Национальный вопрос в Испании в период демократизации испанского общества (1978–1983 гг.)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Национальный вопрос в Испании в период демократизации испанского общества (1978–1983 гг.)














Национальный вопрос в Испании в период демократизации испанского общества (1978-1983 гг.)

1. Историография и источники

История Испании давно привлекает к себе все больше внимания исследователей. Проблемный круг ее вопросов достаточно широк: это вопросы военной истории, а также социально-экономические проблемы, проблема власти и общества, вопросы политического устройства страны. В этом аспекте проблем национальный вопрос является наиболее сложным. Он как один из важнейших направлений внутренней политики Испании занимает важное место в современной историографии, тем более что актуальность данного вопроса и разработка его теоретических положений, в связи с деятельностью националистических организаций, таких как «ЭТА», значительно возросла.

Проблема национального вопроса в период демократизации испанского общества в советской историографии в общем или специальном аспекте не рассматривалась. Это происходило, прежде всего, потому что в 80-е гг. ХХ века научный интерес советских исследователей сместился в сторону изучения внутриполитических и внешнеполитических процессов происходивших в Испании в последней четверти ХХ века.

Первые исследования по данной проблеме на русском языке появились в первой половине 90-х гг. ХХ века. Это, прежде всего, работы историков, прямых свидетелей происходящих событий: А.Н. Кожановского, С.М. Хенкина, О.В. Буториной, Г.И. Волковой. В то же время, русскоязычная историография полностью отходит от идеологического противопоставления национально-освободительной борьбы сепаратизму, а также вкладывания негативного смысла в этот термин, что в советский период было принято в работах историков.

В теоретическом плане в первой половине 90-х гг. ХХ века достаточно четко был разработан понятийный аппарат данной проблемы. Также было опубликовано значительное количество специальных работ в данной области на русском языке. Особенно это касается националистических движений и организаций в различных провинциях Испании. Поэтому степень изученности данной проблемы в русскоязычной историографии следует признать достаточно основательной, т. к. в этот период времени были заложены основы методологии изучения национальной проблемы в Испании.

В работе С.М. Хенкина «Испания после диктатуры: социально-политические проблемы перехода к демократии» [2] исследуются изменения в расстановке социально-политических сил в Стране Басков и Каталонии - в двух наиболее экономически развитых и процветающих автономных областей Испании. Автор анализирует политическую линию Баскской националистической партии, которая в течение почти 30 лет возглавляла правительство региона. Также в работе затрагиваются проблемы перехода власти к коалиции социалистов и консерваторов, которые привнесли немало нового в политическую жизнь автономий.

Что касается других представителей русскоязычной историографии, то здесь, прежде всего, следует выделить И.В. Данилевич и ее работу «Автономизация Испании» [4], посвященную противоречиям и конфликтам между центром и периферией, между «большой» нацией и национальными «меньшинствами», которые являются неотъемлемой стороной политической жизни любой страны. Роль системы, минимизирующей негативные последствия столкновений интересов центр - регион играет, как отмечает в своей работе Данилевич, в постфранкистской Испании государство автономий. Согласно автору «уникальность испанского опыта требует с осторожностью проводить всякие параллели и не делать попыток прямого переноса этого опыта в другие государства, даже если они совершают, как и Испания, переход от тоталитарного или авторитарного режима к демократическому» [4, с. 15]. Исходя из проведенного исследования, в своей работе автор призывает обратить пристальное внимание на опробованные в Испании принципы и методы, подходы, механизмы конкретных действий, характер реакции на возникающие проблемы в национальной сфере, способствующие их мирному, бескровному решению.

Монография Б.Д. Жанейро, директора Школы государственного управления Галисии, «Автономная область Галисии в децентрализованном государстве» [5] представляет собой серьезный научный труд, в котором с акцентом на современность рассматривается сущность испанского регионального автономизма, система внутренних связей и взаимозависимостей общенационального центра и регионов. В контексте сложной этносоциальной и этнополитической проблематики Испании автор вполне успешно решил научные задачи, связанные с анализом основных тенденций и наиболее вероятных перспектив развития испанского регионального автономизма.

Автор в своей работе также приходит к заключению, что, несмотря на имеющиеся концептуальные и практические изъяны, «государство автономий» во многом содействовало и продолжает содействовать снижению межэтнической и межрегиональной конфликтогенности в этой полиэтнической стране. Продуманная и правильно реализованная автономизация регионов может снизить риск дезинтеграции многонациональной страны, ослабить националистические и сепаратистские тенденции.

Процесс автономизации анализируется также и в работе А.И. Ландабасо Ангуло и А.М. Коновалова [7] [8]. В ней процесс автономизации представляется как в плане общей перспективы, так и в динамике его развития в автономных сообществах. Национальный, политический менталитет басков в данной работе во многом имеет свое объяснение с точки зрения исторического развития баскского общества. Работа этих авторов позволяет лучше понять процессы, происходившие в этническом национализме.

