Лизинг как источник формирования основного капитала организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лизинг как источник формирования основного капитала организации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Понятие и классификации видов лизинга

.2 Основные виды лизинга

.3 Технология организации лизинговых операций

. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЗИНГОВЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЭКСПРЕСС ПЛЮС»

.1 Краткая характеристика предприятия

.2 Объект лизинговой сделки

.3 Расчет лизинговых платежей

. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

.1 Проблемы развития лизинга в России

.2 Перспективы развития лизинговых операций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Лизинг рассматриваем как вид инвестиционно-предпринимательской деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его в пользование по договору государству, в лице его уполномоченных органов, физическим или юридическим лицам, на определенный срок с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта с учетом амортизации предмета лизинга, при участии лизингодателя, поставщика, лизингополучателя и других участников лизингового проекта.

Актуальность лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприниматель может начать свое дело, располагая лишь частью (примерно одной третью средств), необходимых для приобретения помещений и оборудования. Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за которыми не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. Вследствие этого большую заинтересованность в лизинге проявляют представители малого бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут, в этом случае, использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии. Таким образом, лизинг становится важнейшим условием развития малого бизнеса.

В наше время широкое использование лизинга становится очень нужным исходя из технико-экономических предпосылок и формующейся государственной политики в имущество у производителя, финансирует его, осуществляет техническое обслуживание предоставленных в аренду средств труда.

Для развития лизинга существуют такие предпосылки, как, исторические, социально-экономические, научные, юридические.

Целью данной работы является изучение лизинга как источника формирования основного капитала организации.

Задачами курсовой работы являются.

Рассмотрение понятие лизинга и основных видов лизинга.

Изучение организацию лизинговых операций.

Дать краткую характеристику ООО «Экспресс плюс».

Определение объекта лизинговой сделки для предприятия ООО «Экспресс плюс».

Расчет лизинговых платежей.

Объектом исследования является финансово-экономическая деятельность транспортного предприятия ООО «Экспресс плюс» г.Хабаровск.

При написании курсовой работы использовались труды следующих ученых - экономистов: Вахитова Д.Р., Васильева Н.М., Коршунова Н.М., Нырялова Ю.А., Овчинникова В.Ф. и др., так же использовались действующие нормативно - правовые акты регулирующие лизинговые отношения, статьи Интернет.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Понятие и классификации видов лизинга

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизинго-получателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

лизингополучатель - юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающие имущество в пользование по договору лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями.

Лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами Российской Федерации, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами в соответствии с законодательством РФ.

Лизинговые компании (фирмы) - это коммерческие организации, создаваемые в форме акционерного общества или других организационно-правовых формах, выполняющие в соответствии с учредительными документами функции лизингодателей.

Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические лица или граждане. Финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизинговыми компаниями за счет собственных или заемных средств.

Право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю, лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях. Лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца лизингового имущества только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю [11, с.26].

Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость лизингового имущества в ценах на момент заключения сделки. Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя.

.2 Основные виды лизинга

Для каждого предприятия очень важно определить направление его развития, а также, каким образом, и в какой форме будут осуществляться стратегические планы фирмы.

Как и любую другую - экономическую, предпринимательскую деятельность любого субъекта хозяйствования можно разделить по их формам, продолжительности, объектам предпринимательской деятельности, так и лизинговую деятельность можно дифференцировать по всем выше названным признакам, прибавив к этому типы платежей по лизингу, отношение к налоговым льготам. Главными признаками классификации основных видов лизинга принимаются следующие: объект лизинга (движимое и недвижимое имущество); продолжительность сделки (финансовый лизинг с нормативным сроком использования объекта, оперативный лизинг с периодом меньше нормативного срока использования); условия амортизации (с полной амортизацией (ускоренной), с неполной амортизацией); сфера рынка (внутренний международный транзитный); вид организации сделки (прямой, косвенный, возвратный, «леведж-лизинг»); объем обслуживания (чистый, с полным и не полным набором услуг, комплексный, генеральный); тип лизинговых платежей (денежный, компенсационный, смешанный); отношение к налоговым льготам (действительный фиктивный).

Вообще лизинг можно разделять на два основных вида - финансовый и оперативный[11, с.28].

При финансовом лизинге (иногда его называют лизингом с полной амортизацией) имущество по договору передается на срок, равный или чуть менее его нормативного срока службы, т.е. срока, принимаемого для расчета амортизационных отчислений по договору. Если же в договоре выбран срок меньше нормативного, то в договоре указывается остаточная стоимость имущества на конец действия договора, по которой пользователь имеет право его выкупить. При финансовом лизинге право выбора имущества (объекта) договора, а также производителя принадлежит лизингополучателю. Существует несколько характерных для финансового лизинга особенностей.

При финансовом лизинге, с дополнительным привлечением средств, важное значение имеют, как процедура приобретения лизингового имущества, так и гарантии, залоги, система страхования. При этом сделка может быть проведена тремя способами: первый - лизингополучатель самостоятельно выбирает имущество и его производителя, оплачивает сделку; второй - лизингодатель выбирает производителя и при этом несет ответственность перед лизингополучателем за условия поставки имущества; при третьем варианте лизингодатель уполномочивает лизингополучателя быть агентом при операциях с производителем.

Наиболее распространенный вид лизинга - финансовый (Приложение А).

По договору оперативного лизинга имущество передается лизингополучателю на срок, существенно меньшие нормативного срока его службы, что дает возможность лизингодателю передавать его в лизинг неоднократно. Срок договора оперативного лизинга может устанавливаться сторонами в пределах от одних суток до трех лет. Поэтому объектом договора оперативного лизинга чаще всего является имущество, необходимое получателю для выполнения краткосрочных, сезонных или разовых работ, а также техника, быстро устаревающая морально. При оперативном лизинге право выбора имущества также принадлежит лизингополучателю, но возможности выбора ограничиваются наличием имущества на складе лизингодателя.

Деление лизинга на оперативный и финансовый в России зачастую осуществляется излишне упрощенно - по степени окупаемости объекта сделки, и оно, а большей мере отражает особенности их организации и бухгалтерского учета. При этом в зависимости от условий использования имущества имеет место лизинг, как с полной, так и с не полной амортизацией [14, с.82].

В зависимости от страны пребывания основных участников лизинговой сделки лизинг подразделяется на внутренний и международный. При внутреннем лизинге все участники сделки являются юридическими лицами (или гражданами) одной страны. Если же местом пребывания лизингодателя и лизингополучателя являются разные страны, лизинг считается международным. При этом для страны пребывания лизингополучателя международный лизинг называют импортным, если имущество приобретается за рубежом. Если же имущество приобретается в стране лизингодателя, лизинг считается экспортным. В зарубежной практике выделяют еще одну разновидность международного лизинга - транзитный лизинг, когда все три стороны сделки находятся в разных странах.

Транзитный международный лизинг имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает имущество в одной стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране.

