Тема: Молодежная политика как системная технология улучшения качества жизни молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    24,89 Кб
Молодежная политика как системная технология улучшения качества жизни молодежи
Молодежная политика как системная технология улучшения качества жизни молодежи
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уральский государственный экономический университет

Институт магистратуры

Кафедра Социологии и управления общественными отношениями

«Экономика» - «Экономическая и социальная политика»


Оценка_____________________

Зав.кафедрой________________

«___»________2010г.


Курсовая работа

по «Экономической социологии»

Молодёжная политика как системная технология улучшения качества жизни молодёжи

Магистранта группы

МЗЭСП-09/201

Спиридоновой О.Г.

Научный руководитель - к.с.н., доцент Банных Г.А.





г. Екатеринбург - 2010 год

Оглавление

Введение

1.Молодёжная политика как самостоятельное направление деятельности государства

2.Молодёжная политика как инструмент улучшения качества жизни молодёжи

3.Государственное содействие молодёжи в решении жилищных проблем

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Молодежная политика выступает одной из подсистем социальной политики государства. В каждой подсистеме с учетом актуальных времени задач востребуются как общие, социетальные технологии, так и технологии, отражающие контексты времени, социальной ситуации, конкретного сообщества, социальной группы.

Сегодня ориентиром социологии молодёжи является представление о многомерности молодёжи, тем более что оно отражается в разнообразии социологических подходов к проблемам молодёжи. Рассмотрим данную группу с точки зрения ресурсного подхода, где молодёжь - серьезный потенциал социального развития.

Исходной является идея К. Манхейма о молодёжи как скрытом ресурсе. Решая актуальные, сегодняшние проблемы молодёжи, общество, тем самым, закладывает фундамент своего последующего развития - ведь сегодняшняя молодёжь, проходящая первичную социализацию, уже завтра будет активным субъектом социальной жизни, основной производительной и творческой силой общества. Но данный подход получил дальнейшее развитие лишь сравнительно недавно.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году сказал, что «основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек. Как личность и гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А его жизненный успех зависит от личной инициативы и самостоятельности, от его способностей к новаторству и творческому труду… Главное - сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно - открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они - ровесники новой, демократической России. В них - ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей».

Молодежная политика определяется не только воздействиями управляющей системы (государством), но и самой молодёжью, а также качеством взаимодействия всех субъектов молодежной политики. Результатом этого взаимодействия являются качественные характеристики жизни. Взаимодействия управленческих структур и молодёжи во многом определяют качество жизни не только данной социально-демографической группы, но и целого общества, что объясняется ролью и местом молодёжи в его социальной структуре.

В «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» указывается, что государственная молодежная политика является «системой приоритетов и мер», направленных на «системное вовлечение молодёжи в общественную жизнь», создание «условий для успешной социализации и эффективной самореализации», «возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем», что «будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом». Таким образом, критерии оценки качества жизни могут служить критериями конструирования и оценки эффективности системной технологии.

Основные механизмы наращивания человеческого капитала лежат в сфере обеспечения здоровья, качественного образования, построения успешной карьеры, благополучия семьи.

В этой связи, молодежная жилищная политика не только сильно дифференцируется от уровня доходов молодых людей, но и должна быть нацелена на будущее, имея в виду будущие научные разработки. Только такой подход может обеспечить стабильный прирост экономики и ВВП.

1. Молодёжная политика как самостоятельное направление деятельности государства

Возрастные типологические особенности молодёжи - формирование жизненной стратегии, отсутствие достаточного опыта решения социальных проблем, потребность в организации и партнерстве, стремление к творческой самореализации и, в определенной степени, желание быть полезными обществу - предъявляют повышенные требования к качеству взаимодействия управленческих структур, призванных непосредственно содействовать наиболее полному удовлетворению возрастных особенностей молодёжи.

Этот вопрос прямо влияет на перспективы развития России, на успех реализации наших стратегических планов. Молодёжь сегодня - это более четверти населения страны. Нынешнее поколение, выросшее в условиях рыночной экономики, существенно отличается от предыдущих и имеет свои ценности и приоритеты, с которыми нужно считаться.

Жизненный успех в сознании современной молодёжи - это - прежде всего крепкая семья и дети, уважение окружающих и благополучие, интересная работа. Это нормальные позитивные ценности. В то же время у значительной части молодёжи практически нет идеалов, влияющих на формирование жизненных целей. Заметно изменились условия, в которых происходит становление молодого поколения, поменялись условия получения образования, практически исчезли дворы и танцплощадки, где молодые люди занимались и общались. Общение во многом приобрело виртуальный характер, изменились принципы карьерного роста и профессионального развития.

Становление, социализация сегодняшнего поколения молодёжи пришлась на годы, когда молодёжная политика практически отсутствовала. Это привело к серьёзным проблемам с духовно-нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, к заметному искажению ценностных установок.

