Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра ГиАП








Курсовая работа по дисциплине

«Международное и таможенное право»

«Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества »










Тула 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в таможенном деле

.1 Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ)

.2 Многосторонние торговые переговоры (МТП)

.3 Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ

.4 Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах в рамках Токийского раунда

Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений

.1 Функционирование системы ГАТТ

.2 Отношения России с ГАТТ/ВТО

.3 Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества

.4 Соглашение о создании Международного союза по изданию таможенных тарифов

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Существо процесса заключения международного договора, как вообще процесс нормообразования в международном таможенном праве состоит в согласовании позиций государств относительно установления того или иного правила в качестве нормы международного таможенного права. Договорный процесс - это более эффективный способ установления или изменения отношений между государствами, и потому в настоящее время, когда возникает необходимость решения тех или иных международных проблем государства, как правило, прибегают к международному договору, это и определяет актуальность темы курсовой работы.

В сфере международных связей государств по согласованию и совершенствованию организационных форм их деятельности в области международных таможенных отношений, направленной на унификацию принципов и норм международного таможенного права, образованы на основе универсальных многосторонних договоров организации таможенного сотрудничества, связанные с системой органов Организации Объединенных Наций. К таким международным организациям относятся универсальные международные организации: ГАТТ, Международный совет таможенного сотрудничества. Международный союз публикации таможенных тарифов и другие международные региональные организации в области таможенного сотрудничества и экономической интеграции.

Объект исследования - правоотношения, возникающие с международными многосторонними договорами по координации деятельности и сотрудничества в области таможенных отношений.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие координацию деятельности и сотрудничества государств в области таможенных отношений.

Целью работы является изучение направлений сновных направлений правового регулирования международного таможенного сотрудничества.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1.Рассмотреть особенности международных взаимоотношений в таможенном деле;

2.Изучить координацию деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений.

таможенный торговля международный

Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в таможенном деле

.1 Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ)

Генеральное соглашение о тарифах и торговле первоначально заключалось как международное многостороннее соглашение по вопросам таможенных тарифов и таможенной политики, закреплявшее правовые нормы и принципы, которыми государства-участники должны были руководствоваться в своих взаимных торговых отношениях.

На основе этого соглашения страны-участницы должны были осуществить поэтапное «таможенное разоружение» и в этих целях путем переговоров заключить двусторонние соглашения по снижению ставок таможенных тарифов на товары их взаимной торговли с последующим распространением таможенных уступок на все государства, участвующие в этом договоре.

Взаимные уступки по таможенному обложению были осуществлены в следующих формах: предоставление скидок со ставок таможенного тарифа; уменьшение разрыва между таможенными ставками нормального и преференциального тарифов; закрепление тарифных ставок на уровне, существующем в момент переговоров, так называемой «консолидации ставок»; нераспространение новых таможенных преференций.

В результате раундов переговоров государства - участники ГАТТ получили тарифные уступки по значительному кругу товаров, находящихся в их взаимном торговом обороте, что положительно отразилось на уровне их таможенного обложения.

Становление ГАТТ как международной организации берет свое начало с 1960 г., когда были созданы постоянно действующие органы: Совет представителей и Секретариат со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария).

Итоги переговоров в рамках ГАТТ. По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм (секретариат), предназначенный для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ. Секретариат разместился в Женеве (Швейцария). Деятельность этого органа осуществляется в рамках конференций или сессий. Как правило, сессии начались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых происходили переговоры, получившие названия раундов. Такие раунды состоялись в 1949, 1951, 1956, 1960-1961 гг. Особо следует выделить длившийся с 1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1983 по 1994 г. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов и включением вопросов о нетарифных барьерах.

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин

Цель Соглашения со всей очевидностью изложена в его преамбуле: организовать «такое регулирование международной торговли, которое бы обеспечивало ее стабильность и предсказуемость» и сделать это путем взаимного многостороннего снижения ставок национальных таможенных тарифов в рамках договора, в котором «инкорпорировались бы широкие тарифные скидки и согласованные в 1947 г. в Женеве обязательства».

