Анализ финансовых результатов в деятельности организации (на примере ОГУП 'Областной аптечный склад')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    117,86 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ финансовых результатов в деятельности организации (на примере ОГУП 'Областной аптечный склад')















Анализ финансовых результатов в деятельности организации (на примере ОГУП «Областной аптечный склад»)

1.     
Теоретические аспекты оценки финансовых результатов предприятия

1.1    Прибыль предприятия: понятие, функции, виды

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).

Прибыль, как экономическая категория выступает:

·        в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;

·        результативным оценочным показателем деятельности предприятия;

·        источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач.

Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.

Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является распространение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию.

Сторонники немецкой экономической школы (Ф. Хайек, Д. Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, призванную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

С учетом этого различают следующие функции прибыли:

·        инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

·        результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

·        финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

·        стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая и т.д.

Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли.

Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.

Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.

Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума.

Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.

Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).

Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.

Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и распределения прибыли предприятия.

Прибыль формируется как результат следующих слагаемых:

§  прибыли от реализации продукции;

§  сальдо прочих доходов и расходов.

Укрупнено прибыль от реализации продукции (фактически полученная) рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, налогами, включаемыми в цену и уплачиваемые из выручки, и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль, ожидаемая от реализации продукции, определяется с учетом планируемой цены на продукцию, которая может быть реализована на рынке; планируемых налогов, включаемых в цену; планируемого уровня издержек производства и реализации (себестоимости); планируемого уровня рентабельности продукции.

Прибыль от прочей реализации образуется от реализации излишних и ненужных в производстве материальных ценностей. Она рассчитывается как разность между выручкой от реализации материальных ценностей, налогами, включаемыми в цену и выплачиваемыми из выручки, а также затратами, связанными с реализацией данных материальных ценностей (транспортировка, складирование и др.).

Прибыль, полученная по внереализационным операциям, - это прибыль, образуемая путем вычитания из доходов, полученных по данной операции расходов, связанных с осуществлением этих операций (например, дивиденды от акций, принадлежащих предприятию, от совместной деятельности).

Облагаемая и необлагаемая налогом прибыль, чистая прибыль или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе распределения прибыли предприятия.

На формирование прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на производство продукции (работ, услуг); учета и калькулирования себестоимости продукции; определения внереализационных доходов и затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия оказывают влияние результаты, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством условия учета финансовых результатов.

Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является от, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыль и местные налоги и сборы. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником. [6]

Для того чтобы определить величину налога на прибыль, необходимо учитывать, что вначале предприятие обязано уплатить из прибыли налог на недвижимость. Он рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных фондов, числящихся на балансе предприятия, и установленной величины ставки данного налога. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между прибылью, облагаемой налогом на прибыль, и величиной налога на прибыль (ставка налога на прибыль устанавливается законодательно). [4]

В процессе распределения прибыли предприятие также определяет величину прибыли, которая является базой для расчета местных налогов и сборов (прибыль, облагаемая налогом на прибыль, минус налог на недвижимость, минус налог на прибыль).

Заключительным этапом в распределении прибыли является расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли), и установление направлений ее использования.

Основное направление распределения чистой прибыли оговаривается в учредительном договоре, уставе и соответствует требованиям законодательства (например, наличие требования обязательности формирования резервного капитала предполагает, что предприятие осуществляет соответствующие регулярные отчисления из чистой прибыли).

1.2    Рентабельность: виды, показатели

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность: [7]

·        производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ и услуг);

·        предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;

·        отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах. [6]

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. [7]

Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат.

В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.

Показатели рентабельности следует рассматривать в динамике, анализируя причины их изменения. В таблице 1 представлены некоторые показатели рентабельности:

Таблица 1 - Показатели рентабельности

Наименование

Формула расчета

Примечания

1. Рентабельность продаж

R=(Пр/V)*100%

Означает или повышение цен при постоянных издержках или снижение издержек при фиксированных ценах. Снижение цен, повышение себестоимости показывает падение спроса на продукцию предприятия.

2. Рентабельность активов

R=(Пб/А)*100%

Отражает эффективность использования всего инвестированного капитала. Низкий уровень по сравнению с другими предприятиями свидетельствует о перевложении капитала или о низком спросе.

3. Рентабельность основного капитала

R=(Пр / Ок)*100%

Высокое значение показателя отражает эффективное использование основных средств предприятия. Рассматривается в совокупности с показателем рентабельность активов. При росте показателя рентабельность основного капитала и снижении показателя рентабельность активов требуется дополнительный анализ динамики структуры оборотных активов.

