Начало переселения гагаузов и болгар в Южную Бессарабию

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Начало переселения гагаузов и болгар в Южную Бессарабию












Реферат

Начало переселения гагаузов и болгар в Южную Бессарабию

До начала русско-турецкой войны 1768-1774 гг. на Балканах гагаузы представляли собой единый этнос. В этом была их главная сила. Результатом русско-турецкой войны 1768-1774 гг. стало начало первого переселения гагаузов, которые, как и позже, в официальных документах значились болгарами. Еще шла русско-турецкая война, когда крупный молдавский землевладелец боярин Иордаке Балш в 1770 г. пригласил в свои имения первую группу гагаузов. На территории Республики Молдова ими были основаны первые пять гагаузских сел.

Болгарских и гагаузских переселенцев в свои пустовавшие владения приглашали также Михаил Стурдза, другие молдавские помещики и бояре. Некоторые исследователи считают, что гагаузы начали переселяться в Буджак раньше болгар. "Из интересующих нас задунайских переселенцев в Бессарабию гагаузы, оказывается, пришли раньше болгар и заняли южную часть Бендерского уезда и северную Измаильского, преимущественно в бассейне Ялпух (Ялпук)", - пишет русский исследователь В.А. Мошков ("Гагаузы Бендерского уезда", Кишинев, 2004, с.8). В первое время единичные гагаузские семьи-переселенцы приходили в Буджак без разрешения царских властей.

Среди приглашенных лиц боярином Балшем была и семья Чакир (Чакыр), которая переселилась сюда из района Плоешть (Румыния) в 1790 г. Чакиры сначала 48 лет жили в селе Чадыр (ныне Леовский район), а затем священник Захарий Чакир огновап грпп Чадыр (Чадыр - Лунгский район). Более тридцати священнослужителей вышли из рода Чакир. Основателем рода Чакир считается Янчу (Иван) Чорбаджыоглу (Янчу-сын богача). Был грамотным человеком, владевшим хорошо греческим языком. И объяснялось это особым влиянием греческой церкви на гагаузский и болгарский этносы. "Учеба в школах была только на греческом языке", - пишет один из членов рода Чакировых - протоиерей Дмитрий Чакир (1839-1916 гг.) в "Биографическом очерке рода и фамилии Чакир". Родина Янчу - причерноморская деревня Шабла (к северу от Каварны, Болгария). Многочисленный род Чакировых был очень религиозным. У Янчу было два сына: Дмитрий и Желяз (Желез, Зиновий).

По утверждению Дмитрия Чакира, около 1770 г. явились кырджалы, которые убивали людей с целью грабежа. Самой печальной участи подвергся и дом Янчу Чорбаджыоглу. Разбойники разграбили его имущество, а с него самого живым содрали кожу. Чтобы не повторить участи отца, Дмитрий и Желяз вынуждены были оставить свои дома, имущество и милую Родину, перейти на левый берег Дуная и поселиться в Плоешть. Утверждается, что здесь фамилия Чорбаджыоглу была переименована на фамилию Чакир (Чакыр). Оказывается, что связано это с голубыми глазами старшего сына Янку - Дмитрия.

Историческая справка: Кырджалы по-турецки - "кырджалы огул - лары", что значит "сыновья кырджалов". Так называлось племя, подвластное османскому господству. Кырджалы были потомками маленького, но весьма воинственного народа, переселенного из Азии в начале османских завоеваний Балканского полуострова к подножью девственных гор в возвышенной местности с богатыми пастбищами. На рубеже XVIII и XIX вв. эти деклассированные элементы грабили население Европейской Турции. Почти четверть века (1792-1816 гг.) они держали в страхе всю Болгарию. Особенно сильно страдали сторонники России. Сейчас на берегах реки Арда (Болгария) имеется город Кырджалы.

Вопрос освоения пустующих в Буджаке земель носил не столько экономический, сколько военно-политический характер. Обособление Бессарабии в качестве особого региона Российской империи определялось ее пограничным стратегическим положением для геополитических интересов царизма - защиты его передовых рубежей. Южная Бессарабия могла стать мощной военно-политической и социальной опорой Российской империи лишь после заселения пустовавших территорий Буджака. Привлечение значительного числа гагаузов и болгар из-за Дуная имело своим положительным следствием развитие производительных сил не только Буджака, но и других южных регионов царской России.

Своими людскими средствами царское правительство не имело возможности заселять Буджак, имевший тогда 2465 тысяч гектаров хозяйственных земель, а население составляло 60 тысяч человек. Три четверти из них были обитателями военных крепостей и городов Аккерман, Бендеры, Измаил, Килия и Рени. Из казенных земель около 330 тысяч гектаров царь раздал бессарабским боярам, помещикам из центральных губерний, генералам, пишет молдавский историк И.А. Анцупов ("Аграрные отношения на юге Бессарабии - 1812-1870 гг., Кишинев, 1978, с.16).

Подчеркнем, что в ту эпоху в царской империи все еще существовало крепостное право, отмененное в 1861 году. Крестьяне были прикреплены к земле и подчинены административной и судебной власти феодала. Население Буджака вначале увеличивалось главным образом за счет государственных крестьян, включавших в себя много различных групп. Власти взимали с них феодальную ренту (подати, оброк, земские сборы и другие налоги), принуждали их выполнять различные трудовые повинности.

Другая причина того, что Буджак обустраивали задунайские колонисты, а не русские переселенцы из центральных регионов России, состояла в том, что имевшееся свободное население на северо-западных и кавказских окраинах России по военным соображениям не могло быть переселено в массовом порядке в ее южные районы. Русский крестьянин всегда был одновременно и хлебопашцем и воином, охранявшим рубежи своего государства. В то время все еще существовала серьезная угроза безопасности империи на севере со стороны Швеции, а на Кавказе - Персии и Турции. В этих условиях и речи не могло быть об укреплении южных границ в ущерб северо-западным и использованием русских переселенцев. Единственным выходом было создание в Буджаке новых иностранных поселений - гагаузских и болгарских.

В официальном приеме иммигрантов царские власти не были последовательными. В 1770 году они на 12 лет запретили переселение иностранцев в Россию. Во время русско-турецких войн второй половины XVIII века немало болгар и гагаузов служило в войсках генерал - фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского (1725-1796 гг.) и генералиссимуса А.В. Суворова (1729-1800 гг.) После окончания войны многие из них не могли оставаться в своих родных местах. Царские власти предоставляли им возможность обосноваться в пределах империи. Среди этой категории колонистов были гагаузы, болгары, греки.

Однако первое организованное переселение гагаузов и болгар в Бессарабию явилось следствием русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Новая партия задунайских колонистов была переселена в Новороссийскую губернию в 1776 году, которая в 1783 году получила название Екатеринославского наместничества.