В то же время сегодняшней молодёжи предстоит жить и работать в условиях усиления глобальной конкуренции, повышения роли инноваций и человеческого капитала как основного фактора экономического и социального развития. Уже сейчас растёт и будет только усиливаться конкуренция на международных рынках за квалифицированные кадры. Дополнительная нагрузка ляжет на молодёжь и в связи со старением населения России. Однако качество отечественного образования, состояние здоровья и имеющиеся сегодня возможности для самореализации в должной мере не обеспечивают российской молодёжи нужных преимуществ и конкурентоспособности. Неэффективным в работе с современной молодёжью оказывается и богатый советский опыт, он требует существенного переосмысления и модернизации. Экономическая и социально-структурная трансформация общества, изменения в системе общественных ценностей, развитие гражданского социума привели к изменению условий формирования жизнеустройства молодёжи как одной из социальных групп российского общества.

Социально-политические факторы трансформации вызвали переформирование социальной структуры российского общества, ее неустойчивость, неопределенность, изменение общественных отношений, социальных ролей и статусов. Трансформация отражает «сущностные изменения, своего рода социальное перерождение». Поведение молодёжи в такой ситуации, так или иначе, стратегируется. С целью интеграции в формирующуюся социальную структуру, молодёжь вынуждена инвентаризировать доступные ресурсы и после когнитивного оценивания собственных возможностей, ею выстраивается стратегия действий, направленных на совладение с неопределенностью.

Сложный, хаотичный процесс формирования жизненных стратегий формирует и их особенности: в первую очередь, это неустойчивый характер стратегий как следствие групповой специфики молодёжи, во-вторых дифференциация, многообразие жизненных стратегий, в-третьих, трансгрессивная составляющая при отсутствии традиционности (отсутствие преемственности опыта), и, наконец, краткосрочный характер жизненных стратегий. Из-за неопределенности в социальной сфере нет смысла в построении долгосрочных перспектив.

В условиях изменения социальной структуры, социальных преобразований, смены экономических ориентиров процесс жизнеустройства и жизнестратегии приобретает сложный характер.

Во-первых, происходит кардинальное изменение социальных институтов.

При этом молодёжь существенно влияет на институциональные изменения в обществе, так как является потребителем уже имеющегося качества жизни и одновременно субъектом созидания его актуальных характеристик и прообразов возможного будущего качества. Готовность самой молодёжи принимать участие в различных направлениях молодежной политики достаточно высока: главную роль в сохранении российского общества должна играть молодёжь в возрасте 18-24 года - так считает 23% респондентов, в возрасте 25-30 лет - 37% (суммарно - 60%), в развитии страны, соответственно, - 31 и 45% (суммарно - 76%).

Во-вторых, меняется упорядоченное (традиционное) вхождение индивида в общество. В трансформирующемся обществе процессы перемен идут слишком быстро, в силу чего жизненный опыт старших поколений не может сохранять свое прежнее значение в новых условиях. Поэтому модель передачи-освоения социально-значимого опыта старшего поколения и, соответственно, межпоколенного взаимодействия должна отражать это многообразие, так как молодёжь, целостно воспринимая этот мир, целостно его и преобразует.

«Молодёжь и старшее поколение могут быть партнерами в решении молодежных проблем» считают 60% респондентов; 10% опрошенных молодых людей не согласны с этим утверждением и 30% выразили равнодушие к этой проблеме, ответив «мне все равно».

Молодёжь хотела бы усвоить исторический опыт старшего поколения «полностью» (39%), частично (52%), отказываются от этого опыта только 7% респондентов. Исторический опыт старшего поколения опрошенная молодёжь оценила по пятибалльной шкале следующим образом: «отлично» - 27%, «хорошо» - 40%, «удовлетворительно» - 17%. Половина опрошенной молодёжи (49%) считают, что «частично» «деды являются для них образцом», четверть респондентов (25%) «полностью согласны» с этим утверждением и лишь 9% дали отрицательный ответ.

В-третьих, дифференцируются модели включения в общество. Это условие дифференцирует жизненные стратегии молодёжи в целом.

В направлениях «жилищные проблемы молодёжи» готовы принять участие 81% респондентов, «создание рабочих мест», «организация активного досуга и отдыха», «молодая семья» - от 74 до 76%, «молодёжь и наука», «молодёжь и производство» - более 60%, «патриотическое воспитание молодёжи» - 58%, «молодежный парламент» - 53%, «молодёжь и сельское хозяйство» - 48% (по всем направлениям отражены суммарные значения ответов «скорее всего» и «в случае необходимости»).

Как видно, все направления молодёжной политики, отражающие основные сферы жизнедеятельности общества, вызывают интерес и готовность значительной части молодёжи активно включиться в ее реализацию. Но так как государство не всегда создает необходимые условия для этого, то молодёжь не видит смысла в проявлении активности.

Лишь 18% ответивших молодых людей признают эффективность политики в отношении молодёжи; почти 80% респондентов считают себя обделенными вниманием государственных структур, почти 30% респондентов не считают своим партнером власть, 42% затруднились ответить и лишь 25% признают партнерство с властью.

