

Размер налоговой льготы определяется видом вычета, на основании которого она предоставляется. Существуют предельные суммы, которые могут быть возвращены налогоплательщику. Если основанием для возврата подоходного налога является покупка недвижимости, то можно вернуть не более 260 тысяч рублей, если ипотечный кредит - до 13% от суммы процентов, а если обучение или лечение - не более 15 600 рублей на себя и 6 500 рублей по каждому ребенку. Если приобретаются дорогостоящие лекарства, то предельный размер льготы может составить не более 13% от уплаченной суммы. Если же основанием для возврата подоходного налога является благотворительная деятельность, то тогда плательщику может быть возвращено до 25% удержанного налога за год.

Что нужно для возврата подоходного налога в 2013 году?

Для того, чтобы вернуть уже уплаченный подоходный налог в государственный бюджет, необходимо провести основательную работу, чтобы подготовить все нужные документы. Для этого вам потребуется собрать и предоставит следующие документы:

заполненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;

документы, подтверждающие произведенные расходы;

заявление на социальный или имущественный вычет;

взаимодействия гражданина с налоговой инспекцией.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются плательщики, оформляющие документы по возврату подоходного налога являются неправильно заполненная налоговая декларация формы 3-НДФЛ, сложности подтверждения сделанных расходов, представление неполного комплекта документов, а также неточности в заявлении на налоговый вычет. Последняя причина наиболее часто служит отказом в предоставлении льгот по налогу на доходы физических лиц, связанных с ипотечным кредитованием или наличием совместной собственности. Часто возврат подоходного налога не может быть осуществлен из-за указания неверных реквизитов банка, куда должен будет производиться платеж.

Срок возврата НДФЛ, порядок применения налоговых вычетов.

Возвращение НДФЛ - очень длительная процедура. После предоставления всех документов на имущественные и социальные вычеты физическим лицом или налоговым агентом, в налоговой проводят камеральную налоговую проверку, продолжающуюся около трех месяцев с момента представления декларации 3-НДФЛ по подоходному налогу. В случае, если по результатам проверки принято решение вернуть налогоплательщику излишне уплаченные взносы, то на протяжении месяца налоговой инспекцией перечисляются деньги на указанный в заявлении счет. Поэтому, срок возврата НДФЛ примерно составляет около 4 месяцев, но если были определенные ошибки во время оформления документов на льготу или проволочки со стороны налоговой, то этот срок может растянуться на полгода или больше.

подоходный налогообложение льгота вычет

2.2 Роль НДФЛ в формировании бюджета

Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране подоходный налог (как он назывался раньше) занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Указанные особенности этого налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог, в основном, уплачивается в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней, прежде всего, целесообразно классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

При реализации межбюджетных отношений доходы подразделяются также на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами.

Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе, устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета.

В течение последнего десятилетия в нашей стране проводится реформирование местного самоуправления, в частности Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были установлены правоотношения, экономические основы местного самоуправления, а также перечень полномочий представительных органов муниципальных образований. На основании 131-ФЗ можно выделить ряд условий для успешного экономического функционирования муниципального образования:

наличие Положения о бюджетном процессе, строго соответствующего действующему законодательству и предусматривающее четкое распределение полномочий и ответственности между участниками бюджетного процесса на всех стадиях;

план комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

обеспеченность бюджета определенным уровнем доходов;

контроль над расходами бюджетов и обеспечением бюджетных обязательств муниципального образования.

Таким образом, бюджет муниципального образования должен укреплять их экономическую самостоятельность, активизировать хозяйственную деятельность, позволять им развивать социальную и общественную инфраструктуру на подведомственной территории, приумножать ее инвестиционную привлекательность, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов за счет сбалансированности доходной и расходной части. Формирование доходной части бюджетов муниципального образования практически полностью регламентируется законодательными актами федеральных и региональных органов власти, полномочия представительных органов муниципальных образований как, отмечалось выше, ограничены.

Расходы бюджета муниципального образования чаще всего превышают их доходную часть и сгруппированы по следующим разделам:

Общегосударственные вопросы.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

Национальная экономика.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Охрана окружающей среды.

Образование.

Культура, кинематография и средства массовой информации.

Здравоохранение, культура и спорт.

Социальная политика.

Заключение

Налоговый кодекс РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает особенности исчисления и взимания налога с этих доходов. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Важно подчеркнуть такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Также важно знать какова основная роль НДФЛ в формировании бюджета. Этому поспособствует современное значение и основные элементы НДФЛ.

Список литературы

1.Налоговый кодекс РФ часть вторая от 19.07.2000 в ред. 119-ФЗ от 17.06.2010. 654 с.

2.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

.Приказ МНС РФ от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 НК РФ.

.Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М., 2008. 319 с.

.Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц. Налоговый вестник, 2007. 67с.

.Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2004. 720 с.

.Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц. Практическое пособие. М. Экзамен, 2007. 159 с.

.Налоговая система России учеб пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М. АКДИ экономика и жизнь, 2006. 387 с.

.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М. Финансы и статистика, 2008. 359 с.

.Черник Д.Г. Применение налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц. Финансы 2008. 270 с.

.Сашичев В.В. По пути уточнения, упрощения и прощения Налоговая политика и практика, 2007. 406 с.

.Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. М. Налоговый вестник, 2006.

Похожие работы на - Общая характеристика налога на доходы физических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!