Личностные особенности женщин-военнослужащих

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личностные особенности женщин-военнослужащих















Личностные особенности женщин-военнослужащих

1. Подход к понятию личности

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. В современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Биогенетический подход - (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма. Социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) считает основой личности структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д. Психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

Фундамент исследований Московской школы психологии - положение об историко-материалистическом подходе. Исходный метод - метод анализа предметной деятельности, названный Леонтьевым «теорией деятельности» В центре внимания Московской школы - личность.

Ленинградскую школу отличает стремление к экспериментам и фактам комплексного исследования, а не рассуждениям В 1970 г. впервые после длительного перерыва в ЛГУ произошел возврат к применению тестов В центре внимания Ленинградской школы - человек в его многообразии, с его потенциалом. Важную роль в деле формирования факультета как научного и учебного центра сыграла теоретическая концепция Ананьева, в которой была определена новая социальная роль психологии как формирующегося центра человекознания, раскрыта суть человека как предмета познания, обоснована необходимость комплексного исследования, как основного метода психологии. Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества ленинградской школы, на фоне которой оказали несомненно большое влияние идеи выдающегося русского и советского ученого В.М. Бехтерева. Разработка научных методических и организационных основ деятельности факультета психологии Ленинградского университета была осуществлена известными психологами и педологами Ананьевым, Ломовым, Мясищевым, Самариным, Кузьминым, Кузьминой, Ярмоленко, Бодалевым, Тих, Рыбалко и др.

личность женщина военнослужащий профессиональный

2. Специфика профессиональной деятельности женщин-военнослужащих

Военнослужащих среди российских женщин целых полмиллиона. 115 тысяч из этих 500 служит в Министерстве обороны, и среди них - 14 полковников, 75 подполковников, более 300 майоров. В распоряжении Федеральной пограничной службы 12 тысяч женщин, в ВДВ служат 2 тысячи, несколько тысяч - в ВМФ. По данным МО РФ среди общего числа контрактников более 50% женщин на солдатских и сержантских должностях, 4 полковника, 2 400 офицеров. Больше всего женщин в ВВС, ПВО, погранвойсках, военно-космических войсках Женщины составляют 9,5% общей численности военнослужащих Российской армии. В некоторых специализированных воинских частях, таких, как узлы связи, базы материально-бытового обеспечения, госпитали, военных в юбках еще больше - 60-80%. Медики, связисты, психологи, переводчики, топографы, финансисты, журналисты, программисты, даже профессиональные разведчики - такие у наших женщин в армии профессии.

Трудно очертить границы женского влияния на все стороны социальной и нравственной жизни воинов. Женщина носитель огромного нравственного потенциала. Женщины-военнослужащие отличаются большей исполнительностью, добросовестностью, дисциплинированностью, чем мужчины. Вместе с тем армейская служба в мирной и военной обстановке далеко не одно и то же. В период ВОВ в армии служили 100 тысяч женщин, а просились на фронт еще больше. Жестокая необходимость толкала их на этот шаг. С благодарностью вспоминаем женщин - медиков, вынесших на фронтах войны тысячи раненых и спасшие им жизнь. Танк «боевая подруга» М. Октябрьской, подводная лодка «Месть», построенная на деньги вдов североморцев и другие женские подвиги.

И сегодня в горячих точках воюют женщины. Если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке явление чрезвычайное. И в общественном сознании она остается таковым.

Ученые и политики считают нецелесообразной армейскую эмансипацию. Женщины осваивают разные боевые специальности. Закон этому не препятствует, но тормозом служат только традиционные взгляды на роль и место женщины в обществе.

