Тема: Методы и технологии социальной работы с инвалидами в органах социальной защиты населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    115,34 Кб
Методы и технологии социальной работы с инвалидами в органах социальной защиты населения
Методы и технологии социальной работы с инвалидами в органах социальной защиты населения
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Технологии социальной работы

на тему: Методы и технологии социальной работы с инвалидами в органах социальной защиты населения

Оглавление

Введение

Глава I. Проблема инвалидности

.1Инвалиды как объект социальной защиты

.2Проблемы жизнедеятельности инвалидов

.3Социальные права и гарантии инвалидов

Глава II. Организация практической социальной работы с инвалидами

.1 Анализ социального положения инвалидов

.2 Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне

.3 Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов

Глава III. Зарубежный опыт социальной работы с инвалидами и возможности его применения в российской практике

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Приложение 2. Граждане, имеющие право на получение технических средств реабилитации и протезно-ортопедической помощи

Приложение 3. Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан - инвалидов

Введение

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, инвалидность, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.

В данной работе особое внимание будет уделено именно инвалидам как наиболее уязвимой категории граждан. Ведь они не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к людям с ограниченными возможностями. Поэтому на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции граждан с ограничениями жизнедеятельности в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

В России на протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция к увеличению количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Каждый год признают инвалидами свыше 1 млн человек.

Наличие в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей их интеграцию в общество.

Таким образом, актуальность проблем социальной защиты инвалидов очевидна. В повседневной жизни непроизвольно становишься свидетелем многих ситуаций, когда в силу различных причин люди становятся инвалидами, в какой трудной жизненной ситуации они потом оказываются. Поэтому необходимо изучение организованной практической социальной работы с инвалидами с целью выявления проблем и путей их решения.

Объект исследования: инвалиды как социально незащищенная категория населения.

Предмет исследования: права, проблемы инвалидов, основы их социальной защиты и поддержки.

Цель работы: изучение организации практической социальной работы с инвалидами, реализуемой учреждениями социальной защиты населения.

Задачи:

.рассмотреть понятие «инвалид» и основные права и гарантии людей с ограниченными возможностями;

.обозначить проблемы жизнедеятельности инвалидов;

.проанализировать современную политику социальной поддержки инвалидов на региональном уровне;

.рассмотреть организацию работы органов социальной защиты в области реабилитации инвалидов;

.определить возможные пути решения проблем инвалидов, предварительно изучив зарубежный опыт социальной работы с данной категорией населения.

. Проблема инвалидности

.1 Инвалиды как объект социальной защиты

«Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.), инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его (или ее) физических или умственных возможностей».

В современном обществе инвалиды именуются как люди с ограниченными возможностями, это выражение было придумано в 80-е годы чрезмерно «гуманными» общественниками и чиновниками, курирующими инвалидные движения.

Всемирная организация здравоохранения в 1980 г. опубликовала международную классификацию инвалидности, в которой инвалидность рассматривается в трех аспектах.

§биологический аспект: потеря или любая аномалия физиологической, психологической или анатомической структуры или функции организма;

§персональный аспект: любое нарушение или отсутствие способности действовать в пределах диапазона, который считается нормальным для человека;

§социальный аспект: неблагоприятное положение, в котором индивид оказывается вследствие нарушения или неспособности действовать и которое ограничивает выполнение обычных ролей, зависящих от возраста, пола, социальных и культурных факторов. Понятия недостаточности, недееспособности и нетрудоспособности были разработаны ВОЗ для дифференциации различных исходов заболевания и выбора такой тактики терапии, которая соответствует подобному исходу.

«В России термин «инвалид», в отличие от европейских и всемирных стандартов определения инвалидности, традиционно остается превалирующим по отношению к людям с ограниченными возможностями».

В 1995 г. был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором было предложено следующее определение: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Контингент людей с ограниченными возможностями неоднороден и по разным основаниям делится на несколько групп.

В зависимости от возраста инвалидов можно разделить на следующие группы: дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

«Можно выделить в отдельную группу пожилых инвалидов со специфическими проблемами, людей послепенсионного возраста, имеющих заболевания (чаще всего хронические) или увечья, которые существенно ограничивают их возможности даже по сравнению с другими пенсионерами либо инвалидами».

По характеру заболевания инвалиды могут быть отнесены к мобильным, маломобильным и неподвижным группам.

С учетом причин, повлекших за собой инвалидность, можно выделить инвалидов: имеющих общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; ранение (контузия, увечье), полученное при защите Родины; ранение (контузия, увечье), полученное при исполнении обязанностей военной службы; заболевания, связанные с пребыванием на фронте; увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы; заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы.

По степени трудоспособности выделяют: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

«Среди заболеваний, приводящих к инвалидности лиц трудоспособного возраста, первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9%), главным образом ишемическая болезнь сердца (из-за возрастного состава инвалидов); второе - злокачественные новообразования (14,4%); третье - травмы (13,5%)». Впрочем, эти данные характеризуют контингент инвалидов, состоящий из людей среднего и старшего возраста. Среди людей молодого возраста основную массу составляют лица, ставшие инвалидами вследствие психических расстройств и болезней нервной системы, а также вследствие травм. В структуре заболеваемости, приводящей к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания; затем заболевания внутренних органов; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения зрения и слуха. «Необходимо отдельно отметить, что в отношении детей-инвалидов различают четыре группы факторов риска, приводящих к возникновению инвалидности: пренатальные (наследственные), перинатальные (больная мать), неонатальные (внутриутробные) и приобретенная патология».

