Налоговая система России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    795,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система России

Содержание

Введение

1. Теоретические основы исследования налогов как экономической категории

1.1 Понятие и сущность налогов

1.2 Классификация налогов

2. Анализ налоговой системы Российской Федерации

2.1 Налоги, взимаемые на территории России

2.2 Налоговая система Российской Федерации

3. Совершенствование налоговой системы РФ

3.1 Стратегия и тактика налоговой политики РФ на современном этапе

3.2 Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Налоговые системы всех стран представлены совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц. С помощью налогов государство воздействует на рыночную экономику. В настоящее время изучение процесса налогообложения в разных странах весьма своевременно, так как правильный (оптимальный) выбор инструментов налоговой системы является залогом успешного решения проблем, стоящих перед страной.

Исходя из выше изложенного, можно определить, что цель данной работы изучить налоговую систему России.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

-       изучить теоретические основы исследования налогов как экономической категории;

-       проанализировать современное состояние налоговой системы страны;

-       рассмотреть пути совершенствования налоговой системы РФ.

Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования является Россия. Предметом исследования являются налоги.

Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Теоретической базой работы выступили исследования в области финансов и налогов.

В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы исследования налогов как экономической категории

 

.1 Понятие и сущность налогов


Налоги - один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства.

Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, являющиеся основными участниками производства валового внутреннего продукта, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов.

К. Маркс подчеркивал, что в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Объективность такой взаимосвязи (взаимной зависимости государства и налогов) доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли изменения и в самом налогообложении. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, поскольку государству нужны были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и сбыт готовой продукции.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах на природу налога. В XVIII в. налог рассматривался как плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам, в XIX в. о налоге говорили как о пожертвовании, приносимом индивидом в интересах государства, в XX в. налог рассматривался как принудительный взнос (сбор), взимаемый государством без какого-либо эквивалента с его стороны. Налоговый кодекс РФ (пункт 1 статьи 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

–       обязательность: все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

–       индивидуальная безвозмездность: взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

–       уплата в денежной форме: не может быть осуществлена уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной;

–       цель взимания налога: финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значение. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от других сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налогов важнейшим критерием выступает их сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное истолкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Близкий подход демонстрирует Налоговый кодекс, называя налогом безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Приведенные определения затушевывают тот факт, что в основе налога лежат экономические отношения, в то время как сами налоговые изъятия служат продуктом этих отношений. Игнорирование этого обстоятельства выводит налоги из системы экономических отношений, превращая их в самостоятельную систему прагматических продуктов. Такой подход приводит к отрыву налоговой системы от экономических интересов и системы действий, связанных с их реализацией.

Отчуждение собственности в результате налоговых отношений действительно происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом, или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать следующее определение категории «налог»: налог есть продукт системы налоговых отношений между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными , региональными или местными органами власти, с другой, - по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются ( без убытка, но и без чистого дохода).

Современное российское налоговое законодательство устанавливает различие между налогами и сборами. Так, в пункте 2 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ дается следующее определение сбора: « Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

С учетом вышесказанного приходим к выводу, что налоговые платежи включают в себя налоги, сборы, пошлины, иные платежи, носящие характер компенсации за использование ресурсов.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц - на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых

 

1.2 Классификация налогов


Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами их систематизации и сопоставления. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания, распределения налогов по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя».

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные виды классификации налогов:

–       по способу взимания налогов;

–       по органу, который устанавливает налоги;

–       по целевой направленности введения налога;

–       по субъекту-налогоплательщику;

–       по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

–       по порядку ведения бухучета;

–       по срокам уплаты.

1.       Классификация по способу взимания налогов:

–       прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

–       косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги;

–       пошлины и сборы.

Классификация по способу взимания налогов в экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, она получила широкое распространение. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три разряда:

–       прямые налоги;

–       косвенные налоги;

–       пошлины и сборы.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налоги на имущество юридических и физических лиц, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. Понятие «акциз» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), налоги с продаж, импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

–       федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

–       региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;

–       местные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

3.       Классификация по целевой направленности введения налогов:

–       общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

–       целевые (специальные ) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4.       Классификация по субъекту-налогоплательщику.

