Бюджетная система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,2 Мб
  • Опубликовано:
    2013-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетная система Российской Федерации

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

( ФГБУ ВПО " ВГУ")

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

Направление 080100 "Экономика"



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Финансы"

На тему: "Бюджетная система Российской Федерации"


Руководитель курсовой работы

Григорьева Л. И. к.э.н., доц.

Курсовую работу выполнила Дорохова В.А.

Студентка 3 курса 2 группы




Воронеж 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Структура бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования

1.1 Структура бюджетной системы

1.2 Основы и принципы функционирования бюджетной системы

2. Доходы и расходы бюджетов разных уровней

.1 Формирование доходов бюджетов

2.2 Расходы бюджетов РФ

3. Межбюджетные отношения и их реформирование, трансферты

. Бюджетный процесс и финансовый контроль

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия "бюджет", что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их и на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы в настоящее время имеет особую актуальность.

Целью настоящей курсовой работы является исследование бюджетной системы РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующее: в начале, мы рассмотрим структуру бюджетной системы Российской федерации и принципы её функционирования; в следующей части речь пойдёт о доходах и расходах бюджетов различных уровней и о межбюджетных отношениях; и затем мы рассмотрим порядок бюджетного процесса и финансового контроля.

Такое деление позволит наиболее ясно понять принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ и поэтапно проследить порядок бюджетного процесса и контроля над ним.

.       
СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

.1 Структура бюджетной системы

Бюджетная система РФ - это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис. 1.1 Структура бюджетной системы РФ

Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.       

Принципы построения бюджетной системы. Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.

Степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. В самом общем виде роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий.

Российская Федерация устанавливает структуру и общие принципы построения бюджетной системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок и принципы распределения доходов в бюджетной системе, принципы и основы бюджетного процесса, основы бюджетных прав субъектов и муниципальных образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет размер дотаций, субвенций, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов и др.

Субъекты РФ участвуют в осуществлении федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в федеральных законодательных и исполнительных органах). По отношению к местным бюджетам субъекты РФ имеют право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней. Однако на практике тезис о самостоятельности местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, как правило, обеспечивают незначительную часть бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих бюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности.

.2 Основы и принципы функционирования бюджетной системы

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

-        единство бюджетной системы РФ;

         разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

         самостоятельность бюджетов;

         полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

         сбалансированность бюджета;

         эффективность и экономность использования бюджетных средств;

         общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

         гласность;

         достоверность бюджета;

         адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства. В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.      Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

.       
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

.1 Формирование доходов бюджетов

Согласно бюджетному кодексу РФ:

. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Зачисление доходов в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

1. Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Виды доходов бюджетов:

. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

. К неналоговым доходам относятся:

-        доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-        доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

         средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

         финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

         субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

         субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

         иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

         безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

         безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

. В доходах бюджетов учитываются:

-        средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-        средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

         средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

         плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

         доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

         часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

         другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Собственные доходы бюджетов.

К собственным доходам бюджетов относятся:

-        налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

-        неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

         доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Доходы федерального бюджета.

Налоговые доходы федерального бюджета.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

-        налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;

-        налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

         налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях, о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях, о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

         налога на добавленную стоимость;

         акцизов на спирт этиловый из пищевого;

         акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;

         акцизов на спиртосодержащую продукцию;

         акцизов на табачную продукцию;

         акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

         акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;

         акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;

         налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

         налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

         налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

         налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации;

         регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

         регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции;

         сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

         сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);

         водного налога;

         единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет;

         государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса).

Неналоговые доходы федерального бюджета.

. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

-        доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

-        части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

         лицензионного сбора на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

         прочих лицензионных сборов;

         таможенных пошлин и таможенных сборов;

         платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

         платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;

         платы за пользование водными объектами;

         платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

         платы за негативное воздействие на окружающую среду;

         консульских сборов;

         патентных пошлин;

         платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:

-        прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

-        доходы от внешнеэкономической деятельности;

Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов.

. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в настоящий Кодекс.

. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджетов субъектов РФ.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

-        налога на имущество организаций;

-        налога на игорный бизнес;

         транспортного налога.

. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

-        налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;

-        налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

         налога на доходы физических лиц;

         налога на наследование или дарение;

         акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

         акцизов на спиртосодержащую продукцию;

         акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

         акцизов на алкогольную продукцию;

         акцизов на пиво;

         налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

         налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

         налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

         регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

         сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

         сбора за пользование объектами животного мира;

         единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

         единого сельскохозяйственного налога;

         государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов):

·                по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

·              за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

·              за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

·              за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации.

. В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области).

1.      Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

-        части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;

-        платы за негативное воздействие на окружающую среду;

         платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.

. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Кодексом.

Доходы местных бюджетов РФ.

Формирование доходов местных бюджетов

1. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

. До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

Налоговые доходы местных бюджетов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

-        собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

-        отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса;

         государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 настоящего Кодекса в доходы федерального бюджета.

Неналоговые доходы местных бюджетов.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Регулирование доходов местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов.

. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

. Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

. Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

. Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных настоящим Кодексом.

Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета

Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году

Рис. 4. Структура доходов федерального бюджета в 2012 году

.2 Расходы бюджетов РФ

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Составные части расходов бюджетов.

. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Рис. 5. Динамика расходов федерального бюджета

Рис. 6. Структура расходов федерального бюджета в 2011 году

Рис. 7. Структура расходов федерального бюджета в 2012 году

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет направления расходования бюджетов в зависимости от экономического содержания операции, осуществляемых в секторе государственного управления. В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп:

-        расходы;

-        поступление нефинансовых активов;

         поступление финансовых активов;

         выбытие финансовых активов.

Одна из важнейших задач современной бюджетной реформы заключается в четком и стабильном распределении расходов по уровням бюджетной системы, что позволит устранить необоснованные бюджетные обязательства, ликвидировать задолженности региональных и местных бюджетов перед юридическими и физическими лицами, обеспечить своевременное и полное финансирование важнейших социальных гарантий граждан.

Важным вопросом при функционировании бюджетной системы любой страны является регулирование бюджетного дефицита. Дефицит бюджета (превышение расходов бюджета над доходами) - распространенное явление в бюджетах многих государств. Бюджетный дефицит не относится к числу исключительных финансовых явлений, имеет разнообразные причины возникновения, например:

-        рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций;

-        чрезвычайные обстоятельства;

         экономический кризис;

         низкая эффективность государственного финансового управления и т. д.

Последние две причины в особенности требуют применения жестких мер, направленных на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, иначе могут усугубиться негативные экономические и социальные последствия.

Наличие значительного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 1990-х гг. в период активных рыночных преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 г. Он составлял 10,7 % от ВВП, более 28 % от расходов бюджетной системы. Законами о федеральном бюджете Российской Федерации дефицит предусматривался вплоть до 2000 г. Однако к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. С 2000 г. федеральный бюджет составляется и исполняется с профицитом, т. е. с превышением доходов бюджета над расходами.

Наличие профицита федерального бюджета позволяет обеспечить защиту бюджетной системы России от колебания мировых цен на нефть, так как "нефтяная" составляющая в доходах федерального бюджета значительна. Ранее за счет профицита федерального бюджета формировался финансовый резерв, а с 2004 г. - Стабилизационный фонд в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть. Тем не менее, проблема дефицита бюджета остается актуальной для бюджетной системы Российской Федерации, в связи, с чем в БК установлены ограничения на его размер для каждого уровня бюджетов. Общее правило таково - текущие расходы бюджетов должны быть обеспечены доходами. Для федерального бюджета требуется обеспечение первичного профицита, т. е. превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

По бюджетному законодательству наличие дефицита бюджета требует определения в законе (решении) о бюджете источников его финансирования, причем их круг ограничивается кредитами, полученными от кредитных организаций, займами, размещенными путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, бюджетными кредитами от иных уровней бюджетной системы и др. На федеральном уровне допустимо использование внешних источников финансирования дефицита бюджета, привлекаемых от иностранных кредитных организаций и международных финансовых институтов.

