Жилищная политика и проблемы ее реализации в экономике РБ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жилищная политика и проблемы ее реализации в экономике РБ

Введение

Жилье является одним из главных оснований бытия человека, его жизнедеятельности. Для того чтобы вести здоровый образ жизни, полноценно трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания человек должен иметь, прежде всего, жилье, доступ к ресурсам: социальным, экономическим, политическим, духовных и др., позволяющим ему вести достойное существование. Без учета данных факторов любые реформы, в том числе и жилищная обречены на провал. Этим, в первую очередь обусловлена актуальность темы курсовой работы

Потребность людей в достойном жилье является одной из главных социальных потребностей, ее удовлетворения является приоритетными направлениями развития любой страны и политики государства на современном этапе.

Жилищная политика как социальное явление, как часть процесса современных преобразований в обществе осуществляется с большими трудностями и сопровождается нередко не спрогнозированным тяжелейшим кризисом, охватывая все сферы реформируемой социальной жизни.

Жилищная политика во все времена и во всем мире была одной из самых сложных, социально-противоречивых и социально-приоритетных проблем. В период сложившегося в настоящее время кризиса в стране очень тяжело заранее спрогнозировать развитие жилищной политики. Хотя это необходимо для того, чтобы исключить негативные последствия, трудности в разрешении жилищных вопросов. Отсутствие прогноза затрудняет решение проблемы жизнедеятельности людей, зависящих от жилищно-бытовых условий. Таким образом, анализ жилищной политики. Как одной из форм социальной политики усиливает актуальность данной проблематики.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики, а в частности жилищной политики ее проблем и реализации в экономики Республики Беларусь.

Для достижения цели необходимо выполнение ряда задач:

¾      изучить сущность и виды социальной политики;

¾      изучить и проанализировать формы и методы реализации жилищной политики в странах с развитой рыночной экономикой;

¾      проанализировать основные приоритеты, проблемы и перспективы жилищной политики в Республике Беларусь.

Предметом исследования является жилищная политика, как одна из важнейших составляющих социальной политики проводимой государством.

Объектом исследования является определение форм и методов проведения жилищной политики в мировой практике, а также определение и анализ приоритетов, перспектив и проблем жилищной политики Республики Беларусь.

При написании курсовой работы была изучена отечественная и зарубежная литература, периодика, а также научные статьи по тематике курсовой работы. В основу написания курсовой работы положены научные труда таких авторов как Долгов Ю.В. «Зарубежный опыт государственной поддержки в рамках жилищной политики», Крамкова Т.В. «Строительство жилья и жилищная политика Швейцарии» и др.

1. Социальная политика: сущность и виды

Макроэкономическое равновесие весьма не простое явление, тем не менее оно не конечная цель экономики и общества в целом.

Экономика неразрывно связана с людьми, с человеком. Без человека она невозможна и бессмысленна, так как именно человек - главный фактор и конечная цель экономики.

Однако связи и независимости экономики и человека оказалось достаточно завуалированным и запутанным историей их развития. Они опосредованы целым рядом явлений и процессов, это привело к ставшему традиционным утверждением: максимизация производимой товарной массы и максимизация прибыли - это ведущая роль общества.

Однако изменившиеся реалии современной жизни, глобальные обострения ряда жизненных проблем - экологических, социальных, проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, более современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее в современном мире не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.

В широком смысле социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики. Непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой.

К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населения и материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика - это совокупность принципов, норм и методов, используемых государства для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [Лутохина, с. 199]

Социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. [Зенькова, с. 246]

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

Основные задачи социальной политики является:

¾      повышение благосостояния;

¾      улучшение условий труда и жизни людей;

¾      осуществление принципов социальной справедливости. [Вечканов, с.175]

Основными направления социальной политики государства является:

¾      гарантирование членами общества минимального дохода;

¾      поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способности к трудовой деятельности;

¾      обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Социальная политика призвана выполнять следующие функции:

¾      стимулирование экономической активности населения;

¾      гарантия обеспечения минимального уровня жизни;

¾      стабилизация и поддержка социального мира и спокойствия;

¾      оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

Основными формами проявления социальной устойчивости служат:

¾      отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп;

¾      наличие и соблюдение социальных гарантий;

¾      надежность системы социальной защиты;

¾      доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры) и др.; [Лутохина, с. 198 - 199]

Общими принципами устойчивого развития, основы которых заложены в итоговых документах всемирной встречи на высшем уровне (Йоханнесбург, 2002г.), является:

¾      уровень человеческого развития есть мера зрелости общества и его социально-экономической политики;

¾      повышение благосостояния нации и преодоление бедности;

¾      приоритетное развитие системы здравоохранения, образования, науки и культуры как сферы духовной жизни общества;

¾      формирование эколого-ориентированной экономической системы;

¾      развитие социального партнерства и международного сотрудничества. [Лутохина, с. 199]

Нарушение, а тем более разрушение социальной устойчивости чревато самыми серьезными последствиями и для экономической системы (притом на всех уровнях), и для общества вплоть до ее распада.

Задача обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решить социальные политика государства. А при социальной ориентации экономической системы именно эта политика становится особенно важной и ответственной.

Цели социальной политики:

¾      достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

¾      обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

¾      гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

¾      переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семья, женщинам, детям и молодежи;

¾      нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;

¾      улучшение социальной инфраструктуры.

