Методы определения таможенной стоимости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы определения таможенной стоимости

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра « Таможенное дело и коммерция»




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование»

Тема: «Методы определения таможенной стоимости»


Выполнил: студент группы Э-3779А Епанчинцев А.В

Руководитель: преподаватель кафедры Лизунова А.Л.








Курган - 2012

Содержание

Введение

. Понятие и экономическая сущность таможенной стоимости товара

.1 Содержание и основное функциональное значение таможенной стоимости при регулировании импортных операций

.2 Изменения в механизме определения таможенной стоимости в Таможенном Союзе

.2.1 Поправки в Соглашение

.2.2 Планируемые изменения

.2.3 Практические вопросы

. Система методов определения таможенной стоимости в Таможенном Союзе

. Влияние таможенной стоимости товаров на величину таможенных платежей

.1 Факторы, влияющие на изменение таможенной стоимости

.2 Судебная практика

Заключение

Список используемых источников

таможенная стоимость платеж импортный

Введение

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выиграли в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не только запасы нефти или газа, подземные кладовые черных или цветных металлов, плодородные почвы или густые леса, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Доступ же к мировым ресурсам научно-технической информации и новых технологий как условия развития собственных возможностей в этих областях обеспечивается активным участием страны в системе международных экономических и научно-технических связей.

Способствовать российской экономики в мировое хозяйство призваны таможенное дело и таможенная политика России. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности. Только высокоорганизованное таможенное дело страны, ее продуманная и сбалансированная таможенная политика могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.

Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной процедурой в таможенной практике.

Практическое применение таможенного тарифа, эффективность мер тарифного регулирования , их согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения во многом предопределяется теми правилами, котрорые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза заинтересованы как государства-члены таможенного союза, так и коммерческие круги. Так в бюджете значительная доля его доходной части формируется за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов значение правил налогообложения ввозимых товаров- это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.

Целью данной курсовой работы стало изучение проблемы определения таможенной стоимости как основы исчисления таможенных платежей.

Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию методов определения таможенной стоимости товаров и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов.

1. Понятие и экономическая сущность таможенной стоимости товаров

.1 Содержание и основное функциональное назначение таможенной стоимости при регулировании импортных операций

При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных пошлин.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а налоговой базой для их исчисления является таможенная стоимость и (или) их количество. Наиболее распространённым видом ставок таможенных пошлин является адвалорный, который начисляется в процентах именно к таможенной стоимости облагаемых товаров. Кроме того, следует отметить немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета. По данным Заключения Счётной палаты РФ по результатам прошедшего 2010 года доля таможенных пошлин и сборов в структуре доходной части государственного бюджета составила 38.1 % [9], а за период с января по сентябрь текущего 2011 года - 38.9 % по данным Министерства финансов РФ [17].

Отсюда вытекает немалое значение таможенных пошлин, выполняющих фискальную функцию, а следовательно, и определения таможенной стоимости. Для начала хотелось бы разобраться, что же вообще такое таможенная стоимость, какова её экономическая сущность и цели её определения.

Таможенная стоимость - это стоимость товара, определённая исходя из международных договоров между участниками Таможенного союза при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза, а при его вывозе - на основании законодательства страны-участницы Таможенного союза [11].

Таможенная стоимость является некой налоговой базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорной ставке, сбора за таможенное оформление товаров, а также основным элементом налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость и акциза по адвалорной ставке для подакцизных товаров [23].

В состав таможенной стоимости помимо цены товара включаются все дополнительные издержки экспортёра, комиссионные, брокерские, транспортно-экспедиторские и иные виды расходов, которые подтверждаются соответствующими документами при таможенном оформлении.

В таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию. Таким образом затраты на перевозку, например, отдельно следующего багажа (контейнера) не учитываются при определении стоимости ввозимых товаров [23]. Кроме того, таможенная стоимость не должна включать суммы любого внутреннего налога, применяемого в стране происхождения или экспорта, от уплаты которого ввезенный товар был освобожден или был или будет освобожден путем возмещения ранее уплаченных сумм налога [1].

Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании.

Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

При отсутствии документов и сведений, подтверждающих таможенную стоимость или в случае несогласия с заявленной стоимостью, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

В случае использования ценовой информации, таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.

Среди основных целей определения таможенной стоимости можно выделить:

определение расчётной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза), а вследствие и регулирование движения товаров через таможенную границу;

сбор статистических данных относительно состояния, тенденций и динамики внешней торговли государства-члена Таможенного союза для целей ведения внешнеэкономической и таможенной статистики;

формирование платёжного баланса страны-участницы Таможенного союза.

