Анализ формирования доходной части федерального бюджета за счет НДС

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ формирования доходной части федерального бюджета за счет НДС

Содержание

Введение

1. Этапы развития НДС

1.1 Сущность НДС и его формирование на территории РФ

1.2 Развитие и порядок применения НДС в странах Западной Европы

2. Методика осуществления налогового контроля на примере межрайонной ИФНС России по крупным предприятиям Липецкой области

2.1 Камеральная налоговая проверка

2.2 Выездная налоговая проверка

3. Анализ формирования доходной части федерального бюджета за счет НДС

3.1 Объекты налогообложения, ставки, сроки перечисления, формирование налоговой базы по НДС

3.2 Анализ формирования федерального бюджета (2007-2008 гг.)

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране, в связи с переходом к рынку. В общей сумме поступающих налоговых платежей значительный объем занимают и суммы налогов предприятий, организаций и учреждений.

Налоги представляют собой один из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей, но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц.

В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в России налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

федеральный бюджет налог стоимость

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

С момента своего введения НДС стал одним из основных налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации. НДС занимает первое место в налоговых доходах федерального бюджета и второе (после налога на прибыль организации) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является изучение НДС в системе косвенных налогов Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были выделены и решены следующие задачи:

.        рассмотрение этапов развития НДС;

2.      рассмотрение методики налогового контроля по НДС;

.        анализ формирования доходной части федерального бюджета за счет НДС.

Информационной базой написания курсовой работы послужили нормативно-законодательные акты, тематические сайты, посвященные налогообложению, а также работы различных авторов по исследуемой теме.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 22 источника.

1. Этапы развития НДС


1.1 Сущность НДС и его формирование на территории РФ


Налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения. Специальные правовые нормы, при помощи которых в Российской Федерации происходит регулирование доходной и расходной части государственного бюджета, взимание налогов и других государственных платежей, разработаны на основании Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней заложены юридические первоосновы налоговой системы России. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоговый платеж юридического лица с экономической точки зрения представляет собой форму отчуждения принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. При этом учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости.

Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. [19, с.178]

Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года, до этого он регулировался отдельным Законом "О НДС". С принятием Налогового Кодекса произошли определенные изменения в обложении этим налогом, в частности, плательщиками НДС стали также индивидуальные предприниматели. В целом, как отмечают многие специалисты, 21 Глава Налогового Кодекса намного совершеннее применявшегося ранее Закона "О НДС", с 2002 года были решены многие проблемы, связанные с исчислением и уплатой Налога на добавленную стоимость, например, были более ясно сформулированы требования к выручке при осуществлении освобождения от обязанностей налогоплательщика. В настоящее время Глава 21 НК РФ продолжает совершенствоваться, в нее вносятся различные изменения.

Налоговые органы Российской Федерации для практического применения издали Методические рекомендации по применению Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, что значительно упростило применение законодательства о данном налоге.

В России налог на добавленную стоимость был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого "президентского" налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%. В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны. Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. На данный момент основная ставка НДС составляет 18%. Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

.        пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

2.      создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

.        присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным. [17, с.59]

Существует определенная группа товаров, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Это некоторые продовольственные товары и товары для детей. Это показывает, что наше государство проводит социальную политику, направленную на поддержку семей с детьми и недопущение относительной дороговизны продуктов питания.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.

1.2 Развитие и порядок применения НДС в странах Западной Европы


Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары. Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС. В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. [22, с.76]

2. Методика осуществления налогового контроля на примере межрайонной ИФНС России по крупным предприятиям Липецкой области


2.1 Камеральная налоговая проверка


Камеральная проверка является основной формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Камеральным проверкам подвергается вся предоставляемая в налоговые органы налоговая отчетность, а периодичность их проведения определяется установленной законодательством периодичностью представления налоговой отчетности в налоговый орган.

