Тема: Методы опроса в изучении социально-экономических и политических процессов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    19,67 Кб
Методы опроса в изучении социально-экономических и политических процессов
Методы опроса в изучении социально-экономических и политических процессов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

Исследование социально-экономических и политических процессов - дисциплина, изучающая виды и типы, свойства и особенности, классификацию социально-экономических и политических процессов. Деятельность менеджера направлена на формирование знания по управлению социально-экономическими и политическими процессами.

Социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-экономических и политических процессов ведется в рамках научного исследования.

Социальные явления достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. Потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что одной их примечательных особенностей жизни нашей страны в последние годы является быстрое развитие социологических исследований социально -экономических и политических процессов. Но в научной и учебно-методической литературе ощущается заметный дефицит работ, посвященных методологии исследования социальных явлений и процессов. Вышедшие за последние 30 лет работы Р. Пэнто и М. Гравитц, Дж.Б. Мангейма и Р.К. Рича, В.И. Паниотто и В.С. Максименко, Ю.М. Плотинского и других следует рассматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической системы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междисциплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. [Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. СПб.: Питер,2004.- С5]

Рост социологических исследований отражает специфику современного этапа развития общества, высокую сознательность и ответственность людей за все, что происходит в стране и мире, понимание того, что социальные проблемы нельзя решить техническими средствами или административными мерами, стремление обеспечить наиболее эффективное, квалифицированное руководство всеми сторонами жизни общества.

Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы с использованием общих положений социологической теории и применением конкретных социологических методов и приемов.

Рост социологических исследований отражает специфику современного этапа развития общества, высокую сознательность и ответственность людей за все, что происходит в стране и мире, понимание того, что социальные проблемы нельзя решить техническими средствами или административными мерами, стремление обеспечить наиболее эффективное, квалифицированное руководство всеми сторонами жизни общества.

Одним из видов социального исследования - методология. Методология - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентирован в его проведении, определяющий наилучший результат.

Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта, принимаемый в регулировании, координации и проектировании процессов, в основе которых лежит исследуемый объект. [Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. Кронус, 2009.- С.52]

В данной курсовой работе проводится анализ социологических методов научного исследования, используемых в практике экономических, социальных, политических и психологических исследований, в том числе такие разновидности методов, как опросы.

Объектом исследования стало исследование социально-экономических и политических процессов.

Предмет исследования - методы опроса в изучении социально-экономических и политических процессов.

Цель данной работы - рассмотреть социологические исследования и методы опроса в изучении социально-экономических и политических процессов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить методологические основы исследования социально-экономических процессов;
  2. овладеть методами исследования социально-экономических и политических процессов, знать особенности их применения;
  3. раскрыть метод опроса для сбора информации о социальных явлениях и процессах;
  4. применить на практике метод опроса.

Методологической основой для написания данной работы послужили такие работы, как «Исследование социально-экономических и политических процессов» Вертаковой Ю.В., Согачевой О.В., «Методы социологического исследования» Добренькова В. И., Кравченко А.И., «Социология» Кравченко А.И, «Исследования социально-экономических и политических процессов» Рой О.М. и другие.

В курсовой работе рассматриваются методы в исследовании социально-экономических и политических процессов. Описаны основные понятия и суть методов социологического исследования, известных в современном мире. Курсовая работа состоит из введения и четырех глав. Большое внимание уделяется третьей главе «Опросные методы исследования», которая состоит из семи подглав. Завершает работу заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Методы исследования

Методы исследования сильно варьируются в зависимости от предметной области, на которую направлена деятельность. При всех различиях методы исследования имеют общую структуру, которая определяется общей логикой исследовательского процесса:

