В том числе НДС (руб.)140 25526 858440 160607 273Запасы сырья на начало периода (руб.)5 0005 25016 00026 250Запасы сырья на конец периода (руб.)4 0007 50012 00023 500Изменение остатков1 000-2 2504 0002 750
Количество сырья за период рассчитывается как произведение планируемого объема производства продукта на норму расхода сырья на единицу.
450 + 826 100 = 1 404 550 (ед.)
Общая потребность в сырье - это сумма количества сырья за период и планируемых запасов сырья на конец периода.
000 + 1 404 550 = 1 412 550 (ед.)
Для определения количества закупаемого сырья из общей потребности в сырье необходимо вычесть запасы на начало периода.
412 550 - 10 000 = 1 402 550 (ед.)
Рассчитываем НДС в сумме закупки:
530 * 20 / 120 = 140 255 (руб.).
Запасы материалов на начало периода переносятся из начального баланса, запасы на конец периода рассчитываются как произведение планируемых запасов на конец периода в натуральном выражении на среднюю цену без НДС.
000 * 0,6 / 120 * 100 = 4 000 (руб.)
000 - 4 000 = 1 000 (руб.).
После определения общей суммы закупки материалов необходимо спланировать взаимоотношения с поставщиками в бюджете закупок по поставщикам. В данном бюджете необходимо спланировать оплату поставщикам за закупочный товар с учетом кредиторской задолженности и предоплаты на начало месяца, которая попадает в расчет из начального баланса. Форма данного бюджета приведена в таблице 1.9.
Таблица 1.9. Бюджет закупок по поставщикам
ПоставщикПредоплатаКЗ на начало месяцаОбъем закупок (в руб.)Итого к оплатеОплата в бюджетном месяцеКЗ на конец месяцаСделанная предоплатаИзменение КЗПоставщик №1650 0001 002 6751 652 6751 000 000652 6752 675Сырье 1841 530Сырье 2161 145Поставщик №2780 0002 640 9603 420 9601 000 0002 420 9601 640 960Сырье 32 640 960Всего1 430 0003 643 6355 073 6352 000 0003 073 6351 643 635
Столбец «Итого к оплате» планируется как сумма кредиторской задолженности и объема закупок за вычетом предоплаты на начало месяца.
000 + 1 002 675 = 1 652 675 (руб.)
Оплата в бюджетном месяце планируется отделом снабжения на основании договоров с поставщиками. Кредиторская на конец месяца возникает, если сумма к оплате больше, чем оплата в бюджетном месяце.
652 675 - 1 000 000 = 652 675 (руб.)
Изменение кредиторской задолженности и предоплаты рассчитывается для построения бюджета движения денежных средств косвенным методом и определяется как разница кредиторской на конец и начало месяца и разница предоплаты на начало и конец месяца.
675 - 650 000 = 2 675 (руб.)
НДС рассчитывается исходя из суммы закупок.
5.Бюджет оплаты труда
Данный бюджет составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты труда. Как правило, он состоит из двух частей - план оплаты труда основного персонала и административно-управленческого персонала. Рассмотрим простейшую схему сдельной формы оплаты труда основных рабочих и менеджеров по продажам и систему окладов для вспомогательного и административного персонала.
Переменная часть оплаты труда основных работников планируется исходя из норматива 0,54 руб. на единицу продукции А и 0,59 руб. на единицу продукции Б. Постоянная часть оплаты труда основного персонала рассчитывается на основании штатного расписания и составляет 50 000 руб. Ставка начислений на зарплату составляет 34,6%. Бюджет оплаты труда основного производства приведен в таблице 1.10.