Нормы ГАТТ накладывают ограничения на выбор государствами-членами средств таможенной торговой политики.

Текст Соглашения состоит из 38 статей, которые подразделяются на 4 составные части:

часть I закрепляет таможенный режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных торговых операций и международных платежей по экспорту и импорту, согласно которым этот режим (применяемый наряду с национальным режимом) распространяется на таможенные пошлины, всякого рода внутренние налоги и сборы, а также на национальное законодательство, распоряжения и правила, регулирующие экспортно-импортные операции на территориях государств-членов (ст. ст. I, II);

в части II закрепляются принципы таможенно-тарифной политики: принцип наибольшего благоприятствования в таможенном обложении; принцип взаимности таможенно-тарифных уступок; принцип основного поставщика и др. (ст. ст. III-XXIII);

в части III закрепляются порядок введения и отмены тарифных уступок, порядок создания таможенного союза, зоны свободной торговли и другие вопросы процедурного характера (ст. ст. XXIV-XXXV);

часть IV «Торговля и развитие» (ст. ст. XXXVI-XXXVIII). Она была включена в Соглашение только в 1966 г. с целью учета специфики проблем развивающихся стран и реализации особого подхода для их разрешения в направлении увеличения их валютных поступлений от экспорта товаров и стабилизации цен на сырьевые товары. Следовательно, промышленно развитые государства в соответствии с частью IV обязаны предоставлять освободившимся странам более благоприятный таможенный режим.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле является единственным международным многосторонним договором, регулирующим торговую и таможенную политику государств различных социально-нетарифных барьеров; консолидации таможенных ставок и др.

Международно-правовой механизм деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение включало четыре группы руководящих органов: постоянные органы, межправительственные органы, рабочие группы, а также специальные органы (группы) экспертов, задача которых состояла в изучении спорных проблем и поиске решения компромиссов.

Первую группу руководящих органов представлял Секретариат ГАТТ во главе с Генеральным директором. Он имел двух заместителей, одному из которых подчинялись отделы нетарифных мер, развития, торговой политики, технического сотрудничества и специальных программ, другому - подотдел экономических исследований и анализа, а также отделы: сельскохозяйственный, таможенных барьеров, технических и других барьеров в торговле.

Вторую группу межправительственных органов представлял высший орган ГАТТ - сессия Договаривающихся сторон, в ведении которой находился широкий круг вопросов. Как правило, сессии ГАТТ собирались ежегодно. Наряду с регулярными по решению стран-участниц, принятому большинством голосов, могли быть созваны и специальные сессии. В перерыве между сессиями все вопросы деятельности ГАТТ рассматривались Советом представителей ГАТТ, который собирался 8-9 раз в год. Участие в его работе мог принять любой член Соглашения.

К числу межправительственных органов относятся комитеты, созданные ГАТТ для решения конкретных вопросов. В их число входят:

созданный под влиянием развивающихся стран Комитет по торговле и развитию;

Комитет по торговле сельскохозяйственными товарами;

Текстильный комитет;

Группа по количественным ограничениям и другим нетарифным мерам;

Комитет по тарифным уступкам;

Комитет по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса;

Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.

В результате многосторонних переговоров в рамках Токийского раунда был создан еще целый ряд комитетов и советов, в обязанность которых входило наблюдение за реализацией достигнутых в его ходе договоренностей. К ним относятся:

Комитет по техническим барьерам в торговле;

Комитет по субсидиям и компенсационным пошлинам;

Комитет по антидемпинговой практике;

Комитет по таможенной оценке;

Комитет по правительственным закупкам;

Комитет по импортному лицензированию;

Комитет по торговле гражданской авиатехникой.

Третья группа - регулярно действующие органы ГАТТ, которыми создавались многочисленные рабочие группы, рассматривающие различные вопросы с целью подготовки совместных решений Договаривающихся сторон.

Четвертая группа - группа экспертов - состояла из специалистов, юридически не являвшихся представителями стран - членов ГАТТ.