  • выявление проблемных ситуаций и собственно проблем, определение их места в проблемных сферах соответствующих научных направлений и соотнесение с комплексом имеющихся знаний;
  • определение механизмов, закономерностей и прогнозных характеристик формирования и развития исследуемой проблемы;
  • выявление возможных направлений, обоснование и оценка эффективности практического использования различных средств и ресурсов для разрешения или коррекции проблемной ситуации на основе полученных в процессе исследования знаний.
  • Общими этапами для любого исследования являются обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования, разработка методологии, инструментального аппарата, методов преобразования полученного эмпирического материала, его содержательного анализа и форм практического использования, методики и организационных принципов его проведения. Все методы исследования можно разделить на две большие группы:
  • теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование и др.;
  • эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др. Методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-предметных.
  • Каждые из этих методов имеют свое значение для руководителей.
  • Рассмотрим лишь некоторые из вышеперечисленных методов.
  • Метод классификации является одним из базовых в науке. Вообще принято считать, что наука как специфическая познавательная деятельность началась именно с этого процесса. Классификация - это разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющие отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т.п.) и на этой основе понять их сущность. Классификация бывает двух видов: деление общего и разделение целого. Первый основывается на группировке некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-то критерием. Например, структуру любого социального образования можно представить и изучать как совокупность отдельных возрастных, образовательных, половых и других групп. Во втором виде классификации главным критерием является принадлежность к части целого.
  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте.
  • Метод абстрагирования основывается на мысленном отвлечении исследователя от несущественных с точки зрения цели исследования деталей, особенностей и характеристик изучаемого объекта и включении в рассмотрение только наиболее важных, значимых его сторон.
  • Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез). Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще.
  • Методы индукции и дедукции предполагают получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и/или от общего к частному (дедукция). Оба метода используются, как правило, совместно и в сочетании с другими методами (например, анализа и синтеза).
  • Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта (например, стратегического конкурента) с целью выявления отличий.
  • Метод моделирования (в социальных науках) представляет собой исследование реальных социальных явлений и процессов (оригиналов) на основе разработки и изучения их моделей. Моделирование является базовым методом научного исследования, поскольку до начала изучения любого явления или процесса у субъекта познания всегда имеется определенный образ, представление об этом явлении. С помощью этого метода ученый моделирует реальность, абстрагируясь от второстепенных, но сохраняя важные, по его мнению, для понимания сущности исследуемого явления факторы. Метод моделирования используется тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда это нецелесообразно.
  • Наблюдение - метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. [Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: Инфра-М, 2006.- С.526]
  • Главное достоинство наблюдения - отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и объектом наблюдения, а также возможность оперативного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл. Такая информация недоступна для получения другими методами. Преимуществом метода наблюдения является также то, что он позволяет преодолевать препятствие, возникающее иногда при методе опроса, - языковой барьер. Преимущества непосредственного наблюдения:
  • позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;
  • дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от его желания что-либо говорить о своем поведении. Широкое распространение в исследованиях социальных процессов имеет метод экспертных оценок, экспертизы.


Глава 2. Роль опроса

В курсовой работе мы рассмотрим один из методов исследования - метод опроса, который является популярным способом получения информации в социальных исследованиях. Становление опроса как метода исследования относится ко второй половине XIX века - он развивается в трех основных направлениях: как вспомогательный технический прием получения фактографических данных в статистических обследованиях (переписи населения, учеты урожаев, скота и т.п/), как метод изучения фактов сознания (оценок, мнений, суждений) экспертов при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений, как метод изучения общественного мнения. [Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Методология и методика социологических исследований. M.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2009.- С.24]

Опрос представляет собой способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. Легкость реализации опросов заключается в том, что респондентов посещать не обязательно, передавая им вопросники по почте или по телефону; не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов. [Кравченко А.И. Социология. Москва: Проспект, 2010.- С. 29]

Опрос незаменим в случаях изучения содержательных характеристик массового, группового или индивидуального сознания, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению; когда изучаемая проблема недостаточно или вообще не обеспечена документальными источниками.

Отличительные черты социологического опроса:

Первая отличительная черта - количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Для того, чтобы получить общее мнение, а не личное мнение одного человека, социолог опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы.

Вторая отличительная черта - достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования.