Помимо перечисленных оснований деления инвалидов на группы можно также выделить шесть основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности:

)снижение способности адекватно себя вести;

)снижение способности общаться с окружающими;

)снижение способности передвигаться;

)снижение способности действовать руками;

5)снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач;

6)снижение способности ухаживать за собой.

Кроме того, в зависимости от степени нарушения здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящим к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности:

·I группа инвалидности устанавливается лицам с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающимся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в том числе и тем, кто может быть приспособлен к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому);

·II группа инвалидности устанавливается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения);

·III группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); по состоянию здоровья из-за значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности; при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц низкой квалификации или ранее не работавших; при дефектах или деформациях, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.

«Все причины инвалидности и врожденные, и приобретенные можно разделить на: медико-биологические, социально-психологические (в том числе семейные, педагогические, бытовые и др.) и экономико-правовые причины».

Медико-биологические причины заключаются в формировании патологий. Среди них основные места занимают:

·патология беременности;

·последствия травм (в том числе родовых);

·отравления;

·наследственно обусловленные болезни.

Среди биологических причин, в первую очередь, имеет значение возраст родителей, особенно матери при рождении ребенка. Среди социально-психологических причин инвалидности можно выделить:

·низкий образовательный уровень родителей, их невысокую грамотность в вопросах воспитания и обучения;

·психологическую напряженность в семье;

·плохие жилищные условия (отсутствие роста коммунальных удобств в повседневной жизнедеятельности, плохие санитарно-гигиенические условия).

Среди экономико-правовых причин инвалидности существенное значение имеют низкий материальный достаток семьи, незнание и практическое неиспользование своих прав на получение того или иного вида льгот, пособий, представление учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения в необходимом объеме медико-социальной помощи инвалидам.

«Обострение социально-экономического кризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов, обуславливающих причины инвалидности».

Бюджетные трудности, недостаток кадров и современного оборудования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности - это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состояния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как детей, так и взрослых.

Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит впрямую влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворенные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здоровье. Есть прямая и значимая зависимость между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.

В результате транспортных травм гибнет беспрецедентное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.

«В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности, как один из показателей здоровья населения, остается наиболее высоким и в последние годы отмечается стойкая ежегодная тенденция его возрастания, причем за счет не только пожилых, но и людей всех возрастных категорий, в частности, увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов».

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

.2 Проблемы жизнедеятельности инвалидов

Развитие гражданского общества предполагает максимально полное участие всех людей в социокультурной жизни общества, однако потенциал большинства инвалидов остается сегодня невостребованным.

Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. «В первую очередь можно говорить о физическом ограничении или изоляции инвалида - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков». В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для индивида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но и также к ребенку, пожилому человеку, вообще к любому индивиду).

«Второй барьер - трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе». В ряде случаев инвалид абсолютно неспособен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в трудных ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающей монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату.

Однако необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. К сожалению, «формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата рабочего, во всяком случае она выплачивается регулярно».

Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие.

Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

Для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. «Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, мерах государственной поддержки инвалидов, социальных ресурсах их поддержки)». Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать телевизор или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т.д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Internet) в нашей стране. С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом.

«Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида - любопытства, насмешки, чувства вины, гиперопеки, страха и т.д. и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т.п. Подобный комплекс является ретардирующим, то есть затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды». И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоционально-защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалидов.

Для эффективного анализа и решения проблем инвалидности необходим всесторонний социологический анализ ключевых моментов повседневной реальности начиная с обсуждения вопросов доступности информации и окружающего пространства для инвалидов, степени соблюдения их конституционных прав и свобод в сфере медицинского и социального обслуживания, интеграции инвалидов в структуру занятости и образования.

Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия: здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, соблюдение конституционных гарантий.

Если каждый из нас, из числа здоровых людей сталкивается с множеством проблем, то люди с ограниченными возможностями имеют еще большое количество проблем, барьеров для своего полноценного функционирования. Все это говорит о том, что помощь от государства должен получать каждый его член, а инвалид в первую очередь как представитель одной из незащищенных категорий населения.

Далее перейдем непосредственно к рассмотрению организации социальной работы с инвалидами у нас в России на региональном уровне и за рубежом.

.3 Социальные права и гарантии инвалидов

Права инвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируются Конституцией России, защита прав регулируется нормами гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, административного и трудового законодательства. Все права инвалидов очень хорошо отражены в Декларации о правах инвалидов, принятой ООН в 1975 г.

«Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации. Эти права должны быть признаются за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора».

В соответствии с Декларацией:

1)инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, т.е. в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной и полнокровной.

2)инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

)инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

)инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

)инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

)инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

)инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

)инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества: если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

)инвалиды и их семьи должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о своих правах и гарантиях.

Вышеперечисленные права и гарантии инвалидов, указанные в Декларации о правах инвалидов, должны являться приоритетными целями в политике государства по социальной защите, поддержке, обеспечении полноценной жизнедеятельности инвалидов наравне со всеми гражданами общества.

2.Организация практической социальной работы с инвалидами

.1 Анализ социального положения инвалидов в Иркутской области

Текущие процессы реформирования социальной политики оказали существенное влияние на изменение социального положения отдельных социально уязвимых групп населения, в том числе инвалидов Иркутской области. Изменение пенсионного законодательства, монетизация льгот, отмена налоговых льгот для предприятий, на которых работают инвалиды, изменение нормы квотирования рабочих мест для инвалидов, введение определения степени ограничения способности к трудовой деятельности - вот несколько недавних реформ в социальном законодательстве, которые сильно повлияли на жизненную ситуацию инвалидов Иркутской области.