При инвестировании в транзитный лизинг в сравнении с прямыми сделками имеется ряд преимуществ: получение доступа к местным финансовым ресурсам лизингополучателя; снижение риска, связанного с обменом валюты; расширение номенклатуры сдаваемого в лизинг имущества; снижение налоговых барьеров на перевод лизинговых платежей за границу; расширение сбыта производимой продукции (Приложение Б).

При совершенствовании лизинговых сделок лизингодатель может включить в договор пункт о предоставлении ему дополнительных услуг, связанных с обслуживанием предоставляемого оборудования, страхованием имущества, полученного в пользование, обучением персонала и т.п. в этой связи лизинговая сделка может быть разделена на два вида:

чистый лизинг;

полный лизинг.

Чистый лизинг означает, что лизингодатель не должен предоставлять каких-либо услуг лизингополучателю, в том числе и по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Этот вид имеет место быть в тех случаях, когда все расходы по эксплуатации, ремонту и страхованию несет лизингополучатель, и они не включаются в лизинговые платежи[19, с.104]. При этом пользователь должен содержать имущество в рабочем состоянии, и по окончании срока действия договора вернуть имущество в состоянии, оговоренном в договоре лизинга.

К полному лизингу относятся сделки, в которых предусматривается система технической поддержки, ремонта, страхования, а также подготовки персонала, служб маркетинга и рекламы. Лизингодатель, сохраняя право собственности на имущество, уплачивает налог на него в течение всего периода сделки. Приведем перечень сервисных услуг, предоставляемых лизингодателем в период совершения сделки(Приложение В).

Лизинг может быть составным и включать одновременно несколько типов из выше перечисленных. И надо полагать, что на современном папе развития лизинга в России не все перечисленные виды получат свое развитие одинаково широко. Как показывает практика, предпочтение отдается в основном финансовому и оперативному лизингу, как внутреннему, так и международному.

.3 Технология организации лизинговых операций

Организация лизингового процесса осуществляется с учетом приоритетных направлений. Предпочтение отдается в первую очередь тому виду оборудования (имущества), которое обеспечивает производство высококачественных товаров и развитие эффективной сферы услуг.

Лизинговый процесс осуществляется, как правило, в три этапа. Сначала проводится подготовительная работа по заключению юридических соглашений (договоров). Этому предшествует подробное изучение всех условий и особенностей каждой сделки. После чего оформляются: заявка, получаемая Лизингодателем от будущего лизингополучателя, заключение о платежеспособности Лизингополучателя и эффективности лизингового проекта, заказ-наряд, направляемый поставщику оборудования Лизингодателем, кредитный договор, заключаемый лизингодателем (лизинговой компанией) с банком о предоставлении ссуды для проведения лизинговых сделок.

На втором этапе лизингового процесса в трех- и двухсторонних договорах производится юридическое закрепление лизинговой сделки. При этом оформляются: договор купли-продажи оборудования (имущества) в лизинг, акт приемки его в эксплуатацию, лизинговое соглашение, договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг оборудования (имущества).

Третий этап лизингового процесса охватывает период использования оборудования (имущества). При этом ведется бухгалтерский учет и отчетность по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата лизингодателю лизинговых платежей, а по истечению срока лизинга оформляется дальнейшее использование оборудования (имущества).

Основным документом лизинговой сделки, в котором отражаются основные отношения, является лизинговое соглашение. Оно заключается между лизингодателем и лизингополучателем, где указывается, что лизингополучателю предоставляется в пользование для производственной эксплуатации оборудование (имущество). Лизинговое соглашение вступает в силу с момента подписания акта приемки оборудования (имущества), как объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение оговоренного в нем срока. Акт приемки оформляется лизингополучателем, а подписывается всеми сторонами, участниками лизинговой сделки, т.е. лизингодателем, лизингополучателем и поставщиком - изготовителем.

После оформления акта приемки оборудования (имущества) в эксплуатацию лизингодатель не несет ответственности перед Лизингополучателем, поскольку последний выбор оборудования (имущества) осуществлял самостоятельно [18, с.57].

В процессе эксплуатации оборудования (имущества) лизингополучатель призван использовать его в соответствии с рекомендациями и техническими инструкциями поставщика, содержать его в работоспособном состоянии, производить необходимое обслуживание, текущий ремонт и все это за свой счет. Все риски, возникающие в процессе эксплуатации оборудования (имущества) и связанные с разрушением, потерей, преждевременным износом, порчей или повреждением независимо от причиненного ущерба, лизингополучатель принимает на себя.

В зависимости от финансового состояния лизингополучателя в соглашении может оговариваться порядок выплаты лизинговых платежей равными долями, с увеличивающимися или уменьшающимися размерами, в зависимости от устойчивости финансового положения лизингополучателя.

Вся сумма лизинговых платежей у лизингополучателя относится на себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). Сумма затрат за пользование кредитами, используемыми на финансирование лизинговых сделок, относится у лизингодателя на себестоимость лизинговых услуг. Лизинговое оборудование (имущество) учитывается на балансе лизингодателя по стоимости, им же начисляется и амортизация лизингового оборудования (имущества) в пределах коэффициентов, установленных действующим законодательством [15, с.76].

Сравнение вариантов получения кредита напрямую и через лизинг показывает, что очевидна и финансовая выгода. Кроме того, поскольку средства по лизингу находятся на балансе у лизингодателя, у лизингополучателя появляются дополнительные возможности к привлечению заемных средств.

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью экономики во многих странах. В настоящее время 20-25% инвестиций в развитых странах приходится на лизинговые операции. Безусловным лидером на мировом рынке лизинга является США. На долю США приходится около 52% от общего объема лизинга в мире, 25-30% инвестиций в оборудование осуществляется в форме лизинга, а годовой оборот лизингового рынка в 2007г. составил 208 млрд долларов США. Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота.

До 1970 г. в Америке в лизинг передавалось в основном дорогостоящее оборудование, такое как самолеты, тяжелые грузовики, поезда. Настоящий импульс к повсеместному развитию данная отрасль получила с принятием в 1970 г. закона о банковских холдинговых компаниях (Bank Holding Company Act). До этого времени банкам не разрешалось заниматься лизингом, а принятый закон позволил банкам создавать холдинговые компании, которым разрешалось заниматься, в том числе и лизинговыми операциями. Банки отнеслись к лизингу очень серьезно, буквально ворвавшись на этот рынок. Многие независимые компании были куплены банками, на рынок пришли профессиональные молодые люди, которые, имея доступ к клиентам через банковскую инфраструктуру, разогрели этот рынок и пробудили повсеместный интерес к лизингу как к доступному розничному финансовому продукту. Банки инвестировали значительные средства в развитие своих лизинговых компаний, и лизинг стал популярен как доступное средство финансирования приобретения практически любого имущества [15, с.36].

