Рынок транспортных услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    106,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок транспортных услуг

Введение

Целью выполнения курсового проекта является приобретение навыков применения маркетинговых исследований при разработке тарифной политики, а также применение гибких тарифов, которые позволяют привлечь дополнительный объем перевозок на автомобильном транспорте и повысить его конкурентоспособность.

Известно, что транспорт является особой отраслью производства, которая производит не услуги, а транспортную продукцию - перемещение груза от места производства до места его потребления.

Анализ работы автомобильного транспорта в Республике Беларусь и за рубежом показывает, что и при плановой, и при рыночной экономике к настоящему времени не решены четыре проблем, оказывающих основное влияние на функционирование транспортной системы:

1.   Совмещение интересов предприятий и предпринимателей с обществом;

2.      Определение затрат, которые должны включать в себя тарифы на перевозку;

3.      Отсутствие точного количественного измерителя и методики оценки экономических приоритетов и затрат на капитальные вложения в транспорт;

.        Что предпринимать при признании нерентабельности или коммерческой несостоятельности (убыточности) той или иной транспортной организации (системы).

Во всех странах с развитыми рыночными отношениями на функционирование транспорта влияют три фактора.

Первый состоит в том, что во всех странах транспортный рынок регулируется государством. Влияние государства идёт по двум направлениям, а именно: планирование и сооружение объектов инфраструктуры, и непосредственное вмешательство в эксплуатационную работу посредствам принятия соответствующих нормативных законов и установления тарифов. Государство использует тарифы как средство экономической политики.

Второй фактор заключается в том, что при крайне различной структуре потребностей в перевозках мелкие, средние и крупные транспортные компании могут спокойно работать в одном регионе. Это связано с тем, что различные по своим размерам фирмы предоставляют различные виды услуг. Небольшие транспортные компании (индивидуальные перевозчики) имеют сравнительно низкий уровень затрат, более оперативно принимают решения, хотя и предоставляют сравнительно простые и в малом наборе виды работ. Крупные компании предоставляют сложные работы и в большом наборе благодаря более приспособленному подвижному составу, больше и лучше подготовленному персоналу. Но у них, как правило, сравнительно высокие затраты на перевозку и менее гибкие формы обслуживания, чем у мелких компаний.

И, наконец, третий фактор - лицензирование перевозочной деятельности. Во всех странах, кроме России, лицензирование производится с целью государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта (снижение конкуренции). Поэтому в развитых странах в настоящее время «рынка транспорта» не существует, есть транспорт, регулируется (управляется) государством.

Самая главная проблема на транспорте - это как интересы предприятий и предпринимателей совместить с общественными. Конечный результат перевозок грузов, который интересует пользователей транспорта (грузоотправителей и грузополучателей) - стоимость (цена), транспортное время, сохранность перевозимого груза. Эти основные параметры связаны с расстоянием перемещения груза, видом транспорта и типом подвижного состава, скоростью движения, затратами на погрузочно - разгрузочные и складские операции, величиной тарифной ставки.

Транспортники заинтересованы в том, чтобы провозные возможности использовались полностью и равномерно в течение года, с максимально возможным использованием грузоподъёмности, коэффициентом использования подвижного состава по времени суток и сокращением простоев под погрузочно-разгрузочными операциями.

Поставленные задачи нужно решать исключительно с применением маркетинга, который представляет собой комплексный системный подход к решению проблем рынка, изучению его экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимые товары и услуги.

1. Комплексный анализ структуры рынка транспортных услуг в регионе

 

.1 Экономико-географическая характеристика г. Светлогорска


Светлогорск - административный центр Гомельской области - расположен на юго-востоке Республики Беларусь, на реке Березина. Город делится на 6 микрорайонов и является крупным индустриальным центром Гомельской области. В городе действуют крупные промышленные предприятия: мебельная фабрика, цилюлозно-бумажный завод, химическое объединение «Химволокно», продукция которого экспортируется во многие страны мира, завод железо-бетонных изделий и конструкций и др.

Циллюлозно-бумажный завод создан в 1969 году. Занимается производством гофрокартона, гофроящиков, фильтр картона и др.

Химическое объединение «’Химволокно’’ производит кордонную ткань, полиэфирную нить, спондбонд, текстильную вискозную нить, изделия из углепластика. Большая часть продукции экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Завод железобетонных изделий и конструкций функционирует с 1960 года. Основная продукция: конструкции для опор высоковольтных линий, а также плиты перекрытия и другие железобетонные изделия.

Управление буровых работ создано в 1983 году на базе объединения «’Беларусьнефть’’.

Стройтрест работает с 1972 года и выполняет 80% строительных работ на территории района.

По переписи населения на 12.09.91 в Светлогорске проживало 74,8 тысяччеловек. Климат умеренно-континентальный.

1.2 Анализ транспортных услуг города Светлогорска


Светлогорск является крупным транспортным узлом. Расположен на пере - сечении железных дорог Кишинев-Минск, Житковичи-Барановичи, Одесса-Ленинград, Витебск-Брест. Здесь пересекаются автомобильные дороги в на - правлениях на Калинковичи, Бобруйск, Жлобин, Речица. Березина связывает город с Днепром. Развивается трубопроводный транспорт. Пригородное со - общение осуществляется дизельными поездами и пригородными автобусами. Автотранспорт сосредоточен в ПО «’Автопарк №5’’, в подчинении которого находится автовокзал, автозаправочные станции и автодороги, а также го - родские автохозяйства. Хорошо развито в Светлогорске автобусное сообщение с крупными городами ближнего зарубежья: регулярные маршруты на Москву, Киев, а также практически со всеми районными центрами и многими городами республики.

Железнодорожный транспорт осуществляет перевозку крупногабаритных грузов, строительных материалов, домашних вещей и мебели в контейнерах, а также пассажиров, как по территории республики, так и по территории стран СНГ.

На рисунке 1.1 приведена диаграмма распределения грузопотока по удельному весу и грузообороту.

Рисунок 1.1 - Диаграмма распределения грузопотока по удельному весу и грузообороту

-автомобильный транспорт

- железнодорожный транспорт

Таким образом, наиболее перспективным в городе Светлогорске считается перевозка промышленных грузов и товаров. Заказчиками данной транспортной услуги являются такие предприятия как «Химволокно», белорусская железная дорога, целлюлозно-картонный комбинат, ОАО «Стройтрест №20», Белорусьнефть.

2. Анализ спроса и предложения транспортных услуг

.1 Общие положения

 

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих по купле-продаже товара на рынке, где сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты: отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, покупатели, продавцы) и юридические лица (хозяйствующие объекты). В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий, особенно таких, как продукция (услуги), товар, рынок, спрос и предложение.

Под продукцией (услугой) понимается любое изделие (услуга), за которое потребитель (гражданин, хозяйствующий объект, государство) готов или желает заплатить определенную сумму денег. Продукция считается товаром тогда и только тогда, когда она приобретена покупателем, т.е. когда эта продукция нашла своего покупателя. Товар представляет собой, прежде всего, предмет, который благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью.