Во второй книге продемонстрирована попытка рассмотрения этнополитических конфликтов через призму реалий сегодняшнего дня, сквозь проблематику терроризма. Работа ищет ответ на вопрос «что», а не на вопрос «как», применительно к терроризму. Авторы выявили истоки существующих этнополитических конфликтов и сделали попытку определить возможные пути выхода из так называемых кризисов. За отправную точку рассуждений они взяли европейский континент, а в качестве примера выбрали Испанию, а конкретно - Страну Басков, как регион, иллюстрирующий предельно яркую, рельефную картину сгустка этнополитических конфликтов. По мнению авторов, в Стране Басков наиболее явственно прослеживаются как пути скорейшего разрешения противостояния, так и, к сожалению, методы, которые принято сегодня считать террористическими.

Не менее важной является коллективная работа российских историков-испанистов Г.И. Волковой и А.В. Дементьева «Политическая история Испании XX века» [9], которая представляет собой глубокий анализ политической истории Испании XX века. Основное внимание авторами уделено специфике испанского государства автономий, взаимосвязи внутренней и внешней политики этой европейской страны.

Работа И.Л. Прохоренко «Регионы Испании четверть века в европейском пространстве» [10] посвящена рассмотрению политической эволюции Испании посредством достижения соглашений между центральным правительством и правящими региональными элитами. Как отмечает автор в своей работе «происходит постоянный поиск консенсусной модели», которая бы устраивала все политические силы. В тоже время, по мнению исследователя, процесс передачи новых полномочий регионам зачастую диктуется причинами субъективного характера, связанными с партийной борьбой в Генеральных Кортесах. Наиболее сложными, согласно автору, являются отношения центра со Страной Басков, где поддержка местным населением идеи самоопределения вне Испании особенно ощутима. Менее конфликтно развиваются отношения с Каталонией, что связано, в том числе с менее однородным составом населения данной территориальной единицы - его треть составляют выходцы из Андалузии. Кроме того, как отмечает И.Л. Прохоренко, правящая элита Каталонии все время добивается расширения самоуправления, но в рамках испанского государства в связи с тем, что, по их мнению, полная независимость повлечет за собой и огромные административные расходы. Таким образом, исходя из выводов автора, проблема, в большей мере, связана не с балансом полномочий, а, скорее, с возможностью существования единого государства с имеющимися в его составе автономиями национальных меньшинств.

Одна из наиболее обстоятельных работ, посвященных проблеме зарождения национализма в Стране Басков, написана С.М. Хенкиным «Баскский конфликт вчера и сегодня» [11]. В своей работе автор на основе широкого круга источников и современной литературы изучает затяжной, приобретший хроническую форму баскский конфликт, который перманентно занимает одно из центральных мест в общественной жизни Испании. Также автор рассматривает трансформацию, видоизменение, и влияние на самые разные стороны жизни баскского общества противоречий между регионом и центральной властью, и его отношения с центром, которые подчас вызывают политические кризисы национального масштаба.

По мнению автора, отличительными особенностями баскского конфликта с самого начала были агрессивный антииспанизм, ярко выраженная сепаратистская компонента, антикапитализм и религиозность. Конфликт, по мнению исследователя, возник не в традиционной для Европы лингвистической разновидности, а в расовом, биологическом варианте как продолжение традиций баскского форального расизма ХVI-ХVIII вв. Эти особенности конфликта были связаны со своеобразием баскских земель и неадекватной интерпретацией, точнее, абсолютизацией этого своеобразия баскскими националистами.

Также автор придает большое значение ускоренной индустриализации и радикальной ломке традиционного уклада жизни. Тогда как определенная часть баскского социума увидела угрозу утраты своей культурно-языковой идентичности и поэтому существовавшие до этого довольно расплывчатые представления о культурной близости и наличии особой баскской идентичности трансформировались в своеобразную «идеологию протеста».

В другой своей работе «Государство автономий: проблемы и перспективы» [12] С.М. Хенкин исследует изменения в расстановке социально-политических сил в Стране Басков - одной из наиболее экономически развитых и процветающих автономных областей Испании. Здесь автор анализирует политическую линию Баскской националистической партии, которая в течение почти 30 лет возглавляла правительство региона. Переход власти к коалиции социалистов и консерваторов, по мнению автора, привнес немало нового в политическую жизнь автономии. Однако ситуация здесь оставалась весьма напряженной, что было связано в первую очередь с активностью ЭТА, и сдвигами в соотношении сил, которые серьезно повлияли на характер и динамику баскского конфликта.

В работе Г.И. Волковой «Процесс федерализации Испании» [13] на примере Каталонии рассматриваются современные тенденции поэтапной децентрализации административно-финансовой системы Испании и формирования в ней федералистских начал. Исходя из позиции автора, испанский региональный автономизм представляет собой в целом достаточно успешную попытку создать гибкую систему отношений, позволяющую сочетать сохранение традиционных основ государственности с максимально возможной реализацией потребностей этнических сообществ в сохранении и развитии своей идентичности. На этом пути имеется немало препятствий в виде радикального национализма и политических амбиций региональных элит, нашедших свое воплощение в тексте нового каталонского Статута.

В свою очередь в работе молодого исследователя М.С. Басиева «Испанский опыт регионализма» [14], затрагиваются ключевые аспекты функционирования и структуры баскского национального освободительного движения. Также рассматриваются особенности взаимодействия организаций, входящих в движение, выделяются руководящие органы, делаются выводы о месте и значимости последних, что позволяет показать тенденции, существующие в баскском национальном освободительном движении, и сделать прогноз относительно его будущего.

