Естественные монополии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    961,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии











КУРСОВАЯ

Естественные монополии

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы естественных монополий в России

1.1 Сущность, признаки и типы естественных монополий

1.2 Естественные монополии в России

1.3 Методы регулирования деятельности естественных монополий в РФ

2. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России

2.1 Анализ деятельности естественных монополий в России и их вклад в развитие экономики (на примере отрасли электроэнергетика)

2.2 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран

3. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в РФ

3.1 Реформирование естественных монополий в России

3.2 Современные подходы к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что особую роль в процессе экономического развития России играют естественные монополии. Изменения в функционировании естественных монополий влияют на все макроэкономические показатели страны.

Естественные монополии играют огромную роль в жизни любой страны. Электро-, газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - всё это естественные монополии. Они обеспечивают получение гражданами различных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От их правильной и скоординированной работы зависят условия проживания людей. Естественные монополии - это необходимый элемент в жизни любой страны, ведь они позволяют значительно уменьшить расходы государства и помогают более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы. Но, несмотря на такой положительный эффект, естественные монополии - это предприятия, за которыми нужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия. По тому, насколько развиты в стране естественные монополии, можно судить о состоянии экономики в государстве, ведь если государство не может обеспечить гражданам получение средств первой необходимости, что уже говорить об остальных отраслях?

Степень разработанности проблемы. В экономической науке создана значительная теоретическая основа для изучения проблем функционирования естественных монополий. В научных трудах дается общая характеристика естественной монополии, выявляются причины ее возникновения и устойчивости, анализируется состояние конкретных организаций, относящихся к типу естественных монополий в России и за рубежом, развитие отраслей с естественно-монопольными сегментами, исследуются последствия деятельности естественных монополий для национального хозяйства в целом.

В то же время на современном этапе недостаточно четко проработаны вопросы специфики функционирования естественных монополий в России.

Целью курсовой работы является анализ особенностей развития и различных направлений повышения эффективности функционирования и регулирования российских естественных монополий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить 2003-2005 годы попал элемент новой системы: следующие задачи:

)        определить сущность понятия естественная монополия в рамках современной теории;

2)      определить роль естественной монополии в экономике;

)        рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии и провести сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран;

)        рассмотреть реформирование естественных монополий.

Объектом курсовой работы являются естественные монополии, функционирующие в России, и их государственное регулирование.

Предметом курсовой работы являются особенности и механизмы функционирования естественных монополий России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистиков, юристов, специалистов в области изучения естественно-монопольного сектора, проблем его развития в современных условиях, разработчиков стратегических и тактических подходов к государственному регулированию естественно-монопольных видов деятельности.

естественная монополия россия электроэнергетика

1. Теоретические основы естественных монополий в России


1.1 Сущность, признаки и типы естественных монополий


Естественная монополия первоначально понималась как природная монополия, то есть монополия на уникальный природный ресурс [21, c.134].

По мере углубления процесса реформирования классическая трактовка содержания понятия "естественные монополии" в категориях несовершенной конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая все более сложную структуру. До сравнительно недавнего времени естественная монополия, как правило, признавалась частным случаем монополистической фирмы, для которой средние издержки являются убывающей функцией объема продаж при любых их уровнях вплоть до полного удовлетворения рыночного спроса.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции по причине технологических особенностей производства [15, c.11].

Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Эта отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией. Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Возникновение естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащённости и большей мощности крупного предприятия, происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

Основными признаками естественной монополии являются следующие [24, c.245]:

)        Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

2)      Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

)        Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

)        Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий [19, c.30]:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

 

.2 Естественные монополии в России


Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике Российской Федерации. На долю только трех крупнейших компаний (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и ОАО "РЖД"), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли. На предприятиях этих структур задействовано 4% занятого в экономике персонала и используется 23% основных фондов страны [11, c.58]. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющим издержки предприятий.

1)      Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей - были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России". В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго [16, c.24].

Большая часть проблем этой наиболее "продвинутой" с точки зрения того, что принято называть либеральными реформами, естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около1/3 установленных мощностей электростанций (200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии.

)        Газовая промышленность. РАО "Газпром" создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет [22].

"Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности "Газпрома", его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей "Межрегионгаз". ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа [19, c.30].

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wintershal" (дочерним предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи "Газпрома" во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ "Газпром" располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, "газпромовскую" модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему "Газпрома", фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - "предприятие ОАО". С правой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

)        Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%. Удельный вес ж/д транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция - перевозки - создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса [17, c.62].

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.

В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового [11].

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ж/д транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределение ресурсов объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию.

На ж/д транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями ж/д транспорта. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования.

Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям "обоснованно" завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке. По своим экономическим, организационным и техническим характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД") находятся на уровне лучших мировых стандартов. Исторический экскурс естественных монополий показывает, что в процессе развития экономической деятельности возникает необходимость преобразований в различных отраслях. Например, в электроэнергетике эти преобразования должны повлиять на повышение эффективности энергокомпаний и позволит существенно увеличить объем инвестиций в отрасль. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия электроэнергетики проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

 

.3 Методы регулирования деятельности естественных монополий в РФ


Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

) Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый подобный законодательный акт был принят в 1889 г. в Канаде. Но более известен закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Принято считать, что именно закон Шермана является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX века оно было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию [7, c.76].

Административным методам регулирования экономики изображены на рисунке 1.1:

Рисунок 1.1 - Административные методы регулирования экономики [7, c.77]

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Только органы регулирования естественных монополий наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. Сформирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий.

) Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие [14, c.32].

) Антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенный процент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства [4, c.153]. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.

Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Ведь именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях. Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны.

2. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России


2.1 Анализ деятельности естественных монополий в России и их вклад в развитие экономики (на примере отрасли электроэнергетика)


Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это "затратообразующие" отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД") по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части.

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии.

Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.

Вклад естественных монополий в ВВП страны изображен на рисунке 2.1:

Рисунок 2.1 - Вклад естественных монополий в ВВП в экономику страны [3]

Далее проанализируем деятельность естественных монополий в России на примере отрасли электроэнергетики.

За первое полугодие 2012 года в России выработано 541.3 млрд. кВт ч электроэнергии, или 102.2% к уровню соответствующего периода 2011 года, в том числе в июне 2012 года - 74.7 млрд. кВт ч (102.1% к июню 2011 года).

Потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России (далее ЕЭС) в июне 2012 года составило 71.3 млрд. кВт ч, что на 1.6% превышает объем потребления в июне 2011 года. Потребление электроэнергии за июнь 2012 года в целом по России достигло 72.8 млрд. кВт ч, что на 1.6% больше, чем в июне 2011 года. Потребление электроэнергии в первом полугодии 2012 года составило 533 млрд. кВт ч, что на 2.6% больше соответствующего периода 2011 года, в том числе в июне 2012 года - 73.8 млрд. кВт ч или на 3.1% больше июня 2011 года.

В июне продолжилось прогнозируемое сезонное снижение потребления электрической энергии и мощности относительно осенне-зимнего периода. Максимум потребления мощности в ЕЭС России в июне 2012 года составил 110 418 МВт, тогда как в апреле и мае 2012 года этот показатель составил 127 642 МВт и 112 412 МВт соответственно. В то же время максимум потребления электрической мощности в ЕЭС России в июне 2012 года на 2.2% больше аналогичного показателя июня 2011 года, который был равен 108 027 МВт.

Сальдо-переток экспортно-импортных поставок электроэнергии за первое полугодие 2012 года оценивается в объеме 8.3 млрд. кВт ч, что на 21.8% меньше уровня соответствующего периода 2011 года. Это связано с уменьшением экспорта в Финляндию. Ввод новой мощности в первом полугодии 2012 года составил 1785.8 МВт, вывод из эксплуатации - 775.5 МВт.

Таблица 2.1

Выработка электроэнергии и тепловой энергии [3]


Производство электроэнергии представлено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Производство электроэнергии [3]

Данные по объемам производства и потребления электроэнергии в объединенных энергосистемах (далее ОЭС) в январе-июне 2012 года представлены в таблицах 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2

Выработка электроэнергии ОЭС [3]


Наибольший рост и производства, и потребления в первом полугодии 2012 года показывает Восток (выработка за шесть месяцев 2012 года на 5.5% превышает уровень аналогичного периода прошлого года). При этом в июне наиболее высокие темпы роста и выработки, и потребления электроэнергии были зафиксированы на Средней Волге и Юге (11.3% и 5.3% соответственно). Производство электроэнергии по итогам пяти месяцев 2012 года снизилось на Северо-Западе на 8.6%, что обусловлено снижением объема экспорта электроэнергии в Финляндию в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой.

Потребление электроэнергии за первое полугодие 2012 года более всего возросло на Востоке (на 3.6% относительно января-июня 2011 года). Рост потребления по итогам полугодия показали все регионы.

Таблица 2.3

Потребление электроэнергии ОЭС [3]


Дефицит электроэнергии в первом полугодии 2012 года испытывали Сибирь и Юг. В Сибири дефицит связан с неблагоприятной гидрологической обстановкой на ряде рек. В первом полугодии 2012 года выработка электроэнергии на Ангаро-Енисейском каскаде по сравнению с соответствующим периодом 2011 года уменьшилась на 4 млрд. кВт ч (на 9.4%).

В региональном разрезе, как видно из приложения 1, наибольший темп роста производства электроэнергии в первом полугодии 2012 года наблюдался в Воронежской области (рост в два с половиной раза). Это связано с завершением модернизации пятого блока Нововоронежской АЭС. Высокий прирост производства в Смоленской области связан с завершением планового ремонта на Смоленской АЭС [3].

Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в первом полугодии 2012 года несли тепловые электростанции (далее ТЭС). Выработка электроэнергии на них увеличилась на 2.1% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года и составила 369 млрд. кВт ч. Выработка АЭС за тот же период увеличилась на 9.6% и составила 91.6 млрд. кВт ч., а ГЭС - уменьшилась на 5% и составила 80.3 млрд. кВт ч.

Уменьшение выработки электроэнергии на ГЭС связано с неблагоприятной гидрологической обстановкой на ряде рек Сибири. Так, в первом полугодии 2012 года выработка электроэнергии на Ангаро-Енисейском каскаде по сравнению с соответствующим периодом 2011 года уменьшилась на 4 млрд. кВт ч (на 9.4%), а на Волжско-Камском каскаде увеличилась на 1 млрд. кВт ч (на 5.2%).

В результате в первом полугодии 2012 года в структуре выработки электроэнергии по видам генерации по сравнению с соответствующим периодом 2011 года произошли следующие изменения: доля электроэнергии, произведенной атомными электростанциями, в общей выработке электроэнергии возросла с 15.8% до 16.9%, а тепловыми и гидроэлектростанциями - уменьшилась соответственно с 68.3% до 68.1% и с 15.9% до 14.8%.

Рисунок 2.3 - Производство электроэнергии [3]

В августе 2012 года Министерство энергетики опубликовало схему и Программу развития Единой энергосистемы (далее ЕЭС) России на 2012-2018 годы. В этом документе ведомство официально признало, что одобренных правительством обязательных инвестпрограмм генерирующих компаний энергосистеме не хватит. В схеме указаны объемы "технологически необходимой генерации", то есть электростанций, которые нужны для поддержания функциональности энергосистемы. Согласно документу, в четырех регионах страны необходимо дополнительно построить примерно 1.3 ГВт мощностей.