Очень значимым фактором, определяющим социальное положение инвалидов в обществе, является система здравоохранения и социальной защиты. Исторически сложившиеся стереотипы об инвалидах как о вечных детях (незрелых и асексуальных), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных и якобы опасных, воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом языке в медицинских практиках. Приходится констатировать, что «инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и «здоровых» в сочетании с ростом зависимости от медицинских работников и специалистов социальной защиты». Много негативных отзывов сегодня в адрес работы Бюро медико-социальной экспертизы. Процедура переосвидетельствования, или получения группы инвалидности, сопряжена с необычайной бумажной волокитой, колоссальными временными затратами и коррупцией. Игнорирование этических норм профессионального общения проявляется в телефонных разговорах, на приемах и консультациях специалистов. Относительно материнства женщины-инвалида ощущается волна сопротивления как со стороны общества, так и со стороны медицинского персонала. Дискриминация в этом случае находит проявление в разных формах: от игнорирования попыток женщин получить профессиональную консультацию до выражения форм сопротивления и угроз. Сфера медицинского и социального обслуживания у многих женщин-инвалидов ассоциируется с врачебными ошибками, грубостью, коррупцией и невнимательностью. Научные исследования по данной теме свидетельствуют о том, что общество, как и медики, не желает видеть женщину-инвалида женой и матерью. Женщины-инвалиды, решившие родить ребенка, еще до беременности и родов слышат утверждения врачей о том, что инвалидам не стоит заводить детей. Таким образом, «общество большей частью (в лице медицинских работников) из-за отсутствия институциональной поддержки отказывает женщине в праве и желании иметь ребенка». Общество делает из женщины с инвалидностью, ставшей женой и родившей ребенка, главную подозреваемую относительно тех случаев, если в жизни у их детей что-то не так. Отсюда - чувство вины и собственной никчемности, которое к тому же может поддерживаться и усиливаться социальным окружением.

Серьезной проблемой остается доступность и адекватность реабилитационной индустрии для инвалидов. Большинству инвалидов, которые нуждаются в средствах реабилитации для получения протезно-ортопедических, медицинских, социально-психологических услуг, порой вновь и вновь приходится проходить комплексное медицинское обследование, получать подтверждения о потребности в данном виде услуг в различных инстанциях. Кроме того, даже оформление всех документов не гарантирует получения необходимой услуги или средства реабилитации, поскольку инвалиды лишены права выбора, например, технических средств реабилитации. «Отсутствие законодательно оформленных стандартов этического поведения медицинских работников при оказании медицинской помощи приводит к некорректному обращению вплоть до отказа в предоставлении положенной услуги». Главное препятствие полноценной и независимой жизни - это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и им нужно сочувствовать, т.е. отождествлять их с неполноценными людьми.

Еще одним дискриминирующим фактором для людей с ограниченными возможностями является дефицит информации. Немногие инвалиды, родители детей-инвалидов так же мобильны и адаптированы к повседневному потоку информации как активные работающие люди без инвалидности. Среди инвалидов мало тех, кто знаком с новыми видами социальных услуг, тех, кто в полной мере владеет информацией о размерах и видах материальной и иной помощи, которую они вправе получить в органах социальной защиты, общественных организациях, отстаивающих права инвалидов. «Дефицит информации о существующих возможностях лечения и реабилитации приводит к затруднениям в получении необходимых помогающих ресурсов в полном объеме». Информация о нововведениях может месяцами и годами не доходить до заинтересованных сторон в силу плохо отработанных коммуникативных каналов между специалистами сферы медико-социальной защиты и клиентами, что еще больше сегрегирует человека с ограниченными возможностями. Далеко не каждый специалист или чиновник подготовлен к предоставлению такого рода информации, причем речь идет не только об информационной компетентности, но и о коммуникативной грамотности работников.

Практика показывает, что «введение новых законодательных актов и реализация действующего законодательства, касающегося социальной защиты инвалидов, не сопровождаются доступной информационной поддержкой, структурированной и перманентной разъяснительной работой, широким просвещением населения о правах и возможностях, что в конечном итоге депривирует инвалидов не только от возможностей карьеры и заработка, но и любой другой социально значимой активности».

Сегодня еще нет единой аккумулирующей системы, способной структурировать и последовательно осуществлять информационно-правовую и иную деятельность в интересах нормализации и содействия независимой жизни инвалидов.

Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики. Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность нынешней системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в рамках инклюзивной модели, что и наблюдается в Иркутской области.

«Сегодня существует целый ряд объективных препятствий для реализации инклюзивных практик в образовательной системе, среди которых значимое место занимают неприспособленность школьной и вузовской среды, неготовность педагогических кадров и пробелы финансирования системы образования». К тому же право выбора учебного заведения остается пока за государством, чиновниками, в разной степени случайными людьми и их субъективным мнением, а не самими инвалидами.

Круг профессий, по которому инвалиды могут получить подготовку, крайне ограничен. Надо признать, что в последнее время во многих городах России расширена сеть учебных заведений, осуществляющих подготовку работников из числа инвалидов, но не в Иркутской области. Однако в обычных учебных заведениях обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них среды, специальных учебных пособий и обучающих программ, неподготовленности преподавательских кадров для работы с инвалидами.