Накопленный дефицит бюджета образует государственный (муниципальный) долг. Если размер долга слишком велик, то возрастают расходы на его обслуживание, при этом сокращаются другие направления расходов. Однако наличие большого долга не является показателем критического состояния экономики страны. Долг многих развитых стран (в том числе США) существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Считается, что критической точкой долга является его величина, равная 60 % ВВП. В любом случае требуется эффективное управление долгом, выбор адекватных инструментов заимствований, обеспечивающих интересы государства, с одной стороны, и гарантии заемщиков - с другой.

.       
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕФОРМИРОВАНИЕ, ТРАНСФЕРТЫ

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения организуются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строиться они могут на разных основах (принципах). Условно принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма. Бюджетный, или фискальный, федерализм - это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов общества в целом. Основная проблема бюджетного федерализма - в конкретных экономических и политических условиях выбрать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко и на постоянной основе распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Важное значение в построении межбюджетных отношений уделяется межбюджетным трансфертам, которые представляют собой средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом передача средств может осуществляться на безвозмездной основе (в форме дотаций, субвенций, или субсидий) или на возвратной основе (в форме бюджетных кредитов). В БК установлены следующие определения видов межбюджетных трансфертов:

дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Предоставление безвозмездных средств должно осуществляться через специальные фонды, формируемые в составе федерального бюджета - для бюджетов субъектов РФ; в составе бюджета субъекта РФ - для местных бюджетов. Таким образом, с 2005 г. в России действует принципиально новая система межбюджетных отношений, направленная на достижение задач социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и ее субъектов, муниципальных образований.

4.     
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Бюджетный процесс

Задачами бюджетного процесса являются:

         максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;

         определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам;

         Бюджетный процесс и финансовый контроль

установление расходов бюджета по целевому назначению;

         согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоления инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

         сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

         осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства;

         повышение роли перспективного бюджетного планирования;

         усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

         автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие его элементы: составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы; аудит и оценка бюджета; рассмотрение бюджетов органами законодательной власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта; исполнение утвержденных бюджетов; составление отчетов об исполнении бюджетов; утверждение отчетов об исполнении бюджетов; составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти для последующего представления в Правительство РФ. Все элементы бюджетного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Обобщая рассмотренные аспекты содержания бюджетного процесса, можно отметить, что он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1.  составление проекта бюджета;

2.      рассмотрение и утверждение бюджета;

.        исполнение бюджета;

.        составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Составление проектов бюджетов

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Основой при составлении проектов бюджетов служат:

         Бюджетное послание Президента РФ;

         прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

         основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

         прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

         план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

На стадии составления проектов бюджетов очень важное значение приобретает оценка микроэкономической эффективности государственных расходов.

Уже стало правилом составление бюджета в разрезе ведомственной классификации на основе увеличения либо сокращения фактических параметров истекшего года. Такой "приростный" подход к составлению бюджета используется во многих странах, однако в условиях переходной экономики он имеет ряд существенных недостатков, поскольку ориентирован на возобновление таких ассигнований, которые являются неэффективными. Кроме того, приростной метод составления бюджета может использоваться только при наличии отработанной системы определения приоритетности расходов, направленных на макроэкономическую стабилизацию. В Росси такой системы нет, более того, и институциональная структура, и система стимулов не направлены на поощрение эффективного управления государственными ресурсами. Поэтому инвестиции, направляемые в производственный сектор, производятся в отсутствии системы проведения экономической и финансовой оценки проектов.

Составление бюджета по приростному принципу должно сопровождаться стратегическим анализом государственных расходов и функций, а также оценкой экономических результатов государственных расходов.

Органы исполнительной власти всех уровней должны составлять программы капиталовложений на несколько лет, в которых бы четко оценивалось влияние осуществляемых и предлагаемых инвестиционных проектов на расходы и источники финансирования на текущий период.

