Технология
|
Кол-во
лет, за которое было завоевана аудитория в 50 млн. пользователей
|
Телефон
|
72
|
Радио
|
38
|
ПК
|
16
|
Телевидение
|
13
|
Интернет
|
4
|
В условиях перехода к рыночной системе
хозяйствования для многих российских компаний становится необходимостью
"грамотное использование современных маркетинговых технологий, которые
могли бы обеспечить "попадание" в потенциального клиента, т.е.
обеспечить сбор такой информации, реализация которой в бизнесе принесет, как
минимум, рентабельность на уровне средней".
Коммерческое использование Интернета в России
началось раньше, чем в развитых странах (Интернет как новая модель бизнеса,
основанная на бесплатных услугах, просуществовала всего 2-3 года.) Интернет
становится новой формой дистрибуции и каналом продаж. Можно выделить три
лидирующие категории интернет-ресурсов - новостные, сервисные и
развлекательные, которые удовлетворяют основные потребности пользователей:
информационную, коммуникационную и рекреационную.
Интернет долгое время оставался убыточным. Опыт
развития сети показал, что добиться прибыльности интернет-компании сложно из-за
высокой конкуренции - причем не только со стороны других онлайновых компаний,
но и со стороны традиционных предприятий, освоивших правила электронной
коммерции. Любые бизнес-модели оказалось легко скопировать, а для их усвоения
требовалось очень мало времени.
Точных данных о совокупных размерах интернет -
индустрии нет, по крайней мере, отсутствует ее финансовая оценка. Однако даже
приблизительно определить ее практически невозможно, так как интернет-среда
очень динамична, изменчива (невозможно отследить реальное количество
появляющихся и исчезающих сайтов; реальное количество денег, обслуживающих
электронные сделки и транзакции); отсутствует возможность локализации отдельных
сфер, поэтому, например, трафик может быть посчитан относительно точно только в
мировом масштабе, так как существующие проксисерверы позволяют скрывать
настоящее положение источника информации.
Предпринята попытка построить динамическую карту
глобальной Сети. Учитывая, что все адресное пространство Интернета
ограничивается 2 (в 32 степени) IP-
адресами, а очень многие из них зарезервированы, грубая оценка интернет-узлов
дает число 2 (в 24 степени) - в десятичной системе - 16777216. Специалисты
считают, что, сканируя по двести узлов в секунду, можно построить карту менее
чем за сутки. Предполагается, что с ее помощью можно будет отслеживать
изменение масштабов Сети, влияние на Интернет процессов, происходящих в
реальном мире, изучать последствия сетевых катаклизмов (вирусных эпидемий или
крупномасштабных хакерских атак), а также эволюцию глобальной сети.
Признавая объективную сложность оценки и
закрытость многих данных этой сферы, разделим интернет-бизнес на техническую
и информационную составляющие.
Первая часть включает телекоммуникационные
компании в целом и интернет-провайдеров, в частности. За подключение каждого
пользователя Интернета вносится плата: либо самим пользователем, либо
работодателем. За 2004 год российская сеть набрала 3 млн. новых членов (прирост
- 20,5%), а к концу 2006 года ее аудитория составила около 23 млн. человек и
продолжает расти быстрыми темпами.
По данным компании VeriSign,
за 3-й квартал 2004 года было зарегистрировано 5,1 млн. новых доменных имен -
это рекордный показатель за всю историю Интернета. Общее количество активных
доменов в Интернете сегодня превышает 66,3 млн. Число зарегистрированных доменов
в национальной доменной зоне выросло: в 2003 году на 40,79 %, в 2004 году- на
42,52% соответственно.
Пользователей Интернета аналитики считают одной
из наиболее активных групп потребителей, большинство из которых можно отнести к
среднему классу. По данным ФОМ, почти половина пользователей - люди в возрасте
от 25 до 44 лет, имеющие высшее образование. Аналитики MASMI
подсчитали, что больше половины аудитории Интернета имеет доход от 100$ до
1000$ на одного члена семьи.