Наиболее острая необходимость в такой генерации, по данным схемы, возникает в юго-западном энергорайоне энергетической системы Кубани. Там к 2015 году (а в случае ремонта ЛЭП мощностью 500 кВ Тихорецк - Кубанская - уже в 2013 году) образуется непокрываемый дефицит активной мощности. К 2016 году в зависимости от сценария он составит от 172 МВт до 572 МВт. Для предотвращения дефицита необходимо строительство до 600 МВт генерации, в том числе двух блоков по 100 МВт в Новороссийском энергоузле.

Кроме того, 400 МВт нужно построить в юго-восточном энергорайоне ОЭС Юга. Не менее чем в 110 МВт генерации нуждается Тува, еще 200 МВт предлагается построить в Бодайбинском и Мамско-Чуйском энергорайонах на северо-востоке Иркутской области.

Лучше обстоит дело на Дальнем Востоке, где "Роснефть" собирается к 2017 году построить ТЭС мощностью 685 МВт. Основной задачей станции будет энергоснабжение нефтехимического комплекса "Роснефти", а излишки электроэнергии она будет поставлять другим потребителям. Крупные проекту по строительству новой генерации в Приморье внесены и в инвестпрограмму "РАО ЭС Востока". Так, к 2014 году планируется ввести в строй ТЭЦ "Восточная" во Владивостоке мощностью 140 МВт, а к 2017 году - Уссурийскую ТЭЦ мощностью до 370 МВт. Старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден считает, что 680 МВт - это очень значительный ввод новых мощностей для Приморья. Он не исключил, что в дальнейшем придется согласовывать инвестиционные планы компаний и от каких-то мощностей отказаться.

В прогнозе Минэнерго учтено и запланированное сетевое строительство. Например, потребности Иркутской области рассчитаны с учетом сооружения подстанции мощностью 220 кВ Мамакан и перевод ЛЭП Таксимо-Мамакан со 110 кВ на 220 кВ к 2014 году. В этом же районе планируется строительство линии на 220 кВ Пеледуй - Чертово Корыто - Сухой Лог - Артемовская - Мамакан. Меморандум о взаимодействии по проекту в июне подписали Федеральная сетевая компания, ДВЭУК, "Полюс Золото", Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (принадлежит ВЭБу), а также власти Иркутской области и Якутии. Необходимость строительства мощностей в этом районе обусловлена планируемым техническим присоединением 250 МВт потребителей [3].

В этих условиях не вызывает удивления намерение Минэнерго законодательно закрепить за собой право контролировать исполнение инвестпрограмм не только государственных, но и частных энергокомпаний. Соответствующий законопроект, вносящий поправки в ст.21 закона "Об электроэнергетике", опубликован на сайте Минэкономразвития. В настоящее время утверждению в ведомстве подлежат программы энергокомпаний, где доля государства составляет не менее 50%. Это в первую очередь "РусГидро", "Интер РАО", ФСК и Холдинг МРСК. Кроме того, согласованию подлежат планы строительства объектов мощностью выше 50 МВт, финансирование которых идет из госбюджета.

Между тем, как говорится в пояснительной записке, у Минэнерго отсутствуют полномочия контролировать реализацию инвестпрограмм частных генераторов. Вместе с тем в рамках договоров предоставления мощности (ДПМ) они планируют ввести более 35% объема вводов генерирующих мощностей в ЕЭС России, запланированных в период 2012-2018 годов. Индекс цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в июне 2012 года относительно предыдущего месяца составил 100.7%. В годовом выражении индекс цен в отрасли (I полугодие 2012 года относительно I полугодия 2011 года) составил 106.8%.

Цены на электроэнергию в июне снизились на 1.6% к предыдущему месяцу. В годовом выражении снижение составило 5.6%. В то же время основные энергоносители прибавили в цене от 10% до 25%.

Среднемесячные цены на конкурентном рынке в целом показывают признаки стабилизации.

Рисунок 2.4 - Динамика индекса цен в производстве, передаче и распределении электроэнергии [3]

По сравнению с прошлым годом равновесные цены в июне 2012 года в первой энергозоне снизились на 11.9%, а в Сибири, напротив, увеличились на 19%. При этом разница между средней равновесной ценой июня в этих двух зонах составляет 39.3%.

Таким образом, естественные монополии вносят огромный вклад в развитии экономики страны. Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это "затратообразующие" отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции.

 


2.2 Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран


Российская Федерация унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отрасли, которые с переходом к рыночной экономике были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика [26, c.102].

В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.

Совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим образом.

Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 26.07.2006 года) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями от 02.02.2006 года). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью в связи с принятием закона от 26.07.2006 г. (с изм. от 30.12.2012 г.) № 135-ФЗ "О защите конкуренции" [26, c.103].

Данный закон был направлен на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.

Российское антимонопольное законодательство не является чем-то концептуально единым. Есть ряд не вполне связанных сюжетов, основанных на различных теоретических посылках. Основные сюжеты представлены на рисунке 2.5:

Рисунок 2.5 - Теоретические посылки Российского антимонопольного законодательства [26, c.103]

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени. У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия - не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа.

Таблица 2.4

Различия между антимонопольным законодательством России и США [26, c.104]

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство США

законодательные акты РФ направлены на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий

законодательные акты США - на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий

российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий.

американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса.


Модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа.

Регулирование конкурентных отношений в США считается в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т.д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.

Сходство антимонопольного регулирования России и США заключается в том, что оно направлено в принципе против крупного капитала. Но если представители крупного капитала США сумели нейтрализовать воздействие данного регулирования за счет создания института доверительной собственности, представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем.