4. Рентабельность собственного капитала

R=(Пч / Ск)*100%

Изменение этого показателя обычно отражается на уровне котировки акций фирмы на фондовых биржах.

5. Рентабельность производства

Получение прибыли с одного рубля производственных фондов.



Обозначения:

Пр - прибыль от реализации;- объем продаж за отчетный год;

А - активы (итог баланса) на конец отчетного года;

О к - основной капитал;

С к - собственный капитал (балансовая стоимость) на конец отчетного года;

Пр - прибыль до налогообложения;

Пч - прибыль чистая. [4. 219]

Помимо приведённых показателей существует еще множество других, которые используются для расчета различных величин и анализа деятельности предприятия. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

1.3    Пути улучшения финансового результата деятельности предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Основные его задачи:

·        систематический контроль за формированием финансовых результатов;

·        определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

·        выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

·        оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

·        разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. [2. 257]

Основными путями повышения финансовых результатов (прибыли и рентабельности) на предприятии являются:

• снижение затрат на производство и реализацию продукции;

• наращивание объемов производства продукции;

• рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества;

• улучшение использования производственных фондов;

• совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

• повышение уровня организации производства и управления и др. [5. 452]

2.     
Краткая организационно-экономическая характеристика ОГУП «Областной аптечный склад»

2.1 Общая характеристика предприятия. Основные производственные показатели

Областной аптечный склад - одна из старейших фармацевтических организаций Томской области. До 1991 года он был единственным поставщиком лекарственных средств на территории области. В ноябре 1995 года склад был выделен в самостоятельную структуру, а в 2003 году был реорганизован в Областное государственное предприятие «Областной аптечный склад».

ОГУП - областное государственное унитарное предприятие «Областной аптечный склад» находится по адресу г. Томск, пр. Ленина, 54. Учредителем предприятия является Томская область в лице Департамента по управлению государственной собственностью Томской области. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области, уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом в рамках их компетенции. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую полное фирменно наименование и указание на место нахождения предприятия, штамп, бланки со своим фирменным наименованием.

Предприятие создано в целях осуществления фармацевтической деятельности, обеспечения общественных и государственных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Для достижения целей, указанных выше, предприятие осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности:

проведение всех операций по приему лекарственных средств и медицинских товаров от поставщиков в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами;

оптовый отпуск лекарственных средств и медицинских товаров лечебно-профилактическим организациям, аптечным и иным организациям;

розничный отпуск населения лекарственных средств и медицинских товаров через сеть аптечных пунктов, мелкорозничную сеть;

организация льготного обеспечения и др.

Сегодня численность сотрудников склада - 40 человек. Это специалисты, имеющие высшее и среднее фармацевтическое образование.

Областной аптечный склад - поставщик большинства учреждений здравоохранения Томской области. Среди них: Областная клиническая больница, Областная психиатрическая больница, Областная онкологическая больница, Областной наркологический диспансер и другие лечебные учреждения. Аптечный склад имеет многолетний опыт работы с предприятиями-поставщиками и производителями лекарственных средств и медицинских изделий.

Областной аптечный склад имеет охраняемое помещение площадью 2000 квадратных метров, оснащенное всем необходимым оборудованием для приема, хранения и отпуска медикаментов, что позволяет сохранить качество лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами. Работа Областного аптечного склада полностью компьютеризирована. Организация владеет собственным автопарком для транспортировки медикаментов в районы города и области.

Областной аптечный склад - поставщик большинства учреждений здравоохранения Томской области; среди них: Областная клиническая больница, Областная психиатрическая больница, Областная онкологическая больница, Областной наркологический диспансер и другие лечебные учреждения.

Аптечный склад имеет многолетний опыт работы с предприятиями-поставщиками и производителями лекарственных средств и медицинских изделий.

Основными поставщиками лекарственных препаратов являются: ОАО «Ирбитский химико-фармацевтический завод», ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика», компания «Витамакс», ЗАО Фирма «ЦВ Протек» и другие. [9]

Одним из основных показателей, отражающих масштабы деятельности, является выручка от реализации продукции, данные о которой представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Выручка от реализации и ее структура в ОГУП «Областной аптечный склад»

Виды деятельности

Сумма, тыс. руб.