Таблица 1.10. Бюджет оплаты труда основного персонала
Начисления в планир. мес.Продукт АПродукт БОбъем производства продукции, ед.251 500375 500Трудозатраты, руб./ед.0,540,59Переменные затраты на оплату труда, руб.357 355135 810221 545Постоянная оплата, руб.50 00019 01630 984Всего затраты на оплату труда407 355154 826252 529Начисления на заработную плату140 94553 57087 375
Переменные затраты на оплату труда рассчитываются умножением нормы трудозатрат на объем производства.
500 * 0,54 = 135 810 (руб.)
Постоянная зарплата планируется для компании в целом и разделяется по видам продукции пропорционально переменной зарплате. Начисления на оплату труда рассчитываются исходя из суммарных затрат на оплату труда и ставки начислений.
826 * 34,6% = 53 570 (руб.)
Зарплата административно-управленческого персонала также разделяется на переменную и постоянную части. Переменную составляют комиссионные менеджеров по продажам в размере 3% от суммы проданных товаров с НДС. План оплаты труда АУП приведен в таблице 1.11.
Таблица 1.11. Бюджет оплаты труда АУП
Начисления в планируемом месяцеОбъем продаж (т.ч. НДС)7 350 000Комиссионные менеджеров по продажам (3% хобъем продаж)220 500Постоянная зарплата40 000Затраты на оплату персонала260 500Начисления на заработную плату90 133
Сводный бюджет оплаты труда приведен в таблице 1.12.
Таблица 1.12. Сводный бюджет оплаты труда
Задолженность на начало месяцаНачисления в планируемом месяцеВыплата в планируемом месяцеЗадолженность на конец месяцаЗатраты на оплату труда580 000667 855580 000667 855Начисления на заработную плату200 680231 078200 680231 078
Задолженность на начало месяца переносится из начального баланса, начисления в планируемом месяце сводятся из таблиц 1.11 и 1.12:
945 + 90 133 = 231 178 (руб.)
Оплата в бюджетном месяце планируется исходя из отсрочки выплаты зарплаты и начислений на один месяц. В бюджетном месяце погашается только задолженность на начало месяца. Зарплата с начислениями бюджетного месяца переходит в задолженность на конец месяца.
247 855 - 580 000 = 667 855 (руб.).
6.Бюджет производственных накладных затрат
Этот бюджет представляет собой количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Как и в годовом бюджете, планирование накладных производственных затрат на месяц целесообразно составлять с использованием агрегированных финансовых показателей с уточнениями до статей. Постоянные затраты также целесообразно планировать по статьям.
В нашем примере для упрощения и наглядности расчетов ставка переменных затрат запланирована одним значением и составляет 0,5 руб. на единицу продукции А и 0,4 руб. на единицу продукции Б. Планируемые постоянные накладные затраты приведены в таблице 1.13.
Таблица 1.13. Постоянные накладные расходы
СтатьяСумма, руб./мес.Содержание кладовщика4 000Текущий ремонт65 000Спецодежда и санитария20 000Топливо, газ70 000Электроэнергия100 000Вода65 000Амортизация150 000Содержание оборудования80 000Командировочные8 000НДС в производственных расходах70 000
Статьи затрат в таблице запланированы без НДС. Расчет НДС производится отдельно и связан с тем, какая часть накладных затрат «приходит со стороны».
Бюджет производственных накладных затрат для рассматриваемого примера приведен в таблице 1.14.
Таблица 1.14. Бюджет производственных накладных затрат
СтатьяИтогоПродукт АПродукт БОбъем производства продукции (ед.)251 500375 500Норма переменных накладных затрат (руб./ед.)0,50,4Планируемые переменные накл. Затраты (руб.)125 750150 200Планируемые постоянные затраты (руб.)213 584348 416Итого накладных затрат837 950339 334498 616Амортизация150 000Оплата накладных затрат687 950НДС70 000Оплата накладных затрат с учетом НДС757 950
Сумма постоянных затрат распределяется по продуктам пропорционально переменным затратам на оплату труда основного персонала. В итоговой сумме накладных затрат не учитывается НДС, поскольку данное значение попадает в прогнозный отчет о прибыли, в котором все суммы должны учитываться без НДС.
