Корректировка таможенной стоимости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,35 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Корректировка таможенной стоимости

Введение

Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется ее интеграцией в мировое хозяйство, присоединением России к Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

«В этих условиях ожидается снижение ставок импортных таможенных пошлин по некоторым товарам, что неизбежно повлечет снижение поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации».

Обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей остается стратегической целью деятельности таможенных органов Российской Федерации. Плановый показатель по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет остается основным показателем деятельности ФТС России.

В условиях вступления России в ВТО, возникает вопрос: каким образом компенсируется снижение ставок ввозных таможенных пошлин? Выделено два механизма, первый из которых - увеличение физического объема ввоза иностранных товаров.

Другим механизмом обеспечения полноты взимания таможенных платежей является контроль над достоверностью заявляемой таможенной стоимости, как следствие этого - проведение корректировки таможенной стоимости. Известно, что достоверное заявление таможенной стоимости товаров влияет на объемы таможенных платежей, так как таможенная стоимость является базой для их исчисления. Поэтому именно контроль и последующая корректировка таможенной стоимости может стать основным механизмом обеспечения полноты взимания таможенных платежей в условиях присоединения России к ВТО. Проведение своевременной корректировки таможенной стоимости также необходимо для предотвращения «снижения эффективности таможенно-тарифной политики» из-за недостоверного декларирования. Этими факторами определяется актуальность выбранной темы.

Цель работы - определить назначение и порядок осуществления корректировки таможенной стоимости товаров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Выявить суть, назначение и основания корректировки таможенной стоимости товаров;

.        Определить значимость контроля таможенной стоимости для принятия решения о корректировки;

.        Изучить порядок проведения корректировки таможенной стоимости;

.        Охарактеризовать документальное оформление корректировки таможенной стоимости.

Предмет исследования - порядок осуществления корректировки таможенной стоимости товаров; объект - корректировка таможенной стоимости.

Методологической основой для написания работы послужила система общетеоретических методов и приемов научного познания, анализа, синтеза, сравнения и обобщения информации.

Основной теоретической базой работы стали нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок определения таможенной стоимости товаров, порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости, действия должностных лиц таможенных органов при проведении проверки правильности осуществления данных процедур. При написании работы также были использованы учебники и учебные пособия, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций, аналитические доклады ФТС России, а также Интернет - ресурсы.

Вопросам таможенной оценки, включая контроль и корректировку таможенной стоимости, посвящены работы ученых, экономистов, специалистов таможенных органов: В.Е. Новикова, Э.П. Купринова В.М. Рутгайзера, В.Г. Свинухова, Л.А. Бондарь, В.А. Шамахова, В.В. Радаева и др. Совершенствованию контроля таможенной стоимости были посвящены диссертационные работы А.В. Деточки, Е.О. Смитиенко.

Исследования некоторых из перечисленных авторов (например, Л.А. Бондарь, В.А. Шамахова, А.В. Деточки, Е.О. Смитиенко) были использованы при написании данной работы. Следует отметить, что в недостаточной степени исследованными остаются вопросы организации контроля и корректировки таможенной стоимости как целостной системы. Кроме этого, несмотря на обширные исследования в области совершенствования контроля таможенной стоимости, проблема заявления недостоверных сведений по таможенной стоимости не теряет своей актуальности, что подтверждается «значительными расхождениями в стоимостных характеристиках оформляемых товаров, по данным зеркальной статистики стран-экспортеров и информации центральной базы данных ФТС России». Эти факторы стали определяющими при выборе темы для написания курсовой работы.

Основные цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка источников информации и приложений.


1. Таможенная стоимость товаров и её корректировка: теоретический аспект

.1 Понятие и причины введения корректировки таможенной стоимости

Общие положения о таможенной стоимости товаров зафиксированы в главе 8 (ст. 64 - 69) Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). В соответствии со ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. Таким международным договором является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

«Таможенная стоимость товаров вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза» [1, c. 63]. В России таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 №191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

В процессе изучения источников информации по данной теме было выявлено, что корректировка таможенной стоимости (далее - КТС) после создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана регулируется Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Также этому вопросу посвящена 8 глава ТК ТС, причем отдельная статья (ст. 68) описывает именно процесс КТС.