Структура, %


2009

2010

2009

2010

Оптовая торговля:

151701

128349

99,4

56,6

Розничная торговля:

918

1000899

0,6

43,4

Всего

152619

2284389

100,0

100,0


По сравнению с 2009 годом выручка от реализации в 2010 году увеличилась на 75 820 тыс. руб. (на 49,7%). Это произошло за счет увеличения суммы выручки от розничной торговли, которая возросла на 999 981 тыс. руб. При этом необходимо отметить снижение выручки по оптовой торговле на 23 352 тыс. руб. (на 15,4%).

Эти изменения привели к изменению структуры продаж. Возрос удельный вес выручки от реализации розничной торговли - на 42,8% и на эту же величину снизилась доля выручки от реализации оптовой торговли, что наглядно показано на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура товарооборота ОГУП «Областной аптечный склад»

2.2 Ресурсы предприятия и эффективность их использования

Процесс производства продукции представляет собой целенаправленную деятельность людей по переработке исходного сырья в готовый продукт. Классическая политическая экономия, понимая под основными факторами производства важнейшие его элементы, без которых осуществление производственного процесса невозможно, выделяет в качестве таковых средства труда, предметы труда и сам живой труд.

Факторы производства - это основные элементы производственного процесса, которые, во-первых, принимают прямое и непосредственное участие в нем, во-вторых, использование (участие) в процессе производства обусловливает их частичный износ или полное потребление, в-третьих, стоимость изношенной (использованной) их части учитывается в затратах на производство и переносится на стоимость готовой продукции, после реализации которой в виде стоимостной компенсации возвращается собственнику того или иного фактора производства. [8]

Для осуществления хозяйственной деятельности ОГУП располагает основными и оборотными средствами (табл. 3).

Таблица 3 - Основные факторы производства ОГУП

Показатели

2009

2010

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

1. Среднесписочная численность работников предприятия, всего, чел.

73

55

-18

124,6

2. Среднегодовая стоимость основных фондов, всего, тыс. руб.





- по полной стоимости

30729,0

56062,5

+25 333,5

182,5

- по остаточной стоимости

28798,5

52051,5

+23 253,0

180,7

3. Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб.

37185,5

49047,5

+11 862,0

131,9


ОГУП «Областной аптечный склад» за два года заметно увеличил среднегодовую стоимость своих активов. Так, среднегодовая стоимость основных фондов по полной стоимости увеличилась на 25333,5 тыс. руб. (на 82,5%), а по остаточной - на 23253,0 тыс. руб. (на 80,7%); возрос и среднегодовой остаток оборотных средств. По сравнению с 2009 годом, в 2010 году он увеличился на 11862,0 тыс. руб. (31,9%). Среднесписочная численность работников предприятия, напротив, сократилась на 18 человек (24,6%).

3. Анализ финансовых результатов в деятельности организации (на примере ОГУП «Областной аптечный склад»)

.1 Анализ динамики и структуры финансовых результатов

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.

Прибыль от реализации является основным видом прибыли, которая формирует финансовые результаты деятельности.

Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо прежде всего выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитана прибыль (убыток) и все исходные составляющие для ее формирования, в частности такие, как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие и управленческие расходы; проценты к получению и уплате; прочие операционные и внереализационные доходы и расходы.

На основе данных, представленных в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», необходимо оценить состав, структуру и динамику факторов (элементов) формирования финансовых результатов организации (табл. 10).

Таблица 10 - Динамика прибыли по оптово-розничной торговле, тыс. руб.

Показатели

Аптека «Белый дом»

Аптека «Губернская»

Итого по розничной торговле


2009 г

2010 г

2009 г

2010 г

2009 г

2010 г

Выручка от реализации товаров

918

1669

19637

98421

20555

100090

Полная себестоимость

1081

1733

21497

100828

22578

102561

Убыток от продаж

-163

-64

-1860

-2407

-2023

-2471

Сальдо прочих доходов и расходов

-5

99

-2

-4

-7

-15

Убыток до налогообложения

-168

-75

-1862

-2411

-2030

-2486

ЕНВД

8

7

56

137

64

144

Чистый убыток

-176

-82

-1918

-2548

-2094

-2630


Данные таблицы показывают, что на протяжении всего исследуемого периода, все аптеки и в целом ОГУП были убыточны. Убыток в целом по розничной торговле увеличился на 536 тыс. руб. (на 26,4%). На это оказало влияние увеличение убытка до налогообложения на 441 тыс. руб. (на 21,7%), так как полная себестоимость возросла в большей степени чем выручка от реализации: выручка увеличилась на 79535 тыс. руб. (в 3,8 раза), а себестоимость - на 79983 тыс. руб. (в 3,5 раза). Убыток после уплаты налогов возрос на 536 тыс. руб., что незначительно отличается от динамики убытка до налогообложения.