Функции социальной политики. К основным функциям социальной политики относят:

¾      стабилизация, т.е. приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

¾      поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

¾      гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;

¾      защитная, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Социальная политика строится на основе определенных принципов, главными из которых являются:

¾      социальное равенство членов данного общества, означающее равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.;

¾      социальная солидарность, имеющая исторически обусловленные особенности, но в целом означающая определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Ее структуру можно представить в виде единства шести основных звеньев:

¾      политика обеспечения занятости;

¾      политика регулирования доходов населения;

¾      политика социальных гарантий;

¾      политика социальной защиты;

¾      жилищная политика;

¾      политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. [Лутохина, с. 200]

Последняя структурная составляющая - новая в социальной политики, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

Все выше изложенное можно представить в обобщенном виде на рисунке 1.1:

Рисунок 1.1 - Социальная политика

К социальной политике и ее реализации существует два разных подхода.

Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода - свобода государства от социальной ответственности, главный минус - свобода общества от социальной устойчивости, что означает при современно несовершенно виде рыночной системы неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных. [Лутохина, с. 200]

Другой подход в отличие от первого можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социальной ориентированного подхода к социальной политике государство по сравнению с рыночным прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир - величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создаются условия не только для бесполярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, но и материальные условия для развития способностей как основы более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. [Лутохина, с. 200 - 201]

Именно такой новый тип работника нужно новому научно-информационному типу производства. Основное преимущество такого подхода - в обеспечении обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития.

Результаты того или иного подхода проявляются прежде всего в показателях уровня жизни населения страны, под которым понимают степень обеспечения населения материальными и социальными благами, необходимыми для жизни.

К таким показателя в основном относят:

¾      денежные доходы в расчете на душу населения

¾      реальные денежные доходы населения;

¾      номинальная начислена среднемесячная заработная плата работника;

¾      реальная начисленная заработная плата;

¾      средний размер начисленной пенсии (конец года);

В мировой практике разработана целая система социальных индикаторов, состоящая из четырех больших групп. Главными из которых являются индикаторы, служащие для оценки уровня жизни:

¾      денежные доходы населения и их динамика;

¾      реальные доходы и расходы на потребление;

¾      дифференциация реальных доходов по социальным группам населения;

¾      распространенность и глубина бедности. [5, с. 185]

Мировая статистика в последние годы активно использует индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, о котором ООН публикует данные по всем странам мира. Величина ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей в конкретной стране:

¾      ожидаемой продолжительности жизни;

¾      уровня образования;

¾      реального душевого ВВП.

В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объем и разную глубину.

Вывод: социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости.

Любая социальная политика направлена на достижение социальной устойчивостью, т. е. такого состояния социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

Основными целями социальной политики является развитие человеческого потенциала, достижение роста доходов населения, нормализация и улучшение демографической ситуации и др.

Социальная политика осуществляет ряд функций: стабилизирующую, поддерживающую, гарантирующую, защищающую и пр.

Структура социальной политики представлена теми областями, в которых она осуществляется: культура, наука, образование, здравоохранения, жилищная сфера и пр.

Для реализации социальной политики существует два основных подхода

¾      рыночный, предполагающий как бы общество в лице своего государства обязанного создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности, а следовательно, это ведет к получению дохода;

¾      социально-ориентированный, предполагающий, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать.

. Жилищная политика: формы и методы её реализации в странах с рыночной экономикой

Жилье является одной из первостепенных потребностей населения. Степень удовлетворенности потребности в жилье во многом предопределяет социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации.

При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государства проводит жилищную политику - часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

Жилищная политика представляет собой взаимосвязанную совокупность основных направлений и реализующих их законодательных, социальных, организационных, градостроительных, экономических мероприятий, предназначенных для реализации потребностей граждан в жилье. [2]

В августе 1999 г. в Венгрии состоялась конференция Европейской сети жилищных исследований (European Network for Housing Research - ENHR) по проблемам новой европейской политики в сфере городского и жилищного развития. Она явилась частью серии научных конференций по городским и жилищным проблемам, которые регулярно проводятся ЕNHR начиная с 1986 г.[13]

Конференция была проведена совместно с будапештским Столичным исследовательским институтом (Metropolitan Research Institute - MRI) и посвящена современным трансформационным процессам, происходящим в городах Европы, в особенности в странах Центральной и Восточной Европы. Пристально обсуждались инновационные процессы в таких важных сферах, как современная реструктуризация европейских городов, изменения в государственном и местном управлении жилищным фондом в странах Европейского Союза; проблемные районы и маргинальные группы населения в больших городах; финансирование жилищного строительства и выпуск жилищных ценных бумаг; трансформация арендного сектора в жилищной сфере. [13]

Например, в Англии, а в частности в Лондоне не существует единого рынка жилья. Специалисты выделяют 5 локальных рынков жилья на территории города:

¾      Центральный рынок - наиболее высокие цены, самая высокая доля жилья, арендуемого в частном секторе, небольшой размер квартир и маленькие односемейные домики. Эти качественные параметры жилья связаны с характеристиками населения, в котором большая доля домохозяйств, состоящих из одного человека, высокий процент населения с полной занятостью и жителей, занимающихся предпринимательством.

¾      «Перенаселенный дом» (Crowded House) примыкает на востоке к рынкам с наиболее высокими ценами, имеет большую долю жителей, получающих финансовую поддержку и проживающих на условиях социального найма, имеет самую высокую плотность населения и, соответственно, наибольшее количество перенаселенных жилых единиц. Одной из наиболее специфических характеристик населения является большая доля небелого населения, что влечет за собой также крайне низкое качество общего образования.

¾      «Благоприятный пояс» (Pleasant Crescent) - высокая доля населения с полной занятостью, высокие цены на жилье, больший размер жилых единиц, высокое качество общего образования, небольшое количество получателей пособий.

¾      «Пригородный Лондон» (Subburban London) - образует кольцо вокруг трех внутренних рынков. Самые низкие цены на жилье, хотя дома и имеют наибольший размер. Две трети населения проживают в собственных коттеджах или домах дачного типа. Самая большая доля стандартных домов, 66 % населения проживает в домах, находящихся в собственности проживающих. В составе населения самый большой процент детей и подростков, много получателей пособий.