Важнейшим принципом ГАТТ является признание того, что защита национальной экономики должна проводиться преимущественно с помощью таможенных тарифов, но не на основе каких-либо других торгово-политических мероприятий. Использование количественных ограничений, за исключением отдельных случаев (обеспечение равновесия платежного баланса, соображений национальной безопасности), запрещается. Однако в случае, если страна по указанным выше соображениям все-таки прибегает к количественным ограничениям своей торговли, она должна применять их недискриминационно, т.е. в отношении всех стран-членов, а не выборочно в отношении одного или группы государств.

В ГАТТ закрепляется обязательство стран-членов начать консультации при проведении любых мероприятий в области торгово-политических взаимоотношений между государствами.

1.2 Многосторонние торговые переговоры (МТП)

Многосторонние торговые переговоры (МТП) в рамках Токийского раунда продолжались шесть лет (с 1972 по 1979 гг.). В них участвовали 99 государств, из которых 26 не являлись членами ГАТТ. Переговоры были практически открыты для всех желающих принять в них участие.

Был создан руководящий орган переговоров - Комитет по торговым переговорам и семь переговорных групп: по тарифам, тропическим товарам, нетарифным мерам, сельскому хозяйству, секториальному (отраслевому) подходу, защитным мерам, правовой структуре международной торговли.

В заключительном протоколе переговоров было сказано, что их участники рассматривают приложенные к протоколу тексты договоренностей и соглашений как окончательные, не подлежащие каким бы то ни было изменениям, и передают их своим правительствам.

Соглашения и договоренности МТП вступили в силу в 1980 и 1981 гг.

Принятые в ходе МТП решения означают значительный поворот в деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, серьезное расширение сферы его деятельности, суть которого заключается в том, что оно вышло за сферу чисто тарифных переговоров, за пределы, определенные первоначальным текстом Соглашения.

Многосторонние торговые переговоры включали такую исключительно важную проблему, как разработка новых принципов и норм международной торговли.

Важным итогом МТП является также то, что все подписавшие соглашения страны должны привести свое национальное законодательство в затрагиваемых областях в соответствие с принятыми решениями.

Еще одним существенным фактором является то, что положения новых соглашений, становясь национальными законами, распространяют свое действие на все страны, в том числе и на неучаствующие в ГАТТ, хотя льготы, вытекающие из заключенных в ходе МТП соглашений, действуют только в отношении государств, подписавших конкретные соглашения. В результате принятые в ходе МТП соглашения объективно привели к появлению так называемого «тройного режима» в международной торговле: для стран - участниц ГАТТ, их подписавших; для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших; для всех остальных государств.

В итоге МТП было принято 12 соглашений и договоренностей, охватывающих четыре группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные и молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI, VII, XIII ГАТТ, создание новых норм и положений.

Вкладом в деятельность ГАТТ была интерпретация применения ряда его статей, получившая название кодексов. Всего их было принято шесть.

Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Кодекс о таможенной стоимости).

Соглашение о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс). Ключевым вопросом в нем является определение понятия «демпинг», установление критериев при выяснении ущерба от демпинга, порядка открытия и проведения антидемпингового расследования, обложения антидемпинговыми пошлинами, процедуры разрешения споров между странами - участницами Соглашения.

Соглашение об интерпретации и применении ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам). Оно регулирует две группы вопросов: правила применения компенсационных пошлин и правила использования субсидий.

Соглашения разграничивают экспортные субсидии и субсидии, используемые внутри страны в качестве инструментов социальной и экономической политики. Страны - участницы соглашения обязуются не применять экспортные субсидии на все товары, за исключением продуктов лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что является уступкой странам ЕС, где такого рода субсидии являются ключевым элементом сельскохозяйственной политики Сообществ.

Кодекс содержит перечень запрещенных экспортных субсидий, таких как прямые налоговые льготы экспортерам.

Соглашение о процедурах импортного лицензирования. Цель его - унификация формальностей при выдаче импортных лицензий, которая должна осуществляться в соответствии с существующими в ГАТТ правилами и на недискриминационной основе. Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).