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительской стоимостью товара, т.е. это своеобразный механизм согласования интересов производства и потребления.

Спрос - это платежеспособная потребность, выраженная количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии покупать по не - которой цене из возможных в течение определенного периода. Согласно закону спроса при прочих равных условиях существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса, которая графически изображается в виде нисходящей кривой.

Предложение - количество продукта, которое производитель желает и способен произвести, чтобы предложить его к продаже на рынке по каждой из конкретной цен из ряда возможных в течение определенного пери - ода времени. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой. Поэтому связь между ценой и величиной предложения прямая, а кривая предложения - восходящая.

Предложение и спрос взаимодействуют на рынке и определяют цену. Точка совпадения интересов продавцов и покупателей называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена - равновесной рыночной ценой. Если продавцы устанавливают цену на товар выше равновесной, то происходит сокращение спроса и образуется перепроизводство. Это вызывает снижение цены и, как следствие, сокращение объема предложения до точки равновесия.

.2 Определение эластичности спроса по ценам

Аналитическая модель спроса и предложения - это экономико-математическая модель, которая отображается в виде графика или функции и характеризующая зависимость потребленных (произведенных) товаров и услуг от цены или других факторов.

По данным задания построим графики зависимости спроса (С) и предложения (П) от цены (Ц). Для этого приведём в таблицах 2.1 и 2.2 объёмы спроса и предложения на муку и лес соответственно в зависимости от цены с учётом коэффициентов пересчёта.

Таблица 2.1 - Объёмы спроса и предложения на мясо в зависимости от цены (тыс. т/тыс. руб. за тонну)

Груз

Параметры

Варианты



1

2

3

4

5

Мясо

Спрос, тыс. т

3,496

3,192

3,04

2,812

2,584


Цена, тыс. руб./т

988

1010,8

1033,6

1064

1102

Мясо

Предложение, тыс. т

2,475

2,625

3

3,375

3,675


Цена, тыс. руб./т

975

997,5

1020

1042,5

1072,5


Таблица 2.2 - Объёмы спроса и предложения на песок в зависимости от цены (тыс. т/тыс. руб. за тонну)

Груз

Параметры

Варианты



1

2

3

4

5

Песок

Спрос тыс. т

9,12

8,74

8,36

7,6

7,752


Цена, тыс. руб./т

0,0228

0,0304

0,038

0,0456

0,0532

Песок

Предложение тыс. т

6,825

7,125

7,575

7,875

8,4


Цена, тыс. руб./т

0,0225

0,03

0,0375

0,045

0,0525


Воспользовавшись пакетом Microsoft Excel 2003, построим графики зависимость спроса и предложения от цены соответственно на муку и лес, также подберем их теоретические зависимости. Тесноту связи между исследуемыми величинами оценим коэффициентом корреляции , значение которого тем ближе к 1, чем теснее связь между параметрами. Коэффициент корреляции должен быть не менее 0,75.

Далее определим чувствительность покупателей к изменениям в ценах с точки зрения товара, который они покупают при помощи коэффициента эластичности Еэ. Эластичность спроса по ценам - это показатель процентного изменения объема спроса при изменении цены на 1% вдоль кривой спроса.

Коэффициента эластичности Еэ определяется по формуле:

Еэ = (DС/С)/(DЦ/Ц),                                                                        (2.1)

где DС, DЦ - соответственно изменение объема спроса (тыс. т) и цены (млн. руб./т);

С, Ц - соответственно начальный объем спроса (тыс. т) и цены (млн. руб./т).

При |Еэ |>1 - спрос эластичный;

при |Еэ| <1 - спрос неэластичный;

при |Еэ| =1 - спрос с единичной эластичностью.

Все расчёты по определению коэффициента эластичности спроса по ценам сведём в таблицы 2.3 и 2.4 соответственно для мяса и песка.

Рисунок 2.1 - Зависимость спроса на мясо от цены


Рисунок 2.2 - Зависимость предложения на мясо от цены

При увеличении цены на мясо спрос на неё падает, а предложение увеличивается. Спрос на мясо в зависимости от цены описывается функцией

y = -0,2204x + 3,686 с коэффициентом корреляции  = 0,9917, а предложение - функцией y = 0,315x + 2,085 с коэффициентом корреляции = 0,9844.

Рисунок 2.3 - Зависимость спроса на песок от цены

Рисунок 2.4 - Зависимость предложения на песок от цены

При увеличении цены на песок спрос на него падает, а предложение возрастает. Спрос на песок в зависимости от цены описывается функцией

Y=-51x + 10,252 с коэффициентом корреляции =0,9056, а предложение - функцией y = 52x + 5,61 с коэффициентом корреляции = 0,9912.

Таблица 2.3 - Определение коэффициента эластичности спроса по ценам для мяса

Спрос, тыс. т

Цена, тыс. руб./т

ΔС, тыс. т

ΔЦ, тыс. руб./т

ΔС/С

ΔЦ/Ц

Еэ

3,496

988

0

0

0

0

0

3,192

1010,8

-0,3

22,8

-0,08

0,0231

-3,76

3,04

1033,6

-0,15

22,8

-0,04

0,0226

-2,11

2,812

1056,4

-0,22

22,8

-0,07

0,02205

-3,4

2,584

1086,8

-0,22

30,4

-0,08

0,0288

-2,8


Таблица 2.4 - Определение коэффициента эластичности спроса по ценам для песка

Спрос, тыс. т

Цена, тыс. руб./т

ΔС, тыс. т

ΔЦ, тыс. руб./т

ΔС/С

ΔЦ/Ц

Еэ

9,12

0,0228

0

0

0

0

0

8,74

0,0304

-0,38

0,0076

-0,04

0,3333

-0,12

8,36

0,038

-0,38

0,0076

-0,04

0,2500

-0,17

8,056

0,0456

-0,3

0,0076

-0,03

0,2000

-0,18

7,752

0,0532

-0,3

0,0076

-0,03

0,1667

-0,22


Во всех случаях коэффициент эластичности спроса имеет отрицательное значение, поскольку объем спроса и цена находятся в обратной зависимости, а кривая спроса имеет ниспадающий наклон.

Как видно из таблицы 2.3 для мяса при увеличении цены с 988 до 1086,8 тыс. руб./т спрос остаётся неэластичным.

По данным таблицы 2.4 для песка при увеличении цены с 0,0228 до 0,0532 тыс. руб./т спрос остаётся неэластичным.

2.3 Определение рыночной цены товара

Изобразив кривые спроса и предложения в одних и тех же координатах можно графически определить равновесную цену и объем продукции.

Рисунок 2.5 - Определение равновесной цены на мясо

Рисунок 2.6 - Определение равновесной цены на песок

Из графика 2.5 видно, что равновесная цена мяса равна 1022.5 тыс. руб./т, при данной цене годовой объем спроса равен годовому объему предложения и составляет 3 тыс. т, а из рисунка 2.6 видно, что равновесная цена для песка равна 7,8 тыс. руб./т, при данной цене годовой объем спроса равен годовому объему предложения и равен 0,043 тыс. т.