Целью проведения камеральной налоговой проверки являются:

·        Контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

·        Выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

·        Взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям;

·        Привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

·        Подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка по НДС проводится по следующим основным направлениям:

.        Правильность предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Производится путем контроля за соответствием представленных налогоплательщиками документов формам, установленным МНС России, и наличием комплекта документов, подтверждающих правомерность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика; достоверностью сведений, содержащихся в представленных документах, и соблюдением условий предоставления освобождения. К таким документам относятся:

·        выписка из бухгалтерского баланса;

·        выписка из книги продаж;

·        выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные частные предприниматели)

2.      Правильность заполнения форм отчетности по НДС.

Проверяется наличие всех необходимых реквизитов в декларации, арифметических подсчетов итоговых сумм НДС.

.        Правильность применения налоговых ставок.

Проверяется правомерность применения налогоплательщиками ставки НДС в размере 10%, при этом используются Общероссийский классификатор продукции, а также Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определенная Правительством Российской Федерации. Обращается внимание на правильность применения ставок налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров поручения.

Особое внимание обращается на подтверждение правильности применения налоговой ставки 0% - обеспечение полноты представленного пакета документов, предусмотренного ст.165 НК РФ.

.        Правильность и обоснованность освобождения от налогообложения.

Проверяется документальное подтверждение правомерности использования освобождения - наличие соответствующих лицензий, соответствие кодов ОКОНХ и учредительных документов в организациях культуры, науки, спорта и т.д.

.        Правильность исчисления налоговой базы по НДС.

Проводится анализ между отчетными данными показателей налоговой декларации по НДС и соответствующими расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы, сопоставимости отчетных показателей с соответствующими показателями отчетного периода, соотношением их с данными бухгалтерской отчетности, а также с показателями налоговой отчетности по другим налогам. Устанавливается правильность определения периода реализации товаров, работ, услуг в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики в целях налогообложения.

.        Правильность отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", и применения налоговых вычетов.

Проверяя обоснованность единовременного представления к вычету значительных сумм НДС, а при систематическом представлении налогоплательщиком по итогам налогового периода сумм налоговых вычетов, превышающих сумму, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, - проведения в этих целях встречных проверок.

.        Принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки. [21, с. 203]

2.2 Выездная налоговая проверка


Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка правильности исчисления НДС производится должностными лицами налоговых инспекций по данным бухгалтерского учета и отчетности, имеющимся у плательщиков налога, и заключается в сверке сумм, указанных в налоговой декларации, с суммами, отраженными в бухгалтерском учете, а также в книгах покупок и продаж.

Проверка производится в следующем порядке.

.        Проверка права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика внутреннего НДС.

Освобождение от исполнения обязанности плательщика НДС предусмотрено ст.145 НК РФ.

Если у организации или индивидуального предпринимателя налоговая база, сформированная:

·        Из реализации товаров, работ, услуг;

·        Безвозмездной передачи;

·        Передачи товаров. Работ, услуг для собственных нужд, расходы на которые не относятся на издержки производства и обращения;

·        Выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, исчисленная за предшествующие три календарных месяца без учета НДС и налога с продаж, не превысила 1 млн. руб., то данная организация или индивидуальный предприниматель имеют право на получение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизное сырье и (или) подакцизные товары, а также осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Данный механизм абсолютно новый для российского законодательства по налогам и сборам и по своей сути является разновидностью льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При проведении выездной налоговой проверки право налогоплательщиков. Получивших освобождение от уплаты НДС, проверяется по проверке оборотов по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

Если в ходе проверки устанавливается превышение суммы фактической выручки от реализации продукции, работ и услуг, полученной налогоплательщиком за период, в течение которого он был освобожден от обязанностей налогоплательщика, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика штрафов и пеней.

.        Проверка правильности отражения оборотов по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС".

В первую очередь проверяется соответствие указанной в декларации суммы оборота данным бухгалтерского учета.

Для этого сумма, указанная в декларации, сличается с суммой, отраженной в главной книге по кредиту счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" а также с данными журналов-ордеров 11, 13, ведомостей 16 и 16а.