Уровень образования и квалификация определяют положение инвалида на рынке труда. Особенно четко эта зависимость прослеживается у инвалидов с детства, которые получали образование в специализированных школах и профессиональных училищах. Вместе с тем наличие востребованной специальности и высокого уровня подготовки не становится гарантом стабильного статуса человека с ограниченными возможностями. Это связано с тем, что «инвалиды находятся на особом положении в сфере занятости, имея соответствующие гарантии (льготы и щадящие условия труда), которые делают их «непривлекательной» рабочей силой». Ситуация одновременно характеризуется и резким увеличением на рынке труда численности инвалидов с трудовыми рекомендациями, что произошло в связи с введением трех степеней трудоспособности.

Сегодня работодатели очень внимательно читают трудовые рекомендации инвалидов и не желают обременять себя дополнительными хлопотами, связанными с созданием специального рабочего места под конкретного человека с ограниченными возможностями. Мотивация работодателей на такие действия не продумана. Отношение к закону о квотировании среди российских работодателей скорее негативное, чем одобрительное. «Современный работодатель не ищет непосредственно работу для инвалида и не видит смысла в том, чтобы создавать для них рабочие места».

В подобной ситуации люди с инвалидностью прибегают к различным стратегиям занятости. «Первая категория инвалидов - те, кто стремится получить «нерабочую» группу, сама возможность снижения группы и мысль о трудоустройстве травмирует их. Вторая категория - инвалиды, которые хотят работать и работают, среди них есть те, кто имеет «нерабочую» группу, но не перестает трудиться, вступая в компромиссные отношения с работодателем или скрывая официальные противопоказания. Многие готовы заниматься надомной работой, но есть опасения в связи с риском отношений эксплуатации беззащитных и плохо информированных людей со стороны нечестных предпринимателей. Надомная работа нередко сопряжена с нарушениями прав работника, но инвалиды предпочитают мириться с этой ситуацией, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию помимо пенсии. Третья категория - инвалиды, которые не работают ввиду невозможности найти подходящую работу. Четвертая категория инвалидов - это либо предпочитающие не работать, а «числиться» и получать заработную плату, либо те, кто еще не определился».

Таким образом, положение инвалидов в современной России и в Иркутской области характеризуется наличием множества проблем материально-финансового, психологического, медицинского и бытового характера. В социальных отношениях доминирует практика социального исключения, ограничивающая доступ инвалидов к ресурсам и жизненным шансам. Подобная социальная несправедливость по отношению к людям с ограниченными возможностями не должна допускаться в цивилизованном обществе, поэтому так важно обеспечение инвалидам равных с другими людьми возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

.2 Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне

инвалид социальный защита реабилитация

«Людей с ограниченными возможностями в России насчитывается более 13 миллионов, из них детей-инвалидов - более 550 тысяч».

Социальная работа с инвалидами - это оказание практической помощи инвалидам, семьям и группам таких людей с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических заболеваний, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующих их физическому выживанию и - в идеальном случае - сохранению их социальной активности. Ниже рассмотрим политику социальной поддержки инвалидов в Иркутской области. Она реализуется по государственным стандартам и принципам, отличие состоит в региональных программах, в соответствии с которыми проводится поддержка инвалидов.

«В 2010 году действовали две программы по поддержке инвалидов. Первая была направлена на реабилитацию и трудоустройство - «Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов в Иркутской области на 2006-2010 годы», вторая - на социальную поддержку инвалидов области - это ведомственная целевая программа «Социальная адаптация и реабилитация инвалидов Иркутской области на 2009-2010 годы».

По первой программе из областного бюджета было выделено 7,5 млн. рублей. Эти деньги пошли на обучение инвалидов, на субсидии, которые были выделены общественным организациям, например, на создание и содержание компьютерных классов.

Вторая программа предполагала выделение средств на помощь в приобретении технических средств на офтальмологическое лечение, слуховые аппараты, протезы. Кроме этих двух программ в 2010 году продолжил работу Совет при Правительстве Иркутской области по делам инвалидов, который и по сей день занимается проблемами инвалидов. На первом месте сейчас стоит проблема повышения уровня социальной интеграции инвалидов в общество и реализации мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, транспорта, чтобы инвалиды могли участвовать в жизни области и страны.

С 2011 года начинает свое действие по всей территории России долгосрочная госпрограмма «Доступная среда». Согласно документу, который станет основой бюджетного планирования, «государство потратит в 2011-2015 годах 46,4 млрд. рублей для обеспечения равных прав 13 млн. граждан РФ, являющихся инвалидами. Основные цели программы скромны - увеличение с 12% до 45% доли доступных для инвалидов «приоритетных объектов», безбарьерная среда в 20% образовательных учреждений и 16,5% объектов общественного транспорта, 519 тыс. новых рабочих мест, рост до 50-55% положительных оценок самих инвалидов итогов реализации программы». Основная задача регионов, в том числе и Иркутской области - обеспечение безбарьерной среды для инвалидов к «приоритетным объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры».

Значительное место в социальной защите и поддержке инвалидов принадлежит реабилитации. «Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности». К основным направлениям реабилитации инвалидов относится:

·восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

·профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация;

·социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;

·физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование технических средств реабилитации, создание необходимых условий для их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информации, обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 10, 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

«В соответствии с действующими нормативными документами с 1 января 2010 года организация работы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области». Инвалид (ветеран), нуждающийся в техническом средстве реабилитации или протезно-ортопедической помощи, должен обратиться с заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение технических средств реабилитации и протезно-ортопедической помощи представлены в таблице (см. приложение 2).