750 + 213 584 = 339 334 (руб.)
Оплата накладных затрат рассчитывается как сумма всех статей затрат и НДС за вычетом амортизации, поскольку она является не денежной статьей затрат.
950 + 70 000 = 757 950 (руб.)
7.Бюджет себестоимости реализованной продукции
На основании данных бюджетов закупок сырья, оплаты труда основного персонала и накладных производственных затрат составляем бюджет себестоимости реализованной продукции, который представлен в таблице 1.15.
Таблица 1.15. Бюджет себестоимости реализованной продукции.
Сырье (руб./ед.)Оплата труда (руб./ед.)Накладные затраты (руб./ед.)Затраты на единицу продукции всего (руб./ед.)Стоимость запасов на начало месяца (руб.)Себестоимость реализованной продукции (руб.)Стоимость запасов на конец периода (руб.)Продукт А3,280,831,355,4536 0001 366 49640 896Продукт Б5,900,911,338,1340 5003 053 80540 665Всего76 5004 420 30181 562
Себестоимость продукции состоит из стоимости сырья, зарплаты основного персонала и производственных накладных затрат.
Сырье на единицу продукции рассчитывается как сумма произведений норм расхода и цены сырья.
При этом, если цена сырья в бюджетном месяце изменяется по сравнению с прошлым, стоимость сырья рассчитывается как средняя взвешенная:
После определения средней цены сырья за период сырье на единицу продукции рассчитывается как сумма произведений норм и полученных цен.
(2,3 * 0,6 + 0,7 * 0,9 + 0,8 * 2,4) * 100 / 120 = 3,28 (руб./ед.).
Оплата труда на единицу рассчитывается:
(154 826 + 53 570) / 251 500 = 0,83 (руб./ед.).
Накладные затраты на единицу:
334 / 251 500 = 1,35 (руб./ед.).
Себестоимость реализованной продукции рассчитывается по методу FIFO, т.е. первым списываются запасы товара на начало месяца, а затем товар, закупаемый в бюджетном месяце.
000 + (250 000 - 6 000) * 5,45 = 1 366 496 (руб.).
Рассчитываем сумму себестоимости реализованной продукции:
366 496 + 3 053 805 = 4 420 301 (руб.).
Стоимость запасов на конец месяца рассчитывается умножением суммарных затрат на единицу продукции на планируемый остаток на конец месяца.
,45 * 7 500 = 40 896 (руб.).
Изменение остатка определяется как разница между стоимостью запасов на начало и конец месяца.
000 - 40 896 = - 4 896 (руб.).
8.Бюджет административных затрат и затрат на реализацию
Для нашего примера этот бюджет включает в себя только план расходов по содержанию офиса. Перечень статей затрат, планируемых в данном бюджете, может быть значительно больше. Исходные данные для плана расходов по содержанию офиса приведены в таблице 1.16.
Таблица 1.16. Начисление и планируемая оплата затрат на содержание офиса
Затраты в планируемом месяце (с НДС), руб.Выплата в планируемом месяце (с НДС), руб.Канцтовары6 00018 000Хозтовары10 00010 000Расходные материалы для содержания оргтехники39 00039 000Услуги связи68 00068 000почта12 00012 000бухгалтерские бланки10 00010 000бумага19 00019 000обслуживание транспорта48 10048 100
План затрат на содержание офиса приведен в таблице 1.17.
Таблица 1.17. План затрат на содержание офиса
Механизм расчета сумм кредиторской задолженности, предоплаты на конец месяца, суммы НДС, изменения кредиторской и предоплаты такой же, как и в бюджете закупок по поставщикам.
На следующем этапе данных всех рассмотренных выше бюджетов сводятся в результирующие бюджеты:
бюджет платежей НДС;
прогнозный отчет о прибыли;
бюджет движения денежных средств прямым и косвенным методами;
прогнозный баланс.