Для проверки общих оборотов по реализации товаров, работ и услуг, указанных в налоговой декларации, используются также счета-фактуры на отгрузку товаров, выписка из расчетного счета предприятия в учреждении банка, банковские и кассовые документы, ведомость реализации товаров и расчетов с поставщиками, счета-фактуры, оплаченные покупателями. И книга продаж.

Следует обратить внимание на достоверность отражения в декларации по НДС стоимости материальных ценностей, отпущенных на непроизводственные нужды, которые оплачиваются за счет соответствующих источников финансирования - прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. При этом необходимо иметь в виду, что в случае, если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке произведено возмещение (вычет) НДС, использованы для непроизводственной сферы, делается восстановительная бухгалтерская проводка: кредит счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость", и дебет соответствующих счетов учета источников финансирования. Проверяющий должен проследить, с какими счетами корреспондируют счет 10 "Материалы" и другие счета по учету материальных ценностей.

В соответствии с главой 21 НК РФ уплата НДС в бюджет должна осуществляться:

·        Либо по мере поступления денежных средств за товары, работы и услуги на счета предприятия (дебетуются счета 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов реализации: 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы");

·        Либо по моменту отгрузки (сдачи) покупателям и заказчикам, т.е. по дате предъявления счета в банк на инкассо, либо по дате передачи документов покупателю (заказчику) способом, предусмотренным договором (на сумму выставляемых счетов по продажной стоимости дебетуется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредитуются счета 90, 91). [22, с.109]

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду реализуемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг в ведомостях: 16а "Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей" (используется при определении выручки по оплате); 16 "Ведомость учета реализации продукции и материальных ценностей" (используется при определении выручки по отгрузке) или в электронном виде.

При этом сумма НДС в указанных регистрах должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов (поручений, требований, реестров чеков, реестров на получение средств с аккредитива).

По всем оборотам кредита счетов продажи (за исключением льгот) должны быть исчислены и получены в составе выручки суммы НДС в размере соответствующих ставок НДС.

Путем детального рассмотрения ведомостей продажи представляется возможным выяснить, в частности, такие факты, когда суммы, поступившие по частично оплаченным счетам, относятся не на счета реализации, а на счета расчетов с покупателями, а также установить отдельные ошибки и неточности расчета размера НДС.

При проведении проверки особое внимание следует уделить порядку расчета с бюджетом при реализации товаров на экспорт и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Проверяя правильность указанных в декларации по НДС облагаемых оборотов, проверяющий обязан рассмотреть все сторнировочные записи в книге продаж с целью предотвращения неправильного снижения оборотов и соответственно сумм налога. Эти записи должны быть документально подтверждены, и проверяющий обязан проверить обоснованность сторнировочных записей.

Перерасчеты по НДС производятся только в тех случаях, когда в учете операции по возврату покупателям товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов), а также при отказе заказчиков от ранее оплаченных работ (услуг) откорректированы по счету реализации и если при этом не истек трехгодичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет.

При проверке первичных документов (расходные накладные на отпуск товаров, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом, отчеты кладовщиков и др.) необходимо выявить случаи отпуска продукции по бартерным сделкам без включения ее в оборот по счету 90 "Продажи".

В этом случае необходимо проверить также правильность отражения выручки от товарообменных операций по счетам продажи 90, 91.

Сводные накопительные данные об общей сумме НДС, полученной и подлежащей перечислению в бюджет, отражаются в журнале-ордере 8 по разделу "Расчеты с бюджетом".

После проверки оборотов, отраженных по счетам реализации, необходимо установить соответствие их суммам выручки, поступившей на счета учета денежных средств в учреждениях банков (счета 51, 52, 55) и через кассу предприятия, а также готовых товаров на складе, поступивших по бартеру. Необходимо проверить движение выручки в собственной торговой сети (ларьки, магазины, автолавки, продавцы).

Следует также проверить, нет ли случаев, когда выручка за отгруженную продукцию, работы, услуги, минуя счета реализации, отнесена непосредственно на счета расчетов 60, 62, 76 и длительное время находится в обороте.

