Занятость населения и государственная политика ее обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,52 Мб
  • Опубликовано:
    2013-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Занятость населения и государственная политика ее обеспечения

ВВЕДЕНИЕ

Занятость - одна из сложнейших и важнейших экономических категорий, поскольку, с одной стороны, обеспечивает производство валового национального продукта - основу жизнедеятельности человеческого общества, а с другой отражает потребности человека в само реализации через участие в общественно полезном труде.

Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения.

Занятость остается важным моментом в жизни трудоспособного населения. Поскольку существует тесная взаимосвязь между направлениями занятости и политикой доходов.

Актуальность темы исследования. Современное состояние рынка труда отражает неоднозначность происходящих в сфере занятости процессов, обусловленных влиянием экономических и социальных преобразований в Республике Беларусь.

Цель работы - показать сущность занятости населения рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики. Провести исследования и изучение существующих направлений политики государства в отношении занятости населения. Проследить и выявить динамику и эффективность реализации мер государственной политики в области занятости населения.

Задачи работы:

. Определить понятие и сущность занятости населения, как экономической категории, ее виды и показатели.

. Провести анализ состояния занятость в Беларуси на современном этапе, ее структуры, динамики, определить ее проблемы.

. Рассмотреть суть государственной политики обеспечения занятости населения Беларуси. Определить ее приоритеты, направления и формы реализации, а также результативность.

Объектом исследования является занятость и государственная политика обеспечения занятости населения в Республике Беларусь на современном этапе.

Предметом исследования являются особенности осуществления государственной политики содействия занятости и тенденции занятости в Республике Беларусь.

Общие вопросы занятости населения и государственной политики обеспечения занятости, кадрового потенциала, регулирования рынка труда освещались в трудах Базылева М.Н. <#"657460.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Динамика уровня занятости трудоспособного населения Республики Беларусь, %

В таблице 2.1 также можно видеть данные о численности занятого населения в Республике Беларусь в 2011 и 2012 году в разрезе областей.

Таблица 2.1 - Численности занятого населения по областям и г. Минску


Январь-ноябрь,2011 г. тыс. человек

Январь-ноябрь,2012 г тыс. человек

Январь-ноябрь 2012 г.в % к январю-ноябрю 2011 г.

Республика Беларусь

4 659,3

4 570,0

98,1

Области:




Брестская

642,6

627,5

97,7

Витебская

565,0

549,5

97,2

Гомельская

663,2

644,3

97,2

Гродненская

506,7

497,7

98,2

г. Минск

1 088,3

1 075,8

98,9

Минская

689,4

681,9

98,9

Могилевская

504,1

493,3

97,9


Вместе с тем на рынке труда стали проявляться некоторые новые тенденции, связанные с модернизацией экономики и активизацией численности. Прежде всего, в 2012 году снизилась списочная численность работников (в среднегодовом исчислении на 21,7 тыс. человек). Наиболее значительное снижение численности работников наблюдалось в строительной отрасли - на 5,5 тыс. человек, на транспорте и в связи - на 3,9 тыс., в промышленности - на 5,6 тыс. человек. Одновременно в последние месяцы минувшего года наблюдался устойчивый рост недозанятости в ряде отраслей, в том числе в строительстве. Если вынужденная неполная занятость в целом по республике составила в прошлом году 2,8% от списочной численности работников, то в строительстве - 8,1%, в промышленности - 6,5%.

Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности в 2011году приведено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

Динамика распределения занятого населения по формам собственности за период с 2006 по 2011 год приведена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)

Форма собственности

Годы / %


2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего занято в экономике

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:







государственная

51,2

50,7

49,9

47,3

44,2

43,4

частная

47,4

47,8

48,5

51,1

54,0

54,5

смешанная с иностранным участием

2,7

2,8

3,2

3,2

3,9

5,4

иностранная

1,4

1,5

1,6

1,6

1,8

2,1


Динамика уровня безработицы за период 1995 по 2012 год включительно показана в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Численность безработных, тыс. человек

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

28,2

24,9

из них:








мужчины

17,7

15,2

14,7

17,3

15,7

13,0


женщины

34,3

28,9

22,6

23,0

17,4

15,2


Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

0,5


Организациями республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) в 2012 году было принято на работу 875,8 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 51,8 тыс. человек, уволено по различным причинам 919,8 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,9% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в 2012 году приведена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в 2012 году (человек)