¾      «Уединенный лиственный приют» (Leafy Retreat) - наиболее удаленный от центра район, где 80 % населения проживают в собственных уединенных коттеджах и дачах. Самые большие дома, наибольшее количество семей с детьми, цены выше, чем в «Пригородном Лондоне». [7]

Жилищный фонд Англии характеризуется строительством большого количества квартир с одной или двумя спальнями - они составляли 80 %.

Например, с 1999 г. в Германии проводится масштабная совместная программа федерального правительства и федеральных земель «Социальный город», направленная на комплексное оздоровление наиболее проблемных территорий в городах, включающее не только ремонт жилья, но и создание учебных и рабочих мест, проведение мероприятий по адаптации мигрантов, преодолению безработицы и других негативных явлений с привлечением общеевропейских, национальных, региональных и местных ресурсов в ходе создания социальных сетей и широкого привлечения граждан к решению проблем их районов и микрорайонов. [7]

В рамках данной программы в ряде микрорайонов Берлина был введен «менеджмент микрорайона» - стратегический принцип развития определенной части города, направленный на стабилизацию и улучшение условий жизни.

Непосредственно управление социальным жилищным фондом в основном осуществляется публичными, в том числе муниципальными, управляющими компаниями, однако в настоящее время все чаще ставится вопрос о том, является ли наличие таких компаний абсолютно необходимым. Их часто называют «столовым серебром», и во многих городских советах различные фракции (прежде всего, праволиберальной ориентации) требуют их продажи. Основным доводом является то, что, мобилизуя в процессе продажи жилищной компании (в имущество которой входит и земля) значительные ресурсы, муниципалитет таким образом может решить многие иные стратегические задачи жилищной сферы. [7]

Система государственной поддержки жилищного строительства во Франции базируется на предоставлении премий (субсидий) и льготных кредитов. И те и другие освобождаются от налогообложения. Как правило, используются сразу оба метода поддержки.

Система господдержки финансирования жилья в Германии ориентирована на два направления. Помимо поддержки населения государство субсидирует инвесторов, приобретающих жилье для дальнейшей сдачи в наем, в отличие от французской системы поддержки строителей. На практике господдержка выражается в предоставлении льготных ссуд для семей с ограниченными доходами. Выделяют два вида льготных ссуд - это суды первой и второй необходимости. [8]

Первые ориентированы на лиц с низкими доходами, вторые - на лиц со средними доходами. Для этого ежегодно устанавливается предельный доход семей, имеющих право на получение льготных ссуд.

Распределение льготных ссуд во Франции происходит по двум уровням. С одной стороны льготы предоставляются строителям социального жилья (жилья для социально незащищенных слоев населения). Необходимым условием здесь является соблюдение строителями определенных норм расценок, соответствие жилищных условий принятым стандартам и учет максимальных платежных возможностей будущих жильцов. Процентная ставка в этом случае устанавливается в районе 5%. [8]

С другой стороны - это ссуды для финансирования вступления граждан в право собственности. Особый интерес в этом направлении представляют льготные ссуды и жилищно-сберегательные ссуды.

Льготные ссуды предназначены для финансирования вступления в право собственности семей со скромными доходами. Как и в предыдущем случае, требуется соблюдение норм цены на жилье, жилищных условий и платежных возможностей семей. Семьи приобретатели также имеют право в отношении покупки, как и квартиросъемщики в отношении квартирной платы - на персональную жилищную площадь, которая уменьшает размеры их выплат. Процентная ставка в этом случае устанавливается на более низком уровне по сравнению с обычными ипотечными кредитами.

Жилищно-сберегательные ссуды выдаются всеми учреждениями вкладчикам, сделавшим предварительные сбережения (аналог ссудно-сберегательной модели ипотечного кредитования Германии).

Проценты, начисленные на эти сбережения, освобождаются от налогов. По окончании периода накопления (пять лет в случае жилищно-сберегательной программы, 18 мес. в случае жилищно-сберегательного счета) вкладчик имеет право на получение ссуды, размер которой пропорционален начисленным процентам. Право открывать такой счет предоставлено любому частному лицу независимо от возраста, даже каждому члену одной семьи.

Каждое лицо может иметь только один подобный счет. Однако максимальный размер ссуды составляет 400 тыс. фр. Процентная ставка по таким кредитам находится на низком уровне и не превышает 6%. Также вкладчик может рассчитывать на государственную премию в 10 тыс.фр. и на дополнительную премию [8].

Рассмотрим так же реализацию жилищной политики, как одной из элементов опциальной политик Швейцарии.

Швейцария является федеративной парламентской республикой, состоящей из 26 кантонов (государств). Из 7,7 млн человек населения 1,3, населения проживает в городах. При этом каждый пятый житель Швейцарии является иностранцем.

Лишь 35% швейцарцев имеют в собственности квартиры или иную недвижимость, в которых они проживают (самый низкий показатель в Европе), более 60% арендуют квартиры и дома. При средней месячной зарплате по стране 5674 шв. фр. средняя арендная плата за трехкомнатную квартиру составляет в кантоне Цюрих - 2030 шв. фр., Тичино - 1745 шв. фр., во франкоязычных регионах - 1950 шв. фр. [Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование № 4 (41), 2009г. Автор: Крамкова Т.В.]