Третья отличительная черта - цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опрашиваемого. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины. [Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Методология и методика социологических исследований. M.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2009.-С.81]

Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Итоги исследования несут познавательную, информационно-аналитическую, «диагностическую», прогнозтическую, идеологическую функцию. Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами.

Глава 3. Опросные методы исследования

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной. информация явление социологический опрос

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

.1 Анкетирование

Это самый распространенный в социологии метод. Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации. Анкетирование (анкета) - письменная форма опроса, осуществляющаяся, какправило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. Здесь уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Большое значение в организации анкетирования отводится способам рассылки и раздачи формуляров. Таким образом, выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента исключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса. При раздаточном анкетировании контроль со стороны интервьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения формуляра.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

На первом этапе проведения анкетного опроса - подготовительном - важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету. Составитель анкеты должен знать, какую информацию можно получить на базе того или иного вопроса, с какими другими вопросами связан данный вопрос и какие выводы можно получить в ходе сравнительного анализа ответов на эти вопросы. К примеру, оппозиционную пару в анкете могут составить вопросы о поле, возрасте или образовании - с одной стороны, и об отношении к региональной власти (отрицательное, положительное и равнодушное) - с другой. В идеале, практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях друг с другом, это повысит информационную емкость анкеты и улучшит качество последующей ее обработки.

На втором этапе проведения анкетного опроса - процедурном - отслеживается качество ответов респондентов на сформулированные вопросы. Поскольку анкетный опрос не предполагает личного взаимодействия интервьюера и респондента, в анкете должна быть сформулирована обстоятельная инструкция к заполнению каждого пункта вопросника. Респондент должен точно знать, сколько возможных вариантов ответа на закрытые вопросы он имеет возможность обозначить, где отметить варианты ответов, не предусмотренных приведенными в анкете перечнями. 1

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:

  1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
  2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
  3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
  4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным,либо нет.
  5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений
  6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
  7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
  8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
  9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
  10. вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
  11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
  12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
  13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
  14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
  15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой, последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".

.2 Интервьюирование

Вторым по популярности методом в социологии является интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;

б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Личные интервью проводятся по месту жительства респондента, используются и в следующих случаях:

  • если исследование проводится в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией,
  • если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.)

- если средняя продолжительность интервью превышает 25-30 минут.

Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования. Стандартизированное интервью мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Распространенный пример - телефонные интервью.

Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе неформализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.

.3 Прессовый опрос

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через газету изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

Главные его недостатки: низкая репрезентативность, значительная выбраковка анкет, невысокие показатели возврата заполненных анкет, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Обязательные требования к методу:

  1. предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;
  2. предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;
  3. использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);
  4. повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;

5.оглашение результатов опроса на страницах этого же издания

.4 Почтовый опрос

Почтовый опрос - разновидность анкетирования, которая в наиболее общем виде заключается в рассылке (по специально подобранным адресам) и получении на них ответов по почте. Предполагает рассылку анкет тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект. Почтовый опрос правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации.

Достоинства метода - возможность:

  • а) получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,
  • б) охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,
  • в) иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,
  • г) экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). [Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Методология и методика социологических исследований. М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2009.-С.82]
  • Недостатки:
  • а) низкий возраст анкет,
  • б) перекосы репрезентативности,
  • в) неизбежность выбраковки,
  • г) нарушение правила анонимности опроса,
  • д) усиливающее искажение ответов.

3.5 Телефонный опрос

Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества этого метода является высокий уровень достижения трудно доступных и занятых респондентов, оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Обязательные требования к методу:

Использование компьютерной системы позволяет оперативно получать данные в стандартизованном формате. В среднем для проведения опроса требуется 1-1.5 недели, а предварительные результаты предоставляются заказчику на следующий день после окончания интервью.

.6 Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос

Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.

Главное достоинство метода - сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).