Наиболее точно равновесную точку можно найти, решив систему двух уравнений зависимостей С=f(Ц) и П=f(Ц). Для этого воспользуемся прикладным пакетом программы MathCad.

Для мяса получается следующая система:

В результате расчётов получены данные:

Значит: равновесная цена мяса равна 2,9904 тыс. руб./т, а годовой объем спроса равный годовому объему предложения составляет 3,0269 тыс. т.

Для песка имеем систему следующего вида:

По результатам расчётов видно, что

Значит: равновесная цена песка равна 0,052 тыс. руб./т, а годовой объем спроса равный годовому объему предложения составляет 7,59 тыс. т.

2.4 Определение цены товара в месте производства

 

Спрос определяет максимальную цену, которую можно получить за какой-либо товар. Минимальная цена определяется издержками производства. Любое предприятие стремится назначить такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по производству, распространению и сбыту, включая определенную норму прибыли за вложенные усилия и риск.

Одним из стратегических подходов к проблеме ценообразования является метод установления цены ФОБ в месте производства товара.

Система установления цены ФОБ означает, что груз передается перевозчику на условии франко-борт после чего все права на этот груз переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке от места производства до места назначения. Преимуществом этого способа является то, что каждый грузополучатель оплачивает все расходы сам за себя, а не - достаток - для удаленных клиентов транспортные расходы могут составлять значительную долю в конечной цене продукции.

Стоимость произведенной продукции по условиям поставки ФОБ рас - считаем по формуле:

Цм = Цр (1 - a),

где Цр - равновесная цена, тыс. руб./т;

a - доля тарифа в цене, (для муки a = 0,218; для леса a = 0,291).

Тогда Цммясо = 2,9904*(1 - 0,319) =2,036 тыс. руб./т.

Цмпесок = 0,052*(1 - 0,291) =0,037 тыс. руб./т.

3. Исследование транспортных тарифов

3.1    Определение себестоимости перевозок

транспорт спрос предложение эластичность

Общие транспортные затраты складываются из зависящих и независящих транспортных расходов. Условно-постоянные и условно-зависящие расходы, относимые на начально-конечные операции определяются соответственно по формулам:

Снкн = Снк (1 - aзт),                                              (3,1)

Снкз = Снк*aзт,                                            (3,2)

где Снк - расходная ставка на начально-конечные операции, тыс. руб./т;

aзт - доля зависящих расходов в общих транспортных затратах,

aзт = 0.35.

Аналогично условно-постоянные и условно-зависящие расходы, относящиеся на движенческие операции соответственно равны;

Сдвн = Сдв (1 - aзт), (3,3);

Сдвз = Сдв*aзт, (3,4),

где Сдв - расходная ставка на движенческие операции тыс. руб./ткм.

Тогда себестоимость перевозки 1т груза определим по формуле:

, (3,5)

где Ор - равновесный объем продукции, тыс. т;

Опр - объём предложенной к перевозке продукции, тыс. т;- расстояние перевозки, км.

Определим по формулам 3,1 и 3,2 условно-постоянные и условно-зависящие расходы, относимые на начально-конечные операции, а по формулам 3,3 и 3,4 - условно-постоянные и условно-зависящие расходы, относящиеся на движенческие операции.

Для мяса Ор = 3027 т, l= 390 км, Опр =2475 т, тогда:

Снкн = 1,15*98000*(1 - 0,35) = 73255 руб./т;

Снкз =1,15*98000*0,35 = 39445 руб./т;

Сдвн = 153*1,15*(1 - 0,35) = 114,3675 руб./ткм;

Сдвз = 153*1,15*0,35 = 61,5825 руб./ткм.

Тогда себестоимость перевозки 1т мяса найдём по формуле (3,5):

, руб./ткм.

Расчёты по определению себестоимости перевозки мяса при различных её объемах сведём в таблицу 3.1

Таблица 3.1 - Определение себестоимости перевозки одной тонны мяса при расстоянии перевозки = 390 км

Опр, т.

Ор, т.

l, км

Снкз/ l, руб./ткм

СННК* Ор/ (Опр* l), руб./ткм

Сндв* Ор/ Опр, руб./ткм

Ст, руб./ткм

2475

3027

390

96,7436

219,738

153,032

536,888

2625

3027

390

96,7436

207,181

144,287

515,587

3000

3027

390

96,7436

181,284

126,251

471,653

3375

3027

390

96,7436

161,141

112,223

437,483

3675

3027

390

96,7436

147,987

103,062

415,167


Рисунок 3.1 - Зависимость себестоимости перевозки мяса от предложенного объёма груза

Определим себестоимость перевозки 1т мяса при постоянном предложен - ном к перевозке объёме и различных расстояниях перевозки. Все вычисления представим виде таблицы 3.2.

Таблица 3.2 - Определение себестоимости перевозки одной тонны мяса при постоянном объёме перевозки

Опр, т

Ор, т

l, км

Снкз/ l, руб./ткм

СННК* Ор/ (Опр* l), руб./ткм

Сндв* Ор/ Опр, руб./ткм

Ст, руб./ткм

2475

3027

390

96,7436

219,738

153,032

536,888

2475

3027

410

92,0244

209,019

153,032

521,450

2475

3027

510

73,9804

168,035

153,032

462,422

2475

3027

61,8525

140,488

153,032

422,747

2475

3027

710

53,1408

120,701

153,032

394,249


Рисунок 3.2 - Зависимость себестоимости перевозки мяса при постоянном предложенном объёме от различных расстояний перевозки

Аналогичным образом находится себестоимость перевозки 1 тонны песка.

Здесь Ор = 7950 т, l= 310 км, Опр =6825 т. Все расчеты представим в виде таблиц.

Таблица 3.3 - Определение себестоимости перевозки одной тонны песка при расстоянии перевозки 310 км

Опр, т.

Ор, т.

l, км

Снкз/ l, руб./ткм

СННК* Ор/ Опр* l, руб./ткм

Сндв* Ор/ Опр, руб./ткм

Ст, руб./ткм

6825

7950

310

34,7742

75,226

110,770

271,975

7125

7950

310

34,7742

72,058

106,106

264,144

7575

7950

310

34,7742

67,778

99,803

253,560

7875

7950

310

34,7742

65,196

96,001

247,176

8400

7950

310

34,7742

61,121

90,001

237,101


Рисунок 3.3 - Зависимость себестоимости перевозки песка от предложенного объёма груза

Таблица 3.4 - Определение себестоимости перевозки одной тонны мяса при постоянном объёме перевозки

Опр, т.

Ор, т.

l, км

Снкз/ l, руб./ткм

СННК* Ор/ (Опр* l), руб./ткм

Сндв* Ор/ Опр, руб./ткм

Ст, руб./ткм

6825

7950

310

34,7742

75,226

110,770

271,975

6825

7950

400

26,9500

58,300

110,770

247,225

6825

7950

500

21,5600

46,640

110,770

230,175

6825

7950

600

17,9667

38,867

110,770

218,808

6825

7950

700

15,4000

33,314

110,770

210,689

 

Рисунок 3.2 - Зависимость себестоимости перевозки песка при постоянном предложенном объёме от различных расстояний перевозки

Из расчетов и графиков видно, что с увеличением расстояния транспортировки груза уменьшается себестоимость перевозки одной тонны как мяса, так и песка. Аналогичная зависимость наблюдается и при увеличении объёма груза, предложенного к перевозке.