С развитием отрасли возникла необходимость принятия единых принципов учета и раскрытия информации о лизинговых операциях. Во главе процесса совершенствования учета стояла Комиссия по ценным бумагам США (SEC). С 1964 по 1976 годы принципы бухгалтерского учета лизинговых операций постоянно совершенствовались, что, в конечном счете, привело к принятию Стандарта Финансового Учета №13 (FAS 13) в 1976 году. Этот стандарт, действующий и сегодня, позволил внедрить понятный и прозрачный для всех учет лизинговых операций, что обеспечило в дальнейшем приток капиталов в отрасль, стимулировало развитие рынка корпоративных и долговых бумаг лизинговых компаний.

На протяжении последних 50 лет лизинг осознанно признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики США. При этом в отдельные годы наблюдались попытки (и иногда они удавались) приравнивать лизинг по своему экономическому содержанию к обычной аренде. Однако на смену подобным периодам приходило осознание важности лизинга для экономического здоровья экономики. Большую часть истории отрасли лизинг получал поддержку Конгресса США, который всячески стимулировал инвестирование в покупку основных средств и обновление производственной базы [15, с.37].

В период высокой инфляции многие создаваемые компании зависели от финансирования по низким процентным ставкам, доступ к которому им обеспечивала местная администрация для осуществления муниципальных проектов. Другие начали свою деятельность как филиалы банков или крупных промышленных групп и занимались реализацией лизинговых договоров для своего учредителя.

Все Российские лизинговые компании можно разделить на три основные категории: компании, созданные банками (Интеррослизинг - Онексимбанк, РГ-Лизинг - Сбербанк РФ); компании, которые поддерживаются местной администрацией (Московская лизинговая компания); компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета (Лизингуголь, Росагроснаб).

Почти все компании из перечисленных трех категорий небольшие с уставным капиталом, как правило, ниже, чем 50 тыс. долларов.

К четвертой категории отнесены лизинговые компании, финансируемые иностранными компаниями и имеющие статус юридического лица в соответствии с Российским законодательством (Capita Corporation CIS, РКМ Лизинг-Центр).

Структура источников финансирования российских лизинговых компаний выглядит следующим образом:7% - приходится на собственные средства, 14% - средства банка-учредителя, 27% - сторонние банки, 26% - на кредит поставщика, 14% - на государственные средства, 7% на иностранные банки, 5% - на кредиты других предприятий. Охарактеризовать лизинговые операции можно следующим образом. Из всех сделок, которые в настоящее время заключают российские лизинговые компании, сделки финансовой аренды (лизинга) являются преобладающими. Почти все договоры о лизинге содержат положение о передаче имущества лизингополучателю по окончании срока действия лизингового договора за минимальную плату или его приобретение по остаточной стоимости. Только несколько компаний заключили договоры, предусматривающие возврат имущества лизингодателю по истечении срока действия договора.

Почти все лизинговые компании учитывают сдаваемое в лизинг оборудование на своем балансе и начисляют на него амортизацию. Преимущества такой схемы очевидны. В целом, лизинговые компании, имеющие банки в качестве основных акционеров, показали себя как наиболее динамичные. Они открыты для инвестиционных партнеров и имеют серьезные намерения относительно увеличения объемов финансового лизинга. Их основными клиентами являются, преимущественно, клиенты банков-учредителей.

Некоторые компании заявили о готовности к работе с малыми предприятиями и готовности рассматривать лизинговые договоры стоимостью от 20 тыс. долларов.

Более подробный перечень трудностей, с которыми сталкиваются лизинговые компании, перечислен ниже в порядке убывания значимости:

необходимость более дешевого, долгосрочного финансирования;

неясные нормы налогообложения;

необходимость лучшего способа нахождения надежных клиентов;

необходимость более надежной защиты прав и интересов лизингодателя в случае неплатежей;

сложные и длительные таможенные процедуры;

общая неосведомленность потенциальных клиентов о преимуществах лизинга как способа финансирования приобретения нового оборудования;

отсутствие вторичного рынка оборудования;

слаборазвитая экономика, политическая нестабильность и неплатежи (макроэкономические факторы).

Как видно самой большой проблемой "дорогостоящее" финансирование. Лизинговые компании, тесно связанные с банками, получают финансирование от банка-учредителя, обычно по каждой сделке в отдельности.

Лизинговые компании, которые имеют прочные связи с муниципалитетом или которые частично принадлежат муниципалитету, могут получать кредиты из средств местных бюджетов с процентной ставкой значительно ниже ставки рефинансирования Центрального Банка. Хотя этот источник финансирования является огромным преимуществом, средства городского бюджета ненадежны, и скорее всего рано или поздно этот источник иссякнет. Когда поступление средств прекратится, у муниципальных лизинговых компаний может не оказаться соответствующих финансовых и управленческих механизмов для успешного осуществления лизинговых сделок, финансируемых банковскими кредитами с коммерческой процентной ставкой.

Поскольку разработанные Министерством финансов нормы бухгалтерского учета очень нечеткие, а иногда даже противоречивые, проверка налоговой инспекции может создать серьезные проблемы для лизинговой компании. Определенные сложности представляют принципы начисления амортизации. Нормы амортизации очень быстро устаревают в связи с тем, что приобретается высокотехнологическое оборудование, и лизингополучатель не имеет представления, какая норма амортизации должна быть применена к этому виду оборудования. Решением данной проблемы может быть упорядочивание норм, определяющих нормы амортизации, а кроме того расчеты норм должны стать более доступными. Решение данной проблемы представляется очень важным, поскольку в ускоренной амортизации в основном и кроется экономический эффект лизинговых операций.

НДС является острой проблемой при сделках международного лизинга, потому что пока неясно, может ли иностранный лизингодатель принимать к зачету НДС, уплаченный на таможне при ввозе оборудования. Российские лизинговые компании, в отличие от иностранных лизинговых компаний, платят НДС на таможне при ввозе оборудования, но могут принять сумму НДС к зачету или возместить ее за счет лизинговых платежей, поступающих от лизингополучателя. Упорядочивание налогообложения остается насущной проблемой не только лизингового бизнеса, но и бизнеса вообще.

Судебная процедура возврата имущества в случае неплатежей довольна длительна. Для того чтобы получить решение Арбитражного суда, требуется от трех до шести месяцев. Кроме того, что процесс является длительным сам по себе, лизингополучатель может различными способами затягивать процесс, например, убеждая судью в том, что причиной неплатежей с его стороны являются нарушения обязательств его партнерами. При таких обстоятельствах процесс возврата оборудования может затянуться на длительный срок. Государственная пошлина, уплачиваемая при подаче иска с целью возврата оборудования в случае неплатежей, составляет приблизительно 3 % от стоимости оборудования. В конечном итоге эти затраты понесет проигравшая сторона, но вначале эту сумму должна внести сторона, которая обращается в суд с иском. В том случае, если стороны разрешают спор в международном суде, расположенном вне территории России, затраты будут значительно выше. В данных обстоятельствах возможным решением может стать создание рейтинговой службы, оценивающей потенциальных лизингополучателей. Представляется, что груз данной проблемы лежит не только на государстве (действительно, всем известно несовершенство российской судебной системы), но и на самих лизинговых компаниях [9, с.90].