Соглашение о порядке размещения государственных заказов (Кодекс о государственных заказах). В нем рассматриваются процедурные и административные правила, которыми должны руководствоваться страны-участницы при размещении государственных заказов, предоставлении информации о них и порядке рассмотрения споров.

Применение соглашения, однако, ограничивается тремя оговорками:

оно действует в отношении тех государственных организаций, которые укажет данная страна при присоединении к соглашению;

устанавливается минимальный размер государственных заказов, подпадающих под юрисдикцию соглашения, в 150 тыс. специальных прав заимствования (СДР);

соглашение распространяется на закупки товаров и ограниченный круг услуг, связанных с закупкой товаров.

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой - многостороннее отраслевое соглашение, задача которого состоит не только в либерализации торговли этими товарами, но и в стимулировании технологических связей соответствующих отраслей промышленности стран-участниц.

Уругвайский раунд, как и Токийский раунд, проводился в форме многосторонних торговых переговоров. Однако в отличие от последнего, в котором могли участвовать все проявляющие интерес к переговорам страны, в Уругвайском раунде могли участвовать лишь определенные группы государств;

все члены ГАТТ (91 страна);

страны, применяющие положения ГАТТ на фактической основе, которые к 30 апреля 1987 г. должны были заявить о своем намерении присоединиться к ГАТТ и участвовать в МТП;

развивающиеся государства, которые до 30 апреля 1987 г. начали предпринимать необходимые шаги для вступления в ГАТТ, с тем чтобы определить условия своего участия в Соглашении;

страны, информировавшие членов ГАТТ о намерении вступить в переговоры об условиях присоединения к Соглашению.

В результате в переговорах Уругвайского раунда приняло участие 108 государств.

.3 Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ

Таможенные барьеры. Как известно, переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением в деятельности Соглашения. Со времени вступления в силу ГАТТ импортные пошлины в развитых странах были снижены более чем на 3/4, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров Токийского раунда, их средняя величина составляла 4,7%.

Вопрос состоял в том, насколько страны-участницы готовы отказаться от таможенных тарифов вообще. В принципе это вполне возможно, так как в международной торговле, как уже говорилось, все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, особых свойств. Кроме того растут поставки товаров через каналы ТНК, цены на которые сильно отклоняются от мировых. Немаловажную роль играет также колебание курса валют, меняющее цену товаров на мировом рынке, выраженную в различных валютах.

В заключительный пакет «Уругвайского раунда» вошел протокол о снижении в среднем на одну треть таможенных тарифов стран-участниц.

Нетарифные меры. В качестве инициаторов постановки этой проблемы на «Уругвайском раунде» переговоров выступили развивающиеся страны, около половины экспорта которых в развитые страны подпадает под действие нетарифных барьеров. При этом главная роль здесь отводится количественным ограничениям, введение которых подкрепляется имеющимися в тексте ГАТТ исключениями и оговорками.

Несмотря на заключение в ходе «Токийского раунда» ряда соглашений по нетарифному регулированию торговли, воздействие их на международный товарооборот не уменьшилось. Напротив, их число и сфера применения возросли. Так, за 1981- 1984 гг. развитые страны ввели новые тарифные ограничения (включая количественные), которые затронули в 1984 г. импорт товаров на сумму 9,4 млрд дол.

На сессии министров стран - членов ГАТТ была сформулирована программа действий по вопросу нетарифных ограничений. Она предусматривала:

ликвидацию всех несовместимых с нормами ГАТТ ограничений импорта;

определение сроков устранения остальных количественных ограничений и других нетарифных барьеров;

предоставление в процессе ослабления нетарифных ограничений приоритета тем из них, которые препятствуют экспорту из развивающихся стран или носят дискриминационный характер.