3.2 Исследование зависимости изменения доходов от величины тарифа на пассажирские перевозки

Рынок деловых услуг транспорта при перевозке людей имеет свою специфику, связанную с тем, что спрос других организаций на эти услуги определяется спросом на выполняемые ими услуги, например спросом на туристические, экскурсионные, культурные или деловые поездки. Поэтому покупатели этих услуг учитывают свои интересы и запросы своих клиентов.

Математический расчет коэффициента ЭСЦ производится по следующей формуле:

EЭ = (DС/С) / (DТ/Т),                                (3.6)

где DС, DТ - соответственно изменение объемов спроса на пассажирские перевозки и тарифа;

С, Т - соответственно начальный объем спроса на пассажирские перевозки и тарифа.

Расчеты коэффициентов эластичности спроса на пригородные, внутриреспубликанские и международные пассажирские перевозки в зависимости от величины тарифа сведены в таблицах 3.5 и 3.6.

Таблица 3.5 - Определение эластичности спроса на пригородные перевозки в зависимости от величины тарифа

С, тыс. чел.

Т, руб./км.

DС, тыс. чел.

DТ, руб./км.

DС/С.100, %

DТ/Т.100, %

EЭ

44,4

1480






40,7

1702

-3,7

222

-9,09

13,04

-0,70

33,3

1850

-7,4

148

-22,22

8,00

-2,78

29,6

1924

-3,7

74

-12,50

3,85

-3,25

22,2

2220

-7,4

296

-33,33

13,33

-2,50


Таблица 3.6 - Определение эластичности спроса на междугородние пассажирские перевозки в зависимости от величины тарифа

С, тыс. чел.

Т, руб./км.

DС, тыс. чел.

DТ, руб./км.

DС/С.100, %

DТ/Т.100, %

EЭ

7,4

1924






6,66

2220

-0,74

296

-11,11

13,33

-0,83

6,29

2442

-0,37

222

-5,88

9,09

-0,65

4,81

2516

-1,48

74

-30,77

2,94

-10,46

3,7

3108

-1,11

592

-30,00

19,05

-1,58

На основании полученных значений коэффициентов эластичности спроса (|EЭ| > 1) можно сделать вывод о том, что на пригородные перевозки спрос эластичен при величине тарифа выше 1702 руб./км., а на междугородные пассажирские перевозки спрос эластичен при величине тарифа выше 2442 руб./км.

Кривые и аппроксимирующие функции зависимости объема спроса на пассажирские перевозки от величины тарифа приведены на рисунках 3.4-3.5.

Рисунок 3.4 - Кривая и аппроксимирующая функция спроса на пригородные перевозки в зависимости от величины тарифа

Рисунок 3.5 - Кривая и аппроксимирующая функция спроса на междугородные пассажирские перевозки в зависимости от величины тарифа

Доходы транспортного предприятия рассчитываются по формуле

Д=Т.С.l,                                           (3.7)

где Т - тариф на перевозку пассажиров, руб./км;

С - начальный объем спроса на пассажирские перевозки, тыс. пас;

l - среднее расстояние перевозки, км.

Расчет значения доходов от пассажирских перевозок в зависимости от величины тарифа сведен в таблицы 3.7и 3.8

Таблица 3.7 - Расчет доходов от пригородных пассажирских перевозок в зависимости от величины тарифа

С, тыс. пас.

Т, руб./пас-км

L, км.

Д, млн руб.

44,4

1480

45

2957,04

40,7

1702

45

3117,21

33,3

1850

45

2772,23

29,6

1924

45

2562,77

22,2

2220

45

2217,78


Таблица 3.8 - Расчет доходов от междугородных пассажирских перевозок в зависимости от величины тарифа

С, тыс. пас.Т, руб./пас-кмL, км.Д, млн руб.




7,4

1924

100

1423,76

6,66

2220

100

1478,52

6,29

2442

100

1536,02

4,81

2516

100

1210,2

3,7

3108

100

1149,96


Графические зависимости значений доходов от пассажирских перевозок в зависимости от величины тарифа представлены на рисунках 3.6 - 3.7.

Рисунок 3.6 - Графическая зависимость доходов от пригородных перевозок в зависимости от величины тарифа

Рисунок 3.7 - Графическая зависимость доходов от междугородных пассажирских перевозок в зависимости от величины тарифа

Проанализировав графики 3.6 и 3.7, можно сказать:

1 в пригородном сообщении при тарифе 1702 руб./км максимальный доход от осуществления перевозки пассажиров будет равен 3117,21 млн руб.;

2 в междугородном пассажирском сообщении при тарифе 2442 руб./км максимальный доход от осуществления перевозки пассажиров составит 1536,02 млн. руб.

4. Исследование транспортного рынка

.1 Определение ёмкости рынка

Планирование объема реализации транспортно-экспедиционных услуг является важнейшим элементом производственно-финансового планирования, средством регулирования количества, номенклатуры и качества услуг в соответствии с потребностями населения данного региона. Единство плана предоставления услуг и спроса на них достигается путем применения балансового метода.

Планирование объемов отдельных видов транспортно-экспедиционных услуг осуществляется на основе потребностей населения в этих услугах.

Количество услуг, необходимое для полного удовлетворения потребностей населения (Ку) определяется по формуле:

Ку=H.N/c   (4.1)

где Н - норматив потребности населения в услугах на 1 тыс. семей в год;- численность населения, тыс. чел.;

с - средний размер семьи, чел.

Объем доходов от реализации услуг:

Дп = d.Ky    (4.2)

где d - средняя стоимость одной услуги, руб.

Численность населения, средний размер семьи и средняя стоимость одной услуги в базовом периоде принимается на уровне отчетных величин данных показателей.

При анализе потребностей населения в транспортно-экспедиционных услугах можно сказать, что одной из самых перспективных является доставка промышленных товаров (спонбонд, картон, изделия из лавсана) населению. Потребность населения в данном виде услуги приведена в таблице 4.1

Таблица 4.1 - Нормативы потребности населения в доставке промышленных товаров H на 1000 семей в год

Наименование услуги

Годы


1980

1985

1990

1995

2000

Расчетный (2004)

Доставка продовольственных товаров

350

820

1020

920

1540

2036


Приведём пример расчёта потребности населения на расчетный 2004 г. в услугах по доставке промышленных товаров.

На 1995 г. Н = 920 услуг на 1 тыс. семей, 2000 г. - Н=1540 услуг на 1 тыс. семей. Средний прирост норматива за год составил (1540-920):5=124. Норматив потребностей в 2004 г. составит 1540+124.4=2036 услуг на 1 тыс. семей.

Количество услуг, необходимое для удовлетворения потребностей населения составит:

Ку=2036.66/3=44795 услуг.