Наибольший вклад в убыток принесла Губернская аптека (91,7% - в 20099 г.; 97,0% - в 2010 г.). Аптека Белого дома являлась убыточной в 2009 году, но в 2010 г. она получила незначительную, но все-таки прибыль. Но налог «съел» весь размер прибыли. После результатов вычета налогов она также стала убыточной.

В работе приведены данные о формировании финансовых результатов (табл. 1) и рассчитан убыток от продаж и его структура (табл. 12).

Таблица 11 - Формирование финансовых результатов

Показатели

Розничная торговля

Оптовая торговля

Итого по оптово-розничной торговле

 


2009 г

2010 г

2009 г

2010 г

2009 г

2010 г

Выручка от реализации товаров

20 555

100 089

151701

128 349

172 256

228 439

Полная себестоимость

22578

102559

144 883

141 136

183312

243 697

Убыток от продаж

-2 023

-2470

-9 033

-12 787

-11 056

-15 258

Сальдо прочих доходов и расходов

-7

-15

11 126

11 952

11 119

11 937

Прибыль (убыток) до налогообложения

-2030

-2485

2 093

-835

63

- 3 321

ЕНВД

63

145

483

63

546

208

Чистая прибыль (убыток)

-2094

-2630

1 610

-899

-483

-3 529


Данные таблицы показывают, что и от оптовой, и от розничной торговли предприятие в отчетном году получило убытки. В целом по оптово - розничной торговли убыток увеличился на 3046 тыс. руб. Наибольшее влияние на это оказала отрицательная динамика прибыли по оптовой торговли: если в 2009 году чистая прибыль составляла 1610 тыс. руб., то в 2010 году оптовая торговля стала убыточной, ее убыток составил 899 тыс. руб. По розничной торговле в 2010 году убыток по сравнению с 2009 годом увеличился на 536 тыс. руб.

Таблица 12 - Убыток от продаж и его структура

Показатели

Убыток от продаж, тыс. руб.

Структура убытков от продаж, %


2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Розничная торговля

-2023

-2470

18,3

16,2

Оптовая торговля

-9033

-12787

81,7

83,8

В целом по ОГУП

-11056

-15258

100,0

100,0



Рисунок 7 - Структура убытков от продаж, %

Убытки от продаж по ОГУП «Областной аптечный склад» в 2010 году возросли по сравнению с 2009 годом на 4202 тыс. руб. (38,0%). В большей степени, на это оказало влияние рост убытков по оптовой торговле, который составил 3754 тыс. руб. (41,6%). Убыток по розничной торговле также растет и к 2010 году он увеличился на 447 тыс. руб. (на 22,1%). Все это оказало влияние на изменение структуры убытков от продаж. По розничной торговле в 2010 году структура уменьшилась на 2,2%, по сравнению с 2009 годом. По оптовой же торговле она увеличилась на 2,2%.

3.2 Оценка состояния затрат

Анализ финансовых результатов невозможен без информации о затратах, данные о затратах в разрезе отдельных элементов и их структуре представлены в таблице 12.

Таблица 12 - Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)

Элементы затрат

Сумма затрат, тыс. руб.

Структура затрат, %.


2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

Материальные затраты

2855

7,7

10,6

Затраты на оплату труда

9755

14569

50,2

54,4

Отчисления на социальные нужды

2386

2884

12,3

10,8

Амортизация

1811

2782

9,3

10,4

Прочие затраты

3992

3684

20,5

13,8

Итого по элементам затрат

19435

26774

100,0

100,0


Данные таблицы показывают, что расходы по обычным видам деятельности увеличились на 7339 тыс. руб. (на 37,7%). Значительное влияние на это оказало увеличение материальных затрат, они возросли на 1364 тыс. руб. (на 91,5%). Затраты на оплату труда увеличились на 4814 тыс. руб. (на 49,3%). Также увеличились затраты на амортизационные отчисления, они возросли на 971 тыс. руб. (на 53,6%). Отчисления на социальные нужды в отчетном году увеличились на 498 тыс. руб. (на 20,9%). Прочие расходы, в отличие от предыдущих статей затрат, сократились. Их величина уменьшилась на 308 тыс. руб. (на 7,7%).

Изменилась, соответственно, и структура затрат: увеличился удельный вес материальных затрат (на 2,9%), затрат на оплату труда (на 4,2%) и амортизация (на 1,1%). Что касается отчислений на социальные нужды и прочих затрат, то их удельный вес сократился на 1,5% и 6,7% соответственно.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции-затраты на один рубль продукции, которые характеризуют издержкоемкость продукции.