Под жилищной политикой в Швейцарии принято понимать целый комплекс вопросов, в том числе:

¾      конституционное право граждан на жилище;

¾      территориальное планирование и зонирование территорий, рациональное использование земли и обустройство территорий для целей жилищного строительства;

¾      жилищное право, включающее вопросы найма жилья по контракту и гарантии прав арендаторов;

¾      земельный рынок и рынок жилой недвижимости;

¾      налоговая и социальная политика в жилищной сфере;

¾      доступ к ипотечным и иным кредитам и займам;

¾      создание благоприятной среды проживания;

¾      технические вопросы жилищного строительства (применение энергосберегающих технологий при строительстве жилья, новейшие технические решения, обеспечивающие доступность жилья и городской инфраструктуры для инвалидов, пожилых людей, других маломобильных групп населения) и т.д. [10]

В силу политического устройства и системы государственного управления особенностью Швейцарии является то, что роль государства в жилищной сфере проявляется, главным образом, не на уровне конфедерации, а на уровне кантонов и общин.

На уровне конфедерации устанавливаются общие правовые условия, позволяющие реализовать частную экономическую инициативу в жилищной сфере, осуществляется стимулирование строительства жилья, инвестиций и приобретения его в собственность (путем гибкой налоговой политики, предоставления займов, государственных гарантий, других форм непрямого финансирования), регулируются отношения между арендаторами жилья и арендодателями, в том числе вопросы арендной платы, устанавливаются общие требования к территориальному планированию и обустройству земельных участков для жилищного строительства, регулируются отношения в области охраны окружающей среды, экологической и энергетической политики. [10]

К полномочиям кантонов отнесено регулирование вопросов во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере жилищного обеспечения населения и строительства. Кантоны стимулируют строительство жилья для общественных нужд, в том числе предоставляют налоговые льготы, субсидии, займы, государственные гарантии, осуществляют земельную политику, принимают генеральные планы развития кантонов, устанавливают требования к использованию земель и строительству, участвуют в строительстве жилья, контролируют размер арендной платы за жилье в зданиях, построенных кантоном или публичными застройщиками при поддержке кантона, способствуют обеспечению жильем наименее защищенных слоев населения и т.д.

Согласно ст. 1 Закона о жилье и защите прав квартиросъемщиков (LGL) кантон Женева стимулирует строительство жилья для общественных нужд, а также стремится улучшить качество жилья в рамках и согласно критериям этого Закона. Для этого кантон:

¾      приобретает земельные участки, пользуясь правом первой руки и правом на экспроприацию, которые дает кантону этот Закон;

¾      стимулирует строительство жилья, не носящего коммерческий характер (предоставляет гарантии на ипотечные кредиты, займы с низкой процентной ставкой или без процентной ставки, субсидии, налоговые льготы, предоставляет, при наличии, земельные участки для строительства, оказывает помощь в их подготовке и оборудовании для строительства). Кантон может также использовать помощь и средства, которые дают кантонам федеральные законы и директивы;

¾      строит жилье при посредничестве организаций публичного права;

¾      контролирует качество жилищных построек и качество их окружения;

¾      поддерживает, в рамках устойчивого развития, проекты, использующие экологически чистые материалы. [10]

Поскольку институт нанимателей жилых помещений распространен в Швейцарии значительно шире, нежели институт собственников жилья, жилищные проблемы населения решаются, главным образом, посредством найма жилья на свободном рынке, а также в секторе жилья общественного использования (но лишь для тех категорий квартиросъемщиков, чей доход не превышает установленных параметров - «уровня входа»).

Основной проблемой в области обеспечения жильем в Швейцарии является нехватка свободных жилых помещений (в среднем по Швейцарии число таких помещений не превышает 1%, а в кантоне Женева - лишь 0,2%), а также связанный с этим рост арендной платы, нередко опережающий инфляцию.

Вследствие этого государственная стимулирование строительства нового жилья частными застройщиками, а также непосредственное участие в строительстве жилья общественного использования. Право стать нанимателем такого жилого помещения принадлежит гражданам с невысокими доходами, не имеющим дорогостоящего имущества, а также людям, чьи потребности не учитываются рынком (малоимущие граждане, пожилые люди, студенты, многодетные семьи, люди с ограниченными физическими возможностями и др.). [10]

В целом можно сказать, что жилищная политика Швейцарии направлена на обеспечения доступности найма жилищных помещений, в том числе частного жилищного фонда, для большинства нуждающихся в жилом помещении граждан путем поддержания умеренных цен на аренду жилых помещений.

Государство оказывает инвесторам поддержку в строительстве и реконструкции жилья, которое способно найти спрос у экономических слабых групп населения.

Главные субъекты государственной поддержки - строители жилья для общественных нужд (общественные фонды, жилищные кооперативы и др.). Жилье, построенное указанными субъектами, является более дешевым, чем жилье других инвесторов, что позволяет существенно снижать плату за его аренду для отдельных категорий граждан. Государство на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях поддерживает своим долевым участием создание и функционирование организаций, строящих жилье для общественных нужд, стимулирует их деятельность путем предоставления беспроцентных займов и займов с низкой процентной ставкой, субсидий, налоговых льгот, предоставления земельных участков по низким ценам, помощи в подготовке и оборудовании земельных участков для строительства, предоставления гарантий и т.п.[10]

При этом государственное регулирование, главным образом, касается жилого фонда трех категорий:

¾      многоэтажные здания с арендой по низким ценам (HBM);

¾      многоэтажные здания с умеренной арендной платой (HLM);

¾      многоэтажные здания смешанного типа (HM), включающие как дотационное жилье (пропорционально доходам квартиросъемщиков), так и жилье без дотаций.

Например, согласно законодательству кантона Женевы сумма расходов на аренду жилого помещения для нуждающихся в социальной поддержке групп населения не должна быть ниже 18% и не должна превышать 23,4% общего дохода семьи (до выплаты налогов). В случае снижения или превышения этих показателей у нанимателя жилого помещения возникает, соответственно, обязанность нести дополнительные расходы либо утрачивается право на получение субсидии. .[10]

При этом государство осуществляет субсидирование расходов собственников общественного жилья, понесенных ими в связи с содержанием многоквартирных домов, в которых установлена предельная стоимость найма жилого помещения.