Подлежат также проверке суммы, отраженные по журналу-ордеру 2 "Расчетный счет", по оплате за выполненные работы и оказанные услуги, обороты по реализации которых предприятие списывает, минуя счета реализации в кредит счетов 20, 23, 26, 44. В результате снижаются объемы реализации и облагаемые НДС обороты.

Проверка полноты облагаемого оборота должна проводиться не только по счетам бухгалтерского учета, связанным с реализацией готовой продукции, вырабатываемой данным предприятием, но и по другим счетам, на которых учитывается движение материальных ценностей.

По кассовым документам проверяется поступление средств от продажи товаров, сырья и запасных частей при оказании услуг населению, строительных материалов, инструментов и других товаров своим работникам для строительства и ремонта индивидуальных жилых домов и др.

По журналу-ордеру 1 "Касса" отражается также оплата за услуги, реализованные на сторону. Нередко предприятия неравномерно отражают обороты по реализации транспортных услуг или других вспомогательных цехов по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или списывают суммы поступившей выручки в кредит счета 23 "Вспомогательные производства", в результате чего снижаются облагаемые обороты по реализации и суммы НДС.

При применении налогоплательщиками при реализации товаров, работ и услуг различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, работ, услуг, облагаемых по разным ставкам. В случае применения одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При проведении проверки необходимо проверить наличие раздельного учета налоговой базы по операциям, облагаемым по ставке 18, 10 и 0%. При отсутствии раздельного учета в акте проверки доначисляется сумма НДС исходя из максимальной ставки.

Наиболее часто сокрытие облагаемых оборотов имеет место в случаях:

·        Занижения отпускных цен на продукцию собственного производства при отпуске своим работникам, в непроизводственную сферу, общественному питанию, по бартерным сделкам;

·        Отпуска собственной продукции, материальных ресурсов, основных фондов с применением натуральной формы расчетов по договоренности по бартерным сделкам, в порядке оплаты труда, безвозмездной передачи;

·        Отпуска продукции (в основном сырьевых ресурсов) на давальческих началах без оплаты ее стоимости для дальнейшей промышленной переработки;

·        Реализация продукции и товаров посредническими, снабженческо-сбытовыми, торговыми, малыми предприятиями и другими предприятиями по ценам ниже приобретения с компенсацией этой разницы путем наличных расчетов, не включаемых в налогооблагаемую базу;

·        Невключения в облагаемый оборот сумм, поступивших от заказчиков, покупателей непосредственно в фонды специального назначения;

·        Невключения в облагаемый оборот сумм, взыскиваемых в порядке компенсации дополнительных затрат и прочих расходов строительными, пусконаладочными, проектными организациями;

·        Отпуска материальных ценностей. Выполнения работ и оказания услуг, минуя счета реализации, предприятиями своим учредителям через счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты";

·        Невключения в оборот сумм, полученных в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары, работы, услуги, а также суммы авансовых и плановых платежей, поступивших на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ, средств от взимания штрафов, взыскания пеней, неустоек и др.

3.      Проверка правильности применения налоговых вычетов по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке.

В соответствии с главой 21 НК РФ суммы НДС, предъявленные поставщиком налогоплательщику при приобретении им товаров, работ, услуг, в зависимости от цели использования указанных товаров, работ, услуг покрываются за счет трех источников:

·        Принимаются к вычету в порядке, предусмотренном ст.171 - 172 НК РФ;

·        Относятся на издержки производства и обращения в порядке, предусмотренном ст.170 НК РФ;

·        Покрываются за счет собственных средств предприятия.

При проверке правильности применения налоговых вычетов проверяющему необходимо обратить внимание на следующие факторы:

·        Приобретенные товары (работы, услуги) должны быть предназначены для осуществления производственной деятельности;

·        Приобретенные товары (работы, услуги) должны быть фактически оплачены;

·        Приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет у налогоплательщика;

·        Данные товары (работы, услуги) должны обязательно иметь счет-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ и зарегистрированный в установленном порядке в журнале получения счетов-фактур и книге покупок;

·        Факт совершения и законность сделки купли-продажи.

