Монетарная политика в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Монетарная политика в России

1. Теоретические аспекты механизма монетарной политики государства

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

.1Сущность, функции и значение денежно-кредитного сектора экономики

В современных моделях развитой рыночной экономики денежно-кредитный сектор экономики занимает важную позицию в работе экономического механизма. Он представляет собой практически систему экономического кровообращения, который регулирует денежную массу, контролирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет денежные потоки, проводит взаиморасчеты между экономическими субъектами, кредитует население и отдельные отрасли экономики.

Существует два понятия кредитно-денежной системы: первое означает совокупность кредитных отношений, методов и форм финансирования (функциональная форма); вторая - совокупность финансово-кредитных учреждений, которым свойственно аккумулировать денежные временно свободные средства, а затем предоставлять ссуды (институциональная форма).

В первом случае речь идет о таких отношениях как банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный кредит.

Второй случай сводится к следующих параметрам. Современная денежно-кредитная система - это сложный механизм, имеющий несколько уровней, который аккумулирует и перераспределяет финансовые активы. Основными звеньями системы являются: Центральный банк, система государственных и полугосударственных банков; банковский сектор, в которых входят коммерческие банки, сберегательные, специализированные банки сферы торговли; ипотечных кредитов, инвестиционные, специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения: пенсионные фонды, компании страховой и инвестиционной направленности, финансовые компании, различного рода ссудо-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды. [3, стр. 29]

Денежно кредитная система РФ представлена тремя ярусами: Центральным банком; банковской системой (банки коммерческого характера); специализированные кредитно-финансовые институты. Такая структура хорошо отражает потребности народного хозяйства, она приближается к модели кредитных систем развитых стран и начинает приспосабливаться к новым процессам экономических реалий.

Такая кредитная система пока имеет определенные недостатки практически во всех звеньях (растет количество мелких банков, компаний по страховым операциям, инвестиционных фондов, а коммерческие банки продолжают специализироваться на краткосрочных кредитных операциях, что приводит к недостаточному перенаправлению средств в развитие промышленных и других отраслей народного хозяйства. Поэтому сегодня еще достаточно многие аспекты кредитной системы РФ требуют в дальнейшем совершенствования. Рациональное функционирование денежно-кредитной системы призвано обеспечивать стабильное состояние национальной экономики.

Развитие функций денег как средства накопления и возможности не только сбережения денежных средств, но и перераспределения их среди экономических субъектов испытывающих в них потребность.

Для удовлетворения многочисленных потребностей общества в заемных средствах, используется ссудный капитал. Движение этого капитала и называется кредитом.

Кредит - это экономическая категория, выражающая отношения проявляющиеся в том, что различные хозяйствующие организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства, на условиях возвратности, срочности, платности.

Важнейшим источником ссудного капитала служат свободные денежные средства кредитно-финансовых учреждений; денежные накопления населения. Коммерческий кредит - предоставляется предприятием в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Банковский кредит - предоставляется владельцем денежных средств заемщикам в виде денежных ссуд.

В зависимости от сферы применения, различают собственно кредитные средства на приобретения оборотного капитала и ссуды - кредит на приобретение основного капитала. По срокам предоставления кредиты делятся на:

кратковременные,

среднесрочные,

долгосрочные.

Кредит выполняет ряд функций:

распределительную;

эмиссионную (на основе кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков, безналичных платежных средств, ценных бумаг);

контрольную (в процессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономической деятельности предприятий и их финансовое состояние);

регулирующую (с помощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок, предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственные процессы в экономике).

1.2Центральный банк как главное звено банковской системы страны

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. [8, стр. 129]

Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируются законом о банковской деятельности. Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности - укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Центральным банком РФ путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установление экономических нормативов для банков.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач - он призван быть:

1.эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2.органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

.банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор;

.банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

.главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Защита и обеспечение устойчивости рубля, и снижение темпов инфляции является важной задачей деятельности Банка России. Главной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции. В предстоящие три года Правительством РФ и Банком России предполагается реализовать задачу снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2008 году, 6,0-7,5% - в 2009 году и 5,0-6,5% - в 2010 г., что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010 года. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

1.3Виды, инструменты и эффективность денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. [6, стр. 332]

Денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, стабильный рост, занятости и уровня цен.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Целями денежно-кредитной политики являются:

. Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

регулирование темпов экономического роста;

увеличение ВВП;

смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

сдерживание инфляции;

стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;

достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

. Социальные задачи:

повысить уровень жизни населения;

сделать различные услуги более доступными и другие.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.