Мужчины-командиры считают, что женщины более основательно изучают военное искусство, лучше стреляют, усидчивы, старательны, ответственны… одним словом, идиллия, да и только. Правда, генералов женского пола в нашей армии нет. У космонавтов есть (Валентина Николаева-Терешкова), в бывшем КГБ есть, в МВД - две, в ФСБ - одна, а вот в армии - нет. В США несмотря на то, что женщин в американской армии всего 200 тысяч, генералов среди них целых 11, а одна - адмирал. В Великобритании (16 тысяч женщин в армии) - 4 генерала женского пола, во Франции (20 тысяч женщин проходят службу) - 2. В Израиле тоже есть женщина в звании генерала. Хотя 236 тысяч женщин из армий США, Великобритании и Франции, конечно же, ни в какое сравнение не идут с нашей половиной миллиона.

В общем, популярна среди наших гражданок армия. Особенно среди молодых гражданок. Средний возраст женщин-офицеров примерно 33 года, а женщин-прапорщиков и мичманов - 36 лет. При этом около 1000 женщин из числа прапорщиков и мичманов являются участниками боевых действий. Более 1300 женщин-военнослужащих были награждены государственными и правительственными наградами за участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-1989 гг.; более 500 - за мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Основными факторами, влияющими на решение женщин поступать на военную службу, являются социально-экономические: высокий уровень безработицы, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у военнослужащих, в том числе, возможность получения более раннего и повышенного пенсионного обеспечения, по сравнению с большинством других категорий женщин; возможность профессиональной самореализации и служебной карьеры и др.

Установлено, что, за пять последних лет, существенно изменилась структура воинских должностей, занимаемых военнослужащими женщинами и проходящими службу по контракту: увеличилось почти вдвое количество военнослужащих женщин, проходящих службу в должности офицеров и прапорщиков. По результатам обследования было выявлено, что больше половины обследованных женщин русские (78%), замужем (61% респондентов), замужние военнослужащие женщины в основном, имеют двоих детей. Причем замужних женщин почти вдвое больше чем женатых мужчин, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового состава.

Анализ полученных данных показал, что военная служба по контракту наиболее привлекательна для женщин в возрасте после 30 лет, а для мужчин в возрасте от 20 до 24 лет. И хотя средний возраст женщин респондентов оказался 37-38 лет, за последние пять лет, имеется тенденция к омоложению состава военнослужащих женщин. Многие военнослужащие женщины обеспечены жильем (имеют отдельную квартиру 85% респондентов). Перед поступлением на военную службу многие военнослужащие женщины работали и учились (90,4% - рядовых и 78,9% - офицеров и прапорщиков); образовательный ценз у женщин намного выше мужчин (так, высшее образование в 1994 году было у 22% опрошенных женщин и у 3,5% мужчин, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантского и рядового состава, а в 1999 г. высшее образование было уже > 37% женщин). Также выше и качество образования у женщин военнослужащих (средний балл аттестата (диплома) 4,5 - 5,0 имеют около 46,2% женщин, > мужчин только 10.9%) Только у 3% военнослужащих женщин срок службы менее 5 лет (у остальных намного больше), хотя большинство (73,9% респондентов) военнослужащих женщин считают, что военная служба в настоящее время не является престижной

Важная проблема вопросы правового регулирования военно-служебных отношений с участием военнослужащих женщин, поскольку служба женщин регулируется не только военным законодательством, но и другими отраслями права. Сегодня существует недостаточная информированность их о тех правах и льготах, которые предусмотрены для них законодательством РФ, особенно связанных с охраной материнства и детства. Каждой четвертой нет 25 лет, каждая третья до 30 лет, в этом возрасте склонны к «декретным отпускам». Нередко это приводит к конфликтам, недоразумениям, нравственным проблемам.

Необходимо изучать опыт комплектования женщин зарубежных армий (в них до нескольких десятков тысяч женщин, рекордное число во Франции - 22 тысячи). В армии США их 10%, Канады 9%, Великобритании 5%, во Франции 4%. В Норвегии женщина может быть командиром подводной лодки, а в Бельгии на флот их не берут, в Нидерландах их берут на флот, в Канаде только на подлодки. В Португалии, Франции, Греции, Турции женщинам доступны любые армейские должности кроме боевых частей.

В будущем не исключено, что в итальянской армии женщин будет больше, чем мужчин. Об этом заявил в среду начальник генерального штаба вооруженных сил Италии генерал Джулио Фратичелли, передает агентство АНСА.