–       налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

–       налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

–       смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5.       Классификация по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

–       закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет;

–       регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.

Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в Российской Федерации. Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы:

–       федеральные;

–       региональные;

–       местные.

6.       Классификация по характеру отражения в бухгалтерском учете:

–       включаемые в себестоимость или цену продукции;

–       уменьшающие финансовый результат;

–       уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

–       удерживаемые из доходов работника.

7.       Классификация по срокам уплаты:

–       срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

–       периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Системы налогообложения в отдельных странах до сегодняшнего дня отличаются друг от друга. Данное обстоятельство может привести к существенным расхождениям и противоречиям при решении вопросов налогообложения между странами даже в тех случаях, когда при сопоставлении применяется единая методология группировки налогов. Поэтому искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов, что часто имеет место в международных налоговых отношениях.

В практике международных сопоставлений применяется ряд систем налоговой классификации, к которым относятся следующие:

–       ОЭСР - организации, объединяющей 24 промышленно развитые страны;

–       Международного валютного фонда (МВФ);

–       Системы национальных счетов (СНС);

–       Европейской системы экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС).

Классификация ОЭСР является наиболее подробной и в то же время самой простой. В зависимости от объекта налогообложения каждый налог имеет свой кодовый номер и отнесен к определенной группе и подгруппе. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования.

Классификация Международного валютного фонда (МВФ) схожа с классификацией ОЭСР. Для обеих классификаций общими являются принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов. Однако классификация МВФ, по сравнению с классификацией ОЭСР, менее подробная и имеет ряд других несущественных различий.

От классификаций ОЭСР и МВФ существенно отличается классификация по Системе национальных счетов (СНС) и классификация по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). Отличие заключается в том, что СНС использует подход, схожий с традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы. ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.

Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлению данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов. Преимущество системы ОЭСР по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) делает группы «прочих налогов» и «других налогов и сборов» самыми малочисленными, при том, что сгруппированные в разделы и подразделы, налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

Таким образом, налоги в общепринятом понимании представляют собой не что иное, как обязательные платежи, устанавливаемые государством и регулярно взимаемые им с граждан и юридических лиц. В более конкретном смысле понятие налога включает в себя еще и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами. Все налоги, взимаемые с граждан и юридических лиц разделяют на прямые и косвенные.

налог финансовый материальный политика

2. Анализ налоговой системы Российской Федерации

 

.1 Налоги, взимаемые на территории России


Глава 2 части 1 НК РФ устанавливает виды налогов и сборов в РФ, а так же полномочия государственных и муниципальных органов по их установлению.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (см. приложение 1).

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым Кодексом РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Далее приведем полный перечень налогов, действующих на территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1)      налог на добавленную стоимость;

2)      акцизы;

)        налог на доходы физических лиц;

)        налог на прибыль организаций;

)        налог на добычу полезных ископаемых;

)        водный налог;

)        сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

)        государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1)      налог на имущество организаций;

2)      налог на игорный бизнес;

)        транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1)      земельный налог;

2)      налог на имущество физических лиц.

Статья 18 Части 1 НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, которые государство использует для стимулирования малого и среднего бизнеса, а так же производителей сельхоз продукции.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов Налоговым Кодексом.

К специальным налоговым режимам относятся:

-       система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

-       упрощенная система налогообложения;

-       система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

-       система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В заключение данного раздела, отметим, что налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

 

2.2 Налоговая система Российской Федерации


Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Следует также обозначить направления конечного действия системы налогообложения и раскрытие её роли в конкретной практике (см. приложение 2).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе десять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Сегодня налоговая система призвана осуществлять реальное воздействие на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев. Однако на пути построения полноценной финансовой системы государство сталкивается с множеством проблем, которые будут рассмотрены далее.