Социальное партнерство - это равновесное соотношение роли и места различных социальных групп в существующей социально-экономической и социально-политической структуре общества. Поэтому партнерство можно рассматривать как один из механизмов реализации молодежной политики как системной технологии. В понимании респондентов согласно выборке цитируемого исследования и анализу вторичных источников традиционно роль и ответственность руководителя достаточно высока и предопределяет состояния процессов и явлений. Как бы не хотелось, чтобы ситуация складывалась иначе, она такова исторически. И поэтому, в том числе, сильны патерналистские настроения в молодежной среде, поэтому велико число респондентов, которые считают, что основным препятствием в реализации жизненных планов являются «правительство», «социальная политика», «нестабильная социально-политическая и экономическая обстановка в стране», что инициаторами партнерских отношений должны быть власть и руководители.

Результаты изучения мнений и представлений руководителей и специалистов молодёжных структур и молодёжи свидетельствует о слабых партнерских связях между ними в «почти» классической модели партнерства (вышестоящие руководители и сообщество молодёжи).

По оценкам молодёжи эффективной молодежную политику считают только 18%, «молодежные структуры отражают интересы самих себя» - отвечает 78% (!) респондентов (суммарно ответы «верно» и «отчасти верно»); «молодежная политика поддерживает молодежную инициативу», - так считают 36%; столько же респондентов считает, что молодежная политика отражает интересы только активной части молодого населения.

Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. 77% опрошенных полагает: "Когда нужно они вспоминают о нас". Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям.

Обобщая сказанное, рискнем высказать предположение: за последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ.

Сегодняшняя молодёжь - очень неоднородная, разноликая. Не случайно актуальна проблема расширения адресатов молодёжной политики, приглашения к сотрудничеству молодых семей и молодых специалистов, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в трудной жизненной ситуации, молодых рабочих. Роль государства заключается в том, чтобы оказать поддержку, стимулировать позитивные тенденции, противостоять негативным и деструктивным влияниям.

При этом речь отнюдь не должна идти о безразборной поддержке всех и каждого только лишь по признаку возрастной принадлежности. Такой путь - путь воспитания социального иждивенчества, инфантилизма, поколения, которое будет не в состоянии в перспективе взять на себя решение ключевых проблем общества. Для устойчивого развития общества необходима сбалансированная, индивидуально ориентированная молодёжная политика.

Именно поэтому государственная молодёжная политика должна быть, прежде всего, комплексом государственных услуг, способствующих социализации молодого человека.

В последнее время этой проблематике уделяется много внимания. Утверждена стратегия государственной молодёжной политики на период 2006-2016 годов, существует специальный раздел в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, создано специальное ведомство, которое занимается молодёжными делами.

И в России, и в Содружестве Независимых Государств в центр внимания вынесены проблемы, которые связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив. Без участия молодёжи в инновациях мы не сможем создать то самое новое технологическое общество, к которому так стремимся.

Во всём мире и науку, и технологические достижения делают молодые, поэтому абсолютно актуальная задача - поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для их последующего применения.

В соответствии с изложенными механизмами выработаны основные меры модернизации молодёжной политики: это совершенствование системы профессионального самоопределения молодого человека и построение карьеры. Сегодня существуют лишь её разрозненные элементы. Из-за этого государство несёт серьёзные экономические и социальные потери, так как структура предложений на рынке образовательных услуг слабо согласуется со спросом на рынке труда. А между тем опыт развитых стран показывает, что образование - наиболее важная и эффективная отрасль экономики. В результате значительная часть молодых людей работает не по своей специальности, а построение карьеры происходит во многом стихийно и неэффективно.

Главное решение этой проблемы - сделать профессиональное образование адекватным потребностям рынка труда, а молодым людям - обеспечить возможность делать осознанный профессиональный выбор, а также создать эффективные модели и формы трудоустройства, адаптации и закрепления молодого специалиста в профессиональной среде.

В этом направлении, уже сделаны определённые шаги. Появились премии Президента для молодых учёных, это вполне серьёзные, «взрослые», скажем так, по размеру премии - по 2,5 миллиона рублей. Увеличены президентские гранты для молодых кандидатов и докторов наук - сейчас это 600 тысяч рублей и один миллион рублей. Впервые в России прошёл так называемый молодёжный инновационный конвент. Теперь необходимо, чтобы подобные инициативы развивались и в каждом субъекте Федерации. Определённые стимулы этому были даны, по предложению Президента в регионах сейчас создаются советы молодых учёных и специалистов.

Сейчас на выходе из Федерального Собрания законопроект, который позволит создавать при вузах малые инновационные предприятия. Эта мера была предложена Президентом как мера, которая должна достигнуть двух результатов. Во-первых, поддержать инновационную активность в университетах и, во-вторых, помочь в условиях кризиса адаптироваться части молодёжи, выпускникам вузов по их окончании, чтобы не создавать проблемы с трудоустройством.

И, конечно, стимулирование молодёжного предпринимательства. Здесь важно сделать конкретные шаги в сфере кредитования, в том числе с применением механизма государственных гарантий по обеспечению стартовых кредитов на открытие собственного дела.