Выявлено, что «в ранее действовавшем Таможенном кодексе РФ вопросы корректировки таможенной стоимости вообще не упоминались». Достаточно конкретно описан процесс определения таможенной стоимости в Федеральном законе от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Также Комиссией Таможенного союза издано специальное решение от 29 сентября 2010 года №376, регламентирующее контроль и КТС.

Следует отметить, что само понятие таможенной стоимости в ТК ТС и других нормативно-правовых актах четко не определено. Конкретное определение данного термина на законодательном уровне может варьироваться в зависимости от того или иного метода определения таможенной стоимости. Поэтому будет целесообразно дать общее обозначение таможенной стоимости. Итак, таможенная стоимость - это та стоимость, которая используется при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в целях таможенного обложения. Отсюда можно выделить основную функцию таможенной стоимости - быть «налогооблагаемой базой на основании цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате» [11, c. 121].

«Таможенная стоимость ввозимых товаров является налогооблагаемой базой для расчета:

-        таможенной пошлины по адвалорной ставке;

-        акциза и НДС, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза» [11, c. 122].

«Таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин». Причем, если при вывозе товаров у декларанта не возникает обязанность по уплате таможенных платежей, то таможенная стоимость не определяется и не заявляется.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем «путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов».

Декларант указывает таможенную стоимость ввозимых (вывозимых) товаров либо в Декларации на товары, либо в специальной форме декларации - Декларации таможенной стоимости, которая бывает 4 форм: ДТС-1 и ДТС-2 применяются для заявления таможенной стоимости ввозимых товаров; ДТС-3 и ДТС-4 - для заявления таможенной стоимости вывозимых товаров. «ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары».

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС в следующих случаях:

если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных платежей;

если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных платежей;

если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, эквивалентной 10000 (десяти тысячам) долларов США, за исключением многоразовых поставок в рамках одного договора, а также повторяющихся поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного получателя по различным договорам;

если в соответствии с п. 2 ст. 64 ТК ТС при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно;

если товары освобождаются от обложения таможенными платежами.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основной предпосылкой введения КТС является именно тот факт, что таможенная стоимость определяется самим декларантом или таможенным представителем, а таможенные органы обязаны проверить правильность и достоверность декларирования таможенной стоимости, и в случае несоответствия - осуществить ее корректировку. Причин КТС может быть множество, от технической ошибки до намеренного введения в заблуждение таможенного органа. В случае КТС товаров таможенным органом ДТС заполняется уполномоченным лицом таможенного органа.

1.2 Основания для корректировки таможенной стоимости и ее назначение

корректировка таможенный правовой стоимость

В настоящее время проблема, связанная с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров, является одной из наиболее серьезных. Поэтому возникает необходимость проведения таможенными органами контроля заявленной декларантом таможенной стоимости.

Исходя из действующего таможенного законодательства при проведении контроля таможенной стоимости, возможны два окончательных решения: о ее принятии или о КТС. Более подробно процедура контроля таможенной стоимости рассмотрена в первом параграфе второй главы.

В соответствии со ст. 68 ТК ТС КТС может производиться как до, так и после выпуска товаров, «если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости» [1, c. 65].

При этом в п. 6 ст. 112 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» четко оговорен перечень оснований, по которым принимается решение о проведении КТС до выпуска товаров:

-        выявление повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений фактическим сведениям;

-        выявление несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;

-        выявление технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости;

-        поступление новых документов, значительно изменяющих таможенную стоимость товара, путем уточнения или дополнения его характеристик;

-        выявление необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости;

-        выявление некорректного выбора основы для расчета таможенной стоимости.

Таким образом, лишь при наличии очевидного несоответствия сведений, заявленных в декларации (фактического или документального), таможенный орган имеет право провести корректировку до выпуска товаров.

В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (ст. 69 ТК ТС) «с целью убедиться в том, что заявляемая таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, как указано в п. 4 ст. 65 ТК ТС». Следовательно, должностному лицу таможенного органа необходимо убедиться в достоверности и документальной подтвержденности информации.

К признакам недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров относятся:

-        «выявленные с использованием системы управления рисками (СУР) риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;

-        установленные несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом;

-        более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

-        более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

-        более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

-        наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров;

-        наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.)».