1.2 Изменения в механизме определения таможенной стоимости в Таможенном Союзе

Нормативная правовая база Российской Федерации по таможенной стоимости состоит из двух частей. Первая включает акты Таможенного союза и охватывает такие вопросы, как определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза; декларирование, контроль, корректировка таможенной стоимости. Но вопросы определения таможенной стоимости вывозимых товаров отнесены пока к компетенции национального законодательства и решаются в каждом государстве - члене Таможенного союза самостоятельно. В России это регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации". В настоящее время в Правительство представлен проект порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

1.2.1 Поправки в Соглашение

Основным документом, регламентирующим определение таможенной стоимости ввозимых товаров, является Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение). Оно было разработано раньше Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), но вступило в действие одновременно с ним. В связи с тем что в ТК ТС используются несколько иные термины и определения, чем в Соглашении, возникла необходимость внести изменения в это Соглашение. Был разработан Протокол о внесении поправок в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008. Протокол одобрен в целом Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 октября 2011 г. N 95 и сейчас проходит процедуру подписания в рабочем порядке. Протокол подлежит ратификации сторонами, но будет применяться временно с момента подписания. Я не вижу оснований для изменения правоприменительной практики после подписания этого Протокола, а также в связи с вступлением России в ВТО, потому что само Соглашение было разработано на основе российского Закона о таможенном тарифе, который, в свою очередь, создавался на базе Соглашения о применении статьи УП ГАТТ/ВТО. Разработка этих документов совпала с процедурой вступления России в ВТО, когда проводилась экспертиза всех наших нормативных актов, в том числе по таможенной стоимости. Мы были обязаны привести все нормативные акты в соответствие с международными нормами.

Протокол привел терминологию Соглашения в соответствие с ТК ТС, были возвращены названия методов определения таможенной стоимости (в Соглашении указывались только номера статей, что на практике оказалось очень неудобным), узаконены номера методов, то есть теперь можно официально ссылаться не только на названия методов, но и на номера. Также исправлены некоторые недочеты. Так, Законом было установлено, что методы определения таможенной стоимости применяются и при предварительном декларировании, и аналогичную норму российская сторона предлагала включить в Соглашение, однако наши коллеги из РБ и РК не очень поняли эту фразу, она была снята для простоты прочтения. Но практика показала, что ее надо включить в Соглашение и в ТК ТС, потому что, как только эти документы вступили в действие, стали поступать вопросы: какие использовать методы определения таможенной стоимости при предварительном декларировании? Теперь эту норму включили.

Еще один важный момент - Протокол наделил Комиссию ТС (Евразийскую экономическую комиссию - ЕЭК) правом принимать решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров. Из-за отсутствия этой нормы возникает много проблем в части обеспечения единообразного понимания и применения методов определения таможенной стоимости товаров, особенно в сложных, нестандартных ситуациях, поскольку ведомства не уполномочены давать разъяснения и рекомендации по вопросам определения таможенной стоимости, хотя такие вопросы поступали все время от таможенников и участников ВЭД. Сейчас такие полномочия получает КТС (ЕЭК), и она может принимать соответствующие решения по разъяснению методов определения таможенной стоимости. Эта норма также разработана для реализации материалов компендиума по таможенной стоимости (то есть международных правил, документов, которые разрабатываются Всемирной таможенной организацией, объединенных в т.н. компендиум; страны - члены ВТО должны их использовать, потому что они направлены на обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости). Эти международные документы применяются странами путем издания соответствующих национальных правовых актов. Решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. N 604 утвержден План работы по подготовке ряда первоочередных документов по таможенной стоимости в развитие Соглашения, которые в том числе разъясняют применение методов определения таможенной стоимости товаров. На сегодня разработаны проекты 8 документов, они рассматриваются белорусскими и казахстанскими коллегами. То есть начало такой работе положено, и она будет продолжаться.

Также планируется внедрить вид документа, содержащий рекомендации по применению установленных Соглашением методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в сложных (типизированных) ситуациях, при которых не совсем ясно, как определять таможенную стоимость, какой применить метод. На примере такой типовой ситуации разъясняется, как это делать. У нас есть опыт подготовки индивидуальных разъяснений по запросам участников ВЭД, но, поскольку они носят неединичный характер, целесообразно это делать в виде обобщенных документов, доступных всем заинтересованным лицам.