Современное финансовое состояние России, нестабильность экономической и политической ситуации, а также цикличность экономического развития определяют необходимость выработки мер воздействия на экономику страны в целях стимулирования развития производства и сдерживания негативных тенденций.

Одним из механизмов такого воздействия, безусловно, выступает налоговая политика государства, одним из выражений которой является формирование определенной налоговой системы.

В 2009 году в бюджетную систему Российской Федерации (включая поступления в государственные внебюджетные фонды) поступило налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами Мурманской области, на сумму 19500,6 млн. руб., что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. В консолидированный бюджет Российской Федерации налоговыми органами Мурманской области было мобилизовано 13597,2 млн. руб. налоговых платежей и других доходов, что на 1538,6 млн.руб., или на 10,2% меньше, чем прошлом году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидируемого бюджета обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (38,5%), НДС (14,3%), имущественными налогами (16,1%). Доля налога на прибыль уменьшилась против соответствующего периода прошлого года на 8,4 процентных пункта.

Рост поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет обеспечен только по акцизам, имущественным налогам и налоговым платежам за пользование природными ресурсами.

Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет представлена на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 - Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет, млн. руб.

Поступления администрируемых налогов и сборов в федеральный бюджет составили 3817,6 млн. руб., что на 17,1 % меньше, чем в январе-декабре 2008 года.

В структуре доходов федерального бюджета первое место занимает налог на добавленную стоимость, его удельный вес в доходах федерального бюджета составляет 51,0%.

На втором месте - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (45,4%), увеличение удельного веса данного налога в сравнении с 2008 годом составило 7,7 процентных пункта.

Доля налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, уменьшилась против соответствующего периода 2008 года на 8,5 процентных пункта и составила 1,7 % (64,1 млн. рублей) от общих поступлений в федеральный бюджет. Снижение поступлений на 86,3%, т.е. меньше на 405,6 млн. руб., что связано с изменениями в налоговом законодательстве, а также увеличением количества убыточных налогоплательщиков.

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов представлена на рис. 2.2.

Рисунок 2.2 - Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2008-2009 гг.

В 2009 году поступления администрируемых налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Мурманской области составили 71,9% от поступлений в консолидированный бюджет РФ, или 9779,6 млн.руб., это 92,9% к 2008 года. Из них в доходы областного бюджета направлено 6892,6 млн. руб., местных бюджетов - 2865,9 млн.руб. Темп роста поступлений налогов, сборов и других доходов соответственно составил: в областной бюджет 89,3%, в местные бюджеты - 102,7%. Годовые бюджетные назначения консолидированного бюджета Мурманской области по состоянию на 01.01.2010г. выполнены на 100,5% (100,4% - областной бюджет, 100,7% - местные бюджеты).

Значительное место в формировании бюджета территорий занимает налог на доходы физических лиц. Его доля в доходах территории составляет 53,5%.

В поступлениях территориального бюджета 15,3% - налога на прибыль, 22,4% - налогов на имущество, 7,1% - налогов со специальным налоговым режимом. Существенно уменьшилась доля налога на прибыль, напротив отмечается увеличение доли имущественных налогов.

Рост поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет обеспечен только по имущественным налогам, ресурсным платежам и акцизам.

Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет Мурманской области в 2008- 2009 годах представлен на рис. 2.3.

Рисунок 2.3 - Динамика поступления основных налогов в консолидированный бюджет Мурманской области в 2008- 2009 годах (млн. руб.)

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2009 год составили 1561,3 млн. руб., что составляет 52,4% от уровня поступлений 2008 года (общероссийский показатель темпа роста по данному налогу - 50,3%).

В федеральный бюджет поступило 64,1 млн. руб., или на 86,3% меньше, чем в 2008 году. Поступления в консолидированный бюджет области составили 1497,2 млн. руб., снижение - на 1014,6 млн. руб., или на 40,4%.

Основную долю поступлений в консолидированном бюджете Российской Федерации составляет налог на доходы физических лиц. В 2009 году в бюджет поступило 5229,9 млн. руб. Темп роста поступлений составил за 2009 год 98,0% (снижение на 108,8 млн. руб.), общероссийский показатель темпа роста по данному налогу - 100,0%.