Решение о проведении дополнительной проверки должно быть вынесено в течение одного рабочего дня. Срок проведения дополнительной проверки исчисляется со дня принятия решения о проведении дополнительной проверки до дня принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров. Таким образом, результаты дополнительной проверки являются основанием для принятия решения о КТС, если в процессе ее проведения был выявлен хотя бы один признак недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

«Корректировка таможенной стоимости производится после выпуска товаров если:

-        при принятии решения по таможенной стоимости товара, выпущенного с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены;

-        при принятии решения по таможенной стоимости товара, выпущенного без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, если по результатам контроля таможенной стоимости принято решение о проведении корректировки и довзыскании или возврате таможенных платежей;

-        при выявлении после выпуска товара ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости;

-        при выявлении в ходе проведения таможенного и валютного контроля после завершения таможенного оформления товара дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, не известных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении таможенной стоимости товара и при расчете подлежащих уплате таможенных платежей;

-        в связи с исполнением вступивших в законную силу решений судебных органов, вынесенных по искам о признании неправомерными решений таможенных органов и их должностных лиц о корректировке таможенной стоимости товара, а также по результатам рассмотрения жалоб вышестоящими таможенными органами».

Таким образом, общим основанием для КТС «может быть только неопровержимое доказательство того, что:

-        сведения, использованные декларантом, являются недостоверными;

-        эти сведения нельзя количественно определить;

Возникает вопрос: что считать документально подтвержденными сведениями? Само понятие «документально подтвержденные сведения» не разъяснено ни в одном нормативном документе. Неясно, какие сведения следует считать подтвержденными документально, а какие - нет.

Выявлено, что должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, при проверке подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений в соответствии со ст. 111 ТК ТК не обладает какими-либо специальными полномочиями, позволяющими доказать недостоверность заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости.

Доказательством недостоверности заявленных сведений может служить оригинальный договор, инвойс или экспортная таможенная декларация с реальной стоимостью ввозимого товара. Указанные документы можно получить только путем направления международных запросов и только с помощью правоохранительного блока.

«Международные запросы подготавливаются и направляются в соответствии с Приказом ФТС России от 9 декабря 2011 г. №2490 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок». В результате запроса можно получить оригинальные товаротранспортные документы (экспортные таможенные декларации, инвойсы, договоры), подтверждающие факты представления при декларировании недостоверных документов, следовательно, факт занижения таможенной стоимости».

«В рекомендациях Всемирной таможенной организации по контролю таможенной стоимости отмечается, что различие между декларируемой таможенной стоимостью и ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, не является надежным индикатором возможных рисков занижения таможенной стоимости и основанием для сомнения в достоверности и точности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, а уже тем более не может служить в качестве аргумента для корректировки таможенной стоимости».

Декларант может оспорить решение должностного лица таможенного органа о КТС при предъявлении документов, подтверждающих достоверность заявленной таможенной стоимости, либо в судебном порядке.

Следует отметить, что КТС производится последовательно от первого метода определения таможенной стоимости к последнему. Кроме того, при определении таможенной стоимости любым методом требуется не просто найти сведения о стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, а необходимо представить конкретные договор, инвойс, платежные документы, на основании которых такая сделка была совершена.

Итак, задекларированная таможенная стоимость тщательно проверяется при прохождении таможенного оформления: источником информации для проверки правильности и достоверности заявленной таможенной стоимости служат как данные, указанные в декларации, так и информация, которой располагают таможенные службы. Если она оказывается (или кажется) заниженной для таможни, в действие вступает необходимость ее корректировки.

Таким образом, КТС - это комплекс мероприятий, направленных на исправление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенную союза. КТС может производиться как до, так и после выпуска товаров, как по инициативе декларанта, так и по решению таможенного органа.

Основания для корректировки таможенной стоимости различаются в зависимости от того, до или после выпуска принимается решение о корректировке. Общим основанием для корректировки таможенной стоимости является доказательство того, что сведения, использованные декларантом, являются недостоверными, либо заявленные сведения не подтверждены документально.

Было выявлено основное назначение КТС - пересчет таможенной стоимости товара, указание достоверных сведений о таможенной стоимости в целях защиты национальных интересов государства и эффективности пополнения доходной части федерального бюджета от взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.


2. Порядок осуществления корректировки таможенной стоимости товаров

.1 Контроль таможенной стоимости товаров и принятие решения о корректировке

В соответствии со ст. 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР).

Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 №459 «О Федеральной таможенной службе» устанавливает, что ФТС России разрабатывает порядок контроля таможенной стоимости совместно с Министерством финансов РФ.

Как указывает Л.А. Бондарь, контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза «представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров, правильности избранного метода определения таможенной стоимости и расчета ее величины» [23, c. 290].

Следует также отметить, что контроль таможенной стоимости товаров является «объектом специальной таможенной статистики». Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей (под таможенными целями в этом случае понимаются: усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением совершения таможенных операций и т.п.).

Результаты проведения контроля таможенной стоимости товаров, а также результаты проведения дополнительной проверки являются основополагающими для принятия решения о КТС. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» устанавливает порядок контроля таможенной стоимости.

Так, в соответствии с этим Решением, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа при контроле таможенной стоимости товаров, производится по результатам использования СУР.

Каким образом используется СУР в механизме контроля таможенной стоимости? Очевидно, что с учетом существующих объемов товарооборота, таможенные органы не в состоянии проводить полноценную проверку таможенной стоимости в отношении каждой поставки товаров, поскольку «данная контрольная процедура является достаточно длительной, сопряжена с объективными трудностями получения достоверной информации и требует зачастую применения специальных средств и методов». В связи с этим принятие решений должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости во многом предопределяется функционированием СУР.

Следует отметить, что «использование риск-менеджмента в организации таможенного контроля является стандартом мировой практики, нормативно закрепленным в гл. 6 Киотской конвенции, и предполагает оптимальное распределение сил и средств таможенных органов, концентрацию внимания на наиболее важных и приоритетных направлениях работы (областях повышенного риска). Правовая природа СУР основана на сборе и анализе информации об объектах таможенного контроля, выявлении характерных признаков возможных и выявленных правонарушений, а также последующей систематизации, группировке и формализации данных сведений с учетом комплекса мер, которые необходимо принять должностному лицу для обеспечения соблюдения таможенного законодательства».

«Применительно к контролю таможенной стоимости в России СУР используется для оценки достоверности заявляемой декларантами таможенной стоимости».

«При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:

-        по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях;

-        о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;

-        полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;

-        полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;

-        полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний».

Контроль таможенной стоимости, как упоминалось ранее, может проводиться должностным лицом таможенного органа как до, так и после выпуска товаров.

До выпуска товаров контроль таможенной стоимости проводится в сроки, указанные в ст. 196 ТК ТС - не позднее срока выпуска товаров, т.е. «не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации» [1, c. 138].

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости должностное лицо принимает решение:

-        о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;

-        о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Решение о принятии таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом путем проставления соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (или декларации на товары). После этого таможенная декларация с отметкой таможенного органа возвращается декларанту.

Итак, «в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товара, уполномоченное лицо таможенного органа:
         - делает запись «ТС подлежит корректировке» в ДТС;

обосновывает принятое решение о неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров или неправомерности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;

предлагает декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или определить ее с использованием другого метода».

Решение о КТС товаров оформляется согласно приложению №1 к Порядку с проставлением соответствующей отметки в декларации и доводится до декларанта (см. Приложение 1). Форма решения заполняется в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, другой направляется декларанту. В этом случае декларант обязан осуществить корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные платежи, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров.

В случае если декларантом до истечения срока выпуска товаров не осуществлена КТС товаров и не уплачены скорректированные таможенные платежи, «таможенный орган отказывает в выпуске товаров (п. 2 ст. 68 ТК ТС)».

Что касается контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, то он проводится в сроки, указанные в ст. 99 ТК ТС - «в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем» [1, c. 83].

При обнаружении в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о КТС товаров и доводит его до сведения декларанта. Решение о корректировке таможенной стоимости принимается также согласно приложению №1 к Порядку с проставлением соответствующей отметки в декларации и доводится до декларанта (см. Приложение 1).