Еще одна разъясняющая норма добавлена в текст Соглашения. Случается, что часть товаров повреждена или имеет место недопоставка. Сразу встает вопрос: а какой метод определения таможенной стоимости применять? На практике, как правило, таможня отказывается от применения первого метода. Но логичнее, если пришло не то количество товаров, но цена за единицу товара не меняется, остаться в рамках первого метода, пропорционально изменив стоимость ввезенных товаров в соответствии с их фактическим количеством. Эта норма вытекает из логики метода, но на практике ее почему-то боялись применять и использовали другие методы определения таможенной стоимости.

В связи с требованиями со стороны ВТО дать более подробные разъяснения, как проводится анализ стоимости сделки между взаимосвязанными лицами, в Протокол включены соответствующие положения. Четко выделено, что есть два варианта проверки: первый - с помощью проверочных величин, второй - на основе анализа ситуации, рассмотрения того, какие расходы объективно существуют между взаимосвязанными, а какие между невзаимосвязанными лицами.

Еще одна новая норма устанавливает требования к проверкам стоимостных данных в иностранных государствах. Когда возникает необходимость, например, проверить счет, который был представлен иностранным продавцом, для проведения проверки необходимо его предварительное согласование между компетентными органами соответствующих стран. На мой взгляд, она носит больше теоретический характер и существенно на практику не повлияет. И немного была подкорректирована ст. 11, которая касается отложенного определения таможенной стоимости. Здесь тоже вопрос терминологии - были высказаны замечания, что в законодательстве нет понятия "процедура отложенного определения таможенной стоимости", поэтому был введен этот термин.[29]

.2.2 Планируемые изменения

Кроме международного соглашения есть документы, которые также отнесены к законодательству (ст. 3 ТК ТС), хотя процедура их принятия по сравнению с международными договорами проще, - это решения Комиссии ТС. По вопросам таможенной стоимости товаров примером такого нормативного правового акта является Решение КТС от 20.09.2010 N 376, которым установлены Порядки декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости. Учитывая полномочия по принятию таких решений в области таможенной стоимости, которыми наделяется КТС в соответствии с Протоколом, нормативная правовая база по таможенной стоимости будет постоянно развиваться и совершенствоваться.

В настоящее время ведется работа над тем, чтобы попытаться объединить две формы, которые используются для внесения корректировки сведений, заявленных в таможенной декларации (КТС и КДТ). Если эта работа будет доведена до конца, то придется вносить изменения в документы, касающиеся порядка контроля и корректировки таможенной стоимости, так как в них затрагиваются вопросы использования формы КТС. Возможно, несколько изменится и сама форма.

Что касается внесения изменений в декларацию, бывают разные ситуации, например есть чисто технические изменения, когда можно внести исправление без всяких последствий для участника ВЭД. Основанием для процедуры корректировки таможенной стоимости, как она понимается в ТК ТС и в решениях Комиссии ТС, является выявление факта нарушения таможенного законодательства, недостоверного определения таможенной стоимости. В результате мы меняем таможенную стоимость и заново должны ее определить, соответственно, должны внести соответствующие изменения в таможенную декларацию. Но эта процедура влечет существенные юридические и финансовые последствия для декларанта, поэтому внесение изменений в ГТД имеет несколько иной характер, чем просто исправление грамматической ошибки, например. Эти две процедуры не разведены, и наш порядок корректировки, видимо, останется, поскольку из всех оснований (причин) внесения изменений в декларацию это особый случай, связанный исключительно с выявлением факта нарушения таможенного законодательства.

Мы будем разрабатывать документы по Решению Комиссии ТС N 604, разъясняющие применение всех методов определения таможенной стоимости. В частности, это специальный документ по процедуре или порядку проверки влияния взаимосвязанности лиц на стоимость сделки. По методам разъяснения подготовлены проекты разъяснений по 2-, 3- и 4-му методам. Готовится еще один документ, касающийся понятия "правила ведения бухгалтерского учета". По Соглашению данные бухучета, на основе которых в ряде случаев определяется таможенная стоимость товаров, должны соответствовать общепринятым правилам ведения бухгалтерского учета в соответствующей стране: в случае 5-го метода - это правила страны производства ввозимых товаров, а в случае 4-го метода - правила ведения бухучета в стране назначения.

Кроме того, завершается работа по внесению изменений в порядок декларирования о таможенной стоимости, в связи с тем что сначала на уровне Таможенного союза была унифицирована только форма декларации таможенной стоимости ДТС-1, форма ДТС-2 оставалась в каждой стране своя. Но потом решено было унифицировать форму ДТС-2. Эта работа завершена, но с вводом единой формы ДТС-2 есть определенные проблемы, поскольку необходимо разрабатывать новые программные продукты. Поэтому вначале планировали введение в действие единой формы ДТС-2 с 1 января 2012 г., теперь этот срок отодвинут на 1 апреля 2012 г.