Общими инструментами регулирования выступают:

. Учетная политика. Одна из функций центрального банка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования).

Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин:

Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег.

Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо время.

В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.

Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учетной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального банка.

Таблица 1. Ставка рефинансирования за вторую половину 2011 г.

Дата начала действияРазмер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки), % годовых01.10.20111001.09.201110.2501.08.201110.501.07.201110.7501.06.201111

При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке - покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Опыт проведения кредитно-денежной политики в различных странах позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также факторы повышения ее эффективности.

Сильной стороной кредитно-денежной политики является то, что центральные банки развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке кредитно-денежной политики в зависимости от экономической ситуации. Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной системе не требует продолжительных процедур согласования и принятия специальных решений органов государственной власти. Самостоятельность центральных банков в проведении кредитно-денежной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета. [3, стр. 37]

Слабой стороной кредитно-денежной политики является то, что один и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег; снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении кредитно-денежной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры по их нейтрализации.

Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики - механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:

изменение величины предложения денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики;

изменение процентной ставки на денежном рынке;

изменение совокупных расходов;

изменение объема национального производства.

Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики - наличие современной банковской системы.

1.4Направления монетарного регулирования переходной экономики

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора. [4, стр. 47]

Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.

Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки - лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

Формирование монетарной политики в переходной экономике России определено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого периода развития, собственно реализацией перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными политическими и социально-экономическими условиями, в которых происходит этот переход.

Специфика экономической политики государства в переходный период связана с тем, что еще не выработана устойчивая экономическая система, имеющая свойство саморегуляции и саморазвития. На сегодняшний день государственное регулирование в смешанной экономике наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает работу целостной системы. Переходная экономика - это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения понемногу видоизменяются, а созданные новые институты, нормы и правила не способны быстро заменить прежние. Существование полярных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению политических и социально-экономических отношений. Борьба нового и старого обусловливает непостоянство и неустойчивость экономики в переходный период. Равновесие в данный период невозможно обеспечить без активной поддержки государства. При всем при этом переходная экономика требует для своей стабилизации особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. В переходный период поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной труднопредсказуемой экономической ситуации. Нет сформированных долгосрочных ориентиров экономической деятельности, не сложены устойчивые экономические связи. В переходной экономике государство не способно напрямую использовать инструменты и механизмы макроэкономического регулирования, давшие позитивный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это целиком и полностью относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, которые создают денежные инструменты. Эта реакция связана с формированием рыночных институтов и рыночных механизмов. По этой причине в период их формирования монетарная политика усложняется, регулирование денежной массы, находящейся в обороте, процентных ставок, которые влияют на количество инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, применяемыми в уже сформировавшихся экономических системах.

2. Состояние и перспективы российской денежно-кредитной политики

2.1 Текущее состояние российской денежно-кредитной политики

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота - для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей. [10, стр. 156]

В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепенная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить относительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений.

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте. [11]

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации, что особенно наглядно проявляется в международном сравнении. Совокупный капитал всех российских банков в настоящее время - около (6 млрд. дол-США), что ниже собственного капитала любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы. [2, стр. 29]

Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7% размера ВВП страны. В России он примерно в 2 раза ниже.

Наши банки не выдерживают сравнения не только в международном плане, но и в сопоставлении с крупными российскими промышленными предприятиями или предприятиями сферы обслуживания. Структура промышленного производства и экспорта в России характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации, при котором несколько десятков предприятий обеспечивают очень большую долю товарных и финансовых потоков. Вследствие этого по объему реализации продукции, инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многие ведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельных коммерческих банков

Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, а также централизация и концентрация национального банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Вакуум на российском банковском рынке рискует быть заполненным более мощными иностранными банками, присутствие которых в последнее время динамично растет как в розничном, так и в корпоративном сегментах рынка.