Кроме того, в Швейцарии осуществляется контроль над доходами собственников общественного жилья - прибыль арендодателя должна быть обоснованна и не может превышать 5% в год, в противном случае увеличивается ставка налога на прибыль.

Представляется, что швейцарский опыт государственной поддержки малообеспеченных слоев населения может быть использован и при решении вопросов жилищного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Беларусь.

При реализации жилищной политики в Швейцарии большое значение придается вопросам охраны окружающей среды, а также связанным с ними вопросам энергоэффективности.

Активным участником жилищного и иного строительства является швейцарский Фонд «Minergie», контролируемый государством. В частности, разрешение на строительство новых зданий выдается лишь при условии соответствия проектной документации стандарту «Minergie-2007», который предусматривает использование энергосберегающих технологий, при которых энергопотребление здания не может превышать эквивалент «Minergie» (7,8 л мазута/м2/год). .[10]

К числу положительных результатов реализации жилищной политики Швейцарии следует отнести значительное количество жилых помещений, отвечающих высоким техническим и экологическим стандартам, адаптация его к потребностям инвалидов и иных категорий населения, доступность аренды жилья для большей части населения, рациональное зонирование территорий, создающее оптимальный баланс между территориями под застройкой, сельскохозяйственными угодьями, лесами и иными территориями, что обусловливает комфортную среду проживания.

Изложенный швейцарский опыт жилищного строительства и государственного регулирования в жилищной сфере представляется интересным и после соответствующей адаптации может быть использован при корректировке жилищной, земельной, экологической и градостроительной политики Республики Беларусь, а также при совершенствовании соответствующего законодательства.

Учитывая то, что в настоящее время в Республики Беларусь разрабатывается ряд технических регламентов, в том числе технические регламенты о зданиях и сооружениях, о строительных материалах и т.п., подходы к регулированию соответствующих вопросов и швейцарские стандарты могут быть использованы при работе над соответствующими законопроектами, в том числе в части, касающейся повышения энергоэффективности зданий и сооружений

Вывод: устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Для рационализации потребления услуг и доведения их объемов до уровня мировых стандартов следует активизировать работы по оснащению жилищного фонда современными средствами контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры.

Нормативно-правовое обеспечение развития и функционирования системы ЖКХ должно соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищной сферы должно стать планомерное снижение себестоимости услуг ЖКХ (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсоэнергосбережению и др.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов при переходе на бездотационное функционирование и ликвидацию перекрестного субсидирования.

3. Приоритеты, проблемы и перспективы жилищной политики в Республике Беларусь

Жилищное строительство - важнейшая составляющая государственных приоритетов социально-экономического развития республики. Решение проблемы наращивания темпов жилищного строительства имеет многоцелевой результат: удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий жизнедеятельности, снятие социальной напряженности.

Жилищное строительство - важнейшая составляющая государственных приоритетов социально-экономического развития республики. Именно поэтому жилищная реформа рассматривается как составная часть комплекса мер по стабилизации и выводу экономики из кризиса, т.к. отсутствие почти у одной трети граждан республики нормальных жилищных условий превратило эту проблему в одну из самых острых социальных проблем.

Исходя из концепций жилищной политики в Республике Беларусь на 2012 - 2015гг. на сегодняшний день можно говорить о том, что в 2006 - 2011 годах в Беларуси построено 31,7 млн. кв. метров жилья. За счет этого жилищные условия улучшили 241,6 тыс. семей - более 1 млн. человек. Свыше 60 процентов жилья (19,4 млн. кв. метров) построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам 2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди стран СНГ по вводу жилья (699 кв. метров на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 кв. метра на человека).

В Беларуси строительство собственного жилья - результат совместной скоординированной работы органов государственного управления, строительного комплекса, банковской системы и граждан-застройщиков.

Обеспечение человека доступным и комфортным жильем во все годы было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической стратегии белорусского государства. Поэтому в 2012 - 2015 годах усилия власти будут направлены на создание условий для успешного решения жилищного вопроса каждым гражданином, нуждающимся в этом.

Вместе с тем масштабная поддержка, оказываемая государством в сфере строительства нового жилья, и созданные беспрецедентные льготные условия для этого привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. Так, если на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2006 г. состояло 565 тыс. семей, то на 1 января 2012 г. - 849 тыс. семей.

Очевидно, что рост числа претендующих на государственную поддержку не соответствует реальной потребности в ней и возможности государства по ее оказанию. Выросло число случаев недобросовестного поведения граждан, когда на вводимое жилье с государственной поддержкой претендуют те, кто в нем нуждается меньше остальных.

В таких условиях жилищная политика требует новых подходов. В их основе - расширение возможностей каждого гражданина самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Поэтому в 2012 - 2015 годах государственная жилищная политика станет адресной, учитывающей реальные финансовые возможности граждан и их предпочтения при выборе жилья.

Цели и задачи государственной политики в области жилья на 2012 - 2015гг.

Цель государственной жилищной политики - создать условия для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.

Задачи государственной жилищной политики:

¾      предоставить каждому гражданину широкий выбор способов решения жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, аренду в государственном и частном фондах и другие;

¾      оказывать государственную поддержку в обеспечении жильем в первую очередь тем категориям граждан, которым она необходима больше других;

¾      сократить время нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до разумных сроков;

¾      к 2020 году сократить срок нахождения на очереди многодетных семей и наиболее социально не защищенных льготных категорий граждан до не более чем двух лет;

¾      расширить механизмы финансирования жилищного строительства, максимально привлечь внебюджетные источники, включая собственные средства граждан, средства предприятий-нанимателей, профсоюзных организаций.