Когда русские войска захватили Буджак, их командование выселило 12 тысяч ногайских татар буджакской орды (от Аккермана до Измаила). Эта орда была подвластна Крымскому хану на протяжении всего периода вассального подчинения Крыма Османской империи (1426 - 1783 гг.). Ногайцы были расселены в степях между Доном и Кубанью, где они оставались до 1783 года, когда их решили еще раз перевести на новое место жительства в приуральские степи. Позже (1807 г.) состоялось переселение ногайцев из Буджака в Таврическую губернию, где жили их единоплеменники. По утверждению авторов "Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона" (СПб, 1897, т. XX, с.422), всего в 1807 г. переселилось из Буджака в Крым 6404 человека.

Историческая справка. Впервые этноним "татары" появился среди монгольских племен, кочевавших в VI-IX вв. к юго-востоку от Байкала. В далеком прошлом этот этноним являлся собирательным именем для целого ряда народов монгольского и тюркского происхождения. Они говорили на тюркских наречиях и исповедывали ислам суннитского толка. Еще в V веке под именем Та-Та (Татан) существовало монгольское племя, обитавшее в северо-восточной части Монголии и отчасти в Маньчжурии. В XII веке монголов (Монголия по-китайски - "Мэн-Гу") сделал известным всему миру Чингисхан (Тимучин, 1155-1227 гг.). Он объединил разрозненные по этническому составу племена, завоевал всю Среднюю Азию и образовал Монгольскую империю. В ее состав входило множество разных народов, в том числе несколько родов татар, кыргызов, уйгур и других тюркских племен.

В последнюю четверть XIV века Монгольская империя перестала существовать. На ее развалинах были образованы четыре ханства: Золотая Орда (основана в начале 40-х годов XIII века внуком Чингисхана Батыем, Batu); Чагатайский улус (основатель и правитель - 1227 - 1370 гг. - второй сын Чингисхана); Ильханов и султанство Дели. Орда - монгольское слово, означающее местопребывание (ставка) хана. В Европе под этим словом понимают кочевой народ, полчища. В состав. Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крымские степи от Волги до Дуная. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости.

В XV веке Золотая Орда распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства. Из Золотой Орды около 1270 г. выделилась Ногайская Орда. Ногай - знаменитый золотоордынский хан, выдающийся полководец. С 1262 по 1269 г. воевал в Персии (Иране) и Закавказье. Перекочевав оттуда сначала к северным берегам Черного моря, а затем - в низовья Дуная. Ногай наводил страх на Византию, постоянно вмешивался в дела сербов и болгар. Имел большой политический вес в Золотой Орде. Слово Ногай, как народное название, встречалось только в русских источниках. В восточных изданиях Ногай назывались мангытами - по имени одной из народностей монгольского происхождения, некогда жившей на просторах De$t-i Kip^ak (Кыпчакской степи, от Дона до Дуная). Мангыт - имя собственное. После смерти (1299 г.) эмира Ногая подчинявшиеся ему племена стали называться иногда ногайским, иногда мангыт - ногайским племенем (улусом). Ногайская Орда представляла собой феодальное государственное образование кочевников, в состав которого входили северные регионы Каспийского и Аральского морей, от Волги до Иртыша. Она делилась на 18 улусов, номинально подчиненных хану (князю). К племени мангытов ведут корни Кантемиров.

Шел постоянный процесс дробления ногайцев, создания новых кланов. Среди новых орд была и буджакская (от Аккермана до Измаила). Крымские и ногайские татары начали "осваивать" южную часть Бессарабии еще в XIII веке. Как отмечалось, после взятия османами Аккермана (4 августа 1484 г.) султан Баязид II "в знак благодарности" за услуги, оказанные Османской империи этими тюркскими племенами, расселил в районе Аккермана 40 тысяч татар. Они были освобождены от налогов. Буджак стал санджаком (уездом), подчинявшимся Аккерману. После установления господства осман над Молдовой (1538 г.) султан Сулейман I "уступил" ногайцам земли в южной части Буджака, которые построили город Каушаны, ставший их резиденцией. По описи податного населения Буджака за 1780 г., в Килийском округе было 18 татарских сел ("Islam Ansiklopedesi", Ankara, 2002, cilt 26, s.2).

После покорения (1552 г.) Россией Казанского ханства началась междоусобная борьба между семью улусами ногайцев (Ширин, Ба - рын, Кыпчак, Аргун, Алчын, Кыйат, Мангыт). В 1557-1558 гг. Ногайская Орда распалась на четыре крупные части: Ногаи Большие, Ногаи Малые, Мансур и Шыдак. Ногаи Большие (улусы Алчын, Кыйат, Мангыт) занимали территорию от Волги до реки Урал. Они вступили в русское подданство еще при Иване Грозном, сохранив надолго своих ханов, как подручников русских царей. Русское влияние на Малых Ногаев началось лишь во второй половине XVIII в. В XVI веке от орды Малых Ногаев отпочковалась часть кочевников, которая и создала в Буджаке новую орду - Буджакскую. В русских источниках она проходит как Белгородская орда.

В 1634 г. ногайцы Большой Ногайской Орды переселились на правобережье Волги, где кочевали с Ногайцами Малыми. Ногаи Малые (улусы Ширин, Барын, Кыпчак, Аргун) господствовали на правобережье Волги и в Приазовье. Они до середины XVIII века находились в зависимом от Крыма и Османской империи положении. В XVIII в. ногайцы еще больше раскололись. "Едисан", "Джанбойлук", "Буджак" и "Кубань" - так были известны тогда ногайцы ("islam Ansiklopedesi", istanbul, 2007, cilt 33, s. 202-204).

В конце XVIII - начале XIX вв. ногайские татары постоянно были в центре внимания властей царской России. В соответствии с Бухарестским соглашением о мире между Россией и Турцией (май 1812 г.) в 1812 году 1892 кибитки с буджакскими татарами переселились в Турцию. И после Крымской (Восточной, 1853-1856 гг.) войны продолжалось их переселение в Османскую империю. Считается, что к 60-м годам XIX века их в Турцию ушло 180 тысяч человек (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, "Энциклопедический словарь", 1897, с.421-422). Немало ногайских татар было переселено также в Россию.

Как отмечалось, оставленные ногайцами селения занимали задунайские колонисты - гагаузы и болгары. При поддержке русских войск в 1771 г. из села Ланкавица (Северная Добруджа, район Мачин, сейчас Румыния) на левый берег Дуная перешли 82 семьи болгар, гагаузов и других этносов. По утверждению историка А.Н. Петрова, тогда из районов Тулча и Исакча на левый берег организованно перешли свыше 16 тысяч человек ("Война России с Турцией 1768-1774", т.3, с.42-43). Переселение продолжалось и в 1773-1774 гг. Русское военное командование сообщало, что из города Тутракан переправились на левый берег Дуная 187 семейств (293 мужчин и 364 женщины). До русско-турецкой войны 1806-1812 гг. в местные органы власти Харьковской, Курской, Тамбовской и Таврической губерний поступали сотни коллективных прошений о приеме переселенцев. Их авторы просили разрешить им переселиться также в южную Бессарабию.