.2 Оценка объема реализации услуги и ожидаемая прибыль

Оценка ожидаемой прибыли - важнейшая составная часть финансовой деятельности предприятия. Здесь обосновывается потребность предприятия в инвестициях, что позволяет судить о целесообразности принятия проекта с экономической точки зрения.

Предварительно составляется план расходов.

Таблица 4.1 - План расходов

Статьи расходов

%

Расходы, руб.

Примечание

Оборудование

0

0

СПИ

Сырьё и материалы

25

51470000

СПИ

Топливо

24

49411000

СПИ

Торговые издержки

2

4117000

СПИ

Реклама

4

8235000

СПИ

Зарплата производственного персонала

17

35000000

СПИ

Прочие расходы

4

8235000

СПИ

Итого совокупные переменные издержки (Исп)

76

156470000


Зарплата административного персонала

9

18529000

СФИ

Канцелярские принадлежности

1

2058000

СФИ

Аренда помещений

2

4117000

СФИ

Коммунальные услуги

3

6176000

СФИ

Страховка

2

4117000

СФИ

Налоги

2

4117000

СФИ

Выплата долга

4117000

СФИ

Амортизация

3

6176000

СФИ

Итого совокупные постоянные издержки (Исф)

24

49411000


Всего расходов 100205882000





Переменные издержи (Иуп), приходящиеся на одну оказанную услугу рассчитываются по формуле:

Иуп= Исп у; (4.3)

Себестоимость услуги определяется о формуле:

Су=/ Ку; (4.4)

Цена оказываемой услуги определяется о формуле:

Цу=r.Су (4.5)

Итого получим:

Иуп=304000000/44792=3493,3 руб.

Су=400000000/44792= 4596,4 руб.

Цу=1,1. 4596,4 =5056 руб.

Далее разработаем план доходов и расходов фирмы на первый год

Таблица 4.2 - Доходы и расходы фирмы за год

Показатель

Расчётная формула

Итого, руб.

Доходы от перевозок

Дсу.Ку

226470000

Себестоимость реализованных услуг

у.Ку205882000


Остаток прибыли перед уплатой налогов

П= Дц - 20588000


Налоги на прибыль

Нн=0,5.П10294000


Чистая прибыль

Пч=П - Нн10294000



Совокупные доходы определяются по формуле:

Дсу.Ку; (4.6)

Совокупные расходы состоят из совокупных фиксированных издержек и совокупных переменных издержек:

Рссфсп; (4.7)

Количество оказываемых услуг, соответствующее точке самоокупаемости фирмы, определяется по формуле:

Ку’= Исф/(Цууп). (4.8)

При расчёте К’ должно выполнятся следующее условие:

Ку’< Ку (4.9)

Дс=5056.44792=226470588,2 руб.

Рс=49411764,71+156470588,2=205882352,9 руб.

Ку’=49411764,7/(5056-3493,3)=31618 услуг.

Как видно, условие (4.9) выполняется, то есть 31618<44792

На основании выполненных расчётов определим зону эффективной работы транспортного предприятия и изобразим, которую изобразим на рисунке 4.1

Рисунок 4.1 - Определение эффективной работы фирмы

Оптимальная численность водителей на данной фирме составляет 6 человек, средняя зарплата которых равняется 420 000 руб., а средняя зарплата административного персонала составляет 310 000 руб. Данные значения можно изменить в сторону увеличения за счёт возможного повышения цены на оказываемые услуги и расширения их перечней.

Количество услуг фактически оказываемых населению и предприятиям города больше количества услуг, соответствующего точке самоокупаемости. Следовательно, можно сделать вывод о том, что предприятие работает эффективно, вследствие чего оно имеет определённую прибыль, позволяющую расширять перечень оказываемых услуг, заниматься маркетинговыми исследованиями, обновлять производственную базу, улучшить уровень обслуживания клиентов и так далее.

.4 Определение структуры управления предприятием

Вследствие определённой специфики рассматриваемого предприятия, структура его управления будет иметь следующий вид:

Организационная структура предприятия

Рисунок 4.2 - Структура управления предприятием

Как видно из рисунка 4.2, при не большом штате работников на данном предприятии большое место уделяется маркетингу. Задачи, обязанности, права и ответственность зам. директора по маркетингу взяты из результатов трудов Генри Ассэля1, который изучал маркетинг, в качестве одного из самых главных факторов успеха любой фирмы.

Задачи

1. Руководит разработкой стратегии и тактики маркетинга на предприятии. Координирует службы предприятия по выполнению требований потребителей к выпускаемой продукции и удовлетворению их платежеспособного спроса на продукцию предприятия.

. Организует исследования, связанные с изучением спроса на продукцию предприятия и конъюнктуры рынка.

. Обеспечивает рекламу и стимулирование сбыта продукции.

. В соответствии с договорами обеспечивает выполнение поставок продукции в срок и по номенклатуре.

Обязанности

1. На основе разработанной стратегии маркетинга и с учетом емкости рынка, потребностей, платежеспособного спроса, освоения новых рынков сбыта руководит коммерческо-сбытовой деятельностью предприятия.

. Организует доставку продукции покупателям в согласованные сроки (по графикам) и в установленном количестве, обеспечивает получение информации о потребительских свойствах товара, устанавливает прямые или через посредников контакты с потребителями, разрабатывает мероприятия по повышению эффективности сбытовой сети, участию в выставках-ярмарках, выходу на новые рынки (внешние и внутренние), повышению качества технического обслуживания поставленной продукции.

. Координирует и согласовывает действия всех функциональных отделов по выработке единой коммерческой политики предприятия.

. Составляет (с участием подчиненных служб и структурных подразделений) годовые планы производства и реализации продукции, материально-технического обеспечения, финансовые планы предприятия, контролирует работы по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой и новой продукции.

. Организует сбор, систематизацию, анализ и обобщение всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия.

. Организует сбор информационно-статистических данных по маркетингу (данные по контролю заказов, производству и наличию запасов).

. Совершенствует и организует работу сбытовой сети.

. Анализирует издержки обращения, выявляет и ликвидирует экономически необоснованные расходы.

. Обобщает предложения и рекомендации руководства предприятия и функциональных служб по созданию новой продукции, изменению характеристик, конструкций и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.

. Участвует в определении себестоимости (совместно с экономическими, конструкторскими и техническими службами) новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

. Рассчитывает размер прибыли предприятия от продажи новой и выпускаемой продукции.

. По результатам изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции подготавливает предложения и рекомендации к плану производства продукции предприятия,

. Анализирует ассортимент выпускаемой продукции и определяет потребность рынка в ней.

. Выявляет и анализирует передовые тенденции в мировом производстве продукции по профилю предприятия.

. Организует изучение спроса на выпускаемую продукцию (по статистической отчетности, обследованиям, опросам, личным интервью, анкетированию и др.).

. Анализирует конкурентоспособность продукции предприятия. Сопоставляет потребительские свойства товара, цены, издержки производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.

. Разрабатывает прогнозы (на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка) платежеспособного спроса на новую и выпускаемую продукцию.

. Организует работы по проведению рекламных мероприятий.

. Обеспечивает обучение дилеров и организует их деятельность в области сбыта.