Также подготовлены проекты двух документов, касающихся определения таможенной стоимости поврежденных товаров и незаконно ввезенных товаров, - сейчас они рассматриваются экспертами сторон. Более серьезная работа проделана в отношении поврежденных товаров: расширяется сфера действия этого документа, предметом регулирования являются не только товары, поврежденные вследствие аварии, действия непреодолимой силы, но и ситуации, которые у нас раньше назывались "несоответствие товаров по количеству и (или) качеству условиям контракта", то есть случаи пересортицы, недопоставки, перепоставки. Мы планируем усилить практическую направленность этих документов, дать примеры из практики, чтобы облегчить их практическое применение и таможенниками, и участниками ВЭД.[29]

.2.3 Практические вопросы



2. Система методов определения таможенной стоимости в Таможенном Союзе

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Соглашением «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 г. и производится путём применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров:

по стоимости сделки с ввозимыми товарами,

по стоимости сделки с идентичными товарами,

по стоимости сделки с однородными товарами,

методом вычитания стоимости,

методом сложения стоимости,

резервным методом.

В качестве основного метода определения таможенной стоимости широко используется первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). В случаях, когда основной метод применить нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.

Итак, рассмотрим более подробно методы определения таможенной стоимости.

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами [4].

Под таможенной стоимостью ввозимого товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ТС, т.е. сумма всех платежей, подлежащих уплате продавцу.

При определении таможенной стоимости товара, в цену сделки включаются следующие расходы, при условии, если они не были ранее в неё включены:

расходы по доставке товара на единую таможенную территорию ТС (стоимость транспортировки, погрузки или разгрузки, страховая сумма);

расходы, понесённые покупателем (брокерские и комиссионные вознаграждения, стоимость многооборотной тары, стоимость упаковки);

часть стоимости товаров или услуг, которые были представлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для производства и продажи конечных товаров (сырье, материалы, детали, инструменты, штампы, формы, дизайн, эскизы, чертежи);

лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

часть дохода продавца от любой последующей перепродажи, передачи или использования оцениваемых товаров.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможенной территории ТС;

платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию ТС.

Нужно отметить, что включение понесённых расходов или платежей в цену сделки осуществляется только при следующих условиях:

есть документальное подтверждение этих расходов или платежей;

они не включены в цену товара; они оплачиваются покупателем.

Среди случаев невозможности применения метода 1 при определении таможенной стоимости, а следовательно, применение метода 2, можно выделить следующие:

сведения о таможенной стоимости, предоставленные декларантом, не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными;

присутствие сделки, не предусматривающеё собой передачу права собственности на товары от продавца к покупателю за определённое вознаграждение (подарки, бесплатные образцы и т.д.); такие сделки не будут расцениваться как продажа;

установлена взаимозависимость участников сделки.

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами [4].

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путём использования стоимости сделки идентичных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу 1.

Идентичные товары - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству, репутации на рынке, стране происхождения, производителю; возможны незначительные изменения во внешнем виде (размер, этикетка, цвет).

В случае обнаружения нахождения различий в расстоянии перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта на основании статистической информации производится корректировка таможенной стоимости (КТС) идентичных товаров, учитывающая различия в коммерческом уровне продаж и в количестве товаров. Такая корректировка производится на основании сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки, вне зависимости от того, приводил она к увеличению либо снижению стоимости сделки с идентичными товарами.

В том случае, если выявлено более одной сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости применяется самая низкая из них.

При отсутствии каких-либо сведений о сделках с идентичными товарами метод 2 не может быть использован, а следовательно, применяется один из последующих методов.

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами [4].

Таможенной стоимостью по данному методу является стоимость сделки с однородными товарами, проданными и ввезёнными на единую таможенную территорию ТС в тот же либо соответствующий ему период времени, но не ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров.

Однородные товары - неодинаковые, но со схожими характеристиками товары, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми. Кроме того, однородные товары должны совпадать с оцениваемыми по стране производства.

Для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров должна использоваться стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и в тех же количествах, что и оцениваемые товары.

Если таких продаж не было выявлено, то используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах.

В случае обнаружения нахождения различий в расстоянии перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта на основании статистической информации производится корректировка таможенной стоимости (КТС) идентичных товаров, учитывающая различия в коммерческом уровне продаж и в количестве товаров.

