Базируется на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. [5, С. 162]
Несовершенная. Базируется на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.
2. Роль конкуренции в современном хозяйственном механизме
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики. [8, С. 510]
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель. [6, С. 215]
2.1 Влияние конкуренции на хозяйствующие субъекты
Конкуренция, по общему признанию экономистов, является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночного механизма. Именно благодаря конкуренции рынок становится кибернетической системой (системой с обратной связью), обеспечивающей: установление цен, которые отражают уровень платежеспособного спроса на тот или иной товар; перемещение капиталов из сферы с меньшей эффективностью в сферы более эффективного их применения; развитие технического прогресса.
По словам П. Самуэльсона, конкуренция позволяет находить ответы на следующие вопросы:
что производить (какие удовлетворять потребности);
для кого производить (какой занять сегмент рынка);
как производить (с помощью какой технологии).
Однако позволяет ли конкуренция находить оптимальное решение всех этих проблем?
Как уже отмечалось, конкурентная система может толкать производителя на достижение коммерческого успеха не путем скорейшего внедрения технических новшеств, а путем их сокрытия от конкурентов, т.е. сдерживания технического прогресса. Конкуренция толкает производителей не на насыщение рынка тем, что требуется для удовлетворения самых насущных потребностей общества, а в первую очередь на удовлетворение платежеспособного спроса. Это означает, например, что на рынке всегда имеется в избытке жилье для богатых и не хватает жилья для бедных.
Нельзя также не замечать еще одну сторону вопроса. Как писал Ф. Энгельс, «конкуренция есть наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Эта война, война за жизнь, за существование, за все… протекает не только между различными классами общества, но и между отдельными членами этих классов…«Один из руководителей компьютерных компаний как-то заявил, что конкуренцию, имеющую место на соответствующем рынке, часто называют истребительной; и это не преувеличение, а даже приуменьшение влияния конкуренции на жизнедеятельность конкурентов, так как речь идет не о прибыли, а о самом существовании фирм-конкурентов. Отсюда возникают самые жестокие методы борьбы с конкурентами. Может быть, самую яркую характеристику общества, в основе которого лежит конкуренция, дал Луис Келсо. «Идея о том, что капитализм в нынешнем виде, - писал он, - это площадка, на которой каждый человек имеет равные экономические права, абсолютно глупа. Римская арена с технической точки зрения была ровной площадкой. Однако с одной ее стороны были львы с клыками, а с другой - безоружные христиане. Это не ровная площадка. Это бойня. Противостояние массы людей без капитала маленькой горстке богачей, наделенной колоссальными финансовыми ресурсами, это то же самое». Вот почему известный исследователь рыночного механизма Филип Котлер пишет: «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее. Если им что-то угрожает, они сразу показывают зубы». Здесь речь идет об искажении принципов свободной конкуренции, проявлении так называемой недобросовестной конкуренции. Сегодня большинство экономистов признают, что «достоинства, приписываемые свободному предпринимательству, присущи ему в полной мере лишь тогда, когда в наличии имеются все сдерживающие и уравновешивающие факторы «совершенной конкуренции». При этом под совершенной конкуренцией понимается такая система, при которой ни один из предпринимателей не может сам по себе воздействовать на рыночную цену, единолично определять ее уровень. [17]
2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой
Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.
В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за: созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций); слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда; ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:
возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
2.3 Антимонопольная политика в России
Антимонопольная политика действует на основе антимонопольного законодательства.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет следующие санкции:
предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм);
штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);
прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.
Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики: первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка; второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации. На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. [8, С. 510]
В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка, в таблице 2.2 приведены примеры организаций монополистов.
Таблица 2.2. Предприятия-нарушители антимонопольного законодательства
Название предприятияОтрасльПостановление ФАСОАО «МГТС»Услуги телефонной связиФАС МО от 24.01.2008 №КА-А40/14610-07).ООО» ЛУКОЙЛ-Волганефтепродук»Добыча, переработка, реализация нефтепродуктовФАС ВВО от 25.06.2010 по делу №А79-8795/2009МУП «Электротеплосеть»Коммунальные услугиЦО от 22.10.2009 по делу №А35-7959/08-С20)
Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится. [20]
2.4 Экономическая оценка современного состояния конкуренции
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
принято конкурентное законодательство;
осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
проведена приватизация;
снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004-2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.
Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низко концентрированных - растет.
Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции:
. Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.
. Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний - от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).
. Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
. Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности анти конкурентного влияния на рынки.
Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства.
В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.
Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Гос.корпорации обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.
Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее:
усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями;
возвращение властных функций от всех созданных гос. корпораций государству;
расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний;
введение моратория на создание новых государственных корпораций;
исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки гос. корпораций.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машино-технического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров - машин и оборудования.
Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала. [18]
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели понятие конкуренции, ее роль в экономике и современном хозяйственном механизме. Так же охарактеризовали теоретические аспекты конкуренции, ознакомились с типами рыночных структур, рассмотрели виды конкуренции, узнали о антимонопольной политике, дали экономическую оценку современного состояния конкуренции.
Таким образов можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы, которые были перечислены выше. Хотя в целом, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Список литературы
1) Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция 2010 №1 (19) С. 5-18
) Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию. / Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - 210 с.
) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / М.: Юрайт, 2005. - 400 с.
) Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. Общая редакция В.М. Гальперина. / СПб.: Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с.
) Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. и др. Экономическая теория. Ч. 1. Введение в экономику. Микроэкономика / Тамбов.: ТГТУ, 2009. - 232 с.
) Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник / М.: «РДЛ», 2005. - 560 с.
) Кулешова А.Б. Шпаргалка по конкуренции: учеб. пособие / М.: ТК Велби, 2004. - 32 с.
) Кудров В.М Национальная экономика России: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007. - 526 с.
) Роберт С. Пиндайк, Дэниел Л. Рубинфельд Микроэкономика. / М.: Дело, 2001. - 808 с.
) Рубин Ю.Б. Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 428 с.
) Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 507-529.
) Сидорович А.В (руководитель авторского коллектива), Битюкова В.Р, Борисова С.Г. и др. Основы национальной экономики: учеб. пособие - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - XIV, 530 с. - (Учебник МГУ имени М.В. Ломоносова).
) Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. 5-е изд., / Киров: «АСА», 2006. - 832 с.
) Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2010. 4-е изд.
) Шаститко А.Е. Конкуренция и антимонопольная политика в неоавстрийской теории // Экономическая политика. 2008 №2 С. 107-126
теории // Экономическая политика. 2008 №2 С. 107-126