Кроме того, есть предложения, которые связаны с созданием на местах молодёжных школ предпринимательства, есть целый набор грантов, которые предоставляются на открытие молодёжью собственного дела. Эти гранты действуют в различных субъектах Российской Федерации.

Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы, потому что имеющиеся в ряде регионов нормативы по работе с молодёжью довольно разномастные.

Есть ещё одна тема, на которую стоит обратить внимание. Государство занимается поддержкой молодёжи, но понятно, что никакой глухой стены между полноценной взрослой жизнью и учёбой молодых людей не существует. Поэтому нужно думать и о том, чтобы вовлекать молодёжь не только в бизнес-практики, создавать предприятия, на которых молодёжь будет работать, но и активнее включать их в политическую и общественную жизнь.

В этой связи Президентом предлагается установить во всех субъектах Федерации единый возраст по избранию в представительные органы муниципальной власти, муниципальных образований. Любой гражданин, который достиг 18-летнего возраста, должен иметь право, должен получить возможность быть избранным в этот муниципальный орган.

Молодёжная политика - это не только отношения между государством и молодёжью. В эффективной реализации этой политики должны быть заинтересованы и общественные структуры, и бизнес. Конечно, особое место должна иметь работа руководителей регионов, и руководителей муниципальных образований. Они как раз в наибольшей степени сталкиваются с проблемами, и в их руках очень важный нормативный инструментарий. Поэтому Президентом поддержано предложение включить работу с молодёжью в число критериев эффективности оценки руководства субъектов Федерации.

Первая и основная проблема это информирование широких слоёв молодёжи, которое находится на крайне низком уровне. До тех пор, пока не будет совершён настоящий качественный прорыв в этом вопросе, все наши усилия и инициативы будут иметь ограниченный круг действия, а значит неполный социальный эффект.

Вторая. Включение в проекты и программы возможно более широкого круга участников. Понятно, что актив молодёжи, как и любой другой актив, не может по определению быть многочисленным. Но этот актив должен, просто обязан искать и находить методы работы с разноликим молодёжным сообществом.

2. Молодёжная политика как инструмент улучшения качества жизни молодёжи

молодежная политика жизнь качество

Теоретические рассуждения, какие критерии могут быть положены в основу молодежной политики как системной технологии улучшения качества жизни молодёжи, приводят к пониманию, что программные документы, определяющие стратегию работы с молодёжью, требуют формулирования и разработки основных направлений и мер, отражающих ситуативные состояния и проблемы. Повышение качества жизни - одна из коренных социальных проблем.

Качество жизни - обобщающая социально-экономическая категория, представляющая обобщение понятия "уровень жизни", включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт.

Качество жизни (англ. - quality of life, сокр. - QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Термин «качество жизни» стал особенно широко применяться в 1980-е годы после работ Дж.Гэлбрейта. Теории качества жизни широко используются в деятельности национальных и международных социально-политических организаций (ЮНЕСКО и др.). Определённое внимание данной проблеме уделяется и в России, в том числе в публикациях журнала «Социологические исследования» и других изданиях.

Философия качества жизни в конце XX века выходит на первый план в государственной политике и социальной работе в наиболее развитых странах мира, например, в Канаде, Великобритании и Швеции, поскольку через качество жизни возможно осуществлять интегральную оценку эффективности управления в постэкономическую эпоху.

В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации ориентация на качество жизни обеспечивается конституционно. Первая часть статьи 7, главы 1 Конституции «Основы конституционного строя» гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности конкретно задаваемой для данной личности или общности нормы выступать формой представления и обеспечения достоинства и свободы людей. Задаваемые в качестве необходимых, должных характеристики качества жизни для молодёжи определяют для них желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве универсального управленческого инструмента.

Качество жизни носит интенсивный характер, поскольку характеризует субъектность населения, т.е. фактическую дееспособность различных общностей и каждой отдельной личности. Из этого, в частности, следует, что качество жизни ни при каких обстоятельствах не может быть сведено к потребностям и социально-экономическим благам: дееспособность есть не следствие благ, а их причина или безотносительное к ним основание. При этом применение категории качества жизни носит не менее объективный характер, чем иные категории, которые характеризуют социально-культурное и экономическое благополучие, например, уровень жизни.

Высокое качество жизни - это требование времени, без него немыслимо движение вперёд. Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей, и наиболее всего молодёжи. Они вынуждены концентрировать свои усилия на добывании «насущного хлеба», им - не до творчества.

Именно по этой причине промышленно развитые страны ещё в 60-е годы ХХ века взяли курс на создание условий по обеспечению высокого качества жизни для всего работающего населения, и пошли они на этот шаг отнюдь не из филантропических побуждений, а потому, что это оказалось выгодно как для бизнеса, так и для правящей элиты. Перемещение приоритетов в обществе с удовлетворения элементарных физиологических потребностей к реализации достойной жизни позволяет удовлетворять на принципиально другом уровне как материальные, так и интеллектуальные, и духовные потребности граждан, что является условием динамичного развития личности, общества и государства.