В том случае, если было выявлено более одной сделки с однородными товарами, то при определении таможенной стоимости применяется самая низкая из них.

Метод вычитания стоимости [4] применяется при невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методам 1-3.

Если оцениваемые товары либо идентичные, либо однородные им товары продаются на единой таможенной территории ТС без изменения своего первоначального состояния, в качестве основы определения таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой он продаётся наибольшей партией не позднее 90 дней с даты их ввоза участнику сделки, который не является взаимосвязанным с продавцом. Из цены единицы товара вычитаются следующие суммы:

расходы на выплату вознаграждений агенту (надбавка на прибыль, общие расходы связанные с продажей ввозимых товаров того же класса и вида на территории ТС);

расходы на транспортировку, страхование, организацию погрузочных, разгрузочных работ, понесённые на территории ТС;

таможенные платежи.

В рамках данного метода рассматриваются лишь продажи, предназначенные для внутреннего потребления, осуществленные на территории ТС.

При несоблюдении условий применения данного метода расчёта таможенной стоимости применяется следующий метод.

Метод сложения стоимости [4]

При применении данного метода основой расчёта является расчётная стоимость товаров, которая определяется путём сложения:

стоимости материалов, включая издержки, понесённые изготовителем в связи с производством оцениваемых товаров;

сумм прибыли, коммерческих и управленческих расходов, эквивалентных той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для дальнейшего вывоза на таможенную территорию ТС;

иных расходов, определённых на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителю и подтверждённых коммерческими документами производителя.

В соответствии с установленными международными нормами, ни одна из сторон не может потребовать от нерезидента предоставить доступ к его учетной документации или счетам с целью определения таможенной стоимости [12]. В этом и заключается сложность применения метода 5.

Кроме того, следует отметить, что таможенный орган оставляет за собой право проверки подлинности документов и заявленных в них сведений, которая производится таможенными органами в соответствии с международными договорами и общепринятыми принципами и нормами международного права.

Резервный метод [4].

Иногда возникают ситуации, когда ни один из вариантов определения таможенной стоимости не может быть использован. Чаще всего это случаи, когда товары ввозятся временно или не перепродаются в стране-импортёре, либо в случаях, когда изготовитель неизвестен или отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом. В таких случаях и применяется метод 6, который предусматривает определение таможенной стоимости оцениваемых товаров на основе данных, имеющихся на территории ТС, путём использования методом, совместимых с принципами и положениями Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС» от 25 января 2008 г.

Данный метод предполагает, что таможенная стоимость в максимально возможной степени должна основываться на ранее определённых таможенных стоимостях. При этом таможенная стоимость товаров не должна быть определена на основе:

цены товара на внутреннем рынке товаров, произведённых на территории ТС;

системы, предусматривающей принятие более высокой альтернативной стоимости;

цены товара на внутреннем рынке страны его вывоза;

цены товаров, поставляемых из страны вывоза на территорию третьих стран;

минимальной таможенной стоимости;

произвольной либо фиктивной стоимости товара.

При определении таможенной стоимости по методу 6 можно использовать:

прейскуранты цен;

каталоги с подробным описанием товара;

предложения цен по поставкам товаров на территорию ТС;

биржевые котировки;

различные статистические данные по общепринятым уровням комиссионных, скидок, прибыли, тарифах на транспорт;

При применении данного метода определения таможенной стоимости товаров таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, подробный расчёт, произведённый на их основе.



3. Влияние таможенной стоимости товаров на величину таможенных платежей

.1 Факторы, влияющие на изменение таможенной стоимости

На величину таможенной стоимости прямое влияние оказывают:

мировые и государственные тенденции социально-экономической конъюнктуры;

ставки таможенных пошлин;

рисковое поведение участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов;

содержание и качество процедур определения и контроля таможенной стоимости;

механизм управления процессом формирования ставки таможенной пошлины;

процедуры определения и контроля таможенной стоимости.

Ключевым индикатором стоимостных рисков выступает отклонение от среднего индекса таможенной стоимости (ИТС) по различным группам товаров. Обычно полагают, что при отклонении ИТС на 30% от средней по региону деятельности РТУ имеет место риск заявления недостоверных сведений о величине таможенной стоимости товара. Пороговое значение отклонения ИТС может изменяться в зависимости от поставленных целей.