¾      создать прозрачный рынок доступного арендного жилья с возможностью долгосрочной аренды и ставками арендной платы ниже, чем на рынке коммерческой недвижимости;

¾      стимулировать вовлечение в конкурентный и прозрачный рыночный оборот коммерческого жилья как на вторичном рынке недвижимости, так и на арендном рынке;

¾      создать условия, при которых цены на жилье будут соответствовать доходам населения, приблизив стоимость 1 кв. метра к среднемесячной заработной плате гражданина;

¾      довести долю индивидуального жилищного строительства до 50 процентов общего ввода жилья в эксплуатацию;

¾      создать условия проживания в малых и средних городах, по комфортности сопоставимые с существующими в областных центрах.

В 2012 - 2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий будет обеспечиваться путем:

¾      строительства нового собственного жилья (квартира или индивидуальный дом);

¾      приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;

¾      аренды жилья из государственного жилищного фонда; аренды жилья из частного жилищного фонда;

¾      заселения в социальное жилье;

¾      реконструкции имеющегося жилья.

В рамках реализации жилищной политики создаются условия для улучшения жилищных условий всех граждан, кому это необходимо. Жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:

¾      улучшение жилищных условий граждан без прямой государственной поддержки - путем развития новых финансовых механизмов (ипотека, фонды коллективного инвестирования), а также за счет благоприятных условий для строительства нового жилья на коммерческой основе, вовлечения в арендный оборот уже построенного жилья и повышения его доступности;

¾      улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая будет дифференцирована по категориям граждан и предоставляться адресно.

В 2012 - 2015 годах планируется ввести в эксплуатацию более 9 млн. кв. метров коммерческого жилья. В Беларуси созданы прозрачные условия долевого строительства жилья, защищающие законные интересы граждан и обеспечивающие стабильность их прав.

Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396 ”О долевом строительстве многоквартирных жилых домов“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 93, 1/7676) четко регулируются гражданско-правовые отношения по привлечению средств граждан для долевого строительства, вопросы заключения, исполнения и расторжения договора долевого строительства, стоимости объектов долевого строительства, а также установлены гарантии защиты прав, интересов и имущества граждан.

Независимый контроль качества выполнения строительно-монтажных работ осуществляет специальный орган - Департамент контроля и надзора за строительством Госстандарта.

Созданы условия для свободного получения гражданами банковских кредитов для строительства (реконструкции) жилья на рыночных условиях. Рост количества банков и стабилизация макроэкономической ситуации обеспечивают конкурентные условия кредитования граждан.

В 2012 году получит развитие ипотечный механизм. В этих целях будет доработан Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 года ”Об ипотеке“ исходя из принципа обеспечения доступности и привлекательности долгосрочных ипотечных кредитов для населения.

В качестве конкретных мер предусматривается:

¾      предоставление гражданам-заемщикам налоговых льгот;

¾      внедрение прогрессивного механизма обращения закладных;

¾      создание Государственного агентства по ипотечному кредитованию для обеспечения функционирования вторичного рынка ипотечных кредитов.

Всем гражданам будет предоставлена возможность целевого накопления средств на жилье. Данный механизм будет работать в два этапа - период накопления гражданином взносов и, после получения жилья, период возврата кредита.

Вначале гражданин заключает договор, в котором оговорены общая сумма соглашения (включая сумму взносов вкладчика, проценты по взносам, заемные средства, премия) и срок действия договора (включая срок погашения займа). За счет средств бюджета государство будет выплачивать гражданину премию пропорционально размеру взноса на вкладной счет с обеспечением защиты накапливаемых средств от инфляционных процессов. После накопления 25 - 50 процентов от стоимости строительства гражданину будет выделяться кредит на недостающую сумму под пониженную процентную ставку.

Вторичный рынок предоставляет гражданам возможность приобрести жилье с минимальными затратами времени. Вместе с тем доступность такого жилья зависит в первую очередь от уровня цен, который определяется спросом и предложением.

Масштабное строительство жилья позволило увеличить объем его предложения, в результате чего наблюдается динамика постепенного снижения цен.

В 2012 - 2015 годах доступность для граждан жилья на вторичном рынке возрастет за счет:

¾      повышения конкурентных условий кредитования покупки жилья коммерческими банками;

¾      предоставления предприятиям налоговых льгот при выдаче своим работникам займов на эти цели;

¾      введения в действие механизмов ипотечного кредитования и системы строительных сбережений.

Наряду с перечисленными будут созданы благоприятные экономические условия для создания и развития новых финансовых институтов коллективного инвестирования, таких как инвестиционные фонды, страховые организации, фонды банковского управления.

Планируется создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики предприятий-нанимателей и профсоюзных организаций путем включения в ”социальный пакет“ мер прямой поддержки работников, улучшающих жилищные условия. Со своей стороны, государством будет создан благоприятный налоговый режим для организаций, реализующих такие меры.

С учетом потенциальных возможностей строительного комплекса по вводу жилья, увеличения объемов строительства индивидуального жилья и параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы прогнозные объемы ввода жилья следующие.

Таблица 3.1 - Прогнозный объем ввода жилья в Республике Беларусь на 2012 - 2015гг.

Объемы ввода жилья

Годы


2012

2013

2014

2015

Всего, млн. кв. метров

4,2

6,5

8,5

9,5

в том числе для льготных категорий граждан, млн. к. метров

2,3

2,5

3,0

3,5

Из них:





многодетных семей, %

7,8

22,0

22,0

22,0

военнослужащих, %

8,3

7,6

6,3

7,0

граждан проживающих в непригодных для проживания помещениях, %

0,4

1,2

1,0

1,0

молодых семей с двумя детьми, %

27,8

20,0

20,0

20,0

семей, проживающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, %

36,1

20,0

20,0

20,0

иных категорий малообеспеченных семей, %

19,6

29,2

30,7

30,0


В структуре финансирования жилищного строительства доля средств граждан и организаций увеличится с 44,4 процента в 2012 году до 60 процентов в 2015 году, в том числе доля личных средств граждан - с 35% в 2012 году до 50% в 2015 году. Часть льготных кредитов и средств бюджетов будет направлена на строительство арендного жилья.