Сходство между антимонопольным законодательством России и США можно выделить и по другим, менее принципиальным пунктам. Это сходство проявляется, например, в нагромождении статей, норм, ограничений и санкций.

К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами [26, c.105].

Наложенные Европейской комиссией и министерством юстиции США штрафы являются крупнейшими за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов.

Важно отметить, что американское благополучие строится на трех китах - Конституции США, Билле о правах человека и антитрестовском законодательстве, закрепляющем демократические основы ведения бизнеса и права человека на собственное дело.

В свою очередь антимонопольное регулирование ЕС сосредоточивает внимание преимущественно на рыночном поведении фирм; контроль над структурой рынка играет незначительную роль в системе регулятивных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенное (заниженное) ценообразование, ценовые скидки, дискриминация, отказ в поставке товаров, дискриминационные условия доступа, вертикальные ограничения.

В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено "создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер". Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка. Ее функции представлены на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 - Основные функции европейской комиссии [26, c.107]

Федеральная антимонопольная служба России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы, функции ФАС представлены на рисунке 2.7:

Рисунок 2.7 - Функции Федеральной антимонопольной службы РФ [26, c.108]

Сходство в характере основных антимонопольных законодательных актов России и США налицо. Но если законодательные акты США направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, то законодательные акты РФ - на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий, хотя по содержанию данные законы сходны.

Другими словами, антимонопольное законодательство РФ никак не отражает специфику условий российской экономики, в корне отличную от экономики США и, следовательно, не решает задачи, стоящие перед экономикой.

Если американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса, российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий в результате концентрации и централизации капитала "снизу".

Таково основное отличие антимонопольных законодательных актов России и США: по сути они схожи, но поскольку они действуют в разных условиях, они отражают интересы разных социально-экономических субъектов. Сходство между антимонопольным законодательством России и США можно выделить и по другим, менее принципиальным пунктам.

3. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в РФ


3.1 Реформирование естественных монополий в России


От эффективности функционирования отраслей естественных монополий во многом зависит конкурентоспособность экономики России, как на национальном рынке, так и международном.

Кроме того, инфраструктурная составляющая данных отраслей играет огромную роль в жизнеобеспечении страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования в достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области.

В свое время академик Ю.В. Яременко высказал предположение, что главным препятствием применения рыночных методов даже в индустриально развитой экономике является ее структурно-технологическая неоднородность, поскольку в ней имеется комплекс отраслей жизнеобеспечения, сворачивание или остановка функционирования которых влечет остановку деятельности большого числа или даже всех хозяйствующих субъектов [23, c.244].

В связи с этим реформирование отраслей естественных монополий является ключевым условием сохранения динамической стабильности отечественной экономики.

Комплексное и пропорциональное развитие отраслей естественных монополий - определяющий фактор инновационно-ориентированного развития регионов и страны в целом. На современном этапе остро встала проблема несоответствия внутренней организации естественных монополий условиям и факторам их функционирования [6, c.41].

В последнее время в научных кругах прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей.

В структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов.

Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.).

Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.).

В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности).

В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Как можно видеть, три из четырех названных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры [8, c.137].

В современных условиях, дальнейшее развитие экономики страны во многом зависит от функционирования отраслей естественных монополий. Так, к примеру, проводимая правительством реструктуризация инфраструктурных отраслей является основой снижения издержек, как монополистов, так и общества в целом и непосредственно потребителей. Кроме того, реструктуризация способствует повышению инвестиционной привлекательности данных отраслей.

В свою очередь, осуществляемая реструктуризация естественных монополий должна способствовать:

-       отделению функций хозяйственного ведения от функций государственного управления и регулирования отрасли; формированию государственной компании, управляющей функционированием железнодорожной сети в форме акционерного общества; выделению конкурентного сектора с организацией нескольких транспортных компаний-перевозчиков; обеспечению прозрачности финансовых потоков; выведению из системы МПС вспомогательных и обслуживающих предприятий; а также прекращению перекрестного субсидирования отдельных категорий потребителей, отмене индивидуальных льгот грузоотправителям;

-       отделению в электроэнергетике естественно-монопольной составляющей (транспортировка) от коммерческой (генерирующие мощности); организации конкурентного энергетического рынка при уходе от затратного ценообразования и административного закрепления потребителей за производителями; обеспечению прозрачности финансовых потоков и стопроцентной денежной оплаты услуг отрасли; привлечению на этой основе значительных прямых инвестиций для модернизации отрасли, обновлению ее производственного потенциала;

-       переходу к экономическим методам регулирования газового тарифа при включении в тариф не только эксплуатационных, но и инвестиционных составляющих"; отделению транспортной части тарифа на газ от конкурентной при либерализации последней; формированию параллельно с нынешним регулированием нового нерегулируемого рынка газа (добываемого независимыми производителями на новых месторождениях); реструктуризации РАО "Газпром" на основе четкого определения функциональных ролей хозяйственных единиц, обособление сначала финансового учета и отчетности, а затем и в целом управления и хозяйствования естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности; поддержке процесса формирования независимых производителей и поставщиков газа, а также организаций, оказывающих услуги на газовом рынке, отладка механизмов доступа к газопроводам, введение недискриминационных тарифов на услуги по транспортировке газа [5, c.154].

Таким образом, основной целью проводимой государственной политики является достижение баланса экономических интересов монополистов, проявляющегося в улучшение своего финансово-хозяйственного положения и удовлетворении спроса на услуги естественных монополий потребителей.

Проводимые сегодня в нашей стране реформы естественных монополий во многом основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развитии рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако, в нашей стране отсутствует необходимая законодательная база, опыт экономического регулирования, большие размеры монополистических образований и "непрозрачность" их производственно-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что реформирование отраслей естественных монополий в нашей стране прошло несколько этапов [25, c.37-38].