Рассмотрим вторую часть Интернета - информационную
- именно ее принято называть интернет-бизнесом. Это создание веб-сайтов,
электронные издания, реклама в Интернете, обслуживание задач внешних по
отношению к Сети индустрий, интернет-магазины. Хотя количество средств,
вращающихся в этой области, намного меньше по объему, но, с точки зрения
будущего развития - это более перспективное направление. После кризиса 1998
года именно здесь произошло упорядочение и формирование современных рыночных
площадок.
Возможности Интернета перевели деятельность по
оказанию информационных услуг в иную плоскость и иные масштабы. Появились
электронные газеты и бюллетени, электронные каталоги, электронные библиотеки,
специализированные электронные издания и др. Инвестиции, вложенные в
редакционное оборудование и соответствующие программы, позволяют учредителям
зарабатывать на продаже копий электронного издания и рекламы в нем. С
одной стороны, владельцы электронных изданий, не несут расходов на
тиражирование, пропорциональных числу копий, а с другой - не продают полученные
копии читателям. В этом случае схема окупаемости такова: расходная часть
формируется из издержек на редакцию и содержание офиса, а доходная - из рекламы
и продажи сопутствующих услуг.
Однако доходы создателям интернет-изданий
приносит не только продажа рекламы. Посещаемый сервер (практически вне
зависимости от его операционной рентабельности) оценивается по числу
пользователей, т.е. изученности параметров аудитории и их качеству. При оценке
капитализации за одного пользователя издания инвесторы дают примерно 10
долларов. По оценке А. Гагина, суммарная капитализация всех крупных российских
интернет-изданий составляет 40 млн. долларов.
Уже сегодня информационные интернет-ресурсы по
оперативности немногим уступают информационным службам телеканалов, а иногда и
превосходят их (известны данные о том, что в России услуги платного ТВ
оказывают 250 компаний, объем рынка в 2009 году составил 145 млн. долл., при
этом на столичные компании приходится около 30% рынка).
Интернет обслуживает задачи внешних по
отношению к Сети отраслей. Десятилетие назад Интернет воспринимался крупным
бизнесом только как информационная среда. Тогда возникли и стали развиваться
Интранет- и Экстранет-системы - технологии построения, соответственно,
внутренней и внешней информационной среды компании. Теперь ситуация изменилась
- Интернет используется в качестве среды для ведения электронного бизнеса.
Согласно теории одного процента Сербанта (А.
Сербант, директор по маркетингу Интернет-провайдера "Гласнет"),
показатели российского Интернета составляют ровно один процент от общемировых
(мировая статистика на сервере CyberAtlas.internet.Com).
Сегодня это, пожалуй, единственный способ оценить объем интернет-услуг по
обслуживанию информационных потребностей внеинтернетовских индустрий. Например,
к числу таких задач может относиться обмен информацией с региональными
филиалами - рассылка ценовых таблиц и сбор отчетов о продажах. Однако такой
обмен обычно осуществляется с защитой данных (например, шифрованием) и не
раскрывается, поэтому точные оценки этого направления интернет-бизнеса получить
трудно.
Интернет-услуги обеспечивают всем участникам
социально-экономических отношений равный доступ к информации и оперативную
связь практически с любым субъектом, что предполагает соблюдение принципов
сетевых отношений. Снимается информационная ассиметрия рынка. Решается
важнейшая проблема минимизации издержек обеспечения контрактов - прохождение
информационного потока между любыми двумя экономическими агентами может
происходить напрямую, минуя посредников. Это увеличивает скорость реакции и
эффективность принимаемых решений.
Распространение таких интернет-технологий как
коммуникации и групповая работа дает возможность быстро находить исполнителей
для любого задания и снимает потребность в содержании постоянного, большого
штата различных специалистов. Например, сетевая организация в области
информационных технологий может состоять из фирмы разработчика программных
продуктов, аудиторско-консалтинговой фирмы, маркетинговой фирмы для внутренних
и внешних нужд, а также организации по обучению и сертификации специалистов в
области информационных технологий. В зависимости от поступающих заказов можно
привлекать исполнителей любой отраслевой или функциональной специализации, а
интернет-средства помогают это сделать быстро и дешево.
На сегодняшний день многие организации разных
сфер деятельности и форм собственности, используя возможности, предоставляемые
сферой интернет-услуг, значительную часть своей деятельности перенесли в
онлайн.