9.Бюджет НДС
В бюджете НДС сводятся все данные по НДС к оплате и возмещению из операционных бюджетов, и определяется сальдо по НДС. Формат данного бюджета для рассматриваемого примера приведен в таблице 1.18.
Таблица 1.18. Бюджет НДС
Статья НДССуммаНДС к оплате1225000НДС к возмещению719 289За транспортное обслуживание6 667За закупленное сырье607 273За производственные накладные расходы70 000За содержание офиса35 350За приобретенные основные средства-Сальдо по НДС505 711
Статья «НДС к оплате» переносится из бюджета продаж по клиентам, сумма НДС к возмещению за транспортное обслуживание, сырье, производственные накладные расходы, содержание офиса переносится из соответствующих операционных бюджетов. НДС по приобретенным основным средствам отсутствует поскольку в бюджетном месяце не планируется приобретение необоротных активов. Разница между НДС к оплате и НДС к возмещению составляет сальдо по НДС. Если сальдо отрицательное, т.е. НДС к оплате меньше, чем НДС к возмещению, сумма попадает в баланс в качестве задолженности государства перед компанией по НДС. В обратном случае сальдо по НДС переходит в баланс в задолженность перед бюджетом по НДС.
Согласно действующему законодательству, сумма НДС к уплате выплачивается в месяце, следующем за отчетным. В бюджете планируется оплата задолженности перед государством по НДС на начало месяца. Если государство должно возместить НДС компании, получение денег не планируется, задолженность переходит на следующий месяц.
Расчет оплаты НДС приведен в таблице 1.19.
Таблица 1.19. Расчет оплаты и задолженности по НДС.
Задолженность по НДС на начало мес.320 000Начисленный НДС505 711НДС к Оплате825 711Уплата НДС в текущем месяце320 000Задолженность по НДС на конец мес.505 711
10.Составление прогнозного отчета о прибыли
В прогнозном отчете о прибыли сводятся данные по продажам и затратам компании для определения суммы налога на прибыль и планируемого значения чистой прибыли. Форма отчета приведена в таблице 1.20.
Таблица 1.20. Прогнозный отчет о прибыли
СтатьяСумма, руб.Выручка от продажи товара6 125 000ИздержкиСтоимость проданных товаров4 420 301Транспортные издержки33 333Всего производственных издержек4 453 634Валовая прибыль1 671 366Зарплата АУП260 500Начисления на оплату труда90 133Содержание офиса176 750Операционная прибыль1 143 983Проценты за кредит-Прибыль до налога на прибыль1 143 983Налог на прибыль205 917Чистая прибыль938 066
В данном отчете сводятся все итоговые суммы бюджета продаж, транспортных затрат, оплаты труда, производственных накладных, себестоимости проданных товаров и содержания офиса. Все суммы заносятся без НДС. Ставка налога на прибыль 18%.
11.Бюджет движения денежных средств прямым методом
Следующим результирующим бюджетом является бюджет движения денежных средств, рассчитанный прямым методом. В данный бюджет заносится планируемый приход и расход денежных средств, рассчитанный в основных операционных бюджетах. Форма бюджета приведена в таблице 1.21.
Ниже перечислено происхождение каждой статьи этого бюджета:
денежные средства на начало месяца заносятся из начального баланса;
поступление денег - из бюджета продаж по клиентам;
оплата поставщикам за сырье - из бюджета закупок по поставщикам;
оплата труда и начисления на заработную плату - из бюджета оплаты труда (оплата задолженности на начало месяца);
оплата накладных расходов - из бюджета производственных накладных затрат;
выплаты за транспортные услуги - из бюджета затрат на доставку до покупателей;
содержание офиса - из бюджета затрат по содержанию офиса;
уплата НДС - из бюджета НДС (оплата задолженности на начало месяца).