Составление бюджета на базе инвестиционных программ требует ведения контрольных показателей, жесткого лимитирования сроков их выполнения, а также ежегодного контроля и оценки результатов их реализации. Эти критерии должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать исключительный целевой характер тех или иных программ.

Таким образом, составление бюджетов - это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного органа, представительного органа местного самоуправление в срок, определенный для федерального бюджета - Бюджетным кодексом РФ, бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения.

Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. В процессе рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения.

Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета предусматривает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год с документами и материалами.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона на предстоящий год в четырех чтениях.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год в первом чтении Государственная Дума рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, программу государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам на планируемый год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение средств по субъектам РФ, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов.

Государственная Дума при рассмотрении в третьем чтении законопроекта рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год в пределах расходов; перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на планируемый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ и предоставление государственных кредитов РФ иностранным государствам.

При рассмотрении законопроекта в четвертом чтении рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрения и принятия Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на планируемый год передается на рассмотрение Президента РФ для подписания и обнародования. Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

         единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

         обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по квартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1.  Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.

2.      Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

.        Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

.        Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

В РФ с 1992г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:

         организация исполнения федерального бюджета;

         контроль за его исполнением;

         управление бюджетными доходами и расходами;

         регулирование межбюджетных отношений;

         финансовое исполнение внебюджетных фондов;

         управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов;

         осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

         отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

         централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;

         совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетов.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает:

         перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;

         распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

         возврат излишне уплаченных сумм доходов;

Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти, является последующий контроль, проводимый данными органами в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджетов.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган - Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня текущего года вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

         отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

         отчетами Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов, о предоставленных государственных гарантиях;

         отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

         отчетом о доходах, полученных от использования гос-имущества;

         сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

Годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

         реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

         отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по ответу в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы консолидированного бюджета РФ. Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

бюджетный доход федеральный расход

Государственная бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно многогранный и сложный механизм. С помощью этого механизма государство реализует свои основные функции, что определяет его высокую значимость как в экономической, так и в социальной сфере. Одной из важнейших частей этого механизма является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной связи бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс. Именно поэтому государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Именно такая структура бюджетной системы позволяет решать проблемы межбюджетных связей на всех её уровнях, объединять её в единый механизм и наиболее рационально управлять этим механизмом.

Но для хорошей работы этот механизм нуждается в чётком и отлаженном процессе управления и непредвзятом контроле. Именно поэтому Правительство РФ уделяет большое внимание бюджетному процессу, созданию государственного бюджета и контролю за его исполнением.

В свою очередь, государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.

Правильная политика в области бюджетной системы и отлаженная работа финансового механизма - залог благополучия и процветания государства и общества, проживающего в нём.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГДФСРФ 17.07.1998 г.) - http://www.consultant.ru;

2.      Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов [В.Д Фетисов] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. ¾367 с.

.        Бюджетная система России: Учебник [Под ред. Г.Б.Поляка] - М.: ЮНИТИ - ДАНА-, 2007;

.        Материалы сайта "Счетная палата РФ" - http://www.ach.gov.ru/ru/;

5.       Материалы сайта "Федеральная налоговая служба РФ" - http://www.nalog.ru/;

.         Официальный сайт Министерства Финансов - http://info.minfin.ru;

7.      Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ (ред. от 05.07.2005 г.) "О федеральном бюджете на 2005 год" (принят ГДФСРФ 08.12.2004 г.) - http://www.consultant.ru;

.        Федеральный закон от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ (ред. от 10.11.2004 г., с изменениями от 14.07.2005 г.) "О федеральном бюджете на 2003 год" (принят ГДФСРФ 11.12.2002 г.) - http://www.consultant.ru;

.        Финансы: учебник [С.В. Барулин] - М.: КНОРУС, 2010. ¾640 с.

.        Финансы и кредит. Учебник [Под ред. М.В. Романовского] - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 609 с;

11.     Финансы и кредит. Учеб. пособие [Под ред. проф. А. М. Ковалевой] - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с: ил.

Похожие работы на - Бюджетная система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!