И после этой войны продолжился отток болгарского и гагаузского населения из Болгарии. Он усилился после приказа (апрель 1811 г.) М.К. Кутузова бессарабскому наместнику генерал-майору И.Н. Инзову о подготовке к уничтожению крепости Силистра и об организации переселения болгар, живущих там, на левый берег Дуная. Кутузов указывал, что переселенцев надо освободить от всех податей и земских повинностей на 10 лет, наделить их землей в вечное потомственное владение и выдать неимущим в ссуду денежные пособия на обзаведение хозяйством ("Кутузов в Дунайских княжествах" - Сборник документов, Кишинев, 1948, с.21).

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. завершилась подписанием Бухарестского мирного договора (28 мая 1812 г.), серьезно улучившего стратегическое положение России. К России отходила Бессарабия (70 тыс. кв.км) с крепостями Хотин, Бендеры (Тигина). Аккерман, русско-турецкая граница устанавливалась по реке Прут (вместо Днестра) до соединения ее с Дунаем, а затем по Килийскому руслу Дуная до Черного моря. Условия Бухарестского мира предоставляли право всем христианским подданным османского султана переселяться в пределы России на протяжении 18 месяцев после его подписания. Создалась благоприятная обстановка для переселения болгар и гагаузов в Буджак, что входило в планы царской России. Их приход в Буджак носил организованный характер. В исторической литературе его называют второй волной эмиграции задунайских колонистов.

Тех переселенцев, которые расселились в Буджакело, называли "старыми колонистами". По подсчетам некоторых исследователей, в 1812 году в Валахии, Молдове и южной части Бессарабии было 87,8 тысячи колонистов. Однако после отъезда М.И. Кутузова адмирал П.А. Чичагов, правитель Бессарабии, и глава временного правительства Бессарабской области Скарлат Стурдза на некоторое время затормозили прием задунайских переселенцев. Произошло это не без влияния бессарабских бояр и помещиков. Некоторые из них были приближенными Стурдзы (Балш, Панаиот и Петраки Казимиры). Помещики получили право на новые частные владения землей в Буджаке. Они стремились распространить крепостные порядки на задунайских переселенцев. Местные феодалы рассматривали их как зависимых от них крестьян, которые обязаны платить им налоги и отбывать разные повинности. Тем переселенцам, которые оседали на помещичьих и спорных землях, власти и бояре не давали возможности воспользоваться трехлетней льготой, освобождавшей их от уплаты податей, как это предусматривал царский указ от 21 августа 1813 года.

Отметим, что после специальной инструкции царского правительства от 21 мая 1816 года об устройстве всех беженцев-крестьян на казенных землях Буджака процесс заселения края задунайскими колонистами пошел довольно быстро. Вопрос находился под личным контролем полномочного наместника Бессарабской области А.И. Бахметева. Об этом свидетельствует рост численности населения почти всех сел: Табак имел 710 человек, Кубей - 652, Саталык-Хаджи - 212, Этулия - 388, Чишмекёй - 661, Вулканешт - 818, Курчи - 447, Балбо - ка - 493, Казаяклия - 495, Томай - 477, Чадыр-Лунга - 779, Бешалма - 404, Конгаз - 289, Бешгёз - 232, Чок-Майдан - 119, Комрат - 506, Джолтай - 122, Дезгинжя - 636, Кириет-Лунга - 400, Татар-Копчак (Кыпчак) - 523 человек. Об этом пишет М.Г. Попруженко ("Из материалов по истории славянских колоний в России", Одесса, 1909, с.10-15).

Подчеркнем, что вопрос земельной собственности стал причиной серьезных трений между колонистами и крупными земледельцами, которых поддерживали коррумпированные царские чиновники. И полномочный наместник Бессарабии А.И. Бахметев временами подыгрывал местным помещикам. Он, к примеру, не возражал против возвращения помещику Балшу 7000 душ закрепощенных им переселенцев, бежавших в период с 1814 по 1817 гг. из его владений на казенные земли. Эта затяжная борьба между колонистами и крупными помещиками усилилась до такой степени, что многие недовольные своим положением переселенцы намеревались вернуться обратно в Болгарию.

Среди гагаузских и болгарских переселенцев все громче звучал голос тех, кто принимал непосредственное участие в войне на стороне царской России. Так, во время боевых операций М.И. Кутузова у Туртукая и Силистры в составе русских войск сражался двухтысячный отряд болгар и гагаузов "Земское болгарское войско". В его создании большая заслуга принадлежит болгарскому епископу Софронию Врачански. В Петербурге понимали, что возвращение переселенцев обратно за Дунай подорвет авторитет России в глазах народов Балканского полуострова, опираясь на которые Российская империя только и могла решить в свою пользу исторический спор с Османской империей. Царское правительство вынуждено было срочно приступить к рассмотрению претензий гагаузских и болгарских переселенцев и решить в их пользу некоторые важные вопросы.

В исторической литературе нет единого мнения о том, в каком году началось массовое переселение гагаузов и болгар в Буджак. Надо полагать, однако, что основная их масса начала прибывать в южную часть Бессарабии с осени 1809 года, когда русские войска пришли в непосредственное соприкосновение с населением северо-восточной и восточной Болгарии. Напомним, что гагаузы и болгары все еще оставались подданными османского султана. Поэтому наивно думать, что османы, имевшие сильно укрепленные крепости на Дунае и Днестре, по политическим соображениям могли свободно пропускать гагаузов и болгар на территорию Буджака, где жили надежные союзники султана - ногайские татары.

Такое суждение подтверждается и тем, что русское командование и в 1810 г. добивалось, чтобы султанские власти позволили "христианам и мусульманам свободно переселяться из Турции и обратно". Но они об этом и слышать не хотели. Только специальная статья Бухарестского мирного договора (май 1812 г.) давала возможность гагаузам и болгарам переселяться на левый берег Дуная. Хотя эмиссары русской дипломатии, военные в Болгарии и вели среди них большую агитационную работу, но в вопросах их переселения на территорию царской России инициатива исходила от самих гагаузов и болгар. Надо отдать должное генералу П.И. Багратиону (1765-1812 гг.), командовавшему в 1809-1810 гг. Молдавской армией. Он к переселенцам относился весьма благожелательно, но и очень осторожно.

П.И. Багратион вначале предпочитал возвращать пострадавших во время войны на места их прежнего жительства и рекомендовал военным властям не переправлять их на левый берег Дуная. Он решительно пресекал попытки чиновников, старавшихся принудительно переселять людей. 26 апреля 1811 г. было обнародовано специальное обращение к переселенцам. В нем задунайским колонистам гарантировалось освобождение от всей подати сроком на три года. Этим своим обращением и дополнительными мерами, принятыми в интересах переселенцев, отмечает молдавский историк болгарской национальности И.И. Мещерюк, было восстановлено доверие переселенцев к России.