Справочно: По оценкам Всемирного банка, проведённым по 192странам, на долю физического капитала приходится около16% национального богатства, природного капитала - 20%, человеческого - 64%. Для России эта пропорция иная - 14,72 и 14%, то есть в стране роль природных богатств является доминирующей. Таким образом, экспертные оценки и экспериментальные расчёты свидетельствуют о том, что главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и всё повышающееся качество жизни.

Вложения в человеческий капитал превращаются в экономически выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

Исходя из такого подхода высокое качество жизни предполагает высокие параметры качества трудовой жизни (по методологии Международной организации труда), высокое качество социальной сферы (здравоохранение, образование, жильё, общественный транспорт, культура и спорт) и высокое качество окружающей среды.

Эти три компонента являются ядром структуры качества жизни.

Следует отметить, что в России доктрины качества жизни и человеческого потенциала ещё не рассматриваются властными элитами с позиции практического применения. Недооценка важности социальной составляющей (как важнейшего условия экономического роста и гармонизированных трудовых отношений), характерная для советского периода, ещё более усугубилась на этапе рыночной трансформации и смены общественного строя, что привело к обвальному снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах и слоях населения даже простое его воспроизводство.

Состояние дел в этой сфере приводит к суженному воспроизводству населения с позиции демографии и снижению качества человеческого капитала. Для преодоления данных разрушительных тенденций потребуется не только существенный финансовый, но и временной ресурс, оцениваемый не годами, а поколениями.

В последнее время наблюдается повышение интереса властных структур к улучшению качества жизни населения. Однако национальные крупномасштабные социальные программы в этой сфере фактически ещё не достигли стадии практической реализации, что приводит к весьма серьёзным социальным последствиям. Так, в Российской Федерации индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который, по сути дела, является результирующим критерием оценки качества жизни, за последние десять лет резко снизился на 15 пунктов и, прежде всего, из-за падения объёмов ВВП, роста смертности и уменьшения продолжительности жизни.

Сейчас Россия по ИЧРП занимает 62 место среди стран мирового сообщества.

Первым шагом к повышению качества жизни населения страны является задача преодоления бедности. Главным в решении стратегической задачи государства по преодолению бедности является обеспечение существенного роста доходов населения и, прежде всего молодёжи.

3. Государственное содействие молодёжи в решении жилищных проблем

Достаточно часто в научных исследованиях «жилищный вопрос» рассматривается с позиций системообразующего фактора среды обитания человека. При этом его решение представляется наиболее сложной составляющей комплекса показателей качества жизни. Не имея своей крыши над головой, трудно строить реальные планы на будущее.

Задача, поставленная Президентом РФ по модернизации экономики и переходу ее на инновационный путь развития, может быть решена только за счет энергии творческой молодёжи. Численность молодёжи с каждым годом будет уменьшаться, не говоря уже о негативных качественных сдвигах в ее структуре.

К сожалению, в обозримом будущем Россия не будет располагать достаточными лишними ресурсами молодёжи, в отличие, например, от Китая. По прогнозам экспертов, через 10 лет численность молодёжи может сократиться на 11 миллионов человек. И даже если все они будут энергичными и талантливыми, нагрузка на них заметно возрастёт. В этой ситуации обеспечение конкурентоспособности и безопасности страны будет находиться под угрозой, а это существенно обостряет её демографические проблемы.

Следовательно, проблема заключается в максимальном вовлечении всей молодёжи в модернизацию экономики, особенно в инновационные отрасли, что, безусловно, даст возможность ускоренного развития экономики России. Именно под таким углом необходимо рассматривать главное направление развития жилищной молодежной политики. Жилье должно в данном случае играть роль не только гаранта (условия) для создания достойного уровня жизни и возможного демографического роста, сохранения здоровья, но и должно выполнить роль социального катализатора для того, чтобы молодые инновационно-настроенные люди более успешно решали производственные и научно-технические проблемы.

В настоящее время приоритетным направлением в реализации государственной молодежной политики является обеспечение жильем молодёжи, так как для данной категории граждан эта проблема стоит наиболее остро. Рассмотрим «жилищный вопрос» с позиций одного из важных направлений жизненной стратегии молодёжи. Его решение представляется наиболее сложной составляющей комплекса показателей условий и качества жизни.

Конечно, можно возразить, что жилье не такой важный фактор, гораздо важнее вложения в оборудование, технологии, однако обобщенный опыт показал, что первоочередное решение жилищной проблемы для молодых даст определенный социальный толчок к повышению эффективности в науке и производственной деятельности. Молодежь, особенно инновационно-настроенная, отлично понимает, что при имеющемся доходе жилищную проблему можно решить через 50 лет, поэтому молодые люди уезжают на запад или распыляют свои знания и умения на другие сферы деятельности. Запад эту ситуацию давно понял и успешно пользуется ей.