Порядок определен Постановлением Правительства Иркутской области от 22 марта 2010 года № 44-пп «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

«Иркутская область включена в пилотный проект по передаче с 1 января 2010 года Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов». Уполномоченный орган по исполнению переданных полномочий на территории Иркутской области - министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Организация данной работы осуществляется территориальными подразделениями министерства по месту жительства льготополучателей (39 управлений).

Система мер социальной поддержки инвалидов включает в себя также материальное обеспечение. «Материальное обеспечение инвалидов в свою очередь включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, другие выплаты), компенсации». Одним из основных видов социального обеспечения инвалидов является пенсия по инвалидности. «Численность людей, получающих пенсию по инвалидности в России, постепенно возрастает и за последние три-четыре года увеличилась более чем на 25%». Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (по общему правилу), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Трудовая пенсия по инвалидности может быть назначена лишь при наличии факта обязательного пенсионного страхования, имевшего место до или после наступления инвалидности. «С января 2010 года фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности (вне зависимости от степени ограничения трудоспособности) составляет: I группа - 5124 рубля; II группа - 2562 рубля; III группа - 1281 рубль. Средний размер трудовой пенсии по инвалидности в начале 2010 года составил 5118 рублей, к концу года - 5440 рублей. Столь невысокий показатель определяется тем, что более половины получателей пенсий по инвалидности - инвалиды III (рабочей) группы и размер их пенсий невелик. Размеры пенсий инвалидов II и I групп сопоставимы с размером трудовой пенсии по старости, средняя величина которой превысила в 2010 году 8000 руб.». Социальная пенсия по инвалидности устанавливается при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. «Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан представлены в таблице» (см. приложение 3).

Законом предусматриваются также льготы инвалидам на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, «инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива; кроме того, предоставляется льготы на проезд, медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, обеспечение ТСР, протезирование, а также трудовые и налоговые льготы». Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

Инвалиды, инвалиды ВОВ, дети-инвалиды получают государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг:

) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

«Стоимость набора социальных услуг с 1 января 2011 года составляет 705 рублей в месяц, в том числе: оплата обеспечения лекарственными препаратами - 543 рубля; оплата предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 рубля; оплата проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 рублей».

В рамках полномочий, установленных законодательством, министерством социального развития, опеки и попечительства осуществляется организация социального обслуживания населения области, ведется работа по формированию оптимальной сети социальных учреждений, расширению спектра и повышению доступности и качества социальных услуг.

Порядок и условия социального обслуживания в Иркутской области определены Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года № 68-оз «О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области», а также национальными и региональными стандартами социального обслуживания. Стандартами установлен минимальный объем социальных услуг, который гарантирован государством и не может быть снижен.

Социальное обслуживание граждан в Иркутской области осуществляется в виде предоставления следующих основных видов социальных услуг: социального обслуживания в стационарных учреждениях, социального обслуживания на дому, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставления временного приюта, срочного социального обслуживания и реабилитационных услуг.

«Сеть учреждений социального обслуживания в Иркутской области по состоянию на 01.01.2011г. состоит из 88 областных государственных учреждений социального обслуживания, в том числе 63 стационарных, 24 нестационарных, 1 полустационарное учреждение. Кроме того, 2 учреждения предоставляют образовательные услуги.

Непосредственно работу с инвалидами осуществляют: 25 стационарных учреждений для престарелых и инвалидов, 5 домов-интернатов для умственно отсталых детей, 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями, 23 комплексных центра социального обслуживания, профессиональное училище-интернат для инвалидов.

Вот таким образом можно обозначить политику социальной поддержки инвалидов, проводимой в Иркутской области.

.3 Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов

Согласно Федеральному закону о социальной защите инвалидов, комплексная реабилитация является одним из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан Российской Федерации. Она представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации состоит в восстановлении социального статуса инвалида, достижении им материальной независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

) социальную реабилитацию инвалида, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

«Основу механизма реабилитации инвалидов составляет индивидуальная программа, которая разрабатывается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учреждениями различной ведомственной принадлежности, имеющими реабилитационную направленность». Координация деятельности по реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения.

Учреждения, осуществляющие реабилитацию, могут заниматься только ею или сочетать ее с другими видами деятельности.

Ответственность за выполнение и реализацию соответствующих разделов индивидуальной программы реабилитации инвалидов возложена на:

·органы здравоохранения (отвечают за программу медицинской реабилитации);

·органы службы занятости населения во взаимодействии с органами социальной защиты населения, образования и науки (отвечают за программу профессиональной реабилитации);

·органы социальной защиты населения во взаимодействии с жилищно-коммунальными службами, органами по физкультуре и спорту, культуры, общественными организациями инвалидов (отвечают за программу социальной реабилитации).

Ниже рассмотрим, каким образом организована работа органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов, а именно в области профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

«Процесс профессиональной реабилитации инвалидов охватывает систему мер по восстановлению конкурентоспособности инвалида на рынке труда». Это, прежде всего его профессиональная ориентация, профессиональное образование и рациональное трудоустройство.

Вопросами профессиональной ориентации инвалидов в зависимости от возраста занимаются службы медико-социальной экспертизы, служба занятости, соответствующие структуры управлений по социальной защите населения администраций городов и районов, школы, а также родители и сами инвалиды.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние или высшие профессиональные учебные заведения они пользуются определенными льготами.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

В учреждения начального и среднего профессионального образования для инвалидов органами социальной защиты населения направляются инвалиды с учетом трудовых рекомендаций на обучение, выданных службой медико-социальной экспертизы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» обучение инвалидов в первую очередь осуществляют по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

В целом все виды профессиональной реабилитации инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степени потери трудоспособности.