Численность работников, принятых на работу

Из них на дополнительно введенные рабочие места

Численность уволенных работников

Соотношение принятых работников и уволенных, %

Всего

875 837

51 752

919 764

95,2

в том числе:





сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

118 306

1 713

125 350

94,4

рыболовство, рыбоводство

774

5

820

94,4

промышленность

219 505

14 544

239 466

91,7

горнодобывающая промышленность

2 361

187

2 640

89,4

обрабатывающая промышленность

183 502

13 448

201 091

91,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

33 642

909

35 735

94,1

строительство

97 767

3 237

116 333

84,0

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

126 813

17 852

114 326

110,9

гостиницы и рестораны

17 774

457

17 386

102,2

транспорт и связь

52 833

2 575

57 964

91,1

финансовая деятельность

13 587

1 721

13 052

104,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

38 883

40 995

94,8

образование

80 535

1 245

86 135

93,5

здравоохранение и предоставление социальных услуг

58 922

1 087

56 364

104,5

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

37 445

1 568

38 041

98,4


Численность принятых и уволенных работников организаций по отдельным видам экономической деятельности в 2012 году приведена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Численность принятых и уволенных работников организаций по отдельным видам экономической деятельности в 2012 году (тысяч человек)

В январе-ноябре 2012 г. 85,5 тыс. работников организаций (2,5% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-ноябре 2011 г. - 83,1 тыс. человек, или 2,4%). В январе-ноябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, уменьшилась на 32,4% и составила 24,8 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась на 30,7% и составила 60,7 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в ноябре 2012 г. были предоставлены 1,3 тыс. человек, или 10,7% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2012 г. составило 695,2 тыс. человеко-дней (в январе-ноябре 2011 г. - 705,5 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу, как и в январе-ноябре 2011 г., 3 тыс. человек. Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 60,8%, на строительные организации - 27,3%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 1,8 тыс. человек, в строительстве - 0,8 тыс. человек.

В 2012 году на учет было поставлено 290,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 179,6 тыс. человек, или 61,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2012 году 195,2 тыс. человек, в том числе 129,4 тыс. безработных, или 66,3% от числа всех трудоустроенных.

На конец декабря 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 48%.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец декабря 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (на конец декабря 2011 г. - 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 77,7% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2012 г. составил 142,6 тыс. рублей, или 15,6% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

2.2 Проблемы рынка труда республики Беларусь на современном этапе

Белорусский рынок труда, как и другие сферы жизни, переживает непростые времена. И хотя он достаточно стабильный и подконтрольный (а цифрам зарегистрированной безработицы может позавидовать любая страна), все же здесь есть ряд проблемных мест и негативных тенденций.

Для Беларуси характерен высокий уровень занятости - почти 82%. По мнению экспертов, несмотря на сложные экономические условия, массовых высвобождений и увольнений в 2012 году не происходило. Вместе с тем, в последнее время ситуация на рынке труда характеризуется снижением количества обращений в государственную службу занятости и, соответственно, снижением регистрации безработных. В стране свободных рабочих мест сейчас практически вдвое больше, чем безработных, а в Минске <http://www.bel-jurist.com/page/metallic-ideas> - в 6 раз больше.

Одновременно снижается привлекательность рабочих мест для молодежи, а средний возраст работников растет. По данным Министерства труда и социальной защиты, средний возраст работников в 200 <http://www.bel-jurist.com/page/new-underground-railway>8 году составлял 39,8 года, в 2011 году - уже 40,4 года. Еще хуже положение дел в промышленности и сельском хозяйстве. Это говорит о том, что молодежь не хочет идти в рабочие.

Остановить отток квалифицированных работников за границу.

Сегодня, когда границы стран ЕЭП открыты, граждане Беларуси имеют возможность выезжать на работу за границу, в первую очередь в Российскую Федерацию.

Чтобы снизить отток работников из страны, необходимо обеспечить одинаковый уровень оплаты труда по сравнению с нашими соседями. Сейчас в Беларуси проводится серьезная работа по кардинальному совершенствованию законодательства в области оплаты труда. Из-под прямого государственного регулирования выведено более 87 тыс. организаций негосударственной формы собственности.

По данным Министерства внутренних дел, в январе-сентябре 2012 г. за пределы Республики Беларусь по заключенным трудовым договорам выехало 5779 граждан (в январе-сентябре 2011 г. - 4565 человек).