На одно из первых мест поставлено обеспечение жильем молодых талантливых ученых, однако, в условиях высокого уровня бедности и молодежной безработицы в стране чисто рыночные принципы обеспечения жильем не смогут переломить ситуацию в данной сфере. Проведенная в сентябре 2009 года конференция по вопросам обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов подтвердила необходимость того, что решение проблемы должно строиться на оптимальном сочетании рыночного принципа и строгого государственного регулирования.

Важно подчеркнуть, если рыночные подходы и конкуренция автоматически обеспечивают решение проблемы, то система государственного регулирования, конечно, не свободна от многих недостатков. Конечно, невозможно вернуться к прежней раздаче жилья специалистам, которая была в СССР, но и ждать пока доходы молодых людей решат данную проблему также крайне нерационально.

В соответствии с задачами, поставленными Президентом Д. А. Медведевым по итогам заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года, обобщение опыта реализации жилищных программ и разработка новых механизмов обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и специалистов, предусматривающих дифференцированный размер социальных выплат и их стимулирующий характер, должны обеспечить решение жилищной проблемы среди молодёжи.

Политика обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и специалистов не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. Во-первых, молодёжь объективно нуждается в большей государственной поддержке, поскольку, как правило, не располагает накоплениями и имеет текущие доходы ниже, чем у других возрастных групп населения. Во-вторых, рождение детей предполагает наличие определенных условий проживания молодых семей и перспективы улучшения этих условий. Таким образом, реализация государственной жилищной политики для молодёжи требует особого подхода и проработки всех механизмов ее осуществления.

С этой точки зрения можно объяснить то, что 57% респондентов сочли необходимым оказывать господдержку в этой области молодым семьям. Такая позиция россиян вполне соответствует национальным интересам, откликается на задачи улучшения демографической ситуации, сокращения базы криминалитета среди молодежи и является, при этом, вполне «адресной». То есть, население демонстрирует в этой области большую готовность «мыслить по-государственному».

Для решения проблем, связанных с обеспечением жильем молодежи 31 декабря 2005 года Постановлением Правительства РФ №865 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которая стала важным стратегическим шагом в улучшении жилищных условий молодых граждан России. В ходе реализации этой программы наметился позитивный сдвиг в решении этой проблемы, а также обозначился ряд направлений требующих целевой проработки. Но хотелось бы отметить, что реализация данной программы осуществляется не во всех регионах, а также определился недостаток в финансировании как из федерального, так и региональных бюджетов, что приводит к малому количеству участников. Всего порядка 40,0 тысяч молодых семей ежегодно могут принимать участие и улучшать свои жилищные условия. Для редакции новой программы необходимо учесть ряд этих направлений и предложить новые механизмы, которые будут отвечать требованиям финансово-экономических условий, сложившихся на данном этапе, и решать более широкий круг социальных задач. А именно:

решение демографической проблемы за счет увеличения социальных выплат при рождении детей;

обеспечение жильем молодых специалистов и ученых, занятых в приоритетных отраслях экономики, которые будут способствовать повышению эффективности всего производства и переходу на инновационный путь развития;

увеличение объемов строительства жилья для молодежи, в том числе развитие индивидуального жилищного строительства.

Пока, согласно подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", для молодых семей предусматривается только сниженная процентная ставка по ипотечному кредиту. Для решения жилищных проблем в молодых семьях государство планирует привлекать дополнительные финансовые средства из внебюджетных источников, доступ к которым сильно различается по регионам. Учитывая, что в настоящее время в данной категории преобладают люди, являющиеся квалифицированными рабочими, специалистами с высшим образованием и служащими (офисные работники, технический персонал), для многих из них даже льготная ипотека будет непосильной ношей, хотя именно эта часть населения предъявляет повышенный спрос на ипотеку и активнее других мечтает об отдельном комфортном жилье.

Объективные препятствия, мешающие заработать на улучшение своих жилищных условий - вот что является для граждан главным основанием требовать от государства поддержки в этой сфере.

Молодежная политика предусматривает межсубъектное взаимодействие. С одной стороны определяющим субъектом является государство, а с другой есть молодежные сообщества, то есть организованная молодежь, которая в той или иной мере обязана выступать субъектом для того, чтобы ее проблемы решались так, как это может быть ей интересно. Вот в этой части общероссийская общественная организация Союз МЖК России есть одна из тех составляющих частей совокупного субъекта под названием МОЛОДЕЖЬ, которая имеет определенные возможности влиять на политику.

Основной целью Союза МЖК России является содействие решению жилищных проблем молодежи, формирование общественного мнения молодых граждан по вопросам жилищной политики, доведение этого мнения до сведения широкой общественности, органов законодательной и исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления, содействие в создании правовых и организационных условий, способствующих налаживанию эффективной государственной поддержки молодежи и молодых семей в строительстве и приобретении жилья, аккумулирование и пропаганда достижений промышленности и науки в области жилищного строительства и социальной сферы.