Несмотря на сложную ситуацию на рынке труда, вопросами профессиональной реабилитации инвалидов занимается также служба занятости населения, в приоритетном порядке оказывает им содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве.

«Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения». Закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность.

Важное значение в трудоустройстве инвалидов занимают специализированные предприятия общественных формирований. Создаются предприятия, принадлежащие организациям ВОИ, ВОГ, ВОС.

При ежегодно возрастающем количестве инвалидов увеличивается и число инвалидов, нуждающихся в трудовом устройстве. Поэтому именно профессиональная реабилитация должна занимать ведущее место в общей системе реабилитации, быть решающим условием интеграции инвалида в общество.

«В социальной реабилитации как системе социальных, социально-психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, нуждается от 72 до 93 % инвалидов».

«Органы и учреждения социальной защиты населения основное внимание в решении вопросов социальной реабилитации инвалидов уделяют, прежде всего, их социально-бытовому и материально-бытовому обслуживанию».

В рамках реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы социальной защиты населения организуют работу по обеспечению инвалидов транспортными средствами и техническими средствами реабилитации, протезированием, санаторно-курортными путевками, обеспечивают выплату компенсаций на транспортные расходы и санаторно-курортное лечение.

Обеспечение инвалидов транспортными и техническими средствами является важнейшим условием их социальной реабилитации. Инвалиды обеспечиваются следующими средствами передвижения: автомобилями, мотоколясками, велокреслоизделиями.

Обеспечение транспортными средствами отдельных категорий инвалидов регулируется постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах».

Одним из направлений социальной реабилитации инвалидов является обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.

Права инвалидов на протезно-ортопедическое обеспечение закреплены в ст. 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. и в ст. 28 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

«Пенсионеры и инвалиды, нуждающиеся в протезно-ортопедических изделиях, а также в средствах, облегчающих жизнь инвалидов (приспособления для ванны, поручни, устройства для приготовления пищи), имеют право на бесплатное обеспечение протезами за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ».

Составной частью реабилитации инвалидов является санаторно-курортное лечение. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Неработающим инвалидам санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органом социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования. Инвалидам, не воспользовавшимся своим правом на санаторно-курортное лечение, выплачивается компенсация.

«Органами социальной защиты населения ведется постоянная работа по оказанию социальной поддержки малообеспеченным семьям, воспитывающим детей-инвалидов».

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией.

Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

. Зарубежный опыт социальной работы с инвалидами и возможности его применения в российской практике

«Реабилитация инвалидов - это система мер, направленных на восстановление их здоровья, нарушенных функций, трудоспособности, возвращение в общественно-полезную и социальную жизнь общества». Реабилитация в настоящее время прочно вошла в практику социального обслуживания большинства стран мира.

Так, в США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. «Социальная поддержка осуществляется с помощью специализированных инвалидных организаций и фондов, так как муниципалитеты (за плату) привлекают их для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг». Основными среди них являются:

·адаптационная подготовка, помогающая инвалиду приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. К адаптационной подготовке привлекаются члены семьи и близкие инвалидов. Ее цель - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность инвалида. Подготовка к труду призвана облегчить дальнейшее трудоустройство инвалида, укрепить его стремление приспособиться к работе и добиться в ней успеха;

·помощь инвалиду в обустройстве жилья призвана создать условия для нормального и независимого быта, самообслуживания. Благодаря переустройству квартиры, приобретению специальных приспособлений удается наладить жизнь инвалида, прежде всего дома, а не в стационаре;

·оказание транспортных услуг: социальные службы доставляют человека с тяжелыми формами инвалидности на работу, в учебное заведение, на культурные мероприятия, в бассейн и т. д.;

·выплата специальных пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Большой интерес представляет практика социального обслуживания инвалидов в Великобритании. «Круг организаций, оказывающих такого рода помощь, включает в себя 3 группы: местные власти, которые предоставляют большую часть социальных услуг инвалидам; частные владельцы домов, зарабатывающие тем, что они обеспечивают уход; общественный сектор, состоящий из благотворительных организаций, которые оплачивают штат и другие расходы за счет государственных фондов, пожертвований отдельных граждан и гонораров за предоставляемые услуги».

Социальные службы мобилизуют все возможности для того, чтобы помочь людям жить дома. Однако, те, кто нуждается в дополнительной поддержке в дневное время, могут посещать дневной центр, находящийся в пределах досягаемости от их дома.

Центры включают обслуживание людей с физическими недостатками или трудностями в обучении. В них работают профессиональные команды, которые кроме социальных работников включают психологов, терапевтов, штат медсестер, инструкторов и учителей. Центры социального обучения (ЦСО) продолжают тренинг с молодыми людьми, имеющими трудности в обучении после окончания школы. Упор делается на самообслуживание и приобретение социальных умений, таких как совершение покупок, приготовление пищи, обращение с деньгами, пользование общественными местами. Это позволяет пациенту жить в обществе и рассчитывать на собственные силы. В центрах также проводятся занятия по рисованию, рукоделию, работе по дереву, физкультуре, чтению и письму.