)        Проведение реформирования отраслей естественных монополий (1992-1995 гг.) на основе общей структурной политики, осуществляемой государством, без учета особенностей производственной деятельности данных отраслей и их роли в обеспечении экономической безопасности страны. Знаковым событием первого этапа реформирования стало создание РАО "ЕЭС России".

Реформы в отраслях производственной инфраструктуры (а значит, в той или иной мере и в сфере их естественной монополии) вначале были индуцированы мероприятиями, проводимыми в рамках общей макроэкономической политики. В указанном аспекте они могут рассматриваться как "эхо" в системе мероприятий, проводимых в общем русле реформ. Осуществление реформ на макроэкономическом уровне во многом определяет мероприятия по реформированию естественных монополий. В то же время реформы в сферах естественных монополий отличаются от реформ в базовых, неинфраструктурных отраслях и по характеру, и по времени их проведения, и по интенсивности.

Реформирование в сферах естественных монополий РФ осуществлялось в рамках масштабных социально-экономических изменений общества и экономики после распада СССР, в условиях глубокого кризиса, связанного, в том числе, с реализующимися в отечественной практике способами перехода к рынку, диверсификации форм собственности, формирования новых институциональных отношений [2, c. 20].

)        Второй этап (1995-2003 гг.) связан с принятием закона "О естественных монополиях". До сих пор закон "О естественных монополиях" является базовым документом, определяющих и регламентирующий деятельность данных отраслей. На данном этапе изменился взгляд на роль естественных монополий в экономике страны, на основе чего был выработан вектор их реформирования. Естественные монополии стали рассматриваться как инфраструктурные отрасли.

3)      Начиная с 2003 г. по настоящее время - третий этап реформирования. Начало данному этапу было положено принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в отрасли. С 1 апреля 2003 г. вступил в силу пакет законов об электроэнергетике, заложивших основы проводимой реформы. Следует отметить, что первоначально концепции реструктуризации и реформирования отраслей естественных монополий разрабатывалась на основе зарубежного опыта.

Реформирование отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:

-       уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерства;

-       выделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правилами рынка.

Таким образом, реформирование естественных монополий направлено на повышение эффективности монополистических образований, выделение из их структуры конкурентных сегментов, повышение конкурентоспособности отраслей на отечественном и международном рынке, а также привлечение инвестиций. Кроме того, осуществляемые в современных условиях реформы инфраструктурных отраслей подразумевают и развитие государственно-частного партнерства.

Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу, как свидетельствует опыт многих стран, может осуществляться на основе пере-дачи от государства частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями (например, на концессионной основе) [5, c.37].

Базовым вектором проводимых сегодня в России реформ естественных монополий выступает следующее направление: выделение производственной и инфраструктурной стадии. В соответствии с международным опытом, можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики.

Согласно первой модели сохраняется полностью интегрированное монополистическое образование, объединяющее в себе все стадии производства и сетевого хозяйства. Монополистам принадлежит огромная власть, которая может быть ослаблена лишь на локальных рынках посредством развития конкуренции. Следует отметить, что в современных условиях все естественные монополии в России построены в соответствии с данным принципом.

Вторая модель предполагает разграничение производственного процесса и сетевого хозяйства. Соответственно на стадии производства может присутствовать конкуренция, тогда как на стадии сетевого хозяйства все еще остается монопольное положение. На сегодняшний день, в соответствии с данной моделью осуществляют свою деятельность предприятия в сфере электроэнергетики, что стало возможным благодаря проведенной реструктуризации монополистических образований данной отрасли. При этом, в законодательстве все еще не определены барьеры, не позволяющие сетевому монополисту воздействовать на конкурентные отношения производителей.

Третья модель предполагает наличие одновременно элементов конкуренции и интеграции.

В данном случае так называемого "функционального разбиения", например ведения раздельной хозяйственной отчетности по сетевой и производственной деятельности внутри интегрированного предприятия, а также регулирования внутренних цен, назначаемых монополистом для самого себя за пользование инфраструктурной сетью [12, c.106].

В соответствии с данной моделью осуществляют свою деятельность сетевые монополии, в том числе и естественные монополии, которые вступают в конкурентные отношения в сфере производства.

При этом, в процессе реформирования должны учитываться интересы трех основных движущих сил: самих монополий, совмещающих в себе как естественно-монопольную сферу (инфраструктуру), так и потенциально конкурентные виды деятельности; независимых от монополий производителей, для реализации товаров и услуг которых необходима инфраструктура монополий и инвесторы; промышленных потребителей указанных товаров и услуг.

Кроме того, при разработке реформ необходимо учитывать специфические особенности отечественных естественных монополий:

-       большая протяженность территории страны, в связи с чем возрастает роль естественных монополий как экономического механизма государственной интеграции, при этом транспортные издержки так же увеличиваются;

-       суровый климат во многих регионах страны обуславливает высокую энергоемкость экономики;

-       особая роль отраслей естественных монополий в обеспечении экономической безопасности страны;

-       низкий технологический уровень развития отечественных компаний, в том числе энергосберегающих, и экономической эффективности на предприятиях-потребителях продукции естественных монополий, а также жилищно-коммунального хозяйства на фоне низкой платежеспособности;

-       наследие от административно-командной системы (размещение промышленного производства с ориентацией на источники энергии).

Таким образом, проведение реформ отраслей естественных монополий в России невозможно без учета вышеперечисленных факторов, в противном случае это грозит остановкой большого количества промышленных предприятий, ростом долгов за электроэнергию, а также переориентацией топливно-энергетического комплекса на внешний рынок. Соответственно, подход к реформам должен быть строго взвешенным, основанным на точных расчетах, а прямой перенос какой-либо зарубежной модели на российскую почву просто недопустим.