Как заверил генерал, уже при следующем наборе в Академию сухопутных войск в Модене будет отменен существующий ныне 10-процентный лимит приема женщин. Квот для женщин при поступлении в Академию, подчеркнул Фратичелли, не будет никаких: «Будут приняты все достойные этого, теоретически женщин может быть даже больше, чем мужчин».

По мнению начальника генштаба, утвержденные ранее квоты больше не нужны и среди рядового состава. Более того, генеральный штаб изучит вопрос о минимально допустимом для итальянского солдата росте в 161 см, из-за чего часто «отбраковывались» новобранцы женского пола. «Посмотрим, что тут можно сделать, можно ли закрыть глаза на один сантиметр», - сказал генерал.

Основная трудность, с которой приходится сталкиваться женщине в армии, - это грубость и бескультурье отдельных офицеров и прапорщиков. Н.И. Непочетная в книге «Женщина в армии: социально-статистический обзор» пишет: «К сожалению, имеют место попытки некоторых мужчин в погонах склонить женщин-военнослужащих к сожительству». Запад далеко не ушел от нас. Так, американки-военнослужащие по-прежнему подвергаются сексуальным оскорблениям, несмотря на попытки изжить дискриминацию в Вооруженных силах… 64% опрошенных военнослужащих-американок заявили, что так или иначе подвергались различным оскорблениям - от свиста и пошлых шуточек в их адрес до прямых сексуальных домогательств. Результаты опроса также показывают, что военнослужащие-женщины в четыре раза чаще военнослужащих-мужчин подвергаются сексуальным оскорблениям в различной форме. 5% пострадавших от оскорблений женщин сообщили, что были изнасилованы или подвергались иным сексуальным посягательствам. Статистика, как видите, приведена американская, но даже с учетом стремления американок усмотреть в любом косом взгляде сексуальное домогательство, она показательна. Во всяком случае, не имеет смысла предполагать, что наши женщины защищены лучше, нежели их американские коллеги. В особенности те, кто проходит службу не по месту жительства, не в ведомственных кабинетах, а непосредственно в воинской части, в казарме.

Помимо сексуальных домогательств, у женщины, проходящей службу, может возникнуть еще одна проблема - беременность. Если у штатских дело ограничивается, как правило, декретным отпуском и отпуском по уходу за ребенком, то в армии этот выбор подчас ставится жестче: или армия, или ребенок. Может быть, именно поэтому только три с небольшим процента наших женщин имеют высшее военное образование? Но едва ли можно пенять женщине на то, что она рано или поздно оставляет военную службу ради семьи и детей. Даже если она отдала своей родной армии лучшие годы жизни. В ходе исследований психолог Мартинович попыталась выяснить, чем недовольны женщины в армии (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Больше всего их не устраивают материально-бытовые проблемы - 84%, 70% жаловались на хамство коллег-мужчин, 58% - на то, что нет достаточных нормативно-правовых условий, учитывающих особенности прохождения службы женщинами. Еще 36% сетовали на трудности продвижения по служебной лестнице, а 24% говорили о неэлегантности военной формы. Несмотря на все это, большинство собеседниц Мартинович - 72% - относятся к военной службе положительно.

По данным Социологического центра Вооруженных сил, почти половина женщин-военнослужащих считают, что в армии допускаются нарушения их прав. Прежде всего, не соблюдаются установленные для них законом льготы и гарантии, а также нарушаются должностные права. При этом главной причиной большинство опрошенных назвали «нежелание должностных лиц вникать в их проблемы».

Треть респондентов заявили, что чаще всего их права нарушаются командирами и начальниками (в опросе принимали участие 300 женщин, проходящих службу в Московском, Дальневосточном, Приволжско-Уральском и Сибирском военных округах, а также на Северном флоте и в ВДВ). Как утверждают военные социологи, на протяжении последних лет прослеживается устойчивый рост жалоб женщин-военнослужащих именно на своих командиров: количество таких заявлений в ходе опросов увеличилось с 21% в 2001 году до 30% в 2003-м. Причины могут быть различны: то ли командиры стали чаще нарушать женские права, то ли представительницы слабого пола стали смелее сообщать о нарушениях. А может, повысилась правовая культура, и женщины стали называть нарушением то, что раньше считали в порядке вещей.