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется, чтобы он был приблизительно равен 20 процентам от стоимости арендованного актива. По мере того, как растет доверие между лизингодателем и лизингополучателем, требование к наличию залога и аванса может снижаться. Для обеспечения своевременной оплаты применяются неустойки и штрафы, например пени в 0,5-0,15 процентов за каждый день просрочки платежа. По мере возможности лизингодатель может также заключать договор с поставщиками оборудования, которые могут дать согласие на покупку оборудования со скидкой в случае неплатежей.

Широко применимой практикой снижения степени риска, используемой лизинговыми компаниями, в которых банк является основным акционером, является требование, чтобы клиент лизинговой компании вел счета в банке-учредителе этой лизинговой компании. В этом случае при возникновении неплатежей банк сможет просто заморозить счета клиента-должника.

Кроме того, степень риска может быть снижена путем осуществления наблюдения и контроля. Некоторые банки, которым принадлежит крупная доля в уставном капитале лизинговой компании, требуют, чтобы заявки, полученные от потенциальных клиентов, рассматривались кредитным отделом банка. Подобная практика, когда инвестиционный комитет банка предоставляет подробную информацию для анализа кредитному отделу банка и лизинговой компании, являющейся дочерним образованием банка, широко распространена. После проведения соответствующего анализа банк дает свои рекомендации о том, что в каждом конкретном случае более приемлемо: предоставление кредита или заключение лизинговой сделки. Некоторые лизинговые компании даже не видят заявки на предоставление оборудования по договору лизинга до тех пор, пока она не одобрена кредитным отделом банка. Некоторым лизинговым компаниям предоставлена определенная независимость в принятии решения о заключении лизинговой сделки, хотя и в определенных пределах.

Лизинговые компании стараются обезопасить сделку путем использования государственных гарантий. К примеру, если региональная администрация придает огромное значение расширению мощностей конкретного завода в регионе, она может предоставить гарантию лизингового договора, обеспечивающую выплату причитающихся лизинговых платежей в случае нарушения лизингополучателем своих договорных обязательств. Однако такие гарантии являются слабым утешением в связи с тем, что администрации испытывают нехватку средств, необходимых для выполнения своих непосредственных функций. Страхование лизингового договора (в том числе финансовых рисков на случай неплатежей лизингополучателя) в России довольно дорогое: от 15 до 20 процентов от общей стоимости оборудования. Еще более проблематичным является выбор страховой компании, поскольку Россия заполонена нестабильными страховыми компаниями, из которых только несколько имеют лицензию, дающую им право на осуществление страхования финансовых рисков. Представляется, что самое лучшее страхование арендованного актива может обеспечить только сама лизинговая компания. Ненадежные страховые компании могут с легкостью ввести в заблуждение малые и средние предприятия. Кроме того, в том случае, если компания сама осуществляет страхование, она обеспечивает гарантию того, что страховые отчисления будут производиться вовремя.

2. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЗИНГОВЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЭКСПРЕСС ПЛЮС»

.1 Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс плюс» является юридическим лицом, предоставляющей транспортно-экспедиторские услуги.

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Экспресс плюс» учреждено физическим лицом гражданином Российской Федерации. Место нахождения: г. Хабаровск. Общество создано без ограничения срока его деятельности. Общество:

признаётся созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц;

является коммерческой организацией основная цель деятельности которой - извлечение прибыли;

в своей деятельности руководствуется законодательством и нормативными актами РФ, учредительными документами и решениями его органов управления;

Основные виды деятельности:

фрахтование судов,

эксплуатация всех видов транспорта, перевозка грузов, пассажиров и багажа (в том числе международные) всеми видами транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным как собственным, так и по контрактам с перевозчиком;

оказание услуг по перевозке и экспедированию грузов, в том числе морским и автомобильным транспортом;

посредническая деятельность и агентские услуги в области перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской и иной деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском и автомобильном транспорте;

вспомогательные транспортные услуги;

услуги по транспортной обработке грузов (погрузка, разгрузка, перегрузка, перевалка, включая стивидорные работы и т.д.);

услуги по хранению грузов (включая внутрискладские операции);

складские операции (перевалка, переработка, доработка, упаковка, переупаковка, складирование, хранение, размещение, погрузка и перегрузка, перетранспортировка грузов);

услуги по оформлению таможенных формальностей;

агентирование национальных и зарубежных морских судов;

дилерские, агентские, тальманские услуги;

консалтинговые, лизинговые, маркетинговые, информационные, рекламные и иные услуги юридическим и физическим лицам;

операции на рынке машин, оборудования, зданий, сооружений иных объектов движимого и недвижимого имущества (купля-продажа, аренда, субаренда и т.д.);

иная деятельность, обеспечивающая достижение целей и программ Общества.

Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели предприятия

ПоказателиНа начало года1. Выручка от реализации, руб.4577712. Балансовая прибыль, руб.1528733. Рентабельность общая, %11,244. Стоимость основных производственных фондов, руб.15800005. Стоимость оборотных средств, руб.2580006. Среднесписочное количество работников, чел.47. Производительность, руб./чел.114442,758. Фондоотдача, на 1 руб.0,28

2.2 Объект лизинговой сделки

Любая фирма стремиться расширить свою деятельность, что, в конечном счете, должно улучшить её состояние не только в финансовом плане, но и повысить деловую репутацию предприятия. Для этого фирма реализует определенные мероприятия, которые основаны на анализе текущей деловой активности фирмы и оценке своих перспектив.

В связи с тем, что предприятие ООО «Экспресс плюс» является фирмой, предоставляющей транспортно-экспедиторские услуги, то основным направлением развития является расширение спектра услуг. Основные финансово - экономические показатели приведены в Приложении 5. Предприятие предоставляет услуги по экспедиции. Но при этом для транспортировки грузов фирма использует машины сторонних перевозчиков. Поэтому, в целях предоставления не только экспедиторских услуг, но и транспортных, фирма ООО «Экспресс плюс» собирается приобрести по договору финансового лизинга подвижной состав в количестве 4-х тягачей фирмы Кamatsu и полуприцепов.

Для предприятия ООО «Экспресс плюс» планируется выбрать финансовый лизинг по нескольким причинам:

во-первых, предприятие не обладает достаточным количеством средств для приобретения в собственность подобных автопоездов по причине их высокой стоимости;

во-вторых, снижение налогового бремени, так как непосредственным балансодержателем будет являться лизинговая компания;

в-третьих, техника приобретается с целью развития предприятия и рас-ширения спектра предоставляемых услуг, а также для обеспечения транспортировки товаров, купленных у иностранных партнеров по заключенным внешнеторговым контрактам;

в-четвертых, обновление своих основных средств;

Фирма ООО «Экспресс плюс» выбирает технику из Японии, которая наиболее подходит для климатических условий России, в то время как другие производители подобной техники ограничивают условия, в которых можно использовать произведенную технику. Например, голландский производитель тягачей фирма DAF, запрещает эксплуатацию своей техники при температуре меньше -18С0.