Налогоплательщик не имеет права на вычет налога в случае, если указанные факты не подтверждаются надлежаще оформленными первичными документами.

Один из важнейших вопросов проверки обоснованности налоговых вычетов - проверка наличия счетов-фактур и правильность их оформления в книге покупок и продаж.

В первую очередь подвергаются проверке счета-фактуры от поставщиков, с которыми данный налогоплательщик ранее не имел хозяйственных связей, с неразборчивым написанием ИНН и других реквизитов счета-фактуры, при приобретении продукции, не соответствующей профилю деятельности данного налогоплательщика, оплата по которым производится наличным путем или безденежными формами расчетов.

.        Проверка обоснованности освобождения от уплаты НДС.

В НК РФ определены общие требования при освобождении операций на территории РФ:

·        Раздельный учет.

·        Требование лицензирования.

Раздельный учет операций (их доходной и затратной части) предполагает их соответствующее оформление в бухгалтерских регистрах, документах налогового учета, а также в соответствующих юридических документах.

Отсутствие раздельного учета на предприятии служит основанием для вывода:

·        О неправомерности использования льгот по НДС;

·        Завышении себестоимости на сумму НДС;

·        Завышению НДС к возмещению.

Одним из заключительных вопросов проверки является проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога. [21, с. 205]

Плательщиками НДС с 01.01.2001г. признаны индивидуальные предприниматели. К плательщикам НДС также относятся частные нотариусы, охранники, детективы. Для являющихся плательщиками НДС покупателей (заказчиков) индивидуальных предпринимателей (некоторых организаций) это означает, что по оборотам по реализации их товаров, работ, услуг, при производстве которых были использованы приобретенные у индивидуальных предпринимателей товары, работы, услуги (а также при перепродаже этих товаров), налог в бюджет, как правило, будет уплачиваться в виде разницы между суммами НДС, уплаченными индивидуальным предпринимателям (некоторым организациям), и суммами НДС, полученными от собственных покупателей, заказчиков и т.д. [8]

Объект налогообложения - это юридический факт (действие или событие), с которым нормы законодательства о налогах и сборах связывают наступление определенных юридических последствий, в частности, для налогоплательщика таким последствием будет возникновение обязанности заплатить налог.

Объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Реализацией также признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Предмет налога - это события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Экономическое основание налога - это предмет налога, который сам по себе не может породить обязанность заплатить налог. Такая обязанность возникает только при наличии у этого предмета признака юридического характера, например, когда происходит реализация товара. Юридическое основание налога (объект) не должно существовать при отсутствии его экономического основания (предмета).

Экономическим основанием НДС является добавленная стоимость, то есть превышение стоимости товаров, работ, услуг над производственными затратами. Порядок исчисления и уплаты налога основан на инвойсном методе (метод зачета по счетам) взимания НДС, применяемом в мировой практике как раз для налогообложения добавленной стоимости. Налогообложение добавленной стоимости при данном методе происходит косвенно и не в момент ее определения бухгалтером, а в момент совершения сделки. Добавленная стоимость налогоплательщиком непосредственно не определяется и объектом налогообложения не является. При данном методе добавленная стоимость облагается налогом (вернее, существует) только тогда, когда НДС по "исходящим" счетам превышает НДС по "входящим" счетам.

Налоговая база в общем случае представляет собой стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

При исчислении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Эти доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

При определении налоговой базы учитываются: авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента, суммы страховых выплат, полученные по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора (учитываются, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения). [7]

Налоговый период НК РФ устанавливается как календарный месяц, кроме случаев, когда с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж и налога на добавленную стоимость, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет регулируются статьей 174 НК РФ.

В общем случае, уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговая декларация представляется в налоговые органы также в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В этом случае налогоплательщики представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Следует заметить, что НК РФ не предусматривает авансовые платежи по НДС. Таким образом, уплата налога производится ежемесячно или соответственно ежеквартально. [15, с. 197]

По ставке 0 процентов облагаются экспортируемые товары и некоторые другие категории товаров, работ и услуг.