Согласно оценкам специалистов объемы внешней трудовой миграции граждан за пределы Республики Беларусь составляют около 100-120 тыс. человек. Косвенно это подтверждается данными статистики. Так, списочная численность работников организаций в январе-ноябре 2012 г. снизилась на 80 тыс. человек и составила 3372 тыс. человек, или 97,7 процента от показателя за аналогичный период 2011 года. Численность занятых в экономике за январь-ноябрь 2012 г. составила 4570 тыс. человек (при прогнозе на 2012 год - 4580-4670 тыс. человек).

Необходима оптимизация численности работников целых отраслей.

Если в предыдущие годы основной упор делался на сохранение любыми путями рабочих мест и трудовых коллективов, то сейчас поставлена задача реструктурировать организации, чтобы минимизировать социальные издержки из-за оптимизации численности работников. Необходимо также обеспечить организованный переток освобожденной рабочей силы на новые рабочие места, в другие виды экономической деятельности.

Важнейшей мерой по поддержке высвобождаемых работников является их переподготовка и повышение квалификации. Поэтому в республике подготовлен законопроект о занятости. Он гарантирует для нанимателей возмещение затрат на обучение высвобождаемых работников, а также увеличение размера стипендии (для тех, кто проходит переподготовку и повышение квалификации) до 8 базовых величин. При этом законодательством предусмотрено опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, с финансированием затрат. Также следует серьезно заняться восстановлением и развитием системы внутрипроизводственного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно на производстве.

При росте потребности в рабочих кадрах объемы подготовки по рабочим профессиям снижаются.

Многие проблемы рынка труда сконцентрированы на конкретных предприятиях (наличие избыточной численности работников, низкий уровень оплаты труда, значительное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, устаревшая система нормирования и организации труда).

Необходимо активизировать работу по организации профессионального обучения кадров непосредственно на производстве.

Совершенствование законодательной базы в сфере регулирования трудовых отношений.

Правовые нормы в сфере занятости и трудоустройства населения образуют сегодня самостоятельный комплексный институт, объединяющий нормы международного, административного, финансового, гражданского, трудового права, а также и права социального обеспечения.

Анализ действующего национального законодательства, регулирующего отношения в этой сфере, не позволяет сделать вывод о существовании эффективного механизма правового регулирования в сфере занятости даже с точки зрения формирования юридической терминологии, что можно, безусловно, исправить дальнейшим его реформированием. Реформа законодательства о защите занятости еще далека от завершения.

Особо влияние на состояние рынка труда, уровня занятости и безработицы оказывает общеэкономическое состояние республики. Экономический кризис и занятость населения напрямую связаны. В период экономического кризиса произошёл переход от так называемого «рынка труда работников» к «рынку труда работодателей». Появилось такое понятие как «виртуальная занятость». Многие сотрудники могут работать удалённо, вне служебного помещения, тем самым экономя издержки нанимателей. Наибольшее распространение такие виртуальные структуры получили именно в период экономического кризиса.

Несмотря на относительно низкий уровень безработицы в республике, на отдельных региональных рынках труда наблюдается более высокая напряженность, чем в целом по республике, характеризующаяся превышением количества безработных над числом свободных рабочих мест, тенденцией женской безработицы. Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. В то же время значительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников. Существует конкуренция прежде всего за высокооплачиваемые рабочие места.

Существенными факторами, влияющими на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям.

С одной стороны, система образования не в полной мере обеспечивает заявки нанимателей на подготовку кадров, с другой стороны, наниматели не могут определить и представить в учреждения образования сведения о перспективной потребности в кадрах.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

.1 Государственная программа содействия занятости в Республике Беларусь: результативность и итоги реализации

население занятость труд рынок

Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

В условиях модернизации национальной экономики приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов - обеспечения не только полной, но и экономически эффективной занятости.

Одним из основных документов, влияющих на реализации государственной политики в области занятости является Государственная программа содействия занятости на каждый год.

Основная цель Государственной программы содействия занятости населения на 2012 год было - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

В ней также были определены четыре приоритета:

совершенствование мониторинга состояния рынка труда;

работа с нанимателями, содействие им в структурной перестройке экономики;

информационное обеспечение;

содействие трудоустройству целевых групп населения.