В современной российской историографии, безусловно, стоит отметить тенденцию повышения интереса исследователей к узким проблемам новейшей истории Испании. Проблема региональных взаимоотношений вместе с проблемой политического устройства вышла на первый план у молодых постсоветских исследователей.

Так, преподаватель исторического факультета Воронежского государственного университета М.В. Кирчанов, в своей работе «Националистическая модернизация (каталонский опыт)» [15] предпринял попытку проанализировать основные направления и особенности развития каталонского политического национализма в условиях демократизации в Испании второй половины 1970-1980-х годов. В работе также показаны особенности функционирования гражданского национализма, рассмотрены проблемы этнизации национального движения. Также автор анализирует проблемы политической активизации каталонского национализма во второй половине ХХ века, показывает основные направления деятельности каталонских националистов в период второй половины 1970-1980-х гг. Особое внимание в работе уделено особенностям каталонского националистического движения в период с 1976 по 1979 гг.

Процесс автономизации в Испании, а также некоторые особенности сепаратизма в отдельных регионах анализируются как в плане общей перспективы, так и в динамике их развития в провинциях в работе А.А. Орлова «Национализм Каталонии - фактор риска для Испании» [16]. В своей работе автор утверждает, что «государство автономий» - своего рода идеальная формула, способная удовлетворить интересы и чаяния всех народов и регионов Испании. Но сама формула такого государства и ее составляющие мыслятся по-разному. Каждая политическая партия и каждый регион вкладывают в нее свои собственные ожидания. Отсутствие до сих пор правовой или общепризнанной дефиниции государства автономий, то есть модели государственного устройства страны, приводит к тому, что это понятие эксплуатируется различными партиями и объединениями в электоральных целях.

Среди монографий, посвященных истории национального движения в можно выделить работу Г.И. Волковой «Испания: государство автономий и проблема территориальной целостности» [18]. В ней автор, докторант кафедры философии МГИМО всесторонне рассматривает проблематику государства автономий Испании - специфической формы административно-территориального устройства этой полиэтнической страны.

Также не последнее место в работе занимает анализ историко-политического генезиса, законодательных и этнополитических основ испанского регионального автономизма, и современную политическую эволюцию государства автономий. Особое внимание уделяется институциональной асимметрии и этнонациональной конфликтогенности Испании, включающей радикальный каталонизм, баскский национал-сепаратизм и галисийский регионализм. В данной работе обобщен более чем тридцатилетний опыт формирования государства автономий, а также новые аспекты его консолидации.

Одной из специальных монографий по истории национального вопроса следует выделить работу А.Н. Кожановского «Об этническом составе испанского народа» [19]. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия языка и политики в коммуникативном пространстве испанского политического дискурса, что является весьма специфической проблемой. Язык политики является составной частью политической культуры общества, своеобразным способом её выражения. Автор анализирует употребление политических концептов в испанском политическом дискурсе и взаимоотношения национального и коофициальных языков Испании. Автор утверждает, что главная особенность языка политической коммуникации заключается в том, что он не только является формой национальных, этнических и других социальных отношений, но и способен описывать, объяснять, строить эти отношения, превращаясь в действенную силу, преобразующую социальное пространство.

Еще одной работой представляющей для нас интерес является работа Эспадалер Фоссас, Э. «Автономия Каталонии» [20]. Ценность данной работы заключается в рассмотрении юридических и институциональных основ каталонской автономии. Исходя из этого в ней рассматриваются сущность и практическое содержание той политической власти, которую в настоящее время имеет каталонская нация в рамках нового территориального устройства Испанского государства. Работа начинается с характеристики необычной схемы политической децентрализации, предусмотренной Конституцией 1978 г., а также механизма, посредством которого Каталония добилась принятия Статута автономии. Затем анализируются система каталонских учреждений и их полномочия, равно как их отношения с их аналогами в государстве. В заключение приводятся краткие сведения о финансировании автономии.

Процесс автономизации в Испании, а также некоторые особенности сепаратизма в отдельных регионах анализируются как в плане общей перспективы, так и в динамике их развития в провинциях в общей работе Е.С. Самсонкиной и С.М. Хенкина «Баскский конфликт. Истоки. Характер. Метаморфозы» [21]. В данной работе авторы более детально рассматривают истоки, характер и динамику баскского конфликта. В работе также проводится всесторонний анализ влияния баскского конфликта на общественную жизнь Испании. В монографии впервые в отечественной литературе всесторонне исследуется баскский конфликт, противостояние радикальных националистов Страны Басков испанскому государству, а также противостояние другой, умеренно настроенной части ее социума по поводу целесообразности политико-территориального размежевания с Испанией и определения наиболее предпочтительного размежевания с Испанией и определения наиболее предпочтительного территориального статуса региона.

Авторы анализируют баскский конфликт в хронологическом плане, показывая, как на каждом крупном историческом этапе менялись состав его участников и их идейно-политические платформы, отношения с центральной властью и между собой. Особое внимание уделяется ЭТА - террористической, радикально националистической организации, более полувека ведущей борьбу за отделение Страны Басков от Испании.