По ставке 10 процентов облагаются некоторые продовольственные товары и товары для детей.

Остальные товары (работы, услуги) облагаются по ставке 18 процентов

По ставке 0 процентов облагаются следующие виды товаров, работ, услуг:

)        товары, помещенные под таможенный режим экспорта (до 01.07.2001 - за пределы государств - участников СНГ) при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы установленных документов (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых на территории государств - участников СНГ);

2)      работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров, в том числе работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории РФ и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории и под таможенным контролем;

)        работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещаемых под таможенный режим транзита;

)        услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов

)        работы (услуги), выполняемые (оказываемые) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекс подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

)        драгоценные металлы, реализуемые налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, ЦБ РФ, банкам;

)        товары (работы, услуги) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Налогообложение экспортируемых товаров (работ, услуг) по ставке 0% производится при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации и документов, подтверждающих обоснованность применения этой ставки: контракта (его копии) налогоплательщика с иностранным лицом на поставу товаров, грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа РФ выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ. [20, с.89]

3.2 Анализ формирования федерального бюджета (2007-2008 гг.)


Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. [18, с.98]

Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году. [4]

На рисунке 1 видно, что в 2008 году НДС в бюджет поступал весьма неравномерно. В первые три квартала это было связано с новацией, внесенной в Налоговый кодекс (НК) депутатами Госдумы. Для сокращения объема налоговой отчетности компании с начала 2008 года стали платить НДС не ежемесячно, а раз в квартал - в следующем по его окончании месяце. Из-за этого платежи по налогу пришлись на апрель (за первый квартал) и июль (за второй). Поскольку в другие месяцы квартала налог не уплачивался, но при этом возмещался из бюджета, по итогам этих периодов возникало отрицательное сальдо по НДС.

Такой ситуация была до кризисного октября 2008 года. Правительство тогда объявило, что в условиях кризиса ликвидности платеж за третий квартал может лишить предприятия оборотных средств. Поэтому НК был вновь подправлен, и компаниям фактически вернули прежний порядок ежемесячной уплаты НДС - квартальный платеж с октября можно вносить тремя равными частями. [13]

Рис.1. [6]

Данные о начислении НДС по Липецкой области за 2007 год представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели

Начислено - всего тыс. руб.

НАЛОГООБЛАГАЕМЫЕ ОБОРОТЫ: Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего

73 026 893

в том числе: сумма налога, исчисленного по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации

72 397 248

сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов

394 404

сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена

235 241

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ: Сумма налоговых вычетов, всего

76 143 131

общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации

65 218 264

в том числе: сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства

1 813 769

сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав

316 836

сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории

3 193 233

сумма налога, уплаченная налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь

380 969

сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена

91 379

сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена

10 833 488

ОБЩАЯ СУММА НАЛОГА, ИСЧИСЛЕННАЯ ПО ДЕКЛАРАЦИЯМ, ИТОГО

-3 116 238

в том числе: к уплате в бюджет

7 406 423

к уменьшению (со знаком минус)

СУММА НАЛОГА, ДОНАЧИСЛЕННАЯ (УМЕНЬШЕННАЯ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

663 940

в том числе: по результатам камеральных проверок

-4 221

по результатам выездных проверок

668 161

Приостановленная к взысканию задолженность по решениям судов и вышестоящих налоговых органов

90 401

СУММА НАЧИСЛЕННЫХ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ И ПЕНЕЙ - ВСЕГО

69 500

СУММА ОТСРОЧЕННОЙ (РАССРОЧЕННОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ, СРОК УПЛАТЫ КОТОРОЙ ПРИХОДИТСЯ НА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД (включая проценты за пользование бюджетными средствами)

0

СУММА РЕСТРУКТУРИРОВАННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ПОДЛЕЖАЩАЯ ПОГАШЕНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ ГРАФИКАМИ УПЛАТЫ В ОТЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ (включая проценты за пользование бюджетными средствами)