Центры подготовки взрослых (ЦПВ) имеют рабочие места для инвалидов (работа от простой сборки компонентов и рукоделия до более сложных процессов, включающих использование резных и электроинструментов). Прогресс пациентов регулярно оценивается во время подготовки, и в некоторых случаях они могут перейти на самостоятельную работу под наблюдением.

«При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу». В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для пациентов с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Инвалиды принимаются на работу с испытательным сроком (6 недель), при этом выплачивается субсидия. Штат центра занятости помогает обсудить каждую кандидатуру инвалида и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях. Информация о службах занятости для инвалидов размещена в Кодексе хорошей практики инвалидов и в буклетах, выпускаемых консультативными службами и центрами занятости.

Инвалидам часто бывает нужно медицинское лечение, и больницы предоставляют кратко долговременные услуги по уходу амбулаторно или в клинике. Инвалидов порой помещают в больницу на короткие периоды, чтобы дать облегчение родственникам. Кроме медицинского и сестринского ухода, поддержки со стороны социального работника в больнице, инвалиды также могут получать лечение и терапию от психотерапевтов или трудотерапевтов.

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществляется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последствия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. «Решением проблем социально-трудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации».

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, переобучение, трудоустройство. «Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей». Услуги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в себя:

. определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная подготовка, включающая общее образование;

. профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение;

. помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий.

Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профессиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспечения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испытаний в центры профессиональной реабилитации. «Реабилитационные центры в Германии могут осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совмещать эти оба вида реабилитации».

«Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебно-санитарное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника, отдел профессионального обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение». В ортопедической клинике осуществляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в отдел профессионального обучения.

Подготовка инвалидов ведется по 40 специальностям, в основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет. Центр получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских.

Необходимо заметить, что «в Германии с 1986 года повышен месячный штраф, налагаемый на предпринимателей за каждый случай уменьшения численности инвалидов на предприятии менее 6% от численности всех работающих».

Осуществляет только профессиональную реабилитацию центр в Гейдельберге. В нем 800 учебных мест и интернат с таким же числом. Этот цент осуществляет реабилитацию больных туберкулезом, сердечнососудистыми заболеваниями. Готовят в нем специалистов в области электроники, радиотехники, программирования. Мастерские оборудованы самой современной техникой. Это и неудивительно, поскольку центр работает под руководством двух советов - медицинского и профессионально-технического. Председателем профессионально-технического совета является один из административных руководителей фирмы Сименс. С отделами фирмы Сименс заключаются договоры на подготовку специалистов.

Обучение в любом из описанных центров заканчивается сдачей профессионального экзамена в промышленно-торговой палате, после чего возможно заключение долгосрочного контракта с инвалидами на рынке труда.

Такова кратко представленная система социально-трудовой реабилитации инвалидов в Германии. Подобные системы, представляющие интерес для отечественных социальных работников, существуют и в других европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Швеция, Франция, Нидерланды.

«Не менее интересным представляется одно из наиболее успешных направлений работы с уязвимыми группами, получившее за рубежом название «оккупационной терапии», т. е. терапии повседневными занятиями». Это форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социального блока, здравоохранения и образования. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях.

Заметим, что трудотерапия, используемая как вид реабилитационной деятельности, это далеко не оккупационная терапия. За рубежом специалистов этого направления готовят уже почти 70 лет. Особенно большое развитие оно получило в Великобритании и США.

Что же является содержанием оккупационной терапии и кто нуждается в ее услугах? Начинается она с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок.

Таким образом, «ключевой элемент оккупационной терапии - это выбор видов занятий, которые не только формируют навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации». Следовательно, «оккупационная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию (умывание, причесывание), и терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования (вязание, шитье)».

Попутно оккупационный терапевт может обучить необходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, престарелым или инвалидом, например: технике снятия физического и эмоционального стресса, связанного с уходом за кем-либо; умению найти занятия, значимые и интересные для человека; умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным; способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности.

«В ряде стран оккупационные терапевты и их ассистенты работают в разнообразных учреждениях и организациях: отделениях «скорой помощи»; центрах детского здоровья, детских поликлиниках; реабилитационных центрах; психиатрических больницах; центрах психического здоровья; центрах дневного ухода за детьми; центрах лечения ожогов; ортопедических клиниках». Специалисты такого профиля оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и вследствие этого нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что «оккупационная терапия за рубежом является интегральной частью основного комплекса услуг здравоохранения, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок». Она выгодна не только с социально-психологической, но и экономической точек зрения, т. к. позволяет: значительно сократить пребывание человека в больнице; уменьшить нужду в госпитализации; обеспечить скорейшее возвращение на работу; сократить число услуг и время ухода, требуемых после выписки из больницы; облегчить возвращение человека в общество.

В отечественной социальной работе данная специальность пока еще не получила своего официального статуса. Но как новое направление деятельности она, безусловно, перспективна. Являясь междисциплинарной и представляя собой профессиональную деятельность в сфере социальной защиты, здравоохранения и реабилитации, она требует соединения усилий различных министерств и ведомств для ее дальнейшего развития и лицензирования.

В нашей стране создаются модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения. Все большее внимание уделяется комплексной реабилитации, в системе которой находят свое место меры профессионально-трудовой реабилитации и социально-средовой адаптации инвалида.

В конце хотелось бы отметить, что на основе использования зарубежного опыта в силах государства изменить положение инвалидов в современной России.