Задунайские колонисты считались хорошими земледельцами и скотоводами. Целесообразность их привлечения для освоения пустовавших земель на юге царской России, покинутых насильно ногайцами, особенно остро понимал генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов (1782-1856 гг.) бывший Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. Он крайне негативно относился к приглашению в Россию бояр, от которых, по его убеждению, не было "ни малейшей пользы здешнему краю (Новороссии - Ф.А.). По свидетельству А.А. Скальковского, в 1808 - 1809 гг. в Буджак прибыли до 2 тысяч человек ("Болгарские колонии в Бессарабии и Новороссийском крае", Одесса, 1848, с.4). Значительная их часть тогда обосновалась в Новороссийской губернии, отмечает болгарский историк И. Титоров ("Българите в Бесарабия", София, 1903, с.21). Если в 1828 г. численность государственных крестьян Буджака составляла 31500 человек, то в 1835 г. она достигла 52600 человек. Такой рост был обусловлен, в основном, притоком гагаузских и болгарских переселенцев. Авторы "История на Добруджа" (София, 1988, т.3, с.149) утверждают, что в 1828-1829 гг. из Восточной и Северовосточной Болгарии в Бессарабию, Валахию и Молдову переселились около 130 тысяч человек. Это были переселенцы из Бургаса, Варны, Каварны, Мангалии, Кюстенджа (сейчас Констанца), Бабадаг и Исакча. Вскоре, однако, пошел и обратный процесс: многие гагаузы и болгары стали возвращаться в Добруджу.

Вопрос переселения балканских гагаузов (как и болгар) и его причины не следует трактовать однозначно. В свое время в советской историографии переселение задунайских "колонистов" (так всех их называли) в южную часть Бессарабии и некоторые другие регионы царской России объяснялось "давлением на христианское население Османской империи, оккупировавшей территории балканских стран и создавшей на религиозной основе для их жителей невыносимые условия жизни". Так ли это? Отнюдь нет. Безусловно, любая оккупация, насильственная или осуществленная по приглашению кучки авантюристов-предателей своего народа, не создает райские условия для жизни коренных народов. Она унижает национальное достоинство оккупированного народа и является аморальным явлением с точки зрения даже простых человеческих взаимоотношений. Примеров тому во всемирной истории имеется предостаточно. Разве не страшное и безмерное горе принесла народу Ирака в начале XXI в. оккупация США?!

Ради справедливости, однако, еще раз отметим, что османские власти были довольно лояльны к чужим религиям. На чужбину гагаузских и болгарских переселенцев гнала экономическая нищета на Балканах, нехватка обрабатываемых земельных угодий и пастбищ для скота, непомерно высокие налоги, заманчивая и безуемная надежда на лучшую жизнь в Буджаке. Правда, она, эта надежда, для многих из них сразу же лопнула, как воздушный шарик (см. Ф. Ангели, "Очерки истории гагаузов - потомков огузов (середина VIII - начало XXI вв., Кишинев, 2007). Делала свое дело и пропагандистская деятельность русских дипломатов и разных эмиссаров, приезжавших в командировки в Болгарию. Их деятельность особенно усилилась в ходе русско-турецкой войны (1806-1812 гг.) и после нее. В российской столице были разработаны специальные программы идеологического обоснования процесса иммиграции в Россию иностранной рабочей силы. В болгарах, гагаузах, греках, сербах и македонцах, обосновавшихся на границах царской России, власти Петербурга видели надежную опору в борьбе против Османской империи.

В первой половине XIX в. гагаузы и болгары по численности уже составляли основное население Буджака. Особенность истории переселения гагаузов и болгар в Буджак состояла в том, что переселенцы после перехода на левый берег реки Прут (Berut) на некоторое время останавливались в существующих здесь селах. Перевалочными населенными пунктами, например, были Купкуй (ныне Леонский район). Еникёй, Шамалия и Садык (Кантемирский район). Баурчи-Татар (Баурчи - Молдовень, Кагульский район), Макарешты (Унгенский район). Точные даты основания некоторых гагаузских сел и их названия неизвестны. По поводу гагаузского села Гайдар (Чадыр-Лунгский район) молдавский историк И. Дрон, пишет, что этот населенный пункт был известен еще в конце XVIII - начале XIX вв. ("Гагаузские географические названия - территория Пруто-Днестровского междуречья", Кишинев, 1992, с.39).

Действительно, в 30-50 километрах севернее современного гагаузского села Гайдар был населенный пункт под этим же названием. Это ногайское село зафиксировано в турецких источниках в 1786 году под названием Хайдар-оглу кёй, что значит село, принадлежащее сыну хана Хайдар. Хайдар в переводе с арабского означает "лев". Село Хайдар-оглу было расположено на берегу реки Сэрата, левого притока Прута. Сэрата берет начало вблизи села Сэрата-Мерешены Хынчештского района и впадает в Прут около села Точены Кантемирского района. Название Хайдар фигурирует и на карте русского генерала австрийского происхождения Фридриха Бауэра (1731-1783 гг.) в южной части села Сэрата-Ноуэ, расположенного на реке Сэрата. В документа он упоминается с 1723 года. Заметим, что соседними с Сэрата-Ноуэ являются Чадыр. Орак (с 1770 г.) и Купкуй (с 1723 входят в состав Леовского района, а их основателями - были ногайские татары.

Что касается названия села Томай, то оно имеет печенежское происхождение. У печенегов был род Томай (Laszlo Rasonyi, "Tarihte Turkliik", Ankara, 1996, s.134). В 1817 г.29 семей томайских гагаузов самовольно переселились в Буджак и основали село Томай (Чадыр - Лунгский район). В марте 1817 г. 24 семьи гагаузских прррселенцев переехали в Буджак и обосновали село Дезгинжя.

Предки нынешних жителей села Бешгёз Чадыр-Лунгского района, известного с 1811 г. и раньше называвшегося Копкуй, переселились в Буджак из населенного пункта Копкуй Леовского района. Гагаузское село Чок-Майдан (Комратский район), в документах зафиксировано на северной окраине села. На карте Бауэра населенный пункт Казаяклы фигурирует у реки Сэрата вблизи современного села Кызлар Леовского района. Задунайские эмигранты жили в этих населенных пунктах, жителями которых были молдаване. Продолжительность их пребывания здесь составляла от нескольких месяцев до нескольких лет. Гагаузы и болгары затем организованно двигались в Буджак, где они создавали новые села или селились в тех местах, которые уже были обустроены. Некоторые старые села имели тюркские названия, сохранившиеся не только от ногайских татар, но, видимо, и от печенегов, узов и кыпчаков (половцев, куманов).

Те населенные пункты, откуда в Буджак прибывали гагаузские переселенцы, относились к помещичьим селам. Это были переселенцы первой волны, обосновавшиеся в Бессарабии во время и после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В первое время при обустройстве на новом месте жительства им пришлось столкнуться с большими трудностями политического и социально-экономического характера. Давал о себе знать и бюрократизм местных чиновников. Реальное положение задунайских переселенцев стало улучшаться после утверждения указом императора Александра I (22 марта 1818 г.) положения о "Попечительном комитете об иностранных поселенцах южного края России". Его председателем был назначен генерал И.Н. Инзов, который не подчинялся местным властям. С 1820 по 1833 гг. комитет находился в Кишиневе, а затем был переведен в Одессу. До 1858 года гагаузскими, болгарскими и другими переселенцами заведовало особое управление. Бессарабское попечительство действовало до января 1872 года.