.7 Телевизионный экспресс-опрос

Телевизионный экспресс-опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает: [Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М. Инфра- М, 2006.- С. 447]

. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;

  1. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
  2. просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);
  3. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;
  4. комментирование полученных результатов.

Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.

Глава 4. Исследования, проведенные школой г. Пушкино

Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров - все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности.

Вопросы профилактики наркомании, алкогольной зависимости, табакокурения тесно связаны с задачами нравственного воспитания, помогающими развивать у подростков ценностные установки к здоровому образу жизни.

Был проведен опрос в виде анкетирования по теме по теме «Здоровый образ жизни», который явился частью исследования для выявления отношения учащихся к здоровому образу жизни. Результаты оказались удручающими. Все всё знают, все понимают, однако выводов не делают. Более 36,2% подростков о табаке и алкоголе впервые узнали от родителей, 16,3% от друзей. 96,4% утверждают, что знают о негативном влиянии на здоровье табака и алкоголя. 54,5% уверены, что смогут в дальнейшем отказаться от дурных привычек. Около 50% подростков уверены, что употребление в речи нецензурных слов, курение сигарет дают им шанс «идти в ногу со временем». Самое ужасное, что 100% респондентов указали, что «если они захотят приобрести наркотики», то это легко им будет сделать, даже труднее приобрести алкоголь - указали 50,9% опрошенных подростков.

Исследования показали, что в современных условиях подростки стали менее контролируемыми, что зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому сегодня как никогда актуальна профилактическая работа и работа по привитию навыков здорового образа жизни.

Заключение

Методы и формы изучения общественного мнения, как было описано в данной работе, весьма разнообразны - интервьюирование, анкетирование, телефонный, почтовый опрос и другие. Каждый исследователь должен выбрать для своей работы наиболее правильный и верный метод исследования, который поможет в его работе. Основное внимание было обращено на описание методов, используемых в социологии, политологии и экономике, объектом исследования которых как раз и выступают социально-экономические и политические процессы.

Изучается мнение таких больших групп как пенсионеры, работники предприятий, учреждений и организаций, безработные, школьники, студенты и в целом молодежь. Социологические исследования проводятся на предприятиях и в учреждениях, в школах и вузах, в профучилищах.

Тематика социологических исследований может быть весьма обширна и многообразна. Это отношение к властным структурам, степень популярности местных средств массовой информации; оценка уровня социально-экономического развития, выявление рейтинга политических партий и известных лиц, вопросы по профилактике асоциального поведения подростков и т.д.

Точность и достоверность информации делают использование исследования правомерным для вынесения заключений в соответствии с заявленными целями и задачами исследования.

К настоящему времени наука накопила огромный запас исследовательских методов. Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом исследователь пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Поэтому успех исследования в значительной мере зависит от того, насколько правильно выбран метод или их совокупность.

В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

Научно-исследовательская работа является непременным атрибутом в деятельности любой организации. Научно-исследовательские проекты призваны выработать перспективные направления деятельности на предприятии, сформировать социально приемлемый эффективный результат.

Как показывает опыт, разработка методологии социальных наук в настоящее время весьма актуальна.

Данная работа содержит достаточно подробную информацию по методам, применяемым при исследовании процессов. Совершенно очевидно, что появление столь различных методов исследования было обусловлено тем, что все разнообразие процессов невозможно изучить ограниченными средствами.

Считаю полезным изучение методов социально-экономических процессов важным для студентов и будущих специалистов в области государственного-муниципального управления.

Список использованной литературы

1.Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. - М: КНОРУС, 2009.- 336 с.

2.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М., Инфра-М, 2006.- 768 с.

.Кравченко А.И. Социология: учебник. - Москва: Проспект, 2010.-544 с.

.Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2009.-272 с.

.Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2004.- 364 с.

.Тавокин Е.П. Исследования социально-экономических и политических процессов. Инфа-М, 2009.-216 с.

.Тавокин Е.П. Основы методики социального исследования. Инфа-М, 2009.-240 с.

.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования - М.: Омега-Л, 2007.-567 с.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!