Сегодня ясно, что необходимо создание условий для ослабления негативных тенденций пребывания женщин в армии. Однако без внимания руководства страны, обществу эти проблемы в обозримом будущем решить не удастся.

3. Личностные особенности женщин-военнослужащих

При анализе основных мотивов поступления женщин на военную службу выяснено, что основными социальными факторами, влияющими на выбор женщины поступать на военную службу, являются, прежде всего, социально-экономические факторы. Высокий уровень безработицы, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у военнослужащих, возможность получения более раннего и повышенного, по сравнению с большинством других категорий женщин, пенсионного обеспечения.

Вместе с тем, следует отметить, что, в современных социально-экономических условиях, женщина, поступившая на военную службу как представитель социума имеет определенные возможности для самореализации. Для нее открываются возможности служебной карьеры, самоутверждения, стать независимой и самостоятельной, приносить пользу обществу и др. Так 56% женщин охарактеризовали свою службу как службу достаточно интересную, разнообразную, нескучную, но не позволяющую проявлять инициативу, хотя способности и черты характера, по их мнению, в основном соответствуют требованиям военной службы.

Женщина, выбравшая службу в армии, переживает ряд психологических проблем. Устоявшийся размеренный уклад жизни ломался. Иные атмосфера взаимоотношений, психология, логика. Кругом - все мужское. Здесь женское как бы отчуждается. Поощряется лишь желание быстро освоить воинскую специальность и настойчивость в достижении цели.

У женщин-военных дело с дисциплиной обстоит - лучше, чем у мужчин. Дисциплинарных проступков у мужчин больше. Но причины этой дисциплинированности индивидуальны. Одной женщине будет неудобно, если она опоздает на работу, а другой не хочется иметь замечаний или лишиться поощрений.

В зависимости от отношения к своим профессиональным обязанностям психологи выделяют 3 группы женщин-военных - ориентированных на профессию, на семью, а также тех, кто выбрал армейскую службу, потому что других вариантов не было. Но всех их, по мнению военного психолога Аллы Мартинович, объединяет то, что у них, как правило, есть родственники-военные мужского пола.

Профессионально ориентированные женщины - самая маленькая группа - 12%. Одна из возможных причин их малочисленности в армии, считает Мартинович, в том, что для них важно получить высшее образование, а количество военных вузов, принимающих женщин, в последние годы сократилось. Коллеги-мужчины не испытывают особо теплых чувств к профессионально ориентированным женщинам - такое отношение психолог заметила у 64% опрошенных ею офицеров и прапорщиков.

«Офицерами-мужчинами болезненно воспринимается то, что женщина может занимать аналогичные с ними должности, успешно выполнять свои обязанности и иметь авторитет у подчиненных», - говорит Мартинович. Успехи женщины воспринимаются как аномалия, считается, что она добилась их, например, с помощью протекции.

Психолог Е Демина провела исследование личностных характеристик женщин-военнослужащих. В ходе проведения исследования, было осуществлено изучение профессионально-важных качеств личности военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту. Опрос проводился по методике Цешра военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации (1994) Военнослужащим было предложено оценить некоторые личностные характеристики с позиции их значимости.

В перечень вошло 93 характеристики. Опрашивались, как мужчины, так и женщины военнослужащие. Полученные результаты были подвергнуты факторному анализу, что позволило выделить для мужчин и женщин, проходящих службу по контракту по 4 фактора, имеющих наибольшее значение для успешной военно-профессиональной деятельности. Для женщин значимыми личностными характеристиками являются качества, выделенные в общие блоки и обозначенные, как факторы: моральная нормативность, поведенческая регуляция, коммуникативные способности и состояние здоровья. Для мужчин значимыми характеристиками являются качествам, обозначенные как факторы: моральная нормативность, поведенческая регуляция, физическая работоспособность и состояние здоровья.