Рисунок 2.4 - Ежемесячные поступления налога на доходы физических лиц

Налоговыми органами области на постоянной основе проводится мониторинг налогоплательщиков, выявляются предприятия, которые «кредитуются» за счет неуплаченного налога, используются все методы работы по снижению недоимки данного налога. Продолжается совместная работа с прокуратурой Мурманской области в отношении недобросовестных налоговых агентов. Активное участие налоговыми органами принимается в работе антикризисных штабов, комиссий по задержке заработной платы.

Поступления налогов и взносов на социальные нужды в целом (в том числе ЕСН в федеральный бюджет) в 2009 году составили 7622,3 млн. руб.

Снижение поступлений в целом по отношению к 2008 году составило 68,6 млн. руб. (0,5%):

В 2009 году в федеральном бюджете ЕСН в 2009 году снизился на 2,4 млн. руб., или 0,1%, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ - увеличились на 26,4 млн. руб., или на 0,6%, Фонд социального страхования (без расходов на социальное страхование) - снизились на 54,9 млн. руб., или 25,6%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - снизились на 1,4 млн. руб., или 0,4%, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - снижение на 6,4 млн. руб., или 1,0%.

Поступления налогов и взносов на социальные нужды представлено на рис. 2.5.

Рисунок 2.5 - Поступления налогов и взносов на социальные нужды (млн. руб.)

Снижение темпов роста налогов и взносов на социальные нужды напрямую связано с финансово - экономическим состоянием региона и соответственно предприятий и организаций, находящихся на его территории.

Поступления налога на добавленную стоимость составили 1945,2 млн. руб. и по сравнению с 2008 годом уменьшились на 391,9 млн. руб., или на 16,8%. Поступления НДС на товары, ввозимые с территории Беларусь, снизились на 60,0% (7,4 млн. руб.) в сравнении с 2008 годом в связи с уменьшением закупа в Республике Беларусь.

За 2009 год поступления в бюджет области по акцизам составили 79,4 млн. руб., рост к уровню поступлений за 2008 год - 6,1%.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в 2009 году составили 62,0 млн. руб., рост поступлений - 12,4 %.

За 2009 год водного налога поступило 15,8 млн. руб., что составляет 89,3% от уровня поступлений 2008 года.

Имущественные налоги являются одним из важных источников пополнения областного и местных бюджетов.

По налогу на имущество организаций поступило налога за 2009 год 1425,6 млн. руб., по сравнению с 2008 годом прирост составил 313,6 млн. руб., или (28,2 %) .

Темп роста поступлений по налогу на имущество физических лиц составил 209,2%, сумма налога составила 74,9 млн. руб.

Рисунок 2.6 - Структура поступлений налога на имущество в консолидированный бюджет РФ в 2009 году (в %)

Поступления транспортного налога возросли в сравнении с 2008 годом на 20,0 % и составили 345,0 млн. руб., в том числе 80,8 млн. руб. поступило от юридических лиц (в 2008 году - 77,9 млн. руб.). Увеличились поступления от физических лиц на 54,6 млн. руб.

Земельного налога в местные бюджеты поступило на сумму 322,5 млн. руб., прирост поступлений в сравнении с 2008 годом - 62,4 млн. руб. (24,0%).

В 2009 году отмечается снижение поступлений от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, на 0,6 млн. руб., или на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2008 года, поступило 810,8 млн. руб., в том числе в консолидированный бюджет субъекта - 693,5 млн. руб., во внебюджетные фонды - 117,3 млн. руб. (рис. 2.7)

Рисунок 2.7 - Структура налогов на совокупный доход по видам налогов:

Основная роль в данном снижении принадлежит единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения, его поступления составили 410,1 млн. руб., что на 77,9 млн. руб. (16,0%) меньше, чем в 2008 году.