3.2 Современные подходы к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий


Государственное регулирование тарифов на услуги предприятий естественных монополий осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения: тарифов, достижения баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей их услуг, развития конкурентной среды, создания экономических стимулов для обеспечения снижения себестоимости услуг.

Проведение дезинтеграции и приватизации естественных монополий в существующей институциональной среде может привести к серьезному ухудшению деятельности отраслей и экономики в целом. Опасность спада деятельности естественных монополий, являющихся для российской экономики системообразующими отраслями, сопряжена с дестабилизацией всех отраслей, являющихся пользователями продукции и услуг естественных монополистов, а также снижением поступлений в бюджеты всех уровней, разрыва единого экономического пространства [1, c.104].

В отличие от цены на любой другой товар, который устанавливается единолично предпринимателем, исходя из своих предположений о рыночной конъюнктуре, понятие системы ценовых ставок означает, что есть множество элементов, формирующих конечные тарифы: собственно интересы предпринимателя, уровень жизни населения, уровень развития производства, государство, выражающее интересы последних двух групп через органы регулирования.

Таким образом, тарифообразование на электроэнергию становится элементом государственной экономической политики.

Государство реализует политику регулирования в области электроэнергетики посредством соответствующих нормативно-правовых актов различного уровня. "Правила игры" должны быть понятны и прозрачны для каждого субъекта: производителя электроэнергии, гарантирующего поставщика, сетевой компании или конечного потребителя, коммерческой структуры или гражданина, и носить долговременный характер, однако жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы, в том числе и в экономическую политику. При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике основным принципом должно являться достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

При регулировании тарифов применяются следующие методы [1, c.105]:

)        метод экономически обоснованных расходов (метод "затраты плюс");

2)      метод индексации тарифов;

)        метод доходности инвестированного капитала (метод RAB).

Традиционным и преимущественно используемым в тарифном регулировании электросетевых компаний является: метод экономически обоснованных затрат ("затраты плюс") при расчете тарифа на передачу электрической энергии.

Это означает, что при утверждении тарифов рассматриваются экономически обоснованные затраты компании на осуществление регулируемой деятельности, с учетом их фактического целевого использования за предыдущий год и инвестиционная программа организации. Из этих двух слагаемых и формируется тариф. При использовании метода экономически обоснованных затрат тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации (НВВ), осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ. Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой на основе принципа минимизации суммарной стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям, при участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

При формировании сводного баланса определяются планируемые объемы потребления электрической энергии (мощности) населением.

Таким образом, используемый преимущественно в настоящее время затратный метод характеризуется стимулированием "раздувания" издержек у субъектов регулирования и препятствует внедрению передовых технологий. Отсутствует функциональная зависимость размера тарифа от параметров надежности и качества энергоснабжения потребителей с учетом перспективного спроса на электроэнергию и мощность. В итоге тарифы постоянно растут, а средств, для инвестирования в развитие энергокомплекса, постоянно не хватает.

В основе методики RAB лежит формирование тарифа компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возмещаются не за один год, а в течение 20 и более лет. Тарифы устанавливаются на период от трех до пяти лет, что обеспечивает стабильность и прогнозируемость ситуации для инвесторов, снижает их риски, а значит, и стоимость капитала для распределительных сетевых организаций.

Кроме того, тарифы ежегодно корректируются в соответствии с влиянием макроэкономических факторов, например инфляции, если она вышла за прогнозируемые рамки.

Формирование необходимой валовой выручки (НВВ) в методике RAB, во-первых, фиксирует на период регулирования величину операционных расходов (что стимулирует меры по энергоэффективности), во-вторых, основано на принципе, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий норме доходности, признаваемой участниками рынка в качестве обоснованной, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода.

Если спроецировать этот базовый принцип на годовой инвестиционный период и учесть истощаемость инвестированного капитала со временем, станет понятно, что инвестору в конце года вернется инвестированный капитал, сниженный на величину годовой потери, поэтому в течение года инвестор не только должен получить приемлемый доход на инвестированный в начале этого года капитал, но и возвратить указанную годовую потерю инвестированного капитала. Возвращенный капитал может быть вновь реинвестирован в начале нового года и весь инвестиционный процесс повторится с той лишь разницей, что доход на инвестированный капитал по абсолютной величине снизится в соответствии со снижением величины реинвестированного капитала.

Ежегодный доход инвестора формируют две составляющие: фиксированный ежегодный возврат капитала, возмещающий инвестору ежегодную потерю стоимости инвестированного капитала, и ежегодно снижающийся доход на уменьшающийся реинвестированный капитал.

Расчетная модель включает:

-       расчет параметров для "старого" инвестированного капитала;

-       расчет параметров для "новых" инвестиций;

-       возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал - как для "старого" капитала, так и для новых инвестиций.

Экономический смысл заключается в том, что при переходе к регулированию тарифов по методике RAB компания начинает получать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов. Понятно, что при этом, с одной стороны, разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования, устраняется, а инвестиционная привлекательность компании резко возрастет. Это отражает интересы инвесторов. С другой стороны, результирующая величина тарифа - а точнее, траектория долгосрочного тарифного плана - не должна выходить за приемлемые границы, согласованные с региональным органом исполнительной власти, представляющим интересы региона и потребителей.

Регулятор в этой связи получает широкий набор экономических инструментов тарифного регулирования. Соответственно, заинтересованной в эффективной работе оказывается и менеджмент компании как третья сторона, которая выигрывает всю экономию при сокращении издержек относительно базового уровня.