8 528

СУММА НАЧИСЛЕНИЯ - ИТОГО

-2 464 671

ПРИЗНАННАЯ К ВОЗМЕЩЕНИЮ СУММА НАЛОГА ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ, ВСЕГО (ПО НАЛОГОВЫМ ДЕКЛАРАЦИЯМ, ПОДАННЫМ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПЕРИОДЫ ДО 01.01.2007)

3 711 663

в том числе: налоговыми органами

3 597 787

арбитражными судами

113 876

СУММА НАЧИСЛЕНИЯ - ВСЕГО

-6 176 334

Контрольная сумма

298 091 009


Данные о начислении НДС по Липецкой области за 2008 год отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Показатели

Начислено - всего тыс. руб.

Налогооблагаемые обороты

 

Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего

80 053 702

в том числе:

 

сумма налога, исчисленного по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации

79 228 374

сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов

392 563

сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена

432 765

Налоговые вычеты

 

Сумма налоговых вычетов, всего

87 263 238

общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации

71 711 917

в том числе:

 

сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении капитального строительства

1 552 917

сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав

463 711

сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории

3 336 477

сумма налога, уплаченная налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь

367 512

сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена

116 371

сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена

15 434 950

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет

7 006 797

Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета

-14 216 708

Сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной работы

1 321 862

в том числе:

 

94 633

по результатам выездных проверок

1 227 229

Приостановленная к взысканию задолженность по решениям судов и вышестоящих налоговых органов

42 275

Сумма начисленных налоговых санкций и пеней - всего

224 044

Сумма отсроченной (рассроченной) задолженности, срок уплаты которой приходится на отчетный период (включая проценты за пользование бюджетными средствами)

23

Сумма реструктурированной задолженности, подлежащая погашению в соответствии с утвержденными графиками уплаты в отчетном периоде (включая проценты за пользование бюджетными средствами)

7 065

Фактически возмещено налогоплательщикам

16 574 607

в том числе:

 

возвращено на расчетные счета налогоплательщиков

11 929 295

из строки 1000:

 

возмещено налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов за налоговые периоды до 01.01.2007

128 953

Контрольная сумма

364 694 572


Таким образом, из таблицы 1 и 2 видно, что итоговая сумма начисленного НДС в 2008 году возросла на 66603563 руб., что составило 22,34%, налогооблагаемые обороты возросли на 11,14%, налоговые вычеты увеличились на 14,6%. [15]

Заключение


НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета.

В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.

НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя

отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. Налог на добавленную стоимость является относительно сложным для понимания и расчета налогом, то есть он сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог скорее всего будет и в будущем существовать в России, претерпевая лишь незначительные изменения.


Список используемой литературы


1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.      Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость”.

.        Закон РФ от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ " О налоге на добавленную стоимость”

4.      http://www.nalog.ru - ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА.

.        http://www.r48. nalog.ru/ - Управление ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ по Липецкой области.

.        http://www.eeg.ru/ - Экономическая экспертная группа.

.        http://uisrussia. msu.ru/ - Университетская информационная система РОССИЯ.

.        http://www.conseco.ru/ - Законы в схемах и таблицах.

.        http://base. consultant.ru/ - Консультант Плюс.

.        http://www.nalvest.ru/ - Журнал "Налоговый вестник".

11.    http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "КоммерсантЪ" № 127 (3703) от 20.07.2007.

.        http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "Коммерсантъ" № 215 (4032) от 26.11.2008.

.        http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "Коммерсантъ" № 25 (4080) от 12.02.2009.

.        Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2005.

.        Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ Под ред. М.В. Ивановой - М.: Финансы. - 2006.

.        Искра В.В. Налоговый контроль: формы и методы проведения. - Спб., 2001.

.        Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008.

.        Налоги: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред.Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2004.

.        Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2005.

.        Ногина О. А Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер, 2002.

.        Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф.А.Н. Романова - М.: Вузовский учебник, 2004.

.        Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., ИНФРА-М, 2000.

Похожие работы на - Анализ формирования доходной части федерального бюджета за счет НДС

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!