Различие в структуре профессионально важных качеств мужчин и женщин объясняется, вероятно, тем, что служба женщины в вооруженных силах до сих пор считается явлением неординарным. Женщины, проходящие военную службу по контракту, испытывают определенные затруднения в адаптации к новым для себя условиям и, в том числе, к особенностям армейских взаимоотношениям. Поэтому уровень развития коммуникативных способностей определяет не только успех в адаптации, но и профессиональной деятельности в целом.

Е. Демина осуществила анализ психологических характеристик военнослужащих женщин и их взаимосвязь с успешностью профессиональной и учебной деятельности.

В ходе дальнейших исследований была проанализирована взаимосвязь адаптационных способностей и уровня нервно-психической устойчивости и некоторых других личностных характеристик с успешностью профессиональной деятельности военнослужащих женщин

Для решения данной задачи были сопоставлены группы «успешных» и «неуспешны» в профессиональной деятельности военнослужащих женщин Были обнаружены отличия по трем базовым шкалам методики СМНЛ, называемым шкалами невротической триады (Us, D, Ну) Женщины из группы «неуспешных» обладают более выраженными невротическими характеристиками (р<0,05). Следовательно, характеристики личности военнослужащих женщин оказывают влияние на успешность прохождения военной службы, что говорит о целесообразности проведения профессионального психологического отбора.

Анализ соотношения адаптационных характеристик мужчин и женщин был осуществлен на основе результатов выполнения теста «Адаптивность» военнослужащими офицерского состава Адаптационные характеристики мужчин оказался выше, чем аналогичные показатели у женщин Вероятно, данное явление обусловлено гендерными особенностями. Однако обнаруженные различия не являются противопоказаниями к военной службе женщин. Несмотря на то, что уровень развития адаптационных характеристик мужчин и женщин различаются, средние показатели личного адаптационного потенциала у военнослужащих женщин соответствую общепринятой норме

С целью определения нормативных критериев тестов, используемых в профессиональном психологическом оiборе кандидатов для прохождения военной службы, но уже в отношении женщин, были проанализировано распределение показателей женщин по методикам, которые в настоящее время утверждены руководящими документами для проведения ППО. В ходе исследования были построены гистограммы распределений по суммарным значениям «сырых» баллов интеллектуальных методик военнослужащих женщин. Аналогичные исследования были проведены в отношении теста «Адаптивность». Распределения сырых данных по обеим методикам оказались близки к нормальному распределению. Были составлены шкала перевода сырых значений МЛО в стэновые и определены группы профпригодности для военнослужащих женщин.

Военная служба всегда сопряжена с деятельностью в экстремальных условиях, для которой характерно наличие реальной витальной угрозы. Женщины, поступающие на военную службу на контрактной основе, имеют реальную возможность оказаться участниками боевых действий. Поэтому в процессе исследований был осуществлен анализ психологических характеристик личности военнослужащих женщин, принимавших участие в военном локальном конфликте.

Выявлено достоверное отличие по психической напряженности у группы военнослужащих, готовящихся к отправке в зону военного конфликта. Установлено, что перед отправкой в район боевых действий большинство женщин испытывают сильное эмоциональное возбуждение, близкое к аффективному. Вероятно данный период отличается наибольшей эмоциональной напряженностью, по сравнению с остальными.

Таким образом, анализ психологических особенностей личности военнослужащих женщин, принимавших участие в боевых действиях, свидетельствует о том, что женщины наравне с мужчинами могут переносить воздействия экстремальных факторов боевой обстановки Однако необходимо определить сферу возможного использования труда женщин в экстремальных условиях

В результате изучения социально-психологических и социально-демографический характеристик военнослужащих женщин было установлено, что основным мотивом поступления женщина на военную службу являются: материальная заинтересованность (наличие социальных льгот в процессе службы, получение более раннего и повышенного, по сравнению с большинством других категорий женщин, пенсионного обеспечения) и возможность профессиональной самореализации в условиях безработицы. При этом, образовательный уровень женщин, поступающих на военную службу несколько выше образовательного уровня мужчин, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантского и рядового состава, что позволяет рассматривать их в качестве альтернативы для замещения отдельных воинских должностей.