Серьезное внимание проблематике национального вопроса и изучению его исторических корней уделяется в исследованиях зарубежных авторов. Ценность их трудов заключается в том, что, построенные на архивных материалах, они вносят ясность в такие сложные проблемы истории Испании, как развитие капитализма и причины отставания от передовых стран Европы. Эти работы отличаются глубоким анализом развития основных социально-политических сил Испании и их влияния на национальное движение. Здесь стоит отметить, прежде всего, работы Карлоса Форкаделя [22] и Ханетэ Сильвейра Абрао.

. Конституция 1978 года. Начало процесса автономизации Испании

1970-е - начало 1980-х гг. явился сложным и противоречивым периодом в мировой истории. В это время в мире наблюдается ряд структурных глобальных кризисов, связанных, прежде всего, с двумя экономическими 1974-1975 и 1980-82 гг. Важной особенностью данных экономических кризисов являлось сочетание с глобальными структурными кризисами - энергетическим, сырьевым, продовольственным, валютно-финансовым, экологическим, что в полной мере сказывалось на протяжении и последствиях кризиса. Другой важной особенностью стало то, что впервые за послевоенные десятилетия кризис охватил одновременно все развитые капиталистические государства. Не стала исключением из этого правила и Испания.

По сравнению с ведущими капиталистическими государствами Европы, мировой экономический кризис середины 70-х - начала 80-х гг. ХХ столетия сказался на испанской экономике чрезвычайно неблагоприятно. Причины этого явления крылись в ориентации промышленности Испании на экспортные отрасли, такие как: черная металлургия, судо- и автомобилестроение, текстильная, обувная, швейная, бумажная промышленность.

Однако с ухудшением мировой конъюнктуры в Испании эти отрасли (как традиционные с высоким уровнем трудовых затрат и малой наукоемкостью) оказались в состоянии глубокой депрессии и застоя. Кроме того, на внешних рынках быстро росло предложение указанных товаров из развивающихся стран, где издержки производства были ниже испанских.

Более того резко сократились государственные инвестиции в основные производства, и прямые зарубежные инвестиции, которые упали с 1975 по 1978 г. почти на 70% - с 282 млн до 165 млн долл. [3, с. 7].

Крайне негативно для Испании как нефтеимпортирующей страны отразилось резкое повышение цен на нефть. Вслед за этим в стране резко обострились социальные проблемы: начался стремительный взлет цен, продолжала расширяться инфляция, угрожающие размеры приняла безработица. Если в 1975 г. в стране было зарегистрировано 320 тыс. человек, не имевших работу, то в 1978 г. их число приблизилось к 1 млн, а в 1982 г. достигло 2,1 млн [3, с. 8].

За глубочайшим экономическим и социальным, в стране вызревает и политический кризис. 20 ноября 1975 года после тяжелой и продолжительной болезни умирает глава государства Ф. Франко. Еще до своей смерти Франко официально назначает себе преемника наследного испанского принца Хуана Карлоса I, внука испанского короля Альфонсо XIII. Таким образом, после смерти каудильо должен был состояться мирный переход власти к наследному принцу, что собственно и происходит 21 ноября 1975 г.

Получив основы власти в свои руки, молодой король приступает к плавному процессу перехода страны к полноценной демократической жизни. В 1976 г. на пост премьер-министра он назначает малоизвестного молодого политика Адольфо Суареса, сформировавшегося в рамках франкистского движения.

3. Статуты об автономии 1979 г. Каталонии и Страны Басков. Реализация принципа демократизации общества и государства

Принятие Конституции стало важнейшим шагом на пути демократизации страны и решения национального вопроса. Однако демократический строй еще должен был полностью укрепиться в существовавших постфранкистских реалиях. Вполне очевидно, что правительство во главе с А. Суаресом требовалось проведение более широких и полных реформ для достижения общей цели: окончательному устранению пережитков и негативного наследия франкизма.

Продолжались кризисные явления в экономике страны. Проводимая экономическая политика правящей партией СДЦ не способствовала выходу экономики из затяжного кризиса, который принимал все большие размеры. Одной из болевых точек испанской экономики являлось несбалансированность государственного бюджета. Дефицит начавший расти в 1975 г., к 1980 году достиг угрожающих размеров - 4,2% национального ВВП, по сравнению с 1,8% в 1974 году. Одновременно увеличивался и государственный долг с 12,1% в 1975 г., до 20,2% в 1980 году. Значительные средства уходили на его размещение и обслуживание. [3, с. 19].

Ненадежными оказались и другие точки опоры испанской экономики. Из-за нехватки капитала в странах Западной Европы и США сократился приток иностранных инвестиций. Прямые зарубежные инвестиции упали с 1975 по 1980 г. почти на 70%. [3, с. 20].

Массовый экспорт рабочей силы из Испании в 60-70-е годы стал источником обострения проблемы занятости в период кризиса. Экономический спад в других странах привел не только к сокращению спроса на иностранных рабочих, но и к повсеместному их вытеснению. Следовательно, это означало еще большее обострение социальных проблем. Продолжался рост цен на основные товары, угрожающие размеры принимала безработица. Если в 1975 г. в стране было зарегистрировано 420 тыс. человек, не имевших работу, то в 1980 г. их число превысило 1 миллион.