В результате принимаемых Правительством Республики Беларусь мер ситуация на рынке труда остается стабильной и за 11 месяцев 2012 года характеризовалась:

увеличением спроса на рабочую силу (на 1 декабря 2012 г. нанимателями заявлены сведения о наличии 67,5 тыс. вакантных рабочих мест, или 121,4 процента к уровню 2011 года);

уменьшением количества обращений в органы по труду, занятости и социальной защите и соответственно регистрации безработных в целом по республике (обратилось 274,5 тыс. человек, или 93,5 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано в качестве безработных 168,1 тыс. человек, или 96,4 процента);

уменьшением количества состоящих на учете безработных (на 1 декабря 2012 г. − 26 тыс. человек, или 87,5 % к соответствующему периоду 2011 года).

Обеспечивается выполнение показателя прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год − уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2012 г. составил 0,6 % к численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2012 года до 1,5 процента.

Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на 1 декабря 2012 г.

Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8 % от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. - 79,4 %), из них около 10 % вакансий - неквалифицированный труд.

Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 16,4 тыс. вакансий, или 23,2 % от общего их числа), строительство (13,4 тыс. вакансий, или 19 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство(8 тыс. вакансий, или 11,3 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,3 тыс. вакансий, или 10,3 процента), транспорт и связь (6,4 тыс. вакансий, или 9,1 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,3 тыс. вакансий, или 6,1 процента).

Сложившаяся динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца.

В составе безработных каждый четвертый относится к категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, лица, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, освободившиеся из мест лишения свободы, и другие).

Более 50 процентов состоящих на учете безработных имеют общее базовое и общее среднее образование. Около 10 процентов не имеют профессии (специальности).

Актуальной остается проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение.

Вместе с тем среди безработных в январе-сентябре 2012 г. мужчин зарегистрировано больше, чем женщин, - 64,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных. Их доля в численности состоящих на учете на 1 октября 2012 г. составила 50,2 процента (на 1 октября 2011 г. - 46,4 процента).

Таким образом, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в январе-июне 2011 г. - женщина в возрасте 34,1 года).

В рамках реализации мероприятий по обеспечению содействия занятости населения в январе-ноябре 2012 г.: трудоустроено на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 183,1 тыс. человек, из них 120,7 тыс. - безработных (соответственно 97,3 и 96,3 процента от ожидаемого результата), в том числе 1143 человека - на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;

оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 2,8 тыс. безработных (96,2 процента);

организовано обучение 14,7 тыс. граждан (96,6 процента);

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 76,8 тыс. человек, в том числе 39,1 тыс. безработных (соответственно 100,2 и 99,3 процента).

За 9 месяцев 2012 года оказана социальная поддержка 65,4 тыс. безработных.

Вместе с тем на рынке труда наблюдается ряд негативных явлений. Вынужденная неполная занятость в январе-ноябре 2012 г. составила 85,5 тыс. человек, или 2,5 процента от списочной численности работников.

По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатель увеличился на 2,9 процента (в январе-ноябре 2011 г. - 83,1 тыс. человек, или 2,2 процента).

Сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом. В январе-ноябре 2012 г. прием работников восполнил их выбытие на 95,9 процента (в январе-ноябре 2011 г. - на 93,4 процента). На работу принято на 35,1 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 821,2 тыс. человек, уволено 856,3 тыс. человек).

3.2 Приоритеты, направления и формы реализации государственной политики содействия занятости

Программа решения проблемы занятости населения - это комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения в стране.

Государственное регулирование любой сферы экономики, в том числе и социальной, в качестве исходного пункта предполагает постановку целей и задач развития, а также средств их решения.

Основными задачами государственной политики Республики Беларусь в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда [1].

Государство создает условия для полной занятости населения.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);

предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

создание системы социального страхования населения от безработицы [1].

Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

Основной задачей государства по регулированию рынка труда является обеспечение занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне.

Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов.

Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.

В современных условиях для нормального развития рынка труда большое значение приобретает региональная политика. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов в каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.

Что касается приоритетов госпрограммы содействия занятости на 2013 год, то ряд мер активной политики занятости, апробированных на практике, останется. Прежде всего, это меры содействия нанимателям в структурной перестройке экономики, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда через направление их на профподготовку, содействие в организации самозанятости, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы. В числе неизменных приоритетов - содействие в трудоустройстве целевым группам населения (создание рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, трудоустройство в счет брони приема и многое другое).