Активная роль государства в преодолении системных банковских кризисов была заметна во всех странах. На восстановление платежеспособности и реструктуризацию ссудосберегательных банков США, к примеру, были выделены суммы, превышающие 100 млрд. дол. Санация французского банка «Креди Лионэ» стоила государству 20 млрд. дол. Это было сделано не потому, что французы не умеют считать, а потому, что, хорошо посчитав, сочли это выгодным. И главное - нашли деньги на это. В Российской денежно-кредитной политики последних пяти лет, данных о попытках централизованного восстановление платежеспособности банка нет.

Прямые факторы, которые затрудняют процесс реструктуризации банковской системы - это и дискриминационное налогообложение по сравнению с международной практикой, так как у нас из посленалоговой прибыли идет значительное количество расходов, и дискриминационное налогообложение доходов банков по более высоким ставкам, чем облагаются другие предприятия.

2.2 Проблемы и особенности монетарной политики Центробанка России

В России реализация идей монетаризма в 90-е годы XX века не имела успеха, так как здесь тотально создавалась рыночная экономика. Осенью 1991 года паника на российском потребительском рынке привела к дефициту товара. Либерализация цен сопровождалась их резким повышением. Эмиссия денег не покрывала спроса на них. Ожидания падения курса рубля в 1992-1994 годах вылились в бегство от национальной валюты и привели к резкому повышению курса доллара и росту инфляции. Были достаточно энергично начатые в 1992 г. реформы, структурные и революционные мероприятия, которые позволяли создать каркас рыночной экономики и конвертируемую валюту. У нас очень долго проводилась в высшей степени мягкая денежная и бюджетная политика, результатом чего стал долгий период высокой инфляции, крупных заимствований, хронической финансовой нестабильности. В этой связи называть ту политику, которая проводилась, монетаризмом неверно. [10, стр. 115]

Исходные социально-экономические и политические условия, в которых происходит переход к новой экономической системе, относятся ко второй группе факторов оказывающих влияние на денежно-кредитную политику. Переходные процессы в экономике России сопровождаются общим спадом производства, потерей хозяйственных связей, безработицей. Экономическая дестабилизация выражается в дисбалансе совокупного спроса и предложения, внушительном дефиците государственного бюджета, инфляции.

Поэтому, мероприятия по созданию нового, более действенного механизма хозяйствования вынужденно увязывались за мерами по стабилизации. В итоге после проведения экономической политики должно было установиться макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде, создание условий для экономического роста, улучшение инвестиционного климата. [6, стр. 389-390]

Глобализация мировой экономики и либерализация доступа иностранных финансовых институтов па российский рынок порождают угрозы независимости финансовой системы и функционированию банковской системы России:

Øчрезмерной зависимости курса рубля и платежного баланса, доходов и расходов государства, предприятий и граждан, социально-экономического развития в целом от колебаний конъюнктуры мирового финансового рынка и спекулятивного перемещения капиталов, особенно в ситуациях возникновения валют; финансовых кризисов (в том числе - далеко за пределами России);

Øутраты правительством возможности проведения экономической политики в интересах граждан страны вследствие чрезмерной зависимости от привлечения средств иностранных кредиторов, особенно в случае наступления дефолта по внешним долгам;

Øпотери государством возможностей налогового администрирования и снижения бюджетных доходов в случае вывода банковских счетов граждан и предприятий за пределы страны;

Øвытеснения с рынков или поглощения транснациональными финансовыми институтами их российских конкурентов с установлением контроля над российским финансовым рынком со стороны всего лишь нескольких ТНФИ;

Øиспользования иностранными финансовыми институтами получаемой ими информации о клиентах - российских предприятиях и гражданах в интересах иностранных конкурентов этих клиентов. [4, стр. 67]

Ежегодно планируемая правительством высокая инфляция (план ежегодно «перевыполняется») подогревает инфляционные ожидания, недоверие к властям и провоцирует ежегодную инфляцию, выше плановой. Фактически, федеральные власти ежегодно планируют высокий дополнительный инфляционный налог на доходы населения. Инвестиционные кредиты в национальной валюте пока невыгодны для реального сектора экономики. Эквивалентные процентные ставки по ним выше, чем по внутренним кредитам в иностранной валюте и много выше, чем по зарубежным кредитам. В сложившейся ситуации ведущие национальные корпорации и банки, включая Газпром, Сбербанк и Внешторгбанк, кредитуются за рубежом. Основная причина кредитования за рубежом - низкие процентные ставки - ниже 10%.