По состоянию на 1 января 2010 года от юридических и физических лиц, уплачивающих ЕНВД, поступило налога 382,6 млн. руб., прирост к уровню 2008 года (14,2 млн. руб.) составил 3,9%. По единому сельскохозяйственному налогу в бюджет поступило 18,0 млн. руб. - на 0,4 % меньше, чем в 2008 году.

Итак, в данной главе был проведен анализ современного состояния налоговой системы страны, а именно состав налогов, взимаемых на территории России, а также проанализированы налоговые поступления.

3. Совершенствование налоговой системы РФ

 

.1 Стратегия и тактика налоговой политики РФ на современном этапе


Основные направления налоговой политики на 2008-2010 гг., разработанные в 2007 г. Министерством финансов РФ и одобренные Правительством РФ, - это первый в налоговой сфере документ на среднесрочную перспективу, доведенный до сведения субъектов РФ и рекомендованный при подготовке бюджетных проектировок на предстоящий период. Он содержит основные задачи и предлагаемые изменения налогового законодательства для использования в работе над расчетами прогнозов доходов бюджетов субъектов РФ. Наталья КОМОВА, заместитель директора Департамента по налоговой и таможенно-тарифной политике Министерства финансов РФ.

Повышенный интерес финансистов к налоговой политике постоянно ощущается по тем обращениям, которые поступают из министерств финансов и финансовых управлений субъектов РФ. Причем это не только запросы, касающиеся порядка применения специальных режимов налогообложения, налога на добавленную стоимость при получении налогоплательщиками субвенций, но и предложения конструктивного характера в части взаимосвязей всех субъектов налоговых отношений.

Следует отметить, что основные задачи, которые в свое время были заявлены как стратегические, - снижение налоговой нагрузки, прозрачность налогообложения, простота администрирования налогов - сохраняются на перспективу. Кроме того, данные направления работы активно пропагандируются бизнес-сообществом и налогоплательщиками. Однако они должны быть увязаны с задачами, поставленными в отношении бюджетных проектировок, в числе которых - обеспечение и наполнение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов и муниципалитетов.

Таким образом, решение вопроса по снижению налогового бремени не должно мешать адекватному наполнению доходной части бюджетов. Это возможно за счет эффективного администрирования сбора налогов, понятных правил налогообложения и для налогоплательщиков, и для налоговых органов.

Направления работы, указанные в налоговой политики, являются базовыми и для тех целей, которых предполагается достичь не только в период до 2011 г., но и в дальнейшем. Это как концептуальные подходы к налогообложению по конкретным налогам (налогу на прибыль, специальным налоговым режимам, НДС, НДФЛ, НДПИ и т.д.), так и тематические подходы к решению тех или иных конкретных задач в разрезе специальных направлений: например, стимулирование инновационной деятельности, поддержка социальных программ, совершенствование работы фондовых рынков и биржевой торговли, вопросы международного налогообложения.

Согласно поставленным целям Минфином России подготовлены предложения по трансфертному ценообразованию и консолидированной группе налогоплательщиков. Это вопросы, непосредственно влияющие на сбор налога на прибыль, который поступает в определенной части в доходы бюджетов субъектов РФ и формирует налоговую базу. Сложность здесь в том, чтобы найти баланс интересов налогоплательщиков, бюджета и соблюсти нормы администрирования.

В Основных направлениях налоговой политики до 2011 г. поставлена задача совершенствования порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в виде разработки предложений по введению института консолидированного налогоплательщика. Отдельные действующие в настоящее время позиции будут сохранены: например, распределение поступлений налога на прибыль - это распределение по понятным, легко подсчитываемым критериям, таким как стоимость основных производственных фондов и численность каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков. Кроме того, поскольку Россия активно интегрируется в мировое экономическое сообщество, какие-то нюансы неизбежно будут заимствоваться из мировой практики - в тех аспектах, которые подходят для российской налоговой системы.

Консолидированный механизм уплаты налогов для управления оборотными средствами - достаточно эффективный инструмент, поэтому налогоплательщики стремятся реорганизовать компании с целью минимизации налоговых обязательств; в результате часть подразделений переходит на специальные режимы, а часть корректирует убытки, что при сборе налога на прибыль является сложным моментом администрирования.