«Положительное изменение ситуации предполагает мониторинг социальных проблем инвалидности и комплексную межведомственную активность по нормализации жизни людей с ограниченными возможностями». В первую очередь важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов путем создания механизма автоматического закрепления изменений, условий и норм социальной защиты инвалидов вслед за изменением социально-экономических условий в стране. «Необходимо укрепление целостности системы социального обеспечения и социальной защиты инвалидов на основе социально-экономического, финансово-экономического и организационно-технического единства, что в значительной мере зависит от рациональности управления данной отраслью».

Базовым звеном модернизации образования является школа. Необходимо активное развитие общественных институтов управления и гражданских институтов образовательной политики, поскольку пока ни школьные, ни попечительские советы, ни местное сообщество так и не стали равноправными партнерами ведомственных органов управления образованием. «Особое внимание должно уделяться вопросам интегрированного образования и системе социокультурной поддержки людей с ограниченными возможностями в условиях каждого образовательного учреждения». Необходимы федеральная концепция системы непрерывного, многоуровневого, интегрированного, профессионального образования инвалидов и нормативно-правовое обеспечение сопровождения профессионального образования инвалидов. Преподаватели, обучающие инвалидов, нуждаются в специальной подготовке.

Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, особенно путем регулярного пересмотра социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма.

Важно изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики за счет увеличения финансирования мер «активной» политики (обучение и реабилитация). «В области трудовой реабилитации необходимо обеспечить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в профессиональной реабилитации». Следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методики медико-психологической и социальной реабилитации инвалидов, организовать работу по специальной подготовке специалистов по обучению и реабилитации инвалидов.

«Необходимо обеспечить учет, документирование, обобщение и научный анализ специфических потребностей инвалидов и развивать деятельность по формированию реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов». Поиск новых стратегий идет в направлении гражданского развития как обучения толерантности, диалогу культур и совместных проектов между людьми с ограниченными возможностями и полноценными членами нашего общества.

В заключении хотелось бы сказать, что совершенствование системы социальной защиты и социальной помощи населению РФ, является сейчас не только благими намерениями, но и насущной необходимостью.

Заключение

Организация современного общества часто противоречит интересам людей с инвалидностью, хотя семьям инвалидов доступны те же радости и горести супружеских и родительско-детских отношений, у них есть мечты, планы и реалии, так же как и в других, «нормальных» семьях. Анализ социального положения инвалидов с позиций степени реализации ими своих гражданских прав и свобод позволяет понять и описать проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются люди, выявить те механизмы социального обеспечения, политики занятости, образования, медицинского и социального обслуживания, которые влияют на их положение, усугубляют или воспроизводят неравенство. Инвалиды испытывают на себе дискриминацию практически во всех сферах своей жизнедеятельности: в системе здравоохранения и социальной защиты, в системе образования и занятости.

Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат.

Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание их связей со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

В нашей стране и области только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивается реабилитационная индустрия.

Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.

В данной работе была рассмотрена с учетом последних изменений политика поддержки инвалидов на региональном уровне. Инвалиды являются одной из самых уязвимых категорий населения, поэтому и требуют очень внимательного изучения как в отношении их прав и гарантий, так и в отношении решения проблем, которые связаны с их жизнедеятельностью.

Также была рассмотрена организация работы органов социальной защиты населения, ведь именно они являются главным помощником инвалидам. Сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Особую значимость данной работе придает то, что было проанализировано социальное положение инвалидов в современном обществе, затем обозначены проблемы жизнедеятельности инвалидов и определены возможные пути их решения на основе изучения зарубежного опыта социальной работы с инвалидами.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации".

.Аверин А.Н. Государственная система СЗН : Учеб. пособие. Стереотипное издание. - М : Изд-во РАГС, 2008. - 124 с.

.Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А.Н. Аверин. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 116 с.

.Антропов В.В. Соц. защита в странах Европейского союза / В.В. Антропов. - М. : «Изд-во «Экономика», 2006. - 271 с.

6.В Иркутской области на поддержку инвалидов выделят 7,5 млн. рублей [электронный ресурс] // <#"justify">12.Казарновский С.В. Инклюзивное обучение / С.В. Казарновский // Социальная защита. 2009. №6(206). С. 26-30.

13.Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы : учеб. пособие. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2004. - 85 с.

14.Косенкова Т.В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов / Т.В. Косенкова // Соц.-гум. знания. 2010. №5. С. 333-339.

.Кузьминова Т.В. Совершенствование механизма реализации государственных гарантий инвалидам в области занятости населения / Т.В. Кузьминова // Уровень жизни населения регионов России. 2010. №7. С. 68-71.

.Кулагина Е.В. Проблемы социальной защиты инвалидов в современной российском обществе / Е.В. Кулагина // Народонаселение. 2009. №2. С. 99-112.

17.Льготы или равные возможности? [электронный ресурс] // <#"justify">Приложение 1

Федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

рис. 1. Федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

Приложение 2

Таблица

Граждане, имеющие право на получение технических средств реабилитации и протезно-ортопедической помощи

Категория гражданОснование для полученияИнвалиды, в том числе дети-инвалидыНа основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР), разрабатываемой учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ).Ветераны (статьи 15 - 19 №5-ФЗ «О ветеранах»), не являющиеся инвалидамиНа основании заключений врачебных комиссий ЛПУ, только протезирование и протезно-ортопедические изделия.

Приложение 3

Таблица

Размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан - инвалидов

Категория получателей пенсииРазмер пенсии Инвалиды II группы (за исключением инвалидов с детства)Инвалиды с детства I и Дети инвалидыИнвалиды с детства II группыИнвалиды I группыИнвалиды III группы

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!