Это приводит:

к снижению возможностей для развития финансовой и банковской системы РФ. Даже госбанки кредитуются за границей. При наличии огромных запасов валюты в стране не организован кредитный процесс для целей инвестирования экономики;

к росту реального совокупного государственного долга. По обязательствам госбанков и госмонополий солидарную ответственность несет государство.

На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а при относительно высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит-либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.

2.3 Меры по совершенствованию и развитию отечественной монетарной политики

Достаточно высокая зависимость российской экономики, включая государственный бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических условий предопределяет использование Банком России в настоящее время режима управляемого плавающего валютного курса. Этот режим вполне адекватен экономической ситуации, поскольку позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на денежно-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов, для того чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера.

Банк России считает целесообразным сохранять преемственность в основных принципах формулирования и реализации денежно-кредитной политики в кратко- и среднесрочной перспективе. Это, прежде всего, касается последовательного снижения инфляции, создания тем самым благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны.

Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

предотвращение оттока капитала за рубеж;

поддержание на заданном уровне валютных резервов.

Еще одной проблемой является проблема наличных денег.

Современная денежно-кредитная система обслуживает сразу две денежные компоненты - наличную и счетную, обладающие резко отличными характеристиками. И это сказывается самым неблагоприятным образом.

Таким образом, единственное и радикальное решение проблемы устойчивости денежной системы может заключаться в исключении из нее наличных денег, переход на однокомпонентную чисто счетную систему.

И проще и логичней всего изменить с этой целью саму денежную систему, перейдя на чисто счетные деньги, выбросив наличную компоненту из сферы денег. Между прочим, в истории такие исключение из состава денег некоторой компоненты уже имели место. Наиболее известный прецедент такого рода произошел в начале двадцатого века путем исключение из состава денег золотой денежной компоненты и переход на чисто бумажные деньги, которые к настоящему времени развились в бумажно-электронные (налично-счетные).

Этот переход произошел в два этапа. На первом этапе произошел переход на чисто бумажные деньги во внутреннем денежном обращении, на втором - в межгосударственном денежном обращении. Причем характерно, что оба перехода произошли во время крупнейших цивилизационных катаклизмов двадцатого века. Первый - во время Первой мировой войны путем ликвидации обмена бумажных денег на золотые, второй - во время Второй мировой войны путем перехода на чисто бумажную (долларовую) денежную систему в межгосударственном денежном обороте (Бреттон-Вудская валютная система). Сейчас ситуация во многом похожая.

Наличное (бумажное) обращение обходится для общества все дороже и дороже и требует использования самых дефицитных природных ресурсов. Например, эмиссия денег требует затраты до тридцати процентов от величины самой эмитируемой суммы в случае бумажной эмиссии и практически не стоит ничего в безналичной счетной форме. Затраты на перевозку бумажных денег обходятся в сумму до двух процентов перевозимой суммы (в зависимости от расстояния) и имеют пренебрежимо малую стоимость при осуществлении подобной операции в безналичном виде. Кассовое и инкассовое денежное обслуживание в сфере розничной торговли и бытового обслуживания населения, особенно в крупных предприятиях, при использовании покупателями безналичных платежных средств удешевляется в два и более раза.

Наличные деньги являются «дружественной» и даже «поощряющей» средой для подавляющей части преступности, не только терроризма. Наркобизнес в сколько-нибудь заметных размерах просто невозможен вне этой среды. Проблема спасения страны от катастрофы массовой наркотизации молодежи лежит не в борьбе с распространителями наркотиков или создания наркоцентров, а просто в ликвидации этой «поощряющей» среды.