«В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товара, уполномоченное лицо таможенного органа:

аннулирует указанную декларантом таможенную стоимость и производит запись «ТС подлежит корректировке» с обоснованием принятого решения и предложением декларанту произвести пересчет таможенной стоимости;

направляет декларанту копию листа ДТС или ДТ с записью «ТС подлежит корректировке»;

устанавливает декларанту сроки необходимые для прибытия в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости, а также дату проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

При получении уведомления о необходимости корректировки таможенной стоимости, декларант предоставляет ответное письменное решение в таможенный орган:

с уточнением структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода или ее определением с использованием другого метода;

с несогласием уточнения заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода или определения ее с использованием другого метода, с обязательным указанием причин такого отказа».

Декларант осуществляет КТС товаров путем представления в таможенный орган надлежащим образом заполненных декларации таможенной стоимости и формы КТС и таможенных платежей, а также уплачивает таможенные платежи, исчисленные с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.

Если декларантом не осуществлена КТС товаров или такая корректировка осуществлена неправильно, то КТС осуществляется должностным лицом таможенного органа. В этом случае должностное лицо таможенного органа заполняет ДТС, форму КТС и направляет декларанту соответствующие их экземпляры не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Обратимся теперь к проблемным моментам осуществления контроля таможенной стоимости. Контроль таможенной стоимости практически полностью унифицирован странами Таможенного союза. При этом не всегда удается осуществлять его полноценно.

«В связи с развитием информационных технологий и возможностей электронного документооборота изменились подходы к осуществлению таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Развитие электронных технологий идет синхронно с требованиями по сокращению сроков проведения таможенных операций. При этом электронное декларирование и электронный контроль становятся штатным режимом работы таможенных органов».

В настоящее время для полноценного контроля таможенной стоимости должностному лицу таможенного органа необходимо проанализировать значительный объем документов и сведений, представляемых декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Сжатые сроки проверки таможенной декларации и значительный объем документов и сведений не позволяют осуществлять полноценный контроль таможенной стоимости. Поэтому основными подходами к повышению контроля таможенной стоимости становятся оптимизация и упрощение действующей технологии контроля таможенной стоимости товаров, автоматизация контроля таможенной стоимости товаров, а также комплексная оценка рисков занижения таможенной стоимости товаров и др.

В первую очередь внедрению новых подходов к контролю таможенной стоимости и их автоматизации способствует электронное декларирование, обязательное предварительное информирование и передача коммерческих и транспортных документов в электронном и формализованном виде.

Кроме того, «основным направлением совершенствования контроля таможенной стоимости является развитие информационного обмена с таможенными службами иностранных государств».

2.2 Процедура корректировки таможенной стоимости

Общие положения о КТС представлены в ст. 68 ТК ТС. В этой же статье установлено, что КТС и пересчет подлежащих уплате таможенных платежей, а также сроки их уплаты осуществляются в порядке и по формам, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза. В частности, процедура КТС регламентирована Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»

В соответствии с этим Решением КТС товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:

-        по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;

-        по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров.

КТС

КТСКК включает в себя:

-        расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в ДТС;

-        отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных платежей в форме КТС и таможенных платежей.

«При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным».

При заполнении КТС пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена Таможенного союза производится по курсу, действующему на день регистрации таможенной декларации.

При осуществлении декларантом КТС до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КТС, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных платежей производится декларантом в срок, не превышающий срок выпуска товаров, т.е. «не позднее 1 рабочего дня» [1, c. 138].

Если корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется таможенным органом, то таможенный орган производит расчет скорректированной таможенной стоимости товаров в ДТС, а также заполняет форму КТС. Второй экземпляр направляется декларанту.

Обращение декларанта о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров составляется в произвольной форме, с обоснованием необходимости такой корректировки, указанием регистрационного номера декларации на товары и перечня прилагаемых документов.

Существуют случаи, когда обращение декларанта о КТС не принимается:

-        декларант обратился в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного ст. 99 ТК ТС, т.е. по истечении 3 (трех) лет;

-        декларантом не выполнены требования по представлению обращения о КТС (например, не представлены документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, либо не представлены электронные копии ДТС и КТС)

После получения обращения от декларанта о КТС, должностное лицо таможенного органа принимает соответствующее решение:

-        при согласии таможенного органа с КТС товаров, осуществленной декларантом, оформляется путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС;

-        при несогласии таможенного органа с КТС, осуществленной декларантом, оформляется путем уведомления в письменной форме декларанта о несоблюдении декларантом требований таможенного законодательства Таможенного союза с указанием причин несогласия.