Движение берёт свое начало в подмосковном Калининграде, где в 1971 году был построен первый жилой дом МЖК. В 1980 году началось строительство самого известного в СССР МЖК-1 в г. Свердловске (Екатеринбурге). После выхода Постановления правительства в поддержку МЖК молодежная инициатива в период 1985-1986 гг. получила распространение практически во всех регионах страны и стала основным способом решения жилищной проблемы для наиболее инициативных групп молодежи. По имеющимся оценкам, построено 600 молодежных жилищных комплексов, получили новые квартиры или улучшили свои жилищные условия 4 миллиона человек.

Объединение организаций МЖК в Союз МЖК Россия произошло в марте 1993 г. Основным объединяющим мотивом была необходимость консолидации усилий в поиске средств для завершения строительства жилых домов МЖК, строительство которых было начато до 1992 г. С 1994 по 2000 г. было завершено строительство более 3 млн. метров жилья в домах МЖК.

В 2000 году была завершена работа над проектом федеральной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье», в которой был сконцентрирован весь практический опыт организаций МЖК в решении жилищной проблемы молодежи и молодых семей в новых экономических условиях. В дальнейшем специалистами Союза МЖК России совместно с Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации была разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ № 638 от 28 августа 2002 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Благодаря принятию Федеральной программы стало возможным появление более 30 региональных программ по строительству жилья для молодых семей, основными исполнителями которых являлись региональные структуры Союза МЖК России.

Союз МЖК России на данный момент объединяет 112 организаций МЖК из 55-ти регионов России и развивает тесное сотрудничество с организациями МЖК стран СНГ. В 2001 году Движению МЖК исполнилось 30 лет.

Сегодня специалисты организаций МЖК участвуют в различных совещаниях, семинарах с представителями государственной власти и общественными организациями, исследовательскими институтами для дальнейшего изучения регионального опыта строительства и разработки финансовых механизмов поддержки молодых семей в целях улучшения жилищных условий.

При поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства регионального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ организацией «Союз МЖК России» была проведена Всероссийская конференция по вопросам обеспечения жильем молодежи и молодых семей «Государственная жилищная политика для молодежи в современных социально-экономических условиях».

Мероприятие состоялось 25-26 сентября 2009 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В Конференции приняли участие более 300 человек - представители органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня, Общественной палаты Российской Федерации, молодежных общественных объединений, специалисты финансово-кредитных учреждений и строительного бизнеса, молодые ученые.

Были проанализированы пути, по которым государственная поддержка молодых семей осуществлялась в последние годы. Было отмечено, что большие проблемы сегодня связаны с тем, что курс государства на обеспечение жильем населения России и, в частности, молодых семей, был связан с ипотекой. В связи с кризисом большая часть ипотечных механизмов перестала работать. Было также отмечено, что вопросы социального найма развиваются крайне слабо. На развитом Западе собственников жилья не так много, там, в основном, работают механизмы социального найма, которые помогают обеспечить трудовую и территориальную мобильность, позволяют при изменении состава семьи просто переходить «с этажа на этаж» и снимать квартиру большей площади. Здесь же возможны разные способы поддержки и регулирования, т.е. эти механизмы на государственном уровне задействованы недостаточно. В то же время, наметился ряд предложений, связанных с совершенствованием ипотечных механизмов.

Хотелось бы процитировать ряд пунктов, вошедших в окончательный вариант поручений президента, которые связаны с жилищными вопросами, с поддержкой молодых семей. Поручение Правительству РФ: принять меры по совершенствованию механизмов обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и специалистов, предусматривающих дифференцированный размер социальных выплат и их стимулирующий характер, обеспечения доступности заемных средств, снижения стоимости жилья, социального найма жилых помещений, льготного предоставления земельных участков под строительство.

Сложившийся финансово-экономический кризис указал на роль государства в решении данной проблемы. Разработанные ипотечные механизмы, оказались не способными решить данную проблему из-за недоступности заемных средств.

Слабый рост платежеспособного спроса молодёжи резко ограничивает развитие рыночных начал в сфере рынка жилья. В таких случаях необходима реализация программ, стимулирующих жилищное строительство. Повышение доступности кредитных средств, развитие современных строительных технологий позволят увеличить объемы строительства жилья для молодежи в сельской местности. Между тем, запаздывание с решением или инертное решение данной проблемы приведет к серьезным социальным конфликтам.

Таким образом, необходимо выделить молодежный рынок жилья, который будет доступен для большинства молодежи. В связи с этим необходимо провести большую аналитическую и организационную работу. Первым шагом к разработке новых механизмов, учитывающих региональные особенности и сложившиеся социально-экономические отношения, является проведение конференции. Крупные исследования должны помочь увязать жилищные программы с другими государственными программами в сфере образования, науки и других отраслей.