Указ императора России Александра I о поселении в Бессарабии задунайских переселенцев. Став наместником Бессарабии, И.Н. Инзов начал глубоко изучать положение дел в гагаузских и болгарских селениях. Тогда же император принял группу гагаузских и болгарских колонистов, вручивших ему письменное прошение с просьбой решить ряд важных для них вопросов. На основе доклада И.Н. Инзова и прошения новых граждан России 29 декабря 1819 года был издан Указ "О поселении в Бессарабии болгар и других задунайских переселенцев с присовокуплением ведомости округам, назначенным для их поселения".

Указ императора содержал пять пунктов:

Наряду со всеми иностранцами, поселившимися в Новороссии, задунайские переселенцы получали равные права и привилегии;

Переселенцы, прибывшие в Буджак до начала войны 1806-1812 годов, при переходе на отводившиеся им казенные земли освобождались от податей и несения повинностей в пользу казны сроком на три года. Прибывшие во время войны получали право на пользование такой льготой на протяжении семи лет. Такой льготой не могли пользоваться переселенцы и местные жители, поселившиеся на казенных землях до издания указа;

Переселенцы, осевшие во владениях помещиков и в городах, получали право перехода на казенные земли с разрешения колонистских властей и Бессарабского областного правительства;

Каждой семье отводили надел удобной казенной земли в 60 десятин не в собственность, а в потомственное пользование. Одна казенная десятина равнялась 1,09 га, а существовавшая в России в XVIII - начале XIX вв. хозяйственная десятина имела 1,45 га;

гагауз болгарин переселение бессарабия

За пользование полученным наделом каждая семья обязывалась ежегодно уплачивать в казну по 70 левов (около 15 руб.60 коп. серебром) и за каждую десятину свободной казенной земли, взятую сверх надела, по 20 пара ежегодно, что равнялось около 3 коп. серебром (пара - медная монета, выпускавшаяся Россией для Молдовы и Валахии в период военных действий).

Другие налоги и повинности на переселенцев не распространялись. Их освобождали также от откупной системы и разрешали свободно торговать виноградным и хлебным вином, что имело большое значение для гагаузских и болгарских переселенцев. В решении ряда вопросов задунайских переселенцев свою роль сыграл и принятый 29 апреля 1818 года "Устав об образовании Бессарабской области", принятый за 8 месяцев до императорского Указа. Важнейшей особенностью устройства Бессарабской области было учреждение бессарабского Верховного совета и введение новой судебной системы, отвечавшей специфическим особенностям края. С 1873 года Бессарабия стала губернией, которая в конце XIX века делилась на 8 уездов: Хотинский, Бельцкий, Сорокский, Оргеевский, Кишиневский, Бендерский, Аккерманский и Измаильский. Гагаузы и болгары жили в трех последних уездах. Новое административное деление, естественно, оказало влияние на их жизнь.

Однако началом главной вехи в устройстве бессарабских гагаузов и болгар следует считать Указ императора Александра I (29 декабря 1819 г.). С этого дня начался важнейший период в нелегкой судьбе гагаузов и болгар на бессарабской земле, ставшей для них и их потомков второй родиной. До 70-х годов XIX века гагаузы и болгары пользовались правами колонистов, т.е. были особой, привилегированной категорией крестьян. Переселенцы пользовались налоговыми льготами от 3 до 10 лет, о чем другие категории бессарабцев и мечтать не могли. По уровню благосостояния и вовлечения в товарно-денежные отношения бессарабские гагаузы и болгары значительно опережали государственных крестьян, казаков и, тем более, царан (категория крестьян, пользовавшихся наделами, получаемыми от землевладельцев).

В свете положений этого Указа бессарабские гагаузы и болгары имели право переходить из колонистов в другие категории населения, что позволяло им решать некоторые политические вопросы, в частности, в продвижении по службе в армии, государственном аппарате. Они могли основывать промышленные предприятия, заниматься торговлей, вступать в купеческое сословие, выезжать за границу, приобретать земельные участки у частных лиц и селиться на них. Особо важно подчеркнуть, что проведением в царской России военной реформы (1874 г.) гагаузы и болгары освобождались от воинской повинности. Льготы и обязанности задунайских колонистов были зафиксированы в "Уставе о колониях иностранцев в империи". Гагаузы и болгары не были этнически замкнуты. Рядом и вместе с ними жили молдаване и албанцы, греки и сербы, другие этнические группы. Однако". наиболее близкими по пережитому, бесправному прошлому были гагаузы и болгары", - отмечает А.А. Скальковский ("Историческое введение в статистическое описание Бессарабской области", СПб, 1846, с.61-62). Но и у них сохранились этнические корни и особенности, проявлявшиеся во внутриобщинных связях, бытовом и семейном укладах, языке, приемах хозяйствования, обычаях, традициях местного самоуправления.

Относительно быстрый рост численности гагаузского и болгарского переселенцев потребовал от царских властей принятия адекватных мер по обеспечению своих новых граждан землей. С целью упрочения своего влияния на Балканах царизм выделил (1819 г.) под их поселение в Буджаке 557608 десятин земли (607793 га), из них 494246 десятин (538728 га) - сельхозугодья. В 1832 году царское правительство увеличило общую площадь земель для них до 587282 десятин (640137 га), в том числе 527282 десятины (574737 га) удобных угодий. В свое распоряжение задунайские колонисты получили некоторые рыбные промыслы на лиманах и озерах, а также камышовые плавни. Эти эффективные меры царского правительства предотвратили массовое возвращение гагаузских и болгарских переселенцев за Дунай.

По сравнению с другими крестьянами они продолжали оставаться в привилегированном положении. В Буджаке им была выделена территория, на которой не было помещиков, а, следовательно, отсутствовало и помещичье землевладение. Крепостнические устои в царской России хотя и находились в состоянии разложения, но до отмены крепостного права было еще 42 года (1861 г.). Еще четыре десятилетия Российское крепостническое государство сохраняло за собой право верховного собственника на землю. Гагаузские и болгарские переселенцы в Буджаке платили лишь земельную ренту, без права продажи своей земли. Систему землепользования, утвердившуюся на юге, некоторые историки окрестили "государственным феодализмом".

В то время в северной зоне Бессарабского края основными категориями крестьян оставались цэране (те, кто проживал на помещичьих и монастырских землях) и резеши (от венгерского слова "совладелец", в Молдове XVI-XIX вв. лица, сообща владевшие землей, крестьяне - общинники, жившие на собственных землях). По сравнению с задунайскими колонистами "северяне" владели меньшими участками земли.

Гагаузы и болгары создавали довольно крупные селения, окруженные мелкими хуторами, тяготевшими к центральной усадьбе. Не было никакой скученности. Поселения задунайских колонистов обладали большим трудовым потенциалом. В середине 30-х годов XIX в., например, численность работоспособных (14-60 лет) составляла свыше 30 тысяч человек, или более половины всего гагаузского и болгарского населения. Это позволяло переселенцам вовремя справляться с полевыми работами и содержать большое количество скота в Буджаке, где земледелие из-за частых засух всегда носило рискованный характер. Особенно пагубными для здешних крестьян были 1831-1833 засушливые годы.