Также немаловажным фактором при выборе техники фирмы Кamatsu стало то обстоятельство, что предприятие ООО «Экспресс плюс» имеет некоторый опыт в работе с техникой данной фирмы. А это дает преимущества при заключении договора финансового лизинга, которое выражается в предоставлении некоторых скидок.

Проведя исследование рынка лизинговых услуг, фирма ООО «Экспресс плюс» пришла к выводу, что в данный момент лизинговые компании предоставляют свои услуги примерно на одинаковых условиях:

минимальная стоимость контракта составляет 50 тысяч долларов;

предоплата составляет 25-30% от стоимости контракта;

срок финансового лизинга договора 2-4 года: 11-13% годовых - плата за пользование кредитом;

вознаграждение лизинговой компании за предоставление своих услуг в среднем составляет 3%;

Суть данного проекта заключается в реализации плана расширения поля деятельности предприятия, которое будет заключено, как уже упоминалось выше, в расширении спектра предоставляемых услуг.

В настоящее время фирма ООО «Экспресс плюс» предоставляет транспортно-экспедиторские услуги, при этом фирма не предоставляет своего транспорта для международных перевозок по причине его отсутствия.

Состав, структура, динамика основных средств предприятия представлена в Приложении Д.

В таких условиях фирма решила заключить договор с лизинговой компанией о предоставлении в пользование и последующем выкупе грузовой автомобильной техники. Схема взаимодействия участников финансового лизинга представлена в Приложении Е.

.3 Расчет лизинговых платежей

Лизинговые платежи выплачиваются лизингополучателем в виде отдельных взносов.

В договоре лизинга стороны оговаривают: общую сумму лизинговых платежей, их форму, метод начисления, периодичность и способы их уплаты. С учетом опыта работы с техникой фирмы Кamatsu необходимы следующие условия:

Стоимость контракта составит 180 тыс. долл. США.

В счет предоплаты в размере 25% от стоимости контракта фирме ООО «Восток Лизинг» будут переданы активная часть основных средств (тягач и контейнерное шасси), балансовая стоимость которых составляет примерно 42 тыс. долл. США, а также переведены на счет данной фирмы денежные средства в размере 3 тыс. долларов США.

Срок действия договора - 2 года с момента подписания договора.

ООО «Восток Лизинг» поставляет фирме ООО«Экспресс плюс» четыре тягача Кamatsu 2003 года выпуска и четырех полуприцепов фирмы Кamatsu 2002 года выпуска.

Вознаграждение лизинговой компании за предоставление своих услуг составит 3% от стоимости контракта в год.

Лизинговые платежи будут выплачиваться равными частями ежемесячно, то есть ООО «Экспресс плюс» должен будет произвести 24 платежа.

Фирма ООО «Восток Лизинг» страхует имущество, передаваемое лизингополучателю, на сумму 20 тыс. долл. США, и затраты по страхованию включаются в сумму лизинговых платежей.

Выкуп техники будет произведен по остаточной стоимости на момент окончания действия договора.

Норма амортизации 35%.

Обязательным условием договора является обслуживание техники в авторизованном сервисе Кamatsu.

Таким образом, исходя из выше перечисленных условий договора, производим расчет лизинговых платежей, которые необходимо уплатить фирме ООО «Экспресс плюс».

Таблица 2.1- Расчет платы за используемые кредитные ресурсы

Год Стоимость автотранспорта на начало года (тыс. USD)Сумма амортизационных отчислений (тыс. USD)Стоимость автотранспорта на конец года (тыс. USD)Кредитные ресурсы (USD)Процент за кредит (%)Плата за используемые кредитные ресурсы (USD)113547.2587.751113751112251.25287.7547.2540.564125117053.75

Так как фирма ООО «Экспресс плюс» производит предоплату в размере 25% от стоимости контракта, то стоимость имущества, передаваемого по договору лизинга, составит 135000 долл. США, при этом норма амортизационных отчислений будет составлять 35% (ускоренная амортизация). Исходя из выше приведенных данных, можно с уверенностью сказать, что остаточная стоимость оборудования, по которой будет произведен выкуп автотранспорта, будет составлять 40,5 тыс. долл. США.

Для фирмы ООО «Экспресс плюс» необходим расчет НДС. Для этого составим следующую таблицу 2.2.

Таблица 2.2 - Расчет НДС

Год Комиссионное вознаграждение (USD)Плата за используемый кредит (USD)Плата за дополнительные услуги (USD)Годовая выручка (USD)Ставка НДС (%)Сумма НДС (USD)15400122510,251027651,25184977,22254007053,751022453,75184041,67

Комиссионное вознаграждение лизингодателя, как уже говорилось выше, составляет 3% от стоимости контракта в год. При этом лизингодатель предоставляет дополнительные услуги по страхованию имущества, передаваемого в лизинг, на сумму 10 тыс. долл. в год и затраты по страхованию включаются в сумму лизинговых платежей.

По данным таблицы 3.2 рассчитываем, что общая сумма лизинговых платежей составит:

за 1-ый год: 47250 + 27651,25+4977,22= 79878,47 (USD)

за 2-ой год: 47250+22453.75 + 4041,67=73745,42 (USD)

Таким образом, суммарный лизинговый платеж за два года составит 153623,89 USD.

По условиям договора, платежи будут производиться равными частями, ежемесячно, то есть каждый месяц фирма ООО «Экспресс плюс» должна будет выплачивать по 6400,99 USD.

Транспортное предприятие покрывает свои затраты по содержанию и эксплуатации своего автотранспорта за счет оплаты заказчиком ставки фрахта на перевозку. В настоящее время действующая ставка на перевозку товаров из Владивостока в Харбин (Китай) составляет 1700 долл. США. Следовательно, на кругорейс одна машина заработает 3400 долл. США. Но в данное время существует довольно таки серьезная конкуренция на рынке международных транспортных перевозок. Поэтому фирма с целью более быстрого проникновения на этот рынок будет устанавливать ставку фрахта в размере 1600 долл. США, а на круговой рейс - 3200 долл. США. Тем самым, исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что суммарный доход от данного вида деятельности составит 256000 долл. США.

Исходя из расчетов ожидаемых доходов и расходов, связанных с проведением данного мероприятия на предприятии ООО «Экспресс плюс», полученные результаты окажут сильное влияние на основные технико- экономические показатели предприятия.

Все расчеты приведены в валюте США, и, чтобы сопоставить результаты экономической деятельности до и после проведения мероприятия, необходимо последние привести к российскому рублю.