Текстильные товары, и одежда. Этот вопрос был включен в повестку дня «Уругвайского раунда» по настоянию развивающихся государств. Дело в том, что текстильные товары постоянно исключались из переговоров о снижении таможенных пошлин в рамках ГАТТ. Сегодня именно на них сохраняются наиболее высокие пошлины. Более того, периодически заключаются международные соглашения по торговле текстильными товарами, которые ограничивают импорт этих товаров, в том числе и с помощью квот, из 34 развивающихся и восточно-европейских стран в 17 промышленно развитых государств. Это противоречит основным принципам ГАТТ, в частности, ст. 1, предусматривающей взаимное предоставление безусловного режима наибольшего благоприятствования. Основным средством ограничения импорта текстиля являются количественные ограничения, хотя, как известно, Соглашение предусматривает, что ограничение иностранной конкуренции может осуществляться только с помощью таможенных тарифов.

В соответствии с подписанным в рамках Уругвайского раунда соглашением большинство тарифов и квот будет ликвидировано в течение десяти лет, начиная с 1996 г. Двусторонние квоты будут постепенно сокращаться и к 2005 г. ликвидируются полностью.

Торговля сельскохозяйственными товарами. Как известно, суть аграрного протекционизма развитых стран состоит в тесной связи импортных ограничений с мерами по поддержанию цен на продовольственные товары на внутреннем рынке, а также с активным стимулированием вывоза. При этом главную роль играют нетарифные меры и субсидии, хотя таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары продолжают иметь серьезное значение.

1.4 Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах в рамках Токийского раунда

Суть проблемы состоит в том, что принятые в ходе Токийского раунда соглашения (шесть перечисленных выше кодексов) действуют лишь в отношении стран, которые принимают в них участие, что на практике является нарушением основополагающего принципа ГАТТ - режима наибольшего благоприятствования.

Торговые аспекты регулирования иностранных капиталовложений. Интенсификация движения капиталов, в том числе и под влиянием ТНК, привела к тому, что в развитых странах и в ряде развивающихся государств возникли разнообразные системы регулирования иностранных инвестиций, включающие в себя различные процедуры предоставления разрешений на инвестиции, запреты и ограничения на них в определенных отраслях, ограничения на долю участия иностранного капитала в местных компаниях и т.п.

Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Суть вопроса состоит в том, что в настоящее время в мире широко распространена продажа копий и аналогов товаров, защищаемых патентами, торговыми марками или авторскими правами.

Тем не менее в ходе переговоров достигнуто соглашение по патентам, авторскому праву, торговым маркам, промышленному дизайну, географической индексации, коммерческой тайне. Приняты международные стандарты защиты интеллектуальной собственности.

Соглашение, в частности, предусматривает, что патенты защищаются в течение 20 лет, независимо от того, где они выданы и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или произведена внутри страны; авторское право в каждом отдельном случае будет защищено по крайней мере в течение 50 лет; авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и продюсеры звукозаписей и радиовещательных программ будут наделены исключительными правами; более надежную защиту получат торговые марки и географические идентификации, особенно важные для европейских производителей вин; в течение 10 лет будут иметь защиту разработки в области полупроводниковых приборов; впервые коммерческая тайна будет защищена от неправомочного раскрытия.

Все эти правила должны быть введены в национальное законодательство. Большинству развивающихся стран предоставлено право вводить эти правила в течение 10 лет, а наименее развитым - в течение 11 лет.

Торговля услугами. Инициаторами включения в повестку дня МТП этих проблем были развитые страны, являющиеся главными экспортерами услуг, роль которых в международной торговле постоянно растет. Их доля в общем экспорте товаров и услуг в начале 80-х годов составила 20%.

Особенно высокими темпами росла торговля услугами, являющимися компонентами производства и торговли, такими как связь, телематика, программное обеспечение ЭВМ, ремонт и обслуживание машин и оборудования, лизинг, юридические, сбытовые и финансовые консультации, страхование и финансировании экспорта, операций купли-продажи, туризм.

В результате переговоров было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации торговле услугами. В него включены положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта и телекоммуникаций. Стороны договорились не включать в текст соглашения положения об экспорте кинофильмов и телепрограмм.

Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений

.1 Функционирование системы ГАТТ

Усиление роли ГАТТ в качестве организации, оказывающей существенное влияние на регулирование международной торговли, ставит задачу совершенствования его организационной основы, которая привела к принятию решения о создании с 1 января 1995 г. универсальной Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Всемирная Торговая Организация (ВТО) была создана 8 декабря 1994 г., заменив Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) 1948 и 1994 гг. в качестве основной организации, осуществляющей контроль за международной торговлей. ВТО через различные советы и комитеты регулирует осуществление 28 соглашений о международных торговых отношениях, содержащихся в Заключительном акте Уругвайского раунда торговых переговоров и одобренных на встрече в Марракеше (Марокко) в 1994 г,

Приступила к деятельности с 1 января 1995 г. Является преемницей ГАТТ. Штаб-квартира - Женева. Генеральный директор - Ренато Руджеро.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе ряда многосторонних соглашений. Речь идет о следующих:. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС);

Соглашение по применению ст. VI Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле 1994 г. (Антидемпинговый кодекс);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по защитным мерам.. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.. Механизм обзора торговой политики.. Торговые соглашения с ограниченным кругом участников:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

Соглашение по правительственным закупкам;

Международное соглашение по молочным продуктам;

Международное соглашение по говядине.

Высшим органом является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайней мере каждые два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генеральный совет исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами к Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Министерская конкуренция создает комитет по торговле и развитию, комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и комитет по бюджету, финансам и административным вопросам и управлению. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Секретариат осуществляет свою деятельность на основании ст. VI Соглашения о ВТО. В соответствии с пунктом 2 данной статьи Секретариат ГАТТ был преобразован в Секретариат ВТО. Секретариат возглавляется Генеральным директором, назначаемым Конференцией министров. Конференция министров на основании пункта 2 ст. VI определяет права и обязанности Генерального директора и срок его полномочий. Генеральный директор:

осуществляет наем персонала Секретариата и определяет условия его службы (п. 3 ст. VI);

готовит и представляет проект годового бюджета ВТО на рассмотрение Комитета по бюджету, финансам и управлению (п. 1 ст. VII) с целью вынесения рекомендаций Генеральному совету;

является депозитарием Соглашения о ВТО и МТС. Министерская конференция назначает генерального директора ВТО, который назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Первая Министерская конференция ВТО состоялась 9-13 декабря 1996 г. в Сингапуре.

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требует 2/3 голосов.

2.2 Отношения России с ГАТТ/ВТО

Следует особо выделить отношения России с ГАТТ/ВТО. В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, предоставленный СССР в мае 1990 г. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В целях координации процесса присоединения была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ/ВТО, в состав которой в настоящее время входят более 40 министерств и ведомств Российской Федерации.

В июне 1993 г. Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. 16 июня 1993 г. Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ. В октябре 1993 г. Россия получила статус ассоциированного участника Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ.

Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

В августе 1994 г. России был официально передан консолидированный вопросник Договаривающихся сторон ГАТТ по Меморандуму о внешнеторговом режиме Российской Федерации.

В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной Торговой Организации, включающей Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной Торговой Организации.

-6 декабря 1995 г. прошло второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Основным итогом заседания стало завершение «первого чтения» Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации (вопросы торговли товарами). Положено начало обсуждению представленных дополнений к Меморандуму по новым сферам торговли, входящим в компетенцию ВТО, - услуги, интеллектуальная собственность, связанные с торговлей инвестиции.

-31 мая 1996 г. состоялось третье заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Основные результаты заседания следующие:

подведение итогов работы, осуществлявшейся в течение года со времени первой Рабочей группы;

завершение первого рассмотрения всех документов, характеризующих российский внешнеторговый режим, включая «новые сферы» - услуги, интеллектуальную собственность и инвестиции;

начало двусторонних консультаций с государствами-членами ВТО, что является прологом к вступлению в этап переговоров в области тарифных уступок в торговле товарами и специфических обязательств по услугам.

Состоявшееся 15-16 октября 1996 г. четвертое заседание Рабочей группы было сосредоточено на рассмотрении, в плане соответствия положениям соглашений ВТО, отдельных аспектов политики России в области сельского хозяйства, включая меры внутренней поддержки, нетарифных мер регулирования торговли готовыми изделиями, вопросов таможенной оценки стоимости импортируемых товаров.