К числу профессионально значимых качеств военнослужащих женщин относятся: морально-нравственные качества (моральная нормативность), эмоционально-волевая регуляция, коммуникативные качества и состояние здоровья. Основное различие в профессионально важных качествах военнослужащих мужчин и женщин заключается в разной значимости характеристик физической работоспособности для успешной профессиональной деятельности.

Результаты исследования выявили наличие связи между уровнем интеллектуального развития военнослужащих женщин и успешностью их военно-профессиональной деятельности. Вместе с тем, сравнительный анализ психологических характеристик военнослужащих мужчин и женщин не выявил достоверных различий по уровню интеллектуального развития и личностного адаптационного потенциала.

Исследование особенностей личности военнослужащих мужчин и женщин в экстремальных условиях деятельности показало, что динамика изменения их личностных характеристик имеет одну и ту же тенденцию. Вместе с тем, выраженность динамики отдельных психологических характеристик военнослужащих мужчин и женщин различна, что может быть обусловлена, прежде всего, различным уровнем психоэмоциональных нагрузок в боевых условиях.

Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что уровень интеллектуального и личностного развития поступающих в настоящее время на военную службу женщин в целом соответствует требованиям военно-профессиональной деятельности. Однако следует определить сферу возможного использования труда военнослужащих женщин с учетом физиологических особенностей их организма.

Внимание к процессам в военном организме государства обусловлено не только чисто академическим, научным интересом, но и думами о будущем России, возможных путях вывода страны из кризиса. Российская армия, как и все наше общество, находится на историческом изломе, переживает глубокий социальный и духовно-нравственный кризис, испытывает внутреннее напряжение. Армия, являясь органической частью общества, испытывает на себе всю остроту проблем, которым оно болеет на переходном этапе к новому государственному образованию. Армия переживает глубокий кризис, грозящий снижением ее боевой готовности и духовно-нравственного потенциала. В этих условиях мы ставим проблему женщины в армии.

Ухудшающаяся демографическая ситуация в стране, неукомплектованность частей кадрами, падение престижа воинских профессий усиливает потребность Вооруженных сил пополнять свои ряды женщинами.

Личностные особенности женщин, их высокая адаптивность делает их незаменимыми даже в такой сугубо мужской деятельности, как служба в армии. Проведенные исследования позволяют делать выводы, что уровень интеллектуального и личностного развития женщин-военнослужащих соответствует требованиям военно-профессиональной деятельности.

Список литературы

личность женщина военнослужащий профессиональный

1. Алексеевич С. У войны - не женское лицо. - М.: Историческая литература, 1985.

. Быченков Л. Дамский танец с саблями // Смена. - 1995. - №8.

. Демина Е. Социально-гигиенические исследования профессиональной деятельности военнослужащих женщин в СВ ЛенВо. Физиолого-гигиеническая оценка условий военной службы женщин в ВС РФ. - Материалы Всеармейской научной конференции (25-26 февраля 1999 г.)

. Нейтан Э. «Рассчитывайте на нас: американки в армии» М., 2002

. Профессиональный психологический отбор в военно-учебные заведения - Материалы Всеармейской конференции, учебно-методический сборник - М.МО СССР, -1999 - с 138 (под ред. О.В. Перфиловой)

. Рыков С. Без женщин нельзя не только жить, но и воевать // Международная жизнь. - 2002. - №2.

Самойлов Д. Люди одного варианта. Из военных записок // Аврора. 1990. №2. С. 75-78.

. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. - М.: Вагриус, 2001.

. Хохлов А. «Передай помаду заряжающему» // Комсомольская правда. - 1995. - 18 мая.

. Яковлев П. Женщина в Российской армии. Ростов, 2004


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!