Таблица 13 - Динамика затрат на рубль реализованной продукции

Показатели

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.


2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

+/-

Розничная торговля

19050

91227

20555

100089

1,08

1,09

+0,01

Оптовая торговля

144883

125472

151701

128349

1,05

1,02

-0,03

В целом по ОГУП

163933

216701

172256

228439

1,051

1,053

+0,002

Из данной таблицы видно, что затраты на один рубль продукции больше единицы, что подтверждает убыточность ОГУП.

Наиболее затратный вид деятельности - это розничная торговля, т.к. отпуск некоторых видов лекарств осуществляется по льготным ценам.

Таблица 14 - Анализ влияния структуры выручки на 1 рубль реализованной продукции

Показатели

Выручка от реализации, тыс. руб.

Структура выручки, %

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.

Изменение затрат за счет структуры выручки от реализации


2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

+/-



Розничная торговля

20555

100089

11,9

43,8

+31,9

1,08

+0,344

Оптовая торговля

151701

128349

88,1

56,2

-31,9

1,05

-0,335

В целом по ОГУП

172256

228439

100,0

100,0

Х

1,051

+0,009


Увеличение доли розничной торговли в общей выручке от реализованной продукции на 31,9%, как наиболее затратного вида деятельности на предприятии привело к увеличению затрат на 1 руб. реализованной продукции на 1 коп. за счет структуры.

3.3 Оценка показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают, окончательны результаты хозяйствования, потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В финансовом анализе используются различные показатели рентабельности. Все они относительные и показывают, сколько единиц прибыли (валовой прибыли, операционной, налогооблагаемой, прибыли от обычной деятельности и чистой) получит предприятие на единицу реализованной продукции (активов, производственных фондов, собственного капитала). При определении показателей рентабельности в числителе всегда будет прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат.

Совокупность показателей рентабельности всегда отражает эффективность производственной (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и отвечает интересам участников экономического процесса.

Показатели рентабельности (убыточности) продаж ОГУП представлены в таблице 15.

Расчеты, приведенные в данной таблице, показывают, что, не смотря на то, что убыточность продаж, как по оптовой, так и по розничной торговле снижается, в целом по ОГУП. По оптовой торговле убыточность продаж по прибыли до налогообложения в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 2,1%; такую же отрицательную тенденцию, но более медленными темпами имеет убыточность продаж по чистой прибыли, она в 2010 году увеличилась на 1,8%. По розничной торговле рентабельность продаж имеет положительную тенденцию. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения увеличилась на 7,9%, а по чистой прибыли - на 8,1%. В целом по ГОУП растет убыточность продаж как по прибыли до налогообложения, так и по чистой прибыли, ее рост составляет 1,53% и 1,3% соответственно.

Таблица 15 - Показатели рентабельности (убыточности) продаж

Показатели

Оптовая торговля

Изменения (+/-)

Розничная торговля

Изменения (+/-)

В целом по ОГУП


2009 г.

2010 г.


2009 г.

2010 г.


2009 г.

2010 г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

151701

128349

-23352

20555

100089

+79534

172256

228439

Себестоимость реализованной продукции (полная), тыс. руб.

144883

141136

-3747

22578

102559

-79981

183312

243697

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2093

-835

-1258

-2030

-2485

-455

63

-3321

Прибыль чистая, тыс. руб.

1610

-899

-2509

-2094

-2630

-536

-483

-3529

Рентабельность продаж: - по прибыли до налогообложения, %

1,5

-0,6

-2,1

-10,6

-2,7

+7,9

0,03

-1,5

- по чистой прибыли, %

1,1

-0,7

-1,8

-11,0

-2,9

+8,1

-0,3

-1,6


Рассчитаем точку безубыточности с помощью маржинального анализа. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (МД) рассчитывается по формуле:

MД = Вр - Зперем

где Вр - выручка от реализации;

Зперем - совокупные переменные затраты.

Вр крит= Зпост/ Дмд,

где Вр крит - критический объем выручки;

Зпост - постоянные затраты;

Дмд - доля маржинального дохода.

Дмд= МД/ Вр

Таблица 16 - Расчет точки безубыточности по ОГУП «Областной аптечный склад»

Показатели

2010 г

Выручка от продаж, тыс. руб.

228 439

Себестоимость в т.ч.


- постоянные затраты, тыс. руб.