Вместе с ухудшением ситуации в экономике и социальной сфере страны постепенно ухудшалась и внутриполитическая ситуация в стране из-за экстремистских действий и терроризма со стороны ЭТА. Процесс становления испанской демократии по-прежнему не содействовал примирению ЭТА и центрального правительства. Причиной этому, как уже было отмечено ранее, была потеря организацией легитимности в глазах собственных граждан и отмежевание от ЭТА ведущих политических сил региона во главе с БНП. [8, с. 44].

Не лишним будет отметить и тот факт, что число покушений и убийств, организованных ЭТА значительно возросло с 1975 года. Согласно официальной испанской статистике в период с 1975 по 1978 гг., в Испании террористической организацией ЭТА было совершено 37 покушений на убийство и убито 45 человек. Соответственно в период с 1978 по 1981 число покушений возросло с 37 до 193, а число убитых составило 239 человек по сравнению с 45 в предыдущий период. Сопоставление этих цифр не оставляет сомнений в том, что в период демократизации акции ЭТА стали на порядок более жестокими. Можно предположить что, руководство организации решило проверить демократическую Испанию на прочность. [11, с. 17].

Видя нестабильность внутриполитической обстановки центральное правительство принимает решение о проведении досрочных парламентских, а затем и муниципальных выборов, которые могли существенно укрепить положение правящей партии и ее внутриполитический курс на разрешение национальной проблемы.

марта 1979 г. состоялись внеочередные парламентские выборы. Парламентские выборы не выявили существенных изменений в расстановке политических сил по сравнению с выборами 15 июня 1977 г. В выборах приняли участие 68% испанцев, обладающих правом голоса (общее число избирателей составляло 26 786 тыс. чел.) [47, с. 917].

Вновь выборы принесли убедительную победу центристской проправительственной партии СДЦ, которая получила 6,2 млн голосов - 35,08%, и смогла провести в нижнюю палату парламента 168 своих представителей (в 1977 г. - 165). [47, с. 917].

Бесспорный успех сопутствовал также ИСРП. Социалисты, набрав 5,4 млн голосов - 30,5%, получили 121 депутатских мандатов (в 1977 г. - 118), и стали второй по численности после СДЦ, парламентской группой [47, с. 917].

Такое доверие было связано, прежде всего, с той политикой, которую представители СДЦ ИСРП проводили, находясь у власти. Другие партии расположились на значительном расстоянии от СДЦ и ИСРП.

Что касается, региональных и националистических партий то все они в своем большинстве, 1977 г., не набрали и 1% голосов, за исключением БНП (Баскской националистической партии) 1,54% - 7 мест, и каталонской партии «Конвергенция и Союз» 2,70% 8 мест в парламенте страны [47, с. 918].

Анализируя результаты выборов, стоит заметить что, столь незначительное количество набранных голосов региональными партиями свидетельствует, прежде всего, о том, что партии не успели набрать значимую поддержку, прежде всего среди местного населения, с которой могли бы выйти на общеиспанский уровень политической борьбы. По-прежнему подавляющее большинство доверяло свои судьбы в руки правящей партии СДЦ.

Также при дальнейшем анализе результатов выборов выделить еще один интересный факт: в это время продолжают завоевывать себе место в парламенте партии националистического толка с программными установками на завоевание автономии, в тех областях Испании, в которых ранее не существовали. «Независимые группы Канарских Островов», «Независимые арагонские кандидаты от центра», «Независимые кастильские кандидаты от центра», «Арагонская партия», «Региональная арагонская партия», «Союз народа Наварры», «Валенсийский союз» - все эти партии, вместе взятые не набрали и 1% голосов, но продолжали активно бороться за голоса избирателей. [47, с. 918].

Муниципальные выборы состоялись 5 апреля 1979 г., по их результатам правящая партия СДЦ набрала немногим более 31% голосов, что, конечно же, являлось чувствительным ударом по позициям партии на местном уровне власти. В Каталонии и Стране Басков победу также одержали представители СДЦ, но с еще меньшим перевесом 28% и 26% соответственно. Результаты муниципальных выборов в регионах дали понять правящей партии, что с принятием статутов об автономии не следует тянуть. [47, с. 924].

Для этого новоизбранному правительству А. Суареса, невзирая на межпартийные коллизии, удалось достичь взаимопонимания в вопросе утверждения парламентом Автономных статутов Каталонии и Страны басков.

Между тем, вторая половина 1979 гг. проходила под знаком разработки двух статутов об автономии Каталонии и Страны Басков, о создании которых было объявлено еще в 1978 году.

октября 1979 г. проекты Статутов Каталонии и Страны Басков были вынесены на местные референдумы, где получили одобрение большинства граждан. За проект проголосовали 90% и 88% соответственно от числа голосовавших. [47, с. 924].

После однозначной и подавляющей поддержки регионами, проект статутов был представлен на рассмотрение депутатов парламента. 10 декабря 1979 г. проект был одобрен подавляющим большинством голосов в Конгрессе депутатов, а 15 декабря 1979 г. - Сенатом.