В среде безналичных денег почти невозможна коррупция. Похищение людей с целью выкупа, заказные убийства, нелегальная торговля оружием, драгоценными металлами, антиквариатом и любые иные нелегальные торговые сделки почти на сто процентов осуществляются в наличной денежной форме. Ограбление банков на сто, ограбление магазинов на восемьдесят, а людей на шестьдесят процентов осуществляется с целью завладения наличными деньгами. Уклонение от налогов и страховых сборов также преимущественно осуществляется с использованием наличных денег, например, неучтенной зарплатой в конвертах.

Главная функция денег есть средство платежа. Но деньги отнюдь не единственное средство платежа. Существуют неденежные средства платежа. Простейший пример - автобусные абонементные билеты, с помощью которых мы оплачиваем проезд в автобусе. Билет в кино, в театр, на поезд и самолет, чек в магазине и т.д. - все это есть неденежные средства платежа. Причем они могут быть одноразовыми, а могут быть и многоразовыми, как, к примеру, жетоны в метро или в автоматах.

Эти средства платежа мы покупаем за деньги, а уже потом используем для оплаты некоторых услуг или товаров.

Особенность неденежных средств платежа состоит в их ограниченном характере. В отличие от денег, которые являются универсальным платежным средством, неденежные средства платежа имеют специализированный характер, их можно использовать исключительно на те цели, для каковых они созданы. Абонементный талон можно использовать для оплаты поездки в автобусе, трамвае, троллейбусе, но нельзя использовать для покупки колбасы или поездки в самолете.

Неденежные средства платежа имеют пониженную ценность. Потому они не могут служить в качестве средства накопления. Кто будет копить автобусные билеты? Они не могут служить для выдачи заработной платы, ибо кто согласится получать ее автобусными билетами? Наконец, ограничения в их использовании, в объемах хранения, наценки при продаже и скидки при покупке выглядят вполне нормально и допустимо, чего не скажешь, когда речь идет о деньгах. Не могут эти платежные средства служить и криминальным целям. Неужели какой-то киллер захочет получить за свою «опасную работу» гору автобусных билетов? Или чиновник возьмет ими взятку? Или кто-то согласится за автобусные билеты подготовить и совершить террористический акт? Или наркодилер захочет продавать наркотики с риском попасть в тюрьму на большой срок за эти фантики?

Итак, я продемонстрировала наглядно, как можно юридически уничтожить наличные деньги, сохранив их физически, но резко уменьшив их привлекательность и возможности их использования в криминальных и террористических действиях.

Таким образом, все, что требуется - это понизить финансово-правовой статус существующих банкнот и монет Банка России со статуса денег до статуса законных неденежных платежных средств ограниченного использования. А деньгами Российской Федерации, т.е. универсальными платежными средствами, объявить исключительно платежные средства, размещенные на счетах в банках России.

Какова же должна быть область целевого использования неденежных платежных средств? Она должна быть такой, чтобы сам переход не произвел существенного изменения в финансовой и экономической жизни. Предполагается, что областью их использования должна стать розничная торговля предметами повседневного спроса и область повседневного бытового обслуживания населения. Но все предметы длительного пользования, бытовое обслуживание высокого класса, вся торговля валютой, выплата заработной платы и иных доходов должна происходить исключительно с помощью денег, т.е. по безналичному расчету, через банковский счет. Запрещается осуществление любых платежей между юридическими лицами с помощью неденежных платежных средств, более того, даже хранение их запрещается любым юридическим лицам кроме тех, которые непосредственно задействованы в указанном выше обслуживании населения с их помощью.

Так как эти платежные средства уже не являются деньгами, то им уже нельзя оставить название «банкноты и монеты банка России», так как Банк России по закону не имеет право эмитировать неденежные платежные средства и даже вообще работать с ними. Кто же может быть эмитентом этих неденежных средств? Так как это законные и даже общефедеральные платежные средства, то эмитентом и организатором работы с ними может быть только федеральный государственный орган. И таким органом может быть только Министерство финансов, которое постоянно имеет дело со всякого рода неденежными платежными средствами, например, векселями, ценными бумагами, налоговыми освобождениями и т.п.