Следует отметить, что основные меры по таможенному контролю после создания Таможенного союза направлены на пост-контроль товаров, и поэтому в законодательстве четко регламентированы процессы КТС после выпуска товаров, как по инициативе декларанта, так и по инициативе таможенного органа.

«Ранее при предоставлении декларантами затребованных таможенниками дополнительных сведений и документов предельный срок их предоставления составлял 45 дней. В настоящее время этот срок продлен до 60 дней. Ранее таможня обязана была принять решение по предоставленным документам за 3 рабочих дня. Сейчас у сотрудников таможенных органов имеется 30 дней на изучение документов. Сокращены сроки уведомления декларантов и принятия ими решений по утвержденной таможенным органом корректировке. Ранее срок прибытия декларанта для продолжения процесса корректировки составлял 45 дней, после чего в течении трех дней могли проводиться консультации и еще в течении 15 дней декларанты уплачивали пошлины. Сейчас же 10 дней оставляется на доставку документов от таможенного органа до декларанта и самому декларанту отведено только 5 рабочих дней, в течение которых он обязан оформить необходимые документы и уплатить скорректированные (доначисленные) таможенные платежи.

Таким образом, общий срок всей процедуры корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров сокращен со 114 до 105 дней. При этом 60 дней, в течение которых декларант собирает документы, и те 30 дней, после окончания которых должно быть принято решение таможня может использовать для проведения собственных проверочных мероприятий, отправляя и получая запросы из различных организаций и учреждений. Итогами этих действий должны стать юридически безупречные основания для принятого решения по корректировке стоимости».

Вследствие этого можно констатировать факт, что таможенная служба получила больше полномочий при проведении корректировок после выпуска товаров. Вероятно, причиной этого послужила неутешительная для таможенных органов судебная практика по КТС. «Из всех споров, которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2012 г., доля дел, касающихся корректировки таможенной стоимости, составила 35%. Иными словами, каждый третий спор связан с корректировкой таможенной стоимости товаров».

Сделан вывод, что способствовать более эффективному осуществлению КТС будет четкое отслеживание трансграничного перемещения денежных средств и закрытие каналов незаконного вывода валюты, финансирующего «серый» импорт». В докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС на 2010-2012 годы была зафиксирована еще одна мера: усиление контроля за достоверностью декларирования товаров, реализации которой способствовало осуществление:

-        «работ по обеспечению принятия таможенными органами объективных и обоснованных решений при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

-        контроля за оборотом подакцизных товаров;

-        двусторонних консультативных встреч специалистов таможенных органов Российской Федерации и стран - контрагентов с целью сопоставления данных статистики внешней торговли».

Также ряд экспертов (А.В. Агапова, Р.И. Васильев и другие) предлагает довольно оригинальный способ решения вопросов о КТС. Суть его состоит в отмене понятия таможенной стоимости и назначении твердых среднеконтрактных цен, исходя из которых, и будут взиматься таможенные платежи. При этом уровень стоимость может регулироваться сколь угодно часто. Например, «по аналогичной схеме построена уплата таможенных пошлин за экспорт сырой нефти. Правительство РФ просто регулярно устанавливает сумму, которую каждый экспортер обязан уплатить при вывозе одной тонны сырой нефти».

Таким образом, сделан вывод о том, что в законодательстве четко регламентирован порядок осуществления КТС, рассмотренный выше, однако необходимо принять меры, способствующие эффективному проведению данной процедуры.

2.3 Документальное оформление корректировки таможенной стоимости

Отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных платежей фиксируется в форме КТС и таможенных платежей, утвержденных Комиссией Таможенного союза. Форма КТС состоит из основного листа КТС-1 и добавочных листов КТС-2.

При КТС или при выпуске товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей одного наименования используется форма КТС-1.

В дополнение к основному листу при КТС двух и более наименований товаров, декларируемых в одной Декларации на товары, используются формы КТС-2, в каждом из которых могут указываться сведения по двум наименованиям товара.

Форма КТС заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в таможенном органе и используется для таможенных целей, второй возвращается декларанту (таможенному представителю).

Правила заполнения граф КТС соответствуют правилам заполнения соответствующих граф Декларации на товары с учетом особенностей и утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Должностное лицо таможенного органа заполняет графы А, С, Д основного и добавочных листов КТС.