Таким образом, в тарифной политике оказывается уже три "игрока", что принципиально меняет направленность тарифных споров - вместо спора типа "больше-меньше" (не дающего удовлетворительно результата ни одной стороне) появляется возможность выиграть всем (т. н. стратегия "win-win"). Задача усложняется, и ее решение требует более сложного инструментария. Поэтому смысловым ядром всей методики является расчетная модель, связывающая воедино все параметры: предполагаемый уровень НВВ, оценку капитала и показатели инвестиционной программы. Для поиска и обоснования выбора оптимального варианта необходимо применение вариационных и итерационных процедур.

Казалось бы, технически, используя новую методику, любая регулируемая компания может уже сейчас попытаться сама рассчитать возможный рост своей стоимости и динамику дохода. Но реально такой расчет не стоит ничего без организации самого процесса регулирования как процесса оптимизации - причем, на основе тесного взаимодействия всех трех "игроков". Поэтому регулятор сможет дифференцировать акценты своей тарифной политики в регионе в каждом конкретном случае - либо регулятор стимулирует предприятия-потребителей, либо формирует определенные параметры расчетной в целях стимулирования инвесторов (варьируя норму доходности и т.д.). То есть дифференциация потребуется для определенных зон обслуживания, связанных технологически, географически и имеющих присоединенных потребителей (вместо традиционного регулирования энергоснабжающих организаций - юридических лиц).

Перед началом долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:

-       индекс потребительских цен, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации;

-       количество активов (в отношении услуг по передаче электрической энергии - условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности), определяемое регулирующими органами;

-       расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (неподконтрольные расходы), определяемые регулирующими органами;

-       расходы, предусмотренные согласованной в установленном порядке инвестиционной программой организации, за исключением расходов, финансируемых за счет платы за технологическое присоединение;

-       полезный отпуск электрической энергии, определяемый регулирующими органами;

-       стоимость потерь электрической энергии, определяемая регулирующими органами.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов. Величина корректировки, учитываемая в очередном году долгосрочного периода регулирования, рассчитывается как разница между товарной выручкой регулируемой организации за прошедший год и необходимой валовой выручкой, установленной на прошедший год, с учетом ее корректировки на отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов. Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов в очередном году долгосрочного периода регулирования, рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки, установленной на очередной год долгосрочного периода регулирования, и величины корректировки, рассчитанной по итогам года, предшествовавшего текущему году.

Принципиально новым в данном методе является включение в необходимую валовую выручку компании двух составляющих - возврата инвестированного капитала (аналога бухгалтерской амортизации) и дохода на инвестированный капитал.

Размер инвестированного капитала определяется для регулируемой организации один раз (при переходе на RAB) по результатам оценки активов независимой экспертной организацией - это рыночная стоимость объектов, непосредственно участвующих в процессе передачи электрической энергии. Далее раздельно от бухгалтерского и налогового ведется учет инвестированного капитала, в соответствии с Правилами ведения учета. Полная и остаточная стоимости отличаются на величину физического износа оборудования. Реализация инвестиционных программ, приобретение и реализация сетевыми компаниями оборудования, его естественный износ - все это влияет на размер инвестированного капитала, на расчет долгосрочных тарифов, и в итоге, на величину тарифа для конечных потребителей. В настоящее время

Федеральная служба по тарифам совместно с Минэкономразвития России организовала работу по внесению изменений в Порядок определения и ведения учета инвестированного капитала. В условиях широкомасштабного перехода на методику RAB задача разработки качественного инструментария для ведения учета регуляторной базы одна из самых актуальных на сегодняшний день. Срок возврата инвестированного о капитала определен ФСТ России на первый долгосрочный период - 35 лет.

Соответственно, ежегодно включаемый в тариф сетевой организации возврат инвестированного капитала составит 1/35 от полной величины. Для расчета дохода на инвестированный капитал регулятором в соответствии с утвержденными Правилами расчета, устанавливается норма доходности на старый и новый инвестированный капитал. Эта составляющая в RAB-тарифах не имеет аналога при методе "затраты плюс" и является источником для осуществления инвестиционных проектов и получения дохода инвесторами. Справедливая норма доходности на инвестированный капитал рассчитывается в виде средневзвешенной стоимости капитала.

Такой подход к расчету нормы доходности позволяет учитывать риски, связанные с финансированием деятельности распределительных сетевых компаний как за счет собственных источников, так и за счет заемных средств. Стоимость финансирования деятельности компании за счет собственного капитала отражает все риски, присущие инвестициям в акционерный капитал. Стоимость финансирования за счет заемных средств соответствует процентной ставке, под которую возможно привлечение кредитных ресурсов.

Данная система необходима для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифов на услуги сетевых компаний. Таким образом, RAB-регулирование позволяет предприятиям привлекать капитал в требуемом объеме и иметь в тарифе гарантированный источник его возврата в течение 35 лет. Эти условия понятны инвесторам и поэтому чрезвычайно выгодны сетевым организациям.

Увеличение вложений сетевых организаций не приведет к росту тарифов, так как реализация инвестпрограммы не влияет на тариф того года, в котором она осуществляется. Возможность увеличения кредитного плеча для эффективного выполнения инвестиционных проектов является одной из основных особенностей формирования тарифов методом RAB [9].

Система RAB-регулирования была создана и впервые внедрена в Великобритании в конце 80-х гг. прошлого века. Первыми перешли на новую модель тарифообразования компании связи и водоснабжения. Чуть позже эксперимент был распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и иные сферы бизнеса с ограниченной конкуренцией. С середины 90-х гг. английский опыт переняли другие европейские страны, а также Австралия, Канада и США. Сегодня методика RAB-регулирования применяется во многих государствах Западной и Восточной Европы: в Великобритании, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Германии, Швеции, Норвегии.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация всех преимуществ реализации метода доходности инвестированного капитала RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, возможность долгосрочного планирования программ развития.