Статуты вступили в силу после их подписания 18 декабря 1979 г. королем Хуаном Карлосом I. 22 декабря они были опубликованы в «Официальном бюллетене государства» и во всех печатных изданиях страны.

Статуты 1979 года содержали в себе преамбулу, предварительный раздел, 4 раздела объединяющих 57 в каталонском и 47 статей в баском статутах. Также статуты содержали дополнительные и переходные положения.

Первое что хочется отметить уже в первых статьях предварительного раздела, это то, каким термином определялись каталонский и баскский народы. Согласно первой статье каталонского и баскского статутов жители Каталонии и Страны Басков определялись как национальность: «Каталония как национальность для принятия формы самоуправления образует Региональное автономное объединение в соответствии с Конституцией и настоящим Статутом…» и «Баскский народ, или Euskal-Herria, как сложившаяся национальность для достижения самоуправления образует Региональное автономное объединение в рамках испанского государства под названием Euckadi, или Страна Басков, в соответствии с Конституцией и настоящим Статутом…» [27, с. 167].

Очень существенным различием, которое было отражено в тексте статутов являлось статья заявляющая, в частности, положение по которому Каталония, в отличие от Страны Басков, воспользовавшись законным правом получения автономии воссоздавала ее, а не получала ее впервые как Страна Басков: «В процессе восстановления демократических свобод народ Каталонии воссоздает свои учреждения самоуправления…» [27, с. 186].

«Каталония, осуществляя право на автономию, которое Конституция признает и гарантирует национальностям и регионам, входящим в состав Испании, выражает свою волю образовать Региональное автономное объединение» [27, с. 169].

Таким образом, впервые конституционно признавался исторический статус национальной и территориальной автономии Каталонии.

Анализируя тексты статутов, подробней следует остановиться на первом разделе, в котором содержались положения регламентирующие компетенции местных органов власти.

В статьях данного раздела была разграничена компетенция автономии и центрального правительства. Автономные сообщества могли брать на себя компетенцию в следующих областях: «Организация своих органов самоуправления; Изменение границ муниципалитетов, расположенных на его территории; Благоустройство территории, урбанизм и жилища; Общественные работы в интересах автономного сообщества и дороги на его территории. Железные дороги и дороги, полностью проходящие по территории автономного сообщества. Гавани, порты и спортивные аэродромы, и вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью. Земледелие и животноводство в соответствии с общим направлением экономического развития. Леса и лесное хозяйство. Управление в области охраны окружающей среды. Рыбоводство во внутренних водах, использование продуктов моря, аквакультура, охота и речное рыболовство. Местные ярмарки. Поощрение развития экономики автономного сообщества в соответствии с целями национальной экономической политики. Ремесла. Музеи, библиотеки, консерватории, представляющие интерес для автономного сообщества. Памятники, представляющие интерес для автономного сообщества. Развитие культуры, исследований, а если необходимо образования на языке автономного сообщества. Развитие и организация туризма на своей территории Развитие спорта и досуга. Социальное обеспечение. Здравоохранение и гигиена. Координация и иные функции местной полиции на условиях, устанавливаемых органическим законом» [27, с. 167-175, 187-195].

В свою очередь государство обладает следующими исключительными компетенциями: «Национальность, иммиграция и эмиграция, статус иностранцев и право убежища. Международные отношения. Оборона и вооруженные силы. Отправление правосудия. Торговое, уголовное, пенитенциарное право и процессуальное законодательство, за исключением особых случаев, вытекающих из своеобразия права автономных сообществ. Трудовое законодательство. Гражданское законодательство. Законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности. Таможенный и тарифный режимы; внешняя торговля. Денежная система: валюта, ее обмен и конвертируемость; общие основы организации кредитной, банковской и страховой систем. Законодательство о мерах и весах, установление точного времени. Основы и координация общего планирования экономической деятельности. Государственные финансы и государственный долг. Развитие и общая координация научно-технических исследований. Международные меры по здравоохранению. Основы и общая координация здравоохранения. Основы законодательства и экономический режим системы социального обеспечения. Морское рыболовство с учетом особенностей в его организации в автономных сообществах. Торговый флот, приписка судов к порту; порты общегосударственного значения; аэропорты общегосударственного значения; контроль за воздушным пространством; транзит и воздушный транспорт; метеорологическая служба и регистрация воздушных транспортных средств. Железные дороги и наземный транспорт, проходящий по территории более одного автономного сообщества; почта, телеграф и телефон; воздушные, подводные кабели и радиокоммуникации. Правовые основы режима печати, радио и телевидения и вообще всех средств массовой коммуникации с учетом возможности их развития и использования автономными сообществами. Защита испанского культурного и художественного наследия, памятников от вывоза и расхищения; музеи; библиотеки и архивы, принадлежащие государству. Охрана общественной безопасности» [27, с. 167-175, 187-195].

Как видно из выше приведенного текста статутов и Конституции, государство брало на себя полномочия в общегосударственных сферах, отвечающих национальным интересам, таких как правосудие, использование природных и иных ресурсов, развитие национальной культуры и т.д. Вместе с тем без ущерба для осуществления законодательства службами автономных сообществ.