50 000

- переменные затраты, тыс. руб.

193 697

Точка безубыточности, тыс. руб.

328 947


В нашем случае МД= 228 439 - 193 697 = 34 742 тыс. руб.

Дмд = 34 742 / 228 439 ×100% = 15,2%

Вр крит = 50 000 / 0,152 = 328 947 тыс. руб.

Таким образом, для того, чтобы деятельность ОГУП не была убыточной, им необходимо увеличить объем выручки с 228 439 тыс. руб. до 328 947 тыс. руб., то есть на 100 508 тыс. руб. (на 44,0%).

Анализ влияния структурного фактора на величину рентабельности (убыточности) проведен в таблице 17.

Анализ влияния структуры выручки на изменение рентабельности показал, что увеличение доли розничной торговли в общей выручке от продаж, как наиболее рентабельного вида деятельности на предприятии привело к уменьшению рентабельности в целом по предприятию на 4%, рассчитанной как по прибыли до налогообложения, так и по чистой прибыли.

Таблица 17 - Анализ влияния структуры выручки на изменение рентабельности

Показатели

Выручка от реализации, тыс. руб.

Структура выручки, %

Рентабельность продаж, %


2009 г.

2010 г.

2009 г

2010 г.

+/-

по прибыли до налогообложения

по чистой прибыли

Розничная торговля

20555

100089

11,9

44,8

+32,9

-10,6

1,1

Оптовая торговля

151701

128349

88,1

55,2

-32,9

1,5

-11,0

В целом по ОГУП

172256

228438

100,0

100,0

х

0,03

-0,3



Заключение

По результатам выполненной курсовой работы можно сделать следующие выводы: основной деятельностью ОГУП «Областной аптечный склад» является реализация медицинских препаратов. Выручка в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на75 820 тыс. руб. (на 49,7%). Это произошло за счет увеличения суммы выручки от розничной торговли, которая возросла на 999981 тыс. руб. При этом необходимо отметить снижение выручки по оптовой торговле на 23 352 тыс. руб. (15,4%). Причиной увеличения розничного товарооборота стала открытие еще одной аптеки.

Для осуществления хозяйственной деятельности ОГУП располагает основными средствами, стоимость которых за два отчетных периода увеличилась на 23 253 тыс. руб. (на 80,7%).

За анализируемый период произошло увеличение оборотных средств на 11 862 тыс. руб. (31,9%).

В 2010 году по сравнению с 2009 годом показатели, отражающие прибыль (убыток) от продаж ухудшились по розничной и оптовой торговле, причем значительно. По розничной торговле данный показатель сократился на 447 тыс. туб (22,1%), а по оптовой - на 3754 тыс. руб. (41,6%).

Эти изменения привели к изменениям структуры убытков: увеличилась доля убытков от оптовой торговли с 81,7% до 83,8, то есть на 2,2%. При этом сократилась доля убытков от розничной торговли на 2,1%, то есть, если в 2009 году их доля составляла 18,3%, то в 2010 году она снизилась до 16,2%.

Затраты по обычным видам деятельности увеличились на 7 339 тыс. руб. Увеличение коснулось всех элементов затрат за исключением прочих затрат, их величина уменьшилась. Изменилась и структура затрат: увеличился удельный вес материальных затрат (на 2,9%), затрат на оплату труда (на 4,2%) и амортизация (на 1,1%). Что касается отчислений на социальные нужды и прочих затрат, то их удельный вес сократился на 1,5% и 6,7% соответственно.

Затраты на один рубль продукции на протяжении всего периода были больше единицы; это свидетельствует, что на протяжении всех периодов реализация препаратов была убыточной. Затраты на один рубль продукции по оптовой торговле сократились за отчетный период на 0,03 руб. (что является положительным явлением), а по розничной увеличились на 0,01 руб.

Проведённый расчет точки безубыточности в стоимостном выражении, показал, что необходимо увеличить выручку примерно на 100 508 тыс. руб. (на 44,0%).

Список литературы

прибыль рентабельность финансовый аптечный

1. Душенькина Е.А. Экономика предприятий: конспект лекций. - электронное издание: Эксмо, 2009. - 85 с.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

3. Хайруллин А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации. // Финансовый анализ. - 2006. - №10. - С. 35-41.

. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. - 240 с.

5. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 560 с.

6. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2003. - 677 с.

7. Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2006. - 120 с.

Похожие работы на - Анализ финансовых результатов в деятельности организации (на примере ОГУП 'Областной аптечный склад')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!