Отметим и другую специфику жизни задунайских колонистов, обусловленную их общинностью. Она сыграла исключительную положительную роль в их исторической судьбе, став наиболее мощным и эффективный фактором выживания людей в засушливой степи Буджака. Гагаузы и болгары в сельской местности были привычны к общинным порядкам. На протяжении десятилетий они жили большими семьями. Земля обрабатывалась сообща, но молодые знали, что у них есть своя доля земельных угодий и другого имущества. Многие годы в общественной собственности были не только пахотные земли, но и пастбища, сенокосные участки и камышовые заросли. Их распределением занимались общины на сходах граждан.

Однако в общинном пользовании бессарабских гагаузов и болгар боролись две тенденции: коллективистская и индивидуальная. Внутренняя структура общинного землепользования была противоречивой. Этим пользовались богатевшие дворы, захватывавшие самые важные сельские должности и добивавшиеся решения аграрных вопросов в свою пользу. Как бы то ни было, но крепкая колонистская община гагаузов и болгар в Буджаке устояла, хотя и подверглась серьезной деформации. Общинное пользование в гагаузских и болгарских селениях сохранилось до царских реформ 70-х годов XIX в. Но и после этого гагаузы и болгары еще долгое время бережно хранили эту традицию. Добавим, что в ту эпоху гагаузские семьи, как правило, были многодетными. Анализ статистических данных пяти сел (Гайдар, Татар-Копчак, Саталык Ходжи, Чадыр-Лунга, Дмитровка) за 1860 год показал, что средняя численность семьи здесь составляла 6,46 человека, а в 1816 г. - 5,1 человека.

Осенью 1816 и 1818 гг. в жизни населения Бессарабии произошло важное событие. Была проведена его перепись, результаты которой показали, что в период с 1808 по 1816 год здесь возникли 55 селений задунайских колонистов. Их численность составила 26164 человека. В общей массе населения южной части Бессарабии гагаузы и болгары составляли 83,3 процента. Действительное же количество задунайских переселенцев было еще больше. Немало было тех, кто старался избежать встречи с переписчиками. За ними следовали молдаване - 14,5 процента и греки - около 2 процентов ("История и культура болгар и гагаузов Молдовы и Украины", Кишинев, 1999, с.44). Молдаване и украинцы были включены в разряд колонистов только в селах со смешанным населением, сложившихся в крае до 1820 г.

По переписи 1818 г. в южной части Бессарабии было 27062 человека, из которых в зависимости от крупных помещиков числилось 3510 душ. За два года увеличение составило менее тысячи человек. На самом же деле их было гораздо больше. Давал о себе знать бюрократический стиль работы местных государственных чиновников. Бессарабские гагаузы и болгары, как отмечалось, не были крепостными. Они официально считались свободными поселенцами на казенных землях. Те же 3510 человек, которые в 1818 г. все еще были зависимы от помещиков, покупая областных чиновников, старались переселиться на казенные земли.

Задунайские переселенцы были разбросаны по огромной территории. По одним данным, они жили в 94 селах, по другим - в 90, а по третьим - в 83 селах. Видимо, речь идет и о хуторах. Важно отметить, что только в нескольких из них насчитывалось свыше 100 дворов (см.Ф. Ангели, "Очерки истории гагаузов - потомков огузов (середина VIII - начало XXI вв., Кишинев, 2007, с.309-311). Села Томаровского округа имели меньше, чем по 100 дворов (Томарово - сегодня Рени). Их жители стремились к обособлению. Если исходить из того, что всего было 83 колонии, то они находились: 6 - при реке Прут, 15 - при озерах Кагул, Ялпуг, Катлабуг, Китай, Кундук, а 62 - по речкам и балкам Кагульского и Аккерма некого уездов.

До середины 30-х годов XIX в. численность колонистов в Буджаке возрастала, главным образом, за счет притока переселенцев с помещичьих земель внутри Бессарабии. Крестьяне из внутренних регионов царской России составляли лишь небольшую их долю. Были две причины: крепостное право в России и боязнь властей нанести ущерб безопасности северо-западных границ империи и внутренних ее районов. В последующие два десятилетия численность населения Буджака росла, в основном, за счет естественного прироста.

Ко времени Крымской войны (1853-1856 гг.) абсолютно большая часть задунайских переселенцев занимала государственные земли, отмечает русский статистик и этнограф П.И. Кеппен (1793-1864 гг.). По его словам, этнический состав задунайских колонистов Буджака в 1843 г. выглядел следующим образом: гагаузов и болгар было 56896 человек, молдаван - 10211, украинцев - 1074, албанцев и сербов - 870 человек. В 1844 г. было 57720 гагаузов и болгар, 10478 - молдаван, 1082 - украинца, 970 - албанцев и сербов. "Хронологический указатель материалов для истории иностранцев Европейской России" (СПб, 1861, с.62-63) зафиксировал, что в 1850 г. в Буджаке было: болгар - 43972, гагаузов - 21563, молдаван - 12805, украинцев - 1440, албанцев и сербов - 1323. Некоторые историки утверждают, что к концу первой половины XVIII. численность гагаузов была в пределах 30-35 тысяч человек.

В административном отношении южная часть Бессарабии была разделена на четыре округа: Прутский округ включал в себя села: Колибаш, Брынза, Валень, Слобозия, Бабоешть (Сурэйень), Кишлица, Вадул Боулуй, Джурджу - лешть, Мындрешть, Анадолка, Фрекэцей, Бужорка, Чишмекиой (Чеш - мекёй) и Вулканешть.

Кагульский округ имел села: Картал, Сатул Ноу, Барта, Карагач, Буджак, Некрасовец, Этулия, Хаджи-Абдула, Курчи, Инпуцита и Булбоа - ка (Балбока).

Измаильский округ включал в себя села: Болград (Табак), Тараклия, Татар-Копчак (Кыпчак), Кубей, Саталык-Хаджи, Кайраклия, Каракурт, Чишме (Чешме) - Варуита, Бабеле, Долукиой (Долукёй), Ташбунар, Чиишия, Ердекбурну (Ёрдекбурну) с хуторами и Шикирликитай (Шекер - ликитай).

Буджакский округ имел 15 гагаузских сел. Это Авдарма, Баурчи, Бешалма, Бешгёз, Гайдар (Хайдар), Джолтай, Дезгиндже, Казаяклия, Ки - риет-Лунга, Кирсово, Комрат, Конгаз, Лунга (Чадыр-Лунга), Томай, Чок - Майдан. В этот округ входили также болгарские села Троян, Валя-Пер - жа, Код-Китай, Еникиой (Еникёй).

В Прутском округе гагаузы были расселены в селах Вулканешть и Чешмекёй, в Кагульском - Этулии, в Измаильском округе - в Татар-Коп - чаке (Кыпчаке). К1819 г. гагаузы проживали в 19 селах Буджака, где составляли абсолютное большинство населения. Такие сведения содержатся в "Полном собрании законов Российской империи с 1649 года" (СПб, 1830, том XXXVI, с.517-520).