При этом в результате проведенных КТС общая сумма фактических доначислений таможенных платежей в федеральный бюджет в 2008 г. составила 13504,42 млн. руб. Ниже приведена структура доначислений таможенных платежей в федеральный бюджет в 2008 г. по результатам проведения корректировок таможенных стоимостей (млн. руб.) [13]:

Северо-западное таможенное управление - 3720.66

Дальневосточное таможенное управление - 3236.53

Центральное таможенное управление - 2713.99

Южное таможенное управление - 1872.81

Таможни непосредственного подчинения - 675.31

Уральское таможенное управление - 582.55

Сибирское таможенное управление - 401.11

Приволжское таможенное управление - 301.46

Судя по приведённым данным сумма доначисленных платежей в регионе ведения Южного таможенного управления составляет 13.87 % в общей структуре доначисленных платежей по восьми таможенным управлениям, что является достаточно существенной долей. И в результате выявления этой существенности можно провести анализ товаров, подпадающих в область риска по Южному таможенному управлению, в результате которого можно выявить возможные доначисления таможенных платежей по наиболее часто декларируемым позициям товаров.

Товары, попадающие в область риска ЮТУ за период с 01.04.08г. по 19.04.08г

Наименование товараКод ТН ВЭДПоказатели по таможнеПоказатели по ЮТУВозможные доначисле-ния платежей, долл.Вес нетто, кгСтат. стоимость, долл.ИТС, долл./кгВес нетто, кгСтат. Стои-мость, долл.ИТС, долл./кгдвигатели840734100025 46478 6753,0959 316295 9524,99-14 418прочие сеялки843230190010 57717 1441,6213 05257 1744,38-5 517свежие гвоздики060310200021 69627 8461,2860 727113 3521,87-4 550прочие устройства для разбрызгива-ния84248199005 25016 9913,249 69056 9135,87-4 115валки для прокатных станов845530100010 71413 8471,2974 376201 7592,71-3 012ткани прочие54076130004 2008 7912,1111 55650 4564,37-2 829прочие полуприцепы87163980029 5506 0250,6337 13053 8821,45-2 334прочие тягачи87012090187 6009 9291,3145 23596 2912,13-2 225прочие седельные тягачи87012090187 50010 8281,4445 23596 2912,13-1 847плитка прочая690890210027 4836 3160,23206 56879 2850,38-1 472б\у полуприцепы87163980029 1308 6840,9537 13053 8821,45-1 360экструдеры84772000003 5007 1762,0512 35040 9223,31-1 054мебель94013010005 0967 2441,4217 98638 9142,16-815Итого:45548

Как мы видим, в результате неправильного заявления таможенной стоимости в федеральный бюджет РФ не поступило 45.5 тыс. дол. лишь от одного таможенного управления и всего за 18 дней. Сумма достаточно существенна. В результате не было построено десятков объектов инфраструктуры, что, конечно же, замедляет темпы экономического и социального развития государства.

3.2 Судебная практика

В арбитражный суд Иркутской области поступило дело о признании решения о корректировке таможенной стоимости незаконным от ООО "Восточно-Сибирская инновационная компания" к Иркутской таможне.

Суд в ходе рассмотрения дела установил:

ООО "Восточно-Сибирская инновационная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 30.11.2010г. Ангарского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости.

Определением суда от 18 апреля 2011 г. ненадлежащий ответчик - Ангарский таможенный пост по ходатайству заявителя заменен на надлежащего - Иркутскую таможню (далее - таможенный орган, таможня, ответчик).

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, указав на то, что ответчиком безосновательно не принята заявленная декларантом (Обществом) таможенная стоимость, определенная по стоимости сделки с ввозимыми товарами, также таможней неправомерно самостоятельно определена таможенная стоимость по резервному методу.

Представители ответчика против удовлетворения требования возразили, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:

Во исполнение контракта от 17.06.10г. № WW100617, заключенного ООО "Восточно-Сибирская инновационная компания" (Покупатель) с Компанией с ограниченной ответственностью Бажоуши Синхуан Фурнитуре, КНР, заявителю 25.08.2010 поставлено 30 тонн товар согласно транспортной накладной от 25.08.2010 г.

.09.10 г. заявителем в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Ангарского таможенного поста Иркутской таможни подана грузовая таможенная декларация № 10607020/090910/0002541, контракт от 17.06.10 г. № WW100617 (далее - Контракт), счёт-проформа от 26.07.2010 г., упаковочный лист от 26.07.2010 г., спецификация от 26.07.2010 г., таможенная экспортная декларация. В декларации таможенной стоимости (ДТС-1) декларант определил таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимым товаром.

В связи с непринятием таможней заявленной декларантом стоимости товара, Обществу направлено уведомление от 10.09.2010 г. о предоставлении дополнительных документов.