Данное решение обуславливается, прежде всего,
большим потенциалом роста рынка электронной коммерции по сравнению с
традиционными способами торговли. Так, согласно данным проведенного в декабре
2009 года исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), число домашних
пользователей Интернета в России продолжает расти. В настоящее время
насчитывается 42 миллиона человек, что составляет 36% от общего числа жителей.
Суточная аудитория Интернета в 2009 году равняется 23,9 млн. (21%) (рис. 3).
Рис.3 Динамика интернет аудитории в РФ
Однако потенциальная емкость российского рынка
интернет-услуг составляет более 70 млн. человек.
Данные опроса, проведенного Национальным
агентством финансовых исследований совместно с компанией OMI свидетельствуют,
что за последний год 60% интернет-пользователей оплачивали покупки через сеть.
Российский рынок интернет-торговли возник
относительно недавно, но его роль и значение постоянно возрастает. По прогнозам,
объемы онлайн-торговли в России должны достигнуть европейских показателей через
5-7 лет. Если сегодня рост электронных продаж в странах ЕС находится на уровне
25% в год, то в России в два раза больше - 50%. В целом, объем российского
рынка электронной торговли (учитывая сектора B2B, B2G, B2C), по данным
Агентства Step by Step, в 2009 году должен превысить $7 млрд. Значительная доля
на данном рынке принадлежит сегменту В2С, который в настоящее время занимает
43%.
В условиях экономического кризиса заметно
усилился практический интерес к инструментам электронной торговли со стороны
компаний, работающих в потребительском секторе. Необходимость поиска новых
путей развития, внедрения эффективных технологий, позволяющих оперативно
реагировать на изменение рыночной ситуации лежит в основе растущего спроса на
интернет-услуги.
Практика показывает, что интернет-технологии
позволяют компаниям всех форм организации в современных условиях использовать
новые возможности для повышения эффективности своей деятельности. Перенос части
коммерческой деятельности в Интернет приносит ощутимые результаты - так, оборот
интернет-магазина "Эльдорадо" в первом полугодии 2009 года вырос на
40%, в то время как в традиционных магазинах этой торговой сети с начала года фиксировалось
значительное падение продаж.
Новыми возможностями интернет-технологий активно
пользуется большое количество индивидуальных предпринимателей и компаний малого
бизнеса: поставщики товаров на реализацию, владельцы павильонов, частные
продавцы, консультанты торговых сетевых компаний, производители мелкосерийных
товаров и др.
Основным преимуществом создания
интернет-магазина, который представляет собой веб-сайт компании,
предназначенный для обеспечения сбыта товаров или услуг, заключается в
значительно более низкой стоимости его создания и содержания по сравнению с
открытием традиционных магазинов. Существующие онлайн-сервисы позволяют
покупателям размещать заказы на требуемую продукцию непосредственно через
Интернет, заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за
поставками, что дает возможность компаниям вести торговлю без существенной
привязки к географическому расположению.
Одним из важных факторов является и то, что
веб-сайты компаний-продавцов работают 24 часа в сутки. Независимо от часовых
поясов туда могут приходить потенциальные покупатели из многих стран мира.
Согласно статистике, до 40% оборота крупных интернет-магазинов обеспечивается
заказами из других государств.
Создание полноценных интернет-каталогов
позволяет потребителю получать всю имеющуюся информацию о продаваемых товаров.
В интернет-магазине ассортимент может включать тысячи наименований продукции, а
в обычном магазине, как правило, несколько десятков или сотен.
Для интернет-торговли более всего подходят те
товары, торговый цикл которых может быть полностью осуществлен посредством
интернет-сервисов, начиная от рекламы и заканчивая заказом, оплатой и
доставкой. К категории таких товаров относятся: программное обеспечение, МP3,
фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент,
который может быть полностью реализован через Интернет.
Согласно статистическим данным, к традиционным
товарам, наиболее часто реализуемых через Интернет, относятся книги, компьютеры
и комплектующие, бытовая техника и электроника, туризм и бронирование билетов,
билеты на культурные мероприятия, товары для дома и дачи и др. (рис.4).