Большинство гагаузских поселений в Буджаке было основано в первой трети XIX века. Селения Баурчи, Комрат, Конгаз, Татар-Копчак, Чешмекёй, Чадыр-Лунга и другие были основаны в ходе русско-турецкой войны (1806-1812 гг.) и после нее, пишет В.М. Кабузан в книге "Народонаселение Бессарабской области и левобережных районов Приднестровья". Однако названия большинства гагаузских сел, в том числе Гайдар (Хайдар-оглу кёй), были известны еще в XVIII веке. В этих селениях раньше обитали ногайские татары. Названия многих гагаузских сел Пруто-Днестровья нашли обозначения на карте Ф.Г. Бауэра, составленной им во время русско-турецкой войны 1770-1774 годов.

Еще до 1770 г. в молдавском государстве были известны фамильные имена Коморэцан ("комратчанин, комратский", житель или уроженец Комрата), а также баурчиан ("баурчинец") - житель или уроженец одного из селений "Баурчи", пишет молдавский историк И. Дрон ("Гагаузские географические названия", Кишинев, 1992, с.40-41). Отметим, что у ногайских татар при правителе был человек по профессии "баурчи", что значит человек, отвечавший за питье. На месте селения Лунга (впоследствии Чадыр-Лунга) существовало татарское село Аран-Юрдо, а до 1541 г. здесь было поселение под названием Тираспо, ставшее в начале 60-х годов XX в. одним из жилых кварталов г. Чадыр-Лунга. Упоминания о существовании сел Вулканешть и Картал содержится в материалах польского путешественника М. Рзевуского (1768 г.).

Большинство названий гагаузских поселений Буджака носят такие же названия, какие они носили при ногайских татарах. В этом отношении характерно название села Татар-Копчак (Кыпчак) Чадыр-Лунгского района. Слово "татары" долгое время имело скорее историческое, чем этнографическое значение. Как отмечалось, оно является собирательным именем для целого ряда народов монгольского

и, главным образом, тюркского происхождения, говоривших на различных тюркских диалектах и в составе Золотой Орды, принявших ислам суннитского толка. В составе ногайских татар очень сильным был кып - чакский (половецкий, куманский) элемент. Татар-Кыпчак означает, что это село не только татарское, но там живут кыпчаки.

Ногайцы жили родовыми общинами. Они ревностно хранили свои обычаи и традиции. Среди ногайцев встречались такие родоплеменные группы, как абаклы, алакай, базак, байдынулы, бесалма, баймак - лы, бодырак, жаунгыр, жапар, жагылтай, жамбайлык, казайаклы, капаклы, кириет, конгаз, комрат, кызлар, кыпчак, мангыл, мын - жир, найман, орак, садаклы, тараклы, тартуулы, тогуз, чобалакчи, чумечли и другие. Судя по этимологии этих родоплеменных групп, названия некоторых гагаузских, болгарских и молдавских сел были известны и до ногайского периода Буджака. По всей вероятности, в них в прошлом обитали печенеги, узы, кыпчаки. остатки монголо-татарских прддпгнр ппупдд Батыя (Batu) в Центральную Европу (1236-1243 гг.). которые впоследствии были ассимилированы ногайцами. Этому предшествовала близость диалектов тюркских языков.

Рассмотрим некоторые примеры. Название родоплеменной группы абаклы имеет отношение к с. Абаклы (до 1918 г. - Абаклы-Джаба) Бессарабского района, бесалма дало название селу Бешалма Комратского района, баймаклы оставил след в селе Баймаклия Кантемирского района, жагылтай имеет отношение к селу Джалтай, казайаклия - Казаклии, кириет - Кириет-Лунге, конгаз - Конгазу, комрат - Комрату (все пять села Гагаузии). Родоплеменная группа мынжир оставила свой след в селе Минжир Хынчештского и Чукур-Минжир Чимишлийского районов, чумечли - Чимишлия Чимишлийского района, орак - Орак Леовского района, садаклы - Садаклия Бессарабского района, тарак - лы - Тараклия Тараклийского района, тогуз - Токуз Каушанского района, тартуулы - Тарутино (Украина) и другие.

После окончания русско-турецкой войны (1828-1829 гг.), в результате которой Молдова, Валахия и Греция стали автономными образованиями, началась третья волна переселения гагаузского и болгарского населения в южную часть Бессарабии. Статья XIII Адрианополь - ского мира (14. IX.1829 г.) открывала возможности легальной эмиграции в пределы царской России. Она характеризовалась своей массовостью. Так, например, 13 апреля 1830 года из Сливена вышел огромный караван беженцев, насчитывавший около 15 тысяч человек. Как отмечает историк О.В. Медведева, здесь осталось только 65 семей. Три четверти города превратилось в пепелище. Переселенцы решили ничего не оставлять ("Советское славяноведение", 1988,4, с.25).

Третья волна переселения гагаузов и болгар имела свою специфику. Суть ее состоит в том, что отношения царских властей к приему гагаузов и болгар изменились в худшую сторону. И объяснялось это тем, что свободных земель в Буджаке оставалось мало. Их размеры уже не давали возможности наделить каждую семью 60-ю десятинами земли (65,4 га), положенными по Указу царя. В восточных районах края ощущалась острая нехватка воды. Новые колонисты зачастую селились в старых местах, где и получали свои земельные наделы. Среди них было много неимущих. Это обстоятельство требовало от царских властей огромных денежных расходов. Изменение позиции царской России в приеме задунайских переселенцев объяснялось не только нехваткой земель в Буджаке, но и политическими соображениями. Царь Николай I и его окружение считали, что отток большой массы христианского населения из Болгарии ослабит на Балканах позиции царизма, как покровителя христиан Османской империи. Однако царь не мог полностью перекрыть канал эмиграции, как это предлагали некоторые царские чиновники. Это означало бы для него изменить своей политике покровительства христианскому населению стран Балканского полуострова. В обоих случаях для властей царской России вопрос был весьма щепетильным.

Царские власти решили лишь приостановить массовую эмиграцию гагаузов и болгар. В этом вопросе они опирались на действия султанского правительства, которое также предпринимало меры, чтобы не допустить массового оттока гагаузов и болгар. Положения Xlll-й статьи Адрианопольского договора давали возможности гагаузам и болгарам легально возвращаться обратно в Османскую империю. Вслед за фирманом (указом) об амнистии султан Махмуда II обнародовал особый фирман, по которому вернувшимся гарантировались возврат имущества и земли, а также личная безопасность. В Дунайские княжества были направлены эмиссары султана, которые убеждали осевших в Молдове и Валахии гагаузов и болгар вернуться обратно в Турцию.

Деятельность русской дипломатии и султанского правительства, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться беженцам в пути, привело к тому, что в сентябре 1830 года эмиграция гагаузов и болгар почти прекратилась. Более того, некоторые семьи эмигрантов начали возвращаться обратно за Дунай. С этого времени начался спад эмигрантского движения, особенно гагаузов. Но с учетом всех трех переселенческих волн после русско-турецких войн (1768-1774,1806-1812 и 1828-1829 гг.) иммиграция на территорию России и Дунайских княжеств составила свыше 130 тысяч человек - в основном гагаузов и болгар. Такую цифру дают архивные материалы.