Институт консолидированного налогоплательщика, при котором в каждом субъекте РФ будет лицо, ответственное за уплату всех налогов, с предоставлением необходимых отчетных документов, деклараций и информации об оборотах для целей налогообложения в рамках одной группы налогоплательщиков, должен дать более прозрачный и простой механизм, как для администрирования, так и для взаимоотношений с налоговыми органами.

Особое внимание привлекает налог на добавленную стоимость. Он не зачисляется в бюджеты субъектов РФ, и, возможно, поэтому одним из аргументов для получения дополнительных доходов субъектов РФ является введение вместо НДС налога с продаж. Вместе с тем сегодня одним из приоритетных направлений налоговой системы является ее стабильность, и заменить такой значимый для консолидированного бюджета налог другим налогом с совершенно иными правилами взаимодействия между субъектами налоговых отношений представляется невозможным.

Следующий вопрос, касающийся всех субъектов РФ, - специальные налоговые режимы. За последние пять лет, выявились позитивные тенденции по применению упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельхозналога. Безусловно, это шаг навстречу малому бизнесу, и поправки, которые периодически вносятся в действующее законодательство, совершенствуют установленный порядок. Субъекты РФ активно предлагают свои поправки, и часть из них находит отражение в принимаемых законопроектах. Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и сельхозпроизводителей отменены налоговые декларации по отчетным периодам и расширен перечень видов деятельности для работы по патенту. По ЕНВД поступает много предложений в отношении прав субъектов РФ по определению перечней деятельности, подпадающей под этот режим налогообложения, в частности в отношении упрощения положений, вызывающих трудности у налогоплательщиков (определение доходности, терминов и понятий). Имеются и технические трудности, усложняющие работу по тем системам, которые изначально были заявлены как наиболее привлекательные для налогоплательщиков в силу простоты уплаты налогов - по сравнению с тем же налогом на прибыль или НДС.

Одним из доходных источников бюджетов субъектов РФ является налог на доходы физических лиц. В отношении НДФЛ особенно остро ощущается двойственность задачи: одновременное снижение налоговой нагрузки на граждан (особенно многодетных, больных и т.п.) и обеспечение поступлений этого налога в бюджет. Снижение налоговой нагрузки в какой-то степени достигается через налоговые вычеты, в частности через увеличение их суммы.

Отдельное направление - корректировка и совершенствование норм, установленных в гл. 25 Налогового кодекса в отношении доходов иностранных организаций, и норм, содержащихся в международных соглашениях и касающихся устранения двойного налогообложения. В последнее время подписано множество международных соглашений, являющихся наиболее адекватными для целей поступления налогов именно в бюджет России.

Особое внимание уделяется и налогообложению инвестиций, причем не только инвестиций прямого назначения, но и тех, которые связаны со сферой новых технологий и инноваций. На первом этапе реализации основных направлений налоговой политики, принятых на 2008-2010 гг., в этой области решены два вопроса. Первый касается НДС, от которого освобождаются все операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере новейших технологий, все лицензии и права, которые Россия приобретает по программному обеспечению и по всем видам прав по лицензионным договорам. Второй связан с налогом на прибыль и амортизацией.

Интересы субъектов РФ в части получения доходных источников затрагивает и введение налога на недвижимость. Ускоренный вариант решения вопроса рыночной оценки стоимости объектов недвижимости в стране не самый лучший, поскольку он коснется непосредственно российских граждан. Это задача как минимум на период до 2011 г., а может быть, и на более далекую перспективу.

Таким образом, от успешной работы налоговых органов зависит стабильное поступление налогов в бюджет. Поэтому Минфин России учитывает предложения Федеральной налоговой службы по применению тех или иных налогов и режимов, хотя иногда они кажутся достаточно жесткими: именно перед налоговыми органами стоит задача сбора налогов, а чем выше их собираемость, тем больше возможностей работать с инструментами, которые, в конечном счете, обеспечивают успешное бюджетное планирование.

