Миссионерство: социально-правовой анализ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,34 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миссионерство: социально-правовой анализ

Оглавление

Введение

Определение понятия "миссионерство" и его история

Отношения миссионерства, государства и общества

Перспективы миссионерской деятельности в России

Заключение

Список источников

Введение

Вопросы, связанные с деятельностью Церкви, всегда волновали государство и общество, в особенности те, что касаются социальной сферы. Церковь, несомненно, обладала и обладает особыми способами воздействия на социум, которые позволяют ей влиять на общественные процессы и мнение, как отдельных людей, так и общества в целом. Именно поэтому изучение этой деятельности, названной миссионерством, было, есть и, вероятнее всего, будет актуальным направлением в социологии и других науках.

Таким образом мы определяем следующую цель нашей работы: провести социально-правовой анализ миссионерства. В соответствие цели работы ставим следующие задачи:

Дать определение термину "миссионерство" и сделать краткий экскурс в его историю.

Рассмотреть особенности взаимного влияния миссионерской деятельности, государства и общества.

Рассмотреть перспективы миссионерской деятельности в XXI в.

Для полного понимания данной проблемы была изучена и приведена ниже информация из учебников, справочников, научных статей и Интернет-источников, связанная с проблемами пониманием сути миссионерства и его истории и отношения церкви (в её социальной деятельности) с государством и обществом.

миссионерство правовой социальный россия

Определение понятия "миссионерство" и его история

Миссионерство (от лат. missio - посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от неё. Фактически миссионерство ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей социальных групп и правительств, на службе у которых миссионеры находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и получило распространение с III в. до н.э. Христианское Миссионерство возникло в IV в. н.э. К XIII-XVI вв. относится проникновение христианского миссионерства в Индию, Китай, Японию. Насаждение христианства в католической форме в Восточной Европе было идеологическим прикрытием германской феодальной колониальной экспансии ("Дранг нах Остен").

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (XV-XVI вв.) . Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 г. учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 г. - Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В XVII-XVIII вв., в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании, миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX в. - период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие монахи - суфии.

После Второй Мировой войны 1939-45 гг., в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений, антикоммунистическая пропаганда. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в африканских миссиях насчитывалось около 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов женских христианских орденов (большинство - не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 г. католический орден "белых отцов" отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.

Отношения миссионерства, государства и общества

Началом миссионерской деятельности является момент избрания апостолов. Об этом мы читаем у Евангелиста Матфея: "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И тотчас, оставивши сети, последовали за Ним"

Церкви, религиозные объединения и государство имеют во всех обществах и при различных политических системах общие точки соприкосновения, а также совпадающие интересы, затрагивающие граждан. Осуществляя общие права человека в гражданском обществе, государство должно не только пассивно разрешать религиозную свободу (так называемая отрицательная религиозная свобода), но его задачей является активное содействие праву граждан исповедовать веру и реализовывать ее на практике (так называемая положительная религиозная свобода). В этом смысле задача законодательства о религиозной свободе двояка. Законодательство должно обеспечивать возможности для исповедания веры и ее реализации на практике и одновременно предотвращать злоупотребления, совершаемые во имя религиозной свободы.

В построении метода и разработке методики для осуществления своей богочеловеческой миссии в мире Церковь всегда учитывала многообразие и неповторимость каждой личности, каждого народа. Каждый человек неповторим. Приступать к нему нужно "на голубиных ногах" (Преподобный Иустиан). Так же и каждый народ имеет свои дары, свое особое призвание, историческое и эсхатологическое. Церковь уважает эти дары и направляет его призвание, уважая язык, обычаи каждого отдельного народа, она не пытается унифицировать их, но наполняет и объединяет всех людей и все народы единством веры и Духа, преобразуя всех в один единый святой народ Божий.

Церковь непрерывно живет в эсхатологическом напряжении. Это налагает печать на ее отношение к государству и обществу. Церковь и государство имеют разные природы и, следовательно, разные задачи. Церковь осуществляет волю Божию в мире. Она связана со временем и местом, совершая свою миссию всегда в определенном государстве и обществе. Миссия Церкви - духовная, но ее весть имеет важное общественное значение. Впрочем, несмотря на свое общественное измерение, Церковь не должна участвовать в такой политической деятельности, которая противоречит ее духовным задачам. Церковь не должна отождествляться ни с какой-либо политической партией или группировкой.