Рис. 4 Структура спроса на товары,
реализуемые посредством Интернет
Таким образом, развитие
интернет-технологий создает новые возможности для производителей и продавцов
товаров в сфере расширения рынка сбыта. Если раньше путь товара к конечному
потребителю строился по цепочке "производитель - поставщик - розничный
торговец", то сейчас Интернет дает производителям многих товаров
возможность работать напрямую со своими потребителями. Это позволяет продавать
продукцию по более низким ценам по сравнению с традиционной розничной торговлей
и помогает обеспечивать устойчивый сбыт, что особенно актуально при сокращения
совокупного спроса в условиях экономического кризиса.
Вместе с тем, существует несколько
сдерживающих факторов развития рынка Интерне-услуг. Один из них - недостаточное
распространение электронных платежей. На сегодня наличные средства остаются
преимущественным способом оплаты покупок в интернет-магазинах: их доля примерно
в четыре раза выше, чем доля платежей с помощью кредитных карт (рис.5).
Рис. 5 Способы оплаты заказов из
интернет-магазинов
Преобладание наличных в качестве
основного платежного средства характерно для начального этапа становления рынка
услуг интернет- торговли. На этом этапе приоритетными являются вопросы,
касающиеся поиска, выбора и резервирования товара, при этом способы его
доставки и оплаты отходят на второй план. Ситуация в этом направлении начала
постепенно меняться, но негативное влияние кризисных явлений несколько
затормозили этот процесс. Тем не менее, развитие электронных платежных систем
остается очень перспективным направлением бизнеса.
Неравномерность проникновения
Интернета в регионах создает существенную проблему в использовании
интернет-технологий их жителями и замедляет темпы роста электронной торговли в
целом (по данным ФОМ) (рис.6).
Рис. 6 Доля интернет-пользователей в
Федеральных округах за год.
Уровень проникновения Интернета
зависит в значительно степени от доли затрат на интернет-услуги в месячном
бюджете среднестатистического пользователя. В субъектах РФ, где цены на
пользование Сетью находятся в наиболее приемлемом соотношении с уровнем доходов
(менее 3% месячного бюджета) распространенность Интернета выше среднего по
стране. В эту группу входят семь субъектов РФ, а именно - Москва, Петербург,
Камчатский край, Мурманская, Сахалинская, Московская, Томская и Новгородская
области.
Для регионов с низким уровнем
проникновения Интернета характерна высокая цена на предоставление доступа в
Сеть, которая является существенным фактором, сдерживающим увеличение доли
пользователей. В данную группу входят 33 субъекта РФ: Орловская, Саратовская,
Свердловская, Кемеровская области и др.
Исключение составляют регионы, где,
несмотря на относительно высокие цены, число пользующихся домашним Интернетом
достаточно высоко. К ним относятся Приморский край, Псковская, Челябинская,
Магаданская области, где затраты на Интернет составляют 3,5% семейного бюджета
и более, а проникновение Сети - 30% и более.
Существуют также регионы, в которых
фактор цены не является определяющим. Низкий уровень проникновения Интернета
здесь обусловлен в основном слабо выраженной потребностью в доступе в Сеть, что
в большей степени зависит от социально-культурных особенностей, образа жизни и
образования пользователей. К таким регионам можно отнести Архангельскую,
Белгородскую, Вологодскую области и Татарстан.
Не менее важным сдерживающим
фактором является несовершенство в сфере правового регулирования. Действующее
законодательство России содержит ряд несоответствий и пробелов, которые
существенно затрудняют развитие цивилизованного рынка Интернет-услуг, приводит
к различным нарушениям прав физических и юридических лиц.
В последнее время на рынке
интернет-услуг активно развивается сектор межкорпоративного сбыта товаров -
система business-to-business (B2B). Объем электронных торгов в B2B-секторе в первом
квартале 2009 года превысил 11 млрд. рублей. За второй квартал текущего года на
торговой площадке Единой системы электронной торговли B2B-Center было проведено
1 890 торговых процедур на общую сумму 18 млрд. руб. Этот показатель на 34%
превышает объемы торгов за аналогичный период прошлого года (11,9 млрд руб.) и
на 38% выше показателей первого квартала текущего года (11,2 млрд руб.).