В 2012 - 2015 годах планируется существенное изменение структуры строящегося жилья по потребительским качествам. Наряду с высокозатратным, дорогостоящим жильем высоких потребительских качеств и быстровозводимым жильем стандартных потребительских качеств, реализуемым в технологиях крупнопанельного домостроения, будут разработаны и выполнены проекты максимально дешевых быстровозводимых домов минимальных, но достаточных для проживания потребительских качеств (жилье базовых потребительских качеств).

В 2012 году будет разработана детальная классификация вновь возводимого жилья по потребительским качествам, архитектурно-планировочным решениям, эксплуатационным затратам, применяемым строительным материалам и другим характеристикам, определяющим потребительские и эксплуатационные свойства жилья (зданий, помещений).

В 2013 году для совершенствования учета и экономически обоснованной оценки состояния и динамики изменения структуры и характеристик жилого фонда планируется создать Единую республиканскую электронную систему учета жилого фонда и его состояния на основе объективной оценки потребительских и эксплуатационных качеств жилья.

Анализируя данные по жилищному фонду можно говорить о следующем - наблюдается стабильная направленность в сторону роста жилищного фонда Республики Беларусь на протяжении последних 11 лет начиная с 2000 по 2011 года, что отражает рисунок 3.1 (Приложение А):

Рисунок 3.1 - Жилищный фонд Республики Беларусь за 2000 - 2011г.

Из рисунка видно, что в 2005 году, по сравнению с базовым, т.е. 2000 год общей объем жилищных фондов вырос на 8,6 млн. м² или на 4,05%, в 2006 году наблюдается снижение на 0,09% по сравнению с 2005 годом, однако уже в 2007 году прирост жилищных фондов составил 0,95% по сравнению с 2006 годом, в 2008 году - 0,99% по сравнению с 2007 годом, в 2009 году - 1,51% по сравнению с 2008 годом, в 2010 году - на 2,06% по сравнению с 2009 годом и в 2011 году - на 1,76% по сравнению с 2010 годом. По сравнению с базовым периодом, т.е. с 2000 годом объем жилищных фондов вырос на 11,74%.

Удельный вес государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда отражен на рисунке 3.2:

Рисунок 3.2 - Удельный вес государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда в Республике Беларусь за 2000 - 2011гг.

Из рисунка 3.2 видно, что доля государственных жилищных фондов на протяжении анализируемого периода имеет очевидную тенденцию к сокращению, что говорит о развитии разгосударствления и приватизации.

Для более наглядно анализа эффективности проводимой жилищной политики в разрезе проводимой социальной политики в Республике Беларусь необходимо проанализировать численность граждан получивших или улучшивших свои жилищные условия, что будет являться одним из базовых показателей эффективности проводимой политики, что отражается на рисунке 3.3:

Из рисунка 3.3 видно, что численность населения с каждым годом увеличивается за исключением кризисного 2008г. средние темпы роста численности обеспечиваемой жильем или улучшающей свои жилищные условия выросла на 8,4%

Рисунок 3.3 - Динамика численности населения получивших жилье или улучшивших свои жилищные условия, тыс. чел.

Исходя из выше проведенного анализа видно, что социальная политика в области жилья в Республике Беларусь имеет стабильны рост, эффективности и перспективы на будущее в соответствии с концепциями жилищного строительства Республики Беларусь на 2012 - 2015гг.

Заключение

Социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости.

Любая социальная политика направлена на достижение социальной устойчивостью, т. е. такого состояния социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

Основными целями социальной политики является развитие человеческого потенциала, достижение роста доходов населения, нормализация и улучшение демографической ситуации и др.

Социальная политика осуществляет ряд функций: стабилизирующую, поддерживающую, гарантирующую, защищающую и пр.

Структура социальной политики представлена теми областями, в которых она осуществляется: культура, наука, образование, здравоохранения, жилищная сфера и пр.

Для реализации социальной политики существует два основных подхода

¾      рыночный, предполагающий как бы общество в лице своего государства обязанного создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности, а следовательно, это ведет к получению дохода;

¾      социально-ориентированный, предполагающий, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Для рационализации потребления услуг и доведения их объемов до уровня мировых стандартов следует активизировать работы по оснащению жилищного фонда современными средствами контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры.

Нормативно-правовое обеспечение развития и функционирования системы ЖКХ должно соответствовать происходящим изменениям в социально-экономическом развитии страны и учитывать необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.

На сегодняшний день можно говорить о том, что на протяжении 2000 - 2011г. наблюдается устойчивый прирост жилищных фондов в целом по Республике Беларусь, средний процент прироста равен 2,1%.

Также на протяжении анализируемого периода можно отметить устойчивую тенденцию к снижению удельного веса государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда республики Беларусь. В целом процент тенденции к снижению за анализируемый период около 1,2%.

За анализируемый периода, т.е. с 2000 по 2012гг., можно отметить устойчивую тенденцию к увеличению численности населения получившего жилье или улучшивших свои жилищные условия, за исключением кризисного 2008 года, который потребовал сокращение государственный расходов, а тем самым отвлечение средств и области жилищного строительства.

Важнейшими условиями реализации целей и задач устойчивого развития жилищной сферы должно стать планомерное снижение себестоимости услуг ЖКХ (снижение всех видов потерь и затрат в системе, меры по ресурсоэнергосбережению и др.), рациональное потребление ресурсов и стимулирование этих процессов при переходе на бездотационное функционирование и ликвидацию перекрестного субсидирования.