. Анализирует каналы реализации продукции предприятия (оптовая торговля, сбытовая сеть).

. Обеспечивает подготовку и заключение договоров на поставку продукции и контроль за их выполнением.

. Занимается организацией и планированием отгрузки готовой продукции.

. Организует хранение готовой продукции (комплектация, упаковка, консервация и т.п.).

. Анализирует уровень ремонта, технического обслуживания и их влияние на сбыт продукции.

. Анализирует претензии и рекламации, поступающие от потребителей, и осуществляет контроль за их полным удовлетворением в установленные сроки.

. Руководит работой по обоснованному планированию выпуска запасных частей по объему и номенклатуре.

Права

27. Действовать в пределах своей компетенции от имени предприятия в учреждениях и организациях, заключать договора, выдавать доверенности работникам предприятия на совершение хозяйственных операций.

. Направлять и координировать деятельность всех структурных подразделений предприятия по маркетингу, т.е. изучать спрос потребителей и конъюнктуру рынка, организацию рекламы и стимулирование сбыта продукции.

. Заниматься обработкой материалов для формирования планов по маркетингу, заключения хозяйственных договоров по всем закрепленным направлениям.

. Вносить руководству предприятия предложения по кадровым вопросам, поощрению работников и привлечению виновных к ответственности за нарушения в производственно-хозяйственной деятельности.

Ответственность

31. Обеспечение комплексного подхода к управлению производством и реализацией продукции, ориентированному на удовлетворение нужд потребителей.

. Обеспечение проведения качественных маркетинговых исследований и их использование в хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия.

. Обеспечение контроля за реализацией разработанных программ маркетинга, обеспечивающих поставку покупателям продукции надлежащего качества в необходимые сроки и в количестве в соответствии с договорами.

. Обеспечение обоснованности и достоверности информации для прогнозов потребительского спроса и конъюнктуры, рынка по продукции, выпускаемой предприятием.

. Обеспечение действенной рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта продукции.

. Обеспечение ритмичной отгрузки продукции в соответствии с заключенными договорами.

. Соблюдение сметы расходов по сбыту продукции.

. Обеспечение единой коммерческой политики на предприятии, а также координации согласования действий всех функциональных отделов.

5. Разработка и улучшение качества оказываемых услуг и позиционирование их на рынке автотранспортных услуг


Развитый рынок предполагает наличие не только рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

Ф. Котлер отмечает: «Услуга - это любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде». Услугам присущ ряд отличительных характеристик, которые необходимо учитывать в процессе маркетинговой деятельности.

В целом все виды основной транспортной продукции можно считать транспортными услугами, характеризующимися теми же особенностями, что и любые другие услуги (неосязаемостью, невзаимозаменяемостью, несохраняемостью, неотделимостью от источника, непостоянством качества).

Неосязаемость услуг. Многие из услуг неосязаемы, например услуги образовательной, культурной, развлекательной сфер. Потребитель такой услуги после ее приобретения располагает знаниями, впечатлениями, ощущениями. Он не имеет вещественных доказательств, а может опираться лишь на собственные субъективные представления. Это свойство обусловливает повышенные требования к процессу дифференциации спроса на услуги и разнообразию качественных характеристик.

Транспортная услуга жестко «привязана» к месту и времени, и поэтому она невзаимозаменяемая, что ограничивает внутриотраслевую конкуренцию на одном виде транспорта (например, между железными дорогами). Такая конкуренция может быть между видами транспорта или при наличии альтернативных путей сообщения в рамках одного и того же вида транспорта (например, автомобильного или воздушного).

Появление в республике предприятий с различным статусом (транспортных, транспортно-экспедиционных, коммерческо-посреднических и др.), принадлежащих к различным формам собственности (государственной, акционерной, частной, смешанной и др.), создает условия для образования и функционирования рынка транспортных услуг (транспортного рынка), который становится объектом исследования.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающихся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющихся этим законам. Вместе с тем он имеет и ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

·высокую степень дифференциации услуг (связана с диверсификацией,
персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги);

·высокую динамичность рыночных процессов;

·территориальную сегментацию;

·высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры;

·специфику организации производства услуг.

Качество транспортных услуг, связанных с перевозками, проявляется:

· в обеспечении безопасности движения;

· сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;

· соблюдении регулярности перевозок;

· повышении уровня комфорта;

· обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;

· достижении более высокой экономичности перевозок.

Транспортный рынок является олигопольным, т.е. он представлен несколькими видами транспорта и большим числом потребителей их услуг. На таких рынках предпочтительнее взаимодействие, а не конкуренция различных видов транспорта. Высокая капиталоемкость транспортных ресурсов, особенно постоянных устройств (железнодорожных путей, автомагистралей, трубопроводов, портов) и невозможность гибкого маневрирования ими в пространстве и времени ограничивают использование рыночных механизмов на транспортном рынке, а особая значимость отдельных видов транспорта требует государственного регулирования этим транспортным комплексом с учетом общенациональных интересов.

Рынок транспортной продукции находится в стадии формирования с присущими этой стадии ярко выраженными переходными процессами и неопределенностью их протекания. Характер и динамика этих процессов существенно зависят от структуры системы.

Как отмечалось ранее, транспортный рынок города Светлогорска является довольно ёмким ввиду работы крупных промышленных предприятий (Химволокно, ЦКК, ЖБИ, ТЭЦ, Стройтрест №20). Как видно из опыта западных автопредприятий, довольно перспективным является доставка промышленной продукции (спонбонд, картон, изделия из лавсана), тем более что в рассматриваемом регионе данная транспортная услуга вообще не оказывается. Следовательно, на начальном этапе наша фирма может полностью завладеть данной нишей, т.е. сможет её монополизировать.

Схема позицианирования транспортной услуги предприятия


Для повышения конкурентоспособности разрабатываемого автотранспортного предприятия, а, следовательно, увеличения его доли в объемах перевозок грузов на международных маршрутах необходимо разработать новую, или улучшить старую услугу. Так как в сложившихся условиях рыночной экономики и тесных торговых отношений со странами бывшего СССР основными клиентами нашей фирмы будут предприятия экспортирующие свою продукцию зарубеж. Кроме этого, за определенную оплату фирма так же предоставляет услуги по оформлению всех документов, улаживанию всех нюансов связанных с оформлением перевозки без непосредственного участия клиента. То есть клиент только подает заказ и получает услугу, а все остальное выполняет фирма.

Чтобы удержать свою долю на рынке, предприятие, кроме основной услуги, будет оказывать и сопутствующие. К ним относятся такие как:

2. Скоростные (экспрессные) рейсы доставки товаров;

3. Погрузка и выгрузка перевозимых товаров;

4. Доставка товаров до «дверей квартиры»;

5. Хранение транспортируемой продукции в течение небольшого промежутка времени.

На данном предприятии для более оперативной организации производственного процесса предусматривается наличие парка подвижного состава различной грузоподъёмности и специализации. Это позволит предприятию более успешно конкурировать с уже существующими автопредприятиями и потенциальными конкурентами.