Запрашиваемые документы представлены Обществом 30.09.2010. совместно с ГТД № 10607020/300910/0002697.

При оценке достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками в результате сравнения и анализа заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что уровень контрактной стоимости значительно ниже уровня ценовой информации имеющейся в распоряжении таможни, а также стоимости на аналогичные товары.

Таможенным органом после рассмотрения ГТД № 1060720/181010/0002906 заявителю вручено уведомление от 18.10.2010 г. о предоставлении в срок до 26 ноября 2010 г. документов, подтверждающих условия поставки, структуру таможенной стоимости, наличие косвенных платежей, соответствие структуры таможенной стоимости фактическим обстоятельствам сделки, а также сведения, необходимые для проведения сравнительного анализа стоимости оцениваемых товаров с идентичными.

Кроме того, предложено внести обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 22340.36 руб., оформить бланк КТС.

.10.2010 г. заявителем в целях обеспечения таможенных платежей перечислены денежные средства, 1 ноября 2010 г. товар был выпущен.

.11.2010 г. в связи с не поступлением запрашиваемых документов в таможенный орган, Ангарским таможенным постом принято решение о корректировке таможенной стоимости, согласно которому Обществу предложено определить таможенную стоимость по методу 6 на базе 3, и представить соответствующие документы (КТС, ДТС) в таможенный орган.

В связи с тем, что Общество в добровольном порядке не скорректировало стоимость и не представило документы ответчику, 08.12.2010 г. таможенный орган самостоятельно путём оформления КТС-2 скорректировал таможенную стоимость товара по методу 6 на базе 3 (по стоимости сделки с однородными товарами). В качестве источника для её определения использована ценовая информация, содержащаяся по таможенным декларациям №№1070350/011010/0004014, 1012610/090810/0013251, что отражено в декларации таможенной стоимости формы ДТС-2 от 23.04.2010 г. и соответствующих формах корректировки таможенной стоимости. Заявителю были доначислены таможенные платежи в определённом размере.

Заявитель, не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости, обратился в суд с заявлением.

При сравнительном анализе заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией выявлено, что таможенная стоимость товара № 1 оценена Обществом в 1.5 руб. за кг., в то время как средняя цена на однородные товары по данным ФТС - 4.88 руб. за кг., до данным СТУ - 4.03 руб. за кг.; товар № 2 оценен Обществом в 2.79 руб. за кг., в то время как средняя цена на однородные товары по данным ФТС - 5.44 руб. за кг., до данным СТУ - 4.69 руб. за кг.

Таким образом можно вычислить таможенные платежи, которые не были уплачены в результате недостоверного заявления декларантом таможенной стоимости товаров.

Известно, что ставка таможенной пошлина составляет 23 %, товар является неподакцизным, НДС составляет 10 %.

По данным Общества:

Товар № 1

ТП = ТПА + Тсб + Н = 10350 + 500 + 1085 = 11935 (руб.)

ТПА = ТС * ставка пошлины = 1.5 * 30000 * 23% = 10350 (руб.)

Тсб = 500 (руб.)

Н = (Тсб + ТПА) * ставку налога = (500 + 10350) * 10% = 1085 (руб.)

Товар № 2

ТП = ТПА + Тсб + Н = 19251 + 500 + 1975.1 = 21726.1 (руб.)

ТПА = ТС * ставка пошлины = 2.79 * 30000 * 23% = 19251 (руб.)

Тсб = 500 (руб.)

Н = (Тсб + ТПА) * ставку налога = (500 + 19251) * 10% = 1975.1 (руб.)

По данным СТУ:

Товар № 1

ТП = ТПА + Тсб + Н = 27807 + 500 + 2830.7 = 31137 (руб.)

ТПА = ТС * ставка пошлины = 4.03 * 30000 * 23% = 27807 (руб.)

Тсб = 500 (руб.)

Н = (Тсб + ТПА) * ставку налога = (500 + 27807) * 10% = 2830.7 (руб.)

Товар № 2

ТП = ТПА + Тсб + Н = 32361 + 500 + 3286.1 = 36147.1 (руб.)

ТПА = ТС * ставка пошлины = 4.69 * 30000 * 23% = 32361 (руб.)

Тсб = 500 (руб.)

Н = (Тсб + ТПА) * ставку налога = (500 + 32361) * 10% = 3286.1 (руб.)

По данным ФТС:

Товар № 1

ТПА = ТС * ставка пошлины = 4.88 * 30000 * 23% = 33672 (руб.)

Тсб = 500 (руб.)

Н = (Тсб + ТПА) * ставку налога = (500 + 33672) * 10% = 3417.2 (руб.)