Исходя из концепций жилищной политики в Республике Беларусь на 2012 - 2015гг. на сегодняшний день можно говорить о том, что в 2006 - 2011 годах в Беларуси построено 31,7 млн. кв. метров жилья. За счет этого жилищные условия улучшили 241,6 тыс. семей - более 1 млн. человек. Свыше 60 процентов жилья построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам 2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди стран СНГ по вводу жилья и второе место по обеспеченности жильем.

Обеспечение человека доступным и комфортным жильем во все годы было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической стратегии белорусского государства.

Исходя из этого, основными направлениями Республики Беларусь на 2012 - 2015гг., в свете выше сказанного выступает следующее:

¾      строительства нового собственного жилья (квартира или индивидуальный дом);

¾      приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;

¾      аренды жилья из государственного жилищного фонда; аренды жилья из частного жилищного фонда;

¾      заселения в социальное жилье;

¾      реконструкции имеющегося жилья.

жилищный социальный политика

Список использованных источников

1.       Афанасьева И.А. Государственная политика в сфере кредитования/ Афанасьева И.А//Транспорт в России. - 2006. - №3. - 117 - 119

2.      База научных статей

.        Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Минск: БГЭУ, 2005. - с.146

.        Букиашвили О.В. Жилищная политика как элемент политики государства. Анализ отечественного и зарубежного опыта/ Букиашвили О.В.//Экономика строительства и государственного хозяйства. - 2009. - №3 - с. 141 - 146

.        Булатов, А.С. Экономика: учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям / А.С. Булатов [и др.]; под. ред. А.С. Булатова. - изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Экономисть, 2006 - 831 с.

.        Вечканов, Е.С. Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2002. - 428 с.

.        Вульфович Р. М., Щербаков М. Д. Социально ориентированная жилищная политика в городах Европы и России/ Вульфович Р. М.//Управленческое консультирование. - 2007. - №2 - с. 41 - 45

.        Долгов В.Ю. Зарубежный опыт государственной поддержки в рамках жилищной политики/Долгов В.Ю.// Весник кузбасского государственного технического университета. - 2005. - с.113 - 115

.        Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь на 2012 - 2015гг. - М.: 2012. - с.21

.        Крамкова Т.В. Строительство жилья и жилищная политика Швейцарии/ Крамкова Т. В//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2009. - №3 (41) - с. 69 - 73

.        Макроэкономика: социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей и учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 442 с.

12.     Макроэкономика, учеб., 2-е изд., исправл../ Т.С. Алексеенко [и др.], по ред. Л.П. Зенькова - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - с. 380

13.    Ноздрина Н. Н. Новая Европейская жилищная и городская политика// Ноздрина Н.Н.//Хроника научной жизни. - 2009. - №4 - с. 161 - 163

14.     Слезингер, Г.Э. Социальная экономика: учебник / Г.Э. Слезингер. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 365 с.

15.    Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика - М.: 2008. - 286с.

.        Статистический ежегодник Республика Беларусь 2012, - 784с.

.        Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 - 2020гг.

Приложение А

ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2000 - 2011гг.

Наименование статей

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Жилищный фонд - всего, млн. м² общей площади

212,1

220,5

222,6

224,8

228,2

232,9

237,0

в том числе государственный

44,0





37,6

35,7

34,8

34,6

34,0

33,1

31,5

Удельный вес государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда, %

20,8





17,0

16,2

15,6

15,4

14,9

14,2

13,3

В среднем на одного жителя, м²

21,3





22,9

23,0

23,3

23,6

24,0

24,6

25,0

Городской жилищный фонд

Жилищный фонд - всего, млн. м² общей площади

135,0





144,4

144,7

147,3

149,8

153,1

157,3

161,5

в том числе государственный

37,2





30,0

28,3

27,4

26,8

26,2

25,4

23,9

Удельный вес государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда, %

27,5





20,8

19,3

18,6

18,0

17,1

16,1

14,8

В среднем на одного жителя, м²

19,3





20,8

20,8

21,1

21,3

21,6

22,1

22,5

Сельский жилищный фонд

Жилищный фонд - всего, млн. м² общей площади

77,1





76,3

75,8

75,3

75,0

75,1

75,6

75,5

в том числе государственный

6,8





7,6

7,4

7,4

7,8

7,8

7,7

7,6

Удельный вес государственного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда, %

8,9





9,9

9,7

9,9

10,4

10,4

10,2

10,1

В среднем на одного жителя, м²

25,9





28,5

29,0

29,5

30,2

31,0

32,0

33,0

Жилищный фонд по областям и г. Минску

Области - всего

212,1





220,7

220,5

222,6

224,8

228,2

232,9

237,0

Брестская

31,1





32,9

33,2

33,6

33,7

34,4

35,1

35,8

Витебская

29,6





29,5

29,7

29,7

29,9

30,2

30,6

30,9

Гомельская

33,6





35,5

33,8

34,0

34,1

34,5

35,1

35,6

Гродненская

26,1





27,0

27,1

27,3

27,6

28,0

28,6

29,1

г. Минск

31,3





33,7

34,8

35,1

35,8

36,8

38,0

39,2

Минская

33,5





34,6

34,3

35,2

35,9

36,3

37,0

37,4

Могилевская

26,9





27,5

27,6

27,7

27,8

28,0

28,5

29,0

Улучшение жилищных условий населения

Число граждан (семей), получивших жилье и улучшивших жилищные условия, тыс.

24,2





31,3

34,0

38,5

30,8

41,6

48,9

47,7

Число граждан (семей), состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (на конец года), тыс.

568,8





564,8

623,1

717,5

701,0

793,1

855,6

849,2

Источник: [Статистический ежегодник за 2012г., с. 203]

Похожие работы на - Жилищная политика и проблемы ее реализации в экономике РБ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!