Согласно данным "Центра
развития экономики", совокупный объем всех торговых процедур, проведенных
в системе B2B-Center, превысил 475 млрд. руб., а общее количество торгов
достигло 65 тыс. Количество участников, зарегистрированных в системе
B2B-Center, к концу второго квартала 2009 года равнялось 27 173 компаниям -
прирост за истекший период составил 11,2% (3 019 новых предприятий).
По данным B2B-Center, крупнейшими
заказчиками, проводившими торги в системе B2B-Center во втором квартале 2009
года, стали "КЭС-Холдинг" (квартальный объем электронных торгов - 2,9
млрд. руб.).
Данные о динамике роста количества
участников в сегменте B2B
свидетельствует о том, что электронная торговля сегодня становится все более
востребованным инструментом для организации закупок и продаж, как крупными
корпорациями, так и компаниями малого и среднего бизнеса. На площадке
B2B-Center регулярно ведут торги более 24 тысяч компаний из различных отраслей
экономики.
По прогнозам аналитиков, к 2012 году
в мире почти 850 млн. людей будут покупать и продавать товары и услуги через
Интернет, и объем торговли в глобальной сети вырастет вдвое по сравнению с 2008
годом. К 2012 году объем онлайновой торговли должен составить около 13 трлн.
долларов, основная доля в котором будет принадлежать сектору B2B.
На российском рынке интернет-услуг
динамично развиваются B2G-площадки, предназначенные для размещения государственного
или муниципального заказа. На сегодняшний день большинство участников
B2G-торгов сконцентрировано в Центральном округе страны: низкий уровень
развития Интернета в регионах и отсутствие единой электронной системы
ограничивают доступ мелких поставщиков к госзаказу.
Согласно данным Национальной
ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), оборот B2G-рынка вырос в
2007 году на 22% по сравнению с 2006-м, составив почти $2,5 млрд. К 2010 году
рынок может вырасти еще на 100%, а его объем в денежном выражении может
составить $4,6 млрд.
О необходимости создания в России
электронной системы госзакупок впервые заговорили в 2002 году, когда была
принята федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010
годы)". Рынок электронного госзаказа начал складываться в 2005 году после
принятия федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд".
В апреле 2007 года в закон были
внесены поправки, которые сделали возможным для государственных и муниципальных
органов использование электронных торгов. Была четко регламентирована процедура
проведения аукционов и запроса котировок на открытых площадках. Этот закон
заработал, но его несовершенства еще предстоит устранять.
В настоящее время многие
государственные и муниципальные органы управления перешли на хотя бы частичную
реализацию госзаказа с помощью электронных систем как на федеральном (например,
с помощью электронных систем делает закупки Управление делами президента РФ),
так и на региональном уровне. Московское правительство также активно пользуется
электронными системами и в ближайшие годы планирует перевести в электронную
форму около 15% своих закупок.
Электронные аукционы имеют целый ряд
преимуществ перед обычными открытыми аукционами: здесь быстрее проходит сама
процедура торгов, нет необходимости созывать аукционную или котировочную
комиссию, обеспечивается абсолютная прозрачность проведения торгов, поскольку
любой их участник может наблюдать за ходом аукциона в режиме реального времени.
Использование Сети позволяет
привлечь к участию в государственных закупках самый широкий круг поставщиков,
повысить эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В
частности, это позволяет существенно удешевить, ускорить и упростить процедуры
получения необходимой документации, подачи и приема заявок на участие в
конкурсе, передачи уточняющих вопросов в адрес конкурсной комиссии и рассылки
ответов на них.
По подсчетам НАУЭТ, использование
электронной формы торгов в этом секторе рынка может снизить расходы на
организацию закупок на 10-15%. При этом, конкурсная комиссия имеет в своем
распоряжении новейшие средства систематизации и сравнения полученных заявок, в
результате процедура конкурсного отбора становится более четкой и прозрачной.
Кроме того, проведение электронных торгов является эффективной
антикоррупционной мерой, поскольку они по определению исключают возможность
личных контактов между участниками.