"Миссионерский акт" есть прежде всего свидетельство присутствия Бога в человеческой истории, сама же миссионерская деятельность есть прежде всего выражение апостольской природы Церкви.

Исполняя свою миссию, Церковь, с одной стороны, послушна власти и молится, чтобы она поступала по воле Божией, с другой стороны, она всегда имеет критическую задачу по отношению к власти и обществу. Она должна пророчески напоминать о правде Божией, мире и справедливости как своим членам, так и лицам, принимающим решения в обществе.

В России, как и во многих других странах продолжается поиск оптимальной модели церковно-государственных отношений. При развитии отношений между Церковью и государством необходимо учитывать сложившиеся культурные и религиозные общественные реалии. Также необходима гармонизация отношений между Церквами большинства и религиозными меньшинствами, между верующими и неверующими, а также между различными этническими и культурными группами. Это предусматривает развитие национального законодательства, подзаконных актов и административной практики государства в религиозной области. Церкви должны активно участвовать в данном процессе.

Церковь России имеет определённый опыт сотрудничества между Церковью, государством и обществом. Это взаимное влияние сформировало историю, культуру и национальное самосознание народа.

Сотрудничество между Церковью и государством необходимо далее развивать прежде всего в таких областях, как диакония и социальная деятельность, работа с детьми и молодежью, образование и воспитание, которые все со своей стороны способствуют укреплению общественной нравственности. Государство и Церковь вместе заботятся о своем историческом и культурном наследии.

Государство и Церковь служат членам общества в разных областях человеческой жизни. Они имеют особую задачу заботиться о сохранении мира как в своих обществах, так и во всем мире. Церковь служит гражданам своего общества, заботясь о религиозной работе также в армии, больницах и тюрьмах.

Сотрудничество Церкви и государства, а также Церкви и общества гармонирует с принципом религиозной свободы и развивает его конструктивным и положительным образом, открывая новые перспективы для созидания и преображения души человека, души наших народов и души Европы.

Согласно нашему общему пониманию, христианские Церкви должны иметь связь между собой, чтобы исполнить свою задачу в мире.

Говоря о членстве наших Церквей в Конференции Европейских Церквей и ее комиссии "Церковь и общество, мы считаем, что в этих и прочих межхристианских связях можно использовать общий опыт и общие мнения об отношениях между Церковью и государством, а также между Церковью и обществом.

Необходимо вместе поощрять активный вклад христиан в общеевропейские процессы, поддерживать и развивать связи Церквей с европейскими институциями. Церкви вносят в эти политические и общественные процессы свою более широкую точку зрения о всей Европе, в которой есть место многообразию языков, культур и религий.

Перспективы миссионерской деятельности в России

В связи с празднованием юбилея 2000-летия христианства чрезвычайно важным представляется найти общезначимое богословско-историческое обоснование миссии, извлечь все ценное, что хранят в себе миссионерские традиции и духовное наследие Православной, Католической и Протестантских Церквей, и на основе этого определить, какой будет социальная миссия Церкви в третьем тысячелетии.

В основу богословия миссии, на наш взгляд, следует положить евангельскую истину, которую открыл Господь святым апостолам: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною".

Такой подход к богословию миссии нам представляется плодотворным, поскольку опыт православия, который более устремлен к Небу в служении Божественной литургии и в мистическом опыте монашества, может быть дополнен опытом горизонтального служения, обращенного к обществу, образованию, науке и культуре, благотворительной деятельности, которые представляют миссионерские традиции Римско-Католической и Протестантских Церквей.

Путь к этому единству - в сотрудничестве, в стремлении понять и изучить различные миссионерские традиции с тем, чтобы затем использовать уникальный опыт каждой из них. Один из первых шагов в этом направлении сделан в США, где под руководством директора Центра по изучению иностранных миссий доктора Андерсона издан "Биографический словарь христианских миссий", включивший биографии 2400 миссионеров.

Для разработки православной миссиологической доктрины, теории и практики современной миссии создан Центр миссионерских исследований, образованный на базе Института религиозных и социальных исследований РАЕН. Центр предполагает создать специализированную библиотеку по проблемам миссии и научно-методического центра, который призван оказывать помощь духовным и светским учебным заведениям, координировать научную и практическую работу с миссионерскими организациями и службами в регионах и епархиях, организовывать семинары и курсы для иностранных миссионеров и граждан, которые проявляют интерес к традиционной для России культуре и православной миссионерской традиции. В рамках Института социальных и религиозных исследований Центр предполагает проводить комплексное изучение социальных и религиозных явлений, начиная с демографии и статистики и кончая процессами культурно-национального развития, системы образования и деятельности СМИ.