 

3.2 Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации


Кризис очень заметно повлиял на всю финансовую систему России. В настоящее время Россия является инвестиционно-привлекательной. Если до недавнего времени из России наблюдался отток капитала, то по информации ЦБ РФ, во втором квартале 2010 года чистый приток капитала в Россию составил 4,5 млрд. долларов после чистого оттока в размере 14,7 млрд. долларов в первом квартале.

В своём бюджетном послании «О бюджетной политике в 2011-2013 годах Президент России отмечает, что экономическая ситуация в стране заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом - для модернизации социально-экономической системы страны. Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

Бюджетная политика как составная часть экономической и финансовой политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

При формировании расходов федерального бюджета на 2011 - 2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам:

–       повышение эффективности социальной защиты населения;

–       оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих;

–       развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания;

–       обеспечение обороноспособности страны;

–       реформа органов внутренних дел;

–       развитие транспортной инфраструктуры;

–       оптимизация масштабов и форм поддержки экономики, ориентация на поддержку инновационных проектов.

В сфере налоговой политики необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.

Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет собственных доходов - это предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.

Однако по-прежнему сохраняется острота проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями. Правительству Российской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.

Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах Российской Федерации и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество). Следует рассмотреть возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами.

В целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты представляется целесообразным закрепить за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом необходимо рассмотреть возможность предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога.

Необходима корректировка принципов предоставления межбюджетных трансфертов. Целесообразно перейти к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности.

Таким образом, в настоящее время реформирование финансовой системы, а в ее составе и налоговой, идёт в направлении её модернизации, которая включает в себя более четкое разграничение функций каждого уровня управления и, соответственно, разнесение средств иерархического бюджета страны для выполнения этих функций. Одновременно происходит правовое обособление федерального, регионального и муниципального уровней как самостоятельных юридических субъектов, что позволяет в большей мере использовать договорное начало при установлении межбюджетных (внутрибюджетных) отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Налоги являются неотъемлемой частью любой экономики независимо от политического строя страны. Они играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. Налоговая система каждого государства имеет свои особенности, обусловленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой организационной основе, которая позволили бы ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджеты всех уровней налоговых поступлений. Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы, что прямо зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее влияние на ее налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать с кредитно-банковской политикой, процентными ставками, предоставить определенные преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы Российской Федерации позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1)    Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон : [от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 28 декабря 2010 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №.31. - Ст.3824

)      Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон : [от 05.05.2000 № 117-ФЗ] (с изм. и доп. от 30 января 2011 года) // Российская газета. - 06 августа.- 1998. - №148-149.

3)      О бюджетной политике в 2011- 2013 годах : Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 г. // Консультант Плюс. Законодательство. ВерсияПроф [Электронный ресурс]/ АО «Консультант Плюс». - М., 2006.».

4)    Бутыльков, М.Л. Налогообложение как фактор банковской деятельности / М.Л. Бутыльков. - М.: Финансы и кредит, 2006. - 279 с.

5)      Дмитриева, Н.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - М.: Высшее образование, 2007. - 512 c.

)        Козенкова, Т.А. Методы налогового планирования / Т.А. Козенкова // Налоговое планирование. - 2008. - №4. - С.3-16.

)        Левадная, Т.Ю. Реформирование специальных режимов налогообложения / Т.Ю. Левадная // Финансы. - 2009. - №2. - С.7-8.

)        Лыкова, Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное / Л.Н. Лыкова. - М.: Наука, 2009. - С. 54-61.

)        Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 403 с.

)        Налоги и налогообложение. / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 523 с.

11)    Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.eg-online.ru/information/report/>

)        Петров, М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие / М. Петров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 392 с.

)        Пансков, В.Г. Налоги налоговая система Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 464с.

)        Ушак, Н.В. Теория и история налогообложения / Н.В. Ушак - М.: Инфра-М, 2009. - 423 с.

)        Черник, Д.Г. Налоги / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2007. -544 с.

Похожие работы на - Налоговая система России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!