Таблица 2.3 - Основные технико-экономические показатели после проведения мероприятий

ПоказателиНа начало годаНа конец годаИзменение1. Выручка от реализации, руб.4577718192000+77342292. Балансовая прибыль, руб.152873244118422883113. Рентабельность общая, %11,2442,45+31214. Стоимость основных производственных фондов, руб.15800001674000+940005. Стоимость оборотных средств, руб.258000--6. Среднесписочное количество работников, чел.47+37. Производительность, руб./чел.114442,751170285,71+1055842,968. Фондоотдача, на 1 руб.0,284,89+4,61

Произведя расчет и спрогнозировав расходную и доходную часть данного проекта, как уже говорилось выше, предлагаемые мероприятия могут оказать серьезное влияние на основные технико-экономические показатели по предприятию.

Так, в связи с расширением предпринимательской деятельности предприятия, на конец 2012 года предприятие увеличит свою прибыль от реализации, которая составит 8192000 рублей, что гораздо выше выручки от реализации на начало периода. В тоже время балансовая прибыль тоже вырастет на 2288311 рублей.

При реализации данного проекта предприятие обновит свои основные фонды, а также обновит их, и на конец периода их стоимость увеличится на 94 тысячи рублей, что говорит о положительной тенденции развития предприятия, чем и объясняется увеличение фондоотдачи, которая увеличиться на 4,61 рубля на каждый один рубль, вложенный в основные средства.

С увеличением количества основных средств предприятия увеличится количество штатных работников и на конец периода оно составит 7 человек), и рост составляет 3 человека). С увеличение выручки от реализации услуг по международным транспортным перевозкам так же увеличится производительность труда. И, как один из основных показателей эффективности реализации данного проекта, показатель общей рентабельности на конец 2012 года также вырастет с 11,24% до 42,25%.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

.1 Проблемы развития лизинга в России

лизинг платеж капитал сделка

Лизинговые компании обеспокоены Налоговым Кодексом и боятся потерять те относительные преимущества, которые в настоящее время имеет лизинг по сравнению с банковским кредитованием. Это то, что лежит на поверхности и бурно обсуждается руководителями лизинговых компаний [9, с.86].

Более подробный перечень трудностей, с которыми сталкиваются лизинговые компании, перечислен ниже в порядке убывания значимости:

необходимость более дешевого, долгосрочного финансирования;

неясные нормы налогообложения;

необходимость лучшего способа нахождения надежных клиентов;

необходимость более надежной защиты прав и интересов лизингодателя в случае неплатежей;

сложные и длительные таможенные процедуры;

общая неосведомленность потенциальных клиентов о преимуществах лизинга как способа финансирования приобретения нового оборудования;

отсутствие вторичного рынка оборудования;

слаборазвитая экономика, политическая нестабильность и неплатежи (макроэкономические факторы).

Как видно самой большой проблемой "дорогостоящее" финансирование. Лизинговые компании, тесно связанные с банками, получают финансирование от банка-учредителя, обычно по каждой сделке в отдельности.

Лизинговые компании, которые имеют прочные связи с муниципалитетом или которые частично принадлежат муниципалитету, могут получать кредиты из средств местных бюджетов с процентной ставкой значительно ниже ставки рефинансирования Центрального Банка. Хотя этот источник финансирования является огромным преимуществом, средства городского бюджета ненадежны, и скорее всего рано или поздно этот источник иссякнет. Когда поступление средств прекратится, у муниципальных лизинговых компаний может не оказаться соответствующих финансовых и управленческих механизмов для успешного осуществления лизинговых сделок, финансируемых банковскими кредитами с коммерческой процентной ставкой.

Поскольку разработанные Министерством финансов нормы бухгалтерского учета очень нечеткие, а иногда даже противоречивые, проверка налоговой инспекции может создать серьезные проблемы для лизинговой компании. Определенные сложности представляют принципы начисления амортизации. Нормы амортизации очень быстро устаревают в связи с тем, что приобретается высокотехнологическое оборудование, и лизингополучатель не имеет представления, какая норма амортизации должна быть применена к этому виду оборудования. Решением данной проблемы может быть упорядочивание норм, определяющих нормы амортизации, а кроме того расчеты норм должны стать более доступными. Решение данной проблемы представляется очень важным, поскольку в ускоренной амортизации в основном и кроется экономический эффект лизинговых операций.

НДС является острой проблемой при сделках международного лизинга, потому что пока неясно, может ли иностранный лизингодатель принимать к зачету НДС, уплаченный на таможне при ввозе оборудования. Российские лизинговые компании, в отличие от иностранных лизинговых компаний, платят НДС на таможне при ввозе оборудования, но могут принять сумму НДС к зачету или возместить ее за счет лизинговых платежей, поступающих от лизингополучателя. Упорядочивание налогообложения остается насущной проблемой не только лизингового бизнеса, но и бизнеса вообще.

Судебная процедура возврата имущества в случае неплатежей довольна длительна. Для того чтобы получить решение Арбитражного суда, требуется от трех до шести месяцев. Кроме того, что процесс является длительным сам по себе, лизингополучатель может различными способами затягивать процесс, например, убеждая судью в том, что причиной неплатежей с его стороны являются нарушения обязательств его партнерами. При таких обстоятельствах процесс возврата оборудования может затянуться на длительный срок. Государственная пошлина, уплачиваемая при подаче иска с целью возврата оборудования в случае неплатежей, составляет приблизительно 3 % от стоимости оборудования. В конечном итоге эти затраты понесет проигравшая сторона, но вначале эту сумму должна внести сторона, которая обращается в суд с иском. В том случае, если стороны разрешают спор в международном суде, расположенном вне территории России, затраты будут значительно выше. В данных обстоятельствах возможным решением может стать создание рейтинговой службы, оценивающей потенциальных лизингополучателей. Представляется, что груз данной проблемы лежит не только на государстве (действительно, всем известно несовершенство российской судебной системы), но и на самих лизинговых компаниях[9, с.90].

.2 Перспективы развития лизинговых операций

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется, чтобы он был приблизительно равен 20 процентам от стоимости арендованного актива. По мере того, как растет доверие между лизингодателем и лизингополучателем, требование к наличию залога и аванса может снижаться. Для обеспечения своевременной оплаты применяются неустойки и штрафы, например пени в 0,5-0,15 процентов за каждый день просрочки платежа. По мере возможности лизингодатель может также заключать договор с поставщиками оборудования, которые могут дать согласие на покупку оборудования со скидкой в случае неплатежей.

Широко применимой практикой снижения степени риска, используемой лизинговыми компаниями, в которых банк является основным акционером, является требование, чтобы клиент лизинговой компании вел счета в банке-учредителе этой лизинговой компании. В этом случае при возникновении неплатежей банк сможет просто заморозить счета клиента-должника.