Также следует отметить, что недостаточная развитость строительной индустрии, низкое качество производимых строительных материалов и недостаток подготовленных кадров в строительной сфере приводит к торможению наращивания объемов жилищного строительства в целом. Необходимо провести оценку возможности снижения стоимости жилья для молодежи с помощью инновационных подходов в строительстве, а также развития индивидуального жилищного строительства. Наличие дисбаланса между реальной рыночной стоимостью жилья и стоимостью, которая определяется государственным органом, также не позволяет эффективно реализовать данные программы. Создание экспериментальных площадок строительства молодежных жилищных комплексов, базирующихся на имеющемся опыте, позволит разработать новые эффективные модели обеспечения жильем молодежи. Так как каждый вложенный государством рубль должен приносить наибольшую социальную и экономическую отдачу.

В нашей стране наблюдается несогласованность и односторонность управленческих подходов в рамках жилищного сектора, что не позволяет комплексно рассматривать и подготавливать варианты реализации целей национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Соединение различных плоскостей рассмотрения составляющих жилищного сектора с региональной социально-экономической системой позволит уточнить видение «жилищного вопроса» на территории.

На федеральном уровне необходимо разработать четкие методические рекомендации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», которые в первую очередь помогут определить критерии участия в программе, механизмы ее реализации, координировать усилия заинтересованных органов государственной власти и тем самым обеспечить эффективность жилищной политики для молодежи.

Необходимо разработать дополнительные меры, направленные на облегчённый доступ молодёжи к программам индивидуального жилищного строительства, прежде всего, в сельской местности.

В целом, по всем мероприятиям, связанным со стимулированием жилищного строительства, необходимо ввести дополнительные инструменты, создающие максимально комфортные условия для участия в них молодых жителей России.

Заключение

В завершение хотелось бы заострить внимание на важнейших задачах и мерах по модернизации молодёжной политики.

Необходимо внести ряд изменений в федеральные законы. В частности, в избирательное законодательство, предусматривающее право граждан, достигших 18 лет, быть избранными в представительные органы муниципальных образований во всех субъектах Российской Федерации. Сейчас такое право есть только у 28 субъектов, у остальных - нет.

Также необходимо: внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусмотрев при проектировании и строительстве жилых микрорайонов и домов их обеспечение инфраструктурой для молодёжи согласно нормативам, утверждённым Правительством Российской Федерации; внести изменения в Федеральный закон о высшем, среднем, профессиональном образовании в части закрепления правового статуса студенческих отрядов; разработать меры, предусматривающие создание системы государственного заказа трудоустройства и социальных гарантий для молодых специалистов, обучающихся на бюджетной основе.

Разработать и принять федеральную целевую программу «Молодёжь России» на 2009-2015 годы, предусмотрев в ней комплексные меры по реализации инновационного потенциала молодёжи и предпринимательства, гражданскому образованию и патриотическому воспитанию, по формированию толерантности и добровольческого движения, включению молодёжи в социальные практики при поддержке молодых семей, молодых учёных и специалистов. Аналогичные программы должны быть приняты во всех субъектах Российской Федерации.

Предложенные меры, обозначенные приоритеты - это важные, необходимые, но отнюдь не исчерпывающие действия в построении современной молодёжной политики России. В связи с этим через некоторое время (год-полтора) необходимо вернуться в рамках президиума Госсовета к оценке эффективности и результативности принятых мер по модернизации молодёжной политики. В ходе их осуществления перед молодёжью, откроются новые горизонты и новые возможности для реализации её человеческого потенциала на благо нашей страны.

Список использованных источников и литературы:

. Вишневский Ю.Р., д-р филос. наук, проф.; Шапко В. Т., д-р социол. наук, проф.; Уральский государственный технический университет-УПИ, Екатеринбург. Социология молодёжи - на пути к интегративному подходу.

3. Доклад директора Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ Баринова С.В. Адрес публикации: <http://www.soyuz-mgk.ru>

. Доклад руководителя департамента семейной и молодёжной политики города Москвы Второму открытому форуму московской молодёжи «О стратегических аспектах развития молодёжной политики в г. Москве».

. Крупнов Ю.В. Качество жизни. Адрес публикации: <http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10178/>.

. Лебедева Л.Г. Самарский государственный экономический университет.

Кафедра социально-политических наук. Социологический аспект исследования качества жизни молодёжи и преемственности поколений. Науч. рук. - проф. Ю.А.Ургалкин.

. Роик В.Д. Социальный бюджет России и основы социального бюджетирования. Учебное пособие - Москва: АТиСО <http://www.iqlib.ru/publishers/publisher/C017C1F53D2640DB8896C000822E7D45>, 2008.- 424 с.

. Союз МЖК. Статья «О реализации государственных программ по обеспечению жильем молодежи». Адрес публикации: <http://soyuz-mgk.ru/articles/youth>.

. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации». 17 июля 2009 г., Москва, Кремль.

. Тихонова Н.Е. - д-р социол. наук., зам. директора Института социологии РАН, проф. ГУ ВШЭ. Акатнова А.М. - мл. науч. сотрудник. Седова Н.Н. - ст. науч. сотрудник того же института.

. Шурбе В.З. Молодёжная политика как системная технология улучшения качества жизни молодёжи. № 1 (20) Январь - Март 2009. Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика.».

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!