Таблица 1.21. Бюджет движения денежных средств (прямой метод)
Денежные средства на начало месяца446 330Поступление денег от продаж товара5500000Денежные средства в распоряжении5 946 330Выплаты денежных средствПоставщикам за сырье2000000Оплата труда580 000Начисления на заработную плату200680Оплата накладных расходов757950Выплаты за транспортные услуги60000Содержание офиса224 100Уплата НДС320000Уплата налога на прибыль120 000Покупка оборудования0Всего выплат4 262 730Чистый денежный поток1 237 270Денежные средства на конец месяца1 683 600
Оплата налога на прибыль планируется по тому же принципу, что и оплата НДС - в бюджетном месяце погашается задолженность по налогу на прибыль прошлого месяца. Начисленный налог на прибыль в бюджетном месяце переходит в задолженность перед бюджетом на конец месяца. Денежные средства на конец месяца рассчитываются как сумма чистого денежного потока и денежных средств на начало месяца.
13. Прогнозный баланс на конец месяца
Форма данного отчета приведена в таблице 1.22.
Таблица 1.22. Прогнозный баланс
Активы:На начало месяцаНа конец месяцаОборотные активы:Денежные средства446 3301 683 600Счета дебиторов1 058 0002 908 000Клиент А380 0001 130 000Клиент Б558 000478 000Клиент В120 0001 300 000Запасы сырья26 250един.23 500Сырье 15 00010 0004 000Сырье 25 2507 0007 500Сырье 316 0008 00012 000Запасы товаров76 50081 562Продукт А36 0006 00040 896Продукт Б40 5004 50040 665Задолженность бюджета по НДС0Всего оборотные активы1 607 0804 696 662Основные средстваСооружения и оборудование1 860 0001 860 000Накопленная амортизация142 000292 000Сооружения и оборудования нетто1 718 0001 568 000Итого активы3 325 0806 264 662Обязательства:Счета к оплате1 462 0003 073 635Поставщик №1650 000652 675Поставщик №2780 0002 420 960Услуги транспортных предприятий20 000В т. ч. Клиент А5 000-В т. ч. Клиент Б7 000-В т. ч. Клиент В8 000-Канцтовары12 000Задолженность по зарплате580 000667 855Задолженность перед бюджетом:640 680942 706по НДС320 000505 711по налогу на прибыль120 000205 917начисления на заработную плату200 680231 078Банковский кредит0Акционерный капитал:Обыкновенные акции, без номинала120 000120 000Нераспределенная прибыль522 4001 460 466Всего акционерный капитал642 4001 580 466Итого обязательства и капитал3 325 0806 264 662
. Составление бюджета движения денежных средств косвенным методом
На завершающем этапе построения системы месячных бюджетов необходимо составить бюджет движения денежных средств косвенным методом. Данный бюджет наглядно показывает, почему прибыль не равна чистому денежному потоку. Бюджет формируется по данным прогнозного баланса и отчета о прибыли: суммируется чистая прибыль и амортизация, полученное значение корректируется на изменение статей текущих активов и пассивов. Изменение статей баланса рассчитывается уже на этапе составления операционных бюджетов. Данный расчет производится с целью определения факторов, которые могут повлиять на уменьшение чистого денежного потока и вызвать дефицит денежных средств. Это помогает до получения результирующих бюджетов откорректировать планируемые исходные данные, если изменение статей активов и пассивов неблагоприятное.
Форма бюджета движения денежных средств, рассчитанного косвенным методом, приведена в таблице 1.23.