Товар № 2

ТП = ТПА + Тсб + Н = 37536 + 500 + 3803.6 = 41839.6 (руб.)

ТПА = ТС * ставка пошлины = 5.44 * 30000 * 23% = 37536 (руб.)

Тсб = 500 (руб.)

Н = (Тсб + ТПА) * ставку налога = (500 + 37536) * 10% = 3803.6 (руб.)

Итак, по проведённым расчётам можно сделать вывод о разнице между уплаченными таможенными платежами по заявленной Обществом таможенной стоимости (в качестве минимального уровня) и данным, имеющимся у ФТС. Получается, что ввозя товары по более низкой таможенной стоимости Общество уклоняется от уплаты (37589.2 + 41839.6) - (11935 + 21726.1) = 79428.8 - 33661.1 = 45767.7 руб., что достаточно существенно на фоне уже уплаченных таможенных платежей.

Возвращаясь к иску ООО"Восточно-Сибирская инновационная компания" к Иркутской таможне, что арбитражным судом Иркутской области в удовлетворении заявленных требований о признании корректировки таможенной стоимости незаконным было отказано полностью, т.к. сведения Иркутской таможни были обоснованны и документально подтверждены.

Заключение

Таможенная стоимость - это стоимость товара, определённая исходя из международных договоров между участниками Таможенного союза при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза, а при его вывозе - на основании законодательства страны-участницы Таможенного союза.

Таможенная стоимость является некой налоговой базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорной ставке, сбора за таможенное оформление товаров, а также основным элементом налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость и акциза по адвалорной ставке для подакцизных товаров.

Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.

Цели определения таможенной стоимости:

определение расчётной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза), а вследствие и регулирование движения товаров через таможенную границу;

сбор статистических данных относительно состояния, тенденций и динамики внешней торговли государства-члена Таможенного союза для целей ведения внешнеэкономической и таможенной статистики;

формирование платёжного баланса страны-участницы Таможенного союза.

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Соглашением «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 г. и производится путём применения одного из шести методов:

)по стоимости сделки с ввозимыми товарами,

)по стоимости сделки с идентичными товарами,

)по стоимости сделки с однородными товарами,

методом вычитания стоимости,

)методом сложения стоимости,

) резервным методом.

В качестве основного метода определения таможенной стоимости широко используется первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). В случаях, когда основной метод применить нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.

Важность правильного заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза заключается в том, что при перемещении через таможенную границу партий товаров, хоть и небольших, не исключено недобросовестное отношение декларантов к определению таможенной стоимости перемещаемых товаров. В результате государство терпит существенные убытки в виде непополнения федерального бюджета. Ведь следует помнить, что основной приток средств в государственный бюджет происходит в результате деятельности таможенных органов. В результате государство недополучает денежные средства и не может полноценно развиваться в дальнейшем.

Список используемых источников

Соглашение ГАТТ 1947 г.

Таможенный кодекс Таможенного союза

Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376

Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25 января 2008 г.

Соглашение «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров» от 12 декабря 2008 г.;

Соглашение «О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости» от 12 декабря 2008 г.

Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1://www.abc.informbureau.com/ - Экономический словарь://www.ach.gov.ru/ru - Счётная Палата РФ://www.alleng.ru/ - Всем, кто учится://www.arivist.ru - Аривистика: интеллектуальное обслуживание грузопотоков://www.customsexpert.ru/ - Таможенный бизнес-каталог://www.dissercat.com/ - Электронная библиотека диссертаций://www.femida.info/ - Законодательство РФ://www.grandars.ru/ - Энциклопедия экономиста://www.gtk-s.ru/ - Группа компаний «ГТК-С»: таможня, доставка, сертификация://www.info.minfin.ru - Министерство финансов РФ, официальный сайт://www.juristlib.ru - Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб»://www.mcfr.ru/ - Международный центр финансово-экономического развития://www.rg.ru/ - Российская Газета://www.ru.wikipedia.org/ - Википедия - свободная энциклопедия://www.sigma-soft.ru/ - Сигма-Софт - таможенной оформление и ж/д логистика://www.tamognia.ru - Таможня.ру: таможенный правовой портал://www.tks.ru/ - Всё о таможне://www.vch.ru/ - Виртуальная таможня://www.vedomosti.ru/ - ВЕДОМОСТИ - деловая газета://www.vedtrans.ru/ - Таможенный брокер://www.vuzlib.net/ - Экономико-правовая библиотека

Протокол от 23 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года»

Похожие работы на - Методы определения таможенной стоимости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!