Помимо сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По прогнозам экспертов в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии [13]. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. Еще одним препятствием на пути реформы может оказаться слишком высокая ставка по кредитам, которая может быть больше установленной нормы доходности в 12%.

В настоящее время переход на долгосрочное тарифное регулирование закреплен на законодательном уровне, а также посредством поручений Правительства РФ.

Следует отметить, что государственное ценовое регулирование в России продвинулось еще на один шаг в деле введения стимулирующего регулирования в отношении естественных монополий в электроэнергетической отрасли.

Проведенный сравнительный анализ методов тарифного регулирования по основным показателям выявил, что метод экономически обоснованных затрат используется для установления тарифов на один год, тогда как RAB - это метод долгосрочного регулирования 3-5 лет. Операционные затраты при затратном подходе ежегодно обосновываются, RAB упрощает процедуру - применяется индексирование в соответствии с расчетными коэффициентами с заданием на снижение. Экономия, полученная организацией от установленного уровня, сохраняется в компании последующие пять лет как премия за эффективность.

Принципиальным отличием системы RAB является то, что в выручку компании при тарифном регулировании закладывается источник для возврата заемных средств, привлекаемых для реализации инвестиционной программы предприятия - возврат и доход на капитал. Новая концепция регулирования, реализовываемая с внедрением RAB-регулирования, ставит монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Регулирующий орган при утверждении тарифов сравнивает деятельность компании с аналогами из других регионов - "benchmarking".

В зависимости от эффективности деятельности, компания получает премии либо штрафы, что стимулирует оптимизацию операционной деятельности. Тарифная модель RAB увязывает надежность и качество оказываемых услуг с валовой выручкой компании.

Таким образом, сбалансированная методика формирования тарифной политики в энергетике, реализующая сформулированные принципы ее формирования и отвечающая требованиям к инструментам и методам ее реализации, позволяет согласовать интересы объектов и субъектов тарифной политики. Для различных субъектов можно выделить следующие цели внедрения RAB:

Цели потребителей:

-       обеспечение качественными услугами по электроснабжению;

-       снижение (в сопоставимых ценах) тарифов на электроснабжение.

Цели компаний:

-       обеспечение эффективной и прибыльной деятельности, предотвращение банкротства;

-       привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов к реновации основных средств;

-       обеспечение предсказуемости тарифной политики;

-       привлечение грамотных менеджеров и обеспечение их мотивации к получению достойного вознаграждения за счет повышения экономической эффективности деятельности компаний, а не за счет повышения тарифов.

Цели администрации регионов:

-       организация качественного электроснабжения населения;

-       обеспечение структурной реформы ЖКХ;

-       встраивание тарифной политики в долгосрочную социально-экономическую стратегию развития территории;

-       сокращение расходов бюджета на оплату коммунальных услуг.

Исследование характера связей между базовыми условиями формирования тарифной политики и последствиями ее реализации позволило сформулировать основополагающие принципы формирования тарифной политики и определить требования к инструментам и методам ее реализации. Тарифная модель должна обеспечивать:

) наименьший рост тарифа;

) максимальный объем инвестиционных затрат;

) механизм возврата заемного капитала.

Таким образом, в соответствии с выбранными критериями можно сделать вывод, что внедрение системы тарифообразования на принципах RAB обладает рядом преимуществ:

-       формирование тарифов происходит на основе стоимости активов компании, определенной независимым оценщиком, т.е. с учетом переоценки, что значительно повышает возможности компании в финансировании инвестиционных программ;

-       обеспечивается возвратность акционерного и заемного капитала на уровне рыночной доходности в отраслях с аналогичным уровнем рисков;

-       создаются стимулы для компании к снижению затрат и повышению надежности и качества энергоснабжения;

-       устанавливаются долгосрочные тарифы с ежегодной индексацией в зависимости от величины инфляции и с учетом других объективных причин, что способствует прозрачности и прогнозируемости денежных потоков компаний.

-       применение метода доходности инвестированного капитала это компромисс между энергоснабжающими компаниями, потребителями электрической энергии и государством.

Заключение


Рассмотрев естественные монополии, можно сделать вывод, что однозначной оценки данного вида монополий в экономической теории нет. В науке существуют мнения, обосновывающие существование естественных монополий и доказывающие их эффективность в рыночной экономике, но есть и мнения, категорически опровергающие существование какой-либо естественности монополий.

Проведенный в данной курсовой работе анализ различных экономических субъектов позволяет сделать вывод в пользу существования естественных монополий. На данный момент все известные методы регулирования хотя и позволяют кардинальным образом решить проблемы естественных монополий, но обладают рядом недостатков, снижающие эффективность деятельности естественных монополий. Таким образом, пока экономическая наука не нашла более эффективный способ, регулирование естественных монополий является основной проблемой государства, которое во многих странах имеет тенденцию брать на себя ответственность за деятельность естественных монополий целиком и национализирует их. На данном этапе этот способ является наиболее эффективным.

Проведя анализ специфики российских естественных монополий, можно сделать вывод, что государственная политика по отношению к естественным монополиям до конца не сформировалась, что находит отражение в несовершенном законодательстве. Однако у российских естественных монополий есть огромный потенциал.

Таким образом, естественные монополии в России имеют преимущества в условиях государственной собственности, а политика активного государственного предпринимательства может сделать естественные монополии весьма эффективными, что позволит российской национальной экономике успешно развиваться и занять достойное место в мире.

Список литературы


1.      Батина И.Н. К вопросу о современных подходах к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий // Журнал экономической теории. - 2011. - №1. - с.104-110.

2.      Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2012. - № 1. - с. 20.

3.      Бюллетень отрасли российской экономики: производство, ценные бумаги, финансы. Электроэнергетика. - Москва. - 2012. - Выпуск 989. - Режим доступа: #"657337.files/image011.gif">

Похожие работы на - Естественные монополии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!