Кроме того, степень риска может быть снижена путем осуществления наблюдения и контроля. Некоторые банки, которым принадлежит крупная доля в уставном капитале лизинговой компании, требуют, чтобы заявки, полученные от потенциальных клиентов, рассматривались кредитным отделом банка. Подобная практика, когда инвестиционный комитет банка предоставляет подробную информацию для анализа кредитному отделу банка и лизинговой компании, являющейся дочерним образованием банка, широко распространена. После проведения соответствующего анализа банк дает свои рекомендации о том, что в каждом конкретном случае более приемлемо: предоставление кредита или заключение лизинговой сделки. Некоторые лизинговые компании даже не видят заявки на предоставление оборудования по договору лизинга до тех пор, пока она не одобрена кредитным отделом банка. Некоторым лизинговым компаниям предоставлена определенная независимость в принятии решения о заключении лизинговой сделки, хотя и в определенных пределах.

Лизинговые компании стараются обезопасить сделку путем использования государственных гарантий. К примеру, если региональная администрация придает огромное значение расширению мощностей конкретного завода в регионе, она может предоставить гарантию лизингового договора, обеспечивающую выплату причитающихся лизинговых платежей в случае нарушения лизингополучателем своих договорных обязательств. Однако такие гарантии являются слабым утешением в связи с тем, что администрации испытывают нехватку средств, необходимых для выполнения своих непосредственных функций. Страхование лизингового договора (в том числе финансовых рисков на случай неплатежей лизингополучателя) в России довольно дорогое: от 15 до 20 процентов от общей стоимости оборудования. Еще более проблематичным является выбор страховой компании, поскольку Россия заполонена нестабильными страховыми компаниями, из которых только несколько имеют лицензию, дающую им право на осуществление страхования финансовых рисков. Представляется, что самое лучшее страхование арендованного актива может обеспечить только сама лизинговая компания. Ненадежные страховые компании могут с легкостью ввести в заблуждение малые и средние предприятия. Кроме того, в том случае, если компания сама осуществляет страхование, она обеспечивает гарантию того, что страховые отчисления будут производиться вовремя.

Таможенные пошлины остаются пока очень высокими и уверенности в том, что Правительство в ближайшем будущем снизит таможенные пошлины нет. Вместе с тем необходимо ускорить процедуру таможенного оформления импортированного оборудования. Отмечается также, что длинный список таможенных тарифов, используемый служащими таможни, часто является устаревшим, поскольку технология очень быстро совершенствуется, поэтому таможенное оформление не включенных в этот список видов оборудования затягивается на длительный срок.

Ни одна из лизинговых компаний не использует режим временного ввоза, который первоначально был направлен на снижение таможенных пошлин на оборудование, ввозимое в Россию на временной основе. Максимальный срок ввоза оборудования по режиму временного ввоза составляет два года, что не соответствует среднему сроку действия лизингового договора. Кроме того, если компания решает выкупить оборудование вместо того, чтобы возвратить его лизингодателю (экспортирующему его), она будет вынуждена заплатить своеобразный штраф за предоставленную в начале возможность использования более низких ставок таможенных пошлин. Поэтому при переводе товара из режима временного ввоза в режим свободного обращения на сумму таможенных платежей, которые не были начислены в момент ввоза товара на территорию РФ, необходимо уплатить проценты по ставке рефинансирования Центрального Банка, которая на сегодняшний день составляет 30 %.

Все лизинговые компании, осуществляющие свою деятельность на территории России должны иметь лицензию Министерства экономики. Формально процесс лицензирования довольно простой, однако на практике оказывается, что получение лицензии является сложным и не таким легким процессом, как хотелось бы. Стоимость лицензии составляет примерно 1 500 долларов, но эта сумма может возрасти, если Министерство экономики потребует проведения внешнего аудита компании, что разрешено законом. Другая проблема связана с тем, что лицензия обычно выдается на один-два года (максимальный срок действия лицензии - пять лет); это создает неуверенность для лизинговых компаний в том, будет ли срок действия лицензии продлен. Некоторые проблемы представляет требование, согласно которому 40 процентов дохода лизинговой компании должно приходиться на договоры финансового лизинга. Если торговая компания пожелает развивать свою деятельность путем предоставления финансирования посредством лизинга, ей могут отказать в выдаче лицензии, поскольку на долю лизинга приходится незначительный процент общего дохода такой компании[9, с.93].

Подводя некоторые итоги, необходимо сказать следующее.

Принципиально важно определить статус ввоза оборудования по лизингу, ввести особый режим уплаты НДС и таможенных пошлин, который будет способствовать ввозу оборудования. Необходимо еще вносить изменения и в Закон о лизинге, и в Гражданский кодекс. Сейчас в лизинговом сообществе существует две точки зрения на пути совершенствования лизингового законодательства. Ассоциация "Рослизинг", которая разработала нынешний крайне неудачный Закон о лизинге, добивается, чтобы в соответствие с этим законом были приведены Налоговый, Таможенный, Гражданский кодексы и все другие законы, имеющие отношение к лизингу. Более здравомыслящие представители лизингового бизнеса выступают за приведение закона в соответствие с другими нормативными актами. Однако наиболее разумным был бы указанный выше третий путь- и Закон о лизинге, и Гражданский кодекс нужно приводить в соответствие с международной Конвенцией о лизинге

Создание цивилизованной, непротиворечивой, стимулирующей развитие лизингового бизнеса нормативной базы могло бы существенно оживить отечественный инвестиционный климат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

На конец года наблюдается некоторое снижение экономических показателей по предприятию. В частности, за анализируемый период наблюдается снижение удельной доли основных средств в активах предприятия. В основном это связано с устареванием используемой техники, притом, что за 2011 год предприятие не приобрело новых основных средств. Также наблюдается снижение и других показателей.

ООО «Экспресс плюс» намеревается реализовать проект, в котором будут использованы лизинговые отношения. Тем самым данная фирма сможет увеличить количество услуг, предоставляемых своим контрагентам. По сути, данный проект представляет собой сочетание стратегического развития предприятия и мероприятия по улучшению своею финансового и материального положения.

Основой данного проекта является договор долгосрочного финансового лизинга, в соответствии с которым фирме «Экспресс плюс» передается грузовой автотранспорт для международных перевозок грузов.

По ходу проведения расчета затрат и определения экономического эффекта от реализации данного проекта, я еще раз убедился в том, что лизинг является одним из наиболее выгодных мероприятий по развитию любого предприятия, в том числе и данного. Основными факторами, послужившими основой для данного рода утверждения, стали следующие:

во-первых, это объясняется тем, что в большинстве случаев малые
и средние предприятия не могут своевременно обновлять, свои основные средства. Главной причиной является отсутствие достаточного количества денежных средств. В то же время, лизинг позволяет получить предприятию необходимые производственные средства, начать производство, при этом предприятие получает прибыль, из которой оно платит платежи лизингодателю во время действия договора, а по его окончании фирма может выкупить технику по остаточной стоимости;
во-вторых, происходит снижение налогового бремени. Оно выражается в том, что непосредственным балансодержателем имущества в случае лизингового договора будет выступать лизинговая компания, а лизингополучатель как бы освобождаемся от уплаты налога на имущества;

в-третьих, при помощи лизинговых операций фирма имеет доступ к новым, высокопроизводительным технологиям, которая подчас стоит очень дорого. В нашем случае, ООО «Экспресс плюс» получает доступ к относительно новой автомобильной технике;

в-четвертых, за счет того, что предприятие получает от лизингодателя дополнительное оборудование, то оно имеет возможность создать новые рабочие места, тем самым лизинг оказывает влияние на социальную сферу;

в-пятых, как уже говорилось выше, увеличивается спектр услуг и расширяется ассортимент товаров, что можем способствовать более глубокому проникновению фирмы, как на внутренний рынок, так и на внешний, и соответственно увеличиваются доходы предприятия.