Таблица 1.23. Бюджет движения денежных средств (косвенный метод)
СтатьяСумма, руб.Чистая прибыль938 066Амортизация150 000Изменение статей текущих активовИзменение дебиторской задолженности- 1 850 000Изменение предоплаты:-Поставщики-транспортные расходы-затраты на канцтовары-Изменение запасов сырья2 750Изменение запасов готовой продукции- 5 062Изменение задолженности бюджета по НДС-Изменение статей текущих пассивовИзменение кредиторской задолженности:1 611 635за материалы полученные1 643 635за транспортные услуги- 20 000затраты на канцтовары- 12 000Изменение предоплаты клиентов за товары-Изменение задолженности по зарплате87 855Изменение задолженности перед бюджетом302 026по НДС185 711по налогу на прибыль85 917по начислениям на зарплату30 398Чистый денежный поток от операционной деятельности1 237 270
Амортизация добавляется к чистой прибыли, поскольку является не денежной статьей затрат, т.е. начисляется, но не выплачивается (деньги остаются в компании). Кроме этого, при формировании данного отчета используются два принципа:
уменьшение статей текущих активов приводит к увеличению денежного потока;
уменьшение статей текущих пассивов приводит к уменьшению денежного потока.
Необходимо отметить, что в рассматриваемом примере планируется только денежный поток от операционной деятельности, инвестиционные и финансовые операции в бюджетном месяце не планируются. Если компания в бюджетном месяце планирует покупку или продажу основных средств, получение или погашение кредита, выплату дивидендов и прочие операции, не связанные с основной деятельностью, в бюджете движения денежных средств необходимо добавить разделы, в которых планируются денежные потоки от инвестиционной и финансовой деятельности. Равенство денежных потоков, рассчитанных прямым и косвенным методами, также является параметром оценки корректности построения системы месячных бюджетов.
В рассматриваемом примере чистый денежный поток за бюджетный месяц положительный, предприятие не нуждается в кредитовании.
Заключение
Полученные результаты позволяют делать вывод об эффективности работы компании в будущем месяце. Такой бюджет может быть принят. Если планируемые результаты работы компании не устраивают руководство и собственников, существует возможность вернуться к исходным данным и определить, что именно нужно изменить для того, чтобы улучшить ситуацию (например, снизить уровень затрат или увеличить некоторые статьи затрат в расчете на увеличение продаж). Это позволяет найти решение проблемы до ее возникновения и, как следствие, приводит к повышению эффективности работы компании.
Рассмотренный пример является упрощенным, однако он достаточно наглядно показывает механизм формирования отдельных бюджетов и взаимосвязи между ними. Технология составления месячного бюджета для любой компании одинакова, отличаются только содержание самих бюджетных таблиц и некоторые связи между ними.
Для некоторых компаний возможно дополнение системы бюджетами, которые не рассматривались в примере, например, бюджетом затрат на доставку сырья до склада компании или бюджетом непроизводственных затрат. Технология составления этих бюджетов такая же, как и для операционных бюджетов, описанных выше, необходимо определить исходные данные, на основании которых формируются суммы затрат (или других показателей), и сформировать расчетную таблицу, в которой исходные данные пересчитываются в суммы начисленных и оплаченных затрат.
Не следует забывать о том, что месячный бюджет не может функционировать без годового бюджета. С одной стороны, планирование своей деятельности только на месяц вперед не может быть эффективным, так как не предусматривает план проведения длительных мероприятий, направленных на улучшение работы компании. С другой стороны, определяя и устраняя только проблемы будущего месяца, руководство компании не замечает свои стратегические ошибки, что может иметь негативные последствия. Поэтому в идеале компания должна иметь общую стратегию действий, стратегический план развития на несколько лет, детализацию этого плана в виде годового бюджета на ближайший год и детализацию годового бюджета в виде месячного бюджета на ближайший месяц.
бюджетирование затрата себестоимость прибыль
Литература
1.Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование/ В.П. Савчук. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 432 с.
.Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.
.В. Добровольский, Б. Коробанов и др. Бюджетирование: шаг за шагом. 2-е изд., дополн. - СПб.: Питер, 2010. - 480 с.
. Плясунков А.В. Методическое пособие «Разработка месячного бюджета на предприятии». - Минск, 2013.