Поэтому все средства работы с наличными средствами Банка России должны быть переданы безвозмездно на баланс Министерства финансов, которое и будет руководить этой сферой, в том числе их печатать и уничтожать. Причем в первое время они будут оставаться такими, как есть, но в дальнейшем они должны быть снабжены соответствующими надписями. Сохраняется и номинал платежного средства.

В субъектах Федерации основные средства работы с платежными средствами сосредоточены в филиалах Банка России. Эти средства, в принципе, можно оставить за ними, а Минфин мог бы просто заключить с ними агентское соглашение, по которому эти банки по совместительству исполняли функции хранения, перевозки, распределения наличных платежных средств сверх главной своей денежной деятельности.

Откуда же граждане будут получать платежные средства? Покупать в финансовых отделениях Минфина, в качестве каковых могут быть по договоренности со Сбербанком РФ использоваться все его отделения. Эти же отделения будут и покупать наличные средства от предприятий розничной торговли. А все остальные банки от работы с наличными платежными средствами отстраняются. Таким образом, мы и создаем однокомпонентную, чисто счетную денежную систему. Причем и Сбербанк также будет однокомпонентным банком, так как наличные средства, с которыми он работает, будут учитываться не в банковском балансе, а на счетах типа «Депо». Это счета неденежных ценностей, например, марок, акций, лотерейных билетов и т.п., с которыми банки работает в качестве побочной деятельности по агентским соглашениям с владельцами этих ценностей.

Таким образом, можно предположить, что новое радикальное изменение мировой денежной системы также будет происходить в два этапа. На первом этапе произойдет переход на внутреннее безналичное обращение, а на втором этапе создание на базе множества национальных счетных денежных систем единой общемировой счетной денежной системы. Этим самым процесс глобализации приобретет свою законченность.

Заключение

Курсовая работа показывает, что кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим. Одной из ближайших целей является введение инфляционного таргетирования как инструмента денежно-кредитной политики. Нерешёнными остаются вопросы использования средств Стабфонда и эффективного управления золотовалютными резервами.

Значительного усложняет проведение монетарной политики и прогнозирования макроэкономических показателей сырьевая ориентация экономики, т. к. из-за неё экономика страны оказывается зависимой в основном от внешних факторов: цен на нефть и курса рубля к доллару.

Кризис ликвидности ещё раз напомнил правлению ЦБ РФ о необходимости наладить систему рефинансирования коммерческих банков. Однако банки всё также продолжают занимать за границей, их капитализация недостаточна, залоги являются низко-рейтинговыми бумагами. Пожалуй, в этом вопросе Банк России должен действовать более решительно, т. к. ресурсы для кредитования банковской системы имеются. При этом необходимо комплексное развитие банковской системы в плане повышения её устойчивости, капитализации, роста доверия к отечественным банкам.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Таким образом, денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Список литературы

банк кредитный монетарный экономика

1.Банковское дело: Учебник /Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 592 с.: ил.

2.Бюджетная система РФ. Учеб. пособие - ЮНИТИ..Г.Б. Поляка 2010.

3.Гладунов О. Год спокойного рубля / Гладунов О. // Российская газета. - 2007. - 9 октября.

4.Гладунов О. Инфляция с откатом / Гладунов О. // Российская газета. - 2007. - 14 ноября.

5.Климова О. Станет ли рубль резервной валютой? / Климова О. // Российская газета. - 2007. - 16 ноября.

6.Куликов С. Укрепление рубля списали на иностранцев / Куликов С. // Независимая газета. - 2007. - 16 апреля.

7.Сергеев М. Россия погрязла в долгах / Сергеев М. // Независимая газета. - 2007. - 24 октября.

8.Смирнов Константин «Система поддержки экспорта появится в ближайшее время» // Приложение к газете «Коммерсант» №15 (2612) от 30.01.2012.

9.Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы - Деньги и кредит. - 2009. - №2.-С. 6-9.

10.Финансы. Денежное обращение. Кредит (конспект лекций). - М., ПРИОР, 2008. - 176 с

11.Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы 2011.

12.Экономика России: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2010. - 320 с.

Похожие работы на - Монетарная политика в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!