-15 апреля 1997 г. на пятом заседании Рабочей группы были рассмотрены; обзор развития законодательной базы, вопросы, связанные с ТРИПС, государственными торговыми предприятиями, сельским хозяйством.

Исходя из договоренности, достигнутой между Президентами России и США в ходе встречи в Хельсинки в марте 1997 г., определившей в качестве цели вступление России в ВТО в 1998 г., на пятом заседании Рабочей группы в целях поддержания динамики переговорного процесса решено провести в июле и декабре 1997 г. очередные заседания группы. Намечено до конца года завершить информационную стадию, подготовить основные элементы доклада Рабочей группы и приступить к двусторонним переговорам по выработке конкретных условий будущего членства России в ВТО.

Присоединение России к ВТО является неотъемлемым элементом стратегического курса на интеграцию России в мировую экономику в качестве полноправного участника.

Основными целями присоединения России к ВТО являются:

устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и улучшение его доступа на мировые рынки;

перевод торгово-экономических отношений России с третьими странами и их региональными группировками на равноправную, стабильную, долгосрочную экономико-правовую основу и, как следствие, повышение конкурентоспособности всех отраслей российской промышленности, сельского хозяйства, ускорение их структурной перестройки;

использование существующего в рамках ВТО многостороннего механизма разрешения споров;

совершенствование внутренней законодательной базы и практики ее применения с целью дальнейшего развития экономических реформ.

Полноправное участие Российской Федерации в ВТО отвечает ее долгосрочным интересам и будет содействовать решению экономических и социальных задач.

Следует сделать вывод, что одна из главных функций Всемирной Торговой Организации - служить местом подготовки новых соглашений в области международной торговли и торговли услугами.

2.3 Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества

Совет таможенного сотрудничества учрежден в соответствии с Конвенцией от 15 декабря 1950г., подписанной 30 государствами. На 1 января 1986 г. членами Совета были 97 государств, в том числе 5 с плановой экономикой. Одними из основных задач работы Совета являются изучение возможностей таможенного сотрудничества и унификации таможенной практики государств-членов, подготовка проектов международных таможенных соглашений и рекомендаций по вопросам международных таможенных соглашений и рекомендаций по вопросам применения таможенных тарифов, а также другие сферы таможенной деятельности.

Юридической базой Совета Таможенного Сотрудничества являются заключенные 15 декабря 1950 г Конвенция о создании Совета Таможенного Сотрудничества, Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных целях и Конвенция об оценке товаров в таможенных целях. В соответствии с Конвенцией о создании Совета на него возложено: разработка рекомендаций по унификацированному толкованию и применению двух других конвенций; выполнение функций, определяемых этими конвенциями; разрешение споров, связанных с применением и толкованием конвенций, а также изучение форм и стандартов таможенного сотрудничества государств; рассмотрение технических процедурных форм национальных таможенных систем в целях достижения возможно более высокого уровня их согласованности и унификации; подготовка проектов конвенций и рекомендаций; сбор информации, касающейся таможенных процедур; обеспечение государств-членов необходимой информацией и сотрудничество с международными организациями в области таможенной инфраструктуры стран Мирового Сообщества. Одновременно в сферу деятельности Совета входят вопросы, возникающие в связи с применением Соглашения от 12 апреля 1979 г. о реализации положений статьи VII ГАТТ (Кодекса таможенной оценки) и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, от 2 декабря 1972 г.

Членами Совета являются правительства государств - участников учредительной конвенции, а также, с одобрения Совета, - правительства государств, зависимых во внешнеполитических отношениях от других стран, но обладающих самостоятельностью в ведении внешней торговли. В качестве наблюдателей к работе Совета по приглашению Генерального секретаря допускаются представители международных организаций и государств, не являющихся членами Совета Таможенного Сотрудничества. В 1996 г. членами Совета Таможенного Сотрудничества являлись 138 государств Мирового Сообщества. Российская Федерация заняла место в Совете на правах продолжателя в январе 1992 г. Членами Совета стали государства Содружества Независимых Государств, за исключением Киргизии и Таджикистана.