Однако существует немало факторов,
которые сдерживают рост отечественного рынка электронных госзакупок. И здесь на
первом месте стоит та же проблема, что и в других секторах рынка - низкий
уровень проникновения Интернета в России. Это значительно ограничивает
возможности поставщиков по выполнению госзаказов особенно определенных
категорий товаров, таких, например, как овощи: их поставляют сельские
предприятия, у которых пока нет широкого доступа в Интернет, а значит, и
возможности переходить на электронные торги.
Недостаточный и неравномерный
уровень интернетизации страны затрудняет обеспечение одного из главных
преимуществ B2G-систем - равных для всех желающих условий участия в конкурсе.
Так, у небольших муниципальных образований доступ в Интернет либо ограничен,
либо отсутствует вообще. Некоторые поставщики выходят в Сеть по телефонной
линии, поэтому они не могут работать на торгах так же быстро, как их
конкуренты.
Другая, не менее актуальная,
проблема состоит в том, что закон, регулирующий проведение госзакупок через
электронные системы, устанавливает ограничение на сумму каждого лота в 1 млн.
рублей. Практика показывает, что контрактов на сумму меньше 1 млн. у нас очень
мало.
Открытым остается и вопрос об
электронной цифровой подписи: Министерство обороны до сих пор не
регламентировало ее использование своими подразделениями. Однако, по мнению
экспертов, решение всех этих проблем не даст желаемого эффекта до тех пор, пока
в стране не будет создана единая электронная система госзакупок. Сейчас в
Рунете действует несколько автономных электронных площадок, предполагающих различные
процедуры регистрации и проведения торгов. Для эффективной работы этого сектора
необходимо объединить их в одну большую электронную систему. У России есть
возможность стать первой страной в мире, в которой появится подобная система.
С введением единой системы госзаказа
любой предприниматель из любого региона страны сможет принять участие в
электронных торгах на специализированных электронных площадках. Это позволит
повысить конкуренцию, а значит, качество предложения, и обеспечит значительную
экономию средств из бюджетов всех уровней. Подобный портал очень важен для
малого бизнеса, субъекты которого смогут получить доступ к государственным
заказам наравне с крупными компаниями.
Использование технологий
Интернет-торговли качественно видоизменяет существующие экономические процессы,
открывает более широкие возможности для расширения делового сотрудничества и
освоения новых рынков, позволяет повысить эффективность работы коммерческих
компаний и государственных организаций. Результатом внедрения электронных торговых
площадок, как правило, становится повышение прибыльности, снижение издержек,
обеспечение прозрачности экономических процессов.
Таким образом, развитие
интернет-услуг является необходимым условием для создания инфраструктуры
современного бизнеса, расширения его возможностей по производству и сбыту
товаров и услуг. Массовый характер отношений по оказанию интернет-услуг, объемы
оборотов материальных, финансовых и информационных ресурсов в данной сфере
свидетельствуют о важном значении интернет-услуг для развития российской
экономики и повышения ее конкурентоспособности путем модернизации хозяйственных
взаимодействий.
4. Теоретико-методологические основы
исследования.
Теоретической базой исследования будут являться
концептуальные подходы разработанные и предложенные ведущими отечественными и
зарубежными учеными экономистами занимающихся вопросами теории, анализа и
разработкой проблем модернизации хозяйственных взаимодействий на основе
развития инновационных секторов экономики, в частности таких, как интернет-услуги.
Проблемы взаимосвязи интернет-услуг и развития
рыночных отношений в современных условиях исследуются в работах многих ведущих
отечественных и зарубежных ученых экономистов, работы которых формируют
теоретико-методологическую базу данного исследования: Н. Винера, Дж. Ф.
Неймана, А. Харта, К. Шеннона, У. Эшби, А.И. Анчишкина, В.М. Глушкова., А.Н.
Колмогорова, В.А. Котельникова, А.М. Майминаса, А. Урсула, А.А. Харкевича, А.А.
Аузан, Р.Т. Зяблюк, Р.П. Малахинова, Д.Г. Плахотная, А.И. Московский, Г.А.
