Конкуренция ее виды и роль в экономическом развитии

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция ее виды и роль в экономическом развитии














Эссе

Конкуренция её виды и роль в экономическом развитии

Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Конкуренция - соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.

На мой взгляд, эти определения полностью раскрывают понятие конкуренции.

Конкуренцию делят на виды:

1.Совершенная конкуренция, свободная или чистая - экономическая модель, встречающаяся только в идеализированном рынке, в этой модели не производитель, не потребитель не в силах повлиять на стоимость товара, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции:

·бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

·однородность и делимость продаваемой продукции

·отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

·высокая мобильность факторов производства

·равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Все признаки должны СОБЛЮДАТСЯ, при отсутствии хоть одного признака это уже будет несовершенной конкуренции. Девид Рикардо считал, что в условии совершенной конкуренции экономическая прибыль будет уменьшаться у каждого из продавцов.

2.Несовершенная конкуренция - экономическая модель в которой отдельные производители имеют возможность контролировать стоимость продукции, которую они производят. В современной экономике эта модель считается наиболее распространённой.

Признаки не совершенной конкуренции:

·наличие входных барьеров в отрасль;

·дифференцированность продукции

·основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

·возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.


Виды рынков несовершенной конкуренцииКоличество производителейСтепень дифференциации продукцииСтепень контроля над ценамиБарьеры для входа на рынокМонополистическая конкуренцияБольшое количество фирмРазнообразная продукцияОтносительно небольшаяНизкиеОлигополияМалое количество фирмОднообразная продукция или с незначительными различиямиЧастичнаяВысокиеМонополияОдна фирмаОднообразная продукция не имеющая субститутовПолнаяВысокие

Примеров рынков с несовершенной конкуренции очень много. Например рынок газировок, во главе которого стоят компании Coca Cola и Pepsi. Так же к несовершенной экономике относится рынок автомобилей (BMW, Mercedes Benz, Audi др.), рынок бытовой техники (Samsung, LG, Sony) и др.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Виды несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Олигополия (Oligopoly) - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Чистая монополия (Pure monopoly) - организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Наряду с олигополией и монополистической конкуренцией, монополия является примером несовершенной конкуренции.

Джоан Робинсон (1903-1983), экономист кейнсианского направления, в книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) отмечает, что понятие совершенной конкуренции слишком идеализирует реальную экономику. В концепции Робинсон производитель имеет возможность влиять на цены. Эта возможность возникает в результате его исключительного положения. Выход на рынок для других фирм затруднен в результате создания «легальных барьеров» для вступления в отрасль (термин ввела сама Дж. Робинсон) и нечестной конкуренции. Робинсон считает, что монополизация экономики ведет к социальной несправедливости даже к «монополистической эксплуатации». Джоан Робинсон (1903-1983), экономист кейнсианского направления, в книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) отмечает, что понятие совершенной конкуренции слишком идеализирует реальную экономику. В концепции Робинсон производитель имеет возможность влиять на цены. Эта возможность возникает в результате его исключительного положения. Выход на рынок для других фирм затруднен в результате создания «легальных барьеров» для вступления в отрасль (термин ввела сама Дж. Робинсон) и нечестной конкуренции. Робинсон считает, что монополизация экономики ведет к социальной несправедливости даже к «монополистической эксплуатации».

Роль конкуренции в экономическом развитии

Из определения конкуренции - соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров. Делаем вывод, что предприниматели борются «за лучшие условия купли продажи» А лучшие условия купли продажи будут достигнуты только в том случае если предприниматель заинтересует потребителя. А как заинтересовать потребителя!? Нужно отвечать всем его требованиям - цена, качество, производительность, дизайн и т.п. Производители пытаются удовлетворять требования покупателя за счёт внедрения новых технологий, рационального использования сырья и т.д. Конкуренты использующие более прогрессивные технологии побуждают использовать других (своих конкурентов) ещё более технологичные технологии. И благодаря этому начинается некая гонка «вооружения» В следствии чего я могу с уверенностью сказать, что конкуренция на прямую влияет на прогресс. А прогресс это не отъемлющая часть современного общества!

Как и у всего существующего у конкуренции есть свои отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Адам Смит высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.

Конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

·выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

·сводит конкретный труд к общественно необходимому;

·содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Список использованных материалов

конкуренция рынок экономический

.http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкуренция

.http://www.center-yf.ru/data/economy/Strategii-konkurencii.php

.http://slovari.yandex.ru/

.http://vadim-galkin.ru/politics/macroeconomics/adam-smith/

6.http://www.economicportal.ru/

.http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/70.htm

Похожие работы на - Конкуренция ее виды и роль в экономическом развитии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!