Таким образом, все эти услуги с сочетанием хороших манер служащих фирмы, рекламы и уважительного отношения к клиенту позволят повысить имидж фирмы и привлечь дополнительный объем перевозок.

6. Организация маркетинговой деятельности на автотранспорте

 

6.1 Сущность и основные направления транспортного маркетинга

 

Транспортный маркетинг представляет собой систему организации и управления деятельностью предприятий, фирм и компаний на основе комплексного изучения рынка транспортных услуг и спроса потребителей в целях наилучших экономических условий реализации своей продукции. Транспортный маркетинг охватывает всю сферу деятельности, осуществляемую железными дорогами в целях сбыта своих приспосабливаемых к спросу услуг.

Основной транспортной продукцией является перемещение товаров и пассажиров и дополнительные услуги, связанные с этим перемещением. Транспорт является материальной основой процессов обращения, важнейшей инфраструктурой рынка. Практически реализуя обмен товарами и услугами, транспорт оказывает огромное влияние на стабильность рынка и социально-экономического положения в государстве. В связи с этим большое практическое значение приобретает необходимость государственного регулирования основными видами транспорта. Однако это регулирование должно носить преимущественно экономический характер, т.е. через квоты, ссуды и финансирование крупных инновационных проектов общегосударственного характера, например, строительства высокоскоростных железнодорожных линий.

Текущая деятельность транспортных предприятий должна осуществляться на основе маркетинговых подходов с соблюдением единых технических, технологических и экономических норм эффективности и безопасности перевозочного процесса. При этом важно установление определенных норм и правил ответственности (экономической, правовой, социальной) за результаты деятельности предприятий в рамках внутриотраслевой иерархии управления. Во взаимоотношениях с клиентурой должна преобладать контрактно-договорная форма, обеспечивающая четкую ответственность сторон за выполнение заключенных сделок(договоров).

Основными направлениями транспортного маркетинга в области перевозок являются:

1 комплексное изучение и анализ транспортного рынка;

2 экономическое обследование районов тяготения транспорта и формирование спроса на транспортные услуги;

3 изучение конкурентов, организация рекламы и стимулирования потребительских предпочтений;

4 планирование перевозок грузов и пассажиров и оптимизация товародвижения;

5 анализ собственных ресурсов и издержек, разработка и внедрение новых видов услуг, техники и технологий, определение потребных инвестиций;

6 разработка ценовой стратегии, определение уровней доходов и прибыли;

7 разработка мероприятий по расширению транспортного рынка, совершенствованию системы управления транспортным производством, взаимодействию с клиентурой;

8 управление маркетингом и своевременное реагирование на динамику транспортного рынка.

Система транспортного маркетинга нацелена на гибкое реагирование при изменении динамики транспортного рынка путем необходимого пересмотра ценовой политики при определенных, относительно небольших изменениях сегментов спроса на транспортные услуги. Наряду с этим, при значительных изменениях на транспортном рынке возможен полный пересмотр задач и целей предприятия, разработка нового комплекса маркетинга. Во всех случаях управление маркетингом, а по существу, спросом, осуществляется экономическими методами по принципу - «транспорт ищет клиента».

Сегодня в условиях экономического кризиса маркетинговые усилия на транспортных предприятиях должны быть направлены на решение двух задач:

· улучшение качества транспортного обслуживания потребителей;

· диверсификация высвобождающихся мощностей предприятия.

Многие транспортные предприятия сейчас успешно осваивают нетрадиционные виды деятельности (аренда, ремонтный сервис и т.п.). Эта работа требует системности и правовой основы. Для успешного решения этих проблем требуется постоянная целенаправленная работа по изучению внешней среды, конкурентов, гибкого ценообразования, рекламы и стимулирования потребителей. В этой связи одним из наиболее важных направлений транспортного маркетинга является формирование спроса на транспортные услуги.

 

6.2 Формирование спроса на транспортные услуги

Комплекс мероприятий маркетинга

Комплекс маркетинга включает в себя два взаимосвязанных процесса:

1. тщательное изучение существующего рынка;

2. активное влияние на спрос и формирование потребительских предпочтений.

Задача маркетинга - это не только удовлетворение потребностей потребителя, но и создание таких условий, чтобы у него было желание вновь обратиться к продукции или услугам этого продавца (производителя). Для транспортных предприятий это означает, что они не только должны на высоком уровне обслужить клиента, но и предложить новые виды услуг, либо повысить их качество на столько, чтобы у потребителя возникло желание и в дальнейшем обратиться именно к данному предприятию, виду транспорта. Для решения этой непростой задачи необходимо проведение целого ряда комплекса маркетинговых мероприятий по глубокому изучению транспортного рынка, совершенствованию технологии транспортных услуг, реальному повышению их качества, разработке новых, дополнительных видов услуг, диагностированию и прогнозированию спроса, а возможно и некоторой диверсификации (концентрической, горизонтальной или конгломеративной) транспортного производства.

Концентрическая диверсификация предполагает оказание дополнительных услуг схожих с услугами основной деятельности в расчете на то, что ими заинтересуются новые группы потребителей.

Горизонтальная диверсификация означает оказание услуг, не имеющих отношения к данному производству (организация магазинов обслуживания пассажиров, обменных пунктов валюты и т.п.), но связанных с обслуживанием собственных клиентов.

Конгломеративная диверсификация заключается в оказании услуг, никак не связанных с основным производством (выпуск товаров народного потребления, ремонт бытовой техники и т.п.) и предназначенных для новых групп клиентов.

Весь этот комплекс мероприятий можно назвать системой формирования спроса на транспортные услуги транспортными предприятиями.

Наиболее важной частью процесса формирования спроса на транспортные услуги является анализ транспортного рынка и экономическое обоснование районов тяготения транспортных предприятий.

Анализ транспортного рынка

Комплексный анализ транспортного рынка является отправным пунктом маркетингового исследования и различается по ниже перечисленным параметрам.

1.  По видам деятельности:

1 рынок грузовых перевозок;

2 рынок пассажирских перевозок;

3 рынок подсобно-вспомогательной деятельности транспортных предприятий.

2.  По степени охвата рынка:

1 глобальный (мировая транспортная система, например для морского и воздушного транспорта);

2 общегосударственный или межгосударственный (в масштабе территории РБ или стран СНГ, например, на сети железных дорог);

3 региональный (в пределах экономического района, крупного региона или административного образования);

4 локальный (в районе тяготения железной дороги, отделения дороги, транспортного узла);

5 специальный или выборочный, охватывающий определенную часть, полигон или направление транспорта, либо перевозки отдельного рода груза или вида сообщения пассажирских перевозок.

3.  По периодичности проведения анализа транспортного рынка:

1 регулярный, плановый анализ, проводимый через заранее установленные промежутки времени (один раз в год, один раз в пять лет и т.п.);

2 периодический или ситуационный анализ, проводимый периодически по мере изменения экономической ситуации на рынке;

3 оперативный анализ, предполагающий постоянное слежение за рыночной конъюнктурой.

4.  По глубине временного горизонта прогноза:

1 краткосрочный (не более года);

2 среднесрочный (до 2-5 лет);

3 долгосрочный (до 5-10 лет и более).