При заполнении КТС в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров графы КТС заполняются с учетом особенностей, например:

Графа 1. «Тип корректировки».

В правом подразделе указывается код из второго подраздела графы 1 декларации на товары.

В левом подразделе указывают шестизначный цифровой код по схеме:

, где


ЭЛЕМЕНТ 1 отражает этап, на котором заполняется КТС:

- до выпуска товаров;

- при принятии решения по результатам дополнительной проверки;

- после выпуска товара.

ЭЛЕМЕНТ 2 отражает причины составления КТС:

Первый знак отражает признак корректировки основы для расчета таможенной стоимости товаров (данные раздела «А» ДТС-1):

- изменения отсутствуют;

- опечатки, арифметические ошибки, в том числе из-за неправильного применения курса валюты, повлиявшие на величину таможенной стоимости (далее - технические ошибки);

- неправильно выбраны метод определения таможенной стоимости товаров либо основа для расчета таможенной стоимости (далее - методологические ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости, а также при одновременном выявлении методологических и технических ошибок;

Второй знак отражает признак корректировки дополнительных начислений к основе для расчета таможенной стоимости:

- изменения отсутствуют;

- технические ошибки;

- методологические ошибки, а также при одновременном выявлении технических и методологических ошибок;

Третий знак отражает признак корректировки величины затрат, разрешенных к вычету из основы для расчета таможенной стоимости товаров:

- изменения отсутствуют;

- технические ошибки;

- методологические ошибки, а также при одновременном выявлении технических и методологических ошибок;

Четвертый знак отражает признак обстоятельств, послуживших основанием для составления КТС:

- несоответствие фактического количества и (или) качества товаров количеству товаров, заявленному в декларации на товары, и (или) качеству товаров, предусмотренными условиями внешнеэкономической сделки;

- результаты проверки документов и сведений или камеральной таможенной проверки;

- результаты выездной таможенной проверки;

- информация налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов;

- иные основания для корректировки таможенной стоимости товаров.

ЭЛЕМЕНТ 3 отражает принятое таможенным органом решение:

- о проведении дополнительной проверки;

- о принятии по результатам дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров;

- о принятии вновь определенной (скорректированной) таможенной стоимости товаров.

Если цифровой код различен для товаров, таможенная стоимость которых корректируется, левый подраздел графы 1 не заполняют - цифровой код типа корректировки для каждого товара указывают в графе без номера, расположенной слева от графы 46.

Так, например, заполнение КТС с проставлением кода «1/0000/1» в графе 1 бланка КТС свидетельствует о согласии лица внести обеспечение уплаты таможенных платежей и произвести выпуск товара, а не о согласии скорректировать таможенную стоимость.

Как упоминалось в предыдущих параграфах, при декларировании товаров декларант помимо Декларации на товары заполняет ДТС. В случае осуществления выпуска товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей (временная (условная) оценка товара), в графе «ДЛЯ ОТМЕТОК ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА» первого листа ДТС должностным лицом таможенного органа делается надпись «ТС уточняется».

После этого декларант самостоятельно заполняет бланк КТС. Это еще не окончательная КТС. Кроме того, данное обстоятельство не свидетельствует о согласии декларанта с проведением корректировки таможенной стоимости товаров.

Условный выпуск товаров оформляется, если декларантом внесено обеспечение уплаты таможенных платежей при корректировке, когда сама КТС еще не осуществлена.

На основании вышеизложенного выделены группы документов, оформляющие КТС и выпуск товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей.

Так, документами, оформляющими временную (условную) оценку товара, являются:

1.      Декларация на товары с оттиском штампа «Выпуск разрешен»;

2.      ДТС с отметкой таможенного органа «ТС уточняется»;

.        Бланк КТС с цифровым кодом в графе «Тип корректировки» «1/0000/1»;

4.      Документ, подтверждающий внесение обеспечения уплаты таможенных платежей (например, платежный документ);

К документам, подтверждающим КТС, относятся:

1.      ДТС, заполненная при декларировании товаров с отметкой таможенного органа «ТС подлежит корректировке»;

2.      КТС, заполненная при корректировке таможенной стоимости;

Итак, решение о КТС принимается по результатам проведения контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров. Цель контроля таможенной стоимости - проверка соблюдения декларантом правильности выбора метода определения таможенной стоимости товаров, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Декларант осуществляет КТС самостоятельно, в случае, если им не осуществлена корректировка, либо осуществлена неверно, КТС проводит должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о корректировке. Так как ТК ТС базируется на Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), то сроки проведения контроля таможенной стоимости были сокращены, что способствует неполному и недостаточно эффективному проведению процедур по контролю таможенной стоимости товаров. В связи с этим были выявлены пути совершенствования контроля таможенной стоимости: оптимизация и автоматизация контроля таможенной стоимости на основе электронного декларирования, переход на электронные формы передачи информации, а также развитие взаимодействия с таможенными органами иностранных государств также на базе электронных технологий.