В функции Совета входит также организация обмена информацией по таможенному законодательству и таможенной процедуре: урегулирование споров, связанных с толкованием действующих таможенных конвенций, и выполнение посреднических, примиренческих функций в случае возникновения споров; обеспечение наиболее высокой степени нормализации и унификации таможенных систем (ст. III).

Высшим органом Совета является Сессия, созываемая два раза в год. Каждое государство - член Совета имеет один голос и представлено одним делегатом. Решения Совета (Сессии) принимаются 2/3 голосов присутствующих членов Совета. Ежегодно На Сессии Совета выбираются Президент, Вице-президент и Генеральный секретарь.

Основные правовые формы деятельности Совета заключаются в разработке проектов международных договоров, конвенций и соглашений по различным аспектам таможенного сотрудничества. Среди них следующие:

. Международная конвенция по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов (Конвенция Киото) 1973 г. В ней закрепляются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создаст основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Основной целью Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и для согласования таможенных процедур в государствах, внося таким образом эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

. Правовой режим таможенных складов. В соответствии с этим режимом к хранению на государственных таможенных складах должны допускаться любого рода импортные товары, подлежащие обложениям импортными таможенными пошлинами или таможенными сборами, либо товары, ограниченные или запрещенные к ввозу на таможенную территорию, за исключением товаров, которые запрещены по соображениям общественной безопасности. Условия Конвенции распространяются и на режим частных таможенных складов, который подлежит определению компетентными властями государства-участника.

. Режим возвратных пошлин. В случаях, когда импортные материалы (сырье, за которое должна быть уплачена ввозная таможенная пошлина и сборы) в дальнейшем подвергнутся дополнительной обработке или технологическому процессу (при определенных условиях и ремонту), а затем уже экспортируются, они могут быть предложены для продажи на иностранных рынках по более конкурентоспособным ценам, но с условием, что при экспорте будут возмещены импортные сборы и пошлины. Эта процедура составляет режим возвратных пошлин.

. Правовой режим временного ввоза и хранения грузов с последующим их реэкспортом (без переработки) определяется таможенной процедурой, при которой происходит условное освобождение от взимания импортных таможенных пошлин в отношении грузов, импортируемых для специальных целей и предназначенных для последующего экспорта в том же состоянии.

Заключение

Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 как:

) поддержание международного мира и безопасности и принятия с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;

) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

На специально созванных международных конференциях в рамках Комиссии международного права при ООН были разработаны Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.

Международный договор определен в Венской конвенции как международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора, как это подчеркивается Конвенцией, не зависит от его наименования.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора, причем сами государства должны определять в каждом конкретном случае, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель.

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты

. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах"

. Соглашение от 08.10.1999 "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли"

. Соглашение стран СНГ от 08.07.1994 "Об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах"

. Соглашение от 04.06.1999 "О порядке транзита через территории государств - участников Содружества Независимых Государств"

. Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств, от 4 июня 1999 года (по состоянию на 22.05.2012)

.Протокол о Правилах лицензирования импорта государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 30 ноября 2000 года (по состоянию на 22.05.2012)

. Протокол Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ "О единых принципах организации таможенного контроля за перемещением и при оформлении подакцизных товаров, подлежащих маркировке" (Подписан в г. Москве 20.02.1997)

. Соглашение стран СНГ от 12.04.1996 "О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций"

. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт"

Литература

. Вахрин П.И. Международное таможенное право: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2012.-278 с.

. Международное таможенное право: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2012.-274 с.

. Колесов А.С. Оценка таможенной политики России// Финансы.- 2012.- № 4.- С. 8-16.

. Международное таможенное право / под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011-238 c.

. Международное таможенное право: Пер. с англ./ Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 480 с.

. Международное таможенное право: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. - 518 с.

. Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и таможенная политика// Финансы.- 2011.- № 3.- С. 61-66.

Похожие работы на - Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!