В этой же связке необходимо рассмотреть и статьи 38-ю баскского и 40-ю каталонского статутов, в которых оговаривались формы контроля центрального правительства над автономиями. Так, согласно статутам, контроль над решениями автономных сообществ должны регулировать положениями Конституционного Суда: «Законы Каталонии исключены из-под административного надзора и подлежат лишь контролю Конституционного Суда по вопросу их конституционности» [27, с. 178]. «Законы, принимаемые баскским Парламентом, подлежат только конституционному контролю, осуществляемому Конституционным Судом» [27, с. 198].

В целях корректировки работы баскского парламента и исполнительного совета, а также каталонского парламента и генерального правления, в автономиях создавались специальные комиссии, которые давали заключения о соответствии статутам законопроектов, а также разрешение споров о разграничении компетенции, которые могут возникнуть между органами Регионального автономного объединения и органами каждой из исторических областей:

«Споры о разграничении компетенции, которые могут возникнуть между органами Регионального автономного объединения и органами каждой из исторических областей, передаются на решение в арбитражную комиссию, формируемую из равного числа представителей, назначенных по усмотрению баскского Правительства и местного Собрания представителей заинтересованной области, и возглавляемую Председателем Высшего суда правосудия Страны Басков. Порядок рассмотрения спора определяется законом баскского Парламента» [27, с. 198].

И, наконец, заключительные положения, касающиеся напрямую автономных объединений это положения, определяющие финансовую составляющую и бюджетную политику автономий. Так согласно трем статьям и Автономное сообщество пользуется финансовой автономией и могло заменить государство в сборе налогов в пределах своей автономной области: «Автономное сообщество пользуется финансовой автономией в целях своего развития и для осуществления своей компетенции, соблюдая принципы координации с Государственным казначейством и солидарности всех испанцев» [27, с. 180-184]. «Для надлежащего исполнения и финансового обеспечения своих полномочий Страна Басков располагает собственными автономными финансами» [27, с. 199-201].

Нельзя обойти стороной и различия в финансах Каталонии и Страны Басков. Финансы автономных сообществ складывались в основе своей из общих поступлений от налогов, как местных, так и общегосударственных. Существенная разница состояла как раз в дополнительных источниках доходов автономных сообществ. В каталонском статуте было прописано на порядок больше статей дохода, чем в баскском статуте.

Основные статьи дохода приведены в следующей сравнительной таблице (см. приложение А таблица 1).

Также стоит отметить, что согласно принятым статутам за Каталонией, в отличие от Страны Басков, сохранялись значительные права, относительно государства в бюджетно-финансовой сфере.

Так согласно статьям статута Каталония могла пересмотреть процентное соотношение участие в государственном бюджете страны, руководить налоговой системой автономного сообщества, создавать собственные учреждения содействующих экономическому и социальному развитию автономии: «Закрепление нового процентного соотношения участия будет объектом переговоров, и будет пересматриваться по просьбе Правительства или Генерального Правления каждые пять лет» [27, с. 186].

«Руководство налоговой системой, сбором налогов, ликвидация собственных налогов и контроль за ними принадлежит Генеральному Правлению, которое располагает всеми полномочиями для организации выполнения указанных задач, не исключая сотрудничества, которое может быть установлено с государственной налоговой администрацией особенно в тех случаях, когда того требует вид налога» [27, с. 186].

«За Генеральным Правлением сохраняются полномочия на создание учреждений, содействующих полной занятости, экономическому и социальному развитию в пределах своей компетенции» [27, с. 186].

Самое же важное положение касалось фактического равноправия автономии и государства в используемом финансовом режиме: «Генеральное Правление пользуется финансовым режимом, который закон предусматривает для государства» [27, с. 186]. Положение данной статьи фактически закрепляла за автономными властями положение государства в такой, несомненно, важной сфере как финансы.

В свою очередь «финансовые маневры» Страны Басков были значительно ограниченными. Так же как и Каталонии Стране Басков разрешалось руководить налоговой системой автономного сообщества, частично устанавливать собственные налоги и организацию их сбора, но при этом, в отличие от Каталонии, Страна Басков не получала равноправия с государством касательно финансового режима и признавала верховенство государственных структур над автономными: «компетентные органы исторических областей в пределах своей территории могут поддерживать, устанавливать и регулировать налоговую систему, построенную с учетом общей структуры налогообложения государства и норм, содержащихся в самом Общем соглашении, для координации финансовой деятельности и сотрудничества с государством…» [27, с. 203].

«Взимание налогов, управление взиманием, ликвидация и восстановление налогов, контроль за взиманием, исключая поступления от таможенных сборов и поступления от финансовых монополий, осуществляются в пределах каждой исторической области соответствующими местными Собраниями представителей. При этом не исключается сотрудничество с государством и его высший контроль» [27, с. 203].

Значительно жестче, по сравнению с Каталонией, оговаривались вложения Страны Басков в общегосударственный бюджет: «вклад Страны Басков в общегосударственные финансы представляет собой общий взнос, состоящий из соответствующих взносов каждой области, вносимый на счет общегосударственных расходов, которые не берет на себя Региональное автономное объединение» [27, с. 203].