Переселение коснулось более 150 населенных пунктов Болгарии. Но самое большее число приходилось на ее юго-восточные районы: Бургасский - 38, Сливенский - 38, Ямбольский - 15, Варненский - 14, Старо-Загорский - 11. Социальный состав переселенцев был самым разнообразным - рабочие, ремесленники, купцы, торговцы. Однако большинство их составляли гагаузы и болгары, мечтавшие обрести в пределах Дунайских княжеств и царской России свою землю.

Некоторые населенные пункты, жители которых когда-то переселились в Буджак, сейчас находятся в пределах европейской Турции (Эдирне, Вайсал, Селиоглу, Девлетагач) и Румынии (Бабадаг, Меджидие, Мангалия). Эти турецкие села сейчас в Одесской области называются соответственно: Василевка (Болградский район, Украина), Холмское и Делень (оба в Арцызском районе, Украина). Сегодня на карте Молдовы и Украины есть немало населенных пунктов, названия которых восходят к тюркско-болгарским корням Болгарии той далекой эпохи. В Сливенском округе, например, имеются села Жеравна (Башкиой), Новачево (Еникиой), Горно Александрово (прежнее название Бургуджи), Кортен, Твърдица. Соответствующие названия сел имеются и в южных районах Молдовы и Украины: Кирсово (Башкиой, Башкёй, Гагаузия), Виноградовка (Бургуджи - Арцызский район), Еникиой - Одесская область, Кортен и Твардица - Тараклийский район. В Ямбольском округе Болгарии есть село Башкалы. Его идентичное название сохранилось в Молдове - Баш - калия (Бессарабский район) и т.д.

Успех или неуспех переселения гагаузов и болгар в Буджак зависел не только от их желания стать новыми поддаными царской России, но и от политики ее властей. Они показывали свою крайнюю незаинтересованность в дальнейших переселениях задунайских колонистов в южную

Бессарабию. Добавим, что 1831-1834 годы здесь были неурожайными. Произошел массовый падеж скота. Многих переселенцев в могилу уносили различные болезни. Социально-экономические и политические причины были следствием значительного оттока гагаузов и болгар обратно за Дунай, который начался в мае 1830 г. Особенно значительная их часть перебралась на Балканы в 1833-1834 гг. Этот процесс, однако, начался сразу после присоединения Бессарабии к России (1812 г.). В 1812-1819 гг. часть переселенцев бежала из Буджака из-за опасности быть закрепощенными бессарабскими помещиками. Другая часть рассчитывала находиться в Буджаке только до окончания русско-турецкой войны (1828-1829 гг.). Вторая категория жила постоянной надеждой на освобождение Болгарии. В ожидании этого времени люди не обзаводились постоянным хозяйством.

Но уехала и та часть гагаузских и болгарских колонистов, которые намеревались поселиться в Буджаке навсегда. В свое время они оставили на Балканах движимое и недвижимое имущество в надежде найти в Бессарабии лучшую жизнь. Однако на новой родине их ожидала "большая дороговизна на жизненные припасы, особенно на хлеб" (ЦГА МССР, ф.2, оп.1, д.1467, л. 200-201). Эта категория реэмигрантов, в основном, состояла из городских жителей - торговцев и ремесленников, надежды которых "царское правительство не оправдало". По некоторым данным, в Дунайские княжества и Болгарию возвратилось около 25 тысяч человек. Остановился этот процесс в 1835 году. Тогда выдался урожайный год, который и успокоил переселенцев. Была и другая причина прекращения оттока обратно гагаузских и болгарских колонистов: царские власти прекратили свободно выдавать выездные документы. На территории Болгарии и Румынии реэмигрантами были созданы новые гагаузские и болгарские села, сохранив прежние названия, имевшиеся в Буджаке. К ним можно, например, отнести: Гайдар (в крае Разград, Болгария), Конгаз, Башкёй, Еникёй (в Румынии).

Более двух сот лет назад в Буджаке в основном остались те задунайские гагаузы и болгары, которые на Балканах из-за нехватки земли еле-еле сводили концы с концами, хотя и были хорошими земледельцами. "В этническом отношении задунайские переселенцы были разнородны, но всех их связывала "общая вера православия, одинаковая бездомность и нищета", - отмечал историк А. Клаус ("Наши колонии", Материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России, СПг, 1869, с.291-298).

В Буджаке задунайские гагаузы и болгары сознательно или несознательно стали новыми подданными Российской империи, с которой они более чем на целое столетие - до 1918 года - связали свою судьбу. Временами горькую и несправедливую, а временами - добрую и милосердную. Для гагаузского этноса переселение его части в Бессарабию (конец XVIII - первая половина XIX вв.) носило разрушительный характер. Шел процесс раскола гагаузов. И на территории Буджака они часто становились жертвами русско-турецких войн, прокатывавшихся по ним тяжелым катком. Парадокс того времени состоял и в том, что, как в рядах царской, так и османской армии, были выходцы из гагаузских семей, воевавших друг против друга.

С позиций сегодняшнего дня, однако, можно утверждать: разрушительный фактор переселения гагаузов с Балкан в Буджак со временем стал исторически положительным явлением для гагаузского этноса. Как бы ни критиковали некоторые историки царский режим, но если бы царская Россия не предоставила задунайским гагаузам возможности переселиться в Буджак, сегодня мир не знал бы о существовании самостоятельного гагаузского этноса. В странах Балканского полуострова, где они в прошлом представляли довольно-таки большой национальный состав, сегодня почти не осталось гагаузов. Ни в Болгарии, ни в Румынии, ни в Македонии, ни в Греции. Остались лишь представители гагаузского этноса, забывшие свой родной язык и обычаи.

Литература

1.Ангели Ф.А. Гагаузская автономия. Люди и факты (1989-2005 гг.), Киши-нев, 2006.

2.Ангели Ф.А. Очерки истории гагаузов - потомков огузов (середина VIII - начало XXI вв.). Кишинев, 2007.

.Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народ-ностей и сведения об их численности. СПб., 1897.

.Анцупов И.А. Аграрные отношения на юге Бессарабии (1812-1870 гг.). Кишинев, 1978.

.Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма - Ата, 1989.

.Бартольд В.В. Гузз (Сочинения). М., 1968, т.5, с.524-527.

.Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов (Сочинения), т.5, с. 193-229.

.Бартольд В.В. Обзор истории тюркских народов (Сочинения), т.5, с.25 - 437.

.Бартольд В.В. О христианстве в домонгольский период. "Записки Вос-точного Отделения Имперского Русского Архивного Общества".1893 - 1894 гг.

.Бартольд В.В. Тюрки: историко-этнографический обзор (Сочинения), т.5, с.576 - 595.

.Баскаков Н.А. Тюркские языки, М., 1960.

.Берг Л.С. Население Бессарабии. Энтографический состав и численность. Пг., 1923.

.Бигаев Р.И., Данилов П.А., Умаров М.У. О гагаузах Средней Азии // И А-НУзССР. 1960. пг.6.

.Булгар С.С. История города Комрата. Кишинев, 2007 Булгар С.С. Гагаузские судьбы. Кишинев, 2003

Похожие работы на - Начало переселения гагаузов и болгар в Южную Бессарабию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!