Артамонова, Т.В. Вишняковой, Ю.В. Пашкуса, И.К. Рыженковой, А.И. Черного, Ю.А.
Шрейдера, И.И. Родионова, Т.П. Николаевой, О. Н. Вершинской, Д.С. Черешкина и
др.
Теоретической и методологической основой
диссертационного исследования будут служить теории цикличности
социально-экономического развития, эволюционная теория экономики; концепции
неоклассического и неоинституционального анализа; системный и диалектический
подходы; структурно-функциональные, индуктивные и дедуктивные методы
исследования; методы эмпирического, статистического анализа, табличные и
графические приемы, элементы моделирования. Будут рассмотрены нормативные и
правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность
информационной сферы экономики.
Заключение
Процессы внедрения интернет-технологий,
происходящие сегодня в обществе, свидетельствуют, что они являются объективным
инновационным фактором развития, который направляет и координирует
экономическую деятельность людей, выступает как ее предпосылка, ресурс и
результат.
Развитие интернет-услуг вызывает появление новых
форм хозяйственной деятельности и модернизирует существующие, участие в которых
создает основу для достижения качественных преимуществ и роста экономической
эффективности. Все это определяет особое место и роль интернет-услуг в
экономической структуре современного общества.
Развитие интернет-услуг обеспечивает не только
движение и обмен всех видов информации, но и продуцирует кардинальные
качественные сдвиги в экономической и общественной жизни такие как:
повышение эффективности экономики на основе
роста производительности труда;
структурная перестройка в пользу наукоемких,
высокотехнологичных отраслей;
создание эффективной системы государственного
управления за счет реализации концепции "электронного правительства";
развитие системы государственных электронных закупок; формирование единого
национального информационного пространства;
инновационное влияние на экономический рост:
уменьшение затрат на сырье, комплектующие и электроэнергию; сокращение до нуля
предельных издержек сбора, хранения, передачи информации; создание качественно
новых продуктов потребления; изменение структуры спроса и предложения;
создание технологических предпосылок для
развития гражданского общества (формирование инфраструктуры, обеспечивающий
свободный доступ к глобальной сети; реализация права на свободный поиск,
получение, передачу, производство и распространение информации; вхождение
России в мировое информационное сообщество).
Таким образом, модернизация хозяйственных
взаимодействий на основе развития рынка интернет-услуг является одним из
ключевых элементов современной экономики, который сохраняет ее целостность,
устойчивость и способность к развитию.
интернет услуга экономика
информационный
Литература
. Гагин А. Денег в Сети
меньше, чем надо, но больше, чем кажется // Итоги, от 23 ноября 1999, с. 59.
. Известия, от 7 июня 2005.
. Институт открытой экономики
// Известия от 22 июня 2005.
. Казьмин Д. Переедут в
Интернет// Ведомости, №225 (2495) от 27 ноября 2009
. Коммерсант, № 42, 2005,
с.46.
. Компьютерра, № 46, 2003, с.
12.
. Компьютерра, № 47 (571),
2004, с.13.
. Кузнецов В. B2C: состояние
и перспективы //http://www.i2r.ru
. Майоров С.И.
Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы
и статистика, 1993, с. 128.
. Мальцев Ю. Объем
электронных торгов в B2B-секторе в первом квартале превысил 11 млрд. рублей //
http://www.mskit.ru/
. Попова М. Традиционные
ритейлеры идут в Интернет // Ъ приложение к газете "Коммерсантъ" №
211 (4266), от 12 ноября 200.
. Рынок розничной торговли в
сети Интернет // 12 февраля 2009 // http://www.oborot.ru/
. Тайлакова С.В.
Теоретические аспекты формирования основ рынка информационных ресурсов в
современной экономике России. - Кемерово, 2002, с. 18
. Токвайло М. Загоняют в сети
// Ведомости, №242 (2512), от 22 декабря 2009.
. 24 млн. россиян ежедневно
выходят в интернет // 18 декабря 2009// http://rumetrika.rambler.ru
. Rapport
sur le commerce electronigue et le developpement. New York; Geneve: NU, 2001, р.
30.
. The Internet // The
Economist, 1995, July, 1.
. http://rumetrika.rambler.ru