Как видно из перечисленных факторов, лизинг имеет неоспоримые преимущества. Предприятие получает эффект при выполнении данного проекта, то есть все основные технико-экономические показатели вырастают, что говорит о неоспоримом положительном результате от реализации проекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гражданский Кодекс РФ. - М.: Юринформ, 2010.

ФЗ РФ от 29 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» / Консультант плюс,2011.

ФЗ РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ) /Консультант плюс,2012.

Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» /Консультант плюс,2012.

Письмо Государственного Комитета РФ по статистике от 13 марта 1996 г. № 24-1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования» /Консультант плюс,2012.

Вахитов Д.Р. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика. -Казань: Таглимат, 2007.

Васильев Н.М. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М.: НОРМА - М,2009.

Горемыкин В.А.. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. - М.: Дашков и К, 2008.

Газман В. Лизинг, теория, практика, комментарий.- М.: Правовая культура, 2010.

Ковалев В.В. Учет, анализ и бюджетирование лизинговых операций: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 512 с.

Коршунов Н.М. Лизинг: экономические и правовые основы: Учеб. Пособие для вузов/. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - с.4.

Красева Т.А. Основы лизинга. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 224 с.

Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2008. - 336 с.

Лещенко М.И. Основы лизинга. - М.: Финансы и статистика. - 2009.

Нырялова Ю.А. Теоретические основы лизинговой деятельности // Управление риском.- 2008.- №3. с.14

Овчинникова В.Ф. Аспекты лизинга: бухгалтерский, валютный и инвестиционный (перевод с английского). - М.: ИСТ - Сервис, 2009.

Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. - М.: Ось-89, 2010.

Смирнов А. М. Лизинговые операции.- М.: Консалт-банкир, 2010.

Талье И.Н. Аренда и лизинг.- М.: ИИД Филин, 2007.

Интернет-страница РАЛК «РОСЛИЗИНГ» www.rosleasing.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема финансового лизинга














Рисунок А.1. Схема финансового лизинга

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Упрощенная схема транзитного международного лизинга







Рисунок Б.1. Упрощенная схема транзитного международного лизинга

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица В.1 - Сервисные услуги на различных этапах производственного цикла имущества

Этапы Производственного цикла имуществаСервисные услугиПоставка имущества лизингополучателюДоставка осуществляется лизингополучателем при частичном участии производителя; доставка полностью производителяМонтаж, наладка, регулировкаВыполнение лизингополучателем, монтаж и авторский надзор осуществляется производителемТехническое обслуживание и эксплуатационный контрольВыполнение всех работ: лизингополучателем, лизингодателем в течение гарантийного срока; производителем по договору - в течение всего срока службыОбучение кадров у лизингополучателя для эксплуатации оборудования до его монтажаПодготовку кадров осуществляет лизингополучатель; консультирование лизингодателем, производителем имущества до его получения и в процессе эксплуатации через курсы, как при производителе, так и в специальных учебных центрахРемонт имуществаОсуществляет производитель в течение гарантийного срока; в течение всего срока службы (по договору) выполняет производитель или специальные организацииМодернизация имущества у лизингополучателяВыполняет лизингополучатель при консультировании с производителем; по запросу лизингополучателя выполняет производитель по согласованию с лизингодателем

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица Г.1 - Различия между лизингом и арендой

Основные параметрыВиды отношенийАрендные Лизинговые Субъекты отношенийАрендодатель и арендаторПоставщик (изготовитель имущества), лизингодатель и лизингополучательОбъекты отношенийЛюбое имущество, разрешенное в обороте, включая природные объектыИмущество, используемое для предпринимательской деятельности, исключая природные объектыПравовое отношение сторонИмущественное двустороннее правоотношениеКоммерческое имущественное трехстороннее правоотношениеОтношения с продавцом имуществаАрендодатель (продавец), арендодатель (покупатель)Лизингодатель и лизингополучатель выступают солидарными покупателями имуществаОтветственность наймодателя за качество имуществаЗа качество имущества отвечает арендодательЛизингодатель не отвечает за качество имущества, кроме случаев, когда он сам выбирает продавцаУведомление продавца о цели приобретения имуществаНе производитсяЛизингодатель указывает цель передачи имущества в лизинг конкретному получателюПраво собственности на имущество после возмещения его стоимостиЕсли предусматривается, то в форме купли-продажиОбычно предполагается опционРиск случайной гибели имуществаНесет арендодательНесет лизингополучательСтрахование имуществаИмущество страхует арендодательИмущество страхует лизингополучательРасторжение договора по вине пользователяПрекращение арендных платежей, кроме выплаты неустойкиНе освобождает лизингополучателя от полного погашения долга за весь договорный периодСпрос и предложения на имуществоУчитывает расчет платежей за пользование имуществомЦену имущества, процентную ставку, срок договора, его остаточную стоимость и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица Д.1 - Анализ структуры, динамики основных средств ООО «Экспресс плюс» за 2011 г.

Наименование показателейНачало 2011 годаКонец 2011 годаТемпы роста, %Изменения (+; -)Абсолютное, тыс. руб.Удель-ный вес, %Абсолютное, тыс. руб.Удель-ный вес, %Абсолютное, тыс. руб.Удель-ный вес, %1. Основные производственные фонды1360,0085,001343,0085,0098,75-17,00-1,25В том числе активная часть1360,0085,001343,0085,00-17,00-1,252. Основные непроизводственные фонды240,0015,00237,0015,0098,75-3,00-1,25Итого основные средства предприятия1600,00100,001580,00100,00-20-1,25

Таблица Д.2 - Показатели финансового положения предприятия

ПоказателиНачало 2011 годаКонец 2011 годаОтклонение1. Коэффициент покрытия9720-772. Коэффициент быстрой ликвидности9116-753. Коэффициент абсолютной ликвидности8410-744. Функционирующий капитал2884411535. Маневренности функционирующего капитала0,060,210,156. Собственные оборотные средства2884411537. Доля собственных оборотных средств в активах0,150,220,078. Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов16,94,74-12,29. Коэффициент покрытия запасов16,94,74-12,2

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Схема взаимодействия участников финансового лизинга











Рисунок Е.1 - Схема взаимодействия участников финансового лизинга

Похожие работы на - Лизинг как источник формирования основного капитала организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!