Маркетинговая информация

Анализ транспортного рынка проводят на основе маркетинговой информации, которую можно разделить на следующие виды:

· первичную и вторичную.

Первичная информация получается на основе заявок грузоотправителей.

Вторичная информация представляет собой отчетные данные о выполненных перевозках, официальные статистические.

·внутренняя и внешняя;

·информация, полученная в результате маркетинговых исследований.

Перечисленные выше виды маркетинговой информации собираются на основе изучения существующих материалов, публикаций, бесед, телефонных разговоров, поэтому достоверность ее не всегда надежна. В связи с этим наиболее важной для формирования спроса на транспортные услуги является информация, получаемая в результате специальных экономических исследований районов тяготения транспортных предприятий. Эта работа выполняется путем анкетного опроса грузовладельцев для решения следующих задач:

· оценка емкости транспортного рынка;

· установление тенденций его развития;

· определение качественных запросов на транспортное обслуживание грузовладельцев;

· изучение сфер деятельности конкурирующих видов транспорта.

Для проведения экономического обследования составляется специальная программа проведения этих работ (рисунке. 6.2) в виде последовательных этапов аналитических исследований специалистов.

Рисунок 6.2 - Схема экономического обследования районов тяготения транспортных предприятий

К анкете-опросу предъявляются следующие требования:

1)  точность и простота формулировок вопросов, содержание которых должно носить уважительный характер к грузовладельцу;

2)  наличие в анкете вопросов, предусматривающих указание клиентурой значимости отдельных факторов:

· скорости доставки;

· гарантированность доставки к определенному сроку;

· сохранность грузов;

· провозная плата и быстрота оформления перевозочных документов;

· другие факторы.

3)  наличие вопросов, позволяющих выяснить финансовое положение клиентуры, ее платежеспособность и т.п.

Сегментация транспортного рынка

На основе полученной и обобщенной информации производится сегментация транспортного рынка, т.е. группировка потенциальных потребителей транспортных услуг, различающимся по своим требованиям к перевозкам. Процесс сегментации обычно заключается в уточнении новых требований клиентуры к условиям перевозки.

В теории маркетинга критерии сегментации рынка условно объединяются в три основные группы:

1. по типам потребителей (по родам грузов, качеству транспортного обслуживания, видам отправки, «чувствительности» к провозной плате);

2. по видам товаров и услуг;

3. по основным конкурентам.

 

6.3 Организация и управление маркетингом на транспорте

Основная задача организации и управления транспортным маркетингом - воздействие на уровень, время и характер спроса на транспортные услуги таким образом, чтобы это обеспечивало транспортному предприятию его нормальное функционирование и дальнейшее развитие.

Анализ маркетинговых структур различных видов транспорта развитых стран показывает, что в последние годы маркетинг охватывает практически всю иерархию управления организацией перевозочного процесса, начиная с низовых звеньев до руководства транспортными компаниями и объединениями. При этом маркетинг должен стать насущной потребностью повседневной работы линейных транспортных предприятий, товарных контор, транспортно-экспедиционных организаций, грузовых и коммерческих служб.

В настоящее время на всех видах транспорта Республики Беларусь внедрены в хозяйственную (коммерческую) деятельность маркетинговые принципы, созданы соответствующие структуры.

Заключение

Максимальные объемы спроса и предложения на мясо составили 3,496 тыс. тонн и 2,475 тыс. тонн при цене 988 тыс. руб. за тонну. Максимальные объемы спроса и предложения на песок составили 9,12 тыс. т и 6,825 тыс. т. при цене 0,0228 тыс. руб. за тонну.

Равновесные цена и объем для мяса составили 2,9904 тыс. руб. за тонну и 3,0269 тыс. тонн соответственно. Равновесные цена и объем для песка составили 0,052 тыс. руб. за тонну и 7,59 тыс. тонн соответственно.

Стоимость произведенной продукции по условию взаимодействия спроса и предложения составила:

для мяса:   101,306 тыс. руб. /т.;

для песка: 0,928 тыс. руб. /т.

Себестоимость перевозки одной тонны мяса при объеме предложенной к перевозке продукции составила:

Объем, тыс. т.

2,475

2,625

3,000

3,375

3,675

Себестоимость руб./т.км

536,888

515,587

471,653

437,483

415,167


Себестоимость перевозки одной тонны песка при объеме предложенной к перевозке продукции составила:

Объем, тыс. т.

6,825

7,125

7,575

7,875

8,4

Себестоимость руб./т.км

271,975

264,144

253,560

247,176

237,101


Себестоимость перевозки одной тонны мяса в зависимости от расстояния перевозки составила:

Расстояние, км

390

410

510

610

710

Себестоимость руб. /т.км

536,888

521,450

462,422

422,747

394,249



Себестоимость перевозки одной тонны песка в зависимости от расстояния перевозки составила:


310

400

500

600

700

Себестоимость руб./т.км

271,97

247,22

230,17

218,80

210,68


Максимальный объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении составляет 44,4 тысяч человек при тарифе 1480 рублей за километр, максимальный пассажиропоток в междугородном сообщении составил 7,4 тысяч человек при тарифе 1924 рублей за километр.

Максимальные доходы на пригородном сообщении составляют 3117,21 млн. рублей при тарифе 1702 рублей за километр; на междугородном - 1536,02 млн. рублей при тарифе 2442 рублей за километр.

При выполнении данного курсового проекта было определено следующее:

1. Анализ структуры рынка международных грузовых перевозок показал, что наша фирма может занимать до 100% в общем объеме данных перевозок. Для удержания (увеличения) выбранной доли в настоящем курсовом проекте был разработан (улучшен) ряд услуг, позиционирование которых на рынок должно привлечь новых клиентов, позволить «замахнуться» на новые сегменты рынка транспортных услуг, и, следовательно, увеличить и ее прибыль.

2. Разработана структура управления предприятием (рисунок 4.2). Разработка проводилась из соображений не количества служащих, а их качества. Поэтому на предприятии введено прямое подчинение директору, полное разграничение и лимитирование функций отделов, строгая дисциплина и соблюдение норм устава.

3. Была возложена большая ответственность на службу маркетинга, так как в современных рыночных условиях успешная деятельность любой фирмы находится в зависимости от оперативной и корректной работы службы маркетинга как связующего звена между покупателем и поставщиком (производителем) будь то товаров или услуг.

Литература

транспорт спрос предложение эластичность

1  Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учеб. пособие. - М.: Изд. группа ИНФРА.М-НОРМА, 1997. - 224 с.

    Ассель Генри Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. - М.: ИНФА-М, 1999-ХII. - 804 с.

    Евдокимов Ф.И., Гавва В.М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - Д.: Сталкер, 1998. - 432 с.

    Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (100 вопросов-100 ответов).-М.: Международные отношения, 1991. - 416 с.

    Котлер Ф. Основы маркетинга. - Перевод с англ. / Общ.ред. Е.М. Пеньковой. - СПб.: «Коруна», 1994. - 699 с.

    Современный маркетинг. Под ред. В.Е. Хруцкого. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 256 с.

Похожие работы на - Рынок транспортных услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!