Выявлено, что для уточнения расчета таможенной стоимости применяются две специальные процедуры: КТС и временная (условная) оценка товара. Основными формами документального оформления данных процедур являются формы КТС-1 и КТС-2, которые могут заполняться как самим декларантом (в случае согласия с корректировкой), так и должностным лицом таможенного органа.

КТС является одним из самых распространенных случаев несогласия таможенных органов с указанными декларантом сведениями о товаре. Эта же процедура приводит к возникновению значительной части судебных процессов с участием таможенных органов.

Заключение

Итак, основным механизмом обеспечения полноты взимания таможенных платежей является контроль таможенной стоимости и ее последующая корректировка. Результаты проведения дополнительной проверки или контроля таможенной стоимости товаров являются основополагающими для принятия решения о корректировке таможенной стоимости.

Выявлено, что при заполнении декларации на товары декларант или таможенный представитель самостоятельно указывает таможенную стоимость, которая затем проверяется таможенным органом: источником информации для проверки правильности и достоверности заявленной таможенной стоимости служат как данные, указанные в декларации, так и информация, которой располагают таможенные службы. Если указанная декларантом таможенная стоимость оказывается определенной неверно, то возникает необходимость ее корректировки. Причем, корректировка таможенной стоимости может производиться как до, так и после выпуска товаров, как по инициативе декларанта, так и по решению таможенного органа.

Основное назначение корректировки - проведение расчета величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в ДТС, а также отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных платежей в форме КТС и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2), которые являются основными оформляемыми документами при корректировке.

Таким образом, корректировка таможенной стоимости является неотъемлемым действием таможенных органов по внесению изменений в размер таможенной стоимости товаров с заполнением соответствующих форм документов, при наличии условий, существенно влияющих на размер заявленной таможенной стоимости.

Список источников информации

1.   Таможенный кодекс Таможенного союза по сост. на 2011 год. - М.: ООО «Рид Групп», 2011. - 224 с.

2.      Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (в ред. Протокола от 23.04.2012). [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». - URL: base.consultant.ru/

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: www.garant.ru

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 №450 (ред. от 16.05.2012) «О структурах и форматах электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: www.garant.ru

.        Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2013 // КонсультантПлюс: Высшая школа: учебное пособие. - Вып. 19. - 1 DVD-ROM.

.        Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 №459 (с изм. от 31.01.2012) «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. - М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2013 // КонсультантПлюс: Высшая школа: учебное пособие. - Вып. 19. - 1 DVD-ROM.

.        Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 №191 «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: www.garant.ru

.        Приказ ФТС России от 14.02.2011 №272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров» [Электронный ресурс] // Правовой портал «Таможня.ру». - URL: www.tamognia.ru/

.        Агапова А.В. Проблемные вопросы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров на современном этапе / А.В. Агапова // Право и экономика. - 2012. - №5. // [Электронный ресурс]. - М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2013 // КонсультантПлюс: Высшая школа: учебное пособие. - Вып. 19. - 1 DVD-ROM.

.        Андреева Е.И. Методология требует усовершенствования / Е.И. Андреева, Г.И. Кушнер // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2012. - №9. // [Электронный ресурс]. - М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2013 // КонсультантПлюс: Высшая школа: учебное пособие. - Вып. 19. - 1 DVD-ROM.

.        Вакорин Д.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие // Д.В. Вакорин, Е.А. Вакорина. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. - 252 с.

.        Васильев Р.И. Использование системы управления рисками в механизме контроля таможенной стоимости (правовой аспект) / Р.И. Васильев // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - №3 // [Электронный ресурс]. - М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс»

Похожие работы на - Корректировка таможенной стоимости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!