Совместно с Миссионерским отделом Московского Патриархата, государственными учреждениями и научными институтами Центр предполагает участвовать в разработке и осуществлении социальных программ и проектов миссионерской деятельности как в России, так и за рубежом.

Ограничивать миссионерскую деятельность религиозных объединений бессмысленно и бесперспективно. Так полагает главный редактор журнала "Религия и право" и профессор РГГГУ адвокат Анатолий Пчелинцев, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.

О том, что в Министерстве юстиции РФ готовится новый законопроект о противодействии миссионерской деятельности и внесении изменений в Закон о свободе совести и в КоАП, было заявлено в Госдуме, где 12 марта состоялись слушания об грядущих изменениях в российском законодательстве о свободе совести. Они были организованы Комитетом Госдумы РФ по религиозным и общественным объединениям.

В ходе слушаний начальник департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ Сергей Мелушкин сообщил, что его ведомство не отказалось от попыток законодательно определить, что такое миссионерская деятельность, несмотря на полный провал предыдущего законопроекта о противодействии незаконной миссионерской деятельности. Милушкин сообщил, что надо внести дополнения в федеральный Закон о свободе совести. По его словам, в законопроекте будут прописаны условия осуществления миссионерской деятельности, а также предусмотрены параметры административной ответственности за незаконное миссионерство. Законопроект будет внесен в правительство не позднее декабря 2009 года. В КоАПе будет прописана административная ответственность за противозаконную административную деятельность.

Насколько радикальными будут новые предложения Минюста осталось неясным, но Милушкин упомянул положения из старого проекта, где говорилось о недопустимости психологического давления и получения выгоды в ходе миссионерства. В отвергнутом всеми религиозными объединениями проекте Минюста прописывалась процедура получения разрешения на миссионерство, недопустимость миссии, которая пользуется бедственным положением людей и т.д. Таким положениям возмутилась и Московская патриархия, однако новый проект похоже оградит "традиционные" религии от действия новых поправок в Закон о свободе совести.

Как подчеркнул адвокат Анатолий Пчелинцев, комментируя инициативы Минюста РФ, по существу жестко регламентировать и ограничить миссионерскую деятельность религиозных объединений невозможно.

Дело в том, что распространение религиозных убеждений является международным стандартом соблюдения принципа свободы совести и неотъемлемой частью религиозной деятельности. Ни к чему хорошему попытки ограничить эту форму религиозной деятельности не приведут. По мнению Анатолия Пчелинцева, проекты, которые предусматривают жесткий контроль и ограничения миссионерства, можно назвать рецидивом советского мышления.

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены социально-правовые особенности взаимодействия миссионерского движения, государства и общества, а так же представлены перспективные направления этого процесса. Таким образом можно считать цель работы: проведение социально-правового анализа миссионерства достигнутой

Мы увидели, что социальная миссия церкви со временем охватывает всё новые и новые сферы жизни общества и адаптируется под изменяющуюся социальную и правовую среду, удовлетворяя требованиям своего времени. Безусловно, в некоторых точках соприкосновения Церкви, государства и общества возникают разногласия, но эти системы прошли долгий путь развития в постоянной совместной деятельности и в настоящее время уже не могут существовать друг без друга.

Список источников

1.<http://klikovo.ru/db/msg/8663>

.http://bse. sci-lib.com/article076971.html <http://bse.sci-lib.com/article076971.html>

3.http://www.pagez.ru/olb/401. php <http://www.pagez.ru/olb/401.php>

4.http://skatarina.ru/library/oikumena/svohr. htm <http://skatarina.ru/library/oikumena/svohr.htm>

5.http://www.sclj.ru/news/detail. php? ID=2207 <http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=2207>

.Лаврецкий, Иосиф Ромуальдович. Тень Ватикана над Латинской Америкой / И.Р. Лаврецкий. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 207 с.

.Берзин, Эдуард Оскарович. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии / Э.О. Берзин; Отв. ред. Г.И. Левинсон; АН СССР, Ин-т народов Азии. - М.: Наука, 1966. - 320 с.

Похожие работы на - Миссионерство: социально-правовой анализ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!