В 2013 году рынок труда будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики. На его состояние будут оказывать влияние следующие основные факторы:

сокращение численности трудовых ресурсов;

осуществление модернизации экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, оптимизация численности работающих;

наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на отдельных региональных рынках труда;

дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по профессионально-квалификационному составу;

сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также имеющих длительный (более года) перерыв в работе;

наличие отдельных проблемных регионов в сфере занятости населения (сельская местность, малые города, города с монопроизводственной структурой экономики).

Техническое переоснащение ряда производств, ликвидация нерентабельных, убыточных организаций, структурная перестройка экономики, рост производительности труда будут сопровождаться выходом на рынок труда свободной рабочей силы, ее перетоком из традиционных в новые сектора экономики, сокращением численности занятых в экономике.

Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, лиц, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, лиц, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно не работающих.

Согласно прогнозным расчетам в 2013 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 215 тыс. безработных.

Общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2013 году составит около 250 тыс. человек.

Ожидается сохранение регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах с незначительным повышением ее фактического уровня, который не превысит 1,5 процента к экономически активной части населения

Цель и задачи государственной программы содействия занятости на 2013 год:

повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

стимулирование экономической активности населения;

содействие нанимателям в структурной перестройке производств;

совершенствование подготовки кадров с учетом потребности рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы;

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

информационное, методическое и иное обеспечение по вопросам занятости населения.

Результатом, характеризующим достижение цели Государственной программы, является обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах до 1,5 процента.

Государственную программу содействия занятости на 2013 год предусматривается реализовать по следующим основным направлениям:

осуществление мониторинга состояния рынка труда;

содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;

содействие самостоятельной занятости безработных;

обеспечение занятости молодежи;

профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;

содействие занятости женщин;

содействие занятости длительно неработающих граждан;

обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;

обеспечение социальных выплат безработным.

В результате реализации мероприятий Государственной программы к концу 2013 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5 процента к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области - 1,3 процента, Витебской - 1,4, Гомельской - 1,5, Гродненской - 1,2, Минской - 1,4, Могилевской - 1,5 и г. Минске - 0,6 процента.

Финансирование Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год планируется осуществлять за счет средств бюджета фонда в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Республики Беларусь от 26 октября2012 года «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2013 год» , средств местных бюджетов.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2013 году будет направлено 328 648 200 тыс. рублей, в том числе средства бюджета фонда - 290 898 200 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска планируется передать 284 818 800 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - 37 750 000 тыс. рублей.

Роль государственных органов в содействии занятости населения.

В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (с изменениями и дополнениями), органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.

Для стимулирования переселения семей безработных граждан в сельскую местность согласно постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 (с изменениями и дополнениями) были увеличены размеры выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.

Важным направлением мер активной политики на рынке труда является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах. По опыту 2011 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В целях формирования мотивации к труду осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.

Социальная поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

Наниматели также получат определённые преимущества, поскольку обретут возможность перестроить структуру производства. Наконец, подготовка квалифицированных кадров получит мощный толчок с учётом того, какие потребности в настоящий момент испытывает рынок труда. Группы граждан, испытывающих необходимость в получении социальной поддержки, обретут возможность интегрироваться в сферу труда.

Динамика показателей активных мер политики занятости за период с 1995 год по 2012 год приведена в Приложении 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З (с изменениями и дополнениями) «О занятости населения Республики Беларусь».

2.      Занятость населения и ее регулирование. Учебное пособие для вузов Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Бизнес-Пресса 2008.

.        Государственная программа содействия занятости на2012.

.        Государственная программа содействия занятости на2013.

.        О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях.

6.      <http://bargu.by/956-pravovoe-regulirovanie-zanyatosti-i-trudoustroystva.html>

.        <http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2012_8/14.pdf>

.        Современное состояние занятости в Республике Беларусь в контексте анализа трудовых отношений. Автор: Базылева М.Н. <http://library.miu.by/authors!/author.1675.html> Экономика и управление - 2010 - №3(23) <http://library.miu.by/journals!/item.eiup/issue.23.html>

.        <http://ekonomika.by/downloads/bulletin_2_2012.pdf>

.        Грушник: приоритеты политики занятости на 2013 год - повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

Похожие работы на - Занятость населения и государственная политика ее обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!