В итоге, мы получили два почти одинаковых статута об автономии. Государственной комиссией при разработке и утверждении текстов статутов были учтены все значительные положения, а также существенные детали и нюансы. Статуты стали ярким отражением политико-экономического и культурно-социального положения двух важнейших автономных регионов страны. И если в политическом и культурно-социальном плане статуты автономий были относительно равными, то в сфере финансовых отношений значительного преимущества добилась Каталония, тогда как Страна Басков - значимый промышленный регион Испании никаких преференций, кроме налоговых, добиться не сумел.

Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что принятие статутов дало мощный толчок к развитию национальных движений и движений за получение равноценной автономии другими историческими областями, прежде всего Галисией, но и теми областями, для которых националистические движения и требования статуса автономии были совсем не характерны в предыдущую эпоху.

Список источников

демократизация конституция автономизация испанский

1Кожановский, А.Н. Народы Испании во второй половине ХХ века (опыт автономизации и национального развития) / А.Н. Кожановский. - М.: Наука, 1993. - 192 с.

2Хенкин, С.М. Испания после диктатуры: социально-политические проблемы перехода к демократии / С.М. Хенкин. - М.: Наука, 1993. - 200 с.

Буторина, О.В. Испания: стратегия экономического подъема / О.В. Буторина. - М.: Наука, 1994. - 155 с.

Данилевич, И.В. Автономизация Испании / И.В. Данилевич // Полис (Политические исследования). - М.: НП «Редакция журнала ПОЛИС», 1995. - №5. - С. 121-129.

Жанейро, Б.Д. Автономная область Галисии в децентрализованном государстве / Б.Д. Жанейро // Вестник ПАГС. - М.: Поволжская академия государственной службы, 2002. - №3. - С. 53-58.

Комар, С.И. Автономизация современной Испании и монархия Бурбонов. / С.И. Комар // XXI век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию ист. фак. БГУ. Минск, 15-16 апр. 2004 г. / редкол.: В.Н. Сидорцов (отв. ред.) и др. - Мн.: БГУ, 2004. - С. 286-287.

Ландабасо Ангуло, А.И. Коновалов, А.М. Терроризм и этнополитические конфликты. Книга первая. Из истории басков / А.И. Ландабасо Ангуло, А.М. Коновалов. - М.: «ОГНИ», 2004. - 384 с.

Ландабасо Ангуло, А.И. Коновалов, А.М. Терроризм и этнополитические конфликты. Книга вторая. Терроризм сегодня / А.И. Ландабасо Ангуло, А.М. Коновалов. - М.: «ОГНИ», 2004. - 416 с.

Волкова, Г.И. Дементьев, А.В. Политическая история Испании / Г.И. Волкова, А.В. Дементьев. - М.: Высшая школа, 2007. - 192 с.

Прохоренко, И.Л. Регионы Испании четверть века в европейском пространстве / И.Л. Прохоренко // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т. 7: Испания и Латинская Америка в мировой политике / под ред. А.В. Шестопала, Л.С. Окуневой, С.М. Хенкина. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - С. 35-40.

Хенкин, С.М. Баскский конфликт вчера и сегодня / С.М. Хенкин // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т. 7: Испания и Латинская Америка в мировой политике / под ред. А.В. Шестопала, Л.С. Окуневой, С.М. Хенкина. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - С. 16-26.

Хенкин С.М. Государство автономий: проблемы и перспективы / С.М. Хенкин // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т. 7: Испания и Латинская Америка в мировой политике / под ред. А.В. Шестопала, Л.С. Окуневой, С.М. Хенкина. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - С. 29-34.

Волкова, Г.И. Процесс федерализации Испании / Г.И. Волкова // Вестник МГИМО-Университета. - М.: «МГИМО - университет», 2011. - №6. - С. 78-85.

Басиев, М.С. Испанский опыт регионализма / М.С. Басиев // Бюллетень Владикавказского института управления. - Владикавказ.: Владикавказский институт управления, 2010. - №10. - С. 46-57.

Кирчанов, М.В. Националистическая модернизация (каталонский опыт) / М.В. Кирчанов. - Воронеж.: «Научная книга», 2010. - 151 с.

Орлов, А.А. Национализм Каталонии - фактор риска для Испании / А.А. Орлов // Обозреватель-Observer. - М.: ООО «РАУ-Университет», 2010. - №11 (250). - С. 108-120.

Хенкин, С.М. Регионы как соперники государства: опыт Испании / С.М. Хенкин // Вестник МГИМО-Университета. - М.: «МГИМО - университет», 2010. - №6. - С. 42-50.

Волкова, Г.И. Испания: государство автономий и проблема территориальной целостности / Г.И. Волкова. - М.: Макс Пресс, 2011. - 328 с.

Кожановский, А.Н. Об этническом составе испанского народа / А.Н. Кожановский // Вопросы истории. - М.: Наука, 2011. - №6. - C. 111-120.

20Эспадалер Фоссас, Э. Автономия Каталонии / Э. Фоссас Эспадалер // Вестник КРСУ. - Бишкек: «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кыргызско-Российский Славянский университет», 2011. - №2. - С. 35-48.

Похожие работы на - Национальный вопрос в Испании в период демократизации испанского общества (1978–1983 гг.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!